Научная статья на тему 'Роль анкетирования подростков при изучении гигиены полости рта'

Роль анкетирования подростков при изучении гигиены полости рта Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
356
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
ХРОНИЧЕСКИЙ РЕЦИДИВИРУЮЩИЙ АФТОЗНЫЙ СТОМАТИТ / ГЕРПЕТИЧЕСКОГО СТОМАТИТ / АНТИСЕПТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Умарова Одинахон Нумановна

В статье обсуждается уровень гигиенических знаний и навыков у детей 14 лет. Мы провели анкетирование всем подросткам школы № 30 города Андижана. Анкетирование 14 летних подростков позволило выявить низкий уровень гигиенических знаний и навыков. В нашем случае при изучении результатов анкетирования, несмотря на осведомленность подростков в некоторых вопросах, установлена недостаточность знаний и навыков по гигиеническому уходу за полостью рта, что необходимо учитывать при разработке программы профилактики основных стоматологических заболеваний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Умарова Одинахон Нумановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль анкетирования подростков при изучении гигиены полости рта»

РОЛЬ АНКЕТИРОВАНИЯ ПОДРОСТКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГИГИЕНЫ ПОЛОСТИ РТА Умарова О.Н.

Умарова Одинахон Нумановна - ассистент, кафедра терапевтической, ортопедической и детской стоматологии, Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан, Республика Узбекистан

Аннотация: в статье обсуждается уровень гигиенических знаний и навыков у детей 14 лет. Мы провели анкетирование всем подросткам школы № 30 города Андижана. Анкетирование 14 летних подростков позволило выявить низкий уровень гигиенических знаний и навыков. В нашем случае при изучении результатов анкетирования, несмотря на осведомленность подростков в некоторых вопросах, установлена недостаточность знаний и навыков по гигиеническому уходу за полостью рта, что необходимо учитывать при разработке программы профилактики основных стоматологических заболеваний.

Ключевые слова: хронический рецидивирующий афтозный стоматит, герпетического стоматит, антисептические средства.

Актуальность. Хронический рецидивирующий афтозный стоматит (ХРАС) — хроническое воспалительное заболевание слизистой оболочки полости рта (СОПР), встречается у 5-60% больных [1,2]. Заболевание характеризуется тяжелым и длительным течением, частыми рецидивами, резистентностью к различным методам лечения [3,5]. В настоящее время этиология и патогенез ХРАС остаются до конца не выясненными, а лечение больных представляет определенные трудности. ХРАС принято рассматривать как многофакторное заболевание, в развитии которого участвуют аутоиммунные, аллергические процессы, эндокринные нарушения, наследственные факторы [4,8]. Имеется тесная связь развития ХРАС с соматической патологией (заболеваниями ЖКТ, функциональными расстройствами центральной и вегетативной нервной системы, гипо- и авитаминозами, очагами фокальной инфекции). В последние годы особое внимание уделяется особенностям состава и взаимодействия микрофлоры полости рта при ХРАС[7,9]. Установлена прямая зависимость между длительностью течения рецидивирующего афтозного стоматита и количеством вирулентных микроорганизмов, что указывает на снижение резистентности слизистой оболочки рта[8]. Численность микробных ассоциаций на ее поверхности коррелирует также и с тяжестью течения заболевания [6,9].

Цель настоящего исследования: изучить уровень гигиенических знаний и навыков у детей 14 лет.

Материалы методы исследования. Было проведено анкетирование 71 учащегося 14 лет на базе школы №176 Нижнего Новгорода.

Результаты и обсуждения. Выявлено: чистят зубы после каждой еды 7% подростков, 2 раза в день - 54,5%, 1 раз 32,5%, нерегулярно - 6%. Научили гигиене полости рта родные - 50,5% детей, стоматолог - 10%, сами - 20%, не помнят кто научил - 19,5%. Используют мануальную щетку - 90%, электрическую - 10%, мягкую щетку - 13%, средней жесткости - 56%, жесткую - 6%, не знают какая жесткость -25%. Нить используют ежедневно - 4,5%, редко - 29,5%, не используют - 66%. Ершик используют - 4,5%, редко - 1,5%, не пользуются - 94%. Ополаскиватель применяют часто - 15,5%, редко - 36,5%, не используют - 48%. Пенку применяют часто - 3%, редко - 10%, не используют - 87%. Жесткую пищу едят постоянно -60,5%, редко- 38%, не употребляют - 1,5%. Про нарушения прикуса у себя знают -21%, нет нарушений - 48%, не знают - 31%. Вредных привычек нет - у 59%, есть - у 41%, из них грызут ногти - 21%, ручки - 20%. Не наблюдались у ортодонта 81,5%,

сейчас на лечении - 10%, прошли его - 8,5%. Регулярно посещают стоматолога -29,5%, редко - 28%, при острой боли - 42%.

О профессиональной гигиене знают - 48%, не знают - 52%. Проводят ее 1 раз в год - 25%, 2 раза - 3%, давно проводили - 20%, не проводили - 52%. Про необходимость ухода за полостью рта знают 52%, не думают об этом - 42%, не знают

- 6%. Анкета заставила задуматься об уходе за полостью рта - 78,5%, ответили «нет»

- 8,5%, «мне все равно» - 13%.

Выводы: Анкетирование 14 летних подростков позволило выявить низкий уровень гигиенических знаний и навыков, что говорит о важности регулярного стоматологического просвещения школьников.

Следует отметить, что ответы на вопросы анкеты не всегда объективны из-за естественного стремления респондента предстать в более благоприятном свете, но в целом можно получить общую картину явления и впоследствии проследить тенденцию его развития - составить представление о гигиенических привычках и их динамике [2].В нашем случае при изучении результатов анкетирования, несмотря на осведомленность подростков в некоторых вопросах, установлена недостаточность знаний и навыков по гигиеническому уходу за полостью рта, что необходимо учитывать при разработке программы профилактики основных стоматологических заболеваний.

Список литературы

1. Анисимова И.В., Недосеко В.Б., Ломиашвили Л.М. Клиника, диагностика и лечение заболеваний слизистой оболочки рта и губ: Учебное пособие. М.: Медицинская книга; 2008.

2. Банченко Г.В., Рыбаков А.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Монография. М.: Медицина; 1978: 175-9.

3. Барер Г.М. Терапевтическая стоматология: Учебник. М.: ГэотарМедиа; 2005: 149-56.

4. Борк К., Бургдорф В., Хеде H. Болезни слизистой оболочки полости рта и губ. Клиника, диагностика и лечение: Атлас и руководство: Пер. с нем. М.: Медицинская литература; 2011.

5. Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология: Учебник. М.:МИА; 2007.

6. Боровский Е.В., Машкиллейсон А.Л. Заболевания слизистой оболочки полости рта и губ: Руководство. М.: Медицина; 1984: 137-48.

7. Данилевский Н.Ф., Леонтьев В.К., Несин А.Ф., Рахний Ж.И. Заболевания слизистой оболочки полости рта: Учебное пособие. М.: ОАО «Стоматология»; 2001: 153-6.

8. Дмитриева Л.А., Максимовский Ю.М.Терапевтическая стоматология: Национальное руководство. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009.

9. Елькова Н.Л., Максимовская Л.Н. Синдромные заболевания с поражением слизистой оболочки рта и кожи: диагностика, лечение, предупреждение осложнений. Воронеж; 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.