Научная статья на тему 'РОЛЬ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА'

РОЛЬ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
223
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные организации / глобализация / многополярный мир / интеграционные процессы / АСЕАН / АСЕАНАПОЛ / АСЕАН +3 / international organizations / globalization / multipolar world / integration processes / ASEAN / ASEANAPOL / ASEAN +3

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А.П. Щепетнова, А.Г. Тарасова

В данной статье раскрывается деятельность АСЕАН, направленная на усиление роли на мировой арене, а также на интеграцию в мировую экономику и политику. Выявляются основные приоритеты деятельности АСЕАН. Сотрудничество с ведущими мировыми державами. Рассматриваются основные институты взаимодействия АСЕАН с другими странами. Определяется роль АСЕАН как участника международных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ASEAN IN A MULTIPOLAR WORLD

This article reveals the activities of ASEAN aimed at strengthening its role on the world stage, as well as integration into the world economy and politics. The main priorities of ASEAN activities are identified. Cooperation with leading world powers. The main institutions of ASEAN's interaction with other countries are considered. The role of ASEAN as a participant in international relations is determined.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА»

РОЛЬ АСЕАН В УСЛОВИЯХ МНОГОПОЛЯРНОГО МИРА А.П. Щепетнова, студент

Научный руководитель: А.Г. Тарасова, канд. юрид. наук, доцент Волгоградский государственный университет (Россия, г. Волгоград)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-4-31-35

Аннотация. В данной статье раскрывается деятельность АСЕАН, направленная на усиление роли на мировой арене, а также на интеграцию в мировую экономику и политику. Выявляются основные приоритеты деятельности АСЕАН. Сотрудничество с ведущими мировыми державами. Рассматриваются основные институты взаимодействия АСЕАН с другими странами. Определяется роль АСЕАН как участника международных отношений.

Ключевые слова: международные организации, глобализация, многополярный мир, интеграционные процессы, АСЕАН, АСЕАНАПОЛ, АСЕАН +3.

В современном мире значительно возросла роль международных и региональных организаций в глобализационных процессах. Для совместного решения сложных вопросов создается единая правовая система, имеет место объединение усилий в таких сферах, как экономика, безопасность, политика и т.д. Потребовалось достаточно много времени, чтобы прийти к взаимопониманию в мире, к созданию таких организаций, которые объединяли бы государства для борьбы с глобальными проблемами, существующими на нашей планете. Достаточно долго государства шли и к тому, чтобы закрепить неотчуждаемые, естественные права человека и создать базу для их регулирования. В современном мире соблюдение прав человека и обеспечение верховенства права является важным фактором безопасности и стабильности в демократических государствах, а также стимулом для устойчивого развития и экономического прогресса. Было принято множество международных, межправительственных, региональных, государственных договоров, где признаются, регулируются и защищаются основные права человека и гражданина, а также обеспечивается взаимодействие государств во всех сферах жизни. Большинство правовых государств ратифицировало данные документы и пытаются им следовать. Гарантами регулирования данных интеграционных процессов стали между-

народные, межправительственные и региональные организации, которые построили свою правовую базу, а государства-члены данных организаций постепенно вводят в свое законодательство большинство ратифицированных норм. Роль АСЕАН в мировой экономике, политике и праве значительно повысилась за последние годы, как и ее сотрудничество с ведущими мировыми державами, что требует необходимости рассмотрения Ассоциации, в условиях глобализации и интеграции на мировой арене.

То есть, Международные межправительственные организации создаются государствами для достижения каких-либо общих целей и решения проблем, представляющих общий интерес, при этом подчиняясь их воле и имея прикладной характер. Такие организации функционируют на основе независимости государств-членов с учетом принципа суверенного равенства государств, что исключает любую возможность самой организации или одного государства-члена навязывать свою волю другому. Самыми основными и известными межправительственными организациями в современном мире являются Совет Европы, ШОС, АСЕАН и ЕАЭС.

Данные организации имеют как сходства, так и различия между собой. Они играют ведущую роль в процессах демократизации государств и общества на основе верховенства права, защиты прав и свобод

человека и так далее. Но несмотря на это, Совет Европы и ШОС являются более популярными организациями нежели АСЕАН. Их деятельность лучше регламентирована, они имеют больше правовой базы, которая регулирует почти все сферы жизни государств-членов и направлена к недопущению дискриминации основных прав и свобод человека и гражданина, предусматривает верховенство права и многое другое. Кроме того, у Совета Европы есть специальный орган - ЕСПЧ, который выслушивает жалобы граждан государств и помогает восстановить нарушенные права человека в данном государстве. АСЕАН же не может похвастаться такой четкой регламентацией во всех областях жизни, в точности интеграционной правовой системой, у нее также нет специального межправительственного суда, который позволил бы восстанавливать все нарушенные государствами-членами права граждан, обеспечивать законность и правопорядок. И тем не менее, АСЕАН в связи с изменившейся обстановкой в мире, начала приобретать широкую популярность в том числе и в вопросах взаимодействия со странами ШОС и ЕАЭС.

1967 г. считается годом создания организации АСЕАН, когда пятью странами Таиландом, Индонезией, Малайзией, Сингапуром и Филиппинами была подписана Банкогская декларация об образовании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. Позднее Ассоциации превратилась в авторитетную международную организацию, которую признают большинство стран в мире. АСЕАН оказалась достаточно гибкой организацией для приспособления к меняющейся международной обстановке. Поэтому это сделало возможным включение в число членов организации стран, которые на начальном этапе существования Ассоциации являлись идеологическими противниками государств-основателей. В настоящий момент АСЕАН объединяет десять стран Юго-Восточной Азии с населением более 600 млн. человек. Основными целями АСЕАН на данном этапе являются: стимулирование экономического развития, социального прогресса и культурного развития региона на основе сов-

местных действий, сотрудничество и взаимопомощь стран-участниц в экономической, научной, культурной, административной, социальной и иных областях, упрочнение мира и стабильности в Юго-Восточной Азии [1].

Сначала данная организация была создана для экономической интеграции стран-участников, далее АСЕАН также стала захватывать политическую обстановку в государствах-участниках данной организации, а также основные права и свободы человека и гражданина. Но стоит отметить, что АСЕАН никогда не старалась перенять европейский интеграционный опыт, потому что каждая страна, являющаяся членом данной организации, имеет свои этнические и религиозные признаки, которые мешают полной интеграции в данном регионе [2]. Декларация АСЕАН о правах человека, где провозглашались основные права и свободы человека и гражданина стала некоторым толчком к гармонизации права. То есть, подписание данного документа стало существенным шагом вперед для государств, входящих в АСЕАН, так как большинство стран входящих в данную организацию имели существенные проблемы с регулированием и соблюдением основных прав и свобод человека и гражданина, которые еще до этого были регламентированы в различных международных документах, таких как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и многих других. Но несмотря на подписание странами-членами АСЕАН декларации о правах человека, данные государства все еще имели существенные проблемы с правами человека, на которые обращает внимание ООН и которые продолжаются и по сей день. Как писало после принятия декларации азиатское отделение Human Rights Watch: «Декларация в нынешней форме, запрещая нарушения прав человека, все же оставляет странам АСЕАН множество лазеек, используя которые, государства блока смогут и дальше нарушать права человека» [3]. Но несмотря на это, предпринимаются множество попыток для улучшения ситуации в данном регионе в том чис-

ле посредством улучшения правовой базы Ассоциацией.

Однако, АСЕАН в современном мире стала движущей силой системы многостороннего сотрудничества в регионе, в котором принимают участия и ведущие страны мира, в том числе и РФ. Были созданы множество институтов взаимодействия в данном регионе, такие как АСЕАНАПОЛ, АРФ, ВАС, СМОА плюс и другие. В современной ситуации и в направлении внешней политики России «поворот на восток» имеет место перспектива становления АСЕАН ведущей межправительственной организацией вместо Совета Европы, так как множество бизнес-диалогов, проходящих у данной организации с ЕАЭС и ШОС, свидетельствуют об укреплении позиций в мировом сообществе. Открывается перспектива широкого партнерства стран на пространстве Евразии, которые хотят взаимодействовать на основе равенства и равноправия сторон, а также на основе верховенства права. Предпосылками данного явления прежде всего является подписание меморандумов с ШОС и ЕАЭС о взаимопонимании и сотрудничестве. Стоит отметить, что во время бизнес-диалога, который проходил в рамках Восточного экономического форума, Россия подчеркнула необходимость налаживания взаимоотношений со странами АСЕАН как в экономической, так и в правовой, и политической сфере. МВД России приобрело статус диалогового партнера АСЕАНАПОЛ, что еще раз показывает существование интеграционных процессов между РФ и Ассоциацией в различных сферах государственной политики.

Стоит отдельно отметить значимость сверхдержав в партнёрстве с АСЕАН. Благодаря такому взаимодействию Ассоциация вышла на новый уровень и продолжает развиваться. Благодаря конструктивному партнерству между странами АСЕАН и Россией, Россия на данный момент является стратегическим партнером в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Основным инструментом сотрудничества в регионе продолжает оставаться система «диалогов» со сверхдержавами. В ходе диалога Россия-АСЕАН страны определили клю-

чевые направления, необходимые для развития различных сфер деятельности государств, охватывающих политическое, экономическое и культурное взаимодействие. В последние годы, в связи с изменившейся ситуацией на мировой арене, Российская Федерация сделала крутой поворот в сторону Востока и начала активно развивать сотрудничество, как и с ШОС, так и со странами АСЕАН, что доказывают многочисленные бизнес-диалоги между главами государств, министрами, полицейскими структурами, бизнесменами и многое другое. В условиях сворачивания экономических связей с западными странами, такая смена приоритетов принесет лишь положительные аспекты [4]. Отдельно отметим такую организацию, как Деловой совет Россия-АСЕАН, который призван развивать экономические инициативы взаимодействия стран. Данная организация нацелена на мониторинг экономического климата в рассматриваемых странах, оценку приоритетных направлений сотрудничества, организацию деловых миссий в страны АСЕАН для освоения новых экономических закономерностей в рассматриваемых странах, также деятельность данного органа направлена на развитие партнерских отношений в социокультурном аспекте [5]. Заметным становится усиленное сотрудничество стран АСЕАН и РФ в области обеспечения безопасности. Так, как уже было сказано ранее, АСЕАНАПОЛ стал диалоговым партнером МВД. Министр МВД России Колокольцев В.А. выступил на 41-й конференции АСЕАНА-ПОЛ и отметил факт необходимости расширения и развития сотрудничества с Организацией в целях противодействия терроризму, экстремизму и недопущению политизации полицейского сотрудничества [6]. Также о необходимости дальнейшего сотрудничества с АСЕАН и России упомянул Кан Зо - Министр инвестиций и внешних экономических связей Республики Союз Мьянма в своей речи на Восточном экономическом форуме, где сказал о дальнейшем развитии экономического и торгового инвестиционного сотрудничества [7]. Крупнейшим блоком сотрудничества является АСЕАН +3 (КНР, Япония и

Республика Корея), деятельность которого является очень эффективным не только в экономике, но и в социокультурной сфере. Стоит отметить, что «ЗСТ Китай-АСЕАН» является третей ЗСТ по размерам экономики с большим совокупным ВВП, что также благоприятно отражается как на экономике Китая, так и на экономике стран АСЕАН, не так давно еще имеющие серьезные проблемы во всех сферах и являющихся одними из самых отстающих стран мира. Несомненно, сотрудничество АСЕАН +3 дает положительные результаты, также взаимодействие этих государств усиливается с каждым годом, что опять же благоприятно скажется на развитии вышеперечисленных государств [8].

Страны АСЕАН демонстрируют высокие темпы экономического развития, например, Сингапур на данный период времени является страной с одним из самых высоких ВВП в мире, тоже самое можно сказать про развивающийся Таиланд. За последние несколько лет Ассоциация действительно стала играть важную роль в международных отношениях, заменяя для России Совет Европы, из которого после многолетнего членства РФ вышла.

В данный момент времени идет диалог о том, чтобы расширить влияние АСЕАН на территории Евразии и сделать ее одной из ведущих и быстро развивающихся международных организаций, которая могла бы составить достойную конкуренцию Совету Европы. Российской Федерацией на Восточном экономическом форуме и Петербургском международном экономическом форуме в 2023 году уже рассмотрены перспективы сотрудничества с Ассоциацией в различных сферах жизни. Но, стоит

отметить, что сама организация нуждается в некоторых коррективах, чтобы стать одной из крупнейших мировых организаций на уровне Совета Европы.

В заключении стоит отметить, что в связи с глобальными изменениями в мире на первый план вышли те организации, которые, казалось бы, никогда не смогут сравниться с такими крупнейшими организациями как Совет Европы, БРИКС и т.д. Большинство данных организаций, где превалирующее число участников, это недружественные страны, стали терять свою актуальность в современном мире, особенно среди азиатских стран и России. АСЕАН является такой организацией, которая спустя многолетнее усовершенствование своей системы и организации смогла выйти на передний план мировой арены и стала играть важную роль в международных отношениях и в интеграционных процессах стран ШОС, ЕАЭС. Возможно, на данном этапе организация не функционирует также эффективно как, например Совет Европы, и не имеет такого же отлаженного механизма правового регулирования, но развитие данной организации происходит высокими темпами и имеет вполне достойную перспективу. Уже сейчас, благодаря сотрудничеству со сверхдержавами, предпринимается множество мер для развития Ассоциации и для улучшения политической, правовой и экономической обстановки в страна-участницах АСЕАН. На наш взгляд в ближайшем будущем АСЕАН выйдет на новый международный уровень, как крупная международная организация и потеснит многие существующие западные международные

организации.

Библиографический список

1. Наталегава, М. На что способна АСЕАН? Взгляд изнутри: монография / М. Наталегава, Е.Л. Хватова ; пер. с англ. Е. Л. Хватовой; науч. ред. пер. В.В. Сумский. -Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2022. - 332 с.

2. Внешнеполитический процесс на Востоке: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Д.В. Стрельцова. - Москва: Аспект Пресс, 2018. - 352 с.

3. Мьянма (Бирма) // Human Rights Watch. 2022. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hrw.org/ru/asia/myanmar-burma. (Дата обращения: 07.03.2023).

4. Фомичева Е.А. Новые вызовы единству и международной роли АСЕАН // ЮВА: актуальные проблемы развития. - 2021. - №3 (52). - С. 36-50.

5. Деловой совет Россия-АСЕАН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.russia-asean.com/ (дата обращения 29.03.2023).

6. Владимир Колокольцев выступил на 41-й конференции Ассоциации национальных полиций стран-участниц АСЕАН (АСЕАНАПОЛ). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mvdmedia.ru/news/official/vystuplenie-ministra-vnutrenniksh-del-rossiyskoy-federatsii-generala-politsii-rossiyskoy-federatsii-v/ (дата обращения 28.10.2023).

7. Бизнес-диалог Россия-АСЕАН. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://roscongress.org/sessions/eef-2023-rossiya-asean/discussion/ (дата обращения 28.10.2023).

8. Сергун И.П. Асеан+3: ключевые позиции сотрудничества и перспективы развития // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Экономика. Управление. Право. - 2011. - №2. - С. 29-35.

THE ROLE OF ASEAN IN A MULTIPOLAR WORLD A.P. Shchepetnova, Student

Supervisor: A.G. Tarasova, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor Volgograd State University (Russia, Volgograd)

Abstract. This article reveals the activities of ASEAN aimed at strengthening its role on the world stage, as well as integration into the world economy and politics. The main priorities of ASEAN activities are identified. Cooperation with leading world powers. The main institutions of ASEAN's interaction with other countries are considered. The role of ASEAN as a participant in international relations is determined.

Keywords: international organizations, globalization, multipolar world, integration processes, ASEAN, ASEANAPOL, ASEAN +3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.