Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА FORENSIC MEDICINE
УДК: 340.6:616-099:616-001
Э. А. ИРСИМБЕТОВ
Алматинский филиал РГКП «Центр судебной медицины» МЗ РК КазНМУ им С.Д. Асфендиярова
РОЛЬ АЛКОГОЛЬНОЙ ИНТОКСИКАЦИИ В ЛЕТАЛЬНОСТИ ПЕШЕХОДОВ ПРИ ДТП
В статье описываются исследования смертельных исходов пешеходов при дорожно-транспортных происшествиях. Автором установлено, что обнаруженные телесные повреждения разделялись на специфические, характерные и нехарактерные, степень выраженности повреждений варьировала в зависимости от вида травмы и степени алкогольного опьянения. Во всех исследованных случаях полученные в результате ДТП травмы были не совместимы с жизнью. Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, пешеход, травма, смерть.
Судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы является одной из наиболее часто встречающихся видов экспертиз. Так, согласно данным годовых отчётов Алматинского филиала РГКП «Центр судебной медицины» МЗ РК, судебно-медицинская экспертиза автомобильной травмы составляет около = 45 % среди всех видов смерти от механических травм [1]. Среди автомобильных травм наибольший интерес для нашего исследования представляют: травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом), травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля и травма от сдавления человека (пешехода) между частями движущегося автомобиля и другими предметами. В практике судебно-медицинского эксперта травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом) один из наиболее часто встречающихся видов экспертиз, и составляют = до 70% всех автомобильных травм заканчивающихся смертельными исходами [2]. Общеизвестно что, среди множества причин, из-за которых происходят ДТП, к примеру - превышение скорости; алкогольное опьянение водителей; нарушение пешеходами правил дорожного движения, ведущей причиной является алкогольное опьянение, что также представляло интерес для нашего исследования [3, 4, 5].
В связи с чем, целью исследования являлось изучение особенностей автомобильной травмы у пешеходов, а так же, наличие и степень алкогольного опьянения пешеходов при этом виде дорожно-транспортного происшествия (ДТП). Материалом исследования являлись трупы людей (пешеходов) погибших в результате дорожно-транспортного происшествия (ДТП) (10 случаев смерти с данными в обстоятельствах дела: «автомобильная травма - ДТП пешеход»), все исследуемые были мужчины в возрасте от 18 до 45 лет.
Результаты исследования и их обсуждение: при химико-токсикологическом исследовании крови и мочи умерших (пешеходов) во всех исследованных случаях, обнаружен этиловый алкоголь в концентрации от 0,3 до 2 %о (промилле), что на наш взгляд сыграло не маловажную роль в развитии ДТП. По виду травмы исследуемые объекты разделялись следующим образом:
1) травма от столкновения движущегося автомобиля с человеком (пешеходом) имела несколько вариантов: от столкновения с передней частью автомобиля - 6 случаев;с задней частью автомобиля - 1 случай.
2) травма от переезда тела (пешехода) колесом автомобиля имела несколько вариантов: полный переезд обоими колесами одной стороны - 1 случай; неполный переезд передним колесом - 2 случай.
При этом от первичного удара автомобилем наблюдались самые разнообразные повреждения: ссадины, кровоподтёки, ушибленные и ушиблено-рваные раны, переломы, разрывы и отрывы внутренних органов. В каждом отдельном случае объем повреждений в основном зависел от массы и скорости автомобиля, а их локализация - от высоты расположения его ударяющих частей. Некоторые повреждения отражали форму и
размер поверхности соприкасавшейся части автомобиля, например «бампер-переломы» костей бедра и голени или дугообразные и полукольцевидные кровоподтёки от фар. При столкновении с легковой автомашиной тело пешехода после первичного удара забрасывалось на капот, что подтверждалось специфическими и характерными повреждениями головы и грудной клетки. При падении тела на грунт характер повреждений, во-первых, обуславливался сочетанием двух механизмов травматического воздействия - удара и трения, а во-вторых, широкой и неровной поверхностью грунта или дорожного покрытия.
В случае сильного первичного удара по задней поверхности туловища, приведшие к резкому перегибанию шейного отдела позвоночника и возникновения непрямых - «хлыстообразных» повреждений, наблюдались симметричные крупноочаговые кровоизлияния в мягких тканях шейного отдела позвоночника, в связочный аппарат с разрывом связок, переломы остистых отростков, задней клиновидной компрессией и вывихом тел шейного отдела позвоночника. Выявленные следы скольжения на подошвах и каблуках обуви пешехода помогали установить направление удара автомашиной идущего или стоящего человека.
Повреждения от переезда колесом движущегося автомобиля отличались двумя важными особенностями: во-первых, расположением на ограниченном участке тела и сложным механизмом возникновения, во-вторых, представляли собой сочетание сдавления, растяжения, трения и удара. Соответственно различали пять фаз образования этих повреждений: 1) первичный контакт с колесом - удар; 2) поступательное смещение тела в направлении движения автомобиля - трение; 3) въезд колеса на тело - трение и растяжение; 4) перекатывание колеса через тело - сдавление и растяжение; 5) волочение тела по грунту - трение. При этом наблюдались многооскольчатые переломы черепа, множественные двусторонние двойные и тройные, прямые и непрямые переломы ребер, вертикальные переломы тазового кольца с разрывом лонного и кресцово-подвздошного сочленения. Кроме множественных переломов костей скелета наблюдались разрывы и размятия внутренних органов со смещением их в прилежащие полости. Специфичным для действия колеса являлись отображения рисунка протектора в виде ссадин и внутрикожных кровоизлияний, а на одежде - в виде загрязнений.
Заключение: таким образом, проведенные судебно-медицинские экспертизы умерших (пешеходов) в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) установили, что обнаруженные телесные повреждения разделялись на специфические, характерные и нехарактерные, степень выраженности которых варьировала в зависимости от вида травмы и степени алкогольного опьянения. Во всех исследованных случаях полученные в результате ДТП травмы были не совместимы с жизнью.
Вестник КазНМУ, №2(2)- 2014
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Годовой отчет Алматинского филиала РГКП «Центр судебной медицины» МЗ РК за 2012 год
2 Кузнецов Л. Е. Судебно-медицинская экспертиза // - М.: 2002. - С. 283 - 312.
3 Крюков В. Н. Диагностикум механизмов и морфологии переломов при тупой травме скелета // - Новосибирск: 2011. - С. 130 - 141.
4 Попов В. Л. Караваев В. М. Объем повреждений как критерий оценки смертельной травмы у детей // Судебно-медицинская экспертиза // - М.: 2013. - №3. - С. 43 - 46.
5 Попов В. Л., Ягмуров О. Д. Судебная медицина // - СПб.: 2013. - С. 203 - 227.
Э.А. ИРСИМБЕТОВ
ЖОЛ-АПАТ УАКИГАДА ЖУРПНШ1Н|Ц 9Л1М-ЖГПМШДЕ АЛКОГОЛЬДЫ ИНТОКСИКАЦИЯНЫ^ Р9Л1
Туйш: Ма^алада жол-апат уа^игада жургшштердщ ^м-жтм уа^игаларыныц 3epn^yi керсеттген. Автор зерттеу барысында табылган дене жара^аттары тел, мiнeздepдi жэне мiнeздieмeс турлерге белiндi, барша жара^атардыц келемдеры жэне дэрежелерi жара^ат тур^е жэне алкогольды улану дэрежеане байланысты eкeндiгi тагайындады. Барльщ зертте- уа^игаларда жол-апат уа^игасы нэтижeсiндe алынган журпншшердН жара^аттары емнрмен сайкeссiз болды. ТYйiндi свздер: жол-апат уа^игасы, журпнш^ жара^ат, ажал.
E.A. IRSIMBETOV
THE ROLE OF ALCOHOL INTOXICATION IN MORTALITY PEDESTRIANS IN ROAD ACCIDENTS
Resume: This article describes the study of deaths of pedestrians in road traffic accidents. Author found that the observed injuries were divided into specific characteristic and uncharacteristic , the severity of damage varied depending on the type of injury and the degree of intoxication. In all cases studied, the resulting accident injuries were incompatible with life. Keywords: car accident, pedestrian injury and death.