Научная статья на тему 'Роль аутсорсинга охраны труда в развитии деятельности организации'

Роль аутсорсинга охраны труда в развитии деятельности организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОХРАНА ТРУДА / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ / АУТСОРСИНГ / ОПТИМИЗАЦИЯ РЕСУРСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Л. А., Ахтулов А. Л.

Представлен анализ роли аутсорсинга охраны труда в обеспечении улучшения деятельности организации, что становится главной задачей в обеспечении конкурентоспособности. Дан краткий обзор наиболее распространенных в России и за рубежом видов аутсорсинга. Рассмотрены аналогии и подходы к определению понятия аутсорсинг, основные виды и формы аутсорсинга, специфика их применения для организации работ по охране труда и оценки преимуществ от перехода на аутсорсинг в области охраны труда. По результатам исследований предлагается алгоритм концептуально-логической последовательности оценки целесообразности аутсорсинга и наиболее рациональная модель аутсорсинга в области охраны труда. Дана оценка целесообразности применения предлагаемого инструмента в организации путем сопоставления рисков, возникающих в результате привлечения сторонней организации, и предполагаемого эффекта от внедрения аутсорсинга. В заключение отмечается, что переход на аутсорсинг в области охраны труда позволяет оптимизировать ресурсное обеспечение на внутренние услуги по безопасности труда и сконцентрироваться на основной деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль аутсорсинга охраны труда в развитии деятельности организации»

УДК 331.45:658.18

РОЛЬ АУТСОРСИНГА ОХРАНЫ ТРУДА В РАЗВИТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

JI. А. Иванова, А_ JI. Ахгулов Омский государственный технический университет, s. Омск, Россия

Аннотация Представлен анализ роли а\чсорсннга охраны труда в обеспечении улучшения деятельности организаций, что становится главной задачей в обеспечении конкурентоспособности. Дан краткий обзор наиболее распространенных в России и за рубежом видов аутсорсинга. Рассмотрены аналогии и подходы к определению понятия аутсорсинг, основные виды п формы аутсорсинга, специфика их применения для организации работ по охране груда и оценки преимуществ от перехода па аутсорсинг в об ластп охрани труда. По результатам исследований предлагается алгоритм концептуально логической последовательности оценки целесообразности аутсорсинга и наиболее рацнопальная модель аутсорсинга н области охраны труда. .Лапа оценка целесообразности применения предлагаемого инструмента в орга низацип путем сопоставления рисков, возникающих в результате привлечения сторонней организации, н предполагаемого эффекта от внедрения аутсорсинга. В заключение отмечается, что переход на аутсорсинг в области охраны труда позволяет оптимизировать ресурсное обеспечение на внутренние услуги по безопасности труда н сконцентрироваться на основной деятельности организации.

Ключевые слова: охрана труда, делегирование полномочии, аутсорсинг, оптимизация ресурсов.

Улучшение деятельности организации становится главной задачей в обеспечении конкурентоспособности. Помимо основных процессов, непосредственно связанных с производством, на конечный результат деятельности организации [1] оказывают влияние выполнение таких административных услуг, как общественное питание. з-борка, перевозка сотрудников, обеспечение безопасности работ, обучение, оплата труда и пр., через повышение производительности труда и фор\огрпвяние стратегии распития [?.]

Опыт рыночных отношений в мировой практике показал, что создание материальных ценностей в результате производства н оказания услуг возможно только за счет эффективного использования ограниченных реезр-глв [3], что особенно актуально для малого и среднего бизнеса [4]

Пиншир «ауп-щк инг (miUnincmg)»» понкилопь к мщхжон ирякшнг к 90-г шды XX шхнггии и щкниходит [5] как ан1«жннк:1икн(1г г.шж» «т английских «ouKulr irsoinir iwiiuk, чш н дендокннм игргкодг шилнигг «использование ресурсов ттдае» Поэтому в гггечестаеииых и зарубежных публикациях существует достаточно VH.HI' инн.и>i vй данному iiohxihki, кшорыг пргдггиклчклгоГхж чапныг случаи иримгнгним мгшдолшхи иут-омргинга [fi] к игкшормм спгциалихиронинным функцичи [7] и бишн-.-ирирттли [S, 9] Qjhc: 1)

СлСДОВаХСЛЬНи. Нсшбилсс эфйеКЬИВНЬШ ИЖЛруМСМТОМ 00Л.Ч1СЧСНИ* иШИШисШНИ ИраКШЧССКИ üw'CA видив ресурсов является аутсорсинг.

Таким иб]шим. целью знедуеьнл ауилфеиыа явлжгпл реор1андоацид осдовыыл фондов для обеспечения значшельшл и уосга зффетивносш дсягеаьжкгш. ни иозвшшег сконцен ipnpoBaib все возмш&ыые ресурсы на увеличение объемов основных функций организации, обеспечивая конкурентное преимущество [10].

I Вккдщик

Gpin off - выделен» б еаиьк

\

РиГ 1 RlllMC-C'XKMif aHrIJIOlOK ПОНЯТИИ) ИуТГ.О|К:ИН1<1

п. Постановка задачи

В настоящее время в России широко распространено использование аутсорсинга в таких направлениях деятельности. как финансовое, кадровое обеспечение [11], логистика [12]. В последние годы одним из направлении успешной деятельности организации является создание благоприятных и безопасных условий труда [13]. Особенность состоит в юм. что ио российскому лшснолдтсльству (а. 217 [14]) ибразованяе службы охраны труда предусмотрено только при численности более 50 человек работающих, тегда как при меньшем числе работающих функции безопасности к охраны труде становятся обязанностью руководителя или могут выполняться привлекаемые ызалнфнцнрованнымн специалистами со стороны.

Таким образом, основной задачей применения аутсорсинга является появление возможности высвобождение части ресурсов для повышения зффекгнвнссш деятельаисш иртаншалкн.

Ш. Теория

1 'сетруххурнзацноккык аутсорсинг может быть как внутренним, так и внешним. Взаимодействие между структурными единицами (службами илн хозяйствующими субъектами) осуществляется при этом на основе долгосрочных договоров (рис. 2).

Рис ?. Блок-схема структуры целей и чядач органтаттии при чнелрении аутсорсинга

Рис. 3. Блок-схема структуры управления охраной груда в организации

Следовательно, управление и развитие аутсорсинговой деятельности в данном направлении становится обязанностью сотрудников внешней организации.

При этом сложнпстк системы упраяттения охраной труда (рис Ч) приводит к во-тгикноче^-ию ряда харяггер-HKix 1к:и(кнн1н:1ги к ^¡гинимпни ])»íiri'(jwr. 4)

Основные особенности управления »храп ой труда

ВЫСОЮОе различие налраэлений дсятслыюсти и пршципооупраоления

ьогыиая доля излего и среднего бизнеса

Сигьная зависимость от змоционагьной оценки пстреоителя

Пспыиснныс требования потребителя к качеству управления »хранен труда

Тсрритсриалыюс разделение олсмситоо уг сведения ох н с п иуда J

Рис. 1. Ьлок схема ос[:овных особенностей управления охраной труда

Таким образом, учитывая сложность структуры системы ссзопасностн и охраны труда на производстве, особенно в условиях малого и среднего бизнеса, а также особенности управления охраной труда, можно сформулировать основные направления использования аутсорсинга |14| для улучшения деятельности органнзанкн (рис. Ь).

1*hc. Ь. Блок-схема причин возникновения и тенденций формирования аутсорсинга

Анализ мирового опыта показывает [2. 11]. что аутсорсинг позволяет значительно улучшил» осуществление большей части оослужнвающнх процессов, обеспечивая контроль реальных издержек организации, сфокусировав внимание потребителя аутсорснпгопых услуг па процессах основной деятельности, улучшить, доступность нозых технологий, сокращение капитальных затрат, оптимизировать численность административного и управленческого персонала, в итоге оосспсчивая повышение эффективности 1111

То есть в настоящее время можно считать, что основными иричннами широкого применения аутсорсинга являются:

ни-цервыл. характер развития внутренней и внешней ¿кономили. гребу шшнй вол1ечснле в производственный процесс практически ерганизаига различных форм собственности во веем мире на основе кооперации и разделения труда:

во вторых, появление транснациональных организаций;

в-третьих усиление международной конкуренции и борьба за сферы влияния на рынке: в-четвертых. изменение интересов я поведения потребителя н т.д

R РсИТИИ, К Г.НЖИЛГНИЩ, ИуГГДЦК'ИН ИПШЛкЧуГТСИ DJII ilH И <;щия МИ НГ IIll hM> Д.1И ШПИМИ/ШЦИИ ¡П')рг.()к, НО и

для ряда негативных не лей. например [15]:

снижение меры ответственности по охране труда:

перекладывание ответственности за несчастный случай на третье лицо, часто прсдставляхлдсс собой орга-ппзацшо однодневку;

- снижение затрат на специальную оценку' условий груда (СОУТ);

- получение квалифицированного персонала для получения попусков СЮ без фактического его наличия в ттттяте организации

Поэтому единственным яяриантпм игчолкчочания яутсоргинга и яаттти-ы работников при епбятодении интересов 1 осу дарства является зшихкшшиос закрепление разделения ответственности между opj аншатшеЛ. предоставляющей услуги. и организацией, которой требуются дополнительные услуги. Таким образом, и за специальную сценку условий труда, н за расследование несчастных случаев на производстве, к за контроль должны отвечать две стороны договора аутсорсинга.

Факгоческн организация, которая предоставляет услуги, не несет ответственности за охрану труда в организации-потребителе. При этом организация-потребитель не может обеспечить выполнение всех требований российского законодательства, а именно [17] обеспечить работников оборудсванием, инструментом нлн технической дикумгн гяцигй дли ]мГктгк1, (-ОЧДЛ1К углокии удок.1с*1нпрс*нии Пышных нсирс-бнсч ГГЙ palKMHMCIH, ГИИ-ЗаННЫХ с исполнением ими трудовых обязанностей: обеспечить безопасные условия и охран)" труда.

То есть стороны разграничивают в договоре ответственность по охране труда, что позволяет обеим сторонам защитить права работников н оооснозать правомерность расходов на создание безопасных условий труда.

В этом случае в обязанности исполнителя аусорсшлоьых услуг, как правило, входит предоставление пер сонала с определенной профессией н квалификацией, что подтверждается документально: проведение обучения и проверки знаний по охране труда: обеспечение средствами индивидуальной защиты

А в обячанкости оргянтачии-потребителя входит проведение вводного инструктажа по охране труда (для работников яутгоргякговой организации) проведение инструктажей по охране груда (для работников яутсор-сишивой организации). обеспечение привлекаемою исршнала помещениями. материалами, инструментом, оборудованием.

В Ьольшннетвс случаев, услуги вне организации выполняются вместо труда собственного работника, за нс-ключепием случаев проведения независимых аудитов. Замена обычно принимается потому, что навыки, пред латаемые из вне организации, необходимы только з течение короткого периода нлн для улучшения зпутрешшх имеющихся возможностей.

Аутсорсинг охраны труда [15] может быть представлен как процесс замены части штатных функций (П], П2, ГТд) о[]|янш;1 |.ии mi )iqKfl<i№HHH) нх]нн(1Й q>v;vi (риг ii) кнппнимн щк-дог 1л«лнгм-»1ми партнером

На осповашш прозеденпых анализа состояния вопроса и теоретических нсследсвашш. при использовании концептуально-логической концепции, в работе предтожена следующая последовательность оценки целесообразности передачи части штатных функций по управлению охраной труда на аутсорсинг (рис. Ту. на первом этапе дыпоттяетгя анализ текущего состояния оргянизаттии второй пап представляет гобой оттенку доттусти-.чиеш передачи на аутсорсинг конкрп.чыл функций ир!аншашш. на третьем этапе оценивается финансовая целесообразность аухсоисинта.

TV РРАУЛЬТ АТЫ исспрлои АНИЙ

I'hc. 6. Схема модели выосрочнсго аутсорсинга

"V

Этап 1. Анализ текущего состояния организации

1. Р.п|'.н'*!1ка колмчсспкмимх и ичаишшп I рсГннынйН к ирикх^м.

2. Сбор регк>;г1скти1и>й информации о деятельности организации;

3. Лиз.11мс>|псс1н>юп1и\ процессов

Результат: Определение цокнциклыкме объекта яутсорсиша

L

■>1аи 1, Оценка «стратегической johuiumocih» аукорсич a

1. Анализ стра-епгасасой мжносга процесса л,« деательноств организации:

2. Анализ рыта а> георенш ивыч услуг.

3. Грампсльчый ант in прс носа объекта аутсорсинга внутри ораиизашш и Г1р<ДЛ11П1СЧЫ.\ III) рыже:

4. Построение «матриц avTcopewira» но схак Prícc WaikifouscCocpcrc

Pciytbiai: Выводи дону« имеет применения tyr серев и ra д.« wiiikihi полраиелекня оргяшпяьмн

Угап \ Опенка финансовой цглсспоДратнпгтн аутсорсинга

1. ílpoi номрованме иокашаей эргаштщив по результатах внедрения аутсорсинга

2. Рас.сг оои-атетя сравнительного эффекта аутсорсинга

Результат: Вывод о финансовой целесообразности внедрения аутсорсинга

Решение о шелреиин а>тгорсиига или поиске альтернативны* проектов оптимизация деятельности

Рис. 7. Злок-схема концептуально-логической последовательности оценки целесообразности аутсорсинга

V. Обсуждение результатов Необходимо отметить, что перед внедрением аутсорсинга организация, особенно малого и среднего бизнеса, дшикни -шргггльни |^юин1|ли:<и]и)№1ь мыижтнс) ||мкк:]к)к мгшрыг покажуI г.глгсоибрячнип ь принимаемого решения [16]: во-первых, увеличение эффективности организации (снижение затрат, увеличение дохода и т.д.): во-вторых, повышения технологичности и производственных возможностей организации.

К числу преимуществ (ркс. 6), получаемых от внедрения аутсорсинга, можно отнести снкжснис себестоимости передаваемых функции, так как охш, как правило, выполняются при значшельлом умепыпешш затрат, что связано со сиецналнзацкен в узкой предметной области партнера и эффективность достигается за счет выполнения однотипных функции одновременно для нескольких организаций-потребителей.

Еще одним позитивным г.ттедс-вием специализации является обеспечение качества и надежности выполнения функций переданных на аутсорсинг так как при решении сходных чаг.ач иг полните.- ямн накоплен большой ОНЫ1. нш шздюляст иашлыовахь новейшие хсхно.хих ки и высококхш-иф'шхирова.-шьхй исрсонди. Аухсор-снег дает также возможность привлекать сотрудников организации-потребителя, которые ранее выполняли делегированные партнеру функции и хорошо знгоот специфика- своей организации.

Кроме того, аутсорсинг снижает риски благодаря тому, что оргопнзашш поставщики услуг инвестируют средства одновремешю о большое количество оргашгзащш потреЬзгтелеп. А организация потребитель па раз вигом рынке услуг аутсорсинга имеет возможность выбора именно тех поставщиков, которые обладают наибольшим опытом з данной области.

Рис. 8 Блок-схема основных преимуществ аутсорсинга

При этом следует учитывать, что передача на аутсорсинг сразу нескольких функций приводит к возникновению реального риска потери контроля над собственными ресурсами, самоотстранению руководства от части деятельности организации, что может повлиять на принятие ошибочных решений При привлечении к работе сторонних специалистов может снизиться исполнительность я производительность собственных сотрудников, так как онн могут воспринять передачу часта функций на аутсорсинг, как тенденцию к сокращению н увольне-пням.

Кроме того, в случае неожиданного отказа от предоетвлеш:я услуг аутсорсинга стороппей организацией или ее банкротства, риск которого всегда существует, организация потребитель может столкнуться с проблемой, связанной с необходимостью срочного поиска левых партнеров или срочно, начинать выполпешсе функций, ранее бывших па аутсорсинге. самоетоягельпс не имея в этот момент необходимых знаний и опыта из за дли тельлсго пользовашся услугами сторошшх специалистов вместо обучения собсгоешллх

Помимо перечисленных недостатков возможно и увеличение издержек при передаче часта непроизводственных функции, к которым относятся функции охраны труда, как результат стремления сосредоточиться на основном виде деятельности, и даже ухудшение хачсстза выполнения работ при недобросовестности исполнителя. Все эти проблемы особенно остро ощущаются в условии отсутствия конкуренции, когда исполнитель, при превышении спроса над предложениями, будет диктовать свои условия при заключении контракта, -озакру-чнвдх» иены Это приводи i к снижению охвсплвснносш исполнителя за качссшо выполнения рабсты. тиш-м«иик> того. Hill шт|ргмигг.1ь hp (можгг ний|к друино иогкиицики углуг,1ак чик он фактически нклмпг* мо-нополигюм ни рынке

VT Выводы V ЯАКЛЮЧКНИР.

В заключение следует сделать вывод, что сложившаяся в стране ситуация привела к необходимости широкого пеподьзевання в организации деятельности услуг аутсорсинга охраны труда, связанных непосредственно с совершенствованием системы управления охраной труда н обучением персонала безопасным методам производства.

Вынужденное сокращение издержек многими организациями привело их к понимаю того, что проще привлечь сторошлсгс организацию для решения отдельных вопросов, тем самым обеспечггп, опгтюльпые решения узкого спектра задач.

1акжс сто in отмстить, что потребители требуют от поставщиков услуг аутсорсинга не только гарантаро-ваннсго сервиса, но и Оолсс пристального внимания к специфике конкретной отрасли деятельности. В настоящее время требуются не типовые шаблонные решения, срнсктнрованныс не широкий круг потребителей из самых разных отраслей, а диверсифицированные подходы учотываюшис нужды каждого кенкретноге сектора.

Следовательно, комплексная стратегическая аргументация аугсорсннг-просктов является исходной точкой для принятия решения о внедрении аутсорсинга, которое требует основательной подготовки к детальной проработки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Power Mark J., Desouza Kevin С Bomfazi C. Outsourcing Handbook. Yow to Implement a Successful Outsourcing Process. Loudon and Philadelpliia: Kogan Page, 2006. 224 p.

2. Menken I.. Blokdijk G. Outsourcing Beit Practices Step-By-Step Guide on How to Manage the Changes. Challenges. Opportunities and Implement a Successful Outsourcing Process. 2008. 180 p.

3. Костин И Б. Аутсорсинг как инновационный метод ресурсосбережения ¡Í Управление экономическими системами. 2013 № 52. С. L1-14

4. Дементьева Т. А. Аутсорсинг как средство повышения конкурентоспособности малых и средник предприятий У Стратегия и механичны регулирования промышленного развития. 2011. № 3. С 104—112.

5. Halvey Jolm К.. Melby В. M. Business Process Outsourcing. Process, Strategies, and Contracts. 2000. 416 p.

6. Ghodeswar B. & Vaidyanathan J. Business process outsourcing: an approach to gain, access to world-class capabilities H Bus. Process. Manage. J. 200S. Vol. 14(1). P 23-38

7. Mook D G. In defense of external validity. American Psychologist. 1983. Vol. 38. P 379—387.

8. Ruinelt R_. Lamb R. Toward a strategic theory of the firm. In Competitive Strategic Management ii Prentice-Hall: Englewood Cliffs 1984 P 556-570.

9. WernerfeltB. A. Resource-based View of the Finn// Strategic Management Journal. 1984 Vol 5. P. 171-180.

10. Шатохнна А. Г. Аутсорсинг и его роль в инновационном развитии предприятия И Известия Тульского государственного университета. 2013. № 1-4. С 38-43.

11 Рудая И. JI Аутсорсинг: методология и практика: моногр. Самара: Уннверс групп, 2009. 230 с.

12. Ахтулов А. Л. [и др.]. Логистический аутсорсинг, как основное направление обеспечения качества процесса цепей поставок в деятельности организации i! Омский научный вестник 2013. № 2 (116). С. 61—63.

13. Иванова Л. А., Ахгулова Л. Н. Безопасность жизнедеятельности в обеспечении качества производства // Экономические проблемы эффективности и качества работы предприятий: межвуз темат. сб. науч. тр. ! ОмГУПС. Омск 2011. С. 51-54.

14 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 27.07.2016 года). URL: http : ■■' •rmdiiispectioiLnv'kodeks. html: Imp : / ■■'trudinspection.np'fî le s / trudovov-kodeks. doc (дата обращения: 01.08.2016).

15. Коновалова M Аутсорсинг охраны труда. URL: http^T^TV.tcostandardgroup.rWcenter'ekspertnoe-nmtnie/autsorsuig-okhrtirLy-tnida/ (дата обращения: 01.08.2016).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Ахгулова Л. Н. [н др.] Особенности процесса принятая управленческих решений в организации У Омский научный вестник. 2014 № 3 (129). С. 35-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.