Научная статья на тему 'Роль авиационной промышленности в обеспечении устойчивого роста реального сектора экономики РФ'

Роль авиационной промышленности в обеспечении устойчивого роста реального сектора экономики РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1043
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
авиационная промышленность / диспропорции в развитии / гражданская авиация / высокотехнологичный сектор / инновационное развитие / угрозы устойчивого роста. / aviation industry / imbalances in development / civil aviation / high-tech sector / innovative development / threats to sustainable growth.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Л. Х. Боташева, Д. Д. Накостик, В. А. Фоменко

В статье рассматриваются вопросы состояния и развития авиационной промышленности в России. Предмет исследования: роль гражданской авиации в обеспечении устойчивого экономического роста РФ. Цель работы – рассмотреть основные угрозы, препятствующие росту гражданского сектора авиационной отрасли и инновационному развитию реального сектора экономики в целом. Приоритетными задачами являются проведение анализа текущего состояния рассматриваемой отрасли, уровня ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, а также определение целевого видения отечественной гражданской авиации. На основе проведённого исследования авторами составлена матрица угроз устойчивого развития авиационной гражданской промышленности по выделенным критериям и разработаны основные рекомендации в рамках риск-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE AIRCRAFT INDUSTRY IN ENSURING SUSTAINABLE GROWTH OF THE REAL SECTOR OF THE RUSSIAN ECONOMY

the article discusses the situation and development of the aviation industry in Russia. Subject of research: the role of civil aviation in ensuring sustainable economic growth of the Russian Federation. The purpose of the work is to consider the main threats to the growth of the civil sector of the aviation industry and the innovative development of the real sector of the economy. Priority tasks are to analyze the current state of the industry in question, its level of competitiveness in the domestic and foreign markets, as well as determine the target vision of domestic civil aviation. Based on the study, the authors compiled a matrix of threats to the sustainable development of the civil aviation industry according to the selected criteria and developed basic recommendations in the framework of a risk-based approach

Текст научной работы на тему «Роль авиационной промышленности в обеспечении устойчивого роста реального сектора экономики РФ»

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10234

Л.Х. Боташева - доцент кафедры «Анализ рисков и экономическая безопасность», к.э.н., ФГОБУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве Российской Федерации», LHBotasheva@fa.ru,

L.Kh. Botasheva - PhD of economics, associate Professor of the Department "Risk Analysis and economic security", Financial University under the Government of the Russian Federation;

Д.Д. Накостик - студентка 3 курса Факультета анализа рисков и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», dn62ru@gmail.com,

D.D. Nakostik - students of 3th course of the Faculty of risk analysis and economic security named after professor V.K. Senchagova, Financial University under the Government of the Russian Federation;

В.А. Фоменко - студентка 3 курса Факультета анализа рисков и экономической безопасности имени профессора В.К. Сенчагова, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», victoria.bon2015@yandex.ru,

V.A. Fomenko - students of 3th course of the Faculty of risk analysis and economic security named after professor V.K. Senchagova, Financial University under the Government of the Russian Federation.

РОЛЬ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РОСТА РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ РФ

THE ROLE OF THE AIRCRAFT INDUSTRY IN ENSURING SUSTAINABLE GROWTH OF THE REAL SECTOR

OF THE RUSSIAN ECONOMY

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы состояния и развития авиационной промышленности в России. Предмет исследования: роль гражданской авиации в обеспечении устойчивого экономического роста РФ. Цель работы - рассмотреть основные угрозы, препятствующие росту гражданского сектора авиационной отрасли и инновационному развитию реального сектора экономики в целом. Приоритетными задачами являются проведение анализа текущего состояния рассматриваемой отрасли, уровня ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, а также определение целевого видения отечественной гражданской авиации. На основе проведённого исследования авторами составлена матрица угроз устойчивого развития авиационной гражданской промышленности по выделенным критериям и разработаны основные рекомендации в рамках риск-ориентированного подхода.

Abstract. the article discusses the situation and development of the aviation industry in Russia. Subject of research: the role of civil aviation in ensuring sustainable economic growth of the Russian Federation. The purpose of the work is to consider the main threats to the growth of the civil sector of the aviation industry and the innovative development of the real sector of the economy. Priority tasks are to analyze the current state of the industry in question, its level of competitiveness in the domestic and foreign markets, as well as determine the target vision of domestic civil aviation. Based on the study, the authors compiled a matrix of threats to the sustainable development of the civil aviation industry according to the selected criteria and developed basic recommendations in the framework of a risk-based approach.

Ключевые слова: авиационная промышленность, диспропорции в развитии, гражданская авиация, высокотехнологичный сектор, инновационное развитие, угрозы устойчивого роста.

Keywords: aviation industry, imbalances in development, civil aviation, high-tech sector, innovative development, threats to sustainable growth.

Важнейшими направлениями экономической политики государства являются обеспечение устойчивого экономического роста и стимулирование инновационного развития реального сектора экономики. Реализация заданных направлений ставит вопрос об инвестиционных приоритетах и объемах капиталовложений в отдельные отрасли реального сектора. В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ до 2030 г. основными угрозами непрерывного экономического роста и инновационного развития являются отсутствие российских несырьевых компаний среди мировых лидеров и отставание в области внедрения передовых технологий. Действительно, глобализация мировой экономики привела к тому, что в качестве основного конкурентного преимущества стран на международном рынке выступает повышение технологического уровня, развитие инновационных продуктов, преимущественно создающихся в высокотехнологичных секторах экономики. Однако по уровню инновационной активности Российская Федерация отстает от лидирующих позиций. В результате сложившегося за много лет структурного перекоса в сторону «сырьевых» отраслей произошла деградация высокотехнологичного сектора экономики, что в нынешних реалиях свидетельствует о необходимости проведения целенаправленной структурной политики, которая обеспечит развитие отраслей высокотехнологичного сектора, в частности авиационной отрасли промышленности. Авиационная промышленность как одна из наиболее инновационных и наукоемких отраслей экономики, благодаря наличию тесных связей с другими отраслями, способна оказать существенное влияние на темпы инновационного развития, достижение стабильного экономического роста, обеспечение экономической безопасности РФ в рамках межрегиональной интеграции и технологической кластеризации.

Авиационная промышленность Российской Федерации в целом занимает передовые позиции на мировом рынке, который в 2014 году превысил 500 млрд долл. По совокупному объему производства авиационной продукции Россия занимает 7 место, по выпуску финальной продукции - третье, уступая США и ЕС. Динамика объема производства и экспорта авиационной промышленности России в 2016-2018 гг. представлена на Рисунке 1.

Рисунок 1 - Показатели развития отрасли в 2016-2018 гг.

Источник: Составлено авторами по данным Доклада о целях и задачах Минпромторга России на 2019 год и основных результатах деятельности за 2018 год, с. 30-31 - URL: http://www. spzoo.ru/engine/doc_images/Minprom_maket_main_r05.pdf

При этом предприятия российской авиационной промышленности занимают устойчивое положение на мировом рынке финальной продукции только в сегменте авиационной техники специального и военного назначения, и в то же время слабо представлены в сегменте производства гражданской продукции. Доля РФ на рынке гражданской авиатехники составила 2,3 % по итогам 2016 г. (в 2015 г. - 1,8 %, в 2014 г. - 2,4 %). По данным Министерства промышленности и торговли РФ в 2016 г. величина общего объема выручки от реализации продукции авиационной промышленности составила 17,2 млрд долл. США, из которых на продукцию гражданской авиации приходится всего 17% совокупного выпуска (2,9 млрд долл.).

Стратегическая цель развития отечественного авиастроения - достижение экономически устойчивой, глобально конкурентоспособной отрасли, встроенной в международный рынок, способной обеспечить всю научно-производственную цепочку для удовлетворения потребностей государства в области авиации - не может быть реализована в условиях нынешней диспропорции развития гражданского и военного секторов, которая является основной угрозой авиационной промышленности РФ. В связи с этим одной из приоритетных задач в рамках поставленной цели является увеличение производства гражданской продукции.

Разумеется, для разработки эффективной и действенной стратегии продвижения отечественной продукции гражданской авиации на внутренних и внешних рынках, необходимо понимать нынешний уровень ее конкурентоспособности, ее сильные и слабые стороны. Авторами был использован SWOT-анализ, позволяющий получить наглядное представление о внешних и внутренних условиях функционирования отрасли, актуальных возможностях и угрозах, сильных и слабых сторонах отрасли гражданского авиастроения (таблица 1):

Таблица 1 - SWOT-анализ авиационной отрасли РФ

Сильные стороны • наличие со времен СССР развитой отрасли производства, накопленный опыт н развитые хозяйственные связи; • приоритетное внимание со стороны государства; • имеющаяся опора в виде внутреннего рынка сбыта; • наличие реализованных проектов в авиастроении. Возможности • наличие значительной потенциальной потребности на внутреннем рынке за счет текущего недооснащения и высокой степени износа имеющейся в наличном парке техники; • более полное использование возможностей пмпортозамещения • развитие экспортного канала сбыта продукщш.

Слабые стороны • технологическое отставание от передовых мировых производителей; • высокая зависимость от государственной поддержки; • высокая зависимость от импортных комплектующих; • крайне ограниченный модельный ряд производимой продукции. Угрозы • низкий платежеспособный спрос на внутреннем рынке; • ограниченные возможности государства по увеличению или сохранению текущего уровня поддержки; • в силу наличия на мировом рынке сильных игроков (Boeing, Airbus), активного продвижения Китая, вероятность недостижения приемлемого уровня спроса и окупаемости в целом, что усугубляется рядом вероятных проблем в политической и экономической сферах.

Источник: составлено авторами

Отечественная отрасль авиастроения на сегодняшнее время находится практически под прямым управлением государства, которое выступает в качестве основного заказчика и инвестора. Начиная с 2006 года государство реализует программу консолидации отрасли, результатом работы которой стало появление на рынке крупнейшего субъекта отечественного авиастроения - Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), а также корпорации «Вертолеты России», агрегировавшей предприятия российского вертолетостроения.

Безусловно, достоинством реализуемой в отношении отечественной авиастроительной отрасли государственной политики является ее стабильный и последовательный характер. Так, в ответ на масштабные изменения геополитической, экономической и рыночной ситуации, а также структурные трансформации авиационной промышленности страны, в 2016 году Распоряжением Правительства РФ была утверждена. Стратегия развития авиационной промышленности РФ на период до 2030 года. Стратегическое развитие авиационной промышленности определяется и такими документами, как «Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2020 года», государственная программа РФ «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», Стратегия развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности.

Но в то же время в отрасли прослеживается нарастающая зависимость от поддержки государства. Спрос на авиационные товары отечественного производства нередко стимулируется с помощью лизинговых структур, аффилированных с государством. «Дирежизм», проявляющийся в управлении отрасли, формирует предпосылки для снижения эффективности ее функционирования и приводит к возникновению угрозы необходимости перманентного расширения государственных поддерживающих механизмов, без которых отрасль не сможет существовать.

Среди угроз, препятствующих устойчивому развитию авиационной промышленности, также можно выделить:

1. Недостаточный масштаб внутреннего рынка;

2. Низкая производительность труда, вызванная наличием значительной доли устаревшей авиатехники;

3. Ограниченность государственных финансовых ресурсов вследствие сложной макроэкономической ситуации;

4. Недостаток квалифицированных кадров, ослабление позиций в технологическом и научно-техническом оснащении отрасли.

Внутренний рынок РФ - хорошая стартовая площадка для отечественных производителей, однако он существенно уступает рынкам США, Китая, ЕС и даже с учетом будущих перспектив его дальнейшего роста не сможет обеспечить выход на серийность и экономику производства, гарантирующих окупаемость авиационных программ, в связи с чем возникает необходимость экспортно-ориентированной направленности отечественной авиапромышленности. Но, как отмечается в стратегии экспорта гражданской продукции авиационной промышленности, на данном этапе возможность выхода на мировой рынок сдерживается комплексом проблем: недостаток опыта работ на рынке гражданской авиации, низкоэффективная модель отрасли, отсутствие технологически и инновационно конкурентных продуктов, затруднения в организации процесса послепродажного обслуживания.

Еще одной угрозой устойчивого развития авиационной промышленности в гражданском секторе является высокая доля устаревшей авиатехники. Количество воздушных судов, находящихся в эксплуатации более 30 лет, составляет 50,8% всех гражданских воздушных судов в 2017 году, что на 4,7% выше, чем в 2016 (46,1%) (Таблица 2).

Таблица 2 - Наличие гражданских воздушных судов в России

Показатели Годы

2005 2010 2015 2016 2017

Возрастная структура парка, в % к итогу 100 100 100 100 100

в т.ч. находятся в эксплуатации, лет:

До 5 1,3 5,4 7,7 8,8 9,2

5,1-15 11,7 23,8 9,2 10,5 10,5

15,1-30 68,0 59,7 42,1 34,6 29,4

более 30 19,0 11,1 41,1 46,1 50,8

Источник: Составлено авторами по данным Транспорт в России. 2018: Стат.сб./ Росстат. - Т65 М., 2018. - с. 77 -URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/transp18.pdf

Рост доли устарелой авиатехники связывают с невозможностью компаний проводить модернизацию парка в связи с нехваткой средств. Данная негативная тенденция вызывает угрозу конкурентоспособности отечественных авиакомпаний на глобальном рынке, следствием которой является потеря доли рынка авиаперевозок. Также, данная угроза подрывает общественную безопасность. Так, в 2018 году произошло 15 происшествий на воздушном транспорте, в результате чего погибло 556 человек. (данные ASN)

Для эффективного построения плана развития гражданской авиации России в условиях применения инноваций и научно-технологических достижений необходимо использовать риск-ориентированный подход в целях выявления наиболее опасных зон и оптимального управления рисками. В связи с этим, авторами была разработана карта рисков на основе ранжирования основных угроз развития гражданской авиации по определённым критериям (рисунок 2):

1. Влияние на положение гражданской авиации РФ на международном уровне;

2. Последствия для безопасности общества, личности;

3. Усиление импортозависимости;

4. Снижение конкурентоспособности авиационной отрасли на внутреннем рынке;

5. Требование увеличения финансирования со стороны государства и как следствие нарушение финансовой устойчивости бюджета РФ;

6. Снижение инвестиционной привлекательности;

7. Ограничение в развитии инновационных способов построения авиационной техники;

8. Влияние на производственные процессы авиатехники и сопутствующие комплектующие;

9. Влияние на выбор способа передвижения у населения.

Степень опасности угрозы Возможные последствия при игнорировании угрозы

Разрушительные Тяжелые Легкие

Высокая Высокая доля устаревшей авиатехники Использование лизинговой техники; Оторванность научных исследований от реальных потребностей промышленности. Дефицит квалифицированных кадров

Повышенная Значительная степень прямого воздействия со стороны государства на линейку продукции деятельность компаний-исполнителей Ролевой конфликт государства; Разделение функций финальных интеграторов, поставщиков 1-го уровня и поставщиков комплектующих 2-4-го уровней; Ограниченность финансовых ресурсов государства в условиях сложной макроэкономической ситуации. Неэффективно выстроенная продуктовая линейка корпораций, дублирующая друг друга в ряде случаев; Отсутствие развитой системы поставщиков

Умеренная Производственные мощности кратно превосходят реальные потребности Низкая результативность по ключевым показателям ФХД: удельная чистая прибыль, оборачиваемость активов, средняя производственная площадь в расчете на сотрудника; Неучастие в международной кооперации. Социальные ограничения

Рисунок 2. Карта рисков на основе ранжирования основных угроз развития гражданской авиации Источник: составлено авторами

При анализе карты рисков развития гражданской авиационной промышленности становится очевидным, что наиболее опасные зоны находятся в верхнем левом углу. Это говорит о том, что угрозы, расположенные

в данной области, являются наиболее разрушительными как для авиационной отрасли, так и для устойчивого непрерывного экономического роста Российской Федерации в целом. В рамках риск-ориентированного подхода управление рисками происходит по наиболее опасным зонам с целью их минимизации. В связи с этим, авторами были разработаны рекомендации по отмеченным угрозам:

1) Высокая доля устаревшей авиатехники

а) Повышение эффективности использования активов и численности занятых в отрасли: для существенного уменьшения косвенных затрат необходимо закончить реформирование активов - сократить количество избыточных мощностей, устранить дублирование, сфокусировать внимание на модернизацию и внедрение инновационных производственных процессов, а не только на закупку нового и дорогостоящего оборудования на бюджетные средства с неопределенными перспективами его дальнейшего использования. Также представляется необходимым увеличение производительности труда в авиационной отрасли до показателей мирового уровня за счет сокращения малоэффективной рабочей силы и повышение уровня автоматизации процессов производства.

б) Активное обновление гражданского авиапарка за счет реализации госпрограмм.

2) Значительная степень прямого воздействия со стороны государства на линейку продукции деятельность компаний-исполнителей

а) поддержка предприятий, а не проектов: в настоящее время на мировом рынке конкурируют не товары (самолеты, двигатели), а предприятия и государства, объединяя общие усилия: компетенции, располагаемые ресурсы и меры поддержки и стимулирования высокотехнологичных отраслей. В связи с этим, именно предприятия должны принимать ключевые решения по проектам и продуктам, а государство — внедрять актуальные способы и инструменты поддержки, создающие такие условия для авиастроительных предприятий, которые помогли бы развить отечественную конкурентноспособную гражданскую авиацию.

б) реалистичность целей: повышение эффективности формирования линейки продуктов, подразумевающее закрытие нерентабельных проектов и применение наиболее тщательного подхода к финансированию новых. В настоящее время государством осуществляется значительная поддержка линейки авиационной продукции, являющейся конкурентноспособной на мировом рынке. Однако объём выпуска в части гражданской авиационной техники существенно занижен и несравним с мировым уровнем.

3) Использование лизинговой техники

Введение поэтапных программно-целевых методов планирования с целью снижения доли лизинговой техники и развития собственного авиапарка.

4) Оторванность научных исследований от реальных потребностей промышленности Финансирование перспективных разработок через науку и промышленность: необходимость изменения схемы государственного финансирования авиационной отрасли — переход от опытно-конструкторских работ по определенным проектам к поисковым научно-исследовательским работам и изготовлению демонстраторов.

Источники:

1. Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года // Официальный сайт Министерства промышленности и торговли РФ - URL: minpromtorg.gov.ru/common/upload/001_2030_281116.docx (Дата обращения: 05.09.2019)

2. Распоряжение Правительства РФ от 18 сентября 2017 года №1997-р «Об утверждении Стратегии развития экспорта гражданской продукции авиационной промышленности» - URL: http://government.ru/docs/29368/ (Дата обращения: 05.10.2019)

3. Базикова И.В. Основные проблемы конкурентоспособности авиационной промышленности России - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-konkurentosposobnosti-aviatsionnoy-promyshlennosti-rossii (Дата обращения: 05.09.2019)

4. Бутов А. М. Рынок продукции гражданского авиастроения // Центр развития, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, 2018 - с. 3-5 URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/11/19/1141804200/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D1% 80%D0%BE%D0%B4%D1%83%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0% B4%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B0%D1 %81 %D 1 %82%D 1 %80%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%B 8%D 1 %8F%202018.pdf

5. Тумаркин О. В., Селищева Т.А. Угрозы и риски развития высокотехнологичного сектора российской экономики (на примере авиационной промышленности) // Научный результат. Экономические исследования. - Т.4, №4, 2018 -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugrozy-i-riski-razvitiya-vysokotehnologichnogo-sektora-rossiyskoy-ekonomiki-na-primere-aviatsionnoy-promyshlennosti (Дата обращения 06.10.2019)

References:

1. The development strategy of the aviation industry of the Russian Federation for the period until 2030 // Official website of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation - URL: minpromtorg.gov.ru/common/up-load/001_2030_281116.docx (Date of access: 05.09.2019)

2. Order of the Government of the Russian Federation of September 18, 2017 No. 1997-r "On approval of the Strategy for the development of export of civilian products of the aviation industry" - URL: http://government.ru/docs/29368/ (Date of access: 05.10.2019)

3. Bazikova I.V. The main problems of the competitiveness of the aviation industry of Russia - URL: https://cyberleninka.ru/ar-ticle/n/osnovnye-problemy-konkurentosposobnosti-aviatsionnoy-promyshlennosti-rossii (Date of access: 05.09.2019)

4. Butov A.M. Civil Aircraft Production Market // Development Center, National Research University Higher School of Economics, 2018 - p. 3-5 URL: https://dcenter.hse.ru/data/2018/11/19/1141804200/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0% BF% D1% 80% D0% BE% D0% B4% D1% 83% D0% BA% D1% 86% D0% B8% D0% B8% 20% D0% B3% D1% 80% D0% B0% D0% B6% D0% B4% D0% B0% D0% BD% D1% 81% D0% BA% D0% BE% D0% B3% D0% BE% 20% D0% B0% D0% B2% D0% B8% D0% B0% D1% 81% D1% 82% D1% 80% D0% BE% D0% B5% D0% BD% D0% B8% D1% 8F% 202018.pdf

5. Tumarkin O. V., Selishcheva T. A. Threats and risks for the development of the high-tech sector of the Russian economy (using the aviation industry as an example) // Scientific Result. Economic research. - V.4, No. 4, 2018 - URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/ugrozy-i-riski-razvitiya-vysokotehnologichnogo-sektora-rossiyskoy-ekonomiki-na-primere-aviatsion-noy-promyshlennosti (Date of treatment 10/06/2019)

DOI: 10.24411/2309-4788-2020-10235

Э.Н. Брагина, - аспирант, Тюменский индустриальный университет, braginaen@tyuiu.ru, E.N. Bragina - graduate student, Tyumen Industrial University;

Н.Н. Шилова - профессор кафедры Менеджмента в отраслях ТЭК, д-р экон. наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, shilovann@tyuiu.ru,

N.N. Shilova - Professor, Department of Management in the Fuel and Energy Sector, Dr. econ. sciences, professor, Tyumen industrial university;

М.В. Зенкина - заведующий кафедрой Экономики в строительстве, д-р экон. наук, профессор, Тюменский индустриальный университет, zenkinamv@tyuiu.ru,

M. V. Zenkina - Head of the Department of Economics in Construction, Dr. Econ. Sci., Professor, Tyumen Industrial University.

ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ И ТРАНСФОРМАЦИЯ

ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО УРОВНЯМ УПРАВЛЕНИЯ EVOLUTION OF THE CONCEPT OF PUBLIC ADMINISTRATION AND TRANSFORMATION OF TARGETS BY MANAGEMENT LEVELS

Аннотация. Необходимость обеспечения интересов развития человека, как основы государственности, полное и качественное удовлетворение потребностей как конкретной личности, так и общества в целом приводит к осознанию необходимости переориентации целевых приоритетов государственной социально-экономической политики. Методические подходы к оценке эффективности реализации государственной социально-экономической политики требуют серьезной корректировки. В статье изложена суть эволюции концепции государственного управления с New Public Management («новый государственный менеджмент») на Good Governance («достойное управление»). По итогам анализа целей функционирования социально-экономических систем на каждом из уровней управления государством (уровне государства в целом, уровне субъекта РФ и муниципальном) стратифицированы формируемые документы и трансформация целевых показателей, обуславливающие эффективность государственного управления в зависимости от уровня иерархии. По результатам анализа сфер ответственности менеджмента муниципального образования выявлена диспропорция в системе целевых показателей концепции стратегического развития муниципалитетов, выявлены проблемы обеспеченности районов Тюменской области документами стратегического планирования.

Abstract. The need to ensure the interests of human development, as the basis of statehood, the full and high-quality satisfaction of the needs of both a particular individual, and society as a whole leads to the realization of the need to reorient the target priorities of state social and economic policy. Methodological approaches to assessing the effectiveness of the implementation of state socio-economic policies require serious adjustments. The article describes the essence of the evolution of the concept of public administration from New Public Management ("new public management") to Good Governance ("good governance"). Based on the analysis of the goals of the functioning of socio-economic systems at each of the levels of government (the level of the state as a whole, the level of the constituent entity of the Russian Federation and municipal), the documents being generated and the transformation of target indicators, which determine the effectiveness of public administration depending on the level of the hierarchy, are stratified. According to the results of the analysis of the areas of responsibility of the management of the municipality, a disproportion in the system of target indicators of the concept of strategic development of municipalities was revealed, problems were identified in the areas of the Tyumen region with strategic planning documents.

Ключевые слова: социально-экономическое развитие, стратегическое планирование государственное управление, реализация государственной социально-экономической политики, эффективность реализации государственной экономической политики

Key words: socio-economic development, strategic planning, public administration, implementation of state socio-economic policy, effectiveness of implementation of state economic policy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.