Научная статья на тему 'Роль А. А. Васильева в развитии американского византиноведения'

Роль А. А. Васильева в развитии американского византиноведения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. А. ВАСИЛЬЕВ / ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЕ / РУССКАЯ НАУЧНАЯ ЭМИГРАЦИЯ / ИСТОРИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ НАУКИ / A. A. VASILYEV / BYZANTINEERA / RUSSIAN SCIENTIFIC EMIGRATION / HISTORIOGRAPHY / SCIENCE HISTORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Захаров О. И.

Рассматривается научное творчество А. А. Васильева в США, его влияние на становление византиноведения в этой стране. На основе архивных материалов автором делается вывод о том, что А. А. Васильев смог стать основателем византиноведения в Америке, где уже были созданы все необходимые условия для возникновения этой отрасли исторического знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of A. A. Vasilyev in development of the American byzantineera

The scientific creativity of A. A. Vasilyev to the USA, his influence on formation of a byzantineera in this country are considered in this article. The author concludes that A. A. Vasilyev could become in America the founder of a byzantineera on the basis of archival materials. The author write, that all necessary conditions for emergence of this were already created grew historical knowledge in the USA at this time.

Текст научной работы на тему «Роль А. А. Васильева в развитии американского византиноведения»

Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2015. № 2 (6). С. 47-50.

УДК 93/94

О. И. Захаров

РОЛЬ А. А. ВАСИЛЬЕВА

В РАЗВИТИИ АМЕРИКАНСКОГО ВИЗАНТИНОВЕДЕНИЯ*

Рассматривается научное творчество А. А. Васильева в США, его влияние на становление византиноведения в этой стране. На основе архивных материалов автором делается вывод о том, что А. А. Васильев смог стать основателем византиноведения в Америке, где уже были созданы все необходимые условия для возникновения этой отрасли исторического знания.

Ключевые слова: А. А. Васильев; византиноведение; русская научная эмиграция; историография; история науки.

O. I. Zakharov

THE ROLE OF A. A. VASILYEV IN DEVELOPMENT OF THE AMERICAN BYZANTINEERA

The scientific creativity of A. A. Vasilyev to the USA, his influence on formation of a byzantineera in this country are considered in this article. The author concludes that A. A. Vasilyev could become in America the founder of a byzantineera on the basis of archival materials. The author write, that all necessary conditions for emergence of this were already created grew historical knowledge in the USA at this time.

Keywords: A. A. Vasilyev; byzantineera; Russian scientific emigration; historiography; science history.

В конце августа 1925 г. с корабля, прибывшего в Нью-Йорк, сошел российский историк-византинист Александр Васильев. Несмотря на то, что он очень любил путешествовать, цель его приезда была далека от туристической. Васильев направлялся в американскую глубинку, в небольшой городок Мэдисон, где ему предстояло занять кафедру византинистики в Висконсинском университете. Тогда никому еще и в голову не могло прийти, что этот университет, расположенный между двумя живописными озерами, станет одним из лучших в мире (будет входить в мировую двадцатку). М. И. Ростовцев, также известный русский историк-эмигрант, который до Васильева проработал в Висконсине пять лет, направляясь туда в первый раз,

сравнивал должность профессора в Вискон-синском университете с должностью преподавателя гимназии в России. В 1925 г. он перешел в Йельский университет и порекомендовал назначить вместо себя А. А. Васильева. Причем сам Васильев особо не стремился стать американским историком. Он не пытался эмигрировать из СССР, хотя причины у него для этого были достаточно весомые [1]. Будучи в командировке в Париже, в 1924 г. он встретил семью Ростовцевых, Михаил Иванович убедил Васильева переехать в США. «К новому году, уже в Ленинграде, Васильев получает официальное приглашение от Висконсинского университета» [2]. В мае 1925 г. Васильев поехал в заграничную научную командировку в Берлин, а затем

* Статья подготовлена в результате проведения исследования с использованием средств субсидии на государственную поддержку ведущих университетов Российской Федерации в целях повышения их конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров, выделенной НИУ ВШЭ.

© Захаров О. И., 2015

47

О. И. Захаров

в Париж по ходатайству Академии Наук и РАИМК сроком до 15 сентября, уже имея при себе приглашение из Мэдисона. В августе он уехал в США. Чтобы придать своему отъезду легитимный характер, ученый пишет письма в РАИМК, Академию Наук, своим друзьям и коллегам с просьбой посодействовать в продлении командировки, так как вынужден был уехать до ее получения. Васильев долгое время не хотел порывать с Россией, он каждый год писал письма в академию с просьбой продлить командировку. Наконец, 15 сентября 1928 г. было признано окончательной датой, когда историк должен вернуться домой. Васильев не вернулся и был признан эмигрантом, добровольно покинувшим Родину.

Говорить о времени возникновения американской византинистики довольно сложно. Чаще всего его связывают с именем самого А. А. Васильева и основанием Думбартон Окса. Одним из первых познакомил американцев с историей Византии, хотя и весьма поверхностно, Ш. Диль, который был приглашенным лектором. Как писал А. А. Васильев в письме Жебелеву от 11 марта 1926 г.: «Правда, несколько лет назад здесь в Америке, в частности в Мадисоне, был проездом и читал лекции Charle Diehl, звезда первой величины, но он читал по-французски, и, значит, 9/10 аудитории его не понимали» [3]. Во многом зарождение византиноведения в США было связано с изучением античной истории. Также интересу к истории Византии способствовало участие американских ученых в раскопках на Ближнем Востоке с конца XIX - начала XX вв. Но специальных работ до приглашения Васильева по истории Византии в США не появлялось. Мы можем упомянуть только работы А. Боука [4], который стал заниматься византинисти-кой после Первой мировой войны, и Munro, который работал в Висконсинском и Принстонском университетах.

Также к 1920-м гг. в США было собрано значительное количество памятников материальной культуры по истории Византии. В частности, сам А. А. Васильев в письмах пишет: «В Филадельфийском музее я нашел дивные вещи для иллюстрации визант[ийской] торговли со Средней Азией» [5]. Также он ознакомился с коллекцией папирусов в Ann

Arbor, собранных профессором Воак'ом, которого он охарактеризовал следующим образом: «Он теперь тоже византинист и даже разбирает по-русски» [6]. Естественным

следствием накопления памятников византийской культуры и появлением исследований по истории Византии стало открытие научного центра по изучению истории и культуры Византии. Такой центр был создан в 1940 г. при Гарвардском университете в Думбартон Оксе. Там были собраны коллекции Принстонского и других университетов, организована библиотека. С 1941 г. при этом центре начинает выходить периодическое издание «Dumbarton Oaks Papers», в котором публикуются статьи по позднеантичной, раннесредневековой и византийской истории и культуре.

К 1920-м гг. в американских университетах были собраны неплохие библиотеки по истории Византии при университетах. Как пишет А. А. Васильев от 25 сентября 1925 г.: «Я прямо временами поражаюсь, какая прекрасная по моему делу здесь библиотека; и ведь никто до меня Византией не занимался. Лишь за несколько лет до моего прибытия проф[ессор] Munro, который теперь работает в Princeton, занимался здесь крестовыми походами. Если не считать папирусов, то большинством изданий я пользуюсь первый. Беда, конечно, с русскими изданиями»

[7] . При этом нельзя забывать, что в то время отечественное византиноведение было одним из ведущих в мире. Это признавали многие зарубежные ученые и признавались, что им приходилось учить русский язык, так как не считаться с достижениями отечественных ученых в этой области науки в первой четверти XX в. было нельзя.

Приехав в США, Васильев столкнулся с тем, что там не было византинистики как отдельной отрасли исторической науки. Но при этом существовал ряд предпосылок для ее возникновения. Став одним из первых, кто преподавал историю Византии в США, Васильев активно занимается написанием и изданием учебной литературы. В частности, в первый же год пребывания в Америке он делает перевод своей «Истории Византии»

[8] , которая только в США выходила два раза, кроме того, была переведена на французский, испанский, греческий и турецкий

48

Роль А. А. Васильева в развитии американского византиноведения

языки. Именно это сочинение А. А. Васильева долгое время использовалось в США в качестве учебника. По свидетельству Г. А. Острогорского: «Эта общепризнанная и значимая работа стала ясным и надежным руководством к изучению Византии» [9]. Благодаря тому, что этот учебник был написан одним из ведущих специалистов своего времени, он во многом определял уровень развития данной дисциплины.

А. А. Васильев ввел в научный оборот большое количество источников, в том числе и на арабском языке, которые до этого мало привлекались для исследования истории Византии. Он первым начал осваивать новый, большой комплекс источников на папирусах по истории Византии, хранившихся в США. Он одним из первых высказал предположение, что «Записка готского топарха» является подделкой. Позже это было доказано другим американским ученым И. Шевченко. Васильев также сумел распространить в американской и западноевропейской историографии представление о развитии феодализма в Византии [10], что до него отрицалось многими западными учеными. После своей отставки из Висконсинского университета А. А. Васильев не оставил занятия византийской историей и превратился в одну из крупнейших фигур мировой византинистики. Он продолжал заниматься исследованиями в новом центре византиноведения в Думбартон Оксе [11] сначала в качестве старшего исследователя (senior scholar, 1944-1948), а затем и почетного исследователя (scholar emeritus, 1949-1953). Кроме того, он периодически читал лекции по истории Византии в летнем семестре в качестве приглашенного профессора в других университетах США.

Кроме преподавания истории Византии студентам, он иногда читал и публичные лекции. В письме С. А. Жебелеву от 11 марта 1926 г. он описывает свои впечатления от первой прочитанной лекции: «С 4,30 по 5,20 моя публичная лекция от факультета о средневековом Константинополе... Должен Вам сказать не для самовосхваления, но совершенно объективно, что моя публичная лекция собрала очень много публики и имела очень большой успех. Ведь эти темы для американцев откровение; они никогда ничего об этом не слыхали» [12].

Под руководством А. А. Васильева в Висконсинском университете по византиноведению защитилось пять человек. Если учесть то, что византинистика не являлась популярным направлением американской исторической науки, а Висконсинский университет не являлся византиноведческим центром, то такое число защитившихся по истории Византии стоит признать довольно внушительным. Одним из первых его учеников является П. Харанис, который стал известным ученым. Свои работы он посвятил проблемам социальной истории Византии [13]. Его основной методологической предпосылкой являлось представление о том, что история Византии определялась двумя основными факторами - войной и религией. Весьма интересно также то, что основные работы по визан-тинистике при Васильеве и после его смерти американскими учеными были написаны по социально-экономической истории. На наш взгляд, это связано с тем, что сам Васильев основное внимание уделил внешней политике Византии. В России он не касался социальноэкономической проблематики в силу того, что на эту тему существовали превосходные работы Ф. И. Успенского и других ученых. Однако у него было желание написать социально-экономическую историю Византийской империи, он даже проводил переговоры с английским издательством «The Clarendon Press», но не осуществил эту идею.

А. А. Васильев был председателем комитета по изучению Византии при Американском Совете Ученых Обществ в Вашингтоне, о чем он писал в письме И. Ю. Крач-ковскому [14]. Но при этом он не участвовал в организации ни Думбартон Окса как визан-тиноведческого центра, ни Byzantine Institute of America, который был основан в 1930 г. Т. Виттемором. Тем не менее это не умаляет вклада А. А. Васильева в организацию византиноведения в США. Также необходимо отметить и большое количество научных трудов: не менее пятидесяти различных монографий, статей на английском языке, вышедших в США, всего же он написал около ста пятидесяти работ [15]. Они подготовили необходимую базу для изучения истории данной империи в США.

Этот выдающийся ученый был по достоинству оценен в США: в архиве Вискон-

49

О. И. Захаров

синского университета он охарактеризован как «the world’s leading authority on the Byzantine Empire» [16]. Его ценили не только в Америке, Васильева знали все византинисты того времени. В 1931 г. его избрали почетным членом Института им. Н. П. Кондакова в Праге. В 1934 г. Васильев становится членом Югославской Академии наук, тогда же он выступает в Софии с докладом по истории Трапезундской империи. Во время этой конференции болгарский король наградил его орденом. В 1935 г. А. А. Васильев был избран в Американскую Академию Средневековья и стал президентом Института им. Н. П. Кондакова, которым руководил до его закрытия в 1951 г. В 1952 г. он был приглашен на Византийский конгресс в Салониках, где был избран его почетным президентом, весь конгресс прошел под знаком чествования А. А. Васильева. Таким образом, можно сделать вывод о том, что А. А. Васильев как представитель передового в то время российского византиноведения в результате своей эмиграции смог «пересадить на новую почву новую науку», т. е. стать ее основателем. Но при этом, принимая во внимание деятельность других ученых, организацию научных центров, нельзя сказать, что без Васильева византиноведения в США не было бы. Просто на его месте оказался бы другой ученый - как из американских профессоров, так и из приехавших во время Второй мировой войны их европейских коллег, например А. Грегуар, основатель журнала «Byzantiona». Известно, что несколько выпусков этого журнала было осуществлено в США. К тому же нельзя забывать, «в США на время войны переехал ряд европейских византиноведческих институтов, что дало толчок к появлению византиноведческих изданий («Byzantina-Metabyzantina», I-II, 1946, 1949)» [17]. Особое внимание истории Византии и славянских стран стали уделять и американские журналы «American Historical Review», «Slavic Review», «Speculum», «Classica et Mediaevalia», «American Journal of Philology».

ЛИТЕРАТУРА

1. Захаров О. И. Причины эмиграции А. А. Васильева из СССР по материалам архива ИИМК РАН // Российское византиноведение: традиции и перспективы : тезисы докладов XIX

Всероссийской научной сессии византинистов.

- М., 2011. - С. 103-106.

2. Бонгард-Левин Г. М., Тункина И. В. М. И. Ростовцев и А. А. Васильев. (Новые архивные материалы) // ВДИ. - М., 1996. - Т. IV. - С. 169.

3. ПФА РАН. Фонд Жебелева С.А. 726. Оп. 2. Д. 18. Л. 102.

4. Boak A. E. R. The Master of the Office in the Later Roman and Byzantine Empires. - Univ. of Michigan Studies, Human Series, XVI. - N. Y., 1919 ; Boak A. E. R., Dunlap J. E. Two Studies in Later Roman and Byzantine Egypt. - N. Y., 1936.

5. ПФА РАН. Фонд Жебелева С.А. 726. Оп. 2. Д. 18. Л. 86.

6. ПФА РАН. Фонд Успенского Ф.И. № 116. Оп. 2. Д. 61. Л. 4, 4 об.

7. ПФА РАН. Фонд Жебелева С.А. 726. Оп. 2. Д. 18. Л. 87.

8. Васильев А. А. Лекции по истории Византии.

1. Время до эпохи Крестовых походов (до 1081 года). - Пг., 1917 ; Его же. История Византии. Византия и крестоносцы. Эпоха Ком-винов (1081-1185) и Ангелов (1185-1204). -Пг., 1923 ; Его же. История Византии. Латинское владычество на Востоке. Эпоха Никей-ской и Латинской империй (1204-1261). - Пг., 1923 ; Его же. История Византии. Падение Византии. Эпоха Палеологов (1261-1453). - Л., 1925 ; Его же. История Византийской империи. 324-1453. - Т. 1-2. - СПб., 1998 ; Va-siliev A. A. History of the Byzantine Empire / translated from the Russian by Mrs. S. Ragozin.

- Vol. 1-2. - Madison, 1928-1929 ; Idem. History of the Byzantine Empire, 324-1453. - Second English edition, revised. - Madison, 1952.

9. Острогорский Г. А. История византийских исследований // Христианское чтение. - 2010. -№ 1 (32). - С. 122-132 ; Его же. История византийских исследований // Христианское чтение. - 2012. - № 2. - С. 142-151 ; Os-trogorsky G. History of The Byzantine State. -New Jersey, 1969. - P. 12-21.

10. Курбатов Г. Л. История Византии: историография. - Л., 1975. - С. 166.

11. Карпов С. П. Архив А. А. Васильева в Dumbarton Oaks (Вашингтон) // Васильев А. А. История Византийской империи: от начала крестовых походов до падения Константинополя. -2-е изд., испр. - СПб., 1998.

12. ПФА РАН. Фонд Жебелева С.А. 726. Оп. 2. Д. 18. Л. 102.

13. Charanis P. Church and State in the Later Roman Empire. - Madison, 1939 ; Monastic properties and the State. - DOP IV (1943).

14. ПФА РАН. Фонд Крачковского И.Ю. 1026.

Оп. 3. Д. 207. Л. 60.

15. Грушевой А. Г. К переизданию цикла общих работ А. А. Васильева по истории Византии // Васильев А. А. История Византийской империи: время до эпохи крестовых походов (до 1081 года). - СПб., 1998. - С. 5-28.

16. University of Wiskonsin-Madison. - URL: http://history.wisc.edu/cgi (дата посещения: 07.06.2010).

17. Курбатов Г. Л. Указ. соч. - С. 167.

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.