Научная статья на тему 'РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИРИКЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА'

РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИРИКЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
чеченская лирика / шестидесятничество / архетип / символ / лирический образ / автор / национальная картина мира / ментальность / Chechen lyrics / sixties / archetype / symbol / lyrical image / author / national picture of the world / mentality

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — М.А. Ахаева

В статье рассматривается своеобразие чеченской лирики 60-х годов XX века (на материале лирики М. Дикаева, Х. Сатуева, М. Кибиева), в частности, выявляется роль архетипических образов, имеющих особое значение для отражения ментальных структур этнического сознания авторов. Основная цель заключается в выявлении базовых архетипов и определении их самобытности, определяющей своеобразие национальной поэзии. В данном проблемном пространстве наиболее продуктивной представляется методология опоры на теории архетипа, архетипический и структурно-семантический анализ текста. Подобное исследование проведено впервые и имеет большое значение для чеченского литературоведения, намечая перспективы дальнейших научных изысканий в области теории литературы и анализа художественного текста. Основное внимание в работе автор акцентирует на обусловленности образной системы исследуемых текстов национальной картиной мира. Выделяются и описываются наиболее часто повторяющиеся у разных авторов архетипы, что позволяет прийти к заключению об их устойчивом характере и символическом наполнении, имеющем в пределах национального массового сознания однозначное восприятие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ARCHETYPICAL IMAGES IN THE CHECHEN LYRICS OF THE 60s OF THE 20th CENTURY

The paper examines the originality of the Chechen lyrics of the 60s of the 20th century (based on the lyrics of M. Dikaev, Kh. Satuev, M. Kibiev), in particular, the role of archetypal images for reflecting the mental structures of the ethnic consciousness of the authors is revealed. The main goal is to identify the basic archetypes and their originality, which determines the originality of national poetry. In this problem space, the methodology of relying on the theory of archetype, archetypal, structural and semantic analysis of the text seems to be the most productive. Such a study was carried out for the first time. And it is of great importance for Chechen literary criticism, outlining the prospects for further scientific research in the field of literary theory and analysis of a literary text. The author focuses the main attention on the conditionality of the figurative system of the studied texts by the national picture of the world. The archetypes repeated most frequently by different authors are singled out and described, which allows making a conclusion about their stable character and symbolic content, which has an unambiguous perception within the national mass consciousness.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИРИКЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА»

семья составляют ядро концепта «патриотизм». В этом ряду обращает на себя внимание лишь некоторый приоритет общечеловеческих ценностей (родина, любовь, гордость, преданность, верность) над личным и общественным (семья, дом, народ), что свидетельствует об уровне патриотического воспитания и сознания студентов вуза.

Следует отметить, что наряду с положительными по коннотации словами были выявлены реакции с негативной семантикой: война, идеология, которые упомянуты единожды и расположены в крайней периферии концепта «патриотизм». Однако в нашем исследовании прослеживается превалирование позитивной оценки восприятия данного концепта над негативной, присутствие ценностного ряда, «диктующего» смысловую наполненность концепта «патриотизм», а также знаковость роли военной тематики. Результаты эксперимента позволяют

Библиографический список

продемонстрировать, что независимо от гендерного признака группы респондентов на формирование ассоциативного поля концепта «патриотизм» вкладываются такие понятия, как защита (Родины), борьба (за будущее), армия, 2, отечество, солдат, жить - Родине служить.

В заключение отметим, что результаты эксперимента продемонстрировали наличие информации о положительных явлениях и процессах, связанных с проявлениями качеств языковой личности и с установками государственной власти, что отражает формирование позитивного образа патриотизма у представителей как женской, так и мужской половины студентов. В целом концепт «патриотизм» как носитель культурно-значимых смыслов и концепт высшей ценности прочно зафиксирован в системе ценностных представлений рассматриваемой нами языковой личности.

1. Путин назвал ключевую основу государственности России. Available at: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/

2. Шагбанова Х.С. Семантическая структура концепта «патриотизм» через призму лингвокогнитивистики. Litera. 2023; № 5: 1-9.

3. Наговицына Н.В. Смысловое наполнение и семантический объем концепта «патриотизм» в русском языке (по данным лексикографических источников). Диссертация ... кандидата филологических наук. Нижний Новгород, 2021.

4. Полякова Е.В. Ассоциативно-вербальные сети в языковом образе сознания русских и англичан. Известия ЮФУ. Технические науки. 2006; № 11: 228-233.

5. Уфимцева Н.В. Языковое сознание: формирование и функционирование. Сборник статей. Москва: РАН ИЯ, 2000: 135-170.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва: Политическая литература, 1977.

7. Чулкина Н.Л. Мир повседневности в языковом сознании русских: Лингвокультурлогическое описание: монография. Москва: Издательство РУДН, 2004.

8. Фрумкина РМ. Психолингвистика: учебное пособие Москва: Академия, 2007.

9. Митяева А.П. Ассоциативный эксперимент как способ конструирования концепта «бизнес». Молодой ученый. 2015; № 11: 1651-1653.

10. Башиева С.К., Шогенова М.Ч. Концепт «Патриотизм» как фрагмент вербальной, ассоциативно-семантической сети в организации языковой личности (результаты ассоциативного эксперимента). Вестник СамГУ. 2010; № 3 (77): 107-112.

11. Маслова К.А. Свободный ассоциативный эксперимент как инструмент исследования концепта «патриотизм». LINGUISTICA JUVENIS. 2017; № 19: 158-168.

References

1. Putin nazval klyuchevuyu osnovu gosudarstvennosti Rossii. Available at: https://lenta.ru/news/2022/04/27/patriotism/>

2. Shagbanova H.S. Semanticheskaya struktura koncepta «patriotizm» cherez prizmu lingvokognitivistiki. Litera. 2023; № 5: 1-9.

3. Nagovicyna N.V. Smyslovoe napolnenie i semanticheskij ob'em koncepta «patriotizm» v russkom yazyke (po dannym leksikograficheskih istochnikov). Dissertaciya ... kandidata filologicheskih nauk. Nizhnij Novgorod, 2021.

4. Polyakova E.V. Associativno-verbal'nye seti v yazykovom obraze soznaniya russkih i anglichan. Izvestiya YuFU. Tehnicheskie nauki. 2006; № 11: 228-233.

5. Ufimceva N.V. Yazykovoe soznanie: formirovanie i funkcionirovanie. Cbornik statej. Moskva: RAN lYa, 2000: 135-170.

6. Leont'ev A.N. Deyatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moskva: Politicheskaya literatura, 1977.

7. Chulkina N.L. Mir povsednevnosti v yazykovom soznanii russkih: Lingvokul'turlogicheskoe opisanie: monografiya. Moskva: Izdatel'stvo RUDN, 2004.

8. Frumkina R.M. Psiholingvistika: uchebnoe posobie Moskva: Akademiya, 2007.

9. Mityaeva A.P. Associativnyj 'eksperiment kak sposob konstruirovaniya koncepta «biznes». Molodoïuchenyï. 2015; № 11: 1651-1653.

10. Bashieva S.K., Shogenova M.Ch. Koncept «Patriotizm» kak fragment verbal'noj, associativno-semanticheskoj seti v organizacii yazykovoj lichnosti (rezul'taty associativnogo 'eksperimenta). VestnikSamGU. 2010; № 3 (77): 107-112.

11. Maslova K.A. Svobodnyï associativnyï 'eksperiment kak instrument issledovaniya koncepta «patriotizm». LINGUISTICA JUVENIS. 2017; № 19: 158-168.

Статья поступила в редакцию 08.07.23

УДК 82-1/-9

Akhaeva M.A., senior teacher, Department of Chechen Philology, Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia),

E-mail: milana_akhaeva@mail.ru

THE ROLE OF ARCHETYPICAL IMAGES IN THE CHECHEN LYRICS OF THE 60s OF THE 20th CENTURY. The paper examines the originality of the Chechen lyrics of the 60s of the 20th century (based on the lyrics of M. Dikaev, Kh. Satuev, M. Kibiev), in particular, the role of archetypal images for reflecting the mental structures of the ethnic consciousness of the authors is revealed. The main goal is to identify the basic archetypes and their originality, which determines the originality of national poetry. In this problem space, the methodology of relying on the theory of archetype, archetypal, structural and semantic analysis of the text seems to be the most productive. Such a study was carried out for the first time. And it is of great importance for Chechen literary criticism, outlining the prospects for further scientific research in the field of literary theory and analysis of a literary text. The author focuses the main attention on the conditionality of the figurative system of the studied texts by the national picture of the world. The archetypes repeated most frequently by different authors are singled out and described, which allows making a conclusion about their stable character and symbolic content, which has an unambiguous perception within the national mass consciousness.

Key words: Chechen lyrics, sixties, archetype, symbol, lyrical image, author, national picture of the world, mentality

М.А. Ахаева, ст. преп., Чеченский государственный педагогический университет, г. Грозный,

E-mail: milana_akhaeva@mail.ru

РОЛЬ АРХЕТИПИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ В ЧЕЧЕНСКОЙ ЛИРИКЕ 60-Х ГОДОВ XX ВЕКА

В статье рассматривается своеобразие чеченской лирики 60-х годов XX века (на материале лирики М. Дикаева, Х. Сатуева, М. Кибиева), в частности, выявляется роль архетипических образов, имеющих особое значение для отражения ментальных структур этнического сознания авторов. Основная цель заключается в выявлении базовых архетипов и определении их самобытности, определяющей своеобразие национальной поэзии. В данном проблемном пространстве наиболее продуктивной представляется методология опоры на теории архетипа, архетипический и структурно-семантический анализ текста. Подобное исследование проведено впервые и имеет большое значение для чеченского литературоведения, намечая перспективы дальнейших научных изысканий в области теории литературы и анализа художественного текста. Основное внимание в работе автор акцентирует на обусловленности образной системы исследуемых текстов национальной картиной мира. Выделяются и описываются наиболее часто повторяющиеся у разных авторов архетипы, что позволяет прийти к заключению об их устойчивом характере и символическом наполнении, имеющем в пределах национального массового сознания однозначное восприятие.

Ключевые слова: чеченская лирика, шестидесятничество, архетип, символ, лирический образ, автор, национальная картина мира, менталь-ность

Национальные литературы, в частности новописьменные, к корпусу которых относится чеченская художественная словесность, в своем развитии опираются в первую очередь на традиции фольклорного творчества и опыт развитых литературных систем. Лирика является одним из первых литературных родов, который начинают осваивать новописьменные авторы, а затем переходят к эпическим формам - вначале на родном языке, затем на русском. Эти процессы объективны и обусловлены спецификой развития письменности и уровнем владения писателями методологией художественного творчества. К 60-м годам XX века чеченские авторы в достаточной степени овладели литературным мастерством и вышли на уровень освоения сложного проблемного пространства, в частности, отображения внутреннего мира личности, ее мировоззренческих поисков и рефлексий. Здесь можно говорить об углублении психологизма и усложнении отображаемой авторским сознанием картины мира, в случае с национальной литературой, обусловленной ментальностью этноса, его историей и традициями.

В 60-е годы в литературе обозначился поворот к частной жизни простого человека, к проблемам духовно-нравственного характера. Писатели, почувствовав воздух свободы «оттепели», стали писать на темы, изначально находившиеся в центре художественного осмысления. Чеченские поэты-шестидесятники подхватили новые прогрессивные веяния, идущие от отечественной лирики, и в национальной поэзии наметился отход от пропагандистской и идеологизированной тематики к проблемам личности и ее внутреннему миру. Не менее важной тенденцией стала попытка осмысления уроков чеченской истории, многие из страниц которой были закрыты для массового читателя. «Оттепель» продлилась недолго, уже к концу 60-х годов начался период застоя, но в это время в чеченской литературе обозначился прорыв к новой художественной методологии, к освоению тематики, связанной с внутренним духовно-нравственным миром личности, с поисками истины, глубокими мировоззренческими рефлексиями, что было ранее невозможно в силу жесткой идеологической регламентации литературного творчества.

Специфика национальной лирики заключается в сохранении отдельных традиций фольклорной поэзии и в то же время - в освоении опыта отечественной литературы. Чеченская поэзия в основном опирается на художественную систему народных героических песен илли. Фольклорное начало исследуемых текстов видится в своеобразной архитектонике стиха, тяготеющего к тонической системе стихосложения, и в национальных архетипических образах, которые константно появляются у каждого чеченского автора - это, прежде всего, образы гор, скал, камня, гордых орлов, рек, родников, всадников на скакунах и другие, порожденные древним сознанием горских народов. Архетипичные образы глубоко символичны, они заложены в ментальности народа и не требуют дешифровки, как, например, сложные метафорические образы. Архетипы мгновенно считыва-ются и создают в воспринимающем сознании именно ту картину, которая заложена в семантике художественного образа издревле.

Здесь следует уточнить понятия, базовые для раскрытия структурно-семантической роли архетипов в поэзии. «Менталитет можно определить как идейно-поведенческий стереотип, как устойчивый пласт национальной психики, включающий в себя определенные мировоззренческие модели постижения мира (архетипы). Он обусловлен социокультурным и историческим контекстом с характерными для него аксиологическими представлениями, но архетип не зависит от времени и места, то есть аксиологически нейтрален. Менталитет - это национально окрашенный архетип» [1]. Менталитет, как и любую стереотипную систему, очень сложно сломать, переориентировать, поэтому можно полагать, что ценности и архетипы, являющиеся его аксиологической основой, обладают значительной силой воздействия на сознание и воспринимаются почти безусловно.

Вопросы национального сознания, ценностной системы этноса, восприятия им окружающего мира, влияния традиций имеют большое значение, особенно в условиях глобализации, когда возникает опасность утраты национальной идентичности. Литература всегда занимала важное место в духовно-нравственной сфере жизни общества, и актуальность исследования национальных образов, способствующих сохранению культуры, не вызывает сомнений. Особенно эти вопросы сегодня важны для чеченской культуры, понесшей значительные потери в периоды чеченских войн и послевоенного восстановления. Основной целью работы является выявление роли архетипов этнического сознания в семантическом поле лирического высказывания как способа трансляции национальных духовно-нравственных ценностей и картины мира. Задачи работы концентрируются на выявлении базовых архетипов чеченской культуры и описании их семантического и символического наполнения. Новизна обусловлена тем фактом, что исследуемые тексты до настоящего времени не рассматривались с позиций научной литературоведческой методологии.

Архетипы играют значительную роль в массовом сознании. О.А. Азина отмечает: «Согласно Юнгу, определенный образ мира, отражаемый в менталитетах различных типах обществ (национальных культурах), формируется архетипом коллективного бессознательного. В каждом таком обществе (национальной культуре) доминируют свои архетипы, определяющие особенности системы ценностей и мировоззрения. Их проявлениями являются различные формы: мифологические образы и сюжеты, религиозные учения и ритуалы, национальные идеалы и т. д. Актуализация архетипа представляет собой не столько возвращение к архаическим основам духовности, сколько направленность в будущее, так как архетипы выражают надежды и мечту народа» [1].

Понятие «литературный архетип» введено в научный оборот Е.М. Ме-летинским в работе «О литературных архетипах» (1994), где он указывает на происхождение архетипа из мифа - древней структуры познания и восприятия мира. Ученый отмечает, что «...в мифологии само описание мира возможно только в форме повествования о формировании элементов этого мира и даже мира в целом. Это объясняется тем, что мифическая ментальность отождествляет начало (происхождение) и сущность, тем самым динамизируя и нарративизируя статическую модель мира» [2, с. 13]. Ю.М. Лотман, останавливая внимание на таких критериях архетипа, как древность и универсальность, отмечает: «Всякая культура начинается с разбиения мира на внутреннее («свое») пространство и внешнее («их»)» [3, с. 257]. Опираясь на данный тезис, можно констатировать, что для горских народов «свое» пространство - это в первую очередь горы, реки, лес, которые дают чувство защищенности, что было самым важным условием выживания небольшого этноса.

Образ матери является общечеловеческим архетипом в мировой культуре. В стихотворении М. Кибиева «Зовущий голос» образ ушедшей матери неразрывно связан с родным ландшафтом, в котором доминируют архетипические образы гор и реки:

Одна скала, за ней другая, Стою с орлами наравне... Но мать, лишь зовом окликая, Не возвращается ко мне.

А по-над далью светло-синей, Куда не всем подать рукой, То поднимается вершиной, То меж вершин течет рекой [4, с. 34].

Сам сборник поэта называется «Вершина разума», что говорит об устойчивости архетипических образов, в частности архетипа гора/вершина/скала, в национальном сознании поэта. Здесь же появляется константный архетипиче-ский образ орла, символизирующий прежде всего свободолюбие, что является характерной чертой национального менталитета.

Программным стихотворением М. Кибиева является произведение «Наследство», в котором воплощается авторское видение мироздания, представляющее сформировавшуюся еще в древнем мифе оппозицию добра и зла, космоса и хаоса. Научному осмыслению этот мировоззренческий феномен архаического мышления подверг Е.М. Мелетинский, описав его следующим образом: «...пафос мифа довольно рано начинает сводиться к космизации первичного хаоса, к борьбе и победе космоса над хаосом (т. е. формирование мира оказывается одновременно его упорядочиванием). И именно этот процесс творения мира является главным предметом изображения и главной темой древнейших мифов» [2, с. 13]. Данная идея получает своеобразную интерпретацию в стихотворении М. Кибиева:

«Меня сквозь горы и ветра, Где бродят свет и мгла, Несут то белый конь добра, То черный - демон зла.

И только сбрось один из них Меня в траву иль снег, С бедой и счастьем в тот же миг Расстанусь я навек» [4, с. 5].

Признавая противостояние добра и зла, поэт тем не менее констатирует, что они являются неотъемлемой частью мироздания, что именно в этой дихотомии заложена логика человеческой жизни, которая остановится, если исчезнет одно из этих противоборствующих, но вечных начал. Глубокая мировоззренческая идея передается через архетипический национальный образ скакуна, символизирующий движение жизни, ее неукротимость и красоту.

В лирике М. Дикаева встречается подобный архетипический комплекс, например, в стихотворении «Спой песню чеченскую вместе со мной.» поэт воссоздает природные ландшафты, напрямую ассоциирующиеся с родным кровом. Лирический герой находится в Ленинграде и, пытаясь описать русской девушке красоту своей малой родины, прежде всего описывает горы: Горы стоят, обнажив белы главы, В сединах запутался солнечный свет. Отчий хранят они чести и славы Приют, где с орлами встречают рассвет.

Седые столпились вокруг меня горы, Наказы их - голос моих праотцов [5, с. 56].

Образ гор неразрывно связан с кодексом чести горца, с традициями отцов, которые для чеченца сакральны. Также отметим символическое наполнение образа орла, который вместе с архетипами гор, снега и бескрайнего неба образует мифологический континуум горца, сохранившийся на ментальном уровне у чеченского этноса до настоящего времени.

В лирике Х. Сатуева, в свою очередь, транслируются национальные архетипические образы, выявленные нами в текстах М. Дикаева и М. Кибиева. Приведем пример художественной реализации идеи неизбежного сосуществования в

мироздании добра и зла в стихотворении «Заветы горцев», которая также воплощается через устойчивые архетипы:

Всю жизнь тебе,

Тебе горной тропою шагать

И мчать

На горячем коне... Погоди! Ты радость и горе сумей обуздать Вершина твоя далеко впереди [6, с. 18].

В чеченской лирике исследуемого периода отчетливо просматривается космологическая структура, в которой обозначены вертикаль и горизонталь мироздания - горы, скалы, вершины, солнце, небо, горные реки / поля, дом, лес, родник. Этот мир, глубоко вошедший в сознании чеченского этноса, образует «свое» пространство, «свой» ментальный мир. Наряду с пространственными архетипами поэты активно используют образы коня и орла, символизирующие базовые черты национального менталитета - стремление к свободе, смелость и непокорность. В структурно-семантическом плане сакрализованным центром нередко становится очаг, который символизирует дом, гостеприимство, защищенность. Значимость концепта очаг для национального сознания показана в стихотворении М. Кибиева «Иней волос»:

Если вайнахам повздорить случится, Вражеский в гневе очаг проклинают [4, с. 18].

В стихотворении «Вершина разума» автор размышляет о трудностях человеческого познания:

Разум - вершина заветная. В будущем, прошлом и ныне Духа богатства несметные -Путь к этой гордой твердыне.

К разуму тропы неровные Вьются по скалам в тумане. Мы за богатства духовные Платим богатством желаний [4, с. 7].

В приведенном стихотворном отрывке базовый концепт разум раскрывается через архетипические образы вершины, скалы, горных троп, символизи-

Библиографический список

рующие трудности и энергию их преодоления. Поэт охватывает все жизненные циклы - прошлое, будущее и настоящее, подчеркивая ценность разумного начала человеческого существования, которое выше низменных желаний и материальных благ Именно человеческий разум позволит народам выжить и эволюционировать, преодолеть все трудности и победить внешние угрозы. Собственно, история чеченского народа, который, пройдя через жесточайшие исторические катаклизмы, сохранил себя и свою родину, во всей полноте подтвердила мысли М. Кибиева.

Теоретическая и практическая значимость нашего исследования просматривается в разработке отдельных приемов архетипического анализа, представляющего актуальность для национальной лирики, по настоящее время опирающейся на национальные архетипы и мифологемы. Можно заключить, что через архетипические образы чеченские поэты осмысливают важнейшие проблемы духовной жизни личности, пытаются понять смысл и цель человеческого существования. В проблемно-тематическом плане поэтами актуализируются вопросы быстротечности времени, нравственного выбора, роли разума, патриотизма, любви к родине и семье, преданности и предательства и многие другие, по сути относящиеся к категории вечных вопросов. Проведенный нами анализ произведений чеченских поэтов позволяет прийти к выводу, что названный сложный мировоззренческий комплекс раскрывается на основе архетипов, являющихся базовым компонентом национального сознания. Данный способ созвучен в первую очередь мышлению национального читателя, которое воспринимает архетипы и мифологемы намного быстрее, чем авторские сложные метафорические образы, не всем доступные для понимания, но при этом отметим, что и представителям других национальностей данные архетипы вполне понятны, так как в мировой культуре сложились устойчивые семантические ассоциации с концептами вершина, дом, очаг, река и др.

Тема нашей работы имеет несомненные перспективы для дальнейших исследований по причине своей новизны и актуальности, особенно в пространстве современной чеченской лирики, продолжающей традиции старшего поколения чеченских поэтов, но при этом обновляющей свой творческий инструментарий. В данном пространстве, на наш взгляд, следует рассмотреть новые прочтения архетипов, новые смыслы, обусловленные объективным движением времени.

1. Азина О.А. Национальная специфика архетипов и ценностей. Теория и практика общественного развития, 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ natsionalnaya-spetsifika-arhetipov-i-tsennostey?ysclid=lk49skjfuz922399823

2. Мелетинский Е.М. О литературных архетипах. Москва: РГГУ 1994.

3. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Семиосфера. Санкт-Петербург: Искусство СПБ, 2000.

4. Кибиев М. Вершина разума: Стихи. Поэмы. Перевод с чеченского. Грозный: Книга, 1994.

5. Дикаев М. Земля отцов. (Стихи, поэма, драмы, научные работы, статьи, письма. На чеченском языке). Грозный: ФГУП «Издательско-полиграфический комплекс «Грозненский рабочий», 2012; Выпуск II, Т. 3.

6. Сатуев Х.Д. Знамя отцов. Сборник стихов. Грозный: Чечено-Ингушское книжное издательство, 1975.

References

1. Azina O.A. Nacional'naya specifika arhetipov i cennostej. Teoriya i praktika obschestvennogo razvitiya, 2013. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/natsionalnaya-spetsifika-arhetipov-i-tsennostey?ysclid=lk49skjfuz922399823

2. Meletinskii E.M. O literaturnyh arhetipah. Moskva: RGGU, 1994.

3. Lotman Yu.M. Vnutri myslyaschih mirov. Semiosfera. Sankt-Peterburg: Iskusstvo SPB, 2000.

4. Kibiev M. Vershina razuma: Stihi. Po'emy. Perevod s chechenskogo. Groznyj: Kniga, 1994.

5. Dikaev M. Zemlya otcov. (Stihi, po'ema, dramy, nauchnye raboty, stat'i, pis'ma. Na chechenskom yazyke). Groznyj: FGUP «Izdatel'sko-poligraficheskij kompleks «Groznenskij rabochij», 2012; Vypusk II, T. 3.

6. Satuev H.D. Znamya otcov. Sbornik stihov. Groznyj: Checheno-Ingushskoe knizhnoe izdatel'stvo, 1975.

Статья поступила в редакцию 08.07.23

УДК 10.02.04

Vasbieva D.G., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of the Russian Federati on (Moscow, Russia),

E-mail: dinara-va@list.ru

VERBALIZATION OF WEALTH CONCEPT IN ENGLISH PROVERBS. The article examines the relevance of studying English proverbs that verbalize the WEALTH concept. The purpose of the paper is to identify the culturally specific component composition of the WEALTH concept based on the analysis of the English proverbs selected from the Oxford Dictionary of Proverbs by J. Speake. The author pays the main attention to the definition of the notions of the concept, the role of proverbs that reflect the national mentality of representatives of the linguocultural community and the practical study of the WEALTH concept based on the English proverbs. The scientific novelty of the work is expressed in in the analysis with the purpose of classifying "wealth" into semantic groups involved in the representation of this concept. The results make it possible to classify the WEALTH concept in proverbs into eleven semantic groups. The practical significance of the work lies in the fact that the research materials can be used in the practice of teaching special courses such as "Cognitive linguistics", "Cultural Linguistics" and "Translation Studies".

Key words: concept, English proverbs, concept verbalization, conceptual field "wealth"

Д.Г. Васьбиееа. канд. экон. наук, доц. Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, E-mail: dinara-va@list.ru

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА WEALTH В АНГЛИЙСКИХ ПОСЛОВИЦАХ

В данной статье рассматривается актуальность исследования английских пословиц, вербализующих концепт WEALTH. Целью работы является выявление культурно-специфических компонентных составляющих концепта WEALTH на материале английских пословиц, выбранных из Оксфордского словаря пословиц (составитель Дж. Спик). В работе автор уделяет внимание подходам к определению понятия «концепт», роли пословиц, отражающих националь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.