Научная статья на тему 'Роль архитектурной фантазии как определяющей темы в процессе обучения рисунку'

Роль архитектурной фантазии как определяющей темы в процессе обучения рисунку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЕТАЛИ / ИНТЕРЬЕР / КОМПОЗИЦИЯ / СВЕТОТЕНЕВАЯ МОДЕЛИРОВКА / АКАДЕМИЧЕСКИЙ РИСУНОК / АНАЛИТИЧЕСКИЙ РИСУНОК / АРХИТЕКТУРНАЯ ФАНТАЗИЯ / GEOMETRICAL FIGURES / ARCHITECTURAL DETAILS / AN INTERIOR / A COMPOSITION / A LIGHT-TO-DARK MODELING / THE ACADEMIC DRAWING / ANALYTICAL DRAWING / ARCHITECTURAL IMAGINATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парняков Алексей Валерьевич

Предлагается вводить в обучение рисунку студентов направления «дизайн архитектурной среды» задания на воображение, которые сформируют у них умение создавать зрительный образ, удерживать его в воображении, развивать композиционно-пространственное мышление и воплощать его средствами графики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of architectural imagination as defining theme in the course of training to drawing

It is offered to enter into training to drawing of students of a direction design of the architectural environment tasks for imagination which will generate at students ability to create a vision, to keep it in imagination, to develop composite-spatial thinking and to embody its means of a drawing.

Текст научной работы на тему «Роль архитектурной фантазии как определяющей темы в процессе обучения рисунку»

УДК 621.9.01: 658.51 А.В. Парняков

ПАРНЯКОВ Алексей Валерьевич - и.о. доцента кафедры изобразительного искусства Школы искусства, культуры и спорта (Дальневосточный федеральный университет, Владивосток). E-mail: [email protected] © Парняков А.В., 2012

Роль архитектурной фантазии

как определяющей темы в процессе обучения рисунку

Предлагается вводить в обучение рисунку студентов направления «дизайн архитектурной среды» задания на воображение, которые сформируют у них умение создавать зрительный образ, удерживать его в воображении, развивать композиционно-пространственное мышление и воплощать его средствами графики. Ключевые слова: геометрические фигуры, архитектурные детали, интерьер, композиция, светотеневая моделировка, академический рисунок, аналитический рисунок, архитектурная фантазия.

Role of architectural imagination as defining theme in the course of training to drawing. Mexey V. Parnyakov - School of Arts, Culture and Sport (Far-Eastern Federal University, Vladivostok). It is offered to enter into training to drawing of students of a direction "design of the architectural environment" tasks for imagination which will generate at students ability to create a vision, to keep it in imagination, to develop composite-spatial thinking and to embody its means of a drawing.

Key words: geometrical figures, architectural details, an interior, a composition, a light-to-dark modeling, the academic drawing, analytical drawing, architectural imagination.

В архитектурном образовании рисунок, являясь базовым предметом, при правильном подходе может играть ведущую роль в формировании будущего специалиста [1-6]. Процесс обучения рисунку занимает семь семестров. В течение этого срока задачи курса в значительной степени меняются.

В рисунках студентов 1-2-го курсов направления «дизайн архитектурной среды» основной упор делается на соблюдение пропорций, выявление геометрической основы объекта и правильность перспективного построения. Объектами рисования на данном этапе выступают геометрические фигуры, архитектурные детали, малые архитектурные формы, простой интерьер. Важнейшей задачей этого периода обучения у студентов является освоение навыков и умения выявлять конструкцию формы, представлять ее в пространстве. Студентам необходимо освоить перспективные и другие проекционные способы изображения формы, научиться приемам грамотной компоновки изображения на листе.

По программе обучения и самостоятельной работе студентам отводится мало времени на освоение материала. В основном они осваивают рисунок с натуры. Здесь очень уместным будет включение в процесс выполнения заданий по представлению и воображению. На первом курсе это рисунок по представлению композиции из взаимно пересекающихся геометрических фигур, который служит логическим продолжением задания натюрморта из геометрических фигур.

Учебной целью данного задания является развитие у студентов композиционно-пространственного мышления, навыков использования мягких графических материалов. Задача здесь заключается в том, чтобы, используя в качестве инструмента элементарные геометрические тела (5-6 фигур), выполнить по представлению линейно-конструктивный рисунок сложной пространственной формы, применяя при этом метод наклона, поворота, врезания и членения фигур; добиться целостности, выразительности композиции при тональной подачи графическими материалами.

В качестве материалов используются карандаш «ТМ», «М», резинка, кнопки; работа выполняется на ватмане формата А2.

Время, отводимое на выполнение задания, составляет 16 академических часов.

Последовательность занятий такова:

1) изучив образцы работ методического фонда, начать рисунок с поиска вариантов композиции (высокая, центральная или нижняя точка зрения);

2) выбрав и разместив на листе один из вариантов, начать развивать композицию: вводить новые объемы, трансформируя их (меняя пропорции, делая вырезы, выступы и членения, добавляя детали);

t

Рисунок по воображению. Архитектурная фантазия (Р. Дерябин, рук. И.Н. Кухта, А.В. Парняков)

3) выполнив линейно-конструктивный рисунок, завершить работу, добившись ее тоновой и композиционной целостности.

На втором этапе обучения, на 3-4-м курсах, главной задачей рисунка становится изучение фигуры человека. Студентам необходимо понять и передать пропорции и конструкцию человеческого тела, последовательно изучив анатомию скелета и экорше. Выполнив серию заданий с гипсовых античных фигур, они должны перейти к изучению живой фигуры. Основными средствами выражения здесь становятся тон и различные графические техники. Возрастает сложность изображаемых объектов, основной целью выступает уже не только конструкция, но и среда.

Так как многие задания 3-4-го курсов являются композиционными, то умение компоновать и выстраивать все элементы в единое целое будет определяющим. «Сквозным» этапом, проходящим через весь процесс обучения рисунку, являются задания на изображение архитектурных ансамблей, отдельных архитектурных

зданий, интерьеров, панорам города. Здесь фигура человека, как главный масштабный модуль, может быть средовым элементом, включающимся в организацию пространства.

Длительные светотеневые натурные рисунки направлены на максимально точную передачу воспринимаемого зрительного образа. Работа над таким заданием позволяет максимально точно передать пропорции, отбросив случайные детали, добиться графической законченности листа. Этот тип заданий развивает объемно-пространственное мышление, владение графическими приемами рисунка.

Обязательным этапом программы 3-4-го курсов, помимо изучения фигуры человека и натурных зарисовок зданий, выступают задания на тему «Архитектурная фантазия. Рисунки по воображению» (см. рисунок).

Учебная цель задания по данной теме - развитие умения рисовать по памяти и воображению; приобретение навыков рассуждения об архитектурных формах графическим языком.

Задачей здесь является выполнение рисунка вымышленного архитектурного объекта в пространстве с возможным включением в композицию антуража, малых архитектурных форм, элементов городской среды.

Материалами служат карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка, кнопки; работа выполняется на плотной бумаге - У листа ватмана.

На выполнение задания отводится 16 академических часов.

Последовательность занятий выстраивается нижеследующим образом.

1. Изучив образцы работ методического фонда, приступить к рисунку, выполнив серию эскизов; в процессе работы использовать иллюстративный материал по зарубежной архитектуре, с учетом личного опыта учебного проектирования; работая в тесной связи с преподавателем, обсудить лучшие идеи и утвердить наиболее удачный эскиз.

2. Приступая к основному изображению, выверить его с эскизом, приведя сложные архитектурные формы к соответственным геометрическим объемам; выявляя соотношения основных частей объекта, его членений, следует проверить правильность взятых пропорций, перспективных сокращений; прорисовывая детали объекта и его окружения, более подробно прорабатывать передний план.

3. Моделируя рисунок тоном, следует увязывать общую силу теней на объекте с тональным решением антуража - людьми, деревьями, небом, водой; обобщая рисунок тоном, закончить работу, добившись убедительных тональных отношений крупных масс, соподчиняя им детали.

Преобладание в учебном процессе аналитических работ ведет к ослаблению наблюдательности и зрительной памяти. Задания же на воображение формируют у студентов умение создавать зрительный образ, удерживать его в воображении, развивать и воплощать средствами графики.

Идея сочетания всех типов заданий (академический рисунок, аналитический рисунок, архитектурная фантазия) в каждом семестре позволит развить у студентов творческие навыки, необходимые качества объемно-пространственного представления формы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баклыский П.В., Сашко Е.В. Рисунок: учеб. пособие. Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2009. 160 с.

2. Зайцев К.Г. Современная архитектурная графика. М.: Стройиздат, 1970. 202 с.

3. Кулебакин Г.И. Рисунок и основы композиции. М.: Высш. школа, 1978. 117 с.

4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. М.: Просвещение, 1973. 131 с.

5. Соняк В.М. Архитектурный рисунок: современные технологии обучения. Екатеринбург: Архитектон, 2005. 268 с.

6. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.Б. Рисунок: учеб. пособие для вузов М.: Стройиздат, 1983. 296 с.

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.