Научная статья на тему 'Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи'

Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1023
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СУБКУЛЬТУРА / РОК-МУЗЫКА / РОК-КУЛЬТУРА / ЭКСТРЕМИЗАЦИЯ / YOUTH / SUBCULTURE / EXTREMISM / ROCK MUSIC / ROCK CULTURE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Эрнестовна, Крикунова Юлия Анваровна

В статье рок-музыка рассматривается как фактор, влияющий на развитие личности молодого человека в период нарастающей в российском обществе экстремизации сознания подрастающего поколения. В статье приведены результаты биографического глубинного интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

ART 470172 УДК 159.923.5

Кузнецова Елена Эрнестовна,

студентка ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти hida.elena@yandex.ru

Крикунова Юлия Анваровна,

кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ФГБОУ ВО «(Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти ¡ulialeo@yandex.ru

Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи

Аннотация. В статье рок-музыка рассматривается как фактор, влияющий на развитие личности молодого человека в период нарастающей в российском обществе экстремизации сознания подрастающего поколения. В статье приведены результаты биографического глубинного интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 24 лет.

Ключевые слова: рок-музыка, рок-культура, экстремизация, молодёжь, субкультура.

Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Рассматривая определение слова «рок», по словарю С. И. Ожегова, мы выделили, что синонимом данного определения является слово «судьба». Примечательно, что Ожегов определял её, судьбу, весьма трагичной и несчастной в аспекте рока. Кроме того, С.И. Ожегов дал более точное трактование определения рок-музыки, а именно как «эксцентрической, эстрадной музыки, исполнение которой происходит в быстрых ритмах, с помощью электронных инструментов и участием голоса» [1].

Рок-музыка как особое музыкальное направление имеет большое количество направлений: от достаточно «лёгких» жанров, таких как танцевальный рок-н-ролл (от которого и пошло массовое распространение рок-культуры и всевозможных жанров рок-музыки), от которого в своё время это направление и произошло, до брутальных и агрессивных жанров - дэт-метала и грайндкора. Содержание песен варьируется от лёгкого и непринуждённого до мрачного, глубокого и философского.

Рок - также музыкальное направление, у которого есть свои временные границ и собственные характерные черты, которые существенно отличают его от других. Так же как и литературное творчество, рок имеет свои направления, например рок-н-ролл, симфонический и психоделический рок. Главной отличающей особенностью рока является непрерывный, жесткий и четкий ритм. Рок-музыка не создавался специально с какой-либо целенаправленной идеей, но осмотревшись на время формирования этого стиля, можно с уверенностью твердить, что подсознательная цель создателей этого стиля является протест и бунтарство молодого поколения нравам и моралям старших. Разные представители рок-музыки по различному объясняют задачу создания их рок-произведений. Одни заявляют, что такая музыка дает возможность получать удовольствие от жизни, какая бы она ни была, иные, что рок способствует умению управлять поведением и мыслями других людей, третьи сетуют что рок - это способ и стиль их существования.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

Рок-музыку, только как один из жанров музыкальной индустрии, не целесообразно рассматривать, т.к. это не только музыка, но и специфичная культура молодёжи. Рок (дословным переводом слова «Rock» является - «качаться, раскачиваться») берёт свои истоки с первой половины 1950-х гг. в США.

Лишь в 60-х годах 20 века рок-музыка стала обозначаться, в американской литературе, как индивидуальное музыкальное направление, окантованное своей стилистикой и модой. На сегодняшний день «рок» охватывает в себя не только музыку, но так же - культуру, или рок-культуру.

Е. Л. Рыбакова утверждала, что «такие признаки рок-музыки, как использование электромузыкальных инструментов, творческая самодостаточность (для рок-музыкантов характерно исполнение композиций собственного сочинения), являются вторичными и часто вводят в заблуждение» [2, с. 2]. По этой причине принадлежность некоторых стилей музыки к року оспаривается.

Возникновение молодежной культуры в целом и рок-культуры в частности связывают с феноменом «беби-бума». К середине 60-х годов доля молодежи 14-19 лет в общей массе населения развитых стран составляла от 30 до 45%. «Впервые в истории человечества молодежь образовала независимую социальную группу со своими потребностями, интересами и исканиями» [3, с. 17].

В своей статье мы будем исходить из того факта, что экстремальность является определяющим свойством сознания и поведения современной молодежи. В условиях социальной неопределенности, риска и катастроф, экстремальность все чаще приобретает крайние формы, которые могут выражаться как приемлемыми, так и неприемлемыми способами - протесты, вооруженные нападения и столкновения, террористические акты и т. д. все чаще происходят с участием некоторой части молодежи.

Кроме того, российский исследователь Т. А. Хагуров предостерегает об опасности массового увлечения молодежью России некоторыми субкультурами в связи с их явной предрасположенностью к некрофилии, провоцирующей «влечение к смерти, что вполне отчетливо проявляется в так называемых депрессивных подростковых субкультурах - Эмо и Готов (по счастью, не очень прижившихся в нашей стране!), давно и справедливо обвиняемых в провоцировании суицидальных настроений в подростковой среде» [4, с. 5677].

Обратимся к анализу причин данных явлений, а именно к специфическому типу сознания молодежи. Такие психофизиологические особенности молодежного сознания как эмоциональный уровень восприятия явлений, импульсивность, агрессивность, склонность к эпатажу в сочетании с социально-политическими факторами его становления, а именно конфликтом ценностей поколений, преобладанием роли средств массовой коммуникации в жизни детей, социальным протестом против государственной власти приводят к осознанию частью молодежи в создании своего рода «убежища» от мира взрослых - собственной молодежной культуры.

В целях изучения влияния рок-музыки на жизненный путь личности нами в январе-феврале 2017 года были проведены глубинные интервью с представителями данной культуры. В данной статье представим результаты интервью с молодыми людьми в возрасте от 18 до 25 лет.

Итак, обращаясь к анализу роли агентов социализации, имеющих первостепенное значение в процессе формирования сознания подрастающего поколения, отметим родителей, которые в жизни наших информантов сыграли ведущую роль и в деле приобщения их к рок-культуре. Многие интервьюируемые отмечали лояльное отношение родителей к своим музыкальным предпочтениям. Каждый из опрошенных

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

нами информантов акцентировал внимание на своём раннем погружении в рок-музыку. Этот возраст варьируется от 5 до 14 лет.

Стоит подчеркнуть, что девушки начинали увлекаться рок-музыкой неесколько позже юношей. Мы можем предположить, что именно мужское влияние, со стороны отцов, братьев, на информантов оказало более сильное влияние, нежели женское. В частности, один из респондентов с благодарностью и уважением рассказывал нам о своей семье, а именно об отчиме, который понимал, принимал и поддерживал его увлечения. Сергей (19 лет) отмечал: «Всё началось в 2003 году, когда мама познакомилась с отчимом и мы вместе проводили время, гуляли, он включал музыку в машине. Он слушал рок. Жёсткий рок. Не просто альтернативу, а именно Hard-rock, Dead-metal, экспериментальный рок. Отчим повлиял на меня очень сильно, привил вкус, любовь к жизни, внёс свою идеологию «безбашенности» и в то же время ответственности к жизни и другим людям. Принёс в мою жизнь рок!».

Как уже говорилось выше, каждый из информантов отмечал, что в их семьях не было жестких запретов на самовыражение и увлечения, родители являлись не только авторитетом и примером, но и близкими друзьями, которые старались акцентировать внимание на ребёнке, как на личности, а не как на «несмышленом ненормальном пацане в чёрном». (Николай, 23 года)

Несомненно, рок-музыка не только даёт поприще для приятного времяпрепровождения и приятного слуху звучания. Музыкальная культура нацелена на досугово-эстетическую часть свободного времени людей. При этом, мы можем утверждать, что именно рок-музыка является вдохновляющим фактором для ее постоянных слушателей. Она как рама для картины, которая не даёт вдохновению человека расплескаться красками по полу. Любимая музыка стабилизирует эмоциональный фон человека: в психотерапии немалая роль отводится для музыкальной релаксации пациента.

Молодые информанты подчёркивали, что для них музыка - спутник к творчеству. Именно благодаря рок-музыке появились жизненно важные интересы: многие информанты отмечали увлечённость игрой на музыкальных инструментах, сочинение музыки и стихов. Многократно информанты акцентировали внимание на том, что без рока, не было бы их как состоявшихся и созревших личностей. Каждый информант утверждал, что он, слушая рок, был психологически намного старше своих сверстников, которые не хотели развивать себя, своё тело и разум, а «живя обыденной жизнью, - отмечал Николай (23 года) - в режиме дня Сурка, я бы сказал».

Каждый считает рок-музыку уникальнейшей возможностью получить вдохновение для свершения смелых поступков, появлению новых увлечений и получить от жизни то, на что не смеют надеяться среднестатистические обыватели.

Стоит отметить и негативную сторону жизни рок-слушателей, которую респонденты вспоминали с ярко выраженной эмоциональностью, порой даже агрессивностью - неприятие рок-культуры и их (рокеров), в частности, обществом. Виктория (24 года) констатирует, что «(зачастую игнорирование меня, как личности, доводило до ручки. Все считали меня, как минимум сатанисткой, а как максимум - последовательницей террористических организаций».

Юноши рассказывали о насильственных столкновениях, о фактах отстаивания чести, как собственной, так и чести друзей, которых оскорбляли за индивидуальность. Виктория (20 лет) передала нам диалог, случившийся в школе с одноклассницами, который ей запомнился: «<В 9 классе, ближе к выпускному, ко мне подошли одноклассницы и спросили: «(Почему ты слушаешь это? Почему ты не такая как все? Тебе не страшно? Ведь тебя могли не избивать, если бы ты не выпендривалась». Я сказала, что я такая, какая есть и мне безразлично их мнение. Они смея-

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

лись, а я знала, что я стала смелее, умнее, я добиваюсь того, чего хочу, не смотрю на других, живу так, как считаю нужным, не завися от общества и его мнения. Про меня кучу слухов распространяли, на тот момент, что я детдомовская и т. п. Задевало, но не до депрессии. В итоге, половина одноклассников спилась, другая снаркоманилась. И это не рокеры, прошу заметить. Вот как «работают» стереотипы!».

Участие в рок-концертах и/или прослушивание громкой музыки позволяет молодежи «выпустить пар», выплеснуть накопившуюся агрессию. На наш взгляд, данная функция этого музыкального направления по осуществлению физической и эмоциональной разрядки, компенсирует молодежи недостаточность возможностей для экспрессивного выражения своих мыслей, идей, чувств и желаний. Кроме того, и что немаловажно, подчас глубокомысленные тексты песен ряда рок-исполнителей о несовершенстве общества, помогает понять подрастающему поколению, что они не одиноки в этом мире, и что социальные проблемы решаются не с помощью вооруженных столкновений и массовых беспорядков.

По результатам нашего исследования в данной возрастной категории, многие опрашиваемые отмечали смысложизненную ценность и роль рока в качестве вдохновителя: «Под такую музыку хочется либо изменять себя или мир. Мотивировало жесть как на великие поступки!» - комментирует Сергей (19 лет).

И, тем не менее, несмотря на своё стремительное влияние на общество, рок-культура как социокультурный феномен, зачастую, становилась поводом для гонения и унижения её последователей. Насилие, неприятие и, порой, даже экстремизм в отношении рок-слушателей и, следовательно, представителей различных рок-субкультур становился отвергаемым явлением в 2000-х годах.

Вот, что по этому поводу отмечает одна из информанток (Виктория, 20 лет): «Я скрывала свою неформальность в школе, так как боялась того, что делали с такими же, как я, ребятами. Издевались, били, унижали. Но, когда прознали, что я неформалка и, о ужас, слушаю рок... Меня, в течение двух лет, гнобили, издевались, унижали... Да что уж... Меня били. Даже мальчики. Так как это было почётно - ударить неформала, рокера. Того, кто не такой как все!»

Один из информантов (Николай, 23 года) так же отметил, что не только через незнакомых людей исходило осуждение их культуры, но и от друзей: «Большинство друзей не понимали меня и мои вкусы, говорили, что это лишь шум, даже издевались над моими вкусами. Один раз чуть не подрались. Да и потом были драки. В частности, из-за того, что я другой. Ношу косуху и ирокез. Как говорится, лишний повод для гнобёжки».

Как отмечают доктора социологических наук, заведующая Отделом социологии молодежи Института социально-политических исследований РАН Ю. А. Зубок и главный научный сотрудник того же отдела В. И. Чупров: «В молодежной среде деление на «своих» и «чужих» чаще всего проходит по иным основаниям, нежели в мире взрослых - по субкультурным основаниям...Чужие могут стать «врагами» только потому, что они другие» [5, с. 38].

Тем не менее, информанты идентифицировали себя как сильных, морально устойчивых личностей, которые не сломились под давлением оппозиционно настроенной среды. В процессе анализа текстов интервью, мы пришли к выводу, что опрошенные нами личности представляют собой образованных и талантливых людей, судя по эрудиции и стилю речи, которые они продемонстрировали. Многие из слушателей рок-музыки приобщились к ней не только как пассивные реципиенты, но и как деятели, творцы, инноваторы. Многие пишут стихи и тексты песен, другие играют

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

в рок-группах, занимаются вокалом и изобразительной деятельностью. Они называют рок - своим вдохновением, соратником и помощником. «Если бы не рок, - заключает одна из информанток (Виктория, 24 года), - я бы осталась маленькой, ленивой амёбой, которой от жизни нужно только смешные картинки в интернете посмотреть, да выпить за гаражами!»

Как показали результаты проведенного нами исследования, для многих интервьюируемых рок - это не просто музыкальное течение или стиль, это культура, ставшая средством общения молодежи, в некотором смысле зеркалом общества. Для данного поколения рок позиционируется как возможность самовыражения, некого бунта и протеста против устоявшихся общественных норм, отрицание и пересмотр моральных и материальных ценностей мира. Примечательно, что именно такие направления как металл, хард-рок и панк-рок большинством опрошенных (в особенности представителями старшего поколения) воспринимаются негативно. Происходит это по причине агрессивности и эпатажности данных направлений. Справедливости ради, стоит сказать, что неоправданно, на наш взгляд, данные выводы экстраполировать на всю рок-музыку в целом. При этом мы можем утверждать, что увлечение рок-музыкой способствует непринятию асоциальных и деструктивных форм поведения некоторой части молодых людей, в связи с особой ролью текстов песен, имеющих социальное звучание и носящих подчас глубокий философский смысл.

Кроме того, увлечение рок-музыкой и приверженность к соответствующей культуре служит барьером для отделения собственного стиля жизни от общепризнанного, помогает определить и найти себе подобных в общей массе людей. Рок-музыка предопределяет жизненные сценарии индивида, наполняет жизненным смыслом и продлевает ощущение молодости для представителей более старшего поколения.

Ссылки на источники

1. Замокъ - Толковый словарь Ожегова. - URL: http://www.ozhegov.org/

2. Рыбакова Е. Л. Рок-музыка в контексте отечественной культуры // Культура и общество: интернет-журнал Моск. гос. ун-та культуры и искусств. - 2006. - 2 дек. - URL: http://www.e-culture.ru/Speakers1.htm#details.

3. Черва Ю. Е. Проблемы контркультуры в западной цивилизации: автореф. ... дис. канд. культурологии. - М.; СПб., 2002. - 28 с.

4. Хагуров Т. А. Деформации детства как фактор экстремизации и некрофилизации сознания молодежи // Социология и общество: социальное неравенство и социальная справедливость (Екатеринбург, 19-21 октября 2016 года): материалы V Всерос. социол. конгресса / отв. ред. В. А. Мансуров. - М.: Российское общество социологов, 2016. - С. 5667-5680.

5. Зубок Ю. А., Чупров В. И. Молодежный экстремизм. Сущность и особенности проявления // Социологические исследования. - 2008. - № 5. - С. 37-47.

Elena Kuznetsova,

Student of the Togliatti State University, Togliatti

Hida.elena@yandex.ru

Julia Krikunova,

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of the Sociology Department of the Togliatti State

University, Togliatti

Julialeo@yandex.ru

Rock music in the life of the individual in the context of the extremism of the consciousness of youth Abstract. The article considers rock music as a factor that influences the development of the personality of a young man during the period of growing consciousness in the Russian society of the consciousness of the younger generation. The article presents the results of a biographical in-depth interview with young people aged 18 to 24 years.

Key words: rock music, rock culture, extremism, youth, subculture.

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А. Рок-музыка в жизни личности в контексте экстремизации сознания молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № S14. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2017/470172. htm.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»^ЯЛ

Поступила в редакцию Received 08.06.17 Получена положительная рецензия Received a positive review 09.06.17

Принята к публикации Accepted for publication 09.06.17 Опубликована Published 14.06.17

www.e-koncept.ru

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2017 © Кузнецова Е. Э., Крикунова Ю. А., 2017

977230412017308

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.