Научная статья на тему 'РОЛЬ БАЗОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ПЕДИАТРА'

РОЛЬ БАЗОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ПЕДИАТРА Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
16
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинские манипуляции / врач педиатр / умений и навыки студентов

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Дюсенова Сандугаш Болатовна, Тлегенова Канипа Сериковна, Сарманкулова Гульмира Аудангалиевна, Сабиева Макпал Манатовна, Жумагулова Сабина Есенгельдыевна

Цель исследования – анализ оптимальной модели ускоренного формирования умений и навыков в студентов младших курсов в медицинском вузе, для формирования компетентностного подхода. На кафедре Педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды», 70 студентов 1 курса специальности 6В 10108 «Педиатрия» прошли учебную практику по теме «Навыки ухода за пациентами детского возраста», в конце учебной практики проведены анкетирование. Проведенные исследования позволили теоретически обосновать и разработать оптимальную модель ускоренного формирования умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов младших курсов в медицинском вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Дюсенова Сандугаш Болатовна, Тлегенова Канипа Сериковна, Сарманкулова Гульмира Аудангалиевна, Сабиева Макпал Манатовна, Жумагулова Сабина Есенгельдыевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ БАЗОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА ПЕДИАТРА»

УДК 61.378.147:616-053.2

РОЛЬ БАЗОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ МАНИПУЛЯЦИИ В ПОДГОТОВКЕ ВРАЧА

ПЕДИАТРА

ДЮСЕНОВА САНДУГАШ БОЛАТОВНА

профессор кафедры педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет

Караганды», г.Караганда, Казахстан.

ТЛЕГЕНОВА КАНИПА СЕРИКОВНА

ассистент кафедры педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды»,

г.Караганда, Казахстан.

САРМАНКУЛОВА ГУЛЬМИРА АУДАНГАЛИЕВНА,

ассистент кафедры педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды»,

г.Караганда, Казахстан.

САБИЕВА МАКПАЛ МАНАТОВНА

ассистент кафедры педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды»,

г.Караганда, Казахстан.

ЖУМАГУЛОВА САБИНА ЕСЕНГЕЛЬДЫЕВНА

ассистент кафедры педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды»,

г.Караганда, Казахстан.

Аннотация Цель исследования - анализ оптимальной модели ускоренного формирования умений и навыков в студентов младших курсов в медицинском вузе, для формирования компетентностного подхода. На кафедре Педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды», 70 студентов 1 курса специальности 6В 10108 «Педиатрия» прошли учебную практику по теме «Навыки ухода за пациентами детского возраста», в конце учебной практики проведены анкетирование. Проведенные исследования позволили теоретически обосновать и разработать оптимальную модель ускоренного формирования умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов младших курсов в медицинском вузе.

Ключевые слова: медицинские манипуляции, врач педиатр, умений и навыки студентов.

Введение XXI век характеризуется такими явлениями, как национальная конкуренция, информационная конкуренция, инновационные технологии, сложные экономические реформы. Важнейшей стратегией государства в то время было воспитание умных, здоровых, высокообразованных граждан с высшим образованием мирового уровня. Наша страна, занявшая свое место в мировой цивилизации и вошедшая в поток глобализации, сталкивается с вызовами и неизбежными направлениями. Один из них - улучшение системы образования [1,2].

Задачами системы образования являются:

1) создание необходимых условий для получения качественного образования, направленного на формирование, развитие и профессиональное становление личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей, достижений науки и практики;

2) развитие творческих, духовных и физических возможностей личности, формирование прочных основ нравственности и здорового образа жизни, обогащение интеллекта путем создания условий для развития индивидуальности;

3) воспитание гражданственности и патриотизма, любви к своей Родине - Республике Казахстан, уважения к государственным символам и государственному языку, почитания

народных традиций, нетерпимости к любым антиконституционным и антиобщественным проявлениям;

4) воспитание личности с активной гражданской позицией, формирование потребностей участвовать в общественно-политической, экономической и культурной жизни республики, осознанного отношения личности к своим правам и обязанностям;

5) приобщение к достижениям отечественной и мировой культуры; изучение истории, обычаев и традиций казахского и других народов республики; овладение государственным, русским, иностранным языками;

6) обеспечение повышения социального статуса педагогов;

7) расширение автономности, самостоятельности организаций образования, демократизация управления образованием;

8) функционирование национальной системы оценки качества образования, отвечающей потребностям общества и экономики;

9) внедрение и эффективное использование новых технологий обучения, в том числе кредитной, информационно-коммуникационных, способствующих быстрой адаптации профессионального образования к изменяющимся потребностям общества и рынка труда;

10) развитие систем обучения в течение жизни, обеспечивающих взаимосвязь между общим обучением, обучением по месту работы и потребностями рынка труда и помогающих каждому максимально использовать свой личный потенциал в обществе, основанный на знании и компетентности;

11) интеграция образования, науки и производства;

12) обеспечение профессиональной мотивации обучающихся;

13) обеспечение опережающего развития технического и профессионального образования путем активного взаимодействия с работодателями и другими социальными партнерами;

14) создание специальных условий для получения образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся и воспитанников [3].

Понятийное исследование по данной проблеме позволило выделить основные педагогические категории, включающие знания, умения и навыки, деятельность и действие, ориентированную основу действия (ООД), педагогическую технологию, самообразовательные тренинговые технологии. Основу обучения составляют профессиональные знания, умения и навыки. При этом знания, умения и навыки для педагога - исходные (базовые) компоненты содержания, а для студента - продукты усвоение.

Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний. Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства (автоматизма) путем многократного упражнения [2].

Рассматривая обучение в профессиональном учебном заведении с позиций деятельностной теории, можно определить его как процесс формирования познавательных и профессиональных видов деятельности. Для эффективного построения образовательного процесса необходимо структурировать деятельность, которая служит целью обучения. Одним из видов профессиональной деятельности является, например, клиническая деятельность будущего специалиста, которая, в свою очередь, объединяет обследование пациента, постановку диагноза, проведение лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. Можно представить деятельность, как набор более мелких структур - действий.

Одним из важнейших направлений современного образования является формирование личности выпускника - врача педиатра, способного в любой ситуации принять самостоятельное и верное решение. Такой стиль поведения специалиста получил название компетентностный подход [4].

Новые образовательные программы ориентированы на конечные результаты и Дублинские дескрипторы в соответствии с разработанными национальными и отраслевыми

рамками квалификации. В обучении широко используется компетентностный подход. Определены места достижения компетентностей в каждой дисциплине рабочего учебного плана специальности. Внедрены дисциплины по выбору студентов, которые направлены на усиление фундаментальной подготовки специалистов, позволяющей сформировать навык выбора управленческих, профилактических, диагностических и лечебных мероприятий на основе доказательности. Образовательные программы отражают потребности рынка труда и согласованы со всеми заинтересованными лицами: работодателями, студентами, преподавателями и другими.

Программы обучения направлены на приобретение биомедицинских знаний, освоение клинических и коммуникативных навыков, наработку профессиональных навыков. В ходе освоения образовательной программы студенты овладевают навыками работы в команде, проведения научных исследований и самосовершенствования. Конечные результаты обучения основываются на реализации Дублинских дескрипторов первого уровня. При создании образовательных программ каждый медицинский вуз имеет определенную академическую свободу. В нашем университете разработано методическое обеспечение и внедрены в учебный процесс: проблемно-ориентированное обучение, метод проекта (работа в лабораториях), командно-ориентированное обучение, обучение на основе клинических случаев, межпрофессиональное обучение, приобретение и закрепление навыка самообразования. Широко используются симуляционные технологии, которые направлены на улучшение клинического обучения, повышение качества медицинского обслуживания. На базе центра практических навыков обучаются студенты всех специальностей. С целью объективизации оценки знаний, умений и навыков используются объективный и групповой объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ и ГОСКЭ), клинический мини-экзамен, прогрессивное тестирование, письменный (эссе) и устный экзамены, основанные на клинических случаях, портфолио, оценка способом «360 градусов» и др. (рис. 5). Анализ анкетирования в рамках обратной связи студентов позволяет повышать качество организации проведения экзаменов и оценки учебных достижений обучающихся. С 2011 г. внедрено прогрессивное тестирование, позволяющее оценить успешность освоения образовательных программ [5].

Цель исследования - анализ оптимальной модели ускоренного формирования умений и навыков в студентов младших курсов в медицинском вузе, для формирования компетентностного подхода.

Материалы и методы исследования. На кафедре Педиатрии и неонатологии НАО «Медицинский университет Караганды», 70 студентов 1 курса специальности 6В 10108 «Педиатрия» прошли учебную практику по теме «Навыки ухода за пациентами детского возраста», в конце учебной практики проведены анкетирование.

Результаты исследования и их обсуждение Понятийное исследование по данной проблеме позволило выделить основные педагогические категории, включающие знания, умения и навыки, деятельность и действие, ориентированную основу действия (ООД), педагогическую технологию, само- образовательные тренинговые технологии. Нами на кафедре Педиатрии и неонатологии для студентов 1 курса специальности 6В 10108 «Педиатрия» по учебной практике «Навыки ухода за пациентами детского возраста» освоили следующие навыки:

Навыки ухода за больными детьми в лечебно-диагностическом процессе. Значение анатомо-физиологических особенностей детского организма при организации ухода за детьми

Навыки ухода за новорожденными и детьми грудного возраста

Навыки ухода за пациентами с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и с заболеваниями органов дыхания

Навыки ухода за пациентами с заболеваниями почек и мочевыводящих путей Навыки ухода за пациентами с заболеваниями органов пищеварения

7 О

Навыки ухода за пациентами с заболеваниями эндокринной системы

Навыки ухода за пациентами костно-мышечной системы и соединительной ткани

Навыки ухода при заболевании крови и инфекционных заболевании

Действие - одна из составляющих деятельности человека, побуждаемая ее мотивом, соотносимая с определенной целью и направленная на ее достижение. Действие - структурно-функциональная единица деятельности. Психологи определили функциональную структуру действия, которое имеет ориентировочную, исполнительную и контрольно-корректировочную части. Ориентировочная часть представляет собой систему условий, на которую опирается обучаемый при выполнении действия («управляющий орган»). Исполнительная часть обеспечивает заданные преобразования в объекте (идеальные и материальные) - «рабочий орган». Контрольная часть направлена на слежение за ходом действия, на сопоставление полученных результатов с заданными образцами, на необходимую коррекцию (следящий, сравнивающий и коррекционный механизмы). Действие можно представить системой операций [3]. Деятельность может быть рассмотрена как развивающаяся система, имеющая определенную структуру. Она имеет сложное иерархическое строение, содержит несколько слоев и уровней:

I - уровень разных видов деятельности будущего специалиста (диагностической, лечебной, профилактической и др.);

II - уровень действий, образующих какую-либо конкретную деятельность;

III - уровень операций (еще более мелких составляющих действия), это способ выполнения действия [4].

Педагог организует как собственную работу, так и деятельность студентов, готовит их к ней, вооружает обучающихся методами ведения этой деятельности, управляет ею. ООД имеет несколько определений:

• это учебно-методическое средство, представляющее собой структурно-логическую схему действия; реализуется в методических (ориентирующих) средствах [1].

Методика применения ООД предполагает деятельность педагога и обучаемых. Деятельность обучаемых:

получает определенное задание на самостоятельную работу в учебное или внеучебное время;

изучает содержание схемы ООД;

проделывает нужные действия в соответствии с условием задания и согласно указаниям

ООД:

проговаривает вслух каждую операцию, каждое действие деятельности; осуществляет контроль по критериям правильности выполнения операций;) получает (при необходимости) консультацию у преподавателя; проводит необходимую коррекцию в ориентировочной и в исполнительной части; получает результат; определяет достижение цели

Деятельность преподавателя: 1) организует деятельность обучаемых; 2) управляет деятельностью обучаемых. ООД имеет ряд преимуществ, к числу которых следует отнести: 1) возможность применить знания на деле, научить действовать, действовать со знанием дела и в соответствии с заданными качествами; 2) возможность исключить ошибки в осуществление ранее незнакомых (новых) действий и предупредить образование т.н. ложных умений и навыков, не тратить учебное время на исправление ошибок, ложных умений и навыков, на переучивание, сократить учебное время; 3) возможность ускорить процесс обучения, гораздо быстрее формировать умения и навыки; 4) возможность исключить риск ошибки, обрести уверенность в овладении профессиональными умениями и навыками; 5) возможность повысить качество и эффективность процессов обучения; 6) возможность применить ее любым преподавателем для обучения; 7) возможность использовать ее студентами для самообучения; 8) возможность включить данное действие в профессиональную деятельность;

9) возможность обеспечить освоение предложенного действия студентами; 10) возможность получить экономический эффект без дополнительных ресурсов. Самообразовательные тренинговые технологии позволяют реализовать формирование профессиональных умений и навыков в соответствии с заданной целью. Эти технологии базируются на аутотренингах в различных условиях и с использованием различных средств [3]. Информационно-тренинговые технологии само- образования предполагают самостоятельную работу студентов с различными информационными источниками по теме, разделу, курсу, дисциплине, специальности. Наряду с этими источниками обучаемые добывают необходимую информацию с помощью широкого диапазона дидактических материалов, наглядных средств обучения, информационно-компьютерных технологий. Такой подход к получению информации позволяет образовать как внутридисциплинарные, так и междисциплинарные дидактические связи, обеспечивающие систему профессиональных знаний

Креативно-тренинговые (или исследовательско-тренинговые) технологии предназначены для формирования и развития научно-творческого потенциала обучаемых. Основные его слагаемые представлены личностными качествами первичной и вторичной креативности, умениями и навыками научно-творческой деятельности. Наибольшей педагогической успешностью отличаются индивидуальные и коллективные задания учебно- и научно-исследовательского характера, внедрение материалов научно-исследовательской работы на лекциях и практических занятиях, ознакомление студентов с основными направлениями научной деятельности преподавателей и их достижениями в области науки и практики, нестандартные практические занятия и семинары, интерактивное обучение, клинические тренинги, другие образовательные инновации. Эти технологии в конечном итоге направлены на развивающуюся творческую личность [4].

Отзывы студентов-медиков

«Великолепная идея! Действительно, хорошая идея проводить учебную практику «Навыки ухода за пациентами детского возраста». На мой взгляд, удачно подобраны темы для практики. Такая информация оказалась бы полезной для меня не только в процессе обучения, но и сейчас, когда я уже готов начать медицинскую практику».

«... этот ресурс будет бесценным источником информации для начинающего врача. Часто бывает довольно трудно освоить практические навыки: ведь прежде чем выполнить какую-то процедуру самостоятельно, необходимо хотя бы однажды увидеть технику ее выполнения! При этом некоторые редко выполняемые процедуры очень сложно даже увидеть, не говоря о том, чтобы сделать их самому. Данная учебная практика «Навыки ухода за пациентами детского возраста» позволил студентам наблюдать выполнение процедуры в "идеальной" ситуации еще до того, как они начнут отрабатывать практические навыки на пациентах».

Заключение проведенные исследования позволили теоретически обосновать и разработать оптимальную модель ускоренного формирования умений и навыков в системе профессиональной компетенции студентов младших курсов в медицинском вузе.

Соответствию выпускников медицинских вузов потребностям системы здравоохранения будет способствовать внедрение спиральной интегрированной модели образовательной программы, основанной на компетенциях, совершенствование программ последипломного образования, увеличение элективного компонента до 40%. При этом вузы получат академическую свободу в разработке собственных уникальных образовательных программ с учетом потребностей практического здравоохранения регионов и страны в целом, интересов обучающихся, населения и общества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 20112020 годы. - Астана: 2010.

2. Государственная программа развития образования и науки в Республике Казахстан на 20202025 годы. - Нурсултан: 2020 г.

3. Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-Ш «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.01.2024 г.)

4. Государственная программа «Цифровой Казахстан» на 2017-2021 годы. - Астана: 2017 г.

5. Электронный ресурс: http://nci.kz/ru/content/uchebno-metodicheskie-posobiya-po-ispolzovaniyu-cifrovyhobrazovatelnyh-resursov-v-uchebnom - методика использования цифровых образовательных ресурсов.

6. Р.С. Досмагамбетова,И.М. Риклефс, В.П. Риклефс, А.С. Букеева, А.З. Муратова, Ш.С. Калиева, А.М. Касатова // Медицинское образование и профессиональное развитие №4 (18)2014.

1ШК1 ОРТА ¥ЛПАЛАРЫ

КЕНЕСОВА АСЕМ НУРЛАНОВНА

МАНАПБАЙ М0ЛД1Р

ОФ "Международный научно-исследовательский центр "Endless Light in Science"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.