Научная статья на тему 'Роль антропологии в формировании профессионально-педагогической культуры'

Роль антропологии в формировании профессионально-педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
95
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SOCIAL / BIOLOGICAL / PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Попов Г. Н., Петухова О. В.

Формирование профессионально-педагогической культуры занимает одно из ключевых мест в подготовке педагогов в нашей стране. Вопросы соотношения биологического и социального в человеке, интеллектуального и телесного в разные времена и в разных странах мира решаются по-разному Истина обычно находится между противоречиями. Взвешенное воспитание культуры человека, с учетом индивидуальных способностей личности входит составной частью любого педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF ANTHROPOLOGY IN FORMING PROFESSIONALLY PEDAGOGICAL CULTURE

Forming of professional-pedagogical culture occupies one of key places in preparation of teachers in our country. Questions of correlation biological and social in a man, intellectual and corporal in different times and in the different countries of the world decide variously. Truth usually is between contradictions. Self-weighted education of culture of man, recognition.

Текст научной работы на тему «Роль антропологии в формировании профессионально-педагогической культуры»

Bibliography

1. Sternin, I.A. Ponyatie kommunikativnogo povedeniya i problemih ego issledovaniya // Russkoe i finskoe kommunikativnoe povedenie. -Voronezh, 2000.

2. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. -M., 2012.

3. Docenko, E.L. Psikhologiya manipulyacii: fenomenih, mekhanizmih i zathita. - M., 1997.

4. Parshin, P.B. Rechevoe vozdeyjstvie: osnovnihe sferih i raznovidnosti // Reklamnihyj tekst. Semiotika i lingvistika. - M., 2000.

5. Sternin, I.A. Prakticheskaya ritorika. - M., 2003.

6. Chaldini, R. Psikhologiya vliyaniya. - SPb., 1999.

7. Chernyavskaya, V.E. Diskurs vlasti i vlastj diskursa. Problemih rechevogo vozdeyjstviya. - M., 2006.

8. Graber, D.A. Media Power in Politics / Doris Graber A. 4th ed. Washington, D.C.: Congressional Quarterly, 2000.

9. Dijk, T.A. van. Political Discourse and Racism: Describing Others in Western Parliaments // The Language and Politics of Exclusion: Others in discourse. Thousand, 1994.

10. Latihnov, V.V. Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: principih, mekhanizmih, teorii // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.

11. Pavlova, N.D. Mekhanizmih i sredstva okazaniya subjhektom diskursivnogo vozdeyjstviya // Psikhologicheskoe vozdeyjstvie: mekhanizmih, strategii, vozmozhnosti protivodeyjstviya / pod red. A.L. Zhuravleva i N.D. Pavlovoyj. - M., 2012.

12. Diskurs v sovremennom mire. Psikhologicheskie issledovaniya / pod red. N.D. Pavlovoyj i I.A. Zachesovoyj. - M., 2011.

Статья поступила в редакцию 03.03.12

УДК 378.02

Popov G.N., Petukhovs O.V ROLE OF ANTHROPOLOGY IN FORMING PROFESSIONALLY - PEDAGOGICAL CULTURE. Forming of professional-pedagogical culture occupies one of key places in preparation of teachers in our country. Questions of correlation biological and social in a man, intellectual and corporal in different times and in the different countries of the world decide variously. Truth usually is between contradictions. Self-weighted education of culture of man, recognition.

Key words: social, biological, professional-pedagogical culture.

Г.Н. Попов, канд. пед. наук, проф. каф. физ. воспитания Томского гос. педагогического университета, г. Томск; О.В. Петухова, ст. преп. каф. иностранных языков Сибирского гос. медицинского университета, г. Томск, E-mail: [email protected]

РОЛЬ АНТРОПОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Формирование профессионально-педагогической культуры занимает одно из ключевых мест в подготовке педагогов в нашей стране. Вопросы соотношения биологического и социального в человеке, интеллектуального и телесного в разные времена и в разных странах мира решаются по-разному Истина обычно находится между противоречиями. Взвешенное воспитание культуры человека, с учетом индивидуальных способностей личности входит составной частью любого педагога.

Ключевые слова: социальное, биологическое, профессионально-педагогическая культура.

«Возвращение к телу» - так была названа статья американского социолога А.Франка, посвященная анализу ситуации, которая сложилась к этому периоду в области гуманитарных исследований проблемы человеческого тела. Уже само название этого аналитического обзора не оставляет сомнений как минимум в двух обстоятельствах, резюмированных словом «возвращение»: в повышении привлекательности указанного объекта и усилении интереса к нему педагогов в 80-е гг. прошлого века.

Причины данного обстоятельства отнюдь не лежат на поверхности; они теснейшим образом связаны с особенностями социального, культурного и познавательного процессов профессионально-педагогического образования, развивавшихся на протяжении многих веков в лоне европейской цивилизации и получивших в современном мировом социокультурном пространстве соответствующее преломление и продолжение.

Возникает вопрос на данном примере, является ли тело человека феноменом, значимым для сферы педагогики и, в частности, физической культуры? Вопрос этот на первый взгляд носит характер скорее риторический, чем содержательный. Действительно, казалось бы, что более тесной связки, чем «физическая культура и тело человека», просто и существовать не может, поскольку именно через телесное начало только и возможна материализация того, что мы традиционно называем «физической культурой». При этом физическое выступает в данном словосочетании лишь как прилагательное, определение, а вот характеристика сущностного начала, того, к которому «прилагается» уточняющее определение, выражена через существительное «культура». В этом смысле можно говорить о том, что культура находит в феномене человеческого тела форму своего «осуществления».

Проблема объективации, материальных форм проявления культурных оснований является одной из тех базовых проблем, которые становятся предметом анализа применительно к любой области деятельности человека - педагогической, хозяйственной, эстетической, религиозной и т.д.

Однако ни к одной области человеческой деятельности термин “воплощение” (имея в виду проявление определенной системы культурных ценностей) не имеет такого непосредственного этимологического отношения, как в области педагогики к сфере культивирования физических качеств человека, которая превращается в этом контексте из природной материи в носителя атрибутов культуры человеческой цивилизации [1].

Одной из существенных особенностей гуманитарной парадигмы анализа является то, что наряду с поиском ответов на поставленные вопросы о содержании, структуре, функциях того или иного феномена, причинах его возникновения и закономерностях существования (что присуще и естественнонаучному исследованию) гуманитарное познание предполагает, включает в себя анализ понятий смысла, значения, ценности. Не специфика объекта, а прежде всего, специфика человеческого видения этого объекта отличает гуманитарное педагогическое познание. Начинать свое исследование, по меткому замечанию В. Библера, гуманитарий может с орудия, с поступка, с жилья, с социальной связи и др. Однако, чтобы продолжить это исследование, необходимо отнести все это к человеческой внутренней жизни, к сфере замыслов, к тому, что было накануне действий, к тому смысловому контексту, в котором данное действие совершается икак развивается. Как истинное назначение слова состоит не в процессе говорения самом по себе, а в том, что говорится, так и любое

действие важно с точки зрения того, что посредством него совершается. В этом смысле, если рассматривать физкультурную деятельность, как и любой другой вид деятельности педагога, в двух основных измерениях: технологическом и ценностно-смысловом, связанных с ответами на два принципиальных вопроса - КАК и ЗАЧЕМ, то безусловный приоритет в разработке данных вопросов был отдан технологическому измерению.

Не подвергая сомнению его значимость и необходимость, отметим, что ограничение анализа любой практики лишь технологической “системой координат” по сути выносит рассмотрение человеческой деятельности за скобки ее анализа как специфически культурной деятельности, если в её характеристику включать указанные выше атрибуты. Безусловно, не менее значимым фактором была и та общая для сферы гуманитарных наук ситуация, которая не только не стимулировала развитие теории физической культуры в указанном выше направлении, но и вообще выносила проблему телесности за скобки социально-гуманитарного познания, что в совокупности порождало устойчиво негативное либо скептически-снисходительное отношение гуманитариев «общего профиля», включая специалистов иностранных языков [2].

В основе такой позиции, безусловно лежит и то исторически сложившееся отождествление понятия «культура личности» исключительно с «внутренними» характеристиками человека - интеллектуальными, нравственными и т.д., устоявшаяся во мнении несопоставимость их по значимости (и даже противопоставленность) любым внешним, телесным характеристикам человека, что в итоге влекло за собой целую цепочку последствий как теоретического, так и практического свойства, значимых для широкого научного и социально-практического пространства.

Очевидно, что восприятие, трактовка, оценка человеком своего тела, осознание его места и значимости в структуре личности и в социальном пространстве; утверждение принципа сопряженности телесного и духовного в человеке или ориентация на их противопоставленность; «рейтинг» телесных характеристик на общественной и личной шкале ценностей - все это образует смысловой контекст формирования аксиологии человеческого тела -от установок до реальной практики их осуществления, «зону ближайшего развития» культуры телесности.

Без реального представления о характере и особенностях соматических ориентаций, сложившихся в тех или иных группах людей, без знания сложившихся в этой сфере стереотипов и их источников, невозможно понять, объяснить, а следовательно, при необходимости изменить «телесные поведения», обыденную и профессиональную практику в этой области. Не может физическая (телесная) культура стать значимым элементом образа жизни людей, занять полноправное место в их повседневности, стать артикулированной, развитой частью культуры там и тогда, где и когда человеческое тело не осознается и не признается обществом, группой, индивидом как одна из базовых ценностей бытия, как объект социально и индивидуально значимого интереса, культуросообразных практик.

Противопоставленность «человека телесного» и «человека духовного» постоянно воспроизводится в социальной практике, как на обыденном уровне, так и во многих профессиональных сферах деятельности, в том числе в различных институтах социализации, закрепляющих и продолжающих эту традицию. Вполне обычной стала ситуация, когда телесно-физические качества человека являются объектом воздействия сами по себе, без сопряжения этого процесса с нравственными, интеллектуальными, эстетическими основаниями деятельности, и наоборот.

Такая ситуация имеет важные как для общества в целом, так и для каждой отдельной личности последствия. Во-первых - это девальвация, снижение ценности, культурного смысла, который должен быть придан телесности, отсутствие культурно значимого социального статуса и престижа физического имиджа человека, крайне слабая заинтересованность представителей различных социальных групп в своих телесных, двигательных качествах, которая проявляет себя в равнодушии к собственному физическому здоровью (до момента его потери!).

Во-вторых, это своего рода соматизация человека, возведение в абсолют его «мускульно-мышечных» или «бюстово-ягодичных» достоинств. По своей сути и первый, и второй род последствий имеют единую основу - вынесение телесно-физических характеристик человека за рамки нормальной культурной социализации, априорное исключение телесного бытия человека из системы социокультурных ценностей. Особую роль в закрепле-

нии этой ситуации играет сложившаяся система образования и воспитания - как на уровне общеобразовательном, так и в сфере профессиональной подготовки - в частности, в тех областях, которые непосредственно требуют соответствующей ценностной отрефлексированности проблемы человеческого тела (медицина, физическое воспитание, спортивная деятельность, педагогика и др.).

Сложившаяся традиция разъединения телесности и культуры, разведения «внутреннего» мира человека и его внешней яв-ленности как на уровне теоретических трактовок, так и в практической повседневности, вовсе не безобидна для общества. К существенным в своей «отрицательности» последствиям такой ситуации необходимо отнести углубление и обострение проблем здоровья индивида и общества; потенциальное и реальное укрепление оснований для роста девиантного, отклоняющегося поведения в ситуации, когда телесно-физическое развитие оторвано от других аспектов становления личности (прежде всего, интеллектуальных, нравственных). К последствиям такого рода -как личностно, так и социально значимым - следует отнести и отсутствие у значительной части людей потребности, знаний и навыков эстетически и физиологически приемлемой дозы двигательной деятельности, как необходимого компонента культуры.

Описанная в общих чертах ситуация дает основания ставить вопрос не просто о необходимости расширения исследований феномена человеческого тела, но в известном смысле и о реабилитации человеческой телесности и как объекта научного гуманитарного анализа, и как реальной ценности для индивида и общества, и как равноправного с другими элемента социокультурного процесса. Пусть не вполне научно, но очень точно определил эту ситуацию Ст. Ежи Лец: задача состоит в том, чтобы «придать плоти немного сути». И его афоризм превосходно отражает серьезную, сложную и социально значимую проблему.

Сегодня вряд ли можно утверждать, что процесс возвращения к телу как к серьезной и самостоятельной проблеме гуманитарного знания по большому счету уже состоялся, если желаемое не принимать за действительное. На первый взгляд в отсутствии такого рода интереса нет ничего странного - ведь социальное, гуманитарное познание и должно быть обращено, прежде всего, не на природное начало, каковым и представляется человеческое тело, а на специфический, отличающий человека от природы мир его творений, мир культуры, мир собственно человеческой, сознательной деятельности. Ведь человек, как известно, есть, прежде всего, существо разумное, “homo sapiens”! А тело - что в нем разумного, т.е. истинно человеческого? Оно при мне изначально, от рождения, без моего выбора и стараний - и уже потому не есть предмет моих размышлений и исканий. «Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим?», - написал когда-то О.Мандельштам и риторической формой вопроса уже как бы и ответил на него. Однако другие мудрецы задавали и другие вопросы, подобные, к примеру, этому: «Если природа не желала, чтобы голова прислушивалась к требованиям туловища, зачем же она присоединила к нему голову?» (Г.Х. Лихтенберг).

Подобно противоречивости этих подходов противоречива и неоднолинейна история взглядов на тело человека, на его смысл и ценность в процессе развития культуры. Несомненно тем не менее, одно: в каком бы ракурсе мы ни пытались представить человека - как «человека разумного» или как «человека играющего», как «человека социологического» или же «человека экономического»; какие бы акценты ни расставляли в процессе его познания ученые мужи в зависимости от «эпох, культур и дат» и собственного разумения, реальный человек никогда не переставал быть “Ьюгтю somatis” - «человеком телесным».

Один из фундаментальных вопросов гуманитарного познания - это вопрос о соотношении между духом и телом, о характере их взаимосвязи. Значительное место это занимает в гносеологических исследованиях, где тело в первую очередь рассматривается как средоточие органов чувств человека, источник его непосредственных ощущений. Проблема телесности также находится в зоне внимания исследователей вопроса о соотношении биологического и социального. Педагогическая мысль на протяжении веков разрабатывала основы телесного воспитания. Однако специальный анализ тела человека как социального и культурного явления пока так и не стал «легитимной» областью гуманитарных наук.

Вместе с тем, современные обстоятельства вывели сегодня проблему телесности на «авансцену» гуманитарных наук и соци-

альной практики, сделали человеческое тело предметом размышлений, восхищения и унижения, тревожного внимания и фокусированного интереса. К наиболее важным обстоятельствам, повлиявшим на эту ситуацию, можно отнести обострение проблем здоровья; повышение ценности человеческой индивидуальности в современном мире и обостренное восприятие всего, связанного с личным самовыражением повышение значимости проблем сексуального поведения и сексуальной культуры в условиях современной демографии и ряд других.

К числу наиболее значимых векторов исследования телесности человека как социокультурного феномена могут быть отнесены:

• определение особенностей социокультурного подхода к изучению человеческого тела и разработка его методологических оснований;

• выявление на уровне концептуального анализа особенностей существования тела в социальном («социальное тело») и культурном («культурное тело») пространстве;

• анализ влияния социальных и культурных факторов на телесность, включая объективные воздействия, целенаправленные «соматические практики» и опосредующие их нормативноценностные характеристики, включая многообразие результатов этих влияний;

• выявление различных типов ценностных ориентаций в отношении телесности и детерминант их формирования;

• исследование изменений в аксиологии тела в процессе социального развития; их связи с социокультурной динамикой, характера проецирования на различные типы «телесных практик»;

• выявление особенностей современных представлений и отношений к телесности, их историко-культурных оснований и факторов трансформации;

• анализ процесса соматической социализации индивида, ее связи с представлениями индивида о «физическом Я»; с социальными нормами, ориентациями, идеалами; характером и направленностью деятельности агентов социализации;

• выявление факторов формирования позитивных устойчивых ценностных ориентаций человека в отношении телесности, а также факторов разрушения негативных стереотипов, сложившихся в этой сфере, как оснований для становления и развития соматической культуры.

За отправную точку такого рода анализа может быть принят тот вполне очевидный факт, что включение «человека телесного» в социокультурное пространство влечет за собой существенные последствия для его телесности, превращающейся из биологического феномена в явление социокультурное, приобретающей в дополнение к своим природным атрибутам свойства и «окраску» социального, культурного толка - как объективного характера (телесно-двигательные атрибуты), так и субъективного, проявляющегося в придаваемых телу смыслах, значениях, его символизации и т.п. Осуществление социокультурного анализа тела

предполагает уточнение соответствующей концептуальной «системы координат» и содержания базовых понятий, прежде всего, центрального понятия «культура», как система ценностей личности и общества. Метафорическая фраза М.М. Бахтина: «культура всегда существует “на границе”» - может быть принята за отправную точку анализа не только в силу ее емкости и эвристичности, но и в связи с тем, что она представляется весьма продуктивной методологической посылкой для осмысления именно феномена физической, телесной культуры, который, возможно, более, чем иные культурные явления, связан с «пограничьем», с антиномиями «природное - социальное», «физическое - духовное». Это расщепление проецируются на всю жизнь человека, развитие которого «вплетено» в процесс постоянной конфронтации двух режимов бытия - «чисто» природного и социального. «Расщелина», которая образуется и обнаруживает себя между «натурой» и социумом (Ю.Н. Давыдов), - будь то на уровне бытия индивида или общества - и должна быть заполнена культурой, призванной «стыковать», гармонизировать природное и социальное в человеке. Актуализация этого процесса, переход от возможности становления культуры к реальности ее существования (прежде всего, телесной культуры, на которую «замыкаются» в человеке природное и социальное) обусловлена, по крайней мере следующим: а) осознанием существования разрыва (а в определенных ситуациях, и конфронтации) между природным и социальным; б) существованием сформированной потребности в преодолении этого разрыва, «снятия» постоянно воспроизводимого здесь противоречия; в) нахождением (созданием) средств, адекватных характеру и размеру «бреши». Телесная культура - это не область непосредственной «работы с телом», как традиционно принято считать, хотя именно телесно-двигательные качества человека являются здесь предметом интереса. Как сфера культуры, это, прежде всего, работа с «духом» человека, его внутренним, а не внешним миром. Культурное бытие телесности определяется, прежде всего, не ее орудийным использованием для достижения некоторой внешней цели, а наполнением ее внутренним содержанием, осмыслением ее как внешней формы внутреннего мира, его воплощения, что выявляет как коммуникативный смысл телесности, ее способность быть посредником в диалоге двух «я», так и ее индивидуально-личностный потенциал, служащий самораскрытию, самореализации индивида [3].

Несформированность одного из аспектов культуры, в том числе телесного, является проявлением «ущербности» культурного развития личности в целом, неадекватности этого процесса одному из важнейших принципов культуросообразности - воспроизводству целостности человека, что особенно ощущается в современную нам эпоху трансформаций и нестабильности, в эпоху кризисов и разочарований, в эпоху, обостряющую потребность «поиска себя» - в том числе, в области профессиональной культуры педагога.

Библиографический список

1. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М., 2002.

2. Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие / ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д, 2002.

3. Лешкевич, Т.Г. Философия науки: традиции и новации: учеб. пособие для вузов. - М., 2001.

Bibliography

1. Slastenin, V.A. Pedagogika: ucheb. posobie dlya stud. vihssh. ped. ucheb. zavedeniyj / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shiyanov; pod red. V.A. Slastenina. - M., 2002.

2. Pedagogika i psikhologiya vihssheyj shkolih: ucheb. posobie / red. M.V. Bulanova-Toporkova. - Rostov n/D, 2002.

3. Leshkevich, T.G. Filosofiya nauki: tradicii i novacii: ucheb. posobie dlya vuzov. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 08.03.12

УДК 159.9.072.43

Portyankina E.A. PERSONALITY AS SEEN PSYCHOLOGIST STUDENTS, FACULTY OF PSYCHOLOGY. This paper describes the features of professional self-determination of students enrolled in a degree psychology, the results of research among graduates of Novosibirsk universities, identified on the students' future career and qualities needed to master the psychologist profession.

Key words: professional self-occupation, the profession of psychologist, motivation, career choice, the problem of training a psychologist, professional self-determination at the stage of learning in higher education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.