Научная статья на тему 'РОЛЬ АНТИУТОПИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИДЕОЛОГИИ ТОТАЛИТАРИЗМА'

РОЛЬ АНТИУТОПИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИДЕОЛОГИИ ТОТАЛИТАРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИУТОПИЯ / ТОТАЛИТАРИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ТОТАЛИТАРИЗМА / ТОТАЛИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / АНТИУТОПИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Денисов Артемий Алексеевич

Политика как многогранное явление включает в себя большое количество элементов. Так, антиутопическая концепция используется для изучения тоталитарной идеологии с различных точек зрения. Цель исследования - изучение идеологии тоталитарных политических режимов ХХ века через антиутопическую концепцию.В работе используются следующие методы: сравнительный подход, системный анализ. Выделяются функции антиутопии, а также признаки тоталитарной идеологии, на основе чего происходит их сравнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE DYSTOPIAN CONCEPT IN THE STUDY OF THE IDEOLOGY OF TOTALITARIANISM

In a totalitarian political regime, ideology occupies a special place, being a kind of means of forming public consciousness. Thus, the dystopian concept is used to study totalitarian ideology from various points of view.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ АНТИУТОПИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ В ИЗУЧЕНИИ ИДЕОЛОГИИ ТОТАЛИТАРИЗМА»

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ W

https://saf.petrsu.ru https://petrsu.ru

ISSN 2500-140Х

Студенческий научный электронный журнал

StudArctic Forum

№ 4 (24), 2021

Главный редактор

И. М. Суворова

Заместитель главного редактора

А. А. Малышко

Редакционный совет

С. В. Волкова М. И. Зайцева Г. Н. Колесников В. С. Сюнёв В. А. Шлямин

Ответственный секретарь

П. С. Воронина

Редакционная коллегия

А. Ю. Борисов Р. В. Воронов Т. А. Гаврилов Е. О. Графова Л. А. Девятникова

А. А. Ившин А. А. Кузьменков

Е. Н. Лузгина Ю. В. Никонова М. И. Раковская А. А. Скоропадская Е. И. Соколова И. М. Соломещ А. А. Шлямина

Службы поддержки

Е. В. Голубев А. А. Малышко

Издатель

ФГБОУ «Петрозаводский государственный университет» Российская Федерация, г. Петрозаводск, пр. Ленина, 33

Адрес редакции

185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Ленина, 33. Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© ФГБОУ ВО «Петрозаводский государственный университет», 2012—2021

PETROZAVODSK STATE UNIVERSITY

©

https://petrsu.ru

Scientific journal StudArctic Forum

https://saf.petrsu.ru ISSN 2500-140Х

Scientific journal

StudArctic Forum

№ 4 (24), 2021

Editorial Council

Svetlana Volkov Maria Zaitseva Gennadiy Kolesnikov Vladimir Syunev Valery Shlyamin

Editor-in-Chief

Irina Suvorova

Deputy Editor-in-Chief

Anton Malyshko

Editorial secretary

Polina Voronina

Editorial Team

Alexey Borisov Roman Voronov Timmo Gavrilov Elena Grafova Lyudmila Devyatnikova

Alexander Ivshin Alexander Kuzmenkov Elena Luzgina Yulia Nikonova Marina Rakovskaya Anna Skoropadskaya Evgeniya Sokolova

Ilya Solomeshch Anastasia Shlyamina

Support Services

Evgeniy Golubev Anton Malyshko

Publisher

© Petrozavodsk State University, 2012—2021

Address

33, Lenin av., 185910 Petrozavodsk, Republic of Karelia, Russia Е-mail: saf@petrsu.ru http://saf.petrsu.ru

© Petrozavodsk State University, 2012—2021

Студенческий научный электронный журнал StudArctic Forum

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ

УДК 321.74

Политические науки и регионоведение

ДЕНИСОВ Артемий Алексеевич

прикладной бакалавриат, Петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Российская Федерация), E-mail: denisov.aryemiy@gmail.com

Роль антиутопической концепции в изучении идеологии

тоталитаризма

Научный руководитель:

Рожнева Светлана Сергеевна Рецензент: И. М. Соломещ

Статья поступила: 25.10.2021; Принята к публикации: 24.11.2021;

Аннотация. Политика как многогранное явление включает в себя большое количество элементов. Так, антиутопическая концепция используется для изучения тоталитарной идеологии с различных точек зрения. Цель исследования - изучение идеологии тоталитарных политических режимов ХХ века через антиутопическую концепцию. В работе используются следующие методы: сравнительный подход, системный анализ. Выделяются функции антиутопии, а также признаки тоталитарной идеологии, на основе чего происходит их сравнение.

Ключевые слова: антиутопия, тоталитаризм, идеология тоталитаризма, тоталитарный политический режим, антиутопическая концепция

Для цитирования: Денисов, А. А. Роль антиутопической концепции в изучении идеологии тоталитаризма // StudArctic Forum. 2021. № 4 (24). С. 24—29.

Политика - это явление очень многогранное. Как говорил древнегреческий философ Гераклит Эфесский:

«Все течет, все меняется, ничего не стоит на месте» [Гераклит: 744]. Так можно сказать и про политику. Это очень обширное в своём роде понятие, изучением которого занимались учёные и мыслители, начиная с древних веков.

Так, тоталитарный политический режим, являясь составной частью политики, представляет собой своеобразную систему, что обуславливает большое количество, способов и методов его изучения. Могут использоваться как эмпирические, так и теоретические подходы. Методологическими основаниями исследования послужили сравнительный и системный анализ. Посредством сравнительного подхода были выделены общие и различные признаки тоталитарной идеологии в антиутопической концепции. Использование системного метода позволило рассматривать утопическую и антиутопическую концепции как целостные системы, состоящие из множества отдельных элементов.

Целью данной работы является изучение тоталитарной идеологии, как теоретической основы тоталитаризма через антиутопическую концепцию

Так идеология тоталитаризма, как характерная черта изучаемого политического режима, рассматривается в данной работе с точки зрения антиутопической концепции. Необходимо отметить, что антиутопическая концепция главным образом раскрывается в литературных произведениях, самым ярким примером из которых является роман Дж. Оруэлла «1984».

Итак, прежде всего, стоит определить политические функции антиутопии. С точки зрения В.И. Филатова, одной из важнейших функций антиутопии является рефлексивная функция: «...в первую очередь это осмысление её автором в произведении воспринимаемой им исторической действительности» [Филатов: 85]. Речь идёт не только о рефлексии к самой себе, но и о рефлексии исторической действительности. Важно понимать, что при последнем подходе, необходимо отделять антиутопию от мифотворчества, для того, чтобы отличать

черты научности от вымысла автора. Поскольку антиутопия является уникальной и своеобразной концепцией, она вбирает в себя как научные элементы, так и авторский вымысел. В этом и заключается рефлексивная функция антиутопии: в необходимости разграничения признаков реальности и художественного контекста. Так антиутопия, как литературный жанр, имеет определённые черты авторского вымысла, но как концепция представляет собой своеобразный способ трактовки реальности. С точки зрения антиутопии можно изучать дальнейшее развитие достигнутого идеального общественного строя.

Кроме того, В.И Филатов выделяет познавательную функцию антиутопии. По мнению исследователя, она тесно связано с рефлексивной функцией. [Филатов: 86]. Познавательная функция заключается в изучении как всего общества в целом: общественных идеалов, ценностей, быта, так и политической системы данного общества.

Далее исследователь определяет прогностическую функцию антиутопии. Создание антиутопических моделей будущего через своеобразный «мысленный эксперимент» можно использовать для изучения настоящего. Концепция антиутопии создаётся на основе исторических предпосылок к развитию общества. Антиутопия позволяет спрогнозировать возможное будущее, развивая различные существующие в реальности идеи и доводя их «до крайности». Так, с помощью антиутопии можно предотвратить реализуемую в ней же концепцию.

Следующая функция, выделенная В. И. Филатовым, - идеологическая. Она является одной из самых значимых в рамках данного исследования. Идеологическая функция определённым образом «отражает и пропагандирует видение проблемы с определённой автором точки зрения [Филатов: 86]. Поэтому идеология является как важной частью самой антиутопии, так и изучаемой политической реальности. Главным образом, идеология соотносится с тоталитарными политическими режимами, теория развития которых формируется в середине XX века.

Изучением данного политического режима и его специфических черт занимались такие исследователи ХХ века, как Ф. Хайек («Дорога к рабству»), Х. Арендт («Истоки тоталитаризма»), К. Поппер («Открытое общество и его враги»), З. Бжезинский и К. Фридрих («Тоталитарная диктатура и автократия»), которые определили идеологию одним из основных и определяющих признаков тоталитаризма.

По мнению З. Бжезинского и К. Фридриха, идеология тоталитарных режимов является основой развития общества. [Бжезинский, Фридрих]

Если говорить о тоталитаризме, то его основные черты были выделены Ханной Арендт в работе «Истоки тоталитаризма», где первым характерным признаком наличие «масс» как «огромного количества нейтральных, политически равнодушных людей, которые никогда не присоединяются ни к какой партии и едва ли вообще ходят голосовать» [Арендт: 352]. Так, по мнению исследователя, массовость людей является одним из основных признаков тоталитаризма, благодаря которому удаётся устранить социально-классовое деление в обществе. «Тоталитарные движения нацелены на массы и преуспели в организации масс, а не классов» [Арендт: 348—349]. Таким образом, массовость людей становится социальной опорой тоталитаризма.

Также Ханна Арендт ведёт речь о тотальной преданности как вождю, так и самому режиму в целом: «И это не просто механика — машина совершенно одушевлена унаследованными чувствами, подчинение, бесконечное доверие и преданность» [Арендт: 289]. Существование тоталитарного режима невозможно без наличия сильного харизматического лидера вождя. По Мнению Р. У. Семёновой, «преданность режиму проявляется в двух формах: в форме «народной поддержки» и в форме «привлекательности режима» [Семенова: 64]. Но преданность масс не может ограничиваться исключительно преданностью к вождю. Она должна быть направлена на режим в целом. А реализация данной преданности невозможна без идеологических основ тоталитарного режима.

Итак, одним из самых важных признаков тоталитарного политического режима является наличие общегосударственной идеологии, благодаря которой удаётся обеспечить

всеобщую преданность режиму, а также осуществлять и оправдывать различного рода действия в рамках данного политического режима. С идеологией связан и процесс идеологизации общества - «процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима» [Воронин: 34].

Идеология тоталитаризма является очень важной и отличительной чертой данного политического режима. Она позволяет осуществлять постоянную легитимацию установленного политического режима. Таким образом, что бы ни произошло в государстве, всё это можно обосновать с помощью идеологии.

У тоталитарной идеологии есть свои определённые задачи, она имеет цель своего применения. Из основных признаков этой идеологии можно выделить идеальное представление нового политического устройства, постоянное сражение с «врагом», чтобы объяснить массам, кто виноват во всех проблемах, легитимацию устоявшегося политического режима, также можно вести речь о пропаганде идеологии на общекультурных мероприятиях. При этом распространением и «навязыванием» тоталитарной идеологии преимущественно занимаются средства массовой информации, которые, естественно, находятся под контролем государства.

Ещё одной важной чертой идеологии является её «обращённость к будущему» [Семенова: 65]. Она апеллирует к созданию наилучшего государственного устройства, претендуя на научность и научное прогнозирование будущего. В отличии от других идеологий, которые основываются на обращении к прошлому, тоталитарная идеология приобретает собственную уникальность. Также данная идеология основывается на мифологизации. Она направлена на создание иллюзорного мифа о всеобщем счастье и идеальном государстве в котором либо уже живут жители тоталитарного государства, либо в котором в скором времени они будут жить. В данной мифологизации можно различить черты как утопических, так и антиутопических концепций, как в принципе и во всей идеологии тоталитаризма.

Говоря о признаках тоталитаризма, нельзя не упомянуть такую важную черту, как массовый террор и репрессии. Борьба с инакомыслящими приобретает насильственный характер. «Конечно, пропаганда — это часть "психологической войны", но террор — нечто большее. Тоталитарные движения продолжают использовать террор даже тогда, когда психологические цели достигнуты» [Арендт: 462]. Так, террор используется для обеспечения структурной целостности режима, благодаря ему происходит и психологическое давление на людей. Находясь в постоянном страхе быть подвергнутыми репрессиям, жители страны с данным типом политического режима более склонны к подчинению. Также одним из способов реализации репрессий является тайная полиция. По мнению Х. Арендт, «Тайная полиция представляет собой настоящий исполнительный орган правительства, через который передаются все приказы» [Арендт: 475]. Таким образом, благодаря тайной полиции происходит реализация массового террора, характерного для тоталитарного политического режима.

Анализируя понятие «тоталитаризм», нельзя не отметить таких учёных, как З. Бзежинский и К. Фридрих, которые в своей работе «Тоталитарная диктатура и автократия» [Фридрих, Бжезинский: 46] определили признаки тоталитарного политического режима Таким образом, по мнению исследователей, существует шесть основных признаков тоталитаризма

Основная черта, выделенная учёными - это тотальная и всеобъемлющая государственная идеология. Данная идеология должна признаваться всеми в государстве, независимо от пола, возраста или места работы. Цель же использования данной идеологии -это легитимация политического режима, то есть с её помощью происходит оправдание всех действий государства, как единственно верных для достижения определённой поставленной цели.

Кроме того, исследователи выделяют и другие черты тоталитарного политического

режима. Тоталитаризм является недемократическим режимом и отличается особой жестокостью, о чём в своих исследованиях и писали вышеупомянутые авторы. Но все они делали акцент на идеологии, как на отличительной черте тоталитаризма. Именно благодаря ей происходит и оправдывается большое количество насильственных действий, характерных для тоталитаризма.

Также изучением вопроса тоталитаризма занимался Х. Линц. Учёный выделил шесть основных признаков тоталитарного политического режима, основным из которых является идеология. По мнению Х. Линца, государство можно назвать тоталитарным, если в нём «имеется единственная, автономная и более или менее проработанная в интеллектуальном плане идеология» [Линц: 264], а также «политика, которую проводит правительство, опирается на идеологию, любые проводимые меры оправдываются ссылкой на нее. Идеология имеет определенные границы, и преступить их — значит вступить в сферу инакомыслия, которое не остается безнаказанным. Идеология не сводится к какой-то конкретной программе или определению общего политического курса, но претендует на окончательное осмысление общества, понимание его исторической цели и объяснение всех общественных явлений.

Итак, тоталитарная идеология является основополагающей и отличительной чертой тоталитаризма. В свою очередь, в антиутопии идеология также занимает ведущую роль в формировании общественного сознании, поэтому в исследовании ведётся речь об изучении идеологии тоталитарных политических режимов через антиутопическую концепцию.

Феномен антиутопии при этом изучен достаточно слабо. Очень редко к вопросу антиутопии обращаются в политологическом ключе. Об этой проблеме писали Н. А. Сребрянская и Е. А. Мартынов в своей работе «Антиутопия как вид политического дискурса» [Сребрянская, Мартынов: 122-123]. Они выдвинули тезис о том, что «некоторые жанры художественной литературы представляют собой вид политического дискурса; один из них антиутопия» [Сребрянская, Мартынов: 123]. В своей работе авторы выделяли некоторые характерные черты антиутопии в политике. Первое и самое важное, на что учёные обращают внимание: это развитие и пропаганда идеологии в самих антиутопиях, где средства массовой информации выступают главным агентом распространения и навязывания государственной идеологии.

В антиутопиях идеология является одним из самых важных компонентов государства. Именно от неё зависит то, как люди думают, что они читают и чего хотят. Благодаря идеологии происходит и легитимация установленного режима. Также К. Шмитт говорит про оппозицию «друга и врага» в своей работе «Понятие политического» [Шмитт: 40]. По его мнению, «смысл различения друга и врага состоит в том, чтобы обозначить высшую степень интенсивности соединения или разделения, ассоциации или диссоциации; это различение может существовать теоретически и практически, независимо от того, используются ли одновременно все эти моральные, эстетические, экономические или иные различения. Не нужно, чтобы политический враг был морально зол, не нужно, чтобы он был эстетически безобразен, не должен он непременно оказаться хозяйственным конкурентом, а может быть, даже окажется и выгодно вести с ним дела. Он есть именно иной, чужой» [Шмитт: 42]. Таким образом, благодаря этой оппозиции происходит пропаганда государственной идеологии, поскольку гражданам тоталитарного государства внушается мнение, что во всём виновато не правительство, а враги государства, внутренние или внешние.

Так внешний враг это другое государство, с которым происходит конфронтация, а внутренние - это так называемые «враги народа» или вражеские шпионы. И эту особенность антиутопии можно отнести к идеологической, поскольку использование данной конфронтации является одним из способов реализации государственной идеологии.

Тоталитаризм как идеологически обоснованный режим во многих чертах и особенностях соотносится с антиутопией. Но отличительной и основополагающей чертой для сравнения и изучения этих феноменов является идеология. Также и функции идеологии как в тоталитарном политическом режиме, так и в антиутопии определённым образом

соотносятся: они направлены на легитимацию государственного, а также на формирование необходимого образа мысли. Идеология особым образом влияет на сознание людей, изменяя его, она способствует укреплению этого политического режима, поскольку люди, веря, что их государство является самым лучшим и выполняет все необходимые действия для достижения лучшего общества, сами и создают данное общество.

Таким образом, в антиутопиях отражаются признаки тоталитарных политических режимов. Антиутопическая концепция становится одной из самых уникальных и своеобразных. Но прежде всего, антиутопия и тоталитаризм имеют «идеологическое сходство». То есть и в антиутопической концепции и в тоталитарном политическом режиме ведущую роль приобретает идеология, навязываемая и распространяемая государство. Итак, антиутопия может рассматриваться в политическом измерении как способ изучения тоталитарного политического режима.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Арендт, Х. Истоки тоталитаризма. М.: ЦентрКом, 1996. 672 с.

Воронин, А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. Екатеринбург: Издательство уральского технического университета, 2006. 135 с.

Гераклит. Сочинение о природе. // Фрагменты досократики под ред. А. О. Маковельского. Минск, 1999.

Линц, Х. Тоталитарные и авторитарные режимы // Неприкосновенный запас. 2018. № 4. С. 16—62. - URL: https://magazines.gorky.media/nz/2018/4/totalitarnye-i-avtoritarnye-rezhimy.html.

Мангейм, К. Идеология и утопия. М.: Инион, 1994. 245 с. Поппер, К. Открытое общество и его враги. М.: Феникс, 1992. 421 с.

Семенова, Р. У Ханна Арендт о тоталитаризме: политический и нравственный дискурсы по страницам «Истоков тоталитаризма» // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2006. № 1. Сер. 6. С. 60—70.

Филатов, В. И. Антиутопия XX века как метод предвидения будущего // Вестник Омского университета. 2014. № 4. С. 84—86.

Фридрих, К., Бжезинский, З. Тоталитарная диктатура и автократия. М.: КопиБук, 1998. 381 с

Хайек, Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005. 264 с.

Шмитт, К. Понятие политического // Вопросы социологии. 1992. № 1. С. 37—67.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Political science and regional studies

DENISOV Artemiy

applied bachelor, Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russian Federation) E-mail: denisov.aryemiy@gmail.com

The role of the dystopian concept in the study of the ideology of

totalitarianism

Scientific adviser:

Svetlana Rozhneva Reviewer: I. Solomeshch

Paper submitted on: 10/25/2021; Accepted on: 11/24/2021;

Abstract. In a totalitarian political regime, ideology occupies a special place, being a kind of means of forming public consciousness. Thus, the dystopian concept is used to study totalitarian ideology from various points of view.

Keywords: dystopia, totalitarianism, ideology of totalitarianism, dystopian concept

REFERENCES

Arendt, H. The Origins of totalitarianism. Moscow: Tsentrkom, 1996. 672 p.

Filatov, V. I. Dystopia of the XX century as a method of foreseeing the future // Bulletin of Omsk

University. 2014. No. 4. P. 84—86.

Friedrich, K., Brzezinski, Z. Totalitarian dictatorship and autocracy. Moscow: KopiBuk, 1998. 381 p.

Hayek, F. The Road to slavery. M.: New Publishing House, 2005. 264 p.

Heraclitus. An essay on nature. // Fragments of pre-Socratics edited by A. O. Makovelsky. Minsk, 1999.

Linz, H. Totalitarian and authoritarian regimes // Inviolable reserve. 2018. No. 4. P. 16—62. — URL: https://magazines.gorky.media/nz/2018/4/totalitarnye-i-avtoritarnye-rezhimy.html. Mannheim, K. Ideology and utopia. Moscow: Inion, 1994. 245 p. Popper, K. Open society and its enemies. Moscow: Phoenix, 1992. 421 p.

Semenova, R. U. Hannah Arendt on totalitarianism: political and moral discourses on the pages of "The Origins of Totalitarianism" // Bulletin of St. Petersburg University. 2006. No. 1. Ser. 6. P. 60—70.

Schmitt, K. The concept of the political // Questions of Sociology. 1992. No. 1. P. 37—67. Voronin, A. S. Dictionary of terms on general and social pedagogy. Yekaterinburg: Publishing House of the Ural Technical University, 2006. 135 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.