Научная статья на тему 'РОК-МУЗЫКА В ХАКАСИИ 1985-1991 ГГ'

РОК-МУЗЫКА В ХАКАСИИ 1985-1991 ГГ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОК-МУЗЫКА / РОК-КУЛЬТУРА / ПЕРЕСТРОЙКА / НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Корж Виктор Геннадьевич

В представленной статье раскрывается история становления рок-музыки в Хакасии 1985-1991 гг. как составной части молодежной культуры эпохи «Перестройки». Исследуются социокультурные изменения в жизни молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROCK MUSIC IN KHAKASSIA IN 1985-1991

The presented article reveals the history of the formation of rock music in Khakassia in 1985-1991, as an integral part of the youth culture of the «Perestroika» era. Sociocultural changes in the life of young people are being studied.

Текст научной работы на тему «РОК-МУЗЫКА В ХАКАСИИ 1985-1991 ГГ»

лиотеках, организациях Российской академии наук. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102114304 (дата обращения: 03.04.2022).

13. Методические рекомендации по комплектованию, описанию, учёту и использованию документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах (ВНИИДАД). М.: Университетская книга, 2021. 186 с. URL: https://archives.gov.ru/press/22-07-2021-metod-rek-vniidad.shtml (дата обращения: 01.04.2022).

14. Круглый стол «Актуальные проблемы комплектования, описания, учёта и использования документов личного происхождения в государственных и муниципальных архивах // Вестник ВНИИДАД. 2020. № 3. С. 100-107.

15. Альтман М. М., Иноземцева З. П. Актуальные проблемы собирания документов личного происхождения на современном этапе // Вестник архивиста. 2013. № 1. С. 137-150.

16. Соминич Г. Е. Личные фонды РГИА: к истории формирования комплекса фондов личного происхождения XIX - начала XX веков: автореф. дис. ... канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 1994. 18 с.

17. Чамзо Д. У. Документы личного происхождения в Национальном архиве Республики Тыва // Новые исследования Тувы. 2020. № 2. С. 75-86.

18. Государственное казённое учреждение Республики Хакасия «Национальный архив» (ГКУ РХ «Национальный архив»). Ф.Р-588. Оп. 1. Д. 2. 9 л.

19. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-675. Оп. 1. Д. 9. 97 л.

20. ГКУ РХ «Национальный архив». П-918. Оп. 1. Д. 1. 68 л.

21. ГКУ РХ «Национальный архив». П-933. Оп. 1. Д. 1. 17 л.

22. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р- 606. Оп. 1. Д. 68. 34 л.

23. ГКУ РХ «Национальный архив». Ф.Р-673. Оп. 1. Д. 2. 6 л.

24. Артамонова Н. Я. Информационная ценность личных фондов учёных Республики Хакасия // Документ. Архив. История. Современность: мат-лы VII Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящённой 80-летию Исторического факультета Уральского федерального университета. Екатеринбург, 16-18 ноября 2018 г. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. С. 191-195.

25. Артамонова Н. Я. Материалы о научной деятельности С. Д. Майнагашева в фондах личного происхождения учёных Хакасии // Документальное наследие и историческая наука: мат-лы Уральского историко-архивного форума, посвя-щённого 50-летию историко-архивной специальности в Уральском университете (Екатеринбург, 11-12 сентября 2020 г.). Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2020. С. 687-691.

© Асочакова В. Н., Малыхина А. С., 2022

УДК 94(571.513):782/785"1985/199Г'

РОК-МУЗЫКА В ХАКАСИИ 1985-1991 ГГ. Корж Виктор Геннадьевич,

магистрант

Научный руководитель — Е. П. Мамышева, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

В представленной статье раскрывается история становления рок-музыки в Хакасии 1985-1991 гг. как составной части молодежной культуры эпохи «Перестройки». Исследуются социокультурные изменения в жизни молодежи.

Ключевые слова: рок-музыка, рок-культура, перестройка, неформальные общественные организации, социокультурные изменения, молодежь

ROCK MUSIC IN KHAKASSIA IN 1985-1991

Korzh Victor Gennadievich,

graduate student

Scientific supervisor — E. P. Mamysheva, D. in History, Professor of the History Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The presented article reveals the history of the formation of rock music in Khakassia in 1985—1991, as an integral part of the youth culture of the «Perestroika» era. Sociocultural changes in the life of young people are being studied.

Key words: rock music, rock culture, perestroika, informal public organizations, sociocultural changes, youth .

История рок-музыки, получившей распространение в России в период перестройки, является одной из потенциальных исследовательских проблем, требующих пристального внимания со стороны научного сообщества. До настоящего времени данная проблема оставалась в центре внимания публицистов. Кроме того, обращение к истории данного музыкального направления является актуальным в связи с тем, что рок является частью молодежной культуры, разработке и проблемам реализации которой со стороны государства сегодня уделяется значительное внимание.

Целью представленной работы является попытка исследования отдельных аспектов истории становления рок-музыки в Хакасии в 1985-1991 гг. Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что внутриполитический курс М. С. Горбачева напрямую повлиял на повседневную жизнь советского человека, способствовал формированию условий для трансформации досуговых практик, а происходящие социокультурные изменения нашли отражение и в музыкальных предпочтениях молодежи. Важно отметить, что музыкальные предпочтения, сама музыка и её жанровое разнообразие оказывают значительное влияние на молодежную аудиторию. Наибольшее воздействие на нее, как правило, оказывает музыка новаторская и нетрадиционная. Смысл текста и содержание композиции прочно входят в сознание молодежи, оказывая влияние на формирование её ценностных ориентаций. Рок-музыка, которая до начала перестройки считалась чуждой для советского общества и являлась неофициальной частью музыкальной культуры, в первые годы «перестройки» вышла из «андегра-ундного» состояния, в советских СМИ она была оценена как сложное искусство, являющееся ядром молодежной культуры, получившей массовое распространение. Исследователи справедливо отмечают, что «на рубеже 1986-1987 гг. в прессе резко возрастает объем материалов о рок-музыке» [1, с. 268].

С началом «перестройки» произошло стремительное проникновение западной музыки в культуру СССР, следствием чего стало развитие отечественного рока, главным отличием которого, несомненно, стало особое внимание к слову. Опора на многовековой фундамент русской культуры, богатой литературной и песенной традиции, «голод по слову» связанный с особенностями эпохи «застоя», определили отличительную черту отечественной рок-музыки - текст. В научных и публицистических статьях по русской рок-поэзии, подчеркивающих ее специфику, общей характеристикой стало выражение: «Русская рок-поэзия -культура текста» [2, с. 82].

Основными центрами развития отечественной рок-музыки стали два главных города Советского Союза - Ленинград и Москва. Ещё до начала перестройки 7 марта 1981 г. в Ленинграде была создана общественная и концертная организация «Ленинградский рок-клуб», а в Москве 23 октября 1985 г. - «Московская рок-лаборатория», контролировавшая деятельность самодеятельных московских рок-коллективов. Тем не менее данные тенденции не ограничивались европейской частью страны, и рок-музыка активно осваивала регионы, по примеру Ленинграда, в городах стали создаваться свои рок-клубы, а внутри страны проводиться концерты отечественных рок-групп. У рок-музыки нашлись свои приверженцы и в Хакасии, при этом местные музыканты, как и другие представители рок-общины СССР, были намного лучше осведомлены «благодаря пластинкам и радио о состоянии дел в Британии или США, чем о рок-сцене в соседних городах» [3, с. 30].

Одним из первых событий, связанных с рок-музыкой в Хакасской автономной области, стал концерт представителей Ленинградского рок-клуба на день советской молодежи. 27-28 июня 1987 г. молодежный культурный центр Абаканского горкома ВЛКСМ и отдела культуры горисполкома совместно с рок-

клубом Ленинградского дворца молодежи в помещении драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова провели творческую встречу с музыкантами из рок-группы «Зоопарк». За день до начала мероприятий, 26 июня, на страницах газеты «Советская Хакасия» была опубликована статья, в которой студентка факультета журналистики Ю. Костякова характеризовала ленинградскую рок-группу «Зоопарк» следующим образом: «Музыканты поют о том, что глубоко волнует, тревожит каждого: проблем в нашей жизни немало, и не все пока находят в себе гражданское мужество, чтобы посмотреть действительности в глаза» [4, с. 4].

Выступление представителей Ленинградского рок-клуба стало настоящим событием в жизни молодежи Хакасии. Один из очевидцев концерта ленинградцев И. Саськов в своих воспоминаниях писал: «Столько народу одновременно здесь никто никогда не видел, я тоже, поэтому по-настоящему испугался: люди стояли в проходах, по трое сидели в креслах, прижимались к стенам, только что с потолка не свешивались. Я тоже где-то приткнулся. Вообще, надо сказать, фанов в Абакане мало - масштабы города не позволяют иметь большего количества сумасшедших, поэтому на ЗООПАРК (как на Пугачеву) пришли все, кого зацепила раздутая до максимума реклама» [5].

История рок-музыки в Хакасии не ограничивалась приездом ленинградцев. Так, летом 1987 г. в Абакане впервые прошло молодежное мероприятие «Музыкальный ринг». По образцу появившейся на советском телевидении в 1984 г. одноименной музыкальной передачи в стенах драмтеатра им. М. Ю. Лермонтова по очереди выступили три музыкальных группы: абаканские «Рок-образ», «Очередь» и коллектив «Панорама» из г. Черногорска. Музыканты выступали в разных стилях от рока до эстрады. Аудитория задавала вопросы музыкантам, временами завязывалась дискуссия.

Стоит отметить, что творческая молодежь Хакасии не оставалась в стороне от быстро развивающихся социокультурных тенденций, уже в 1980-е гг. в регионе на базе различных творческих молодежных объединений стали формироваться свои локальные рок-группы, а к концу десятилетия в области была сформирована полноценная рок-сцена с рядом известных рок-музыкальных коллективов. В Абакане в это время (1980-е г. - прим. автора) было много самодеятельных и полупрофессиональных вокально-инструментальных ансамблей, рок-группами их тогда еще не называли, «свой ансамбль был в каждой уважающей себя школе и на каждом уважающем себя факультете Абаканского государственного педагогического института» [6]. Основное занятие таких школьных, студенческих и рабочих ВИА - радостное и энергичное исполнение известных хитов по-английски и по-русски на танцевальных вечерах и агитационных концертах.

Знаковым событием для рок-музыки Хакасии стало образование в декабре 1987 г. самодеятельного клуба филофонистов при Абаканском молодёжном культурном центре. Первоначально это был аморфный студийный проект, предназначенный для записи «потешных» песен исключительно внутриклубного назначения. Участники клуба пародировали мировую рок-элиту от «THE BEATLES» до «KING CRIMSON». Постоянного состава в клубе тогда не было. В сессиях принимали участие все, кому не лень - независимо от того, умел человек играть на каком-либо инструменте или нет [7]. 12 июня 1988 г. на базе клуба филофонистов появилась одна из самых известных абаканских рок-групп - «ROCK-OUT». Инициаторами и постоянными членами группы в данный период были Валерий Катин (гитара, аранжировка композиций, вокал), Владимир Кириченко (барабаны) и Вадим Сидоров (автор текстов, вокал). Это была первая концептуальная, андеграундная группа. Её участники отмечали, что они исполняли

глубинный, истинный рок, это был «удар» в рок музыке [8].

Большинство песен того времени рождалось в процессе импровизации. В репертуаре группы некоторое время была песня «Старый кадр», которая сатирически обличала замшелых «партократов», но после нескольких месяцев она утратила для них актуальность, и музыкантам стало неинтересно её исполнять. Как отмечает вокалист группы В. Сидоров, во время перестройки постепенно появлялось ощущение некой опасности всего происходящего, при всей мощи масштабов, а «музыка и сам звук («мрачный, напряжённый, возвышенный») проекта «ЯОСКОИТ» все эти ощущения и отражал» [7].

Интересна история создания первой арт-роковой группы Хакасии под названием «ФАВОРСКИЙ СВЕТ». В начале перестройки будущий вокалист и лидер группы Алексей Демченко поступал в Ленинградский Кораблестроительный институт. В воспоминаниях музыкант подчеркнул особое значение этого события: «...на дворе 1986 г. Перестройка начала открывать засовы и потянуло воздухом, а в Питере это был очень свежий воздух. Благодаря друзьям по общаге я был погружен в музыку, о которой в Сибири не было слышно» [6]. В октябре 1986 г. в Ленинграде прошли выступление рок-группы «Аквариум» в СКК Юбилейный, гастрольные концерты групп «БРАВО», «Рондо», «Круиз», музыкантов Константина Никольского, Александра Барыкина и т.д. Находясь в Ленинграде, Алексей выступил в местной студенческой группе, однако через месяц был призван в ряды советской армии. Молодым человеком «именно там были прочитаны множество недоступных книг. Книги и музыка глотались вместе, появлялось ощущение нового понимания всего происходящего» [6].

Идея создания рок-группы возникла в 1989 г., когда, вернувшись из армии в Абакан, А. Демченко «нашел барабанщика Леонида

Потылицына в добром здравии и жаждущего играть», «группа была наименована, но не было ни репетиционной базы, ни состава» [6]. Он поступил на истфак в АГПИ, где познакомился с клавишником Андреем Резниченко. Схожие музыкальные вкусы позволили им совместно начать работу над материалом группы. Музыкант отмечает, что годы перестройки - «это бурное время в истории абаканского рок-движения», но при этом он подчеркивает, что они были далеко не первые в числе возникших рок-групп.

Рок-музыканты в своих воспоминаниях поделились проблемами, с которыми они столкнулись. Безусловно, все они на первое место поставили вопрос материально-технического обеспечения их деятельности. Например, для музыкантов группы «ROCKOUT» особым приобретением стала итальянская копия гитары Gibson. Они вспоминают, что ничего подобного в Абакане тогда просто не было: «Звучал этот зверь настолько круто, что совершенно вываливался из общего саунда, и Игорю приходилось специально ухудшать звук, чтобы не было такого дикого дисбаланса» [7]. Кроме того, в музыкальной практике того времени просто отсутствовало понятие «студия звукозаписи», а профессиональная звукозаписывающая студия была только в комитете по радиовещанию и телевидению Хакасского облисполкома, поэтому музыканты зачастую пользовались записью через микшер на бытовой катушечный магнитофон.

Важным событием для молодежи Хакасии и истории региональной рок-музыки стало проведение Первого абаканского рок-фестиваля, проходившего 15 мая 1989 г. в актовом зале АГПИ. Участниками данного события стали самодеятельные молодежные рок-группы Хакасии. На сцене отметился коллектив из Абаканского музыкального училища - «ЗАВТРАШНИМ ДЕНЬ» под руководством Р. Мотина. На страницах региональной прессы были выделены проблемы, к которым обраще-

но внимание группы: «Что их волнует? Судьба современного общества и человека в нем» [9, с. 2]. Усть-абаканская группа «Небосвод» отличилась исполнением лирического рока с использованием синтез-элементов. В рок-фестивале приняли участие выходцы из студенческого театра АГПИ «Дети Застоя», группа «Диспансер» под руководством Р. Ибрагимова. Корреспондентка газеты «Советская Хакасия» обратила внимание на самобытный стиль группы: «Баян, флейта - не совсем «роковые» инструменты, но именно они создают собственный почерк группы» [9, с. 2]. На сцене выступили группа «Квадрат», исполнявшая хард-рок, и группа «ROCKOUT», организатор мероприятия.

Один из участников данного мероприятия В. Сидоров вспоминает: «Это была сенсация. В соответствующих кругах, конечно. Ничего подобного до этого в Абакане просто никогда не происходило. Зал был переполнен, толпа была быстро взорвана, в финале устроила овацию. Главный режиссёр театра кукол «Сказка» Сергей Столяров, с которым мы уже имели счастье сотрудничать, потом сказал нам с Валерой Катиным, что программа была ещё и хорошо, правильно выстроена» [7].

На страницах газеты «Советская Хакасия» данное событие было прокомментировано: «Этот концерт не случаен. Наконец-то объединились самые разные разнообразные самодеятельные рок-группы. Своим выступлением они объявили об открытии городского рок-клуба» [9, с. 2]. Однако подобная заявка о создании «Абаканского рок-клуба» была преждевременной, поскольку данный вопрос необходимо было согласовать с горкомом ВЛКСМ, но предложение о создании организации, которая бы объединила местные рок-группы и творческую молодежь, работающую в данном жанре, не произвело впечатления на горком комсомола. Осуществление идеи состоялось лишь наполовину: «словосочетание «Абаканский рок-клуб» с лёгкой руки Валерия Катина

года на три заимело хождение, но означало оно фактически просто городскую андегра-ундную тусовку, не имевшую ни аппаратной базы, ни организации-учредителя, ни официального статуса» [7].

В период с 1987 по 1991 гг. рок-группы Хакасии принимают активное участие в социокультурной жизни общества. 10 июня 1987 г. в стенах АГПИ состоялся Второй фестиваль «Абаканского рок-клуба». Летом 1987 г. рок-музыканты групп «ROCKOUT» и «ЗАВТРАШНИМ ДЕНЬ» выступили на открытой площадке у абаканского дома радио на день молодёжи. В июле 1987 г. группа «ROCKOUT» провела свой первый полнометражный сольный концерт в Доме Культуры поселка Верх-Тёя. В это время на абаканской рок-сцене появляются новые имена «ФАВОРСКИМ СВЕТ», «Аномальное Фи», «Ночь» и др. В. Сидоров отметил, что рок времени перестройки в Хакасии представляли 4-5 групп, из которых только «ROCKOUT» пережил перестройку. Остальные группы первой волны распались, поскольку «были либо не совсем рок-н-рольными, либо подражательными, либо просто слабыми» [7]. К концу 1991 г. появилась вторая волна, отличавшаяся от первой и имевшая свою специфику - «Аномальное Фи», «ФАВОРСКИЙ СВЕТ», «КВЖД».

11 ноября 1991 г. в областном доме культуры проводится последний рок-фестиваль времен перестройки в Хакасии. На страницах местной периодической печати было объявлено: «Разношерстное сообщество музыкантов-самопальщиков, громко именующее себя «Абаканским-рок-клубом» после долгого перерыва готовится вновь заявить о себе... Цена билетов символическая, «Попсы не будет». Среди музыкантов немало весьма симпатичных ребят» [10, а 5] На сцене группы «Аномальное Фи», «ФАВОРСКИЙ СВЕТ», «Ночь», «ПАСТОР», «ROCKOUT», «Потомки динозавров» и (впервые) «КВЖД». Рок-группы Хакасии принимали участие в рок-фестивалях и за

пределами Хакасской автономной области, например, в январе 1990 г. группа «ЯОСКОиТ» выступила на рок-фестивале «Сосновоборская зима-90» в г. Сосновоборск Красноярского края.

Говоря об увлеченности молодежи рок-музыкой в Хакасии, А. Демченко отметил: «преданная рок-публика в Абакане была, и была она довольно многочисленная. Рок-фестивали в РДК и в АГПИ едва вмещали всех желающих, т.е. примерно 500 человек» [6].

Необходимо подчеркнуть, что музыкальное творчество молодежи Хакасии привлекало многих деятелей культуры. Так, главный режиссёр театра кукол «Сказка» Сергей Столяров осенью 1988 г. обратился с просьбой к группе «ЯОСКОиТ» сочинить и записать несколько песен специально для представления, посвящённого открытию сезона в театре, а 10 октября 1988 г. прошло первое выступление группы на крыше театра кукол «Сказка».

Тесно сотрудничали музыканты и с режиссёром абаканского театра-студии «Рампа» В. В. Соколовым. Особенным местом для рок-музыкантов, как вспоминает В. Сидоров, стала ««легендарная», в начале нулевых сгоревшая и снесённая бывшая кочегарка по ул. Советская, 40-А, где располагался молодёжный театр-студия «Рампа»« [7]. Участники рок-групп и сегодня признают, что появление студенческого театра было важным для рок-музыки Хакасии поскольку «там проходили многочисленные концерты рок-групп» [6].

Таким образом, следует отметить, что в перестроечный период в Хакасии происходило активное развитие рок-музыки, местные рок-группы заняли отдельную нишу в музыкальной культуре региона. Они принимали активное участие в социокультурной жизни общества, заложив тем самым фундамент для формирования в регионе в последующие годы полноценной рок-сцены.

Библиографический список

1. Дюкин С. Г. Рок-н-ролльный дискурс как зеркало перестройки // Диалог со временем. 2021. № 76. С. 265-275.

2. Громаков А. И. Рок-культура как социокультурный феномен // Социально-гуманитарные знания. 2011. № 8. С. 75-81.

3. Троицкий А. К. Рок в СССР. М.: РИО Мособлупрполиграфиздата, 1991. 126 с.

4. Костякова, Ю. Приезжает «Зоопарк» // Советская Хакасия. 1987. 26 июня. № 147 (15890). С. 4.

5. Саськов И. Луч света в темном Абакане // EX-PRESSA: история советской рок-музыки. 1991. URL: https://ex-pressa.ru/articles/articles_00145/ (дата обращения: 15.03.2022).

6. Информант исследования: Демченко Алексей Николаевич, г. Абакан.

7. Информант исследования: Сидоров Вадим Борисович, г. Абакан.

8. Один из «отцов» хакасского рока Валерий Катин: о жизни, музыке и о церкви // КЕ19.НОВОСТИ: информационный портал Хакасии. URL: http://news.re19.ru/news/5517 (дата обращения: 15.03.2022).

9. Потанина Т. Рок-клуб начинает // Советская Хакасия. 1989. 21 мая. № 117 (16460). C. 2.

10. Плант Р. До скорой встречи, рок-н-ролл // Советская Хакасия. 1991. 7 ноября. № 256-267 (17199-17200). C. 5. © Корж В. Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.