Научная статья на тему 'РОЛЬ БИЗНЕС-РАЗВЕДКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА'

РОЛЬ БИЗНЕС-РАЗВЕДКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
385
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ БИЗНЕСА / БИЗНЕСИНИЦИАТИВА / ОРГАНИЗАЦИЯ / ТАКТИКА / СТРАТЕГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Идрисов Ильяс Муратович

В статье рассматривается роль бизнес-разведки в обеспе -чении экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Отмечается, что управление эффективностью бизнеса - это ключевая бизнес-инициатива, которая позволяет компаниям согласовывать стратегические и операционные цели с бизнес-деятельностью, чтобы в полной мере управлять эффективностью посредством принятия более обоснованных решений и действий. Эффективная работа бизнеса требует, чтобы организация моделировала и контролировала не только свою тактику, но и рассматривала стратегии конкурентов, а также предположения, на которых строятся эти стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соколов Алексей Павлович, Идрисов Ильяс Муратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BUSINESS INTELLIGENCE IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF AN ECONOMIC ENTITY

The article discusses the role of business intelligence in ensuring the economic security of an economic entity. It is noted that business performance management is a key business initiative that allows companies to align strategic and operational goals with business activities in order to fully manage performance through more informed decisions and actions. Running a business effectively requires an organization to model and control not only its own tactics, but also consider competitors’ strategies and the assumptions on which those strategies are built.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БИЗНЕС-РАЗВЕДКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА»

Научная статья

УДК 336

doi: 10.47576/2313-2086_2022_4_45

РОЛЬ БИЗНЕС-РАЗВЕДКИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Соколов Алексей Павлович

Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, Москва, Россия; Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия;

Идрисов Ильяс Муратович

Владимирский государственный университет им. А. Г и Н. Г Столетовых, Владимир, Россия

Аннотация. В статье рассматривается роль бизнес-разведки в обеспе -чении экономической безопасности хозяйствующего субъекта. Отмечается, что управление эффективностью бизнеса - это ключевая бизнес-инициатива, которая позволяет компаниям согласовывать стратегические и операционные цели с бизнес-деятельностью, чтобы в полной мере управлять эффективностью посредством принятия более обоснованных решений и действий. Эффективная работа бизнеса требует, чтобы организация моделировала и контролировала не только свою тактику, но и рассматривала стратегии конкурентов, а также предположения, на которых строятся эти стратегии.

Ключевые слова: управление эффективностью бизнеса; бизнес-инициатива; организация;тактика; стратегии.

Для цитирования: Соколов А. П., Идрисов И. М. Роль бизнес-разведки в обеспечении экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Прикладные экономические исследования. 2022. № 4. С. 45-50. https://doi. org/10.47576/2313-2086_2022_4_45.

Original article

THE ROLE OF BUSINESS INTELLIGENCE IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF AN ECONOMIC ENTITY

Sokolov Alexey P.

Russian Economic University Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia; Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia;

Idrisov Ilyas M.

Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia

Abstract. The article discusses the role of business intelligence in ensuring the economic security of an economic entity. It is noted that business performance management is a key business initiative that allows companies to align strategic and operational goals with business activities in order to fully manage performance through more informed decisions and actions. Running a business effectively requires an organization to model and control not only its own tactics, but also consider competitors' strategies and the assumptions on which those strategies are built.

Keywords: business performance management; business initiative; organization; tactics; strategies.

For citation: Sokolov A. P., Idrisov I. M. The role of business intelligence in ensuring the economic security of an economic entity. Applied economic research, 2022, no. 4, pp. 45-50. https://doi.org/10.47576/2313-2086_2022_4_45.

Большинство исследователей экономической безопасности рассматривают предприятие прежде всего как объединение отдельных лиц для достижения общей цели. Персонал предприятия является одновременно фактором производства и источником его развития.

Считается, что вместе с большим количеством положительных эффектов внедрение новых технологий открывает множество возможностей нанести вред бизнесу. В этом случае субъективный фактор информационной безопасности играет решающую роль и может как нанести вред бизнесу, так и привести к его процветанию. Вопросы информационной безопасности хозяйствующих субъектов как составляющей их экономической безопасности давно вышли за рамки отраслевых проблем и требуют дальнейшего тщательного изучения на уровне государства и общества в целом [8].

Экономическая деятельность подразумевает развитие тесного делового сотрудничества, обмен информацией, денежные переводы, поставку продукции и оказание услуг. Экономическая безопасность предприятия зависит от эффективного снижения рисков на каждом этапе этого процесса.

Обязанности по его предоставлению возлагаются на отдел экономической безопасности предприятия. Его деятельность сложна. Слаженная и эффективная работа такого отдела определяет благополучие и процветание любого бизнеса.

Предотвращение утечки данных, своевременная проверка полученных счетов перед переводом средств, деловых партнеров перед заключением крупной сделки позволяют

снизить риски, застраховать от банкротства и обеспечить успешное ведение деятельности. Именно поэтому обеспечение экономической безопасности предприятия является одним из важнейших вопросов.

Эксперты определяют термин «экономическая безопасность предприятия» следующим образом: экономическая безопасность предприятия - это процесс использования ресурсов предприятия для оптимизации его деятельности с целью предотвращения возможных убытков, снижения рисков и обеспечения стабильной работы бизнеса. Эта миссия непростая, так как угрозы подстерегают любую компанию с момента ее основания [10].

Существует довольно много ситуаций, когда компания может впустую тратить деньги. Это характерно для рыночных отношений. Миссией отдела экономической безопасности предприятия является защита компании от любых угроз с целью обеспечения оптимальных условий для реализации коммерческих интересов и развития бизнеса, как планировалось ранее.

Существует множество дестабилизирующих факторов, которые могут привести к серьезным финансовым потерям. Они могут влиять по отдельности или составлять комплекс, что приводит к синергии, и их негативное влияние усиливается [13].

У каждого бизнеса есть свой собственный комплекс дестабилизирующих факторов, но есть определенные элементы, характерные для деятельности любой компании. Обычно они делятся на внешние и внутренние.

Рассмотрим внешние угрозы экономической деятельности. Эти факторы могут серьезно подорвать деятельность компании:

- бизнес-аналитика;

- неудача деловых партнеров;

- интриги конкурентов по бизнесу с целью захвата рынка;

- незаконная деятельность организованной преступности;

- мошенничество юридических и физических лиц;

- продажа информации и секретов компании бывшими сотрудниками;

- различные правонарушения со стороны государственных и правоохранительных органов.

Трудно развивать и совершенствовать бизнес, который постоянно подвергается воздействию дестабилизирующих факторов. Внутренние угрозы могут нанести такой же ущерб, как и внешние. Внутренних еще больше, поскольку в большинстве случаев за ними стоят действующие сотрудники. Имея доступ к конфиденциальной информации, нерадивые сотрудники могут совершать противоправные действия по незнанию или злому умыслу, что имеет негативные последствия [11].

Комплекс внутренних угроз, от которых страдает экономическая безопасность, включает в себя следующее:

- подрыв делового имиджа компании;

- незаконные действия персонала, приводящие к финансовым потерям;

- отсутствие действий со стороны руководителей и работников корпорации, что мешает реализации предложенного плана;

- утечка конфиденциальной информации (как кража, так и непреднамеренная передача третьим лицам);

- неквалифицированная деятельность персонала, приводящая к потере важных контрактов и расторжению взаимовыгодных партнерских отношений.

Чем больше из вышеперечисленных факторов присутствуют в повседневной деятельности предприятия, тем меньше шансов на коммерческий успех бизнеса. Именно поэтому не стоит экономить на материально-технических ресурсах и выделении финансов, в которых нуждается экономическая безопасность предприятия.

Ведущими факторами стратегического шанса в наших нынешних условиях являются глобализация и технологические инновации. Экономия на масштабе - база, на которой

крупные компании основывали свое доминирование в индустриальную эпоху, больше не является таким преимуществом.

Фирмы-победители - это организации, которые наиболее успешно справляются с бизнес-проблемами, имеющими решающее значение для их эффективности, и развивают наиболее точное понимание определений и создания ценности [6; 7; 9; 12].

Конкурентное преимущество во многом связано с использованием интеллектуальных активов фирмы, в то же время определяя, как конкуренты, вероятно, будут использовать свои знания. Таким образом, всестороннее и доскональное понимание конкурентов является важным компонентом разработки и реализации выигрышных стратегий.

Организациям необходимы комплексные аналитические рамки для выявления и оценки текущих и потенциальных стратегий нынешних и будущих конкурентов. Общая потребность в конкурентной разведке в бизнесе не вызывает сомнений. Но существует широкий спектр мнений о важности систематических разведывательных усилий и еще более широкий спектр методов фактического сбора, анализа и использования разведывательной информации [3].

С одной стороны, большинство фирм не имеют официальных программ технической разведки, они ожидают, что разведывательная информация будет появляться как обычная часть работы всех или некоторых сотруд -ников.

С другой стороны, небольшое, но растущее число фирм внедрили в своей организации ту или иную форму преднамеренных усилий по технической разведке [2].

Компании также требуется информация о текущих и будущих рынках, конкурентах, клиентах, технологиях и т. д., чтобы она могла позиционировать себя оптимальным образом, принимать правильные решения и в конечном итоге реализовать их в самый идеальный момент времени [10].

Конкурентную разведку можно описать как систематический процесс поиска и анализа информации, в ходе которого фрагментиро-ванная информация о рынках, конкурентах и технологиях может быть преобразована в четкое понимание корпоративной среды для лица, принимающее решения [14].

Деятельность конкурентной разведки можно разделить на две основные группы: тактическую и стратегическую. Тактическая разведка носит краткосрочный характер и направлена на то, чтобы внести свой вклад в решение таких вопросов, как захват доли рынка или увеличение доходов. Стратегическая разведка фокусируется на долгосрочных вопросах, таких как ключевые риски и возможности, с которыми сталкивается предприятие [1].

В любом случае конкурентная разведка отличается от корпоративного или промышленного шпионажа, который опирается на незаконные и неэтичные методы для получения несправедливого конкурентного преимущества.

В то время как большинство компаний могут найти существенную информацию о своих конкурентах в Интернете, конкурентная разведка выходит за рамки захвата таких легкодоступных способов. Лишь небольшая часть конкурентной разведки включает в себя поиск информации в Интернете [4].

Типичное исследование конкурентной разведки включает информацию и анализ из различных разрозненных источников, включая средства массовой информации, интервью с клиентами и конкурентами, отраслевых экспертов, торговые выставки и конференции, правительственные документы и публичные заявки. Но эти общедоступные источники информации являются лишь отправными точками. Конкурентная разведка также включает в себя изучение всего круга заинтересованных сторон компании, ключевых дистрибьюторов и поставщиков, а также клиентов и конкурентов.

Информация о клиентах конкурентов, например об их симпатиях и антипатиях, а также о том, как они относятся к продуктам или услугам и компаниям на рынке, может быть очень важна для стратегий организации.

Если клиенты удовлетворены продуктами или услугами ваших конкурентов, конкурентная разведка может помочь вам выяснить, что работает для них.

Аналогичным образом, если клиенты постоянно разочаровываются в определенной функции продукта или проблеме с обслуживанием клиентов, вы можете использовать это преимущество перед конкурентами,

улучшив свой собственный продукт или обслуживание клиентов [1].

Повторение одного и того же снова и снова без каких-либо усилий по совершенствованию и внедрению инноваций может быть опасным для бизнеса. Конкурентная разведка может вдохновить на то, чтобы выбраться из такой колеи.

Понимание того, какие инновации внедряют конкуренты или другие компании на смежном рынке, может помочь организации мыслить нестандартно [8]. Такое понимание может вдохновить на полное изменение некоторых стратегий, касающихся ключевых функций организации.

Конкурентная разведка позволит постоянно отслеживать свой рынок и конкурентов [5].

Конкурентная разведка важна для любой организации, поскольку она может дать им преимущество перед конкурентами, позволяя бизнес-лидерам принимать обоснованные решения.

Конкурентная разведка в настоящее время является неотъемлемой частью бизнес-стратегии организаций по всему миру, поскольку она помогает им понять свою конкурентную среду, ее возможности, а также проблемы.

Выступая в качестве связующего звена между информацией и действиями, конкурентная разведка позволяет организациям выполнять следующие задачи:

1. Анализ основных тенденций рынка, ожидания клиентов, новых технологий, изменений в своей отрасли, чтобы лучше позиционировать себя.

2. Прогноз следующих шагов своих конкурентов и готовность противостоять им с помощью качественной и количественной информации.

3. Определение будущих угроз, которые могут возникнуть в их отрасли.

4. Поиск возможности для роста бизнеса.

5. Улучшение продаж, чтобы выиграть больше сделок.

6. Анализ самооценки сотрудников, чтобы выявить пробелы.

Таким образом, при использовании всего своего потенциала конкурентная разведка в любой деятельности предоставляет предприятиям наиболее подробный и точный план действий в отношении всех их ключевых функций.

Список источников

1. Алавердов А. Р. Управление кадровой безопасностью организации : учеб. М. : Маркет ДМ, 2018. 176 с.

2. Алексеев М. Лексика русской разведки (исторический обзор). М. : Междунар. отношения, 2018. 128 с.

3. Ахременко А. С. Политический анализ и прогнозирование : учеб. пособие. М. : Гарда-рики, 2016. 333 с.

4. Баяндин Н. И. Технологии безопасности бизнеса: введение в конкурентную разведку : учебно-практическое пособие. М. : Юристъ, 2018. 320 с.

5. Боган К., Инглиш М. Бизнес-разведка. Внедрение передовых технологий. М. : Вершина, 2016. 368 с.

6. Бухарин С. Н., Цыганов В. В., Информационные войны в бизнесе и политике: теория и методология. М. : Академический проект, 2017. 335 с.

7. Веревченко А. П., Горчаков В. В., Иванов И. В., Голодова О. В. Информационные ресурсы для принятия решений : учеб. пособие. М. : Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2022. 560 с.

8. Горбунов Л. Р. Аналитическая служба фирмы, ведомства, банка, региона. М. : Глобус,

2021. 280 с.

9. Джилад Б. Конкурентная разведка. Как распознать внешние риски и управлять ситуацией. СПб. : Питер, 2020. 320 с.

10. Доронин А. И. Бизнес-разведка. 5-е изд., перераб. и доп. М. : Ось-89, 2021. 704 с.

11. Дудихин В. В., Дудихина О. В. Конкурентная разведка в Internet. Все необходимое для поиска любой информации. 2-е изд., испр. доп. М. : NT Press, 2021. 229 с.

12. Дудихин В. В., Дудихина О. В. Конкурентная разведка в Internet. Советы аналитика. М. : ДМК Пресс, 2021. 192 с.

13. Землянов В. Своя контрразведка : практическое пособие. Минск : Харвест, 2014. 416 с.

14. Информация: поиск, анализ, защита / авт.-сост. И. Н. Кузнецов. Минск : Амалфея,

2022. 320 с.

References

1. Alaverdov A. R. Personnel security management of the organization: textbook. M. : Market DM, 2018. 176 p.

2. Alekseev M. Vocabulary of Russian intelligence (historical review). M. : International. relations, 2018. 128 p.

3. Akhremenko A. S. Political analysis and forecasting : studies. manual. M. : Gardariki, 2016. 333 p.

4. Bayandin N. I. Business security technologies: introduction to competitive intelligence : an educational and practical guide. Moscow: Jurist, 2018. 320 p.

5. Bogan K., English M. Business intelligence. Introduction of advanced technologies. Moscow: Vershina, 2016. 368 p.

6. Bukharin S. N., Tsyganov V. V. Information wars in business and politics: theory and methodology. Moscow : Academic Project, 2017. 335 p.

7. Verevchenko A. P., Gorchakov V. V., Ivanov I. V., Golodova O. V. Information resources for decision-making : studies. manual. M. : Academic project; Yekaterinburg: Business book, 2022. 560 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Gorbunov L. R. Analytical service of the firm, department, bank, region. Moscow : Globus, 2021. 280 p.

9. Gilad B. Competitive intelligence. How to recognize external risks and manage the situation. St. Petersburg: St. Petersburg, 2020. 320 p.

10. Doronin A. I. Business intelligence. 5th ed., reprint. and additional. M. : Axis-89, 2021. 704 p.

11. Dudikhin V. V., Dudikhina O. V. Competitive intelligence on the Internet. Everything you need to search for any information. 2nd ed., ispr. add. M. : NT Press, 2021. 229 p.

12. Dudikhin V. V., Dudikhina O. V. Competitive intelligence on the Internet. Analyst's Advice. Moscow : DMK Press, 2021. 192 p.

13. Zemlyanov V. His own counterintelligence: a practical guide. Minsk : Harvest, 2014. 416 p.

14. Information: search, analysis, protection / author-comp. I. N. Kuznetsov. Minsk : Amalfea, 2022. 320 p.

Сведения об авторах

СОКОЛОВ АЛЕКСЕЙ ПАВЛОВИЧ - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры корпоративного управления и инноваций, Российский экономический университет им. Г В. Плеханова, Москва, Россия; профессор кафедры менеджмента и маркетинга, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия

ИДРИСОВ ИЛЬЯС МУРАТОВИЧ - аспирант первого курса, Владимирский государственный университет им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Владимир, Россия

Information about the authors

SOKOLOV ALEKSEY P. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Corporate Governance and Innovations, Russian University of Economics Named after G. V. Plekhanov, Moscow, Russia; Professor of the Department of Management and Marketing, Vladimir State University. Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia IDRISOV ILYAS M. - 1st year post-graduate student, Vladimir State University Named after A. G. and N. G. Stoletovs, Vladimir, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.