Научная статья на тему 'РОЛЬ АВТОРИТЕТНЫХ ПЕРСОН В СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ'

РОЛЬ АВТОРИТЕТНЫХ ПЕРСОН В СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
90
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / АВТОРИТЕТ / ЦЕННОСТИ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / РОССИЙСКИЕ СТУДЕНТЫ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ГУМАНИЗМ / ИНФЛЮЕНСЕРЫ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Абдуллина Татьяна Сергеевна

Опираясь на исследование Центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) «В поисках авторитета: к кому прислушиваются россияне», а также, на традицию рассмотрения авторитета в науке как форму влияния, автор статьи проводит качественный анализ студенческих эссе на тему «Мой авторитет». Исследование выявило смену авторитетных персон на протяжении жизни студентов, длительность влияния зависит от позитивной оценки деятельности персоны. Главное условие произведения человека в авторитетную персону для студентов является транслирование таких ценностей как гуманизм, дружелюбие, энергичность, компетентность, профессиональный рост. В статье рассматриваются авторитетные персоны студентов: люди из ближнего круга, родственники, друзья, а также, представители профессиональных интересов студентов, известные личности шоу-бизнеса, спорта, айти-сферы. Авторитет всегда коммуникабелен, социально и материально успешен, способен вызывать восхищение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF AUTHORITATIVE PERSONS IN THE SOCIALIZATION OF RUSSIAN STUDENTS

Relying on the research by the Center for Public Opinion Research, «In Search of Authority: Who the Russians Listen to», as well as the tradition of considering authority in science as a form of influence, the author of the article conducts a qualitative analysis of the student essays «My Authority». The study revealed a change of authoritative personas over the course of students' lives, the duration of influence depends on the students' positive evaluation. The main condition of the work into an authoritative persona for students is to broadcast such values as humanism, friendliness, energy, competence, professional growth. The article considers authoritative personas of students: people from the inner circle, relatives, friends, representatives of professional interests of students, famous personalities of show business, sports, IT-sphere. Authority is always communicative, socially and financially successful, able to arouse admiration.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АВТОРИТЕТНЫХ ПЕРСОН В СОЦИАЛИЗАЦИИ РОССИЙСКИХ СТУДЕНТОВ»

УДК 316.723

DOI 10.23672/SAE.2023.51.43.001

Абдуллина Татьяна Сергеевна

кандидат философских наук, доцент кафедры управления сел ьскохозяйственн ым п роизводством, Казанский государственный аграрный университет kgau9161@yandex.ru

Tatiana S. Abdullina

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor of the Department of Agricultural Production Management, Kazan State Agrarian University kgau9161@yandex.ru

Роль авторитетных персон

в социализации российских студентов

The role of authoritative

persons in the socialization of russian students

Аннотация. Опираясь на исследование Центра исследования общественного мнения (ВЦИОМ) «В поисках авторитета: к кому прислушиваются россияне», а также, на традицию рассмотрения авторитета в науке как форму влияния, автор статьи проводит качественный анализ студенческих эссе на тему «Мой авторитет». Исследование выявило смену авторитетных персон на протяжении жизни студентов, длительность влияния зависит от позитивной оценки деятельности персоны. Главное условие произведения человека в авторитетную персону для студентов является транслирование таких ценностей как гуманизм, дружелюбие, энергичность, компетентность, профессиональный рост. В статье рассматриваются авторитетные персоны студентов: люди из ближнего круга, родственники, друзья, а также, представители профессиональных интересов студентов, известные личности шоу-бизнеса, спорта, айти-сферы. Авторитет всегда коммуникабелен, социально и материально успешен, способен вызывать восхищение.

Ключевые слова: молодежь, авторитет, ценности, социализация, российские студенты, компетентность, гуманизм, инфлюенсеры.

Annotation. Relying on the research by the Center for Public Opinion Research, «In Search of Authority: Who the Russians Listen to», as well as the tradition of considering authority in science as a form of influence, the author of the article conducts a qualitative analysis of the student essays «My Authority». The study revealed a change of authoritative personas over the course of students' lives, the duration of influence depends on the students' positive evaluation. The main condition of the work into an authoritative persona for students is to broadcast such values as humanism, friendliness, energy, competence, professional growth. The article considers authoritative personas of students: people from the inner circle, relatives, friends, representatives of professional interests of students, famous personalities of show business, sports, IT-sphere. Authority is always communicative, socially and financially successful, able to arouse admiration.

Keywords: youth, authority, values, socialization, Russian students, competence, humanism, Influencers.

Тема включения в социум новых членов, их социализация, аксиологическое ориентирование, остается жизненно важным вопросом для общества. Выделенный И. Кантом аксиологический аспект о свободе нравственного мира и его главной проблеме: соотнесении должного (эталонного, идеального) и реального (сущего), мы видим как фундаментальную проблему современной жизни: общество, транслируя эталонное поведение авторитетных людей, ждет стремления к повтору у подрастающих поколений.

В России, по данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения от 15.12.2021 года [2], большинство россиян (85 %), считают авторитеты нужными, а 11 % с этим не согласны. При этом 20 % опрошенных не имеют авторитетов, 27 % затрудняются ответить. На вопрос: К кому же прислушиваются россияне?: 35 % опрошенных ответили - к родителям, 29 % - к

друзьям, 17 % прислушиваются к детям или внукам, а также, к братьям и сестрам, а 20 % - к другим родственникам.

Таким образом, большинство опрошенных 85 % признает необходимость авторитетов, при этом не имеют их 47 % (27 % из них затруднились ответить). Количество запросов слова «авторитет» 297408 раз в месяц в поисковике Яндекс (рис. 1) подтверждает распространенность его использования.

На наш взгляд можно сделать вывод о сложности понятия «авторитет», если человек может оценить жизненный опыт людей из своего окружения, при необходимости прислушаться, то в остальных сферах, вероятно, такой механизм (20 % не имеют авторитетов, 27 % - затрудняются) не срабатывает.

Яндекс

подбор слов

| авторитет о| ^Подобрат^^^

| О По словам • По регионам • История запросов Все регионы 4

Все Десктопы Мобильные I 1олько телефоны 1олько планшеты

11оследнее обновление: '30.01.21Ш

Что искали со словом «авторитет» — 297 408 покаэоо о мссяц

Статистика по словам Показов в маспц©

явтпрнтрт

297 408

Запросы, похожие на «авторитет»

Статистика по словаи Показов в мвспц[3

452 555

Рисунок 1 - Скрин Яндекс-статистики запроса слова «авторитет» за месяц

В обществе распространенным является понимание слова как в словаре Ожегова, авторитет -лицо, пользующееся вниманием, признанием за носителем выдающихся достижений, знаний, умений, навыков, способностей, его особого положения в обществе, их значимости для человечества, для того или иного объекта, сферы социальной жизни, науки, и базирующемся на этом ненасильственном влиянии его носителя на тот или иной объект.

Под социализацией в исследовании будем использовать определение И.С. Кона: «Усвоение социального опыта, создающего конкретную личность» [8].

В начале исследования сформирована гипотеза: ведущим качеством выбора авторитетной персоны у студентов является ее компетентность в определенной области знания, включающей триаду условий: социальная, экономическая и духовная состоятельность персоны.

Цель исследования - рассмотреть авторитетные персоны студентов со стороны ценности для них.

Методологией исследование является обзор и анализ научных работ, посвященных исследованию авторитета, социализации молодежи и качественный анализ 150 эссе на тему «Мой авторитет» студентов 2 курса очной формы обучения бакалавриата «Реклама и связи с общественностью» Казанского федерального университета.

Исследователи, занимающиеся темой авторитетом, выделяли две формы авторитета: как форму власти (М. Вебер) и как форму влияния (X. Арендт, М. Крозье, К. Фридрих, Р. Фридман, П. Уинч) [10], в английском языке «¡пАиепсе», то есть, по сути, он инфлюенсер, оказывающий внимание. Два подхода о различии авторитетов можно назвать рассмотрением авторитета де-факто и авторитета де-юре. Однако исследователи сходились в одном: авторитет зависит от ценностей, убеждений тех, кто на них смотрит, участвует в отношениях. «А (субъект) обладает авторитетом отчасти потому, что Б (объект) имеет соответствующие ценности, способствующие его убеждению в том, что А обладает авторитетом [9]. Авторитет зависит от соглашений между людьми.

Известная исследовательница общества Ханна Арендт трактует авторитет как «чистый случай подчинения без насилия, подчинения, при котором повинующиеся люди остаются столь же свободными, как и вовне его» [1]. В данном определении, по сути, содержится механизм эффективного влияния на людей. В.В. Желтов и М.В. Желтов

в монографии «Авторитет» замечают, что общество соткано из невидимых авторитетов, которые приводят людей к подчинению, вызывая подражание авторитетам, порождая чувство восхищения ими» [б].

Источником власти для авторитета являются власть эталона, власть знатока и информационная власть [7]. Рассматривая моральные авторитеты молодежи России М.А. Ядова [13], А.В. Пушкина [11], делали вывод о том, что для молодежи важными качествами в авторитете являются: гуманистические идеалы, ум, самостоятельность, способность к адаптации. А.В. Подлесная описала возникновение в виртуальной «сети различных групп авторитетов с разным весом популярности и «лайков» [12] в связи с тем, что авторитетные персоны способствуют формированию позитивных ценностей, которые и «являются одним из важнейших факторов сохранения социальной стабильности», считает Е.В. Вологина [4].

А.В. Марей отмечает, что авторитет - это всегда отношения, то есть, два партнера, две стороны: «Общества функционируют как коллективные творения. Это известно всем. И когда группа людей функционирует долго, нужно учитывать две очевидности. Первая очевидность заключается в том, что каждый индивид руководствуется только своими собственными желаниями, которые далеко не всегда совпадают с общими интересами. И потому для успеха любого дела нужен руководитель» [10].

Исследование ВЦИОМ, приведенное выше, подтверждает эту мысль статистически: 85 % россиян признают необходимость в авторитете. А значит, авторитеты - гаранты стабильности общества и развития социальных отношений.

Похожим образом рассуждают в эссе студенты: «Важно иметь того, на кого хочется равняться. Это помогает нам расти, становиться лучше, развиваться и гордиться собой. Важно правильно выбрать своего «героя». Есть студенты, отрицающие наличие авторитетов: «Авторитета, как такового, у меня никогда не было, ведь, даже по моим воспоминаниям из детства, все мои друзья и одноклассники всегда имели кумиров среди музыкальных исполнителей, актёров и других публичных личностей. Возможно, это связано с тем, что мои интересы и увлечения слишком часто менялись». Автор этого высказывания приводит цитату писателя Кадзуо Исигуро: «Даже, если на своих учителей полагается смотреть снизу вверх, все же, не менее важно научиться подвергать их авторитет сомнению». В тексте студентка развивает тему критерия авторитетности, за что

уважает своих учителей-педагогов. «Большинство преподавателей обращаются к нам на «Вы», всегда интересуются и выслушивают нашу точку зрения. До того, как я поступила на первый курс, я редко видела похожее отношение со стороны учителей в школе. Сложно представить для себя авторитетом и уважать человека, который сам относится к тебе неуважительно, не считается с твоим мнением и может позволить себе незаслуженную грубость по отношению к ученикам. Другим, более очевидным фактором является компетентность преподавателей. Большая часть предметов и преподавателей мне действительно интересны и дают мне новые знания и опыт, в некоторой степени, потому, что обычно наши педагоги выстраивают с нами диалоги и сами же дают поставить свою точку зрения под сомнение, не считая ее единственной верной и не навязывая ее студентам. Я действительно часто прислушиваюсь к преподавателям и могу признать, что их мнение иногда может повлиять на меня и мои собственные решения».

Приведем высказывания об авторитетности друзей: «Наличие авторитета в жизни, как мне кажется, важно, ведь, так мы достигаем определённых высот по жизни, вдохновляясь результатом нашего «лидера». Разумеется, и в моей жизни есть человек, которым я восхищаюсь, вдохновляюсь, горжусь. Человек, чьи результаты по жизни мотивируют меня двигаться дальше, расти, достигать высот, закрывать свои цели и гордиться собой.» Подруга закрывает глаза на трудности, ломает все преграды и добивается всего, чего пожелает. Она добра к другим, не отказывает в помощи, поддержке, стала «учиться чему-то у нее, чтобы стать успешной, счастливой и богатой».

Про авторитеты из семьи: «Я считаю, что авторитетные люди - это, прежде всего, люди, на которых стремишься быть похожим, это касается и мыслей, и поступков. Каждый из членов семьи оказал огромное влияние на мою жизнь, воспитание, привычки. Благодаря им, я стала личностью. Главным основанием родительского авторитета может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, поведение. Семья - большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Авторитет родителей во многом зависит от интереса к жизни своего ребенка, к его маленьким делам, радостям и печалям. Я уважаю своих родителей, ведь они всегда готовы меня выслушать и понять, прийти на помощь, справедливо оценить мои поступки. Я знаю, что они гордятся мной».

Большое количество студенток описали маму, бабушку, тетю; это всегда женщины, включенные в социальную жизнь, с двумя - тремя высшими образованиями, государственными наградами, при этом, успевающие оказать внимание близким.

Приведем пример авторитета бабушки. «Я не считаю, что для того, чтобы быть авторитетом обязательно надо иметь головокружительную карьеру и несметные богатства»: «человек, обладающий авторитетом, не обязательно должен быть известным политическим или культурным

деятелем. Для меня важно, чтобы у человека был богатый жизненный опыт, большой багаж знаний, а самое главное - его поведение в тех или иных кризисных жизненных ситуациях. Я сужу людей по поступкам: грамотным и гуманным поступкам. Я никогда не буду считать своим авторитетом жестокого и алчного человека, будь он хоть сто раз великим в глазах остальных. Гуманность - главное качество авторитета для меня.

«У меня тоже есть человек на которого я смотрю с восхищением и уважением и хочу быть на него похожим, этот человек - моя бабушка. Мудрость - в умении прожить жизнь. Моя бабушка, ребёнок войны, не знает своих настоящих родителей и всю жизнь прожила в приемной семье. Она знает, как поднимать себя с колен на ноги и становиться успешным человеком без помощи. Когда мне нужен совет, я обращаюсь к ней и её богатому жизненному опыту; не было еще ни одной ситуации, в которой бы я усомнилась в правильности её решения, они всегда принимаются по справедливости. Именно она читала мне добрые сказки, показывала и объясняла, что такое хорошо, а что такое плохо. Она объяснила мне еще в детстве как важно добро в нашем, к сожалению, чёрством мире. Она и есть мой авторитет. Авторитет человека не отражается в деньгах, всеобщей власти или доверии публики. Авторитет человека для меня проявляется в его поступках и отношении к жизни, в целом».

В связи с тем, что на специальности «РЯ и реклама», где было задано эссе почти 80 % студентов девушки, среди их авторитетов много известных женщин. Авторитет женщины - актрисы называется, благодаря таким качествам как: «простота, великодушие этой женщины позволяет мне назвать ее своим авторитетом. Анджелина Джоли -хорошая мать и великодушная женщина. Она не позиционирует себя человеком голубых кровей, делает мир лучше».

«Тина представляла Украину на Евровидении в 2006 году и заняла 7 место. С тех пор она стала одной из любимых певиц для миллиона сердец. Хрупкая девушка, родившаяся в маленьком поселке, не имея ничего, добилась всего своими силами и упорством. Значит, каждый из нас может добиться своей цели, и не важно, в каком мы финансовом положении или в каком городе родились». Мы хотим быть такими же успешными и сильными. Тина Кароль - единственный человек, который заставил глубоко задуматься о предназначении и цели моей жизни, и я поняла, что хочу быть такой же сильной и упорной».

Есть студенты, указывающие на оппозиционного политика как на пример активного и справедливого поведения: «Он ведёт за собой массы, формирует их взгляды и мнение на политическую ситуацию в стране», «идеальный оппозиционер должен быть честным, смелым, принципиальным, искренним и, в то же время, компетентным в вопросах управления».

Похожее описание можно увидеть в авторитете принцессы Дианы, которая была оппозицией королеве Англии: «Диана Уэльская (Спенсер)

сделала много доброго и даже революционного принесла в этот мир. В одном интервью её спросили: «Вы хотите стать королевой?» На что она ответила: «Нет, я не хочу быть королевой Англии, я хочу быть королевой людских сердец.» И так её и окрестил народ. Диана занималась благотворительной и миротворческой деятельностью, была активистом борьбы со СПИДом. Диана непринужденно общалась с пациентами больными спидом и пожимала их руки. Восхищает визит Дианы в Анголу в поддержку кампании против производства и использования противопехотных мин. В рамках миссии Красного Креста, леди Ди надела на себя бронежилет с эмблемой НАЬО-ТВиБТ и защитную маску от пуль и прошла по разминированному полю . Своим примером она хотела показать опасность этого оружия, хотя сама потом признавалась, что от страха ее челюсть свела судорога. В конце 1997 года международное движение по запрещению противопехотных мин получило Нобелевскую премию мира. Диана проделала социальную работу, толкала свои мысли в массы, ни под кого не прогибалась и была сильной женщиной, героиней народа».

«Моим авторитетом является английский футболист, нападающий клуба «Манчестер Юнайтед» и национальной сборной Англии - Маркус Рэш-форд» - пишет студент. Для меня он является примером для подражания, потому что он не только замечательный футболист, но и прекрасный человек. Маркус постоянно помогает детям. Помогает не для галочки - не просто выписывает чек, лежа на диване для помощи голодающим, сиротам, с серьезными болезнями. Рэшфорд тратит кучу своего времени, чтобы сделать жизнь детей лучше, делает больше, чем многие социальные службы. Маркус - просто идеальный пример, как должен вести себя футболист или медийная личность». Приводя примеры среди авторитетов мужчин, также выделяется человечность: «Константин Юрьевич Хабенский - это человек, который своим примером показывает, что нельзя поддаваться трудностям, опускать руки. Нужно всегда оставаться человеком, даже если ты и добился большого успеха в жизни. Константин Ха-бенский - мой авторитет».

Сфера моды также предоставляет нам авторитеты: «Для меня авторитетом является российская супермодель, киноактриса и филантроп, Наталья Михайловна Водянова. Она является эталоном современной, красивой и успешной женщины, которая, кроме этого, обладает поистине широкой и очень доброй душой. Так, почему же я называю Наталью Водянову своим авторитетом? Ответ кроется в её благотворительной деятельности и невероятной доброте, которая исходит от этой женщины. Она никогда не забывала о том, что родилась в обычной семье, в обычном российском городе. У меня вызывают восхищение искренние и добрые люди. В ней нет «пока-зушности» и наигранности, которые присутствуют во многих звездах эстрады и шоу-бизнеса. Она такая, какая есть и за это я её уважаю. Также, она является примером того, что своим упорным трудом можно добиться любых вершин, и при этом не забывать откуда ты начинала. Её семья - это пример любви, верности, взаимопомощи и взаимопонимания».

Авторитеты из Интернета - блогеры, достаточно долго наблюдаются и изучаются(пару лет) как яркие и многогранные личности. «Дима Ермузевич, родом из Белоруссии и широко известен как на родине, так и за ее пределами как блоггер, певец, музыкант и фотограф. К своим двадцати двум годам Дима имеет почти миллионную аудиторию в Instagram, YouTube и TikTok, а его песни набирают многотысячные прослушивания на разных музыкальных платформах. В начале 2020 года Дима выпустил собственное руководство по мобильной фотографии и сейчас работает над авторским руководством по мобильной съемке видео. Его инфопродукты подробно раскрывают важные темы для меня, как для рекламщика и фотографа, например, такие как: работа с идеей, развитие насмотренности и креативного мышления». Он всего добился сам, своим большим трудом и приложив немало усилий. В каждый свой продукт он вкладывает частичку души и искренности, что сейчас редко можно встретить у публичной личности. Во-вторых, его простота души и не наигранность в блоге поражают и вызывают восхищение. Проследив за ним несколько лет и наблюдая весь путь его развития и становления, мне порой даже начинает казаться, будто бы Дима мой старый знакомый или даже друг, которого я знаю уже много лет. Из этого следует, что Дима Ермузевич очень умело и правильно умеет выстроить коммуникацию с аудиторией, расставить границы».

Общая характеристика приведенных выше авторитетов - эмоциональный отклик у наблюдающей за ними аудитории. Близость к обычным людям, человечность, вызывает чувство равенства между смотрящим и рассматриваемым. Объект влияния верит, что Субъект «обладает превосходством в знаниях, компетентности и экспертизе и лучше понимает, как реализовать цели и интересы объекта» [9]. Персональный авторитет выглядит в полной мере моральным, ценным, следовательно достойным повторения.

Часто у авторитета и субъекта воздействия наблюдаются сходные качества: «Кто является авторитетом для меня? Наверное, я сама считаю себя человеком харизматичным, с особой энергетикой, вдохновляющим, сильным, вызывающим уважение. На моем жизненном пути было много личностей, которые оказывали существенное влияние на каждом этапе. На данный момент, таким человеком является наставник, мотивацион-ный спикер, медиатор Семейных, Системных, а также Духовных расстановок - Вания Маркович, эксперт с тремя высшими образованиями; при работе с людьми он основывается на определенных знаниях. Как правило, это знания с уклоном в историю, религию из компетенции: психолога-психотерапевта, специалиста по связям с общественностью и маркетингу, педагога-философа».

«Я выделяю Евгения Панасенкова, Саймона Ори-ана, Юргена Клоппа, хочу рассказать о Андрее Дороничеве - инвесторе, создателе мобильного приложения YouTube, он менеджер по продуктам Google. Он - россиянин, родился в спальном районе Москвы, далеком от центра Медведково. Его история меня вдохновляет и будоражит одновременно. Я далека от сферы новых технологий, но,

благодаря именно ему, я, как и миллионы, если не миллиарды других людей могут смотреть сериалы с телефона в YouTube. Для меня его пример - подтверждение того, что человек может все, если захочет и предпримет усилия. Андрей -долларовый миллионер и интервьюируемый Forbes бизнесмен, уважение в нем у меня вызывает не это. Уважаю я его за нескончаемый энтузиазм, способность на все смотреть под разными углами, личный магнетизм и харизму, которая «льется» через экран монитора.

Студенты особенно выделяют качества авторитетов - «звезд», которые «не подделать и не сыграть, он - настоящий и поэтому для меня авторитет». Необходимо отметить ранжирование авторитетов на ближний (группа поддержки, принятия) и дальний круг общества. «Не задумываясь, могу сказать, что моим первым авторитетом является моя мама. Для меня она - волшебный человек, который направляет меня, даёт пример, и после я расту морально и духовно во всём. Для меня мама является авторитетом во многих примерах. Один из них - это то, что моя мама очень трудолюбива и ответственна во всех делах, оптимистичная, мудрая женщина. ...Второго человека, которого я могу назвать авторитетом в моей жизни - это певица Ариана Гранде, пример девушки, у которой горят глаза от любимой работы. Я вижу, какой это человек добрый, трудолюбивый и несдающийся. У неё было много негативных моментов в жизни, но она это пережила и даёт веру своим фанатам, что в жизни всё будет хорошо и нужно верить в это. Благодаря ей, я продолжила своё хобби - пение. Её песни - лекарство для души. После их прослушивания хочется что-то делать, работать, наполнять свою жизнь разными красками. Также, после них чувствуется спокойствие. Очень привлекла меня её цитата: «Каждый раз, сталкиваясь с чем-то ужасным, фокусируйся на чём-то прекрасном. То, на чём ты сосредотачиваешься - расширяется. Только ты можешь изменить свою реальность.»

«Мой выбор авторитета менялся, ведь, в моей жизни было много учителей. Это и школьные учителя, и преподаватели по творчеству, просто взрослые люди с огромным жизненным опытом. .сейчас я бы выделила человека, который поддерживал меня продолжительное время - это мой преподаватель по вокалу и сценическому искусству. Я действительно каждый раз с завораживающим и гордым взглядом смотрела на её способности, игру, голос. Мечтала стать такой же вдохновляющей для окружающих, дарить позитив, олицетворять доброту и отзывчивость.»

«Чтобы покарать меня за отвращение к авторитетам, судьба сделала авторитетом меня самого. Альберт Эйнштейн» - начинает эссе с цитаты автора, - «Размышляя над тем, кто является моим авторитетом, я пришла к мысли, что авторитет -это человек, повадки и поведение которого я хочу перенять, с мнением которого я безоговорочно согласна, кто-то, кто является идеалом в моих глазах. Наши взгляды на мир и идеи должны совпадать, а в моем окружении такого человека нет. Ни мои родители, ни учителя и преподаватели не подходили мне. Я, безусловно, люблю и уважаю

всех, кто находится в моей жизни, но не могу со стопроцентной уверенностью сказать, что это те люди, на которых я хочу походить. Люди то и дело, делали вещи, с которыми я была в корне не согласна».

Можно сделать вывод о том, что, если в окружении студентов нет достойных (по их мнению) персон, то авторитетов нет. Большинство, имеющих авторитетную персону студентов, употребляли слова: восторг, восхищение, компетентность, повтор для подражания. Слово «настоящий» употребляется в контексте антонима наигранности и выполнения определенной роли, что человек не играет достойного, он и есть достойный. Когнитивное вовлечение молодежи в процесс социализации дает эффект сопричастности, эффект одного общества и круга знакомых, реализует функцию самоидентификации - мы. Слова компетентность и гуманизм встречаются в каждом студенческом эссе.

В студенческих эссе проглядывается: познавательно-информативная, аксиологическая (оценочная) и коммуникативная, регулятивная и организационно-воспитательная функции авторитета.

Студенты ищут в авторитете путь самореализации и личностного роста в доказательство перечисляют ценные для них свойства:

1) экспертность, содержащую профессиональные знания, навыки, направленность на развитие, совершенствование;

2) заслуги, материальные ценности, поступки: заработки, должности, количество подписчиков, благотворительность(суммы в рублях, долларах);

3) гуманизм: любовь к людям и простота.

Таким образом, была подтверждена гипотеза о компетентности как основном качестве выбора авторитетной персоны у студентов, включающей три условия: социальную, экономическую и духовную состоятельность персоны.

Изменение субъекта влияния (студента) происходит через оценку достижений и упущений, критическое осмысление авторитета, переоценку своих действий и заслуг. При этом происходит ощущение собственной силы и ценности в схожести. Таким образом, следует сделать вывод о том, что авторитетами являются персоны, умеющие мягко транслировать ценности важные для общества, что согласуется с выводами других авторов о регуляционном механизме авторитета. М. Хайдеггер говорил о важнейшей установке аксиологии: главным для человека выступает то, что он должен удостовериться в своей собственной ценности. Осознание собственной ценности запускает процесс социализации; этот процесс реализуется через систему моральных норм, чувственно-эмоциональный отклик, повышающий эффект самоидентификации субъекта как равного объекту, достойного и способного восхищаться достижениями социального примера персоны.

По итогам качественного исследования, можно выявить целый «институт» авторитетов у молодежи, состоящий из знакомых и близких им людей (родных, друзей, преподавателей) и знаменитостей, за кем они наблюдают длительное время через Интернет, СМИ (блогеры, психологи, актеры, музыканты, политики, известные личности). Процесс наблюдения можно назвать постоянным, длящимся более года, вызывающим особые эмоциональные чувства у наблюдающего.

Общественная жизнь, благодаря авторитетам, успешно направляется в необходимое ценностное русло, осуществляя связь поколений, налаживаются диалоги в различных важных для индивида контекстах. Авторитеты сменяются на протяжении всей жизни человека, задавая ему критерии самоконструирования себя в профес-

Литература:

1. Арендт Х. Между прошлым и будущим. Восемь упражнений в политической мысли. М. : Изд-во Института Гайдара, 2014. 416 с.

2. В поисках авторитета: к кому прислушиваются россияне // ВЦИОМ. Аналитический обзор. URL : https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obz or/v-poiskakh-avtoriteta-k-komu-prislushivajutsja-rossijane (дата обращения 15.11.2023).

3. Вазиева А.Р. Об исследованиях проблемы авторитета / А.Р. Вазиева // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 2-1. С. 21-24.

4. Вологина Е.В. Литературные премии как социально-сберегающий механизм социокультурный аспект / Е.В. Вологина // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки 2022. № 9.

5. Ефремов И.И. Проблема авторитета в социальной философии / И.И. Ефремов // Философия и общество. 2004. № 3. С. 60-70.

6. Желтов В.В. Авторитет: понятие, роль в политике и власти : монография / В.В. Желтов, М.В. Желтов. М. : ФЛИНТА, 2020. 152 с.

7. Каптерев С.Е. Власть авторитета и авторитет власти / С.Е. Каптерев // Нижегородский государственный университет. URL : http://www.unn.ru/ pages/e-library/vestnik/9999-0200_West_M0_2003 _1 /20.pdf (дата обращения 15.11.2023).

8. Кон И.С. Социология личности. М. : Академический проект, 2003. C. 36.

9. Ледяев В.Г. Власть: концептуальный анализ М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. С. 119-127.

10. Марей А.В. Авторитет, или Подчинение без насилия. СПб. : Изд-во Европейского ун-та в Санкт-Петербурге, 2017. С. 125.

сиональных, материальных и семейных делах, на духовном, этическом поприще.

Ограничением исследования можно считать отсутствие информации о влиянии негативных характеристик в биографии авторитетов на жизненные траектории молодых людей. Темой, открытой для дальнейших исследований, как мы считаем, может быть отсутствие авторитетов у ряда россиян, считающих их необходимыми.

Практическое и теоретическое применение результатов статьи мы видим в привлечении внимания социологов, философов, культурологов к проблеме нехватки авторитетных персон в обществе, удовлетворяющих потребности в социализации. Полученными результатами дополняются существующие концепции персонального авторитета в форме влияния.

Literature:

1. Arendt H. Between Past and Future. Eight Exercises in Political Thought. M. : Gaidar Institute Publishing House, 2014. 416 p.

2. In Search of Authority: Who the Russians Listen to // VCIOM. Analytical review. URL : https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/v-poiska kh-avtoriteta-k-komu-prislushivajutsja-rossijane (date of application 15.11.2023).

3. Vazieva A.R. On the research of the problem of authority / A.R. Vazieva // International Journal of Experimental Education. 2016. № 2-1. P. 21-24.

4. Vologina E.V. Literary prizes as a social-saving mechanism socio-cultural aspect / E.V. Vologina // Humanities, socio-economic and social sciences. 2022. № 9.

5. Efremov I.I. Problem of Authority in Social Philosophy / I.I. Efremov // Philosophy and Society. 2004. № 3. P. 60-70.

6. Zheltov V.V. Authoritet: concept, role in politics and power : monograph / V.V. Zheltov, M.V. Zheltov. M. : FLINTA, 2020. 152 p.

7. Kapterev S.E. AUTHORITY AND AUTHORITY of power / S.E. Kapterev // Nizhegorodsky State University. URL : http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/ 9999-0200_West_M0_2003_1 /20.pdf (date of application 15.11.2023).

8. Kon I.S. Sociology of Personality. M. : Academic Project, 2003. P. 36.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ledyaev V.G. Power: Conceptual Analysis М. : «Russian Political Encyclopedia» (ROSSPEN), 2001. P. 119-127.

10. MareyA.V. Authoritet, or Obedience without Violence. SPb. : Publishing house of the European University in SPb., 2017. P. 125.

11. Пушкина А.В. Герои нашего времени: Роль персонажей произведений искусства в формировании героев и идеалов современной молодежи / А.В. Пушкина // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение: Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. № 4. Ч. 1. С. 147-150.

12. Подлесная М.А. Авторитет в сетевом обществе и представления о нём российской молодёжи / М.А. Подлесная // Проблемы национальной стратегии. 2022. № 3(72). С. 47-70.

13. Ядова М.А. Моральные авторитеты Российской молодежи. (Аналитический обзор). ЫЯЬ : Мрв:// cyberleninka.rU/article/n/2017-01 -018-m-a-yadova-moralnye-avtoritety-rossiyskoy-molodezhi-analiti cheskiy-obzor (дата обращения 26.12. 2022).

11. Pushkina A.V. Heroes of our time: The role of characters from works of art in the formation of heroes and ideals of modern youth / A.V. Pushkina // Historical, philosophical, political and legal sciences, culturology and art history: Questions of theory and practice. Tambov, 2015. № 4. Part 1. P. 147-150.

12. Podlesnaya M.A. Authority in the network society and ideas about it among Russian youth / M.A. Podlesnaya // Problems of National Strategy. 2022. № 3(72). P. 47-70.

13. Yadova M.A. Moral authorities of the Russian youth. (Analytical review). URL : https://cyberlenin ka.ru/article/n/2017-01 -018-m-a-yadova-moralnye-avtoritety-rossiyskoy-molodezhi-analiticheskiy-obzor (date of application 26.12.2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.