Научная статья на тему 'Роль банковской системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'

Роль банковской системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
264
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль банковской системы в противодействии коррупции, легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

© Бредихин А.Н.,

начальник отдела надзорной деятельности Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу 25.02.10 г.

РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ, ЛЕГАЛИЗАЦИИ (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ, И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Эффективная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требует адекватной правовой и институциональной основы.

Исходя из этого, работа Росфинмо-ниторинга в 2009 г. была сосредоточена на совершенствовании правовых механизмов, обеспечивающих слаженное

функционирование российской системы ПОД/ФТ и ее соответствие общепринятым международным стандартам.

В истекшем году вступил в силу ряд изменений в базовый Федеральный закон ФЗ-115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Особое место в системе ПОД/ФТ занимает Банк России, и основные «поставщики» информации в Росфинмони-торинг — кредитные организации. Так,

только за 2009 год получено 8,5 млн сведений на общую сумму около 90 трлн руб., в том числе 3 млн сведений по обязательному контролю.

Общий объем сведений на 1 января 2010 г. составил более чем 30 миллионов сообщений.

Финансовой разведкой систематически проводится анализ исполнения кредитными организациями требований законодательства о ПОД/ФТ. Информация о выявленных признаках нарушения кредитными организациями требований законодательства в части представления сведений в Росфинмониторинг направлялась в Банк России для принятия мер надзорного реагирования.

За весь период действия ФЗ-115 наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества сообщений, поступающих от финансовых учреждений.

Более 90% сообщений об операциях, подлежащих контролю, представляется в Росфинмониторинг кредитными организациями.

В течение 2009 г. сохранилась тенденция превышения доли сообщений о подозрительных операциях относительно сообщений об операциях, подлежащих обязательному контролю, представленных кредитными организациями, что свидетельствует о совершенствовании механизмов внутреннего контроля в банковском секторе.

Так, если в 2004 г. количество сообщений о подозрительных операциях составляло менее 40% от общего количества представленных сообщений, то в 2009 г. — около 70%.

Ростовская область по количеству кредитных организаций и филиалов находится на 2 месте в ЮФО после Краснодарского края.

За период с 01.01.2009 по 31.12.2009 в Росфинмониторинг от кредитных организаций и филиалов, действующих на территории Ростовской области, поступило 50 208 сообщений по операциям с денежными средствами или иным имуществом (198 184 — Краснодарский край), в

т.ч. 26 899 сообщений по операциям, подлежащим обязательному контролю, и 23 309 сообщений по операциям, выявленным в ходе реализации программ внутреннего контроля, что соответственно составляет 53,6% и 46,4%.

Доля сообщений, представленных банками Ростовской области по коду вида операции 6001, значительно ниже аналогичного показателя в целом по ЮФО (71,9%). Кроме того, по сравнению с

2008 г. доля подозрительных операций несколько сократилась (в 2008 г. — 58,3%).

Кроме того, следует отметить, что общее количество сообщений, поступивших от банков Ростовской области в 2009 г., по сравнению с 2008 г. сократилось практически на 40%. Однако такая тенденция наблюдается практически во всех субъектах Южного федерального округа и в целом по России.

У отдельных кредитных организаций Ростовской области доля сообщений, представленных по коду вида операции 6001, значительно ниже среднего уровня.

Доля сообщений об операциях, представленных кредитными организациями Ростовской области в Росфинмониторинг с нарушением срока, за 2009 г. составила около 13,3% (по ЮФО — 10,8%), что практически на треть больше, чем аналогичный показатель 2008 г. (8,8%).

Вместе с тем следует отметить, что в 85% случаев нарушение срока допускалось при направлении сведений об операциях финансовой аренды (лизинга) и сделках с недвижимым имуществом.

Однако отдельные кредитные организации Ростовской области имеют более высокую долю сообщений с нарушением срока.

Доля отвергнутых сообщений в общем количестве направленных сообщений по Ростовской области по итогам 2009 г. составила около 0,2% (0,13% — Краснодарский край). Данный показатель значительно выше, несмотря на меньшее количество переданных сообщений.

Ситуация с представлением сооб-

щений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, в разрезе кодов вида операций вызывает некоторую озабоченность.

Так, по коду 1001 (снятие со счета юридического лица денежных средств в наличной форме в случаях, когда это не обусловлено характером его хозяйственной деятельности), т. е. практически обналичивание денежных средств, всего кредитными организациями Ростовской области представлено 209 сообщений, что составляет всего 0,78% от общего коли -чества направленных сообщений.

Прокуратура одного из регионов округа с участием специалистов МРУ Рос-финмониторинга по ЮФО провела проверку кредитной организаций на предмет соблюдения ПОД/ФТ. По результатам проверки возбуждено 2 административных дела по ст. 15.27 КоАП РФ (Нарушение законодательства ПОД/ФТ), в частности выявлено 183 операций, сведения о которых не представлялись в уполномоченный орган.

Одним из важнейших направлений деятельности Росфинмониторинга в 2009 г. стало проведение стратегического анализа состояния финансовой системы с целью выявления угроз экономической безопасности страны в целом и ее регионов в отдельности, факторов уязвимости отраслей промышленности и основных институтов финансового рынка. Стратегический анализ как инструмент аналитической деятельности Росфинмонито-ринга оказался незаменимым при исследовании кризисных явлений в российской финансовой системе.

Использование методов стратегического анализа позволило активизировать работу по выявлению типовых преступных финансовых схем. В рамках проведения анализа в 2009 г. были выделены основные направления:

- банковские «теневые» финансовые схемы;

- приоритетные направления экономики и др.

Характерным проявлением процесса отмывания противоправных доходов в России является огромный незаконный оборот наличных денежных средств, в который широко включены банковские и хозяйственные структуры.

Отсутствие ограничений по обороту наличных денежных средств позволяет спокойно конвертировать крупные суммы, имеющие криминальное происхождение.

Что касается использования кредитной системы в отмывании противоправных доходов, практика показала, что с целью обеспечения условий для отмывания противоправных доходов преступники осуществляют:

- открытие в банках счетов, в том числе обслуживаемых с использованием пластиковых карт, с целью последующего размещения на них денежных средств, полученных преступным путем;

- открытие в банках расчетных счетов с использованием учредительных документов, бланков, печатей фиктивных либо прекративших существование организаций, зачисление на эти счета незаконно полученных денежных средств;

- нелегальную доставку через таможенную границу наличных денежных средств с последующим размещением на счетах юридических и физических лиц в иностранных банках и кредитных учреждениях;

- заключение банками договоров о совместной деятельности со страховыми компаниями, одновременно с которыми происходит оформление краткосрочных договоров личного страхования руководителей банка, перечисление страховой фирме денег по договору о совместной деятельности и получение по истечении сроков договоров страхования страховых сумм с направлением в страховую фирму письма с предложением перечислить причитающиеся деньги на указанные банковский счета;

-создание подконтрольных (аффилированных) компаний, которые используются в качестве финансового буфера

для более крупных предприятий, с ними систематически подписываются контракты на поставку необходимого сырья, оборудования, оказание услуг (при покупке — по заведомо завышенным ценам, а при продаже — по заниженным ценам);

- неофициальное (без разрешения Банка России и уведомления налоговых органов) создание представительств банков за рубежом, аренда жилых помещений для них и перечисление для поддержки представительств на счета физических или юридических лиц.

В рамках работы над банковскими «теневыми» схемами проведены проверки в отношении деятельности более 100 банков, в том числе и в Ростовской области, материалы направлены в порядке информирования в СЭБ ФСБ России, ДЭБ МВД России, а также в Антикризисный штаб при Межведомственной рабочей группе по противодействию в сфере экономики.

На основании результатов первичного отбора информации, содержащейся в базе данных Росфинмониторинга, было проведено свыше 160 инициативных финансовых расследований, в том числе в проблемных с точки зрения криминогенной обстановки сферах (реализация биоресурсов, реализация национальных проектов, подготовка к проведению Олимпийских игр 2014 в г. Сочи).

Более трети преступлений в кредитно-финансовой сфере, выявленные в России в 2009 г., связаны с легализацией доходов, полученных незаконным путем. За

2009 г. на территории России выявлено почти 8,5 тыс. преступлений подобного рода, что на 28% больше, чем за аналогичный период 2008 г.

Возросло число материалов финансовых расследований, проводимых подразделениями финансовой разведки и реализованных правоохранительными органами. Так, число уголовных дел, возбужденных правоохранительными органами по материалам и при участии Рос-финмониторинга, составило в 2009 г. свыше 1570, из них 445 уголовных дел

возбуждено по ст.174 и 174-1 УК РФ (Легализация). Судами вынесено 262 приговора по уголовным делам, из них 82 — по ст.174 и ст.174-1 УК РФ.

Вместе с тем в последнее время Росфинмониторинг и ЦБ РФ зафиксировали тенденцию по перемещению значительных объемов сомнительных операций из мелких банков в более крупные. Это в первую очередь связано с тем, что в крупных банках такие операции менее заметны для надзорных органов.

По мнению банкиров, чтобы изменить эту ситуацию, необходимо предоставить банкам возможность в одностороннем порядке отказывать в открытии счета клиентам, вызывающим подозрения. Однако, несмотря на то что дискуссия по этому вопросу ведется уже давно, а соответствующий законопроект находится на рассмотрении в Госдуме РФ, такое право банки по-прежнему не получили.

В последнее время организованные преступные группировки активно исполь-

зуют современные высокие технологии в области связи и телекоммуникаций, в том числе быстро развивающиеся системы внебанковских денежных переводов через Интернет, позволяющие перемещать значительные денежные средства, в том числе неустановленного происхождения.

Кроме того, ряд криминальных схем реализуется через Интернет посредством спортивного тотализатора (футбольный, хоккейный и др. сектора).

Одним из новшеств является обналичивание денежных средств с использованием ломбардов. Более 40% поставленных на учет в 2009 г. организаций в МРУ Росфинмониторинга по ЮФО составляют ломбарды. Из 127 ломбардов поставленных на учет в МРУ Росфинмониторинга, по ЮФО по Ростовской области зарегистрировано 32. Однако проведенными профилактическими мероприятиями (в том числе и проверкой на аффилированность кредитным организациям) фактов крупного обналичивания денежных средств не установлено.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.