Научная статья на тему 'Роль активизирующего консультирования в процессе виртуальной (электронной) стажировки педагогов'

Роль активизирующего консультирования в процессе виртуальной (электронной) стажировки педагогов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
167
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ВИРТУАЛЬНАЯ (ЭЛЕКТРОННАЯ) СТАЖИ-РОВКА / НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / АКТИ-ВИЗИРУЮЩЕЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / REFRESHER TRAINING / VIRTUAL (ELECTRONIC) TRAINEESHIP / SCIENTIfi C METHODOLOGICAL SUPPORT / EDUCATIONAL METHODOLOGICAL SUPPORT / INTENSIFYING CONSULTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трунцева Т. Н., Усова С. Н.

Приведены результаты экспериментальной деятельности по использованию активи-зирующего консультирования в процессе виртуальной (электронной) стажировки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трунцева Т. Н., Усова С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes results of experimental activity on using intensifying consultation in the process of virtual (electronic) traineeship are given

Текст научной работы на тему «Роль активизирующего консультирования в процессе виртуальной (электронной) стажировки педагогов»

УДК 37.018.46

Т.Н. ТРУНЦЕВА, С.Н.УСОВА

РОЛЬ АКТИВИЗИРУЮЩЕГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВИРТУАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОННОЙ) СТАЖИРОВКИ ПЕДАГОГОВ

В статье приведены результаты экспериментальной деятельности по использованию активизирующего консультирования в процессе виртуальной (электронной) стажировки.

Ключевые слова: система повышения квалификации; виртуальная (электронная) стажировка; научно-методическое сопровождение; учебно-методическое сопровождение; активизирующее консультирование.

The article describes results of experimental activity on using intensifying consultation in theprocess of virtual (electronic) traineeship are given.

Keywords: Refresher training; virtual (electronic) traineeship; scientific methodological support; educational methodological support; intensifying consultation.

Бесспорным основанием повышения квалификации в современных условиях развития пространства непрерывного образования становится необходимость выбора форм, соотносящихся с потребностями педагогов в оптимальном решении конкретных личностно-профессиональных проблем. Как отмечает Г.Б. Корнетов, современная педагогика - «это полифоническая педагогика, стремящаяся расширить образовательные возможности для каждого конкретного человека, актуализируя максимально большее количество аспектов его индивидуальной жизни...» [6]. «Особую значимость в настоящее время приобретают взаимодействие и партнерство всех участников дополнительного образования взрослых, активный обмен опытом... на основе учета особенностей организации дополнительного образования взрослых» [4, с. 294], - подчеркивается в исследовании Н.Н. Кошель, посвященном обоснованию выбора эффективных форм повышения квалификации на современном этапе и функциональной роли андрагога, осуществляющего их реализацию.

ГБОУ ВО МО «Академия социального управления» (АСОУ) - инициатор разработки и практической реализации виртуальной (электронной) стажировки педагогических работников в Московской области. Научный руководитель проекта - Л.Н.Горбунова, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и информационным технологиям АСОУ. По её справедливому замечанию, виртуальная (электронная) стажировка (ВС) - это «феномен развивающегося образовательного пространства дополнительного профессионального образования» [2].

© Трунцева Т.Н., Усова С.Н., 2017

Цель дополнительной профессиональной программы повышения квалификации (ДПП ПК) в формате ВС - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников, организация их деятельности по приобретению опыта работы в выбранном направлении. В этом смысле ВС - инновационная форма повышения квалификации не только потому, что она использует возможности сетевого взаимодействия стажеров в Интернет-пространстве, но и предполагает новую полифункциональную роль руководителя стажировки - преподавателя, реализующего ДПП ПК, способного обеспечить стажера способами решения личностно-профессиональных затруднений.

Оставив в стороне положительные аспекты реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в форме ВС (они описаны и представлены достаточно подробно в значительном количестве научных статей, публикаций и видеоматериалов специалистов системы повышения квалификации - Л.Н.Горбуновой [1; 2; 3], Д.А. Махотина [7], М.П. Нечаева [8], Г.А. Романовой [8], А.М. Семибратова [2], Т.Н. Трунцевой [10], С.Н. Усовой [11; 12], К.В. Хайбулиной [11;12] и др.), обратимся к результатам экспериментальной работы, проведённой авторами статьи в 2016 году.

В ходе эксперимента обобщались данные освоения стажерами двух ДПП ПК - «Развитие профессиональных компетенций учителей в системе подготовки к итоговой аттестации по литературе, 36ч, автор-составитель доцент Т.Н. Трунцева и «Использование современных образовательных технологий при формировании новых образовательных результатов школьников в условиях введения ФГОС ООО (Технологии проектной и учебно-исследовательской деятельности)», 36 ч, автор-составитель доцент С.Н. Усова. В исследовании участвовали 105 педагогов (всего 7 групп), реализующие основные образовательные программы основного общего образования и среднего общего образования, имеющие различную квалификационную категорию. Организация ВС проходила в среде электронного обучения АСОУ (Шр://е.авои-шо.ги), разработанной на основе МооШе.

Цель исследования - обоснование использования активизирующего полифункционального консультирования как востребованного составного структурно-функционального элемента реализации ДПП ПК в форме ВС.

Апробация двух программ в форме ВС показала: стажировка в виртуальном образовательном пространстве, где педагогическая действительность представлена в формате интернет-объектов и интернет-событий, будет эффективна в том случае, если ВС: 1) основана на направленном научно-методическом и учебно-методическом сопровождении деятельности стажера; 2) обеспечивает обучающегося взрослого возможностью активизированного контактно-дистантного изучения и «приращения» передового теоретико-практического опыта лучших образовательных организаций и педагогов; 3) предлагает возможность получить помощь в проектировании перспективы личностно-профессионального развития в интерактивной виртуальной среде профессионального общения. Другими словами, имеется твердое убеждение в том, что эффективность ВС для

обучающегося взрослого напрямую зависит от возможности получения им квалифицированной помощи со стороны руководителя стажировки как полифункционального консультанта на протяжении всего периода стажировки.

Рассмотренные в исследованиях Н.Н. Кошель и В. А. Янчук функциональные роли преподавателя в системе дополнительного профессионального образования - андрагог-эксперт, андрагог-провайдер, андрагог-организатор, андрагог-консультант [4, с. 294]. - в ходе апробации ДПП ПК были адаптированы к условиям ВС педагогов.

В нашем понимании, активизирующее полифункциональное консультирование - это помощь стажерам в реализации индивидуального маршрута коммуникации. Как показывает опыт, такая как форма учебно-методического сопровождения в процессе ВС может выражаться в организации среды творческой коммуникации - не воспроизводящей, соотносящейся с эффектом «познавания ради самого познавания», а ориентированной на возможности приращения нового личностно - профессионального опыта через методическую саморефлексию и внешнюю экспертизу результатов приращения. Ее реализация возможна через комплекс функциональных ролей руководителя стажировки: «андрагог-эксперт» - «андрагог-организатор» -«андрагог-провайдер».

В этой связи одна из задач научно-методической помощи полифункционального активизирующего консультирования - актуализация стартовых профессиональных затруднений специалиста через актуализацию его профессионально-личностных потребностей [9, с. 290].

На основе опосредованного наблюдения за деятельностью стажеров нами было выявлено соотношение потребностей стажера 1) в приращении теоретического опыта (превентивных консультаций) - 2) в приращении практического опыта - 3) в консультативной помощи руководителя виртуальной стажировки.

На первом этапе стажировки обучающиеся были нацелены в первую очередь на «приращение» нового теоретического знания, иллюстрацию которого хотели бы увидеть в дальнейшем в практической деятельности педагогов общеобразовательных организаций (ОО), представленных в программе ДПП ПК. При этом в выборе актуального нового знания стажеры испытывали большие затруднения, так как для каждого из них актуальность и новизна востребования были индивидуальными. На этом этапе необходимость консультативной помощи руководителя как андрагога-эксперта и андрагога-организатора была отмечена стажерами как пиковая (96-98 %, см. диаграмму 1: «начало курса», «окончание курса», соответственно).

Диаграмма 1

то £1 Ш

е

е

о

X

ю ш £1 I-

о

и и ш £1

Потребности стажера в содержании курсовой подготовки

120 100 80 60 40 20 0

о

!!□

96

63 66

начало курса

96

89

71

основное

время стажировки

91

100 98

окончание курса

теоретические знания по проблеме курса

63

71

91

□ практический опыт решения профессиональных задач по проблемам курса

66

96

100

консультативная помощь руководителя стажировки

96

89

98

контент приращения нового знания и умений в ходе стажировки

С учётом этого, научно-методическая помощь педагогам на первом этапе стажировки заключалась в следующем: руководитель стажировки предоставлял необходимую информацию по основным направлениям развития образования, новым педагогическим технологиям, стимулируя творческую инициативу стажёров.

Учебно-методическая помощь заключалась в том, что только по результатам выполнения предыдущих операций консультант как андрагог-организатор направлял стажера на изучение консультационного материала, сообщая ему определенную последовательность. Наиболее востребованной функция консультанта в позиции «андрагог-организатор» стала на этапе изучения превентивных консультаций (100 и 90 (%), соответственно - см. диаграмму 2), изучения опыта практико ориентированных мероприятий: семинаров, вебинаров и конференций, распространяющих опыт педагогов образовательных организаций по проблемам ДПП ПК. В этом случае андрагог-организатор регулировал процесс образовательно-профессиональной деятельности, обеспечивал условия для ее эффективности: корректировал учебные действия в случае возникновения в ней проблем; предлагал возможные наиболее целесообразные и оправданные способы их решения; оказывал помощь в установлении гуманистических отношений между стажерами; способствовал созданию ситуации успеха в освоении программы ВС.

Развивая свои функции, руководитель как андрагог-эксперт в процессе изучения превентивных консультаций помогал самостоятельно выявить проблему-доминанту в открытой парадигме личностно-профессиональных

проблем педагога, решение которой актуализировало его теоретический и практический опыт (этот эффект отметили 90 из 105 респондентов).

Диаграмма 2

Потребности стажера в консультировании руководителя на всех этапах обучения

120 100 80 60 40 20 0

100

-96-

-56-

"36---30

андрагог-организатор

100 100

30 30

Г" 20

андрагог-провайдер

100

80

-50

0 0

андрагог-эксперт

□ изучение опыта превентивных консультаций

100

100

80

изучение опыта педагогов

30

30

0

□ изучение опыта ОО

90

100

0

□ изучение опыта практико ориентированных мероприятий

30

30

50

Как отметили стажёры по завершении курса, «при изучении материалов превентивных консультаций руководитель ВС оказывал помощь «в исправлении стажерами допущенных технических и профессионально-предметных ошибок», «в изменении направления и содержания школьной практики педагога» и др.!

Функциональная роль консультанта в позиции «андрагог-эксперт» была наиболее востребована стажерами и на заключительном этапе ВС - защите итоговой практико-значимой работы (презентации приращенного опыта) [11]. Причины потребности стажеров в помощи андрагога-эксперта заключались в следующем: адресная помощь консультанта помогла «найти эффективные теоретические способы решения актуальных предметных, методических задач, связанных с практикой педагога» (отметили 103 респондента); «выстроить открытую парадигму проблем, решение которых в дальнейшем позволит педагогу восполнить личностно-методические проблемные «зоны» профессиональной практики» (отметил 101 стажер).

Так как ключевой категорией в рамках любой активизирующей модели является «познавательный интерес» (Э. Гельфман, Л. Демидова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, М. Холодная, Г.И. Щукина и др.), в

ходе опосредованного наблюдения было выявлено соотношение потребностей стажеров в приращении опыта 1) превентивных консультаций - 2) практического опыта педагога образовательной организации (ОО) - 3) практического опыта ОО - 4) опыта практико ориентированных мероприятий (см. диаграммы 1-2).

На всех этапах стажировки обучающиеся были нацелены андрагогом-организатором на возможность изучения спектра практических инструментов решения актуальных профессиональных задач и иллюстрации их применения в реальной практике педагога общеобразовательных организаций. Отметим, что теоретический и практический опыт ОО, в силу его объемности и относительно слабой структурированности, на первых этапах стажировки вызвал у стажеров интерес в меньшей степени, потому что «главным образом представляет собой обобщение результатов проведения того или иного мероприятия, но не иллюстрирует алгоритмы решения профессиональных задач, он часто не авторизирован», - отметили 42 участника эксперимента. Тем не менее, в ходе стажировки вектор приращения опыта ОО все же претерпел качественное изменение: у большинства стажеров возникла потребность как в расширенном изучении теоретического материала консультаций (71%, см. диаграмму 1), так и развертывании возможностей изучения опыта образовательных организаций (96%, см. диаграмму 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Качественно-прогрессивное изменение вектора приращения опыта ОО произошло благодаря учебно-методической помощи руководителя стажировки, выступившего первоначально в роли «андрагог-провайдер», а затем как педагог-организатор.

Руководитель стажировки в качестве андрагога-провайдера обеспечивал стажеров актуальными научно и учебно-методическими, информационными ресурсами, инфраструктурно-технологически поддерживал активность деятельности стажеров, включенных в изучение опыта ОО. Другими словами, восполнял недостающие ресурсы решения актуальных профессиональных задач, используя возможности портфолио руководителя курса, выложенного на платформе стажировки. Подчеркнем востребованность стажерами портфолио руководителя стажировки (более 800 скачиваний продуктов исследования и профессиональной практики).

В роли андрагога-организатора руководитель стажировки участвовал в планировании перспективы коммуникации стажеров по окончании ВС: иллюстрировал перспективы развития профессиональных компетенций стажера в творческих лабораториях и школах педагогического мастерства, реализующихся в пространстве ОО на основе возможностей сетевой коммуникации педагогов и руководителей стажировки в виртуальной среде. Другими словами, андрагог-организатор участвовал в создании открытой среды активной коммуникации педагогов на основе принципов сотрудничества и взаимопомощи в решении актуальных личностно-профессиональных задач.

Это позволило выйти на качественно новый уровень коммуникации стажеров, ориентированный на их дальнейшее саморазвитие и самореализацию. Отметим, что по окончании стажировки 30% стажеров продолжили

профессиональное взаимодействие в интернет-среде: включились в деятельность сетевой творческой лаборатории «Развитие профессиональных компетенций педагога в условиях реализации ФГОС ООО», организованной руководителями стажировки - преподавателями АСОУ; приняли участие в региональных научно-практических и практико-ориентированных семинарах и конференциях, активно использовав возможности интернет-среды [11].

Таким образом, можно с достаточной определенностью сказать, что активизирующее полифункциональное консультирование как форма научно-методического сопровождения в условиях ВС должно состоять в оказании руководителем стажировки помощи в построении (проектировании) индивидуального маршрута самообразования - индивидуальной программы компетентностного саморазвития - и реализовываться посредством комплекса функциональных ролей руководителя: «андрагог-эксперт» и «андрагог-организатор».

На основе проведенного исследования можно сделать вывод: развитие образовательно-учебного ландшафта возможно при использовании инновационных форм повышения квалификации, к которым, безусловно, относится ВС. Процессу освоения стажерами программы ВС способствует активизирующее консультирование руководителя стажировки, которое реализуется через целый комплекс функций, что, в конечном итоге, приводит к качественно-прогрессивному изменению мотивации педагогов, их активной самореализации, установлению перспективы их профессиональной коммуникации, в том числе в виртуальном образовательном пространстве.

Литература

1. Горбунова Л.Н. Виртуальная стажировка педагогических работников как элемент развивающего образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Академия социального управления. М.: АСОУ, 2015. № 2. С. 15-22.

2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальная стажировка педагогических работников как феномен развивающегося образовательного пространства дополнительного профессионального образования // Материалы XXV Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» («ИТО-2015») 06-07 ноября 2015. URL: http://ito.su/main.php?pid=26&fid=9422

3. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Виртуальное консультирование как инновационный образовательный ресурс в повышении квалификации педагогов // Информатика и образование. 2005. № 7. С. 107-111.

4. Кошель Н.Н. [и др.] Модельная программа подготовки андрагогов: учебно-методическое пособие / под ред. канд. пед. наук Н.Н. Кошель. Минск: АПО, 2011. 314 с.

5. Литвинова С.Г. Облачно-ориентированная учебная среда школы: от кабинета до виртуальных методических предметных объединений учителей // Образовательные технологии и общество. 2014. Том 17. № 1. С. 457-468.

6. Кригер Е.Э. Источники неопределенности в современной педагогической деятельности // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 1 (44).

7. Махотин Д.А. Стажировка педагогов - современная новация для их развития // Учительская газета. № 26. 30 июня. 2014.

8. Нечаев М.П., Романова Г.А. Виртуальная стажировка как эффективный ресурс непрерывного педагогического образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 109-114.

9. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. Теория и практика сопровождения профессиональной деятельности педагогов // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения, 2001 // Межрегиональный сборник научных трудов. СПб.: Изд-во «Петрополис», 2001. С. 285-300.

10. Трунцева Т.Н. Опыт и перспективы виртуальной (электронной стажировки как формы повышения квалификации педагогов // Материалы III Международной научно-практической интернет-конференции «Непрерывное образование специалистов в современных условиях: новый дизайн» 20-21 сентября 2016 г. URL: http://edu.asou-mo.ru/

11. Усова С.Н., Хайбулина К.В. Разработка и практическая реализация виртуальной стажировки в дополнительном профессиональном образовании // Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 8 (10). С. 39-46.

12. Усова С.Н., Хайбулина К.В. Виртуальная стажировка: опыт разработки и первые результаты апробации // Вестник РМАТ. 2016. № 4. С. 88-94.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.