РОЛЬ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ
РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Э.Р. Цанцаева, магистрант И.Ж. Мусханов, магистрант Чеченский государственный университет (Россия, г. Грозный)
DOI: 10.24411/2411-0450-2019-11195
Аннотация. В статье раскрывается значимость положительных финансовых результатов, как показателя эффективности производственной деятельности. Определена необходимость системного контроля над формированием финансовых результатов. Выделена роль и значение анализа, в выявлении резервов повышения эффективности производства Определена последовательность анализа финансовых результатов, выделены факторы, влияющие на финансовый результат и направления их влияния. Обоснована необходимость использования результатов анализа при принятии управленческих решений, направленных на повышение прибыли и рентабельности производства.
Ключевые слова: прибыль, рентабельность, анализ, себестоимость, управленческие решения.
Одним из целеполагающих принципов деятельности любого коммерческого предприятия является максимизация положительного финансового результата, которое выражается суммой прибыли полученной по итогам работы за отчетный период.
Уровень финансовых результатов непосредственно влияет на:
- уровень рыночной устойчивости предприятия;
- мотивационное поведение потенциальных инвесторов;
- степень доходности инвестированного капитала;
- уровень ликвидности и платежеспособности предприятия;
- возможности социального развития коллектива и пр.
Прибыль является мотивационным фактором в росте экономической эффективности использования ресурсов производства и служит основным источником экономического и социального развития коллектива.
Повышение финансовых результатов, то есть рост прибыльности является материальной основой реализации интересов государства и предприятий. Интересы государства достигаются путем начисления и сбора налоговых платежей через систему
налоговых органов. Экономические интересы предприятий реализуются через сумму прибыли, остающейся в его распоряжении, для расширения производства и социального развития.
На рост прибыли влияют различные факторы: объективные и субъективные, внешние и внутренние. Поэтому важно постоянно проводить комплексный анализ формирования распределения и использования прибыли.
По мнению В.Г. Артеменко «прибыль представляет собой итог деятельности хозяйствующего субъекта, который зависит от уровня его себестоимости, производительности труда, степени использования производственных фондов, организации управления, материально-технического снабжения, а главное - от того, насколько эта продукция удовлетворяет потребности покупателя, т.е. имеется ли на нее спрос» [1, с. 116].
Большинство учёных в области бухгалтерского учета и анализа финансово-хозяйственной деятельности по-разному приводят определения прибыли, но содержание понятия «прибыль», по сути, у всех одинакова.
Повышение уровня прибыльности является важным фактором эффективного ведения бизнеса в рыночных условиях. Низ-
кий уровень финансовых результатов, недостаток сумм прибыли свидетельствуют о кризисном состоянии предприятия и о возможности ее банкротства.
Конечный финансовый результат деятельности предприятия во многом зависит от эффективности коммерческой, производственной, инвестиционной и прочих видов деятельности. В свою очередь, производственная, коммерческая и инвестиционная деятельность зависят от уровня прибыльности предприятия.
Важную роль в решении задач улучшения финансовых результатов предприятия играют состояние финансового и управленческого учета на предприятии, уровень контроля над затратами и себестоимости продукции. Следовательно, при изучении вопросов состояния прибыльности предприятия необходимо изучить состояния учета и контроля за формированием финансовых результатов, что включает в себя:
- оценка соответствия учета и отчетности по финансовым результатам требованиям соответствующих законодательных и нормативных актов;
- определение уровня контроля над формированием положительных финансовых результатов;
- анализ уровня и динамики финансовых результатов работы предприятия;
- определение факторов и степени их влияния на конечные финансовые результаты деятельности предприятия;
- определение резервов улучшения финансовых результатов и разработка конкретных предложений по их внедрению.
Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия включает два крупных раздела:
- финансовый анализ;
- управленческий производственный анализ.
Финансовый анализ служит основой для оценки процесса формирования и использования прибыли предприятия, определения уровня финансового состояния, финансовой устойчивости предприятия, его платежеспособности и ликвидности.
Основной целью деятельности хозяйственных субъектов является получение
прибыли. Соответственно, анализ прибыли и рентабельности занимают одно из центральных мест в комплексном экономическом анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
Анализ прибыли начинают с изучения ее состава, структуры, динамики и выполнения плана за отчетный период. При этом анализируя динамику необходимо обратить внимание на инфляционные факторы изменения ее уровня. Для этого выручку определяют в сопоставимых ценах, и, соответственно, корректируют затраты по реализованной продукции.
Анализ финансовых результатов начинают с изучения брутто-прибыли (балансовой прибыли). Для этой цели используется метод горизонтальной оценки изменения показателей балансовой прибыли в динамике и метод вертикальной оценки, т.е. определяется структура финансовых результатов.
К факторам первого порядка, влияющим на динамику балансовой прибыли оказывают влияние многие факторы можно отнести следующие:
- финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг);
- результат от финансовой деятельности;
- внереализационные результаты;
Для определения резервов увеличения прибыли или снижения убыточности на предприятии проводится факторный анализ финансовых результатов его деятельности, при этом необходимо получить ответы на вопросы:
- какова структура финансовых результатов;
- какие элементы отчета о прибылях и убытках повлияли на повышение прибыльности предприятия, а какие на снижение, какова степень их влияния;
- какова эффективность использования производственных затрат;
- какова степень соблюдения предприятием договорных отношений с контрагентами (это характеризуется уровнем штрафов, пеней, неустоек и пр.);
- насколько эффективно участие предприятия в других организация;
- какова эффективность организационно-технического уровня предприятия.
Прибыль предприятия получают в основном от реализации продукции, а также от других видов деятельности (участие в межхозяйственной кооперации, сдача в аренду земли и основных фондов, доходы от ценных бумаг и т.д.).
Финансовый результат от реализации продукции зависит от трех факторов первого уровня: объема реализации, себестоимости реализованной продукции и среднереализационных цен на продукцию. Для определения степени влияния каждого из названных факторов необходимо провести соответствующий анализ.
Необходимо отметить, что данные факторы имеют разнонаправленное влияние на уровень финансового результата. Так, рост объема реализации более рентабельной продукции приведет к росту совокупной прибыли, и, наоборот.
Между уровнем себестоимости и прибылью существует обратная зависимость, т.е. чем ниже себестоимость продукции, тем выше получаемая предприятием прибыль [2 с. 77].
Изменение уровня цены на продукцию также влияет на величину прибыли: при росте уровня цен величина прибыли растает, а при снижении цен, наоборот, прибыльность продукции снижается.
Дальнейший анализ финансовых результатов должен быть направлен на поиск резервов увеличения объема производства и реализации более рентабельной продукции, снижения себестоимости продукции, роста реализационных цен.
По мнению некоторых авторов, для того чтобы предприятие можно было считать
доходным и занимало устойчивую позицию на рынке, необходимо:
- производить продукцию, которая пользуется спросом.
- реализовывать продукцию по той цене, которая соответствует среднерыночной и по которой потенциальные потребители готовы приобретать данную продукцию.
- производить продукцию в том количестве, которого требует рынок [3].
Себестоимость продукции зависит от множества факторов, включающих уровень материалоемкости продукции, эффективность использования производственных фондов, производительность труда, организационная система управления и др. Соответственно, анализ обеспеченности и эффективности использования материальных ресурсов, производственных фондов, трудовых ресурсов служит основой для поиска резервов снижения себестоимости продукции. Снижение себестоимости - это пропорциональное увеличение объема прибыли.
Влияние цены на финансовый результат носит непосредственный характер и корректируется ценовой политикой предприятия. Цена зависит от конъюнктуры рынка, качества производимой продукции, рынков сбыта и устанавливаются в зависимости от конкурентоспособности производимой продукции, спроса и рыночного предложения аналогичной продукции другими производителями.
Таким образом, мы видим, что именно комплексный анализ является основой для поиска резервов повышения прибыли и рентабельности, и на его основе должны приниматься управленческие решения, направленные на повышение эффективности работы всего предприятия.
THE ROLE OF PROFIT ANALYSIS IN THE ENTERPRISE FINANCIAL RESULTS
MANAGEMENT SYSTEM
E.R. Tsantsaeva, Graduate Student I.Zh. Muskhanov, Graduate Student Chechen State University (Russia, Grozny)
Abstract. The article reveals the significance of positive financial results as an indicator of the efficiency of production activities. The need for systematic control over the formation offinancial results is determined. The role and importance of analysis in identifying the reserves for increasing production efficiency is identified. The sequence of analysis of financial results is determined, factors that affect the financial result and the directions of their influence are identified. The necessity of using the results of analysis when making managerial decisions aimed at increasing profits and profitability of production is substantiated.
Keywords: profit, profitability, analysis, cost, management decisions.