научно-методический электронный журнал
Савченко Т. В. Роль активности в формировании субъектной позиции студентов // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 02. - ART 14521. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14521.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14521
УДК 378.1:316.621
Савченко Татьяна Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск заусЬепко1у@уапЬех. ги
Роль активности в формировании субъектной позиции студентов
Аннотация. В статье проанализирована активность как категория, влияющая на формирование деятельности субъекта, затрагивается проблема активизации субъектной позиции студентов.
Ключевые слова: субъектная позиция студента; активность в деятельности; активизации процесса обучения.
Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Утверждение парадигмы высшего образования, ориентированной на студента, на реализацию его академических свобод, и возможность широкого выбора в образовательном процессе, означает возрастание его роли как субъекта собственной деятельности, ответственного за ее результаты.
Современное общество особенно нуждается в специалистах, способных к принятию нестандартных решений, активному участию в инновационных процессах, готовых компетентно решать исследовательские задачи. Молодой специалист должен быть способным к анализу и проектированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, обладать стремлением к самосовершенствованию (самопознанию, самоконтролю, самооценке, саморегуляции и саморазвитию) и стремиться к творческой самореализации. Неспособность учиться и быть субъектом собственной учебной деятельности создает проблемы как во время обучения в стенах университета, так и после его окончания, когда выпускник проявляет свою незрелость: неготовность жить в динамично меняющихся условиях и быть конкурентноспособным.
Активность пронизывает все виды жизни и жизнедеятельности человека, является необходимым условием выживания.
Новейший психологический словарь (В. Б. Шапарь, 2009) определяет активность как всеобщую характеристику живых существ, их собственную динамику как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей со средой [1].
Активность - способ самовыражения и самоосуществления личности, при котором обеспечивается или сохраняется её субъектность. Присущий личности способ организации и регуляции жизни на основе интеграции её потребностей, способностей, отношений к жизни, так или иначе, учитывает требования, обращенные к личности со стороны общества и обстоятельств. Поэтому активность включает и инициативу, исходящую из потребностей, притязаний, отношений личности, и ответственность, в форме которой личность учитывает объективную жизненную необходимость. Активность структурирует по ценностным и временным параметрам жизненное, межличностное, социально-психологическое пространство, проектирует деятельность, поведение и общение. Активность включает в себя жизненные результаты, опыт личности, её обобщения оптимальных конструктивных и неоптимальных жизненных стратегий на ценностной основе.
Активность в широком смысле слова - это присущий личности способ организации жизни, регуляции и саморегуляции на основе интенсификации потребностей, способностей, отношений личности к жизни, с одной стороны, и требований общества
f\j ■Л f\j
http://e-koncept.ru/2014/14521.htm
научно-методический электронный журнал
Савченко Т. В. Роль активности в формировании субъектной позиции студентов // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 02. - ART 14521. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14521.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14521
УДК 378.1:316.621
к личности, с другой. Это определение активности актуально лишь в том случае, если оно понимается в неразрывной связи с субъектом деятельности, где деятельность субъекта опосредуется и регулируется психическим отражением реальности [2].
В узком смысле активность - это индивидуально-типологическое, функциональное качество личности, посредством которого она реализует в каждом виде и форме деятельности свою направленность, личностный опыт.
Таким образом, активность является типичным для личности обобщенным ценностным способом отражения, выражения и осуществления ее жизненных потребностей, ценностным способом моделирования, структурирования и осуществления личностью деятельности, общения и поведения, при котором она сохраняет качество более или менее автономно, более или менее целостно, более или менее успешно индивидуально функционирующей системы в межличностном пространстве [3].
Активность - это не только способ выражения потребностей, но целостный и ценностный способ самовыражения, самоосуществления личности, которым обеспечивается её субъектность.
Субъектом учебной деятельности обучаемый становится тогда, когда активность, возникающая у него лишь как ответ на требования преподавателя, постепенно сменяется его собственной активностью по поиску инструментария, средств решения учебно-профессиональных задач.
В более широком смысле субъектность означает способность преодолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере учебной деятельности. Напомним, что психология и педагогика понятие деятельности заимствовали из философии. Самое широкое философское определение деятельности - это способ существования человека и общества в целом. Специфика собственно человеческого способа существования состоит в активном отношении человека к миру, направленному на его изменение и преобразование. При этом изменение внешнего мира есть предпосылка и условие для самоизменения человека. Субъектность обучаемого и означает способность меняться, становиться (делать себя) другим. Из неумелого или ленивого в компетентного и настойчивого, умеющего ставить цели, определять значимые условия их достижения, разрабатывать программу действий и корректировать ее по мере достижения промежуточных целей.
Понятие субъекта деятельности позволяет рассмотреть включение личности во все формы и уровни общественно-необходимой деятельности. Личность должна стать субъектом притом, что общественная деятельность социально регулируется, нормируется, оформляется. Поэтому функцией субъекта является согласование активности, носящей достаточно индивидуальный характер, с социальными структурами, нормами и формами деятельности [4]. Время и социально-экономическая ситуация современного мира диктует требования к личности, в том числе и к личности студента -будущего профессионала. Нынешний рынок труда высказывает свои требования в формулировке «активная жизненная позиция».
Субъект мобилизует свою активность не в любых, а в необходимых формах, в определённое, а не в любое время. Поэтому активность предполагает присущие личности способы разрешения противоречий между желаемым и требуемым (необходимым), между наличным и возможным (потенциальным), между индивидуальным и общим.
Чтобы изменять себя, обучаемый должен, во-первых, знать о своей ограниченности; во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе эти составляющие субъектности обучаемого являются рефлексивными по своей природе. Первая сфера, на которую должна быть направлена внутренняя активность обучаемого, - это
пи пи
http://e-koncept.ru/2014/14521.htm
КОНТ ТЕПТ
Савченко Т. В. Роль активности в формировании субъектной позиции студентов // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 02. - ART 14521. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14521.htm. - Гос.
рег. Эл № фС 77-4"65. - ISSN 2304-120X.
ART 14521 УДК 378.1:316.621
разрешение противоречия между необходимостью «здесь и сейчас» что-то изучать,
осмыслять и отсроченностью применения получаемых знаний и умений. Разрешение этого противоречия мы видим в сформированной у обучаемого дальней пролонгированной мотивации - профессионального намерения, стремления после окончания университета работать по специальности. К сожалению, по нашим данным, в некоторых студенческих группах до 40% обучаемых не имеют сформированного профессионального намерения. В то же время наличие профессионального намерения напрямую связано с проявлением таких признаков субъектности, как целеустремленность, настойчивость, ответственность в делах, определяющих автономность обучаемого.
Следующее существенное ограничение связано с таким важным проявлением субъектности обучаемого, как его интеллектуальная работоспособность. Противоречие здесь связано со все возрастающей сложностью требующих решения учебных задач и недостаточной сформированностью у обучаемого приемов конвергентного, критического и дивергентного мышления.
Важным условием становления субъектности обучаемого является его включенность в групповые процессы учебно-делового общения. Опросы показывают, что в учебной группе, как правило, от трех до пяти обучаемых обладают в значительной мере сформированными отмеченными проявлениями субъектности. В процессе специально организованного делового общения (дискуссия, деловая игра, мозговой штурм и т. д.) субъектность у других обучаемых за счет механизма подражания как бы перенимается, т. е. первоначально существует как категория интерпсихическая, а затем постепенно за счет механизма интериоризации превращается в категорию ин-трапсихическую. В то же время субъекты учебной деятельности сами нуждаются в деловом сотрудничестве, практике руководства людьми, в которых за счет механизма экстериоризации их субъектность приобретает более совершенную форму.
Экспериментально обнаружено, что запуск процессов интериоризации - экстериоризации наиболее полно осуществляется в проблемной ситуации социальнокогнитивного конфликта, возникающего при общении обучаемых с разными стилями мышления. Для преподавателя субъектность обучаемого является важной дидактической целью, требующей разработки специальной программы действий.
Проблемой активизации процесса обучения в разное время занимались педагоги: В. П. Беспалько, В. Ф. Шаталов, С. Н. Лысенкова, А. А. Окунев, Г. К. Селевко, Г. И. Щукина, Т. И. Шамова, А. А. Вербицкий и другие ученые. Однако, представленный анализ научной и педагогической литературы показал, что нет единой точки зрения на разрешения представленной проблемы. Ученые, как правило, выделяют какую-либо одну из составляющих процесса обучения. Более полную гамму компонентов активизации обучения можно представить следующими категориями: сознательность, целеполагание, инициативность, самостоятельность, творческое мышление, создание стимулирующих активность условий, новаторство в методах и формах проведения занятий и т. д., которые в совокупности определяют сущность этого процесса. Отметим, что активизация процесса обучения носит динамичный характер, поэтому его содержание постоянно обогащается и развивается.
Б. А. Голуб в своей работе «Основы общей дидактики» предлагает правила активизации процесса обучения [5]:
- знакомить обучающихся с научными методами познания:
- не давать им готовых определений, понятий;
- развивать самостоятельность их мысли с помощью творческих заданий.
http://e-koncept.ru/2014/14521.htm
научно-методический электронный журнал
Савченко Т. В. Роль активности в формировании субъектной позиции студентов // Концепт. -2014. - Спецвыпуск № 02. - ART 14521. - 0,3 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2014/14521.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14521
УДК 378.1:316.621
Активизация процесса обучения в современных условиях должна быть направлена на усиление познавательной активности, выработку самостоятельной, инициативной позиции обучающихся. Интенсификация процесса обучения, основанная на внедрении в образовательный процесс новых форм, методов, средств и педагогических технологий обучения, выбор такого их сочетания, который дает наиболее активизирующий эффект в образовательном процессе, является наиболее предпочтительным способом.
В современных условиях существует большое количество методов обучения, позволяющих активизировать процесс, так называемые «методы активного обучения», «...методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе» [6]. Посредством своей активности личность когнитивно, теоретически или практически моделирует, структурирует пространство своего взаимодействия с миром, организует его, сохраняя при этом качество более или менее автономной, более или менее целостной, индивидуально функционирующей системы.
Кроме того, рассматривая необходимость формирования активной позиции студента, надо затронуть вопрос тенденций современного образования.
Переход от знаниевой к компетентностной, от субъект-объектной к субъект-субъектной парадигме; введение модульного обучения, предполагающего исключительно консультативную роль преподавателя в образовательном процессе; внедрение новых технологий обучения (например, кейс-технология) - это и много другое делает активную жизненную позицию студента и его субъектность необходимым условием успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.
Ссылки на источники
1. Шапарь В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь;
под общ. ред. В. Б. Шапаря. - Изд. 4-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 806 с. - (Словари).
2. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение. 2000. - С. 11-23.
3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М., 1991.
4. Там же.
5. Там же.
6. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. - М., 2003. - С. 169.
т . С . . ISSN 2304-120Х
Tatyana Savchenko,
candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogy,
Siberian State University of physical education and sports, Omsk
The role of activity in forming the student’s subjective attitude
Abstract. Activity is analyzed as the category, influencing the subjects actions.
The author deals with the problem of the development of the student’s self- 4 . :п 4/
independence.
Key words: students subjective position, activation of cognitive activity.
References: 1-6 - Russian Sources.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
гм yj nj
977230412014214
http://e-koncept.ru/2014/14521.htm