РОЛЬ АРГУМЕНТАЦИИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ» В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ РУССКОГО ЯЗЫКА
О.В. Каменева
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 30 Мира, 62, Пенза, Россия, 440049
Статья посвящена вопросу использования аргументации при обучении школьников культуре речевого общения. Вежливая форма отказа в ответ на просьбу невозможна без убедительных доводов коммуникантов. Описаны эффективные методические приемы и виды тренировочных упражнений, направленных на достижение цели учебного занятия.
Ключевые слова: аргументация, вежливость, отказ. обучение, школа, ученик.
В настоящее время в соответствии с новыми федеральными образовательными стандартами развитие у школьников навыков культуры речевого общения стало одной из первостепенных задач учителя русского языка. Разработанный нами авторский курс речевого этикета включает в себя тему «Вежливый отказ», которая изучается в 5 классе. Цель урока — развивать у учащихся умение вежливо, тактично, обоснованно отказывать в ответ на просьбу; умение анализировать ситуацию речевого общения и в соответствии с ней выбирать необходимые языковые средства. В связи с этим при изучении данной темы важную роль играет аргументация.
Обратившись к заданиям, предлагаемым учащимся на занятии, покажем это на конкретных примерах.
При объяснении нового материала мы используем инновационную компьютерную технологию «виртуальный класс», разработанную О.И. Руденко-Моргун. В частности, предлагаем школьникам для анализа один из «виртуальных уроков» электронного пособия «Академия речевого этикета», на котором разыгрывается следующая ситуация: Дима просит друга дать ему почитать книгу, на что тот резко отвечает отказом: «Нет, не дам!» (рис. 1). Мальчика обижает такой отказ. Виртуальный учитель обращается с вопросом к ученикам: «Правильно ли поступил Петя, отказавшись дать другу книгу?» При этом выясняется, что книга принадлежит сестре Пети — Кате.
В ходе обсуждения проблемной ситуации школьники приходят к выводу, что Петя ответил грубо, невежливо, не объяснил причину своего отказа. Учитель дополняет ответы учащихся, подводя их к важному выводу: «Да, действительно, отказ не был бы столь обидным, если бы Петя аргументировал свой ответ. Вот почему доводы, аргументы столь необходимы, когда в ответ на просьбу мы хотим кому-либо вежливо отказать».
Далее учащиеся получают задание представить себя на месте Пети и вежливо ответить другу. Приведем примеры аргументов, которые в этой ситуации обычно предлагают школьники, дополняя ответы «виртуальных учеников»: «Извини, но
это книга не моя», «Извини, пока не могу, нужно спросить у сестры», «Я дал бы ее тебе, но это Катина книга, она рассердится», «Возьми лучше почитать какую-нибудь другую мою книгу, а то эта Катина. Она не любит, когда без спроса берут ее вещи» и т.п. (рис. 2).
Рис. 1 Рис. 2
Затем учащимся предлагается работа с этикетными формулами вежливого отказа. Она проводится следующим образом: на слайде (рис. 3) представлен ряд выражений, учитель просит назвать те из них, которые не подходят для вежливого отказа, свой ответ необходимо аргументировать.
Как отказаться?
□ Никак не могу.
□ Ещё не хватало!
□ Я, к сожалению, не могу.
□ Вот ещё!
□ Я бы с удовольствием..., но не могу
□ Не обижайся, но не могу.
□ Мне неудобно отказывать(ся)..., но.
□ Мне бы хотелось..., но...
□ Размечтался!
□ Мне жаль, но...
Рис. 3
После этого школьники записывают в тетрадь правило: «Если ты не можешь ответить на просьбу согласием, извинись и назови причину, по которой ты отказываешь. Например: Извини, но я не смогу к тебе прийти. У мамы день рождения».
Для закрепления изученной на уроке темы, для обучения аргументации отказа школьникам предлагаются различные виды заданий.
Например, учащиеся получают карточки, на которых необходимо письменно ответить вежливым, аргументированным отказом на следующие просьбы.
1. Я тебя очень прошу зайти ко мне домой и сказать маме, что я задержусь.
2. Говорите тише, вы нам мешаете.
3. Пожалуйста, останься после уроков, я хочу с тобой поговорить.
4. Будь другом, выключи свет.
5. Помоги мне сделать домашнее упражнение.
6. Давай на минутку зайдем в этот магазин.
7. Сходи, пожалуйста, за братом в детский сад.
8. Не мог бы ты помочь мне приготовить обед?
9. Дай мне поносить твою бейсболку.
10. Дай мне позвонить с твоего мобильного телефона.
Ответы зачитываются и оцениваются в классе.
В качестве дидактического материала на таком уроке для анализа речевой ситуации могут использоваться отрывки из произведений художественной литературы. Например, предлагается такой отрывок из знакомого школьникам произведения А. Линдгрен:
— Знаешь, мама, чего мне хочется сильнее всего?
— Ну-ну? — рассеянно отозвалась мама.
— Мне так хочется щенка...
Мама только вздохнула. Опять малыш заговорил о своей собаке...
— Мамочка, подари мне щенка, ну пожалуйста...
А по-моему, Малыш, тебе уже пора одеваться и завтракать, иначе опоздаешь
в школу.
— Ясно! Как только я о собаке, ты — про школу. — Малыш огорченно махнул
рукой и отправился умываться.
Задание классу: Подумайте, как мама могла отказать Малышу, чтобы он меньше огорчился. Что бы вы сказали на ее месте?
Или, например, школьникам предлагается вспомнить содержание «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина и выразительно зачитать эпизоды, в которых дан аргументированный отказ героя. Чаще всего пятиклассники обращаются к сцене вежливого отказа Царевны семи богатырям:
...Старший молвил ей: «Девица, Знаешь: всем ты нам сестрица, Всех нас семеро, тебя Все мы любим, за себя Взять тебя мы все бы рады, Да нельзя, так Бога ради Помири нас как-нибудь: Одному женою будь, Прочим ласковой сестрою. Что ж качаешь головою? Аль отказываешь нам? Аль товар не по купцам?»
«Ой, вы, молодцы честные, Братцы вы мои родные, — Им царевна говорит, — Коли лгу, пусть Бог велит Не сойти живой мне с места. Как мне быть? Ведь я невеста. Для меня вы все равны, Все удалы, все умны, Всех я вас люблю сердечно; Но другому я навечно Отдана. Мне всех милей Королевич Елисей».
Другой вид упражнения опять предполагает использование компьютера как средства обучения. Из электронного образовательного ресурса «Речевой этикет в ситуациях и заданиях (5 класс)» (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов) мы отбираем две парные речевые ситуации и предлагаем школьникам оценить поведение героев.
1. Бабушка угощает внука теплым парным молоком, которое он не любит (рис. 4). В первом варианте он грубо отказывается («Терпеть не могу теплое молоко!»), во втором — вежливо предлагает бабушке поставить банку в холодильник, а пока попить ее вкусный компот (аргумент достаточно убедительный, отказ в связи с этим необидный).
2. Пожилая соседка просит пробегающих мимо соседских мальчишек помочь ей открыть дверь (рис. 5). В первом варианте те убегают, говоря «Некогда сейчас! Мы опаздываем» (убедительность данного аргумента вызывает сомнение у школьников), во втором — вежливо выполняют просьбу.
Рис. 4 Рис. 5
Завершающим этапом работы на уроке, как правило, становится реальное представление учащимися предлагаемых ситуаций. Работа проводится в группах. Необходимо оценить проблемную коммуникативную ситуацию, подобрать соответствующие ей аргументы для вежливого отказа и затем предложить свое решение классу, распределив роли и разыграв сцену в лицах. Одна ситуация представляется несколькими парами. После демонстрации проводится обсуждение правильности найденного решения.
Предлагаются, например, такие ситуации.
1. Ты один из лучших учеников класса. На уроке математики одноклассник попросил у тебя списать решение трудной задачи, за которую учитель обещал поставить «5». Ответь отказом так, чтобы одноклассник не обиделся.
2. Через час к вам придут гости. Мама попросила тебя сходить в магазин, а по телевизору вот-вот начнется интересная передача. Найди убедительные аргументы для отказа маме.
3. Ты опаздываешь на тренировку. Выйдя из подъезда своего дома, встречаешь бабушку (соседку), которая просит тебя поднять ее тяжелые сумки на пятый этаж. Какие аргументы для отказа могут быть убедительны в этой ситуации?
4. Ты договорился с одноклассником пойти к нему после школы поиграть в новую компьютерную игру, а тебе неожиданно позвонила мама и попросила проводить бабушку в поликлинику. Кому ты откажешь и какие доводы для этого используешь?
5. В гостях тебе предложили есть то, что ты очень не любишь или не хочешь сейчас. Как поступить? Как вежливо отказаться от такого предложения?
Все названные нами упражнения направлены на моделирование речевой коммуникативной ситуации. Ее анализ позволяет учащимся прийти к главному выводу: в ответ на просьбу можно, а порой и нужно отвечать отказом, при этом, чтобы общение не носило обидный, грубый характер, необходимо самому быть доброжелательным, искренним, объяснить собеседнику причину отказа, обязательно подобрать при этом убедительные аргументы.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет: Практикум вежливого речевого общения. Изд. 3, испр. — М.: Либроком, 2009.
[2] Речевой этикет в ситуациях и заданиях, 5 класс. — URL: http://school-collection.edu.ru/ catalog/rubr/90a91b0a-4f15-4398-a856-731d4fdfa3ec/?interface=pupil&class[]=47& subject[]=8
[3] Руденко-Моргун О.И., Архангельская А.Л., Дунаева Л.А. и др. Академия речевого этикета / Под ред. О.И. Руденко-Моргун. — М.: 1С: Школа, 2007.
[4] Школьная риторика: 5 класс: Учеб. пособие для общеобразовательной школы. В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Т.А. Ладыженской. — 2-е изд., перераб. — М.: С-инфо: Баласс, 1998.
THE ROLE OF ARGUMENTATION IN TEACHING THE THEME "POLITE REFUSAL" AT SCHOOL
O.V. Kameneva
Secondary comprehensive school № 30 Mira str, 62, Penza, Russia, 440049
The article is devoted to the ways of using argumentation in teaching pupils speech culture. We cannot deny somebody's request politely without persuasive arguments. The author describes methodical means and different kinds of exercises aimed at achieving the objective of the lesson.
Key words: argumentation, politeness, refusal, teaching, school, pupil.