С.Н. Лепихина РОЛЬ АУТСОРСИНГА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Определены основные понятия и виды аутсорсинга. Особое внимание уделено международному аутсорсингу и его роли в экономике развивающихся стран.
Современное состояние мировой экономики характеризуется высокой степенью экономической взаимозависимости стран, обусловленной изменениями в организационной структуре мирового производства, развитием транснациональной торговли и инвестиций, международного разделения труда и аутсорсинга, наличием многонациональных компаний, тесными информационными связями.
Предметом рассмотрения в данной работе является аутсорсинг.
Актуальность рассмотрения аутсорсинга связана с его широким распространением в мире, поскольку его применение позволяет в значительной степени повысить конкурентоспособность корпораций за счет снижения издержек, рационализации производственной и управленческой деятельности, фокусирования на инновациях.
Аутсорсинг открывает возможности для стран, имеющих подготовленных специалистов, которые могут качественно, но за более низкую плату, чем, например, в США, Англии или Германии, выполнять на постоянной основе выгодные и хорошо оплачиваемые заказы - прежде всего, в области информационных технологий. Заметим, что аутсорсинг как новое направление в функционировании мировой экономики появился именно благодаря развитию информационных технологий, сделавших возможной быструю и надежную передачу практически неограниченных объемов информации между компаниями разных стран. При этом именно информационные технологии, хотя и не только они, стали главной областью применения аутсорсинга, поскольку они превратились в основной рычаг быстрого научно-технического и экономического развития многих стран.
В литературе в большей степени понятие «аутсорсинг» как экономическое явление рассматривается с практической точки зрения, в рамках теории менеджмента и маркетинга. Например, Дж. Брайан Хейвуд определяет аутсорсинг как «перевод внутреннего подразделения или подразделений предприятия и всех связанных с ними активов в организацию поставщика услуг, предлагающего оказывать некую услугу в течение определенного времени по оговоренной цене» [1. С. 40]. Похожее определение дается руководителем информационно-коммуникационной компанией А. Вронским: «Есть классическое понятие, подразумевающее несколько видов деятельности, определяемых терминами БеШог-стд, ОийаБИ^ и О^огстд. Первый из них предполагает самостоятельное обслуживание предприятием собственных систем, второй - передачу сторонней организации определенной задачи, скажем, по обслуживанию связного оборудования или системы обеспечения информационной безопасности, а третий - это классический аутсорсинг, в рамках которого осуществ-
ляется полная передача инфрастуктуры компании внешнему управляющему, который в этом случае берет на себя и вопросы ее модернизации» [2].
Основной тенденцией в развитии рынка аутсорсинга является усложнение передаваемых функций и бизнес-процессов, от традиционно второстепенных, некритичных для конкурентоспособности компании, до функций, базирующихся на навыках и знаниях, составляющих «ключевые компетенции» компании. Количество функций, передающихся на выполнение внешним подрядчикам, и скорость заключения новых договоров по аутсорсингу постоянно увеличиваются. На аутсорсинг передаются разработка, внедрение и поддержка систем информационных технологий, содержание автопарка, са11-центров, бухгалтерский учет и финансовый анализ, обработка медицинских записей, биотехнологии и т.д.
Несмотря на новизну и модность термина, стремление передать профессионалам какие-то функции, которые они могут выполнять более качественно и менее затратно, было всегда. Укрупнение компаний, усложнение производственных функций приводят к необходимости их формализации, использования новых дорогих технологий, а также поддержки управляемости в условиях очень быстрого развития. В конкурентных отраслях возникает необходимость в оптимизации расходов, снижении издержек, при сохранении высокого качества производства товаров и услуг.
Аутсорсинг можно определить и как способ кооперирования. Но в отличие от других способов кооперации - подряда, субподряда, сервисного обслуживания -аутсорсинг - это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, он предполагает определенную реструктуризацию производства корпорации и её связей. Субподряд, как правило, относится к совместной работе по какому-либо конкретному заказу или группе заказов, будь то на временной или постоянной основе, тогда как «классический» аутсорсинг сопряжен с «жизненным циклом» компании как таковой. Аутсорсинг, таким образом, подразумевает весьма тесные взаимоотношения между сторонами, интеграции на основе более глубокой «стоимостной специализации».
Таким образом, цель аутсорсинга - позволить любой компании сфокусировать все свои усилия на решении основных задач - рост конкурентоспособности, продвижение своего профильного товара на рынки страны и мира. Сопутствующие проблемы фирмы перепоручаются организациям, для которых передаваемые функции являются в свою очередь основными. Аутсорсинг позволяет повысить производственную эффективность фирмы путем сокращения издержек, ускорения адаптации к условиям внешней среды,
улучшения качества продукции и услуг, уменьшения рисков.
Распространены следующие виды аутсорсинга: производственный аутсорсинг, аутсорсинг бизнес-процессов и географический - перенос части бизнеса на длительный срок в страны с низкими затратами на производство. Специалисты Института аутсорсинга (The Outsourcing Institute, USA) в своих исследованиях выделяют аутсорсинг информационных технологий как родоначальника современного аутсорсинга и лидера рынка.
Производственный аутсорсинг, играющий в последнее время все большую роль в деятельности ряда компаний, подразумевает, что компания отдает часть своей цепочки производственных процессов или целиком весь цикл производства сторонней компании. Кроме того, возможен вариант продажи части своих подразделений другим компаниям и дальнейшее взаимодействие с ними уже в рамках аутсорсинга. В настоящее время более половины промышленных компаний мира передали на аутсорсинг хотя бы один компонент своего производственного процесса.
Примером использования производственного аутсорсинга является передача в 2006 г. концерном Airbus (Франция) части своих функций по производству пассажирских авиалайнеров внешним подрядчикам, а именно, передано производство 30% деталей для модели самолета A-350 и 15% для A-320 предприятиям-партнерам в России и Китае. Эти меры позволят концерну ежегодно экономить около 2 млрд евро и на 40% сократить срок разработки новых моделей [3].
Производственный аутсорсинг позволяет компании сосредоточиться на разработке новых продуктов и услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества. С помощью его применения можно увеличить гибкость производства, т.к. на небольших заводах проще заниматься перестройкой производственного процесса и диверсифицировать выпускаемую продукцию. Также он позволяет вести бизнес на рынках с дешевой рабочей силой.
Аутсорсинг бизнес-процессов включает передачу сторонней организации отдельных бизнес-процессов, которые не являются для компании основными, бизнес-образующими. Из их числа на аутсорсинг могут быть переданы управление персоналом, бухгалтерский учет, маркетинг, реклама, логистика. Более 90% современных предприятий используют аутсорсинг хотя бы одного бизнес-процесса. Например, компания American Data Processing (США) рассчитывает по аутсорсингу зарплату более чем для 30 млн человек, оборот компании превышает 7 млрд долл. [4].
Аутсорсинг информационных технологий (ИТ-аутсорсинг) - это передача специализированной компании полностью или частично функций, связанных с информационными технологиями, а именно обслуживание сетевой инфраструктуры; проектирование и планирование автоматизированных бизнес-систем с последующим постоянным развитием и сопровождением; системная интеграция; размещение корпоративных баз данных на серверах специализированных компаний; создание и поддержка публичных Web-серверов;
управление информационными системами; приобретение в лизинг компьютерного оборудования, офшорное программирование.
Основными мотивами компаний, использующих аутсорсинг, являются желание сконцентрироваться на основном виде деятельности, повысить качество выполнения непрофильных функций и качество обслуживания клиентов, добиться снижения затрат на их выполнение: эффективность организации снижается, когда стоимость внутренней транзакции становится равна стоимости внешней. Внутренние проекты организации по повышению эффективности могут стать дорогими, требующими больших затрат времени и ресурсов. Основным преимуществом, получаемым от аутсорсинга, является снижение затрат на производство конечного товара фирмы за счет более глубокой специализации фирмы-партнера. Кроме того, возникают эффект масштаба, а также эффект накопленных знаний и опыта.
Как экономическое явление аутсорсинг вырос из практической деятельности. Истоки его практического применения относят к 30-м гг. XX в. - периоду высокой конкуренции в автомобилестроении. Ведущий менеджер автомобильной компании «General Motors» А. Слоун применил новый метод управления организацией производства - ряд производственных вспомогательных функций был передан специализированным фирмам. Метод кооперации узкоспециализированных производств обеспечил компании за несколько лет завоевание американского рынка автомобилей. Новацией А. Слоуна стала методология аутсорсинга. В настоящее время, по оценке И.Г. Владимировой и А.В. Дубинско-го [5], исследовавших стратегию развития автомобильных компаний, индекс аутсорсинга, характеризующий степень кооперации и комбинирования бизнес-процессов для автомобильной компании Ford, составляет 90%, лишь десятая часть от стоимости конечной продукции - автомобиля Ford - добавляется собственно в самой компании.
Для современной экономики характерно «сжатие» компаний, то есть компании, будучи экономическими единицами общества, выполняют преимущественно одну экономическую функцию, например сбыт или производство или же управление производственным процессом. Примером такой специализации и упрощения производственных процессов является реорганизация производства концерна «Вольво» в последнее десятилетие прошлого века. Столкнувшись с проблемой увеличения собственных производственных расходов, ростом себестоимости продукции, что привело к падению ее конкурентоспособности, руководство концерна сократило втрое количество поставщиков, отменило входной контроль поставок, а функции тестирования и контроля качества оставляемых деталей возложила на самих поставщиков или сторонние организации. В результате собственное производство и технологическая линия упростились, поставщики и подрядчики поставляли уже не отдельные детали, а целые агрегаты. При этом если в готовом автомобиле не работал какой-либо агрегат, то поставщик такого агрегата компенсировал стоимость всего автомобиля. Компания ИКЕА, не имеющая в своей структуре собственного производства, уже много лет работает с 12500 внешними постав-
щиками, вынося на аутсорсинг весь производственный процесс, сбыт и логистику.
Таким образом, западное производство характеризуется высочайшей степенью специализации. Практически все западные производства отличаются максимально простой структурой, то есть не являются комплексными, а большинство операций вынесено на аутсорсинг. Аутсорсинг является результатом построения эффективной стратегии развития компании на основе промышленной кооперации и долговременного взаимовыгодного партнерства.
Применение аутсорсинга как принципиально новой стратегии управления активно используется ведущими корпорациями мира. На сегодня именно крупнейшие организации, такие как, Ford, British Petroleum, Procter&Gamble, Dell, Exel и другие, вследствие использования аутсорсинга добились наиболее впечатляющих экономических результатов: увеличение прибыли почти вдвое за счет сокращения организационных и производственных издержек, повышение общей эффективности функционирования своих компаний, реинжиниринга [6].
Как категория экономической теории аутсорсинг может рассматриваться как особая форма производственной геопланетарной интеграции.
Наряду с функциональным аутсорсингом развивается межстрановой аутсорсинг. Проблема специализации охватывает не отдельные компании, а страны, которые находятся в постоянном взаимодействии с транснациональными корпорациями (ТНК). Смыслом стратегии ведущих корпораций становится ориентация на создание и распространение технологических инноваций общемирового применения, имеющих перспективные международные рынки сбыта и интегрирующих инновационные системы отдельных стран и регионов.
Постепенно происходит трансформация мотивов применения аутсорсинга от максимизации эффективности операций и снижения издержек посредством вынесения ряда вспомогательных функций за пределы компании к консолидации и созданию стратегических альянсов, международных сетей на основе использования передовых информационных технологий, научнотехнических достижений в отраслях. Аутсорсинг из стратегии управления превращается в форму функционального разделения - кооперации труда на основе высоких технологий.
В этой связи аутсорсинг можно рассматривать более широко. Он отражает новые процессы и отношения, обусловленные тенденцией к геопланетарному взаимодействию и интеграции. Это способ международной передачи инноваций и роста инновационной активности национальной и мировой экономики.
В большинстве развитых стран в настоящее время корпоративные прибыли растут за счет переноса производственных мощностей и рабочих мест из стран развитого мира в Юго-Восточную Азию и другие подобные регионы. Считается, что аутсорсинг в той или иной степени используют каждые две из трех корпораций, входящих в рейтинг Top-100 журнала Fortune. В конце XX в. удельный вес компаний США, передающих по аутсорсингу производственные или сервисные операции, составил 86% [7].
Западные и японские компании все чаще переносят в страны Юго-Восточной и Южной Азии, Восточной Европы, Латинской Америки производства новых товаров, а собственные производства закрывают. К примеру, японский автомобильный транснациональный концерн МББап имеет сегодня заводы в Африке, Азии, в том числе Тайване, Малайзии, на Ближнем Востоке. Компания регулярно представляет новации, большая часть которых разработана в научно-исследовательских лабораториях развивающихся стран.
Таким образом, крупные компании развитых стран определяют развитие инновационной деятельности в развивающихся регионах мира, способствуя росту отраслей высоких технологий, выпускающих сложную конечную продукцию. Например, благодаря аутсорсингу, в Индии высокотехнологичный сектор экономики растет до 30% в год. Индия стала признанным центром в сфере аутсорсинга информационных технологий, она экспортирует ИТ-услуги на сумму 45 млрд долл. в год. В настоящее время страна имеет более чем десятилетний опыт аутсорсинга и размещает у себя свыше 80% мировых проектов в этой сфере [6].
Специализация развивающихся стран на производстве сложных наукоемких товаров приводит к возникновению эффекта накопленных знаний и опыта. Транснациональные корпорации начинают перемещать туда инновационную деятельность, используя глобальный научно-исследовательский потенциал. Постепенно такая стратегия становится более важной, чем стратегия использования рыночных возможностей в глобальном масштабе.
Благодаря аутсорсингу в развивающихся странах создаются новые рабочие места, требующие высокого образовательного и профессионального уровня, увеличивается число желающих получить технические специальности. В развивающиеся страны переносятся отделы по разработке новой продукции. Наблюдается рост количества патентов, которые получают в США представители развивающихся стран. Среди новых индустриальных стран наибольшее число НИОКР-орга-низаций размещено в Сингапуре, на Тайване, в Индии и в Китае.
Таким образом, происходит становление инновационной инфраструктуры, определяющей новое качество экономического роста развивающихся стран. Стратегия подъема производительных сил за счет науки и образования увеличивает возможности крупных развивающихся стран в научно-технических инновациях и улучшает качество рабочей силы. Например, в качестве основного актива для развития аутсорсинга Индия предлагает свою высокообразованную и квалифицированную рабочую силу. Страна находится на втором месте по объему англоговорящих сотрудников и обладает самой масштабной системой высшего образования в мире, а именно насчитывает 250 университетов и 10500 колледжей. Постоянно происходят улучшения в телекоммуникационной инфраструктуре страны - цены снижаются (например, на 45% в 2002 г.), увеличивается доступность дешевых и эффективных Интернет-технологий. Государство проводит благоприятную политику, стимулирующую приход иностранных компаний в страну, прово-
дя законы, обеспечивающие налоговые льготы, защиту патентов и ужесточение регулирования в сфере нарушений прав на программное обеспечение и интеллектуальную собственность [6].
Компании крупных развивающихся стран, обретая новый потенциал, знания и навыки международного сотрудничества, выходят на мировой рынок, становятся участниками стратегических научно-технических и производственно-сбытовых альянсов, реализуя инновационные проекты в глобальном масштабе. Стремительный рост инновационной активности, развития наукоемкого сектора в промышленности приводит к экспортной ориентации сектора производства научных знаний. Наукоемкие компании ряда стран Азии становятся лидерами современного глобального инновационного бизнеса, сами начинают распространять инновационную деятельность за рубеж. Например, экономический рост Китая сопровождается изменением структуры его экспорта в сторону все более наукоемких товаров. По объему экспорта высокотехнологичной электронной продукции в 2005 г. Китай вышел на первое место в мире. Новые индустриальные страны, обладая работоспособными и стремящимися к знаниям кадрами, формируют новый научно-технический вектор развития, изменяя и увеличивая инновационный потенциал мировой экономики.
Таким образом, межстрановой аутсорсинг связан с вовлечением развивающихся стран в сферу активного научно-технического развития, их интеграцией в инновационную сферу мировой экономики, что приводит к ожесточению глобальной конкуренции.
Аутсорсинг стимулирует развитие конкуренции, подрывая олигополистические и монополистические структуры мировой экономики, предоставляя возможность входа на рынки новым субъектам, устраняя доминирующее положение отдельных компаний на рынке. С другой стороны, крупные компании, обладая мощными ресурсами, постоянно увеличивают долю своего присутствия на международных рынках, расширяя географические границы, ставя под контроль все больше производств, то есть усиливая функцию кон-
троля над экономиками стран. Все больше компаний переходят на так называемую «международную сетевую модель организации деятельности», которая способствует повышению эффективности, снижению финансовых, производственных, технологических, политических рисков.
Таким образом, традиционные вертикально интегрированные западные компании постепенно заменяются транснациональными горизонтальными сетевыми структурами. Причем речь идет о формировании гео-планетарной производственно-функциональной сети. Формой присутствия компании в экономике страны является создание так называемых «сервисных центров», принадлежащих ТНК, но географически расположенных в странах с дешевой рабочей силой. Они интегрируют научно-технические, производственные потенциалы разных стран, обеспечивают круглосуточную работу в своих сервисных центрах, расположенных по всему миру, работая тем самым на постоянное снижение затрат. Например, крупнейший мировой сервисный центр - компания Orange Business Services, принадлежащая группе France Telecom, предоставляет услуги 29 тыс. международным фирмам в 166 странах. Доля OBS на мировом рынке корпоративного телекоммуникационных услуг составляет 12% [2].
Транснациональные сервисные компании, предлагая услуги аутсорсинга, вступают в конкурентную борьбу с национальными аутсорсинговыми компаниями, предлагая более низкие цены. Они готовы минимизировать свою прибыль ради завоевания рынков. При этом несут довольно большие издержки, обусловленные высокими зарплатами, которые предлагаются специалистам, переманиваемым у национальных аутсорсинговых компаний.
В целом аутсорсинг - это новая форма развития производственно-экономических отношений, ориентированных на интеграцию и замену товарных связей производственно-функциональными. Итак, можно говорить о формировании мобильной адаптивной международной и геопланетарной сети, что ускоряет развитие экономической глобализации в современном обществе.
ЛИТЕРАТУРА
1. ХейвудДж. Брайан. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ: Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 176 с.
2. Аутсорсинг - это форма взаимоотношений с клиентом. 14.05.2006 г. Электронный ресурс - http://www.pcweek.ru
3. Новости. Деловая газета «Взгляд» от 5.10.2006. Электронный ресурс - http://www.vz.ru
4. Фурщик А. Организация аутсорсинга в корпоративном управлении // Инвестиции в России. 2002. № 11. С. 21-28.
5. Владимирова И.Г., Дубинский А.В. Классификация стратегий развития автомобильных компаний в современном мире и перспективы отече-
ственного автопрома // Менеджмент в России и за рубежом. 2005. № 1. С. 17-27.
6. Аутсорсинг бизнес-процессов. Советы финансового директора / С. Клементс, М. Доннелан; Пер. с англ. Н.И. Кобзаревой. М.: Вершина,
2006. 416 с.
7. Почему растут корпоративные прибыли: Пер. с англ. // The Economist. 2005. 15 Feb.
Статья поступила в редакцию журнала 1 декабря 2006 г., принята к печати 9 декабря 2006 г.