Научная статья на тему 'Роль «АРТ-парка» в художественно-творческом процессе'

Роль «АРТ-парка» в художественно-творческом процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
449
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"АРТ-ПАРК" / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / YOUNG STUDENTS / ARTISTIC AND CREATIVE ACTIVITY / APPLIE ARTS AND DECORATIVE CREATIVITY / COMMUNICATIVE CULTURE / ART-PARK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Николаева А. Н.

Художественно-творческая деятельность молодежи представляет собой продуктивную форму деятельности, способную раскрыть в каждой личности творческий потенциал, помочь ей проявиться продуктивно значит дать возможность адаптироваться в современном мире и реализовать общечеловеческую способность к творчеству. В основе «АРТ-парка» лежит положение о ведущей роли собственной деятельности студенческой молодежи в художественно-творческом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the «ART-Park» in the artistic and creative process

The artistic and creative activity of youth presents a productive form of activity which can disclose creative potential in each person and help to become apparent productively it means to give opportunity in order to adopt and realize a common to all mankind creativity. The basis of «ART-Park» includes the leading role of the private activity of students in the artistic and creative process

Текст научной работы на тему «Роль «АРТ-парка» в художественно-творческом процессе»

УДК 7.07

А.Н.Николаева

РОЛЬ «АРТ-ПАРКА» В ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ

Художественно-творческая деятельность молодежи представляет собой продуктивную форму деятельности, способную раскрыть в каждой личности творческий потенциал, помочь ей проявиться продуктивно - значит дать возможность адаптироваться в современном мире и реализовать общечеловеческую способность к творчеству. В основе «АРТ-парка» лежит положение о ведущей роли собственной деятельности студенческой молодежи в художественно-творческом процессе.

Ключевые слова: «АРТ-парк», студенческая молодежь, художественно-творческая деятельность, декоративно-прикладное творчество, коммуникативная культура.

A.N.Nikolaeva. THE ROLE OF THE «ART-PARK» IN THE ARTISTIC AND CREATIVE PROCESS.

The artistic and creative activity of youth presents a productive form of activity which can disclose creative potential in each person and help to become apparent productively - it means to give opportunity in order to adopt and realize a common to all mankind creativity. The basis of «ART-Park» includes the leading role of the private activity of students in the artistic and creative process.

Keywords: art-park, young students, artistic and creative activity, applie arts and decorative creativity, communicative culture.

Гуманизация современного образования основывается на поиске форм и приёмов образовательного межличностного взаимодействия, целью которого является становление человека как целостной личности. В решении этой задачи важнейшая роль принадлежит искусству, которое в силу ряда своих особенностей способно взаимодействовать с духовной организацией личности, её системой ценностей, влиять на формирование мировоззрения личности и воспитывать гуманистические идеалы.

Значительным потенциалом развития личности обладает художественно-творческая деятельность, приобщение к которой способствует формированию важных качеств человека, о недостатке которых сегодня с беспокойством говорят многие ученые. Речь идет об эмоциональности, художественно-образной выразительности, эстетической восприимчивости, художественного мышления, эмпатии, воображения и других. Многообразие названных способностей может быть развито через «встраивание» личности» в систему художественной культуры. Трудность формирования этих качеств заключается в специфике художественного творчества как формы постижения действительности и тех психологических механизмов, которые обеспечивают личностное развитие человека.

Главной целью художественно-творческой деятельности в формировании досуговой культуры, на наш взгляд, должно быть «пробуждение» у студенческой молодежи неотчужденного и ответственного отношения ко всему, что их окружает. Только такое отношение лежит в основе художественного развития личности, та как художественная деятельность должна быть направлена на формирование внутреннего мира молодых, их духовно-нравственного облика.

В основе художественно-творческой деятельности лежит приобщение студенческой молодежи к великому духовному, эмоциональному опыту, заложенному в декоративно-прикладном творчестве, через полноценное творчество, восприятие и создание художественных образов. Следствием этого станет развитие художественно-образного мышления, воображения, эстетического чувства, ценностных критериев, а также приобретение специальных знаний и умений. А импровизация, драматизация, интонирование и другие формы творчества могут быть инвариантными в формировании досуговой культуры молодежи.

Художественно-творческая деятельность в декоративно-прикладном творчестве - это систематическое развитие эмоционально-образных чувств и творческих способностей, что расширяет возможность наслаждаться красотой и создавать ее. Кроме этого, необходимо развитие творческой личности путем освоения разнообразных видов художественной деятельности, где искусство рассматривается как источник изучения духовного опыта предыдущих поколений, как средство самопознания, раскрытия и развития творческого потенциала студенческой молодежи.

Художественно-творческая деятельность по выполнению декоративных изделий и проектов с использованием традиций декоративно-прикладного искусства может способствовать развитию художественно-эстетической образованности и культуры, формированию технических и трудовых умений и навыков студенческой молодежи, что способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию.

Непосредственной целью художественно-творческой деятельности является:

а) достижение оптимального развития художественно-творческих умений каждого участника;

б) приобщение студенческой молодежи к национальному творческому достоянию Республики Татарстан;

в) художественно-творческое воспитание участников, так как познание в области национальной культуры и искусств своего народа являются первой и важной ступенью к развитию интереса к ценностям других народов, к овладению богатством мировой художественно-эстетической культуры.

Ведущая роль собственной деятельности студенческой молодежи в художественно-творческом процессе отводится «АРТ-парку».

Актуальность «APT-парка» понимается нами не только как вид деятельности, но и как форма саморазвития, самоопределения и самовыражения личности, с включением таких дидактических единиц, как «исходные

принципы художественного конструирования», «единство формы и содержания», «закономерности и средства композиции», «средства достижения цели: симметрия и асимметрия, композиционное равновесие, статичность и динамичность, пропорциональность, ритм и т.д.».

Для развития мотивации к изучению декоративно-прикладного творчества в содержании делается акцент на обучение студенческой молодежи навыкам и приемам выполнения простейших технологических операций создания предметов декоративно-прикладного творчества, композиций декоративного характера имеющих определенную художественную ценность, использовать в качестве объектов труда потребительские изделия и оформлять их с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного искусства для конкурентоспособности при реализации. Главное - в итоге студент должен увидеть и ощутить продукт своего труда.

Самое главное в культурно-образовательном комплексе «АРТ-парка» - способствовать формированию художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно-творческой активности, помочь участникам в овладении образного языка декоративно-прикладного творчества.

Одним из главных направлений деятельности «АРТ-парка» является выявление и развитие личностных способностей студентов в определенной деятельности через раскрытие истоков народного творчества, приобщение и привитие любви к традиционному искусству. Другим направлением выступает формирование системного представления о современной технико-технологической среде, о ее взаимодействии с личностью, о сфере производственных отношений, создании условий, обеспечивающих включение личности в различного рода деятельности. Также происходит и формирование представления о народном мастере как о творческой личности, духовно связанной с культурой и природой духовного края.

Главное направление «АРТ-парка» - это задачи направленные на развитие композиционных способностей, чувственного отношения к миру, способности «пропускать через свое сердце» явления действительности, развития чувства сопричастности и сопереживания жизни человека, животного или растения. Развития у молодежи такой сферы мыслительной деятельности как воображение, способности «конструировать» в своем сознании представления действительности в индивидуальных комбинациях и связях.

Перечисленные задачи решаются в процессе непосредственной деятельности над изделиями или композициями декоративно-прикладного характера, при целенаправленном восприятии природы и при восприятии образцов (эталонов) декоративно-прикладного искусства.

Кроме этого, немаловажным аспектом является перенос навыков творческого мышления, деятельности в будущую профессиональную деятельность. Поэтому «АРТ-парк» выступает и как условие формирования профориентационной направленности студентов.

«АРТ-парк» включает в себя социально-культурную работу по следующим направлениям: студия, клубная деятельность, любительская деятельность.

Студия «АРТ-парка» - это творческий коллектив студентов, объединенный общими задачами, ценностями совместной декоративно-прикладной деятельности, а также характером межличностных отношений. Студия в первую очередь создается с целью развития художественных и творческих способностей студенческой молодежи, выявления их одаренности. В студии занятия сочетаются с творческой практикой. Специфика обучения в студии заключается в сочетании учебных, экспериментальных (поиск эффективных методик развития творческих способностей, изучение и использование новых приемов в декоративно-прикладном искусстве, практических и производственных (показ изделий и подделок, оформление стендов и выставок) задач; индивидуальных, групповых и коллективных форм организации занятий.

Большое значение в рамках студийной работы участников АРТ-парка является научение их работать в коллективе, развивать межличностные отношений. Данная цель реализовалась в совместном обсуждении проектов в рамках декоративно-прикладного творчества.

Данные проекты оценивались в работе студии по следующим параметрам: - значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. Декоративно-прикладная композиция должна отражать какую-то идею или проблему, затрагиваемую автором; - корректность используемых методов исследования и методов обработки материала; - активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями; - коллективный характер высказываемых мнений; - характер взаимопомощи и общения; - необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему или идею проекта, привлечение знаний из других областей; - демонстрируемые художественно-творческие умения и навыки, уровень мастерства; - эстетика оформления проекта; - умение защищать свой проект.

В «АРТ-парке» организуются клубные объединения студенческой молодежи по общим интересам: народная игрушка, кружевоплетение и т.д., созданные для проведения совместных занятий и совместного досуга студентов с целью их разностороннего развития и предназначенное для массового привлечения к конкретному виду деятельности.

Клуб работает на основе положения, которое утверждается общим собранием и отражает: цели и задачи, структуру клуба, традиции, основные направления деятельности, права и обязанности его членов, материально-техническую базу. В течение учебного года деятельность клуба осуществляется на основе перспективного и календарного планов работы, которые обсуждаются и утверждаются общим собранием. Клуб «АРТ-парка» — это самодеятельная организация, педагогическое руководство его сочетается с самоуправлением студентов. Работой клуба руководит совет, избираемый на собрании его членов. С целью сплочения коллектива в клубе создаются и

развиваются свои традиции. С целью организации и проведения совместного досуга регулярно проводятся клубные дни (тематические вечера, игровые и конкурсные программы).

Наиболее удобные формы в процессе формирования досуговой культуры студенческой молодежи в процессе декоративно-прикладного творчества являются любительские объединения, которые организовывались нами, опираясь на интересы личности. Любительские объединения - это сравнительно небольшое объединение студенческой молодежи, охваченное общим интересом и занятием, связанными с различными декоративно-прикладными направлениями, где происходит воспитание на фоне общения. В любительские объединения приходят вся желающая молодежь, которая хочет в совершенстве овладеть определенным направлением декоративно-прикладного творчества и досуговой «квалификацией». Таким направлениями могут быть и народная игрушка, и вышивка, а также и другие направления - чеканка, резьба по дереву, резьба на кости и т.д. В процессе декоративно-прикладного творчества, каждый из членов любительского объединения стремится вынести на люди свои знания и умения, а общение в кругу единомышленников способствует обогащению личности и взаимовоспитанию. Интерес к занятию постепенно трансформируется в превращается в интерес к людям, что способствует развитию социальной активности личности, развитию его духовного и творческого потенциала. Многие студенты, придя в любительское объединение, и научившись чему-либо, не хотят уходить, потому что по-настоящему сдружились с другими членами. Таким образом, формируется коммуникативная и социальная культура личности студенческой молодежи.

Кроме этого, молодежь привязывает особая атмосфера равенства, доброжелательности и самодеятельности. В любительском объединении, прежде всего, мы добивались преодоления потребительского отношения к досугу, присущего части молодежи, считающей, что содержательное проведение свободного времени ей должен обеспечить кто-то со стороны, только не она сама. Тем самым, создаются условия для развития познавательной активности, художественно-творческой деятельности, которые лежат в основе досуговой культуры личности.

Таким образом, художественно-творческая деятельность молодежи представляет собой продуктивную форму деятельности, способную раскрыть в каждой личности творческий потенциал, помочь ей проявиться продуктивно - значит дать возможность адаптироваться в современном мире и реализовать общечеловеческую способность к творчеству. В основе «АРТ-Парка» лежит положение о ведущей роли собственной деятельности студенческой молодежи в художественно-творческом процессе.

Литература

1. Лазарева Н.И. Творческая самореализация школьников на основе творческой проектной деятельности / / Научное обоснование основных понятий, обеспечивающих диссертационные исследования по актуальным проблемам современного образования: сб. науч. ст. / Под ред. Л. П. Качаловой - Шадринск, 2006. - С. 66-70.

2. Маслова С.Е. К вопросу о творческих качествах личности // Высшее образование сегодня. - 2007. -№3. - С. 58-61.

3. Поволяева М. Пути повышения профессионализма педагогов / / Воспитание школьников. - 2007. - № 4 - С. 3132.

4. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе: учебник для студ. худож.-граф. фак. пед. ин-тов. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: АГАР, 2000. - 256 с.

5. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С.Рапацевич. - Минск: Современное слово, 2001. - 928с.

6. Часовских Н.С. Дидактические основы самостоятельности // Мир науки, культуры, образования. -2007. - №2. - С. 105-107. 7. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.Н. Управление образовательными системами: учеб. пособие / Под ред. Т.И.Шамовой - М.: Академия, 2002. - 384 с. Источник: http://si-sv.com/publ/6-1-0-30/

1. Lazareva N.1. Tvorcheskaja samorealizacija shkol'nikov па osnove tvorcheskoj proektnoj dejatel'nosti // Nauchnoe obosnovanie osnovnyh ponjatij, obespechivajushhih dissertacionnye issledovanija ро aktual'nym problemam sovremennogo obrazovanija: sb. шисЬ st. / Pod red. L. Р. Kachalovoj - Shadrinsk, 2006. - S. 66-70.

2. Maslova S.E. К voprosu о tvorcheskih kachestvah lichnosti // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2007. -№3. - S. 58-61.

3. Povoljaeva М. Рий povyshenija professionalizma pedagogov // ^р^е shkol'nikov. - 2007. - № 4 - S. 31-32.

4. Rostovcev N. N. Metodika prepodavanija izobrazitel'nogo iskusstva V shkole: иЛеЬшк dlja stud. hudozh.-graf. fak. ped. ш^. - 3-е izd., dop. i рештЬ. - М.: AGAR, 2000. - 256 s.

5. Sovremennyj slovar' ро pedagogike / Sost. E.S.Rapacevich. -М^к: Sovremennoe slovo, 2001. - 928s.

6. Chasovskih N.S. Didakticheskie osnovy samostojatel'nosti // Mir шик1, kul'tury, obrazovanija. - 2007. - №2. - S. 105-107.

7. Shamova Т.1., Davydenko Т.М., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami: иЛеЬ. posobie / Pod red. T.I.Shamovoj - М.: Akademija, 2002. - 384 s. Istochnik: http://si-sv.com/publ/6-1 -0-30/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.