Научная статья на тему 'Роль библиотеки в лицензировании, аккредитации и аттестации вуза'

Роль библиотеки в лицензировании, аккредитации и аттестации вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2955
273
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / АККРЕДИТАЦИЯ / АТТЕСТАЦИЯ / ВУЗ / ВУЗОВСКАЯ БИБЛИОТЕКА / LIBRARY / ACCREDITATION / CERTIFICATION / COLLEGE / UNIVERSITY LIBRARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коровкина Н.Г.

В статье рассмотрена роль вузовской библиотеки в процессе прохождения образовательной организацией аккредитации и аттестации, выявлены основные показатели оснащенности библиотечных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of university libraries in the process of passing educational organization of accreditation and certification, equipment identified key indicators of library funds.

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки в лицензировании, аккредитации и аттестации вуза»

ОБРАЗОВАНИЕ

Коровкина Н.Г.

РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ В ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ, АККРЕДИТАЦИИ И АТТЕСТАЦИИ ВУЗА

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: библиотека, аккредитация, аттестация, вуз, вузовская библиотека.

Аннотация: в статье рассмотрена роль вузовской библиотеки в процессе прохождения образовательной организацией аккредитации и аттестации, выявлены основные показатели оснащенности библиотечных фондов.

Keywords: library, accreditation, certification, college, university library.

Abstract: The article considers the role of university libraries in the process of passing educational organization of accreditation and certification, equipment identified key indicators of library funds.

Вузовская библиотека - важное звено информационного обеспечения учебного и научного процесса в вузе. Без современной вузовской библиотеки нет и не может быть современного образовательного, научного, педагогического процесса. Важность создания единой информационной образовательной среды подчёркивается в Федеральных Законах РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», а также в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г.

Вузовская библиотека должна быть технически оснащённой, обладать гибкой и легко адаптируемой организационной структурой. Следовательно, необходимо планомерно совершенствовать инновационные технологии, развивать материально-техническую базу библиотеки, расширять ассортимент предоставляемых ею информационных услуг. Для этого требуется совместная работа руководства вуза и руководства вузовской библиотеки. Однако, как показывает практика, далеко не во всех вузах такое сотрудничество имеет место.

В письме Рособрнадзора Российской Федерации от 16 апреля 2007 г. №02-52-152/ак «О типичных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере образования и принятии мер по их устранению» в перечне типичных нарушений одним из первых названа «недостаточная оснащённость учебного процесса библиотечно-информационными ресурсами». Это сигнал не только для библиотек, но и для руководителей вузов. В жизни каждой вузовской библиотеки есть своя «минута славы», период, когда она становится объектом пристального внимания и заботы, даже если до того о ней почти не вспоминали.

Этот период наступает, когда вуз оказывается на пороге лицензирования, аттестации и аккредитации. При проведении процедур лицензирования, аккредитации, аттестации каждый вуз отвечает на ряд вопросов, связанных с развитием учебного заведения. Многие из них связаны с показателями, отражающими деятельность библиотеки.

Важнейшим из них является такой показатель, как обеспеченность учащихся основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой из фондов вуза. В ходе экспертизы по данному направлению оценивается библиотечное обслуживание, наличие учебной, методической, дополнительной литературы по заявленным на лицензирование образовательным программам, наличие информационно-поисковых систем и доступа в Интернет.

Вуз обязан обеспечить каждого обучающего основной учебной и учебно-методической литературой, методическими пособиями, необходимыми для организации образовательного процесса по всем дисциплинам заявляемых образовательных программ. Высшее учебное заведение должно иметь собственную библиотеку, удовлетворяющую требованиям «Примерного положения о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения», утверждённого приказом Минобразования России от 27.04.2000 №1246.

Экспертом, в первую очередь, анализируются данные о библиотечном фонде:

• общее количество единиц хранения;

• общее количество учебно-методической литературы, в том числе обязательной учебно-методической литературы;

• количество учебно-методической литературы с грифами;

• количество единиц учебно-методической литературы на одного обучающегося общего контингента;

• информация по научно-методическим разработкам;

• количество названий ежегодных подписных изданий по профилю вуза (отечественных и зарубежных);

• новые поступления (количество экземпляров и названий);

• процент обновления фондов;

• объём средств, затраченных на новые поступления (в рублях);

• количество программно-информационных источников;

• наличие систем сбора учебной информации на электронных носителях.

Одним из важнейших показателей работы библиотеки является коэффициент обеспеченности учебной литературой. Однако, несмотря на его постоянное использование в библиотечной отчётности, остаётся неясным, какое реальное содержание этот показатель отражает и какие цели достигаются в результате его применения. Множество вопросов возникает при определении основной и дополнительной литературы, при применении методики расчёта коэффициента книгообеспеченности.

В «Методических рекомендациях по лицензированию основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководство эксперта)», подготовленных Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки дано определение основной и дополнительной учебной литературы. Основной называется литература, указанная в качестве таковой в соответствующей учебной программе дисциплины.

Дополнительная литература также должна быть заявлена в качестве таковой в учебной программе дисциплины. Объём фонда основной учебной литературы (с грифом Минобразования России, других федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, имеющих в ведении высшие учебные заведения, и учебно-методических объединений вузов России) должен составлять по количеству названий не менее 60% от всего библиотечного фонда. Степень устареваемости основных учебных изданий для разных циклов дисциплин определена от 5 до 10 лет.

Фонд дополнительной литературы, помимо учебной, должен включать официальные издания, справочно-библиографические и периодические издания. Фонд периодических изданий должен быть представлен отраслевыми изданиями, соответствующими профилям подготовки кадров. Фонд периодических изданий в обязательном порядке должен комплектоваться массовыми центральными и местными общественно-политическими изданиями.

Справочно-библиографическая литература должна быть представлена: энциклопедиями универсальными и отраслевыми, отраслевыми справочниками (по каждому профилю подготовки кадров), отраслевыми словарями (по каждому профилю подготовки кадров), библиографическими пособиями — текущие отраслевые и ретроспективные отраслевые (по каждому профилю подготовки кадров при наличии соответствующих изданий в отрасли).

Все эти нормативные требования должны стать основой стратегического плана библиотеки по формированию фондов и весомым аргументом для руководителей вуза, которые часто критикуют библиотеку за комплектование не только учебной литературой, а за «плохое» комплектование в целом.

Одним из важнейших критериев, лежащих в основе методики определения рейтинга вуза, является информатизация вуза в целом и библиотеки в частности. Приближение процедуры лицензирования, аттестации предвещает закупку программного обеспечения и техники для библиотеки. И это замечательно. Однако делается это столь стремительно, что зачастую руководители информационных структур вуза не согласовывают с библиотекой свои решения, и библиотека вынуждена ломать свои планы, что сильно сказывается на качестве работы. В попытке в рекордно короткие сроки привести уровень информатизации в соответствие с лицензионными требованиями библиотека часто принимает непродуманные решения.

Такие действия усиливают оторванность библиотеки от технологических процессов других структурных подразделений, таких как учебный отдел, отдел кадров, деканаты, кафедры и т. д. Происходит дублирование информации, время тратится на неоднократный ввод идентичной информации, отсутствует возможность получения объективной и полной информации. В итоге уделом многих библиотек становится эпизодическая, «лоскутная информатизация». Прошло лицензирование — и процесс информатизации библиотеки замирает до следующего «судного дня».

В наши дни оценка качества — ключевая проблема всех систем высшего образования. Более того, умение объективно оценивать себя — важнейшее условие выживания любого учебного заведения. Сегодня международная ассоциация университетов занята разработкой общей методики оценки качества. Оценка — это не самоцель, а условие повышения качества в любом, даже самом хорошем учебном заведении. Процедуры лицензирования, аттестации и государственной аккредитации позволяют подтвердить статус вуза,

заявленный в его наименовании, объективно оценить достижения и недостатки в его работе.

Именно поэтому всё большее значение приобретает такой показатель как наличие стратегии развития всего образовательного учреждения в целом, а в рамках этого документа — наличие стратегии и планов развития библиотечно-информационного комплекса. Если в этом документе будут прописаны объёмы финансирования и необходимые материально-технические ресурсы, библиотека сможет спокойно и поступательно развиваться и не ждать со страхом и надеждой очередного лицензирования, а вуз получит современную вузовскую библиотеку.

Такая библиотека должна быть открытой системой, активно расширять сферы своего влияния и наращивать темпы освоения новых информационных технологий. Тогда её можно с полным правом назвать «кафедрой номер один».

Список литературы

1. Забелина О. Б. Книгообеспеченность учебного процесса в условиях информатизации вуза // Научные и технические библиотеки. - 2005. - № 9. - С. 48 - 52.

2. Карамурзов Б. С. Библиотека вуза - инструмент системы непрерывного профессионального образования. - Нальчик: КБГУ, 2004. - 197 с.

3. Щербакова Н.А. Мотивы чтения современной молодежи // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 5. С. 189-195.

Туктарова Н.И.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА CASE-STUDY В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КОРРЕКТНОСТИ БУДУЩИХ

ТАМОЖЕННИКОВ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: case-study, кейсы, инновационные методы обучения.

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы внедрения метода case-study как инновационного метода обучения будущих специалистов, автором акцентированы аспекты необходимости применения данного метода для повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.