Научная статья на тему 'Роль бизнес-организаций в развитии научно-образовательных школ в современной России'

Роль бизнес-организаций в развитии научно-образовательных школ в современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
271
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЯ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА / ПРИКЛАДНАЯ НАУКА / ГРАНТОВАЯ ПОДДЕРЖКА / БИЗНЕС-ПРОЕКТЫ / BUSINESS ORGANIZATION / RESEARCH AND EDUCATIONAL SCHOOL / FUNDAMENTAL SCIENCE / APPLIED SCIENCE / GRANT SUPPORT / BUSINESS PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Павельева Татьяна Юрьевна

Статья посвящена исследованию роли современных бизнес-организаций в развитии научно-образовательных школ. Автор отмечает усиление влияния бизнес-структур в процессах финансирования таких школ в развитых странах. Тем не менее, значение российского бизнеса в таком финансировании еще не велико. Обобщая зарубежный, а также отечественный опыт в статье предлагаются пути взаимодействия бизнес-организаций и научно-образовательных школ, обосновывается важность и результативность такого сотрудничества для обеих сторон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF BUSINESS-ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SCHOOLS IN MODERN RUSSIA

The article investigates the role of modern business organizations in the development of scientific-educational schools. The author notes the growing influence of business organizations in the financing of schools in developed countries. Nevertheless, the importance of Russian business in this funding is not great. Generalizing the foreign and national experience in the article suggests ways of interaction of business organization, scientific and educational schools, and justified the importance of results-commutativity of such cooperation for both sides.

Текст научной работы на тему «Роль бизнес-организаций в развитии научно-образовательных школ в современной России»

15.6. РОЛЬ БИЗНЕС-ОРГАНИЗАЦИЙ В РАЗВИТИИ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Павельева Татьяна Юрьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры философии МГТУ «СТАНКИН» Контакты автора: pavelieva@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена исследованию роли современных бизнес-организаций в развитии научнообразовательных школ. Автор отмечает усиление влияния бизнес-структур в процессах финансирования таких школ в развитых странах. Тем не менее, значение российского бизнеса в таком финансировании еще не велико. Обобщая зарубежный, а также отечественный опыт в статье предлагаются пути взаимодействия бизнес-организаций и научно-образовательных школ, обосновывается важность и результативность такого сотрудничества для обеих сторон.

Ключевые слова: бизнес-организация, научнообразовательная школа, фундаментальная наука, прикладная наука, грантовая поддержка, бизнес-проекты

THE ROLE OF BUSINESS-ORGANIZATIONS IN THE DEVELOPMENT OF SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL SCHOOLS IN MODERN RUSSIA

Pavelieva Tatyana Urievna, candidate of historical sciences, docent of the department of philosophy of the Moscow State Technology University «STANKIN»

Annotation: The article investigates the role of modern business organizations in the development of scientific-educational schools. The author notes the growing influence of business organizations in the financing of schools in developed countries. Nevertheless, the importance of Russian business in this funding is not great. Generalizing the foreign and national experience in the article suggests ways of interaction of business organization, scientific and educational schools, and justified the importance of results-commutativity of such cooperation for both sides.

Keywords: business organization, research and educational school, fundamental science, applied science, grant support, business projects

Одной из главных черт современной мировой науки является сосредоточение огромного научного потенциала в крупных корпорациях, которые спонсируют многие научные разработки. Так в США и Великобритании финансируется 80% всех НИОКР. Аналогичная ситуация наблюдается в Японии, где крупные фирмы с уставным капиталом более 1 млрд иен финансируют 86% НИОКР. На долю мелких фирм, по оценке ОЭСР, в экономически развитых странах приходится 10-20% всего финансирования научной деятельности1. Существенную роль малый бизнес играет тогда, когда круп-

1 http://elementmag.kz/2010/08/25/neskolko-slov-o-nauchnoj-shkole.

ные и малые предприятия интегрируются, а крупные компании зачастую являются заказчиками независимых малых фирм или привлекают их по субподряду. По существу, создаются неформальные вертикально интегрированные структуры. Следует отметить, что научно-образовательные школы могут привлекаться к таким проектам по нескольким направлениям: в качестве соисполнителей, субподрядчиков.

В России сложилась иная ситуация. Большинство передовых новаторских научных проектов финансируется не крупным бизнесом, а государством. Роль же государства в западных странах в развитии научнообразовательных школ, науки в целом сводится к определению налоговых льгот для компаний, инвестирующих в научные проекты, и созданию условий, при которых ученые могут коммерциализировать свои разработки и распоряжаться интеллектуальной собственностью .

Вся цепочка взаимосвязи научно-образовательных школ и бизнес-организаций может быть представлена следующим образом (исходя из зарубежного опыта):

1) научно-образовательная школа в лице ее лидера (лидеров) должна предложить бизнесу наработки в области наиболее перспективных научных направлений. Технически такая процедура состоит в том, что компании объявляют конкурс, который и призван выявить в рамках предложенной тематики (которая в ряде случаев формулируется предельно широко) лучшие наработки ученых и, таким образом, выявить победителя;

2) победитель конкурса уже на ранних стадиях научных разработок получает выделенное финансирование;

3) часть бизнес-организаций доводит эти наработки до стадии бизнес-проектов и предлагает инвесторам или реализует эти бизнес-проекты и далее.

Таким образом, при подобной технологии учитываются и интересы научно-образовательных школ, и бизнеса. Представители бизнеса, которые мыслят перспективно, понимают, что вкладывая финансовые и иные средства в научные разработки научнообразовательной школы, можно получить двойной эффект: с одной стороны, научные результаты, а с другой, - будущих ученых (учеников научно-

образовательной школы), а, весьма вероятно, и потенциальных сотрудников корпорации.

Последние 20 лет отмечены тенденцией увеличения роли бизнеса в финансировании научно-исследовательской деятельности и усилении его влияние на определение приоритетных научных направлений, в том числе и в научно-образовательных школах, во всех развитых странах. Так, государственные меры, направленные на активизацию сотрудничества научных организаций с промышленностью и бизнесом, привели к тому, что в период с 1981 по 2009 гг. финансирование последними научных исследований в вузах Франции увеличилось на 85%, Канаде - на 60%, Греции, Финляндии, Италии - на 45%, Нидерландах, Великобритании и США - в среднем на 30%2.

Следует отметить, что современный бизнес делает акцент на инновации, а они невозможны без тесного сотрудничества с различными научными организациями, в том числе и с научно-образовательными школами. Достаточно привести пример, что инвестиции в НИОКР, в том числе и через привлечение к этой деятельности ведущих ученых различных научно-

Павельева РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ

Т.Ю.

образовательных школ, в корпорации «Самсунг» за последние 5 лет выросли с 5,9% до 9,4% и составляют $5,1 млрд в год. Это еще раз подтверждает тот непреложный факт, что именно интеллектуальная собственность приносит наибольшую экономическую прибыль. Российским бизнесменам это еще предстоит понять.

В последние годы доля средств предпринимательского сектора в финансировании научной деятельности российских вузов фактически не увеличивалась. Так, финансирование научной деятельности вузов из государственных средств в 2002 году составляло 60,9%, за счет средств коммерческих организаций -39,1%, в 2008 году - 62,4% и 28,6%, соответственноЗ. Анализ материалов, поступивших по запросам Счетной палаты Российской Федерации, также свидетельствует об увеличении доли финансирования науки в вузах за счет средств федерального бюджета и, соответственно, об уменьшении доли затрат на науку коммерческих структур. Например, в Московском государственном технологическом университете «СТАНКИН» в 1991 году финансирование науки из средств федерального бюджета составляло 56%, за счет заказов реального сектора экономики - 44%, в 2009 году - 99% и 1%, соответственно4.

В Российском государственном университете им. И.Канта в 1991 году в выполнении НИР участвовали 210 работников, в 2009 году - более 600 человек (более 50%). В 1991 году финансирование науки из средств федерального бюджета составляло 14,9%, за счет заказов реального сектора экономики - 85,1%. В 2009 году источники финансирования вузовской науки распределились следующим образом: федеральный бюджет - 48,5%; гранты Российского фонда фундаментальных исследований, Российского гуманитарного научного фонда, Президента Российской Федерации -12,3%; хоздоговоры - 14,8%; зарубежные контракты -19,1%; другие источники - 5,3%. Указанные факты свидетельствуют о сравнительно низкой заинтересованности российского бизнеса в использовании потенциала вузовской науки.

Если изначально доминирующей формой была система выделения корпоративных грантов для поддержки инновационных разработок ученых в научнообразовательных учреждениях, то сегодня стало понятно, что способов взаимодействия бизнеса и вузовской науки, как минимум, три.

Это, по-прежнему, грантовая поддержка разработок. Научно-образовательная школа представляет научные наработки, которые оцениваются бизнесом, и в случае положительного результата, получают финансовую поддержку.

Во-вторых, передача научных проектов, созданных в научно-образовательных школах, определенным бизнес-организациям для доведения их до стадии бизнес-предложений для венчурного капитала.

Третье - это поиск и заказ в научной среде исследований по заданиям бизнес-организаций. Тематика в этом случае определяется именно данными организациями.

3 Индикаторы науки: 2010. Статистический сборник. - М.: Минобрнауки России, Росстат и ГУ-ВШЭ, 2011.

4 Аналитическая записка Счетной палаты Российской Федера-

ции по результатам экспертно-аналитического мероприятия

«Эффективность использования бюджетных средств на развитие кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки при переходе на инновационное развитие экономики России» //http://vwwv.ach.gov.ru/ru/expert/analitic.

Еще одной моделью взаимодействия научно-образовательных школ и бизнеса при определении приоритетных направлений исследований следует считать модель, в которой в качестве третьей стороны участвует и государство.

Один из последних проектов, который отвечает такой модели, - российский проект создания иннограда «Сколково» Государство, участвуя в таком проекте, проявило заинтересованность в развитии в стране прикладного научного бизнеса, способного вывести Россию на новый экономический, социальный и международный уровни. Важно отметить, что финансирование этого проекта предполагает и участие международного бизнеса (по задумкам создателей этого проекта, международное участие в проекте «Сколково» продемонстрирует российским предпринимателям пример работы с интеллектуальной собственностью, а также даст толчок развитию интеллектуального рынка в нашей стране).

«Сколково» -тот самый симбиоз бизнеса и науки, которого в России до сих пор не было, именно он предполагает раскрытие содержанием понятия и статуса исследовательского бизнеса, в который должна трансформироваться прикладная наука России. Эта прикладная наука должна ориентироваться на рыночный заказ. При этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии. Российская рыночная экономика пока не использует такой инструментарий, как продажа прав на технологии. В России нет и промышленности, основанной на них. А ведь это главные составляющие инновационной экономики.

В этой работе предполагается и активное участие научно-образовательных школ (уже сейчас в проекте участвуют научно-образовательные школы ГУ-ВШЭ, МТГУ, МГУ, МФТИ, МИФИ, МИСис). Кроме того, в настоящее время идет создание технологического университета, который должен занять центральное место в экосистеме «Сколково» Это будет небольшой магистерско-аспирантский университет, образование и инновационная деятельность которого будет построена на междисциплинарных исследованиях. Университет будет международным, занятия будут вестись на английском. В настоящее время функционирует Открытый университет Сколково.

Проект «Сколково» важен еще и с точки зрения того, как могут выстраиваться взаимоотношения науки и бизнеса в условиях рыночной экономики. Это - одна из важнейших проблем, которая влияет не только на выбор научной тематики исследований в научнообразовательных школах, но и на само существование последних.

Определение направлений исследования научнообразовательных школ в настоящее время связано и с тем, что называется «рыночная ориентация» Российская наука никогда не финансировалась через рынок, в чем было ее принципиальное отличие от Запада. Однако в настоящее время ситуация изменилась. При высших учебных заведениях уже появились предприятия, которые занимаются не только исследовательской деятельностью, но и маркетингом, размещением, а проще говоря, продажей полученных результатов.

Вместе с тем в связи с организацией и деятельностью этих предприятий возникло множество нерешенных проблем. Принятый в Российской Федерации закон, в том числе касающийся и регулирования дея-

тельности малых предприятий, созданных при вузах5, не решает всех проблем в этой сфере постольку, поскольку такие предприятия могут эффективно работать только в условиях рынка интеллектуальной собственности. А в России его пока нет. Поэтому Закон не дал ожидаемых результатов.

Малые государственные предприятия, в состав которых вузы входили как акционеры, создавались еще в 1990-е годы. Однако эта практика была запрещена как потенциально коррупционная. Тем не менее, вузы все равно находили способы обойти запрет: в форме договоров о сотрудничестве, совместного участия в проектах, предприятий в качестве баз для прохождения студенческой практики.

Какие плюсы и минусы может получить российская наука, ориентированная на рыночные запросы?

С одной стороны, в случае коммерческого успеха у научно-образовательных школ появятся средства для новых исследований, создания для них материальнотехнической базы. Действительно, введение рыночных механизмов в интеллектуальную сферу реально увеличит ее капитализацию. У рыночного финансирования прикладной науки есть свои безусловные преимущества - это контроль инвесторов за каждым вложенным в проект рублем, отсутствие административных препятствий, и, конечно же, взаимная заинтересованность науки и бизнеса в новых разработках.

Но, с другой стороны, не исключена и потеря собственной проблематики научно-образовательной школы в угоду рынка. Возникает непростой вопрос и с выживанием тех научных проектов, которые ориентированы на фундаментальную науку, а, значит, не дадут сиюминутной прибыли. Кроме того, оценкой конкурсных научных проектов зачастую занимаются те, кто представляет только бизнес-структуры, ориентированные именно на получение скорой прибыли.

Отметим, что подобные опасения по поводу финансирования фундаментальных исследований возникают во всем мире, несмотря на то, что крупные корпорации стали вкладывать финансовые средства в такого рода исследования более активно. Так, на 763 частные корпорации с уставным капиталом более 1 млрд иен в последние годы приходилось уже 82% всех расходов промышленности на НИОКР и 87,9% - на фундаментальные исследования6.

Хотя в принципе рыночная экономика не обеспечивает оптимального с точки зрения всего общества финансирования таких исследований со стороны частного сектора. Фундаментальные исследования по самой своей природе - весьма рискованное предприятие. И риск падает, в первую очередь, на частные корпорации. При этом заметим, что подавляющая часть фундаментальных исследований в развитых странах, ведется в университетах и государственных лабораториях.

Проблема может быть рассмотрена и в другом ракурсе: заинтересовал ли российский бизнес в научных разработках? И это отнюдь не риторический вопрос.

5 Федеральный закон Российской Федерации от 02 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» //Российская газета. -2009. - 4 августа.

- http://www.worldcam.ru/nauka/395-fundament.html.

«КОРУС Консалтинг»7 провел опрос среди руководителей высшего и среднего звена крупных российских компаний, чтобы выяснить, пользуется ли российский бизнес научными разработками и как топ-менеджеры относятся к идее наукограда «Сколково»8. Исследование показало, что 90% российских бизнесменов нуждаются в науке, но не верят в успешность проекта «Сколково» При этом большинство экспертов признают, что без потенциала практического использования научные открытия не имеют смысла.

Как правило, результаты НИР используются на предприятиях в таких областях, как data mining (интеллектуальный анализ данных) и прогнозирование, расчеты и математическое моделирование ситуаций, безопасность, автоматизация управления и ключевых бизнес-процессов, реинжиниринг административных процессов, промышленные технологии, переработка пищевых продуктов, медицина, проектирование и строительство. Большинство НИР, указали участники опроса, ведется в области высоких технологий, программирования и электроники.

Респонденты из 30% компаний, в которых НИР не применяются, отметили две главные причины: 1) в их отрасли деятельность НИР не требуется; 2) их компании не в курсе существования в России необходимых им научных разработок. Среди других причин - отсутствие средств на внедрение результатов НИР, невозможность выстроить работу с профильными научными институтами, ведущими научно-образовательными школами. Небольшая часть респондентов отметила, что не считает применение НИР конкурентным преимуществом.

При этом на тех предприятиях, которые применяют НИР, исследовательская работа ведется, по большей части, внутри самого предприятия - количество таких организаций составило чуть более половины. Научноисследовательская деятельность непосредственно ведется на предприятии - ответили 56% опрошенных; не ведется - 39%; НИР ведут сторонние организации по заказу - 5%.

На вопрос: «Нужно ли применять научные достижения в бизнесе?» ответы распределились следующим образом: нужно применять научные достижения в бизнесе считают 88% респондентов; не нужно - 9%; еще 3% - затруднились ответить.

И, наконец, ответы на вопрос: «Поможет ли создание технопарков и высокотехнологичных кластеров развитию науки в России, модернизации и переориентации сырьевой экономики на высокие технологии» ответы выглядят так: 27% респондентов посчитали, что поможет; 23% - отрицательно ответили на этот вопрос; 48% считают, что идея хорошая, но ее не смогут реализовать; 2% не знакомы с проектом вовсе.

7 ООО «КОРУС Консалтинг» - российский системный интегратор, предоставляющий услуги ИТ-консалтинга. Компания образована в 2000 году, имеет офисы в Москве, Санкт-Петербурге. «КОРУС Консалтинг» - официальный партнер крупнейших мировых поставщиков программного обеспечения: Microsoft, Oracle, EMC Corporation, SAP, Manhattan Associates, IBM, Infor, Comarch и других.

8 Чтобы получить ответы на эти вопросы, «КОРУС Консалтинг» провел опрос в 2009-2010 гг. среди руководителей высшего и среднего звена крупных российских компаний. В исследовании приняли участие более 100 топ-менеджеров - руководители компаний, начальники департаментов, финансовые менеджеры, работающие в таких отраслях, как добыча и транспортировка полезных ископаемых (энергоресурсов), оптовая и розничная торговля, транспорт, промышленность, телекоммуникации, ИТ, финансы //http://korusconsulting.ru.

Павельева РАЗВИТИЕ НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ РОССИИ

Т.Ю.

Подводя итог, можно сделать вывод: российские предприниматели согласны с тем, что бизнесу нужны российские научные достижения, в том числе в области информационных технологий. Без них невозможно обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и международных рынках. Но при этом бизнес не верит в инициативы государства по поддержке отечественных научных разработок - таких, как технопарк «Сколково», и предпочитает удовлетворять потребность в научно-исследовательских работах и новых технологиях собственными ресурсами.

Нередко бизнес предпочитает опираться не на отечественные достижения научных школ, а используя зарубежные наработки. Складывается парадоксальная ситуация: с одной стороны, бизнес предпочитает иметь дело с иностранными учеными, но, с другой, -целый ряд этих ученых составляют бывшие ученики отечественных научно-образовательных школ.

Так, около трети авторов инновационных проектов в США являются выходцами из нашей страны. При этом Россия занимает меньше 1% на мировом рынке наукоемкой продукции, а США - 40%, хотя наши ученые-эмигранты только в США обеспечивают до 25% производства наукоёмкой продукции.

И вот в такой ситуации отечественный бизнес не доверяет российской науке - крупные компании не воспринимают российские разработки, предпочитая покупать зарубежные технологии и лицензии «под ключ»

Список литературы:

1. Аналитическая записка Счетной палаты Российской Федерации по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Эффективность использования бюджетных средств на развитие кадрового потенциала системы высшего профессионального образования и науки при переходе на инновационное развитие экономики России» -/http://www.aac.ggo. ru/ru/expert/analitic.

2. Индикаторы науки: 2010. Статистический сборник. - М.: Минобрнауки России, Росстат и ГУ-ВШЭ, 2011.

3. Федеральный закон Российской Федерации от 02 августа 2009 г. №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» //Российская газета. - 2009. - 4 августа.

4. http://bestbrand. ru/news/29.htm l.

5. http://elementmag.kz/2010/08/25/neskolko-slov-o-nauchnoj-shkole.

6. http://korusconsulting.ru.

7. http://www.worldcam.ru/nauka/395-fundament.html.

References:

1. Analytical Report of the Accounts Chamber of the Russian Federation on the results of expert-analytical measures «Efficiency of-GOVERNMENTAL budget funds for the development of human resources in higher professional education and science in the transition to innovative development of Russian economy» //http://www.aah.ggo.ru/ru/eexprt/analytic.

2. Science Indicators: 2010. Statistical Compendium. - M.: Russian Ministry of Education, Federal State Statistics Service and the HSE, 2011.

3. Federal Law of August 2, 2009 №217-FZ «On Amendments in individual acts of the Russian Federation on a Budget Committee research and educational institutions to business entities in the practical application (implementation) of the results of intellectual activities» //Russian newsspape - 2009. - August 4.

4. http://bestbrand. ru/news/29.htm l.

5. http://elementmag.kz/2010/08/25/neskolko-slov-o-nauchnoj-shkole.

6. http://korusconsulting.ru.

7. http://www.worldcam.ru/nauka/395-fundament.html.

РЕЦЕНЗИЯ

Статья посвящена проблеме, имеющей важное не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку речь идет о финансировании деятельности научно-образовательных школ, а именно об участии в этом процессе бизнес-организаций. Автор совершенно справедливо отмечает, ссылаясь на эмпирические данные, о недостаточности такого участия. В российском бизнесе только начинает внедряться концепция социальной ответственности. Кроме того, и сами бизнес-организации еще не осознали той выгоды, которую они могут получить, сотрудничая с разными научными организациями, в том числе и научно-образовательными школами.

Следует согласиться с выводом, сделанным Т.Ю.Павельевой, что сотрудничество с научнообразовательными школами для бизнеса крайне важно, так как речь идет о подготовке профессиональных кадров, которые вполне вероятно могут стать сотрудниками таких бизнес-организаций после окончания вуза.

Таким образом, статья Т.Ю.Павельевой актуальна, в ней много элементов новизны, а сформулированные выводы обоснованы и имеют практическую ценность.

Статья написана на высоком теоретическом уровне и может быть опубликована в ведущих научных журналах.

Профессор философского факультета

Московского государственного университета

им. М.В.Ломоносова

д.ф.н. С. А. Хмелевская

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.