Научная статья на тему 'Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей вузов МВД'

Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей вузов МВД Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
401
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АССОЦИАЦИИ / АССОЦИАТИВНЫЙ МЕТОД / ОБЩЕНИЕ / ОБУЧЕНИЕ ЛЕКСИКЕ / ASSOCIATIONS / ASSOCIATIVE METHOD / COMMUNICATION / TEACHING VOCABULARY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Алферова Юлия Ивановна

Автор обращается к практике использования ассоциативного метода при изучении лексики и делится своим опытом в этой области. Последовательно анализируются лексические задания с точки зрения активизации ассоциативных механизмов, задействованных при их выполнении. Предлагаются способы развития коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на иностранном языке на основе ассоциативного метода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Алферова Юлия Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of associative method in teaching cadets and trainees of the MIA institutes a foreign language

The author dwells on the associative method used for learning vocabulary and shares her experience in the field. The article investigates vocabulary tasks from the point of activating associative mechanisms involved. It also presents the ways of developing communication competencies necessary for every day and professional communication in a foreign language on the basis of the associative method.

Текст научной работы на тему «Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей вузов МВД»

Алферова Ю. И. Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей...

3 Маркушевская Л. П., Процуто М. В. Особенности обучения иностранным языкам в вузе технического профиля // Там же. 2011. № 4(52). С. 191.

4 Масленникова Н. Л. Коммуникативно-когнитивный подход как инновационный способ обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России иностранному языку // Там же. С. 195.

5 См., напр.: Лебедев Л. П., Клауд М. Дж. Язык научного общения : русско-английский словарь. М., 2009. 378 с. ; Англорусский юридический словарь с транскрипцией / под общ. ред. И. В. Мироновой. СПб., 2000. 560 с. ; Федотова И. Г., Старосельская Н. В., Резник И. В. Англо-русский толковый словарь юридических терминов и категорий англо-американской правовой системы / под ред. Г. П. Толстопятенко. Обнинск, 2003. 568 с. ; Костров А. Д. Русско-английский и англо-русский военный словарь : 50 000 терминов. Москва-Минск-Киев, 2000. 700 с. ; Горохов П. К. Англо-русский словарь по обществен-

УДК 81

РОЛЬ АССОЦИАТИВНОГО МЕТОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ВУЗОВ МВД

Ю. И. Алферова

Автор обращается к практике использования ассоциативного метода при изучении лексики и делится своим опытом в этой области. Последовательно анализируются лексические задания с точки зрения активизации ассоциативных механизмов, задействованных при их выполнении. Предлагаются способы развития коммуникативных компетенций для повседневного и профессионального общения на иностранном языке на основе ассоциативного метода.

Ключевые слова: ассоциации, ассоциативный метод, общение, обучение лексике.

При обучении иностранному языку формируется лексикон учебного билингва. Задача преподавателя — создать условия для расширения смыслового, семантического, ассоциативного пространств, находящихся за языковым знаком в сознании учебного билингва. Исследование языкового сознания, сфор-мированности связей между различными концептами сложно представить без обращения к ассоциативному эксперименту '.

Цели использования ассоциативного метода при обучении иностранному языку заключаются в установлении и расширении связей между различными концептами, а также в развитии умения эти связи объяснять. В ситуации учебного билингвизма сложность и несомненный интерес вызывают процессы, порождающие моделирование фрагмента мира с помощью средств родного языка и языка иностранного, изучаемого в искусственной обстановке 2.

Первоначальный этап использования ассоциативного метода предполагает построение ассоциативных полей на основе фонетического сходства. Актуализируются ассоциации, связанные фонетически.

ной и личной безопасности (с указанием русских терминов). Ок. 17 000 терминов. М., 2001. 640 с. ; и др.

6 Алферова Ю. И., Сафронов Д. М. Методика преподавания иностранных языков (опыт зарубежных коллег) // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50). С. 78.

7 См., напр.: Gunter Wollert, Reiner Lindschun, Wilfried Ko-penhagen. Illustrierte Enzyklopadie der schutzenwaffen aus aller welt. Erster Band. Schutzenwaffen heute (1945-1985). 2. Aufl. Berlin, 1990. 268 c. ; и др.

8 Алферова Ю. И., Сафронов Д. М. Указ. соч. С. 77.

9 Щерба Л. В. Преподавание языков в школе: общие вопросы методики. М., 2002. 148 с.

10 Атабекова А. А. Обучение юридическому переводу в вузе: новые образовательные стандарты и лингводидактические задачи // Вестник Московского университета МВД России. 2012. № 5. С. 222.

Дальнейшая работа с лексикой предполагает построение деривационного поля, а также проведение этимологического анализа лексемы. Закрепление лексики может осуществляться посредством составления сюжетных рассказов, со всеми лексическими единицами, включая ассоциации.

Приведем примеры работы с лексикой и фонетическими ассоциациями в рамках изучения определенных тем, как общестрановедческих, так и профессионально ориентированных. Тема «The USA». Лексика: lumbering («торговля лесом»), desert («пустыня»), occur («происходить, случаться»), census («перепись населения»), inhabitant («житель»).

Фонетические ассоциации: на слова lumbering — «продал лес, на вырученные средства приобрел дорогой автомобиль» (например, «Ламборджини»); desert — «дезертир сбежал в пустыню»; occur — «окурок, брошенный на территории завода, стал причиной трагичного случая — пожара»; census — «Сенсей записывал мои пропуски занятий спортом»; inhabitant — «Хоббит — житель Шира» (актуальность произведений Толкиена).

Тема «The FBI». Например, слово naturalization («предоставление прав гражданства») — запоминается благодаря увлечению футболом. Запоминание осуществляется благодаря звуковому сходству. Этимологический анализ слова crucial приводит обучающихся к расположенному на дороге указателю в виде перекрещенных («крест» — в основе значения корня, связанного со словом crucial) табличек, где выбор направления является решающим и от него зависят дальнейшие действия (если вспомнить сказки: судьба). Expand «расширяться, увеличиваться» — «спортивный снаряд — эспандер».

Как показывает практика, чем ярче, оригинальнее (иногда и абсурднее) ситуация, тем выше уровень запоминания слов. Следует отметить, что данный этап необходим обычно при работе с многосложны-

94

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

Алферова Ю. И. Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей...

ми словами, акустические образы которых сложно ассоциировать с их значениями. Этот способ повышает также мотивацию к изучению иностранного языка у курсантов и слушателей с базовым уровнем знания языка.

Вторым вариантом использования ассоциативного метода является составление заданий на заполнение лакун в отдельных предложениях, отрывках из текстов профессиональной направленности и художественных произведений. Начинать данный этап можно с элементарных заданий на сопоставление лексических единиц, которые либо составляют единые сочетания, имеют синонимические или антонимические связи, либо относятся к одному аспекту изучаемого тематического явления (например, evidence — collect / crime scene и т. д.). Цель этих заданий — сформировать знание устойчивых, употребляемых в речи носителя языка словосочетаний, а также развить речевую компетенцию. При выполнении подобных заданий важно постоянно анализировать связи между словами, искать и устанавливать новые связи, обосновывать верность выбора тех или иных связей.

При изучении иностранного языка и, в частности, лексического пласта формируются фрагменты мира, связанные с определенными концептами. Более полному представлению о мире способствует построение семантических, ассоциативных и других полей концептов.

Следующим примером служит задание на подбор соответствующих лексических единиц для завершения предложений, выбранных из художественных произведений англоязычных авторов. Появление лексемы, изучаемой в рамках учебного дискурса, в дискурсе детектива дает возможность глубже понять значения данной лексемы, дать собственные варианты интерпретации смыслов концепта, представленного данной лексемой. При этом предлагается объяснить причины как собственного выбора (лексемы), так и выбора, сделанного автором. С этой целью при первичном выполнении задания преподавателю следует объяснить обучающимся, как найти контекстуальные подсказки в предложенном отрывке. Роль таких подсказок могут выполнять: контекстуальные синонимы, контекстуальные антонимы, слова, расширяющие понятие, выраженное искомой лексемой, слова-ассоциаты искомой лексеме (на основе причинноследственных или других отношений).

Продемонстрируем это на примере работы с лексикой в курсе изучения иностранного языка для специальных целей (правоохранительная деятельность, правовое обеспечение национальной безопасности, юриспруденция).

Контекстуальные синонимы. Курсивом выделено искомое слово, которым необходимо дополнить предложение, жирным шрифтом выделено возможное слово, направляющее на искомую лексему (слово-подсказка): He also ventured into pornography business, taking their cut from several illicit wholesalers and importers. — Распространение порнографической

продукции запрещено законом. Слово cut употребляется здесь в значении «доля, полученная нечестным (незаконным) способом».

Контекстуальные антонимы и контекстуальные синонимы. Курсивом выделено искомое слово, которым необходимо дополнить предложение, жирным шрифтом выделено возможное слово, направляющее на искомую лексему (слово-подсказка): These were the open legal methods, but legality is not essential in a country at war. — Как иначе можно назвать открытые методы? И что является несущественным в военное время?

Слова-ассоциаты искомой лексеме (на основе причинно-следственных отношений). Курсивом выделено искомое слово, которым необходимо дополнить предложение, жирным шрифтом выделено возможное слово, направляющее на искомую лексему (слово-подсказка): He may even be in danger of prosecution for some offence or other. — Какие действия предпринимаются против человека, совершившего правонарушение? Его преследуют судебным порядком. Какие чувства овладевают человеком, совершившим правонарушение? Возможно, одно из них — чувство опасности.

Примеры по теме «Столичная полиция Лондона». Слова: flogging, watchmen, conceal.

Слово flogging является искомым в следующих примерах:

1. He urged the restoration of hanging and___.

2. Under Sir R. Peel's new Act a man will be sentenced either to seven years’ transportation or imprisonment

with______. 3. There have been public__of women for

adultery.

В первом примере догадка основана на принадлежности понятий hanging и flogging одному гиперониму: punishment (наказание). Во втором примере floggings рассматривается как дополнение к тюремному заключению (imprisonment). Третий пример предполагает знание обучающимися видов наказания, которые могут быть исполнены публично.

Выполнение этого задания расширяет связи слова, а значит, и концепта, им выражаемого, и фрагмента мира, сконцентрированного вокруг данного концепта. Появляется возможность продолжить ряд видов наказания, обсудить актуальность такого вида наказания, как избиение плетью (высечь), для определенных стран, сделать экскурс в историю и привести примеры применения данного вида наказания за различные преступления.

Слово watchmen:

1. Thousands of schools have been advised to

appoint______to guard against arson attacks during the

firefighters ' strikes. 2. But head teachers said that schools would be unable to find or fund night___.

В первом примере связь искомого слова watchmen устанавливается через функции, выполняемые сторожем (watchmen). Во втором — через невозможность образовательным учреждениям найти и оплатить данную категорию работников.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

95

Алферова Ю. И. Роль ассоциативного метода в обучении иностранному языку курсантов и слушателей...

Слово conceal:

They have both launched an inquiry to find out how Murray managed to_____the weapon. Начато расследо-

вание способов сокрытия оружия. Чтобы догадаться о варианте автора в данном контексте, следует установить связь оружие — преступник — сокрытие.

В учебном процессе соблюдается принцип актуальности речевых образцов, поскольку в заданиях содержится иллюстративный материал словарей (например, Collins Cobuild Dictionary, Webster Dictionary), интернет-изданий (theguardians.com), художественных произведений, научной литературы. Живая речь носителей языка также представлена в заданиях, составленных на основе текстов видео- и аудиозаписей (BBC, CNN).

На заключительном этапе работы с лексикой при обобщении лексического материала контролируется сформированность лексических навыков. Предлагаются уже не отдельные предложения, но небольшой, логически завершенный отрывок из произведения детективного жанра.

Обучающимся предлагается заполнить лакуны.

Курсивом выделены слова, которыми необходимо дополнить текст:

His trial, when he was well enough to appear in court, some months later, was every bit of the circus he had promised, and the newspapers had their happy convulsions. He was tried in the county court house for Mrs. Cotton’s murder. Two new witnesses had been found, who had seen him walking away from the rear of the Cotton house that morning, and a third who identified, his car as the one that had been parked four blocks away all— or all the latter part of—the previous night. The city and county district attorneys, agreed that this evidence made the Cotton case the strongest against him.

Возможный вариант объяснения выбора лексем. Обучающимся следует выяснить, где происходит судебное разбирательство (trial) и какое устойчивое выражение есть в английском юридическом дискурсе с глаголом to appear (in court). Какой процесс ведется в отношении обвиняемого в суде (court) за совершенное преступление (murder)?— Trial (He was tried). Если

люди видели какое-либо действие обвиняемого (had seen him walking away), кто эти люди (witnesses)? Что мог сделать свидетель с машиной (as the one that)? — identified. Что усиливает обвинение? — evidence (тому же искомому слову evidence предшествует указательное местоимение this — можно сделать вывод о том, что информация из предыдущего предложения, а именно — что «свидетели видели и опознали», является доказательством (evidence).

Обучающийся должен видеть ключевые слова, которые помогут ему заполнить лакуны. Рассмотренные варианты использования ассоциативного метода в процессе изучения иностранного языка доказывают свою состоятельность. Формируются знания и умения использовать устойчивые словосочетания, как профессионально ориентированные, при этом звучащие в соответствии с нормами аутентичной речи, так и отражающие личное отношение говорящего к концепту.

Сравнительный анализ концептов на английском и русском языках сам по себе вызывает интерес у обучающихся. Обучающийся знакомится с лингвокультурной средой, окружающей изучаемый концепт, самостоятельно устанавливает и пытается объяснить связи концепта с другими. Использование ассоциативного метода в разных вариантах способствует формированию, дальнейшему развитию коммуникативных компетенций, в частности базирующихся на знании лексики. Курсанты и слушатели должны представлять степень вероятности встречи со словом в том или ином контексте, знать, какие слова могут оказаться рядом с искомым словом. Знание конкретного слова предполагает наличие сформированной ассоциативной сети, возникающей у обучающегося и представляющей связь между искомым словом и другими языковыми единицами. 1 2

1 Белянин В. П. Психолингвистика: учебник. М., 2003. 232 с. ; Залевская А. А. Слово. Избранные труды. М., 2005. 542 с.

2 Алферова Ю. И., Сафронов Д. М. Методика преподавания иностранных языков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. № 3(50). С. 76-79.

96

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 2(61)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.