Научная статья на тему 'Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н. И. Ашинова (на основе архивных материалов)'

Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н. И. Ашинова (на основе архивных материалов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Абиссиния / Эфиопия / экспедиция Ашинова / Африканский Рог / Эфиопская Церковь / Коптская Церковь / Кирилл V / Александрия / церковные связи / Abyssinia / Ethiopia / Ashinov’s expedition / Horn of Africa / Ethiopian Church / Coptic Church / Alexandria / Cyril V / Church relations

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гусарова Екатерина Валентиновна

О нашумевшей в свое время экспедиции Н. И. Ашинова в Эфиопию написан ряд работ научного и околонаучного характера. В них, в частности, содержатся некоторые лакуны и неточности, которые нельзя не отметить. Данное исследование ставит своей задачей попытаться исправить (хотя бы отчасти) эту досадную оплошность. Дело в том, что далеко не все документы, хранящиеся в архивах, как в России, так и за рубежом, были выявлены и использованы исследователями при реконструкции событий, связанных с именем Николая Ивановича Ашинова. В этом контексте цель настоящего исследования — введение в научный оборот некоторых малоизвестных материалов, содержащих принципиально значимые подробности деятельности Н. И. Ашинова и его спутников в 80-е гг. XIX столетия на территории Африканского Рога. В первую очередь речь пойдет о материалах, связанных с Александрийским Коптским Патриархатом. В планы Н. И. Ашинова входило не только основание российской военно-морской базы на Красном море, но и сближение Российской империи с христианской Эфиопией в религиозном отношении. Это последнее было и целью, и средством авантюры. Подробности деятельности «атамана вольных казаков» освещены в ряде архивных дел на русском, французском, итальянском и эфиопских языках, о чем и пойдет речь в рамках настоящего исследования. Сличение документов позволяет выстроить хронологию событий, связанных с посещением русскими казаками Эфиопии и Красноморского побережья и начальной стадией процесса сближения Эфиопской (монофизитской) и Русской Православной Церквей. В частности, впервые будет приведен в переводе на русский язык текст письма Н. И. Ашинова Коптскому патриарху Кириллу V. В рамках настоящего исследования применялся принятый в отечественных исторической и востоковедной науках сравнительно-исторический метод работы с материалом, а также проблемно-тематический подход к рассмотрению явлений и процессов, происходивших на Африканском Роге и (отчасти) в Египте в 80-е гг. XIX столетия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Alexandrian Coptic Patriarchate in the “Abyssinian Adventure” of Nikolas Ashinov (On the Base of Archival Documents)

A number of scientific and pseudo-scientific works have been written about the sensational N. I. Ashinov’s expedition to Ethiopia, which, in particular, contains some lacunae and inaccuracies that cannot be ignored. The fact is that not all documents stored in archives, both in Russia and abroad, were identified and used by researchers. In this context, the purpose of present study is to introduce into scientific circulation little-known documents containing details of the activities of N. Ashinov and his companions on the territory of the Horn of Africa in the 1880s, and, above all, the author focuses on the materials associated with the Patriarchate of Alexandria. Ashinov’s plans included not only the establishment of a Russian military base on the Red Sea, but also a rapprochement of the Russian Empire with Christian Ethiopia in religious terms. This last was both a goal and a means to achieve his goals. The activity of Ataman of the Free Cossacks is covered in a number of archival documents in Russian, French, Italian and Ethiopian languages, which are to be discussed in the framework of this study. In particular, the text of a letter from N. I. Ashinov to the Coptic Patriarch Cyril V has been given in Russian translation for the first time. In the framework of this research the comparative-historical method of working with documental material, adopted in the Russian historical and Oriental sciences, was used, as well as the thematic approach aiming at the understanding of the phenomena and processes that took place on the territory of the Horn of Africa and, in part, in Egypt during the 1880s.

Текст научной работы на тему «Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н. И. Ашинова (на основе архивных материалов)»

ВЕСТНИК Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. 197-213

УДК 930.25

Б01: 10.24412/2224-5391-2021-34-197-213

Е. В. Гусарова

роль александрийского коптского патриархата в «абиссинской авантюре» н. и. ашинова (на основе архивных материалов)

Аннотация. О нашумевшей в свое время экспедиции Н. И. Ашинова в Эфиопию написан ряд работ научного и околонаучного характера. В них, в частности, содержатся некоторые лакуны и неточности, которые нельзя не отметить. Данное исследование ставит своей задачей попытаться исправить (хотя бы отчасти) эту досадную оплошность. Дело в том, что далеко не все документы, хранящиеся в архивах, как в России, так и за рубежом, были выявлены и использованы исследователями при реконструкции событий, связанных с именем Николая Ивановича Ашинова. В этом контексте цель настоящего исследования — введение в научный оборот некоторых малоизвестных материалов, содержащих принципиально значимые подробности деятельности Н. И. Ашинова и его спутников в 80-е гг. XIX столетия на территории Африканского Рога. В первую очередь речь пойдет о материалах, связанных с Александрийским Коптским Патриархатом. В планы Н. И. Ашинова входило не только основание российской военно-морской базы на Красном море, но и сближение Российской империи с христианской Эфиопией в религиозном отношении. Это последнее было и целью, и средством авантюры. Подробности деятельности «атамана вольных казаков» освещены в ряде архивных дел на русском, французском, итальянском и эфиопских языках, о чем и пойдет речь в рамках настоящего исследования. Сличение документов позволяет выстроить хронологию событий, связанных с посещением русскими казаками Эфиопии и Красноморского побережья и начальной стадией процесса сближения Эфиопской (монофизитской) и Русской Православной Церквей. В частности, впервые будет приведен в переводе на русский язык текст письма Н. И. Ашинова Коптскому патриарху Кириллу V В рамках настоящего исследования применялся принятый в отечественных исторической и востоковедной науках сравнительно-исторический метод работы с материалом, а также проблемно-тематический подход к рассмотрению явлений и процессов, происходивших на Африканском Роге и (отчасти) в Египте в 80-е гг. XIX столетия.

Ключевые слова: Абиссиния, Эфиопия, экспедиция Ашинова, Африканский Рог, Эфиопская Церковь, Коптская Церковь, Кирилл V, Александрия, церковные связи.

© Е. В. Гусарова, 2021

197

Цитирование. Гусарова Е. В. Роль Александрийского Коптского Патриархата в «абиссинской авантюре» Н. И. Ашинова (на основе архивных материалов) // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии. 2021. № 34. С. 197-213. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-197-213

Сведения об авторе. Гусарова Екатерина Валентиновна — кандидат исторических наук, научный сотрудник отдела Ближнего и Среднего Востока Института восточных рукописей РАН, доцент Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» г. Санкт-Петербурга, библиотекарь 1 категории Отдела рукописей Российской национальной библиотеки (Россия, г. Санкт-Петербург). E-mail: ekater-ina@mail.ru

Поступила в редакцию 21.09.2020 Принята к публикации 18.11.2020

В рамках настоящего исследования мы представим несколько доныне неизвестных в научных кругах архивных документов, имеющих отношение к некоторым аспектам связи 2-х Восточных Церквей, Коптской и Эфиопской, с Русской Православной Церковью и раскрывающих подробности попыток использования этой связи в интересах Российской империи во времена активных колониальных захватов со стороны европейских держав на Востоке и в Африке в условиях остро стоящего «Восточного вопроса»1, а именно в 80-е гг. XIX столетия. Церковные связи Эфиопии и России как один из аспектов двустороннего сотрудничества этих 2-х стран часто выходили за рамки научных интересов исследователей, занимавшихся этим вопросом. Отчасти причиной тому послужили нежелание углубляться в тонкие аспекты вероучения Восточных Церквей и не столь значимое количество сохранившихся официальных документов2. При этом вопрос защиты единоверцев занимал одну из важнейших позиций во внешнеполитическом курсе России на Востоке в конце XIX — начале XX вв., в частности на Балканах и в целом на будущих пост-Османских территориях3.

1 См. подробнее о проблеме решения «Восточного вопроса» в пользу России и приобретения стратегически значимых территорий, в частности, в опубликованной «Записке» русского военного и государственного деятеля А. Н. Куропаткина: Васильев А. Д. А. Н. Куропаткин и заготовка его записки «Среднеазиатский вопрос и зависимость его от вопроса восточного» // Восточный архив. 2020. № 1 (41). С. 30-37.

2 Этой проблеме отчасти посвящена кандидатская диссертация, защищенная в Кубанском государственном университете: Виноградова К. В. Проблемы военно-политического и культурно-религиозного взаимодействия Эфиопии и России в Новое время: автореф. дисс. ... к. и. н. Краснодар, 2002. С. 13. См. также: Григорьева С. В. Изучение истории русско-эфиопских отношений Нового времени в России: обзор исследований последнего десятилетия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6 (3). С. 124-125.

3 См. об этом: Васильев А. Д. А. Н. Куропаткин и заготовка его записки. С. 33-34.

Последняя четверть XIX в. ознаменовалась для восточной оконечности Африканского континента рядом печальных событий. На западе, в египетском Судане, наблюдалось сильное присутствие англичан, повлекшее за собой образование Махдистского государства, которое в начале 1890-х гг. вступило в военный конфликт с Эфиопией. В одном из сражений с махдистами в 1889 г. был смертельно ранен эфиопский император Иоанн IV (1871-1889). К середине 1880-х гг. часть прибрежных территорий Африканского Рога попала под протекторат Франции. В эти же годы Италия заняла территорию современной Эритреи. Великобритания, Италия и Франция поделили сферы влияния в районе современного государства Сомали. Так, Красноморское побережье перешло под контроль европейских держав, а Эфиопия была лишена выходов к морю и, как следствие, попала в изоляцию от окружающего мира. Такая геополитическая ситуация оказывала негативное влияние не только на окруженную со всех сторон Абиссинию. Она не могла не сказаться и на положении многих стран, интересы которых так или иначе были связаны с морскими путями, проходящими через Средиземное и Красное моря.

В сложившейся ситуации неудивительно, что нашумевшая деятельность на Африканском Роге Н. И. Ашинова, который стремился обратить эфиопов в православие (впрочем, вероятно, такого рода заявления могли быть продуманным ходом для привлечения Русской Православной Церкви к реализации его далеко идущих планов), вызвала большой резонанс в русском обществе. Необходимо сказать несколько слов об Ашинове и его миссии.

Деятельность Н. И. Ашинова на Африканском Роге, а в связи с этим в Египте и Константинополе, выпала на 80-е гг. XIX в., период особой международной активности Российской империи, когда вопрос приобретения новых колоний и опорных пунктов (особенно если они имели выход к морю) приобрел чрезвычайную актуальность и стал центральной позицией внешней политики для целого ряда мировых держав. Приобретение для России точки опоры на Африканском континенте стало целью вышеупомянутой авантюры, наравне со стремлением наладить политические и военные связи России с Эфиопией. Не стоит забывать и личные стремления Н. И. Ашинова, его страсть к путешествиям и обретению славы, о которых часто и, скорее всего, не вполне беспочвенно упоминают исследователи, основываясь на воспоминаниях его современников и участников экспедиций4. Вызывают недоумение обвинения в адрес Н. И. Аши-нова со стороны современных исследователей в корысти и желании достигнуть исключительно личных интересов, т. к. он был далеко не единственным, кто

4 См.: Воспоминания об Ашиновской экспедиции бывшего эсаулом в экспедиции капитана Нестерова (АВ ИВР РАН. Разряд III. Оп. 3. № 36 /1-2/); Подольский П. Ашшовська экспедищя в Абесшш 1888 року (авантура царського уряду). Харюв; Кшв, 1930; Николаев Л. Ашиновская экспедиция: Рассказ участника экспедиции Л. Николаева. Одесса, 1889.

стремился увеличить престиж России и расширить ее геополитическую сферу влияния. Достаточно вспомнить уже упомянутого А. Н. Куропаткина, директора Азиатского департамента МИД Н. П. Игнатьева и многих других патриотов России5. Вероятно, дело в том, что Н. И. Ашинов отличался от них происхождением, образованием и уровнем материального обеспечения, имевшими большое значение для достижения высоких чинов, но его любовь к родине была столь же сильной, а ее интересы стояли для Николая Ивановича превыше всего.

Н. И. Ашинов впервые побывал на Африканском Роге в 1885-1886 гг. Между апрелем 1886 г. и ноябрем 1888 г. он совершил еще одно путешествие в эту страну. В это время дела атамана «вольных казаков» шли не так хорошо, как планировал Николай Иванович, абсолютный оптимист, готовый на любые авантюры ради достижения поставленных целей. Точное количество поездок и сроки пребывания Н. И. Ашинова в Эфиопии нам неизвестны. Предположительно, он трижды побывал на Африканском Роге, однозначно в 1885-1886 гг. и 1888-1889 гг.6 Между апрелем 1886 г. и ноябрем 1888 г. Н. И. Ашинов, судя по косвенным данным, еще как минимум раз ездил в Абиссинию. Такой вывод можно сделать на основе ряда документальных подтверждений, в частности некоторых опубликованных документов переписки итальянского министерства иностранных дел7.

Неоднократно побывав на Африканском Роге, Н. И. Ашинов осознал невозможность «наведения мостов» в Эфиопию исключительно дипломатическими средствами. Основной отличительной чертой Эфиопии по сравнению с большинством государств Африки и Ближнего Востока на протяжении большей части известной нам истории ее существования была ее неизменная вера во Христа, которую эта африканская страна дорогой ценой сохранила до наших дней8. Эфиопское христианство тревожило умы многих ученых и богословов в России и за ее пределами. Возможность связи с эфиопами как с братьями по вере очень скоро заинтересовала Н. И. Ашинова и его единомышленников. В этой связи идеи Н. И. Ашинова не были необоснованными мечтаниями, вопреки мнению

5 См. об этом в: Хевролина В. М. Российский дипломат граф Н. П. Игнатьев: личность, программа, тактика // Труды Института российской истории. 2006. Вып. 6. С. 99-119.

6 См. об этом в: Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в. — 1960 г. М., 1999. Т. I. С. 5152, 58-70.

7 См.: Spedizione Ascinoff nel mar Rosso. Roma, 1889.

8 На сегодня 50 % населения Эфиопии составляют христиане и 50 % мусульмане (не считая ничтожно малого количества приверженцев политеизма и иудеев). Эфиопия выгодно выделяется на карте Ближнего Востока и Африки, во-первых, тем, что христиане не являются меньшинством в этой стране, во-вторых тем, что христиане и мусульмане мирно сосуществуют в пределах общей территории совместного проживания. И это не может не радовать любого здравомыслящего человека, особенно если принять во внимание сложную ситуацию коптов Египта, ассирийцев и других народов, исповедующих христианство и населяющих государства, в которых официальной религией признан ислам.

многих исследователей внешней политики России. Очевидную выгоду сближения 2-х Церквей осознавал еще епископ Порфирий (Успенский), но и он понимал невозможность проведения в жизнь этой идеи без участия государства и дипломатии9. Высказывались мнения, что епископ Порфирий и предопределил будущий вектор внешней политики России с некоторыми странами Африки и Азии и в частности Эфиопии, которой он уделял немало внимания.

В этом контексте не раз выносился на повестку дня вопрос соотношения (схожести и расхождения) русской православной и эфиопской религиозных доктрин. Попытку его подробного рассмотрения предпринимал профессор Петербургской духовной академии В. В. Болотов10. Не обошла вниманием это религиозное единство и русская дипломатия 2-й половины XIX в. Достаточно вспомнить политику поддержки православия на Востоке и в частности в Египте, которая практически выражалась в открытии школ, помощи в сборе средств на строительство храмов и пр.11 Нерешенный вопрос «возвращения» монофизитов в лоно Православной Церкви остро стоит и в наши дни, и мнения ученых и священнослужителей на этот счет неоднозначны (от отрицательных12 до вполне положительных). Продолжается межцерковный диалог. В 2018 г. был подготовлен свод решений по поводу недавних переговоров о возвращении монофизитов в лоно Православной Церкви и ныне готовится его перевод на русский язык13.

Как известно, Церковь играла центральную роль в политической жизни Эфиопии. Отношения же с материнской Коптской Церковью были непростыми на протяжении большей части истории этой страны. На это была масса причин, от материальных (необходимость отправления посольств в Египет для получения нового митрополита и связанный с этим сбор даров для мусульманских властей этой страны) до догматических (например, некоторые местные эфиопские традиции и догматические споры, идущие вразрез с основами христианской веры).

9 См., напр.: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / под ред. П. В. Безобра-зова. СПб., 1910. Т. 1. С. 384; Российско-эфиопские отношения в XIX — начале XX в. Сб. док-тов / сост. А. В. Хренков. М., 1998. С. 5-6.

10 Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии // Христианское чтение. 1888. № 7-8. С. 30-62; № 11-12. С. 775-832.

11 См. об этом: Герд Л. А. Россия и Александрийский Патриархат в 1840-1870-х гг. (по документам петербургских архивов) // Петербургский исторический журнал. Исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1 (17). С. 139-162.

12 Так, напр., Е. А. Кривец в своей книге, посвященной положению Коптской Церкви, говорит о «лицемерном единстве» в контексте поиска сближения монофизитских и Православных Церквей (см.: Кривец Е. А. Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность. М., 2018. С. 102).

13 См. 1-ю часть подготовленного перевода с предисловием: Богословский диалог православных и антихалкидонитов (прошлое, настоящее, будущее): вклад Святой Горы Афон. Ч. 1: Предисловие. Введение, гл. 1, пп. 1-3 / пер. с новогреч., пред. и комм. М. А. Вишняка // Библия и христианская древность. 2019. Т. 2, № 2. С. 109-144.

С другой стороны, Коптская Церковь и ее патриарх обеспечивали для Эфиопии основу жизнедеятельности ее Церкви, т. к. сами эфиопы не имели права выбирать и рукополагать для себя митрополитов14. Поддержка дружественных отношений была залогом того, что в назначенный час в Эфиопию будет прислан новый митрополит, а следовательно, будут рукополагаться священники и жизнь мирян будет продолжаться. Как бы ни расходились во взглядах на ряд вопросов эфиопы с коптами, а все же Александрийский Патриархат был им значительно ближе духовно, чем чуждые католические миссионеры, наводнявшие Эфиопию начиная с XV в. и изгоняемые из нее сердобольными монархами.

Духовное общение с материнской Церковью часто становилось предметом спекуляций и инструментом для воздействия на эфиопские светские власти. Например, зная о неотложной необходимости назначения нового митрополита в случае кончины прежнего главы Эфиопской Церкви, египетские светские власти требовали значительную «мзду» от эфиопского посольства. Так что между сбором средств и дорогой в Египет и обратно проходило несколько лет, в течение которых престол главы Эфиопской Церкви пустовал. Учитывая все вышесказанное, идея сближения России с Эфиопией и надежда на положительный отклик со стороны ее христианской элиты уже не кажется столь сумбурной и невоплотимой в жизнь.

Н. И. Ашинов начал активно искать способы общения с Эфиопией на религиозном уровне15. Так, по случаю празднования 900-летия Крещения Руси он организовал приезд эфиопской религиозной депутации в Россию, правда, состоящей из священнослужителей абиссинского монастыря на Святой Земле, о чем свидетельствуют архивные документы «О прибытии в Россию Абиссинского Иеромонаха Григория», хранящиеся в Санкт-Петербурге в Российском государственном историческом архиве16. Широко известно, что для организации заключительной поездки на Африканский Рог, не найдя поддержки в Петербурге, Н. И. Ашинов отправился искать сочувствующих в Константинополе. Здесь он

14 Это, в частности, прописано в 4-й главе эфиопского судебника, перенятого ими (переведенного с арабского языка) от коптов (см. оригинальный текст: "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina / publ. da I. Guidi. Roma, 1899. Р. 23-24; см. перевод на итальянский язык: "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina / trad. ed. annot. da I. Guidi. Roma, 1897. P. 29).

15 Документы о связи Н. И. Ашинова с эфиопским подворьем в Святой Земле были нами освещены в недавнее время: Гусарова Е. В. Заметки по истории абиссинского монастыря в Иерусалиме // Петербургская эфиопистика. Памяти Севира Борисовича Чернецова / отв. ред. А. Ю. Желтов, С. А. Французов. СПб., 2019. С. 192-199; Гусарова Е. В. Эфиопские рукописи — наследство экспедиции Н. И. Ашинова в Абиссинию // Сборник музея антропологии и этнографии. Кунсткамера: коллекции и хранители. Т. 62. СПб., 2016. С. 78-91.

16 РГИА. Ф. 797. Оп. 58. Отд. II. Стол 3. Д. 180; см. в этой связи: Гусарова Е. В. Заметки по истории абиссинского монастыря. С. 190-201.

связался с о. Паисием (1832-1906), монахом Свято-Пантелеимоновского подворья, который позже примкнул к нему в Одессе в качестве главы духовной миссии в Эфиопию. Сама миссия (в противовес длительной подготовки к ней) оказалась скоротечной и длилась менее 3 месяцев, с декабря 1888 г. по февраль 1889 г. О ее подробностях и трагическом конце сообщается в целом ряде разнообразных источников и публикаций, и мы не будем подробно останавливаться на этом17.

Экспедиция Н. И. Ашинова привлекла внимание целого ряда исследователей. Наиболее удачно степень изученности этих событий описана в работе сотрудника кафедры истории зарубежных стран ННГУ С. В. Григорьевой — «Изучение истории русско-эфиопских отношений Нового времени в России: обзор исследований последнего десятилетия»18. Факт того, что Н. И. Ашинов искал связи с Эфиопской Церковью через Египет, должным образом не освещен в научной литературе. Информация об этом содержится, в частности, в официальной переписке МИД Российской империи. Сохранилась масса документов, подтверждающих факты посещения Н. И. Ашиновым Египта. Впрочем, это неудивительно, т. к. Египет был центральным портом своего времени, пересадочным пунктом, связывающим Средиземное, Красное и Черное моря, неизменной вехой в маршруте любого путешественника между Европой, Африкой и, отчасти, Азией. Особый интерес среди известных нам документов представляет письмо Н. И. Ашинова Александрийскому Коптскому патриарху Кириллу V (1874-1928)19 на французском языке, которое хранится в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки20, и те, увы, немногие, подробности их общения, которые удалось обнаружить в документах. Здесь необходимо отметить, что Н. И. Ашинов был неграмотным, и уж тем более не владел иностранными языками, особенно письменными, а письма по просьбе Николая Ивановича составляли его супруга София Ивановна Ашинова (Ханенко), друзья и знакомые. Об этом и об общей необразованности Н. И. Ашинова мы узнаем из различных источников. Об этом говорили и очевидцы, знавшие его лично21.

17 См., в частности, наиболее удачное, с нашей точки зрения, описание в: Тихон (Затёкин), ар-хим. Отец Паисий и Русская духовная миссия в Абиссинии в XIX столетии // Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. 2011. Вып. 27-28. С. 34-35; Гусарова Е. В. Эфиопские рукописи. С. 80-81; и пр.

18 Григорьева С. В. Изучение истории русско-эфиопских отношений. С. 123-130. Впоследствии теме российско-эфиопских отношений было посвящено монографическое исследование С. В. Григорьевой (Григорьева С. В. Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014).

19 См. о нем: Shoucri M. Syril V // The Coptic Encyclopedia / еА in chief Aziz S. Atiya. NY; Oxford; Singapore; Sydney, 1991. Vol. 3. P. 679.

20 ОР РНБ. Ф. 1578. Д. 57 (Ашинов Н. И. Письмо [Мурузи] А. К. В приложении письмо Александрийскому Коптскому патриарху).

21 См., напр.: Панаев В. А. Воспоминания // Русская старина. Ежемесячное историческое изда-

Письмо составлено в стиле, в котором пишут близким друзьям. Впрочем, непосредственность была, в общем, свойственна Николаю Ивановичу. Без нее ему не удалось бы воплотить в жизнь и малой части того, чего он добился, пусть и с неудачным финалом. Нам неизвестно, встречался ли Н. И. Ашинов лично с главой Коптской Церкви (впрочем, отрицать факт их знакомства мы тоже не вправе), но он, несомненно, возлагал надежды на его содействие в вопросе сношений России с Эфиопией.

Приведенное ниже в переводе на русский язык письмо написано на двойном листе (бифолио) тонкой лощеной бумаги синими чернилами хорошим почерком. Оно было вложено в конверт из тонкой зеленоватой бумаги, на котором написано от руки синими чернилами на русском языке: «Его Блаженству Патриарху Кириллу Коптскому в собственные руки». С обратной стороны конверт заклеен и скреплен оттиском печати (гербовый щит с короной) на красном сургуче. Письмо ранее не публиковалось. Перевод письма с комментарием публикуется впервые22 .

Из обращений, с которых начинается письмо, видно, что Н. И. Ашинов и человек, которого он просил о переводе текста на французский язык и его записи, плохо разбирались в церковной иерархии и соответствующем этикете. Обращение «Ваше Святейшество», которое открывает письмо, действительно употребляется по отношению к патриархам, но 2-е — «Ваше Преосвященство» — исключительно к католическим архиепископам и восточно-христианским митрополитам, которые находятся ниже по «табели о рангах», чем патриархи.

Письмо Н. И. Ашинова Коптскому патриарху Кириллу V

в переводе на русский язык

л. 2 Ваше Святейшество!

Ваше Преосвященство! Имею честь поздравить Вас с Рождественскими праздниками, а также с Новым годом, и желаю Вам, коптскому народу и народу Абиссинии, равно как и нашим единоверцам всяческих успехов, процветания и благ, грядущих в новом году.

ние. 1906. Т. 128. С. 430-433. Об этом говорит автор воспоминаний о последней экспедиции в Эфиопию (составленных и опубликованных на украинском языке) П. Подольский (впрочем, в его сочинении имеется ряд неточностей и анахронизмов, т. к. записывались они через 40 лет после ее завершения): Подольский П. Ашшовська экспедищя в Абесшш... С. 5. Это известно и из официальных документов: ОР РНБ. Ф. 1578. Д. 123. Л. 2 (Хитрово М. А. Секретные донесения Н. К. Гирсу. 24 апреля 1886 г., Каир).

22 Мы выражаем благодарность за любезную помощь в переводе с французского языка д. и. н. С. А. Французову.

Все русские и я с глубоким сожалением видим, как итальянцы, которым тайком помогают англичане, ведут недозволенную войну против абиссинцев, которая не может быть оправдана никаким человеческим законом.

Русские люди всем сердцем желают проявить симпатии, которые они испытывают к абиссинцам, и оказать им помощь тем или иным способом. И с Божьей помощью мы, казаки, придем первыми в Абиссинию, чтобы, если такова воля Божья23, помочь нашим братьям, храбрым || и мужественным абиссин- п. 2 об. ским воинам. Но мы не знаем, какой путь в настоящее время самый короткий, чтобы суметь присоединиться к ним как можно быстрее, и уведомить их, что это нас останавливает, без этого мы бы уже были в дороге.

Я обращаюсь к Вам, как к патриарху и к доброму абиссинскому патриоту, умоляя Вас указать нам, каким путем мы должны следовать, и дать нам в качестве проводников нескольких абиссинцев. И если у Вас есть еще какой-нибудь другой благожелательно настроенный абиссинец, который пожелал бы нас сопровождать: я бы взял на себя их расходы и снабдил их оружием. Еще я прошу Вас уведомить царя Абиссинии Иоанна, что Россия ему симпатизирует и что мы, если такова воля Божья, скоро придем в Абиссинию, что было бы хорошо, если он отправит кого-нибудь навстречу нам по тому пути, избрать который Вы нам укажете. Если бы я был уверен, что найду верблюдов, как только я высажусь на землю, я бы привез порох и другое вооружение. ||

Я отправляю это письмо с совершенно надежным человеком, Вы можете с п. 3 полным доверием передать ему письмо, напишите его по-французски.

У нас все готово, чтобы отправиться в Абиссинию, я лишь с нетерпением жду Вашего письма и Ваших советов, чтобы пуститься в путь. Я прошу Вас сохранить в глубокой тайне все то, что я Вам пишу.

Я прилагаю к этому письму свою фотографию, еще раз выражая Вам благодарность за ту (фотографию), что Вы мне передали и которую я бережно храню.

Именую себя с глубоким уважением и преданностью Вашим сыном в Боге24.

Атаман Николай Иванович Ашинов

Константинополь, 18/30 1888 года25 ||

Р. 8. Я отправлю Вам свою фотографию позже. п. 3 об.

Атаман Ашинов

23 Буквально: «воля Богов». Впрочем, подобный оборот заставляет усомниться не в монотеизме составителя письма, а в его познаниях во французской орфографии.

24 Буквально: «Вашим сыном в Богах». См. выше сн. 21.

25 Даты приведены по старому и по новому стилю, но при этом не указан месяц. Слово «года» написано по-русски.

Н. И. Ашинов хорошо ориентировался в политической ситуации в интересующем его регионе (несомненно, не без помощи русских дипломатов, которые к тому времени освоили широкое поле деятельности на Востоке). Неудивительно, что он надеялся на содействие Александрийского Коптского патриарха, учитывая тот факт, что Россия, начиная с XVI-XVII вв., оказывала материальную поддержку восточным православным приходам. А это в свою очередь давало России возможность оказывать различного рода влияние в затронутых регионах и на политическом уровне. Более того, как писал настоятель русской посольской церкви в Афинах после посещения им Египта: «Престол Александрийский... стоит Россией»26.

Судя по всему, Н. И. Ашинов был осведомлен о том, что патриарх Кирилл был в хороших отношениях как с эфиопским царем Иоанном IV, так и с российским императором Александром III. Вместе с тем, Николай Иванович мог надеяться на то, что в силу зависимого положения Эфиопской Церкви от Коптской Патриархии, ее глава мог оказать поддержку ему, Ашинову, в его начинаниях на Африканском Роге, снабдить рекомендательным письмом, представить влиятельным людям, в конце концов, посодействовать с организацией духовной миссии для братской Русской Православной Церкви.

Из текста письма явствует, что Н. И. Ашинов, вероятно, уже имел опыт общения с Кириллом V. Он неоднократно бывал в Каире и даже проживал там некоторое время. Об этом мы узнаем из донесений генерального консула в Каире М. А. Хитрово министру иностранных дел Н. К. Гирсу, датированных 1-й половиной 1886 г.27 В Каире М. А. Хитрово лично общался с Н. И. Ашиновым, который сначала держал его в известности о своем общении с англичанами28, а после разрыва с ними просил снабдить его рекомендательными письмами к абиссинскому двору. Из этих документов мы узнаем, что Н. И. Ашинов был в Каире в самом начале 1886 г., затем в конце января отправился в Абиссинию, а в середине апреля вернулся обратно.

Так или иначе, в результате пребывания на Африканском Роге Н. И. Аши-нов смог разобраться в сложившейся в этой стране ситуации. В Эфиопии процветала междоусобица, стране угрожала итальянская оккупация, а единственной реальной силой и влиянием обладало (традиционно) духовенство. Пожалуй, этот факт мог навести Н. И. Ашинова на мысль о возможности организации духовной миссии Русской Православной Церкви в Эфиопии и ее использовании в качестве инструмента для достижения политических (и эконо-

26 Герд Л. А. Россия и Александрийский Патриархат в 1840-1870-х гг. ... С. 145.

27 ОР РНБ. Ф. 1578. Д. 122-124 (Хитрово М. А. Секретные донесения Гирсу Н. К. 1 февраля — 1 мая 1886 г.).

28 Как известно, английские агенты пытались завербовать Н. И. Ашинова и даже снабжали его деньгами, о чем он незамедлительно сообщал официальным лицам Российской империи.

мических) целей. В марте 1888 г. он выехал из Константинополя с намерением посетить Египет и, вероятно, Эфиопию29. Впрочем, достоверного подтверждения этой поездки пока не обнаружено.

Из архивных документов нам становится известно, что конверт с вышеприведенным (в переводе) письмом Н. И. Ашинова был доставлен комиссаром кассы А. К. Мурузи (по всей видимости, именно он имеется в виду в тексте приведенного выше письма под «совершенно надежным человеком») дипломатическому агенту и генеральному консулу в Каире А. И. Кояндеру, о чем последний сообщает в письме к Н. К. Гирсу от 16 марта 1888 г.30 Из текста письма становится известно, что Н. И. Ашинов просил князя А. К. Мурузи отдать письмо в руки Коптскому патриарху Кириллу, но тот не исполнил поручения, а доставил вверенный ему конверт А. И. Кояндеру, который и отсоветовал ему передавать письмо патриарху.

Судя по тому, что это письмо не было доставлено адресату (материальным подтверждением этому служит его местонахождение в оригинале среди архивных документов Отдела рукописей РНБ), следует полагать, что и ответа на него последовать не могло. При каких обстоятельствах патриарх Кирилл написал Н. И. Ашинову предыдущее письмо (письма?) и кто мог доставить послание Николаю Ивановичу, нам также неизвестно. Тем не менее, разговор о фотографии патриарха, о которой идет речь в письме, дает возможность полагать, что переписка действительно существовала. По-видимому, патриарх Коптской Церкви Кирилл V и Н. И. Ашинов были в действительности знакомы, вероятнее всего заочно. О целях обмена фотокарточками пока остается только догадываться.

В сущности, далеко идущие планы Н. И. Ашинова являлись продолжением идей епископа Порфирия (Успенского) о желательном сближении с монофи-зитами, а авантюра его, конечно, не была чистой самодеятельностью, вопреки мнению, распространенному рядом исследователей в своих работах31. К несчастью, Н. И. Ашинов и его соратники стали частью непоследовательной игры русских дипломатов на международной сцене в сложный и неоднозначный

29 ОР РНБ. Ф. 1578. Д. 88 (Кояндер А. [И.] Секретное донесение [Гирсу] Н. К. Каир, 7/19 апреля 1888 г.).

30 ОР РНБ. Ф. 1578. Д. 87. Л. 1. (Кояндер А. И. Письмо Гирсу Н. К. 16 марта 1888 г., Каир).

31 См., напр., аннотацию от издательства или первые строки введения к монографии А. В. Луночкина «"Атаман вольных казаков" Николай Ашинов и его деятельность». Автор называет Н. И. Ашинова авантюристом, самозванцем, одной из «не совсем порядочных фигур», наживающихся на «неповоротливости громоздкого бюрократического аппарата страны» (Луночкин А. В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999. С. 4; и ряд других работ, сообщающих о том, что Н. И. Ашинов не только не был допущен ко двору императора Эфиопии, но даже не получил доступ внутрь страны). Опровержением обвинения Н. И. Ашинова во лжи по поводу данной ему аудиенции императором Эфиопии Иоанном IV служит упоминание об этом в одной из работ эфиописта мирового масштаба Р. Панкхерста (см.: PankhurstR. Economic History of Ethiopia, 1800-1935. Addis Ababa, 1968. P. 594).

период истории. Как известно, дипломатический корпус Российской империи конца XIX в. был разделен на сторонников более сдержанных действий и тех, кто считал, что Россия должна показывать свою силу. Прозападно настроенные политические деятели не желали нарушать сложившегося равновесия в отношениях с европейскими державами, и в этой связи не могли отнестись благосклонно к появлению ашиновских казаков в зоне влияния Италии и Франции. Межведомственные и внутриведомственные противоречия, личные отношения, которые переносились на служебные дела, и ряд лимитирующих факторов, распространенных в министерствах России в описываемый пери-од32, не могли не отразиться негативно на организации и ходе миссии. Так, если российский генеральный консул в Каире М. А. Хитрово был готов к активным действиям и сближению с Эфиопией, то министр иностранных дел Н. К. Гирс делал ставку на безопасность и старался не допустить действий, нежелательных последствий которых он предусмотрительно остерегался33.

Как следствие, нерешительность российских государственных деятелей и чиновников и отсутствие между ними согласия по ряду международных вопросов, в частности обусловленная обострением отношений между великими державами и начавшимся переделом сфер влияния на географической карте Азии и Африки, привели к провалу экспедиции и на этом этапе приостановили процесс сближения восточных христиан с православием, который не закончен и поныне.

Источники

1. Архив востоковедов Института восточных рукописей Российской академии наук (АВ ИВР РАН). Разряд III. Оп. 3. № 36 /1-2/.

2. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 797 (Канцелярия обер-прокурора Синода). Оп. 58. Отд. II. Стол 3. Д. 180.

3. Российская национальная библиотека. Отдел рукописей (ОР РНБ). Ф. 1578 (прежде Ф. 1000. 1950.20-4). Д. 57, 87, 88, 122, 123, 124.

Литература

1. Богословский диалог православных и антихалкидонитов (прошлое, настоящее, будущее): вклад Святой Горы Афон. Ч. 1: Предисловие. Введение, гл. 1, пп. 1-3 / пер. с но-вогреч., пред. и комм. М. А. Вишняка // Библия и христианская древность. 2019. Т. 2, № 2. С. 109-144. doi: 10.31802/2658-4476-2019-2-2-00-00

32 Чернов О. А. Дипломатический корпус Российской империи конца XIX — начала XX вв.: опыт аналитической биографии (по материалам Н. В. Чарыкова): автореф. дисс. ... д. и. н. Саратов, 2019. С. 15-16, 32 и пр.; Васильев А. Д. А. Н. Куропаткин и заготовка его записки. С. 32 и пр.

33 Российско-эфиопские отношения в XIX — начале XX в. ... С. 7.

2. Болотов В. В. Несколько страниц из церковной истории Эфиопии // Христианское чтение. 1888. № 7-8. С. 30-62; № 11-12. С. 775-832.

3. Васильев А. Д. А. Н. Куропаткин и заготовка его записки «Среднеазиатский вопрос и зависимость его от вопроса восточного» // Восточный архив. 2020. № 1 (41). С. 30-37.

4. Виноградова К. В. Проблемы военно-политического и культурно-религиозного взаимодействия Эфиопии и России в Новое время: автореф. дисс. ... к. и. н. Краснодар, 2002.

5. Герд Л. А. Россия и Александрийский Патриархат в 1840-1870-х гг. (по документам петербургских архивов) // Петербургский исторический журнал. Исследования по российской и всеобщей истории. 2018. № 1 (17). С. 139-162.

6. Григорьева С. В. Изучение истории русско-эфиопских отношений Нового времени в России: обзор исследований последнего десятилетия // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 6 (3). С. 123-130.

7. Григорьева С. В. Русско-эфиопские отношения: страницы прошлого. Нижний Новгород, 2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Гусарова Е. В. Заметки по истории абиссинского монастыря в Иерусалиме // Петербургская эфиопистика. Памяти Севира Борисовича Чернецова / отв. ред. А. Ю. Жел-тов, С. А. Французов. СПб., 2019. С. 190-201.

9. Гусарова Е. В. Эфиопские рукописи — наследство экспедиции Н. И. Ашинова в Абиссинию // Сборник музея антропологии и этнографии. Кунсткамера: коллекции и хранители. Т. 62. СПб., 2016. С. 78-91.

10. Кривец Е. А. Самобытность христианской (коптской) общины Египта и современность. М., 2018.

11. Луночкин А. В. «Атаман вольных казаков» Николай Ашинов и его деятельность. Волгоград, 1999.

12. Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского / под ред. П. В. Безоб-разова. СПб., 1910. Т. 1.

13. Николаев Л. Ашиновская экспедиция: Рассказ участника экспедиции Л. Николаева. Одесса, 1889.

14. Панаев В. А. Воспоминания // Русская старина. Ежемесячное историческое издание. 1906. Т. 128. С. 397-442.

15. Подольский П. Ашшовська экспедищя в Абесшш 1888 року (авантура царського уряду). Харюв; Кшв, 1930.

16. Российско-эфиопские отношения в XIX — начале XX в. Сборник документов / сост. А. В. Хренков. М., 1998.

17. Россия и Африка. Документы и материалы XVIII в. — 1960 г. М., 1999. Т. I.

18. Тихон (Затёкин), архим. Отец Паисий и русская духовная миссия в Абиссинии в XIX столетии // Нижегородская старина. Краеведческо-историческое издание. 2011. Вып. 27-28. С. 23-39.

19. Хевролина В. М. Российский дипломат граф Н. П. Игнатьев: личность, программа, тактика // Труды Института российской истории. 2006. Вып. 6. С. 99-119.

20. Чернов О. А. Дипломатический корпус Российской империи конца XIX — начала XX вв.: опыт аналитической биографии (по материалам Н. В. Чарыкова): автореф. дисс. ... д. и. н. Саратов, 2019.

21. "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina / publ. da I. Guidi. Roma, 1899.

22. "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina / trad. ed. annot. da I. Guidi. Roma, 1897.

23. Pankhurst R. Economic History of Ethiopia, 1800-1935. Addis Ababa, 1968.

24. Shoucri M. Syril V // The Coptic Encyclopedia / еd. in chief Aziz S. Atiya. NY; Oxford; Singapore; Sydney, 1991. Vol. 3. P. 679.

25. Spedizione Ascinoff nel mar Rosso. Roma, 1889.

Ekaterina V. Gusarova

the role of alexandrian coptic patriarchate in

the "abyssinian adventure" of nikolas ashinov (on the base of archival documents)

Abstract. A number of scientific and pseudo-scientific works have been written about the sensational N. I. Ashinov's expedition to Ethiopia, which, in particular, contains some lacunae and inaccuracies that cannot be ignored. The fact is that not all documents stored in archives, both in Russia and abroad, were identified and used by researchers. In this context, the purpose of present study is to introduce into scientific circulation little-known documents containing details of the activities of N. Ashinov and his companions on the territory of the Horn of Africa in the 1880s, and, above all, the author focuses on the materials associated with the Patriarchate of Alexandria. Ashinov's plans included not only the establishment of a Russian military base on the Red Sea, but also a rapprochement of the Russian Empire with Christian Ethiopia in religious terms. This last was both a goal and a means to achieve his goals. The activity of Ataman of the Free Cossacks is covered in a number of archival documents in Russian, French, Italian and Ethiopian languages, which are to be discussed in the framework of this study. In particular, the text of a letter from N. I. Ashinov to the Coptic Patriarch Cyril V has been given in Russian translation for the first time. In the framework of this research the comparative-historical method of working with documental material, adopted in the Russian historical and Oriental sciences, was used, as well as the thematic approach aiming at the understanding of the phenomena and processes that took place on the territory of the Horn of Africa and, in part, in Egypt during the 1880s.

Keywords: Abyssinia, Ethiopia, Ashinov's expedition, Horn of Africa, Ethiopian Church, Coptic Church, Alexandria, Cyril V, Church relations.

Citation. Gusarova E. V. Rol' Aleksandriiskogo Koptskogo patriarkhata v «abissinskoi avan-

tiure» N. I. Ashinova (na osnove arkhivnykh materialov) [The Role of Alexandrian Coptic Patriarchate in the "Abyssinian Adventure" of Nikolas Ashinov (On the Base of Archival Documents)]. Vestnik Ekaterinburgskoi dukhovnoi seminarii — Bulletin of the Ekaterinburg Theological Seminary, 2021, no. 34, pp. 197-213. DOI: 10.24412/2224-5391-2021-34-197-213

About the author. Gusarova Ekaterina Valentinovna — PhD (History), Researcher of the Near and Middle East Department in the Oriental Manuscripts Institute of the Russian Academy of Sciences, Associate Professor in the Saint Petersburg National Research University "Higher School of Economics", Librarian in the Manuscript Department of the National Library of Russia (Russia, Saint Petersburg). E-mail: ekater-ina@mail.ru

Submitted on 21 September, 2020 Accepted on 18 November, 2020

References

1. Bezobrazov P. V. (ed.). Materialy dlia biografii episkopa Porfiriia Uspenskogo [Materials for the Biography of Bishop Porfiry Uspensky]. Saint Petersburg, 1910, vol. 1.

2. Bogoslovskii dialog pravoslavnykh i antikhalkidonitov (proshloe, nastoiashchee, budush-chee): vklad Sviatoi Gory Afon. Ch. 1: Predislovie. Vvedenie, gl. 1, pp. 1-3 [The Theological Dialogue Between the Orthodox and the Non-Chalcedonians (Past — Present — Future): An Athonite Critique. Part 1: Prologue. Introduction, ch. 1, nn. 1-3]. Translated from the Modern Greek, Foreword and Commentary by Mikhail A. Vishnyak. Bibliia i khristianskaia drevnost' — Bible and Christian Antiquity, 2019, vol. 2, no. 2, pp. 109-144. doi: 10.31802/26584476-2019-2-2-00-00

3. Bolotov V. V. Neskol'ko stranits iz tserkovnoi istorii Efiopii [Several Pages from the Ecclesiastical History of Ethiopia]. Khristianskoye chteniye — Christian Reading, 1888, no. 7-8, pp. 30-62; no. 11-12, pp. 775-832.

4. Chernov O. A. Diplomaticheskii korpus Rossiiskoi imperii kontsa XIX — nachala XX vv.: opyt analiticheskoi biografii (po materialam N. V Charykova) [Diplomatic Corps of the Russian Empire at the End of the 19th — Beginning of the 20th Centuries: The Experience of Analytical Biography (Based on the Materials of N. V. Charykov)]. PhD-thesis. Saratov, 2019.

5. Gerd L. А. Rossiia i Aleksandriiskii Patriarkhat v 1840-1870-kh gg. (po dokumentam pe-terburgskikh arkhivov) [Russia and the Alexandrian Patriarchate in the 1840-1870s (According to Documents of the Saint Petersburg Archives)]. Peterburgskii istoricheskii zhurnal. Issle-dovaniia po rossiiskoi i vseobshchei istorii — Petersburg Historical Journal. Research in Russian and General History, 2018, no. 1 (17), pp. 139-162.

6. Grigor'eva S. V. Izuchenie istorii russko-efiopskikh otnoshenii Novogo vremeni v Rossii: obzor issledovanii poslednego desiatiletiia [Russian Studies of the History of Russian-Ethiopian Relations in Modern Times: A Review of Research of the Last Decade]. Vestnik Nizhe-gorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo — Vestnik of Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, 2012, no. 6 (3), pp. 123-130.

E. B. TycapoBa

7. Grigor'eva S. V. Russko-efiopskie otnosheniia: stranitsy proshlogo [Russian-Ethiopian Relations: Pages of the Past]. Nizhny Novgorod, 2014.

8. Guidi I. (ed.). "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina. Roma, 1899.

9. Guidi I. (ed.). "Fetha nagast". "Legislazione dei re". Codice ecclesiastico e civile di Abissina. Roma, 1897.

10. Gusarova E. V. Efiopskie rukopisi — nasledstvo ekspeditsii N. I. Ashinova v Abissiniiu [Ethiopian Manuscripts — the Heritage of N. I. Ashinov's Expedition to Abyssinia]. Sbornik muzeia antropologii i etnografii. Kunstkamera: kollektsii i khraniteli [Collection of the Museum of Anthropology and Ethnography. Kunstkamera: Collections and Curators]. Saint Petersburg, 2016, vol. 63, pp. 78-91.

11. Gusarova E. V. Zametki po istorii abissinskogo monastyria v Ierusalime [Notes on the History of the Abyssinian Monastery in Jerusalem]. Peterburgskaia efiopistika. Pamiati Sevira Bor-isovicha Chernetsova [Saint Petersburg Ethiopian Studies. In Memory of Sevir Borisovich Cher-netsov]. Eds. by A. Yu. Zheltov, S. A. Frantsuzov. Saint Petersburg, 2019, pp. 190-201.

12. Khevrolina V. M. Rossiiskii diplomat graf N. P. Ignat'ev: lichnost', programma, taktika [Russian Diplomat Count N. P. Ignatiev: Personality, Program, and Tactics]. Trudy Instituta rossiiskoi istorii — Proceedings of the Institute of Russian History, 2006, issue 6, pp. 99-119.

13. Khrenkov A. V. (ed.). Rossiisko-efiopskie otnosheniia v XIX — nachale XX v. Sbornik do-kumentov [Russian-Ethiopian Relations in the 19th — Early 20th Century. Collection of Documents]. Moscow, 1998.

14. Khrenkov A. V. Rossiia i Efiopiia: razvitie dvustoronnikh sviazei (ot pervykh kontaktov do 1917 g.) [Russia and Ethiopia: The Development of Bilateral Relations (From the First Contacts to the Year 1917)]. Moscow, 1992.

15. Krivets E. A. Samobytnost' khristianskoi (koptskoi) obshchiny Egipta i sovremennost' [The Identity of the Christian (Coptic) Community of Egypt and Modernity]. Moscow, 2018.

16. Lunochkin A. V. "Ataman vol'nikh kazakov"Nikolai Ashinov i ego deiatel'nost' ["Ataman of the Free Cossacks" Nikolas Ashinov and His Activity]. Volgograd, 1999.

17. Nikolaev L. Ashinovskaia ekspeditsiia: Rasskaz uchastnika ekspeditsii L. Nikolaeva [Ashinov's Expedition: A Story of the Expedition Participant L. Nikolaev]. Odessa, 1889.

18. Panaev V. A. Vospominaniia [Memories]. Russkaia starina. Ezhemesiachnoe istoricheskoe izdanie — Russian Antiquity. Historical Monthly Edition, 1906, vol. 128, pp. 397-442.

19. Pankhurst R. Economic History of Ethiopia, 1800-1935. Addis Ababa, 1968.

20. Podol'skii P. Ashinovs'ka ekspeditsiia v Abesiniiu 1888 roku (avantura tsars'kogo uriadu) [Ashinov's Expedition to Abyssinia in 1888 (Adventure of the Tsarist Government)]. Kharkov; Kiev, 1930.

21. Rossiia i Afrika. Dokumenty i materialy. XVIII v. — 1960 g. [Russia and Africa. Documents and Materials. 18th Century — 1960]. Moscow, 1999, vol. I.

22. Shoucri M. Syril V. The Coptic Encyclopedia. Ed. by A. S. Atiya. NY, Oxford, Singapore, Sydney, 1991, vol. 3, p. 679.

23. Spedizione Ascinoff nel mar Rosso. Roma, 1889.

24. Tikhon (Zatekin), arkhim. Otets Paisii i russkaia dukhovnaia missiia v Abissinii v XIX stoletii [Father Paisius and the Russian Spiritual Mission in Abyssinia in the 19th Century]. Nizhegorodskaia starina. Kraevedchesko-istoricheskoe izdanie — Nizhny Novgorod Antiquity. Local History Edition, 2011, issue 27-28, pp. 23-39.

25. Vasil'ev A. D. A. N. Kuropatkin i zagotovka ego zapiski «Sredneaziatskii vopros i zavisi-most' ego ot voprosa vostochnogo» [A. N. Kuropatkin and Preparation of His Note "The Central Asian Question and Its Dependence on the Oriental Question"]. Vostochnyi arkhiv — Oriental Archive, 2020, no. 1 (41), pp. 30-37.

26. Vinogradova K. V. Problemy voenno-politicheskogo i kul'turno-religioznogo vzaimodei-stviia Efiopii i Rossii v novoe vremia [Problems of Military, Political and Cultural-Religious Interaction Between Ethiopia and Russia in Modern Times]. PhD-thesis. Krasnodar, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.