УДК 656.7.072/.073(045)
роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок
© 2017
ПАНАСЮК И. П., ТЕРТЫЧНАЯ А. О.
УДК 656.7.072/.073(045j
Панасюк И. П., Тертычная А. О. Роль бюджетных авиакомпаний на рынке авиационных перевозок
Рассмотрен и проанализирован современный рынок авиационных перевозок, освещены ключевые аспекты появления бюджетных авиакомпаний (lowcostj на рынке авиационных перевозок. Выделены основные факторы влияния на их функционирование и международное распространение. Исследовав рынок авиационных перевозок, можно утверждать, что лоукосты набирают быстрые обороты и распространяются по всему миру. Данная система разработана специально для бюджетных туристов, особой популярностью пользуется среди студентов. Бюджетные авиакомпании - выгодная альтернатива дорогим авиаперелетам. Как правило, лоукосты отказываются от большинства традиционных услуг для снижения стоимости перевозки пассажиров, а, следовательно, цен на рейсы. На современном этапе функционирования бюджетных авиакомпаний особенно необходимо исследование причин такой благотворительности и фактора эффективности от предоставления дешевых авиабилетов. Ведь несмотря на заманчивое предложение, существуют некоторые нюансы, которые и являются объектом исследования. Ключевые слова:лоукосты, авиакомпании, авиационные перевозки, пассажирские перевозки, бизнес-модель, туристические направления. Рис.: 4. Табл.: 1. Библ.: 9.
Панасюк Ирина Петровна - кандидат экономических наук, доцент кафедры международных экономических отношений и бизнеса, Национальный авиационный университет (пр. Космонавта Комарова, 1, Киев, 03058, Украинаj E-mail: [email protected]
Тертычная Анастасия Олеговна - студентка, Национальный авиационный университет (пр. Космонавта Комарова, 1, Киев, 03058, Украинаj E-mail: [email protected]
УДК 656.7.072/.073(045j Панасюк I. П., Тертична А. О. Роль бюджетних авiакомпанiй на ринку авiацiйних перевезень
Розглянуто та проанал'вовано сучасний ринок ав:ац:йних перевезень, висвтлено ключов'> аспекти появи бюджетних ав'шкомпанш (lowcostj на ринку ав:ац:йних перевезень. Виокремлено основш фактори впливу на 1х функцонування та мжнародне поширення. Досл'дивши ринок ав:ац:йних перевезень, можна стверджувати, що лоукости набира-ють швидких оберт'в та поширюеться по всьому свту. Дана система розроблена спец/ально для бюджетних турист/в, особливою по-пуляршстю користуеться серед студент'в. Бюджетнi ав'шкомпани -вигШна альтернатива дорогим авiаперельотам. Як правило, лоукости вiдмовляються вiд б'шьшостi традицйних послуг для зниження вартостi перевезення пасажир'в, а, отже, цн на рейси. На сучасному етат функцонування бюджетних ав'шкомпанш особливо необхiдним е досл'дження причин даноi благодйностi та фактора ефективностi вiд надання дешевих авiаквиткiв. Адже попри привабливу пропози^ю, кнують деяк нюанси, яю i е об'ектом досл'дження. Ключов'1 слова: лоукости, ав'шкомпани, авiацiйнi перевезення, паса-жирськ перевезення, б'внес-модель, туристичт напрямки. Рис.: 4. Табл.: 1. Ббл.: 9.
Панасюк 1рина Петрiвна - кандидат економiчних наук, доцент кафе-дри мiжнародних економ'нних в'дносин i бiзнесу, Нацональний авiацiй-ний утверситет (пр. Космонавта Комарова, 1, Кив, 03058, Укра!^ E-mail: [email protected]
Тертична Анастат Олегiвна - студентка, Нацональний авiацiйний утверситет (пр. Космонавта Комарова, 1, Кшв, 03058, Укра!^ E-mail: [email protected]
UDC 656.7.072/.073(045} Panasiuk I. P., Tertychna A. O. The Role of Budget Airlines in the Air Transport Market
The contemporary air transport market has been considered and analyzed, key aspects of the emergence of budget airlines (low-costj in the air transport market have been highlighted. The main factors of influence on their functioning and international distribution have been allocated. On exploring the air transport market, it can be argued that low-cost airlines are gaining speed and spreading all around the world. This system was developed specifically for budget tourists and is particularly popular among students. Budget airlines are a profitable alternative to expensive airfares. As a rule, low-cost airlines refuse most traditional services to reduce the cost of transporting passengers, and hence the prices of flights. In the current phase of operation of the budget airlines, it is particularly necessary to study the reasons for such charity and the efficiency factor in providing cheap airfares. In spite of the tempting offer, there are some nuances that are subject of research. Keywords: low-cost airlines, airlines, air transport, passenger transport, business model, tourist destinations. Fig.: 4. Tbl.: 1. Bibl.: 9.
Panasiuk Irina P. - PhD (Economicsj, Associate Professor of the Department of International Economic Relations and Business, National Aviation University (1 Kosmonavta Komarova Ave, Kyiv, 03058, Ukrainej E-mail: [email protected]
Tertychna Anastasiia O. - Student, National Aviation University (1 Kosmonavta Komarova Ave., Kyiv, 03058, Ukrainej E-mail: [email protected]
Бюджетные авиакомпании, или лоукосты, впервые появились в США, именно оттуда появилось название «low cost». Позже такие компании возникли в Европе и за короткий срок распространились по всему миру.
В Европе в последнее время перелеты лоукостами стали очень популярными. Бюджетные авиакомпании, которые позволяют летать по низким ценам в разные направления, успешно развиваются, потому пользуются большим спросом среди путешественников, имеющих сравнительно низкий уровень дохода. Но следует отметить, что, как и во всех привлекательных предложениях,
здесь есть свои нюансы. Опираясь на объективную логику, - если нет никакой ловушки, то абсолютно у всех авиакомпаний была бы установлена одинаковая стоимость.
Исследуя развитие бюджетных авиакомпаний, следует отметить, что под низкой стоимостью имеются в виду низкие операционные расходы, снижение которых происходит разными способами, но экономия - это не безопасность самолета.
Научным исследованием развития бюджетных авиакомпаний занимались такие ученые, как Малиновская Е., Бейдик О., Сова В., Зубова Е., Антощишина Н., Карпунь А., Маринцева К., Юн Г., Демьяненко К. и др.
Исследование состояния бюджетных авиакомпаний, проблем и перспектив их использования создает новые научные направления в теории и практике успешного развития лоукостов.
Исследованию применения бюджетных авиакомпаний были посвящены работы многих ученых, однако из-за создания новых направлений на большие расстояния возникает вопрос безопасности перелетов, а также необходимость выявления рисков и создания путей их устранения.
Целью статьи является анализ специфики развития бюджетных авиакомпаний, проблем и перспектив их использования.
В мире появляется все больше авиационных компаний, которые называют себя лоукостами. С каждым годом их количество только растет, а покрытие стран и аэропортов, охватываемых лоуко-стами, постоянно увеличивается. Лоукосты - это бюджетные авиакомпании, которые экономят на услугах питания и нормах бесплатного багажа во время полета и за счет этого предлагают сравнительно низкие цены на авиаперевозки. В целом большинство лоукостов летают на короткие расстояния и, как правило, используют однотипный флот самолетов «эконом-класса», такие как Вое1^-737 или А1гЬш-320 с экономичными двигателями. Стоит отметить, что бизнес-модель бюджетных авиакомпаний достаточно рискованная и требует тщательного анализа, быстрого реагирования и принятия
нестандартных решений. Именно поэтому лоукостам далеко не всегда удается приносить прибыль.
Ярким примером лоукостов может служить крупнейшая и самая известная в Европе бюджетная ирландская авиакомпания Ryanair, основанная в 1985 г. ирландским миллионером Тони Райаном, Крисом Райаном и Лиамом Лопергамом. Лоукост стал известным на весь мир своим акционным предложением «билет за 1 евро», а также идеями генерального директора этой авиакомпании, чтобы пассажиры летели стоя и платили за посещение туалета на борту. На сегодняшний день Ryanair является лидером среди дешевых авиаперевозчиков Европы и выполняет много бюджетных рейсов по всей Европе. Обслуживается самолетами Boeing-737. Самый большой лоукост Европы официально заявил, что будет летать из Украины: 30 октября 2017 г. запустит рейсы из Киева и Львова, ожидается, что пассажиропоток из Киева составит 250 000 человек. Планируется запуск 15 рейсов в неделю из Киева и 16 рейсов в неделю из Львова [4] (рис. 1).
Выступая на конференции Airport Operators Association в Лондоне, генеральный директор авиакомпании Майкл О'Лири сообщил, что в ближайшие годы планирует ввести бесплатные авиабилеты: «Задача, которая стоит перед нами, заключается в постепенном снижении цен на авиабилеты. Я предполагаю, что в ближайшие 5-10 лет стоимость авиабилетов Ryanair опустится до нуля. В этом случае все рейсы будут заполнены и мы
Рис. 1. Официальные планы внедрения рейсов 30 октября 2017 г. лоукост-перевозчика Руапа1г в Украине Источник: разработано на основе [4].
Е?
CQ О О
О ^
Q_
О
<с
со
<
о
ш
будем получать деньги, деля с аэропортами выручку, полученную от пассажиров, которые делают покупки в магазинах аэропортов» [3; 9]. Такой стратегический шаг возможен при условии, что в дальнейшем произойдет сокращение или отмена различных сборов, которые на сегодняшний день оплачивают авиакомпании, что позволит сделать авиабилеты бесплатными.
Конкурентом компании Ryanair является венгерская авиакомпания Wizz Air - крупнейший лоукост-авиаперевозчик Центральной и Восточной Европы. Эта авиакомпания активно сотрудничает с Украиной (с 2008 г.), развивая новые направления и усиливая свое существование на украинском авиарынке. В 2016 г. авиакомпания Wizz Air перевезла 23 млн пассажиров, что на 19% больше, чем в 2015 г. На протяжении 2016 г. во флот было добавлено 9 самолетов Airbus A321, а также было создано более 400 новых рабочих мест. На сегодняшний день флот Wizz Air состоит из 74 самолетов Airbus A320 и Airbus A321, работающих с 25 баз в 13 странах Центральной и Восточной Европы. В 2016 г. постоянное развитие и высокий уровень обслуживания были признаны на мировом уровне. Wizz Air назвали «выдающейся авиакомпанией 2016 года» по версии одного из крупнейших поставщиков мультимедийной информации и услуг авиационной отрасли и «Лоукост-авиакомпанией года» по версии ведущего провайдера независимых исследований и аналитики на рынке авиации - Центра Азиатско-Тихоокеанского авиации (САРА). Также авиакомпания прошла аудит на соответствие современным требованиям эксплуатационной безопасности IOSA (IATA Operation Safety Audit), глобального критерия безопасности авиакомпаний Международной ассоциации авиационного транспорта. В 2017 г. 750 000 мест на киевские маршруты уже в продаже, что составляет 64% прироста пассажиропотока в год по сравнению с 2016 г. На протяжении 2016 г. Wizz Air перевезла более 418 000 пассажиров в/из Украины, стимулируя развитие местного рынка авиационной и туристической сферы [4] (рис. 2).
Следует отметить, что не менее важными являются: британская компания Easy Jet, которая осуществляет полеты в Африку и на Ближний Восток, турецкая компания Pegasus Airlines, осуществляющая перевозки из Турции по Европе (в том числе популярна и в Украине), Air Arabia, которая осуществляет авиаперевозки в страны Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и страны СНГ, и другие бюджетные авиакомпании (рис. 3).
Опираясь на это исследование, можно утверждать, что по ценовой политике лоукост-компании - лучший вариант, ведь с их помощью можно сэкономить в три раза (рис. 4).
Исследуя украинский рынок авиационных перевозок, можно констатировать, что в 2018 г. состоится запуск новой украинской авиакомпании Trembita Airlines, об чем было сообщено на пресс-конференции Министерства инфраструктуры Украины. Авиакомпания будет размещаться в аэропорту Ивано-Франковска и будет считаться первым украинским лоукостом. В январе 2018 г. авиакомпания планирует в тестовом режиме запустить первый рейс по маршруту Ивано-Франковск - Херсон. Для этого недавно был приобретен первый самолет - Ан-140 [8]. Авиакомпания Trembita Airlines поставила перед собой задачу поднять внутренний рынок авиационных перевозок, а впоследствии открыть первые международные направления.
Рассматривая специфику функционирования бюджетных авиакомпаний, следует определить причины того, почему они могут позволить такие дешевые билеты [1].
Во-первых, лоукосты не перевозят на самолетах запасное топливо, что существенно уменьшает их вес, а, соответственно, и расходы на топливо. Именно это было проблемой при авиакатастрофе самолета компании Fly Dubai возле Ростова-на-Дону. Пилот просился на посадку, чтобы сэкономить топливо и не лететь в соседней аэропорт, но погодные условия помешали нормальной посадке.
с ф т I
с
S
Œ £ О
Ш
а
s
*
я
ш S
s
ш X
s
30
25
20
15
10
25,8
18,6 23
13,5 ..... 15,8.......
11 11,8........
9,4
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017* Год * - прогноз.
Рис. 2. Динамика пассажиропотока венгерской бюджетной авиакомпании Ш177Д1г
Источник: разработано на основе [4].
5
0
Авиакомпания
Aerolot Air One Flydubai Airbaltic Pegasus Airlines Air Arabia AirAsia Wizz Air Easy Jet Rynair
20
23
3
А
56
66
115
120
121
134
92
1
50 100 150
Количество направлений
200
250
Рис. 3. Рейтинг бюджетных авиакомпаний по направлениям Источник: разработано на основе [4].
и
о
н
7000
б000
н о 5000
^
Ф 4000
и
а
С к 3000
2000
1000
0
б000
5300
2000
British Airways Ukraine Internationa!
Название авиакомпании
W¡zz Дк
Рис. 4. Ценовая политика трех авиакомпаний по направлению Киев - Лондон Источник: разработано на основе [4].
Во-вторых, бюджетные авиакомпании закупают самолеты большими партиями по принципу «оптом дешевле», таким образом авиакомпания может получить большую скидку от производителя. Также снизить расходы на перевозку позволяет отсутствие бизнес-класса и наличие только эконом-класса, который может вместить большое количество пассажиров. В связи с тем, что на борт самолета разрешается взять только минимальный вес багажа, самолеты экономят на использовании горючего.
Исследуя причины низких цен на билеты, следует заметить, что экономия происходит за счет минимизации затрат времени, которое самолет проводит в аэропорту, и оптимизации стыковки рейсов, то есть перелеты спланированы так, что самолет, прибывающий в аэропорт, практически сразу улетает с пассажирами в другом направлении. Как правило, лоукост-компании используют дешевые в аренде аэродромы, которые обычно расположены вдали от городов, поэтому,
чтобы добраться до города, придется заплатить дороже за билет. В большинстве случаев лоукост-компании предлагают трансфер в город из аэропорта и на этом зарабатывают деньги. Примером может служить аэропорт Осло Санефьорд Торп, который находится в 120 км от Осло, но лоукост-компания все равно продает
билеты туда как в Осло, а поскольку Норвегия - очень дорогая страна, то, сэкономив на полете, придется дорого заплатить за трансфер в город [6].
За счет приобретения билетов через интернет происходит снижение комиссионных расходов, что непосредственно влияет на снижение цены. Также бюджетные авиакомпании экономят за счет отсутствия бесплатного питания на борту самолета, а также за счет отсутствия рекламы.
Следует отметить, что для того, чтобы пользоваться лоукостами, нужно знать некоторые нюансы, с которыми можно столкнуться во время путешествия. Так, в стоимость билета входит только ручной багаж. Это может быть чемодан или рюкзак, но размером до
0
55 х 40 х 20 см. То есть стандартный 30-литровый рюкзак. Конечно, у каждой лоукост-компании по поводу багажа свои правила, но все они сводятся к тому, что брать с собой надо по минимуму, если не хочешь платить втридорога [5].
Также, покупая билеты на лоукосты, стоит помнить о трансфере из аэропорта. Как правило, аэропорты, обслуживающие бюджетные компании, находятся за пределами городов, поэтому добираться нужно на специальных автобусах, цена на которые может быть больше цены на авиабилет. Поэтому при выборе пункта назначения необходимо учитывать и эти нюансы.
Именно с помощью этих особенностей функционирования бюджетных авиакомпаний цены на билеты намного дешевле, чем в обычных авиакомпаниях. В результате - приятная цена для пассажиров и большая выгода для бюджетных авиакомпаний.
Анализ развития бюджетных авиакомпаний позволяет выделить характерные особенности лоукост-компаний [1]:
1. Один пассажирский класс.
2. Один тип самолета (приводит к значительному сокращению затрат на подготовку персонала и техническое обслуживание парка).
3. Современный и регулярно обновляемый авиапарк (новые самолеты более экономичны по топливу и запчастям).
4. Минимум дополнительного оборудования на борту уменьшает вес, а, значит, и расход топлива.
5. Онлайн-бронирование 1ошсо8^билетов.
6. Поощрение заблаговременного бронирования, увеличение стоимости билета по мере уменьшения свободных мест.
7. Отсутствие указанного места в посадочных талонах, что стимулирует пассажиров быстрее подняться на борт и занять места в салоне.
8. Выполнение одним самолетом большого количества авиаперелетов в течение одного дня.
9. Минимум бесплатных услуг на борту.
10. Продажа дополнительных услуг и товаров на борту (например, питание и напитков).
В табл. 1 дана сравнительная характеристика самолетов обычных авиакомпаний и лоукостов.
Исследуя рынок авиационных перевозок, следует отметить, что в 2019 г. известная шведская компания 1кеа запустит собственную лоукост-авиакомпанию «Шкеа» [2]. В планах компании - открытие многих международных направлений в основном по Европе, а также прямого сообщения между Швецией и Австралией. Такую идею можно рассматривать с точки зрения большого риска, ведь, как отмечалось ранее, лоукост-компании не перевозят запасного топлива, емкость топливных баков меньше почти в 2 раза, чем у обычного самолета. Компания 1кеа утверждает, что благодаря инновационному подходу рейс из Швеции в Австралия не
Таблица 1
Характеристика структуры моделей самолёта обычных авиакомпаний и самолёта лоукостов
Показатель Боешд 767 Д1гЬы$ А320 полётные данные Боешд 767 А^ЬдеА320
Год выпуска 1986 1988
Размеры Дальность полёта с максимальной загрузкой (км) 7890 6100
Размах крыла (м) 47,57 34,1 Максимальная крейсерская скорость (км/час) 870 840
Длина самолёта (м) 48,51 37,6 Максимальная скорость (км/час) 914 890
Высота самолёта (м) 15,85 11,8 Максимальная высота полёта (м) 13200 11900
Площадь крыла (кв. м) 283,3 122,4 Длина разбега (м) 2600 2090
Макс. ширина фюзеляжа (м) 5,03 3,95 Длина пробега (м) 1700 1530
Вес Часовое использование топлива (кг) 5100 2600
Максимальный взлётный вес, т 143,0 73,5 Длина салона (м) 33,93 27,5
Максимальный посадочный вес, т 123,4 64,5 Ширина салона (м) 4,72 3,7
Вес пустого самолёта, т 86,08 42,10 Количество пассажирских мест в кабине двух класов 224 150
Максимальный вес без топлива, т 113,5 61,0 Количество пассажирских мест в эконом-классе 285 164
Максимальная комерческая загруженость, т 33,3 16,6 Максимальное количество пассажирских мест 290 179
Ёмкость топливных баков, т 45890 24210 Необходимая длина ВПП (м) 1980 2000
Е? т о о
о ^
о_
о
<с
со
<
2 ш
будет требовать остановок для дозаправки. Расстояние между Стокгольмом и Сиднеем достаточно большое, примерно 15580 км, а отсутствие остановок для дозаправки или пересадки может привести к трагическим случаям. В таких ситуациях не надо забывать о погодных условиях, которые непосредственно влияют на осуществление посадки. Но авиакомпания Ikea уверена, что с помощью нового дизайна самолетов, их исключительной формы, качества, устойчивости, функциональности значительно снизится вес самолета, в том числе и расходы на топливо. Данный рейс может стать самым длинным в мире среди лоукост-компаний, что действительно привлекает, но можно вспомнить историю с «Титаником», когда больше внимания уделялось тому, как быстрее добраться до побережья Северной Америки, чтобы показать всю силу и скорость судна и чтобы об этом написали во всех газетах, и все были уверены, что такую мощь, как «Титаник», просто невозможно потопить. В результате всё закончилось трагически, погибло 1517 человек [7].
ВЫВОДЫ
Безусловно, на сегодняшний день развитие лоу-кост-компаний стало настоящим спасением для пассажиров, которые ценят экономию времени и минимальные затраты на перелет. Но Low Cost - это не идеальные авиакомпании, они имеют свои условия и особенности, которые могут показаться неудобными, а в некоторых случаях - даже неприемлемыми:
1. Покупка билетов задолго до самого перелета. Так как авиакомпания должна
быть уверена, что соберет рейс, то чем раньше будет оплачен билет, тем дешевле он обойдется.
2. Невозможность возврата билета. Если по каким-либо причинам перелет
приходится отменить или отложить на другой раз, вернуть билет в большинстве случаев невозможно.
3. На посадочном талоне нет указанного места. Для посадки на
комфортное место придется приехать гораздо раньше и самостоятельно занимать места.
4. Неиспользование стыковок. Компании работают по принципу P2P (point-
to-point, от точки к точке), а это значит, что за сорванные коннекты они ответственность не несут.
5. Аэропорты. Для многих является неудобным то, что взлет и посадка производятся на удаленных аэропортах. Так как близость аэропорта потребует дополнительных затрат, в некоторых случаях это может обойтись дороже, чем стоимость билета за перелет.
Но, несмотря на все эти особенности, бюджетные авиакомпании пользуются огромной популярностью, стимулируют сферу туризма и позволяют летать всем, кто раньше об этом даже не мечтал. ■
ЛИТЕРАТУРА
1. Малиновська О. Ю. Бюджеты aBiaKOMnaHii (low cost): специфка дiяльностi та географiя перевезень. Географ'я та туризм. 2012. Вип. 21. С. 155-161.
2. Авiакомпанiя Ikea. URL: http://lowcostavia.com.ua
3. ёвропейська правда. 1№жнародна безпека та свроште-гра^я УкраТни. URL: http://www.eurointegration.com.ua
4. 1нтерфакс Украина. URL: http://ua.interfax.com.ua/
5. Лоукост, или бюджетная авиакомпания. URL: https://travel-diary.com.ua/podgotovka-k-poezdke/loukost-ili-budzetnaa-aviakompania-cto-eto-takoe/
6. Airlines Inform. Бюджетные авиакомпании. URL: https:// www.airlines-inform.ru/low_cost_airlines/
7. Low cost - бюджетные авиакомпании. URL: https:// www.flylowcost.ru/
8. Low Cost Эксперт. URL: http://low-cost.expert/news/first-ukrainian-lowcost
9. The Guardian. URL: http://www.theguardian.com
REFERENCES
"Aviakompaniia Ikea" [Airline Ikea]. Aviakompaniia Ikea. http://lowcostavia.com.ua
"Airlines Inform. Biudzhetnyye aviakompanii" [Airlines Inform. Budget airline]. https://www.airlines-inform.ru/low_cost_air-lines/
"Interfaks Ukraina" [Interfax Ukraine]. http://ua.interfax. com.ua/
"Loukost, ili biudzhetnaya aviakompaniya" [Low-cost or budget airline]. https://travel-diary.com.ua/podgotovka-k-poezd-ke/loukost-ili-budzetnaa-aviakompania-cto-eto-takoe/
"Low cost - biudzhetnyye aviakompanii" [Low cost - budget airlines]. https://www.flylowcost.ru/
"Low Cost Ekspert" [Low Cost Expert]. http://low-cost.ex-pert/news/first-ukrainian-lowcost
Malynovska, O. Yu. "Biudzhetni aviakompanii (low cost): spetsyfika diialnosti ta heohrafiia perevezen" [Budget airlines (low cost): the specific activities and transportation geography]. Heohrafiia ta turyzm, no. 21 (2012): 155-161.
"The Guardian" http://www.theguardian.com
"Yevropeiska pravda. Mizhnarodna bezpeka ta yevrointeh-ratsiia Ukrainy" [European true. International security and European integration of Ukraine]. http://www.eurointegration.com.ua
E?
QQ О О
О ^
Q_
О
<с
со
<
о
ш