Научная статья на тему 'РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ГОРНЫХ РАЙОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО'

РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ГОРНЫХ РАЙОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
115
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортная сеть / автомобильный транспорт / трансграничное сотрудничество / реконструкция транспортной инфраструктуры / развитие горных районов / transport network / road transport / cross-border cooperation / reconstruction of transport infrastructure / development of mountainous regions
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Амикишиева Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ГОРНЫХ РАЙОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО»

Амикишиева Н. Т.

докторант, Бакинский государственный университет

РОЛЬ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА В РАЗВИТИИ ГОРНЫХ РАЙОНОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Ключевые слова: транспортная сеть, автомобильный транспорт, трансграничное сотрудничество, реконструкция транспортной инфраструктуры, развитие горных районов.

Keywords: transport network, road transport, cross-border cooperation, reconstruction of transport infrastructure, development of mountainous regions.

Транспортная инфраструктура, как важнейшая составляющая экономического потенциала регионов, играет исключительно важную роль в формировании всей системы коммуникационных связей и в значительной мере определяет векторы развития мирового хозяйства. В зависимости от преимущественного развития отдельных видов транспорта постепенно вырисовываются отличительные черты и контуры рисунка транспортной сети. Вместе с тем, влияние природных и экономических факторов в разной степени обусловливают географическую дислокацию транспортных пунктов, центров, узлов и артерий.

Известно, что особенности географических условий любого региона могут служить позитивной или же негативной предпосылкой в его социально-экономическом развитии. В развитии наземного, в особенности автомобильного транспорта, геоморфология и рельеф местности предопределяют конфигурацию дорожной системы. Перепад абсолютных высот местности, изрезанность и многообразие форм рельефа значительно осложняют ведение инженерно-технических работ по созданию системы транспортных коммуникаций. Поэтому средняя протяженность автомобильных дорог и их плотность на единицу площади с возрастанием абсолютных высот обратно пропорционально снижается. Конечно же, такая закономерность связана и с характером расселения населения. С продвижением в предгорные и горные районы обычным явлением становится уменьшение плотности населения. При уменьшении численности населения и дисперсном характере расселения в горных районах, естественно, отпадает необходимость в расширении сети дорог. В связи с этим, типичной формой создания сети дорог в горных и предгорных районах становится линейно-узловая конфигурация инфраструктуры.

Примерно 1/3 часть территории Азербайджанской республики относится к горным и предгорным районам, которые отличаются наличием богатых природных ресурсов. Как и во всех горных районах мира в этих областях республики сформировался своеобразный уклад быта, жизни и хозяйственной деятельности. Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры всегда оказывала сдерживающее воздействие на развитие горных районов. Принимая во внимание «экономическую нецелесообразность» строительства автомобильных дорог в горных районах, в 60-х годах прошлого столетия советская власть последовательно реализовывала политику по переселению горцев в равнинные районы республики. Конечно же, в те годы советское руководство не задумывалась о социально-экономических последствиях такого принудительного переселения горных жителей. В результате этого, значительно увеличилась смертность среди переселенцев, которые не могли адаптироваться к новым условиям жизни. Горцы, традиционно занятые в сфере овцеводства, в большинстве своем вынуждены были приобретать новые трудовые навыки и знания в сфере земледелия. Как показала практика, в силу совокупности объективных и субъективных причин, это оказалась трудно разрешимой задачей. Как следствие, ранее процветающие животноводческие хозяйства в виде колхозов и совхозов пришли в полный упадок. В результате экономике и социальному благосостоянию населения горных районов республики был нанесен значительный ущерб.

С начала XXI века в Азербайджане начался процесс разработки комплекса государственных программ по социально-экономическому развитию регионов республики. В контексте этого особо следует отметить первую Государственную программу по социально-экономическому развитию регионов республики на период 2004-2008 годы. В этой программе особое внимание было уделено развитию транспортной инфраструктуры республики. Причем, в одинаковой степени были обозначены векторы развития трансмагистральных транспортных коридоров и дорог республиканского значения. В соответствии с реализацией концепции развития «Азербайджан 2020: взгляд в будущее» особой строкой была выделена дорожная карта по развитию логистической системы республики1. Строительство международных транспортных коридоров стимулировало соответствующее планирование и развитие автомобильных дорог республиканского и местного значения. В результате этого значительно увеличилась общая протяженность автомобильных дорог республики и к началу 2020 года она составила 19 тыс. км2. В соответствии с этим возросла протяженность автомобильных дорог местного и республиканского значения. Так по данным Статистического комитета рес-

1 Концепция развития «Азербайджан - 2020: взгляд в будущее». -https://www.president.az/files/future_ru.pdf

2 Данные Государственного статистического комитета Азербайджанской республики. - https://www.stat.gov.az

публики, к началу 2020 года, удельный вес дорог местного и республиканского значения в общей протяженности автодорог составил 77%. При этом более 80% составили автомобильные дороги, проложенные в равнинных районах республики. В целях создания дополнительных благоприятных условий для развития фермерских хозяйств особый акцент был сделан на выделение целевых инвестиций для строительства сети автомобильных дорог между сельскими поселениями.

В реализации стратегии последовательного развития транспортной инфраструктуры в республике особое значение придается целенаправленному выделению инвестиций для строительства автомобильных дорог. Инвестиции на поддержание и развитие автомобильных дорог Азербайджана в 2016 году составили 1127,9 млн. манатов. В рамках подписанных президентом Азербайджана 48 распоряжений на реконструкцию и ремонт сельских автомобильных дорог в 2016 году было выделено 193 млн. манат. Работы, выполненные за счет этих средств, охватили 356 населенных пунктов, в которых проживают 2 млн. человек1. При этом возрос удельный вес инвестиций, направленных на строительство новых автодорог в горных районах республики. В 2019 году объем выделенных средств на поддержание и развитие автомобильных дорог Азербайджана составил 1845,7 млн. манатов2.

Примечательным стало проведение широкомасштабных работ по реконструкции, ремонту и строительству автомобильных дорог в высокогорных районах республики. Особо следует отметить строительство новой высокогорной дороги в направлении села Хыналыг (2350 метров н.у. моря), расположенного на севере, в Губинском районе республики. Маршрут дороги пройдет через 8 населенных пунктов с населением около 8 тыс. человек. Эта автомобильная дорога пролегает на высоте 1500-2600 метров над уровнем моря в местности со сложным рельефом и климатическими условиями. О сложности рельефа региона свидетельствует тот факт, что около 1,2 километра новой дороги проходит по территории гор Большого Кавказа на высоте 2625 метров. Ныне действующая дорога Губа-Испик-Хыналыг в зимний период становится труднопроходимой и небезопасной для передвижения автотранспорта и в связи с этим она периодически закрывается для проведения ремонтных работ. Поэтому завершение строительства новой дороги в Хы-налыг создаст условия для бесперебойного движения автотранспорта и освоения рекреационных ресурсов этого района.

Строительство дорог в горных районах юга республики связано, главным образом, с труднодоступными поселками Лерикского района. За период 2013-2019 годы на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в горных территориях Лерикского района из государственного бюджета было выделено около 30 млн. манатов. Благодаря этому улучшились транспортные связи между более чем 70 горными селами, что способствовало социально-экономическому развитию района.

Как известно, строительство дорог в горных районах требует увеличения финансовых и материальных расходов. Однако своеобразие природных условий и, в ряде случаев, наличие богатых природных ресурсов создают предпосылки для успешного проектирования и строительства надежной транспортной инфраструктуры. Комплексная оценка последствий строительства дорог, конечно же, не может быть ограничена лишь только экономическими составляющими. Понятно, что кумулятивный эффект в наибольшей степени проявляется в социальной сфере (снижается величина оттока населения, меняется половозрастной состав, создаются новые рабочие места, растет естественный прирост населения и т.д.). Эти тенденции дают о себе знать в тех горных районах республики (Гусарский, Габалин-ский, Шемахинский, Лерикский и др.), где за последние 15 лет построены новые автомобильные дороги и хозяйственные объекты.

Ярким примером стимулирования экономического развития горных районов республики стала коренная реконструкция транспортной инфраструктуры в Габалинском и Гусарском районах республики. Наряду со строительством новых магистральных автомобильных шоссейных дорог был сдан в эксплуатацию новый международный аэропорт в городе Габала и на стадии завершения находится новая железнодорожная ветка Ляки-Габала. Для строительства этой дороги из бюджета республики выделены средства в объеме 30 млн. манат3. Благодаря строительству этой железнодорожной ветки станет возможным за 2-3 часа проехать по маршруту Баку-Габала, что откроет новые возможности для притока туристов в этот регион.

Не менее важным проектом представляется строительство новых транспортных путей в Губа-Хачмазском экономическом районе. Постепенное превращение Гусарского района в крупный туристический центр республики обусловлено не только строительством горнолыжного комплекса «Шахдаг» в предгорьях Шахдага, но и созданием надежной инфраструктурной базы. Шахдагский комплекс расположен в 32 км от административного центра района и для доступа туристов в этом направлении проложена высококачественная шоссейная дорога. Одновременно с этим продолжаются проектно-технические работы по обоснования строительства железной дороги из станции Худат в направлении Шахдагского комплекса.

Продуманная стратегия по стимулированию социально-экономического развития регионов имеет своей целью более полное и эффективное использование природно-ресурсного потенциала республики. Горные и предгорные районы республики, располагая значительными природными ресурсами, были ограничены в своем развитии в первую очередь из-за слабой развитости инфраструктурной составляющей. Исходя из этого, одним из приоритетов в содействии развития горных районов стало инвестирование транспортного сектора экономики. Осуществляемые меры по вводу в строй новых транспортных коммуникаций способствовали вовлечению в производство ресурсного потенциала горных районов, созданию новых производств и новых рабочих мест.

1 Инвестиции в развитие автодорожного сектора Азербайджана в 2016 г. сократились на 5%. - http://interfax.az/view/699327

2 Инвестиции в развитие автодорог Азербайджана увеличились. - https://www.trend.az/business/transport/3223071.html

3 Строительство железных дорог в Габала и Гусары приведет к увеличению потока туристов. - https://finans.az/xeber/qebele-ve-qusara-demir-yolu-xetlerinin-cekilisi-olkeye-turizm-axinini-guclendirecek.html

С учетом того факта, что значительные инвестиции были направлены на развитие автомобильного транспорта в северные и южные горные районы республики, можно говорить о существенном повышении аттрактивности этих районов. Эти тенденции создают благоприятные предпосылки для развития трансграничного сотрудничества. Развитие приграничной торговли на севере с Россией и на юге с Ираном в немалой степени зависит от транспортной обеспеченности этих территорий. Поэтому разработка госпрограмм по развитию транспортной инфраструктуры в регионах республики остается одним из главных приоритетов будущего развития страны. Как показывает опыт прошедших лет, развитие транспортной инфраструктуры, и в соответствии с этим, тенденции роста приграничной торговли и приграничного сотрудничества играют важную роль в развитии межгосударственных отношений республики с сопредельными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.