Научная статья на тему 'Роль американского истеблишмента в управлении деловыми массмедиа в процессе глобализации'

Роль американского истеблишмента в управлении деловыми массмедиа в процессе глобализации Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
660
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Озерова Е. Г.

Статья Озеровой Е. Г. «Роль американского истеблишмента в управлении деловыми массмедиа в процессе глобализации» посвящена актуальному, интересному и практически значимому вопросу. Глобализация мирового информационного пространства привела к тому, что в политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы. Таким образом, влиятельные СМИ, в том числе представители качественной и элитарной деловой прессы («Wall Street Journal», «Fortune», «Forbes», «New York Times» и др.), функционируют как один из действенных инструментов управления обществом в интересах истеблишмента. В контексте информационной геополитики наибольшее значение имеет американский истеблишмент, который считается лидером Новой Британской империи. Главной задачей данной организации является установление монополии на мировую политическую власть в интересах истеблишмента. В статье автор раскрывает взаимосвязь в деятельности медиакорпораций, владеющих ведущими деловыми СМИ США, и американского истеблишмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the american establishment in governing business mass media in the epoch of globalization

The article is dedicated to a very actual, interesting and practically meaningful question. The result of globalization of the world information expanse is that in the political sphere not the force, but information and ideology factors are primary. That's why the most influential printed-word media, first of all quality and elite business press ("Wall Street Journal", "Fortune", "Forbes"), are functioning as the most efficient instrument of society governance in the interests of the establishment. In the context of the information geopolitics the main significance has the american establishment, which is used to be the leader of the New Britain Empire. The main task of this organization is the monopoly determination on the world political authority in the interests of the establishment. In this article the author tries to disclose interaction in the media corporations activities, which owns the most influential printed-word business media in the USA, and the american establishment.

Текст научной работы на тему «Роль американского истеблишмента в управлении деловыми массмедиа в процессе глобализации»

Е. Озерова

РОЛЬ АМЕРИКАНСКОГО ИСТЕБЛИШМЕНТА В УПРАВЛЕНИИ ДЕЛОВЫМИ МАССМЕДИА В ПРОЦЕССЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Последние годы наряду с неукротимой интеграцией рынков, развитием технологий, ослаблением традиционных территориальных, социокультурных и государственнополитических барьеров протекает активный процесс глобализации мирового информационного пространства. В политической сфере все большее значение приобретают не силовые, а информационные и идеологические факторы.

Таким образом, влиятельные СМИ, в том числе представители качественной и элитарной деловой прессы («Wall Street Journal», «Fortune», «Forbes», «New York Times» и др.), функционируют как один из действенных инструментов управления обществом в интересах истеблишмента. Данная социальная группа занимает привилегированное положение и играет определяющую роль в сохранении и функционировании существующего строя1.

В контексте информационной геополитики наибольшее значение имеет американский истеблишмент. С одной стороны это связано с тем, что сегодня только две сверхдержавы - США и Китай - обладают защищенной от внешних воздействий информационной государственной средой. С другой - именно Америка стала лидером Новой Британской империи (НБИ), процесс формирования которой начался в середине прошлого века благодаря интеграции новых субъектов геополитики в лице транснациональных корпораций (ТНК) и транснациональных банков (ТБ). Сегодня НБИ представляет собой «финансово-экономическое» государство, базирующееся на определенных секторах мировой экономики и управлении глобальными информационными потоками в своих целях. Одновременно под эгидой НБИ стали создаваться внегосударственные источники финансирования: Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития и др., то есть уже чисто «финансовые государства», ориентированные не на производство, а исключительно на денежные потоки. Влияние этих внегосударственных структур огромно. Их бюджеты зачастую в несколько раз превосходят бюджеты малых и средних стран,

Фактически главной задачей НБИ становится достижение Нового Мирового порядка (НМП), а именно установление монополии на мировую политическую власть в собственных интересах2. Збигнев Бжезинский (один из членов организационно-управленческих структур НБИ) сформулировал план установления НМП на страницах журнала «New York Magazine»: «Мы должны признать, что мир сегодня стремится к единству, которого мы так долго ждали... Новый мир приобретает форму глобальной общности... Вначале особенно это коснется экономического мирового порядка... Мы должны создать механизм глобального планирования и долгосрочного перераспределения ресурсов»3.

Необходимо отметить, что субъектом геополитики является только 1-ый уровень НБИ - американо-британский транснациональный капитал, имеющий управляющие центры в Лондоне и Нью-Йорке. Именно этот капитал постепенно создал транснациональную медиакратию (ТМ), с помощью которой осуществляется своего рода «информационное зомбирование» за счет навязывания определенных стереотипов всему населению планеты.

© Е. Озерова, 2007

Одним из главных теоретиков ТМ является Уолтер Липпман (член Комитета 300). Впервые термин «стереотип» он использовал в книге «Общественное мнение» в 1922 году. Этим словом он пытался описать метод, посредством которого общество пытается кате-горизировать людей, Липпман выделил четыре аспекта стереотипов:

• стереотипы всегда проще, чем реальность;

• люди приобретают стереотипы из СМИ, а не формируют их сами на основе личного

опыта;

• все стереотипы ложны в большей или меньшей степени;

• стереотипы очень живучи.

К представителям ТМ относятся крупнейшие мировые СМИ, контролируемые структурами, входящими в НБИ (мы перечислим только американские массмедиа, имеющие непосредственное отношение к истеблишменту США):

• деловое издание «Wall Street Journal», а также газеты «New York Times», «Washington Post»;

• медиаконцерны «Dow Jones & Company», «Time Warner» (в том числе журнал крупного бизнеса «Fortune»), «Times Mirror Company», «Walt Disney Company»;

• телеканалы CNN, BBC, ABC, NBC1*.

НМЛ зиждется на трех китах, которые в свою очередь формируют структуру НБИ: Совет по международным отношениям (CFR), Бильдербергский клуб (БК) и Трехсторонняя комиссия. Создание этих трех организаций было инициировано еще одной структурой, входящей в НБИ - Комитет 300. Созданный в 1729 году Британской восточно-индийской торговой компанией для проведения банковских операций, Комитет 300 занимается подготовкой политических деятелей для проведения стратегии НМП в международной политике5. Стоит отметить, что членами Комитета со дня его основания были не только руководители основных финансово-промышленных клановых корпораций Америки с мировым именем и глобальным влиянием (Эндрю и Уильям Меллоны, Джон П. Морган, Дэвид Рокфеллер, Эдмон де Ротшильд и т. п.), но и представители политического истеблишмента США - Генри Киссинджер, Джордж Буш и др., а также собственники и управляющие ведущих медиакомпаний, качественных деловых и элитарных изданий (семья Бэнкрофт - посредством акций класса В до августа 2007 года контролировала «Dow Jones & Company»; Форбсы - семейная медиаимперия «Forbes Inc.», Тед Тернер - бывший вице-президент и крупнейший акционер «Time Warner»)6, Между тем, новый владелец «Dow Jones & Company» Руперт Мердок всей мощью своих СМИ уже поддерживал Джорджа Буша-старшего, который также имеет отношение к структурам НБИ7, Это обстоятельство наводит аналитиков на мысль об общности интересов и политической составляющей их взаимоотношений8.

CFR был учрежден американским банкиром Морганом в 1921 году при активной поддержке госсекретаря США Э. Рут, семьи Рокфеллеров, финансовых домов Меллона, Форда и Карнеги. В советских информационных сводках, предназначенных для партийной элиты, их называли «международной империалистической бюрократией, стремящейся к контролю над всем капиталистическим миром». Несмотря на коммунистический оттенок, данная сводка очень близка к истине...

Начиная с 1922 года, все госсекретари США, за исключением троих, были членами CFR. Это породило американский политический анекдот, что кресло госсекретаря принадлежит не человеку, а организации. К Совету были причастны практически все президенты США (исключением, возможно, стал Рональд Рейган).

Сегодня члены Совета представлены практически во все важнейших общественных институтах и государственных структурах США: конгресс США (республиканцы и демократы), государственный департамент и министерство обороны, банки, финансовые корпорации и учреждения, крупнейшие промышленные корпорации, профессура колледжей и университетов, а также важнейшие информационные агентства, электронные СМИ и ведущие деловые печатные издания9.

Например, экс-редактор странички читательских мнений газеты деловых кругов «Wall Street Journal» Макс Бут - один из руководителей CFR.,. Причем его воздействие на аудиторию не ограничивалось рамками бизнес издания WS J. В 2002 году г-н Бут опубликовал книгу «Свирепые войны за мир: Малые войны и подъем американского могущества». По мнению некоторых американских критиков книга не представляет ценности как работа по историографии, однако у нее есть определенный текущий политический смысл, поскольку автор пытается построить историческое оправдание агрессивной внешней политики администрации Буша.

Аргументация г-на Брута глубоко антидемократична. Он высказывается за «президентские войны», то есть за военные операции, инициируемые президентом без формального объявления войны или специального разрешения Конгресса.

В 2001 году Бут опубликовал в «Wall Street Journal» статью, в которой сокрушался насчет слишком малого числа жертв со стороны США в афганской войне: «Долгосрочная опасность состоит в том, что война в Афганистане ничего не сможет сделать с распространенным мнением, согласно которому американцы - ленивые толстяки, не желающие сражаться с варварами на их условиях. Мы попали в такую ситуацию в первую очередь из-за одного распространенного впечатления: что американцы неспособны стоически переносить жертвы. Это впечатление родилось в Бейруте в 1983 году и, по-видимому, было подтверждено в Могадишу в 1993 году. Этот «синдром цинковых гробов» - наша величайшая стратегическая слабость»10.

По его мнению, распространенная оппозиция военным акциям США может быть нейтрализована искусной медиа-пропагандой и не должна быть препятствием при осуществлении милитаристской политики, В книге Свирепые войны за мир г-н Бут пишет: «Ниоткуда не следует, что сегодняшние американцы более чувствительны к смерти тысяч иностранцев от рук своих солдат, чем в начале двадцатого века, даже когда речь идет о гражданских лицах (никто не знает и особенно не интересуется тем, сколько именно сомалийцев погибло в битве за Могадишу), если только эти события не доносятся в гостиную в ярких цветах. Пентагон знает об этом, и со времен Вьетнама заботится о том, чтобы американские журналисты не получали свободного доступа к современному полю боя»11.

Будучи под впечатлением превосходящей огневой мощи американской военной машины, Бут не одинок во мнении, согласно которому сила является основным способом решения всех вопросов внешней политики США. Его представления совпадают с традиционным взглядом американского империализма. Они также согласуются с воинственной и односторонней политикой администрации Буша.

Количество благоприятных рецензий на эту книгу свидетельствует, что взгляды Бута широко распространены в американском истеблишменте и не ограничиваются его правым крылом. Журналист Х.В. Бранде из «Washington Post» хвалит Буга за смелость открыто призывать к «новому империализму»12. Рецензия Т. Доннели из «Foreign Affairs» одобряет «важный и своевременный вклад Бута в американскую стратегическую информированность»13. М. Элиотт из CNN отмечает, что «нет ничего плохого в ограниченном колониализме». Б, Уркухарт из «New York Review of Books» говорит о том, что анализ Бута «содержит продуманный список уроков»14.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что влияние CFR на общественное мнение путем привлечения ведущих деловых СМИ достаточно велико.

Реальными создателями еще одной структуры НБИ - Бильдербергского клуба - стали американские спецслужбы в 1948 году. Изначально в задачи данной организации входило создание НМЛ и осуществление долгосрочного планирования внешнеполитической деятельности Запада в отношении СССР (сегодня России) и стран третьего мира.

Последним организационным этапом формирования структур НБИ было учреждение в июле 1973 года Трехсторонней комиссии (ТК), куда вошли лучшие из CFR и Биль-дерберга. ТК названа по числу стран-участников: США, Европа, Япония. Фактически ТК была основана президентом «Чейз Манхетен банка» Дэвидом Рокфеллером. Цель комиссии заключается в преувеличении и углублении мировых проблем с целью усилить власть участников ТК по контролю и устройству нового мира. Многие из проблем созданы самими «трехсторонними» для триумфального внесения предложений по их решению.15

По мнению известного американского политолога Энтони Саттона члены Трехсторонней комиссии презирают первую поправку к конституции и дискредитируют качественные СМИ, поскольку практически ежедневно, используя традиционный телефонный звонок, вмешиваются в информационную политику наиболее влиятельных изданий США. Со дня основания ТК представители руководящих постов в медиакорпорациях «Dow Jones & Company» (газета деловых кругов «Wall Street Journal»), «Time Warner» (журнал бизнес элиты «Fortune»), «Times Mirror Company», газеты «Washington Post» и многих других имели непосредственное отношение к данной организации и служили ее мощным идеологическим оружием.

Члены Трехсторонней комиссии занимают ключевые посты в Белом Доме (президент Джимми Картер и его помощник по вопросам национальной безопасности Збигнев Бжезинский, Билл Клинтон, Мадлен Олбрайт и др.)16.

Стоит отметить, что все три организации Нового Мирового Порядка - CFR, БК и ТК - тесно связаны между собой посредством членства в двух или трех организациях или через директорские посты в различных корпорациях. В том числе и медийных. Эти взаимоотношения достаточно легко проследить в коммерческих связях участников строительства НМЛ в лице клановых групп Морганов, Меллонов и Рокфеллеров с ведущими качественными СМИ США.

Связи группы Морганов с крупнейшими информационными компаниями17

Через владение акциями Через переплетение директоратов

1. «Time Inc.» («Fortune») 2. «New York Times Company» 3. «Washington Post Company» 4. «Times Mirror Company» 1. «Dow Jones & Company» («Wall Street Journal») 2. «Tompson Newspapers» и др.

Связи группы Мелонов с крупнейшими информационными компаниями18

Через владение акциями Через переплетение директоратов

1. « Time Inc.» («Fortune») 2. «Times Mirror Company» и т. д. 1. «Dow Jones & Company» («Wall Street Journal») 2. «New York Times Company» 3. «Washington Post Company»

Через владение акциями Через переплетение директоратов

1. «Time Inc.» («Fortune») 2. «New York Times Company» 1. «Dow Jones & Company» («Wall Street Journal») 2. «Gannett company» 3. «Times Mirror Company» 4. «Washington Post Company» 5. «New York Times Company» 6. «Night Ridder»

Таким образом, мы видим, что крупнейшие информационные монополии, в том числе «Dow Jones & Company», «Time Inc,» (печатное подразделение корпорации «Time Warner») и, соответственно, рупоры делового мира США в лице изданий «Wall Street Journal», «Fortune» путем переплетения директоратов и через владения акциями подконтрольны так называемому восточному истэблишменту - группам Рокфеллеров, Морганов и Меллонов. Можно сказать, что ведущие издания бизнес-журналистики находятся под коллективным влиянием финансовой олигархии США, причем каждая группа выступает то как главная, то как второстепенная. В результате, создается гибкая, динамичная система контроля над данным типом СМИ, которая, безусловно, учитывает интересы тех, вето осуществляет этот контроль.

Политический курс еще одного крупного медиахолдинга «Forbes. Inc.» (деловой журнал «Forbes»), практически не афишируются. Причина отсутствия прозрачности в этом вопросе весьма проста и банальна - слишком очевидная близость компании к отдельным политических кругам, в частности к республиканской партии. Хотя проследить определенные взаимоотношения все же можно. Одним из крупнейших представителей финансовой элиты США республиканского толка считается корпорация Merrill Lynch...20 Более того, как мы уже отмечали представители семьи Форбс имеют непосредственное отношение к Комитету 300. Таким образом, предоставляется возможность определить идеологическую направленность и принципы семейной медиаимперии,

В настоящее время глобализация информационного пространства не просто направляется участниками организационных структур НБИ, в частности американским истеблишментом, по обозначенному пути к Новому Мировому Порядку. К этому действу подключаются и сами руководители крупнейших медиакорпораций и влиятельных деловых изданий, благодаря участию в функционировании основных организаций НБИ. Мы наблюдаем объективный процесс интеграции финансово-промышленной, политической и информационной элиты для достижения их собственных интересов.

1 Геополитика / Под общ. ред. В. Манилова. М., 2002. С. 225.

2 Панарин И. Н. Информационная война и геополитика. М., 2006, С. 336, 428.

3 New York Magazine. March 3, 1975.

4 Панарин И. Н. Указ. соч. С. 337.

5 Саттон Э. Кто управляет Америкой? М., 2002, Приложение 4.

6Колеман Дж. Комитет 300. Тайны мирового правительства. М., 2000.

7 Саттон Э. Указ. соч.

8 Ведомости. 6 августа 2007.

9 Панарин И. Н. Указ. соч. С. 406.

10 Wall Street Journal. November 14,2001. «Победы все еще требуют жертв»

11 Max Boot. The Savage Wars of Peace: Small Wars and the Rise of American Power. Basic Books. 2002. P. 330.

12 Washington Post. May, 12. 2002.

13 Foreign Affairs. June-July, 2002.

14 New York Review of Books. October, 10. 2002. Is there a case for little wars?

15 Панарин И. H. Указ. соч. С. 430.

16 Саттон Э. Указ. соч.

17 Андрунас Е. Ч. Бизнес и пропаганда. М., 1986. С. 160.

18 Андрунас Е. Ч. Указ. соч. С. 161.

19 Андрунас Е. Ч. Указ. соч. С. 162.

20 RBC-daily. 24 февраля 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.