Научная статья на тему 'Роль библиотеки и пользователя в век цифровых технологий'

Роль библиотеки и пользователя в век цифровых технологий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
596
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИБЛИОТЕКА / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОРТРЕТ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / ЦИФРОВАЯ КУЛЬТУРА / LIBRARY / DIGITAL ECONOMY / USER'S CHARACTERISTICS / DIGITAL CULTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Суворова В.М.

Рассматривается современная роль библиотеки и её встраивание в цифровую экономику и цифровую культуру в соответствии с меняющимися характеристиками пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF LIBRARIES AND USERS IN THE DIGITAL AGE

The modern role of the library is considered and their integration into digital economy and digital culture according to the changing characteristics of users

Текст научной работы на тему «Роль библиотеки и пользователя в век цифровых технологий»

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В НОВЫХ РЕАЛИЯХ. СУВОРОВА В.М. РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Рассматривается современная роль библиотеки и её встраивание в цифровую экономику и цифровую культуру в соответствии с меняющимися характеристиками пользователя.

Ключевые слова: библиотека, цифровые технологии, портрет пользователя, цифровая культура

SUVOROVA, VALERIYA M.

THE ROLE OF LIBRARIES AND USERS IN THE DIGITAL AGE

The modern role of the library is considered and their integration into digital economy and digital culture according to the changing characteristics of users

Keywords: library, digital economy, user's characteristics, digital culture

СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРОЕКТ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК В НОВЫХ РЕАЛИЯХ. СУВОРОВА В.М. РОЛЬ БИБЛИОТЕКИ И ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ В ВЕК ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

С 2018 года библиотеки, подотчетные Министерству культуры РФ, подчиняются Департаменту информационного и цифрового развития, в котором функционирует Отдел библиотек, занимающийся координацией деятельности и развитием библиотек.

Современное инновационное управление библиотекой предопределяет цель библиотечно-информационного обслуживания, которая выражается в качественно полном и эффективном удовлетворении любых информационных потребностей пользователей всех категорий всеми видами и типами изданий и оказании широкого спектра библиотечно-информационных услуг. В связи с этим библиотека активно учитывает изменившиеся интересы пользователей, способствует получению ими информации любого рода, в том числе, а сегодня и в первую очередь, на электронных носителях. В новых условиях изменилась первостепенная роль библиотекаря. Он выступает, прежде всего, консультантом, его задача — помочь научить пользователя получать информацию самостоятельно. Кстати, только что утверждён Профессиональный стандарт новой профессии «цифровой куратор». И это несомненный успех! Создать новую профессию в сфере цифровой экономики непросто. Теперь будущее стало на шаг ближе (Приказ Минтруда России №682н от 31 октября 2018 г. Об утверждении профессионального стандарта «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». Интересно, как пойдет применение стандарта в библиотеках? (Предполагается, что теперь предстоит работа по созданию Сетевого Университета Российского Общества «Знание», в котором будут обучать цифровых кураторов).

Изменилась и роль пользователя, который вместо пассивного участника библиотечно-информационной деятельности, становится самоуправляемой личностью, способной использовать те средства информации, которые ему доступны. Например, чтение электронной книги, которая, в отличие от обычной, создает не линейную, а сетевую структуру. В каждом узле-странице этой книги содержится информация в виде текста, графики, анимации, звука, видео. Жизненно важным условием для продуктивной деятельности и востребованности предлагаемых информационных услуг становится способность к своевременной адаптации.

Переход к так называемой «клиентоориентированной» библиотеке, в том числе и электронной, затрагивает корпоративную культуру, систему коммуникаций, систему работы с пользователями, основные библиотечные процессы, систему управления и т.д. Так какая сила заставляет библиотеки меняться в век цифровых технологий? На этот вопрос дал ответ Ю.Ю. Черный, кандидат философских наук, руководитель Центра по изучению проблем информатики ИНИОН РАН, в своем виртуальном докладе на конференции в ЦГПБ им. В.В. Маяковского (г. Санкт-Петербург) в рамках VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. В первую очередь, это изменение характеристик (портрета) пользователя. «...Цифровые технологии способны трансформировать вокруг себя и физический, и биологический мир. На нынешнем этапе становления Web 3.0 библиотеки должны встраиваться в мир. Некоторые ученые называют данный период четвертой промышленной революцией. Традиционная адаптационная стратегия библиотеки даёт сбой при появлении большого количества технологий. Сориентироваться можно только с помощью опережающего образования. Вот несколько современных характеристик пользователя. Культура участия: пользователь как активно участвующий в жизни библиотеки даже на базовом уровне Web 2.0; библиотека должна выходить в социальную сеть и допускать критику по отношению к своим услугам. Культура ремикса: возрождаются механизмы бесписьменного общества, рерайтинг и копирайтинг, а

библиотека может предоставить знания в более полном виде, указав пользователю еще и на другие возможные формы их получения. Информатизация эквивалентна межличностной коммуникации -современный пользователь перестает воспринимать мир линейно, а возвращается к слуховому восприятию мира. Персонификация: для пользователя дорог свой канал, человек хочет не идти куда-то, а чтобы информация поступала прямо к нему в любимом формате. Представление информации о себе должно быть диверсифицировано. Социализация: социальные сети не только объединяют людей, но и разделяют их по принадлежности к определенному сообществу либо социальным группам. Конвергенция: человек начинает конвергировать к какому-либо средству информации, и это может привести к полному слиянию человека и гаджета, компьютерного устройства. Мобилизация: Интернет сегодня - это среда обитания человека, сам человек становится мобильным, превращаясь в функционирующую единицу Интернета, элемент цифровой среды. Модернизация библиотек базируется на социальной памяти человечества. Однако библиотеки могут смотреть на модернизацию с разных точек зрения. Это не означает, что все они, особенно публичные, должны стать электронными. Но нужно понимать, что есть сила, которая определяет движение, необходимо вписаться в это движение, так как технологии печатной книги достигли своего пика в прошлом. Библиотеки должны найти свою нишу на этапе создания коллективного интеллекта человечества...»

17 ноября 2018 года в рамках деловой программы VII Санкт-Петербургского международного культурного форума (профессиональный поток) состоялось заседание Секции «Цифровая культура. От слов к делу», в которой были представлены проекты, программы и планы по цифровому развитию сферы культуры. Среди тем Секции - Федеральный проект «Цифровая культура»; О развитии Национальной электронной библиотеки и проекте по модернизации муниципальных библиотек; Онлайн-трансляции учреждений культуры в сети Интернет: как увеличить свою аудиторию и др. Одним из модераторов заседания был Вадим Валерьевич Ваньков, директор Департамента информационного и цифрового развития МК РФ, выступивший с докладом «Цифровая культура: от слов к делу». Основной тезис - «Культура - национальный приоритет». Национальный проект «Культура», о котором говорил В.В. Ваньков, состоит из трех федеральных проектов: «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура» (нэб.рф - это 10 000 электронных залов). На федеральный проект «Цифровая культура» в 2019-21 гг. в бюджете,одобренном Госдумой в третьем чтении, предусмотрено свыше 1 млрд руб.

В настоящее время уже реализующийся проект «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК all.culture.ru.) представляет собой систему с разветвленной структурой взаимодействия между органами исполнительной власти в сфере культуры и учреждениями разных уровней подчинения: федеральными, региональными, муниципальными и т.д. С помощью этого проекта учреждения, в том числе библиотеки, получают доступ к информационному пространству социальных сетей, ведущих новостных и развлекательных ресурсов России, могут делать почтовые рассылки, иными словами, - выстраивать коммуникацию со своими потенциальными посетителями на всех уровнях.

Сегодня библиотеки активно работают с интернет-сообществами в социальных сетях, создают блоги для своего позиционирования. Сообщество - это, прежде всего, средство для поддержания отношений и формирования мнения у самой активной, самой влиятельной части целевой аудитории библиотек, а социальная сеть служит площадкой для обсуждения, продвижения услуг библиотеки. Ведь в социальных сетях сближение людей происходит быстрее, чем в реальной жизни. Поэтому вполне логично, что библиотеки стараются использовать их («Google+», «Facebook», «ВКонтакте», «Twitter» и др.) не только как средство воздействия, но и как средство взаимодействия. Постепенно «Facebook» вырвался в явные лидеры. Функциональные возможности этого ресурса максимально отвечают потребностям пользователей. Ресурс наиболее приспособлен для продвижения библиотеки просто потому, что общаться, организовывать и поддерживать профессиональные и личные контакты с помощью «Facebook» удобнее всего. Опыт показывает, что библиотечное сообщество в основном общается в «Facebook». Это и страницы библиотек, и профили библиотекарей, и тематические библиотечные группы. Среди них, например, такие группы, как «Современная библиотека», «Российская библиотечная ассоциация», «Профессиональный стандарт библиотечно-информационной деятельности», «Виртуальный методический кабинет», «НАББ», «НеКонференция библиотечных блогеров» и др.

Однако существуют и дискуссионные вопросы, в частности, вопросы этики в виртуальных коммуникациях, так как давно настала пора отрегулировать в должностных обязанностях и плановых документах работу сотрудников библиотек в блогах и социальных сетях, а также этические принципы (во многих зарубежных странах действуют Кодексы этики блогера). В государственных и муниципальных организациях культуры это особенно важно: во-первых, их сотрудники работают не как частные лица, а выполняют государственные (муниципальные) задания, установленные учредителями соответствующих организаций; во-вторых, они обязаны соблюдать требования

законодательства РФ. Кстати, администратор группы ««НеКонференция библиотечных блогеров» в «Facebook» поделилась перечнем документов, которые нужно иметь в библиотеке для организации работы сотрудников в социальных сетях. Это: Стратегия информационного развития; Положение о работе в социальных медиа; Положение о структурном подразделении; Нормы времени; Должностные инструкции; Контент-план (медиа-план, регламент); Инструкция по учёту статистических показателей обслуживания пользователей; Приказ директора о назначении ответственных; Госстатистика (внесение изменений в форму 6НК); Правила поведения в социальных сетях; "Документированные процедуры" (рабочие инструкции); Критерии оценки эффективности деятельности (формулировки по соцсетям) в Положении об оплате труда.

Портал «Культура.РФ» представил методическое пособие по продвижению учреждений культуры в социальных сетях. Это первое издание в России, ориентированное на работников отрасли культуры. Рекомендации подготовлены с учётом общемировых тенденций в области развития социальных сетей и опыта ведущих учреждений культуры России. В пособии представлены результаты опроса «Социальные сети как рабочий инструмент», который был проведён в сентябре 2017 года среди 434 сотрудников музеев, библиотек, дворцов культуры и клубов, концертных площадок, образовательных учреждений, театров, кинотеатров, парков, цирков. Цель методического пособия -популяризация стратегического подхода к ведению страниц учреждений в социальных сетях.

Таким образом, что может сделать современная библиотека? Не просто приспосабливаться к медиапространству, а проектировать его развитие. Библиотеки выходят за рамки традиционного продвижения своих продуктов и услуг, но превращаются, в том числе и библиотекари, соответственно в медийные организации и медийные персоны.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Суворова Валерия Михайловна - составитель и редактор «Информационного бюллетеня РБА», помощник Президента РБА, кандидат педагогических наук

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.