УДК 7.77
А.В.Чернышев РОК-МУЗЫКА: ЭТАПЫ ЕЕ ГЕНЕЗИСА И РАЗВИТИЯ В 1970-х.
В статье проанализированы основные этапы и предпосылки к появлению тех или иных стилей в рок музыке данного времени. Выявлены ключевые особенности каждого из стилей и их развитие, слабые и сильные стороны, их эволюция и слияние, появление первых синтезаторов в произведениях, влияние данной музыкальной среды на общество, а так же рассмотрены причины возникновения первых крупных звуко-записывающих компаний.
Ключевые слова: культурно-стилевые взаимодействия, политические предпосылки, концертная дея-тельность, ниша арт-рока, диско музыка и музыка панков, индустрия электро-музыкальных инструментов, пост-панк и новая волна, границы между музыкантами и зрителями, слияние c миром профессионального поп-бизнеса, звукозаписывающие компании.
ANDREY VICTOROVICH CHERNYSHEV ROCK MUSIC: THE STAGES OF ITS GENESIS AND DEVELOPMENT IN 1970.
The article gives the analysis of preconditions for emergence and development of several rock music genres during a specific era. Also the following topics are revealed: the key features, the strong and weak characteristics of each genre, their evolution and merging; the introducing of synthesizers in the arrangements; the influence of this particular musical scene on the society; the background of the first record labels' creation.
Keywords: Cultural and style of interaction, political background, concert activities, the place of art-rock, disco music and punk music, the industry Electrical musical instruments, post-punk and new wave, the boundaries between musicians and audience , a fusion of the world of professional pop businesses, the record companies.
Рок-музыка органично вошла в контекст 1970-х, в ней углубился процесс культурно-стилевых взаимодействий. Весьма значимым представляется высказывание Л. Переверзера о рок-музыке данного периода: «рок - это не столько определённая форма, сколько общий подход или принцип музицирования и организации художественного материала, стремление к преодолению жанровых и видовых границ» [1]. В. Сыров справедливо отмечает, что в 70-х годах рок-музыка впервые решительно порывает с легко жанровой эстрадой, активно впитывает новые культурные пласты [2].
К началу 70-х годов рок-музыку, как и все разновидности рок - культуры, нельзя было считать молодежной, так как со времени появления в обиходе слова «рок-н-ролл» прошло уже два десятилетия. И в рок - культуре, таким образом появляется два возрастных уровня. Это рок для взрослых - «Эдалт ориентед рок» (Adlut oriented Rock), и рок для тинэйджеров (Teenager rock). Кроме этого, возникает целый пласт рок-музыки, рассчитанной на детей, так называемый «Баббл-гам-рок» [3].
«Рок для взрослых» оказался в определенной степени камнем преткновения в отношениях между разными поколениями музыкантов и слушателей. В само это понятие вкладывают разные смыслы. С одной стороны, к нему относят серьезно настроенные группы типа «Pink Floyd», «King Crimson», с их «интроверным складом творчества, большим весом и психологического начала» [4], а также высокопрофессиональные и технически оснащенные - например, «Emerson, Lake and Palmer», или коллективы направления джаз-рок-фьюжн, типа «Weather Report» или «Mahavishnu Orchestra», с другой - преуспевающие ансамбли, пожинающие плоды предыдущего успеха, но потерявшие социальную остроту и творческую новизну, образца позднего «Chicago» или «Rolling Stones».
В середине 70-х годов рок-музыка переживает сложный период, связанный с потерей интереса нового поколения молодежи, к тому, что было создано в этой сфере музыкальной культуры в предыдущей период, начиная с 1966 года. Средства массовой информации - индикаторы общественных пристрастий - уделяли все меньше внимания серьезным рок - группам. Протест фолк-рока, масштабность и глубина арт-рока, новации техно-рока, напор хард-рока, социальная заостренность музыки соул и фанк - все это постепенно отошло на задний план. Можно предположить, что широкие слои населения были несколько утомлены всей этой проблематикой, и нуждались в чем-то более простом, либо наоборот - скандальном. Нельзя не обратить внимания на целый ряд социальных факторов, влиявших на формирование музыкальных предпочтений в середине 70-х годов. Во-первых, в то время в обществе установилось относительное внешнее благополучие. Закончилась война во Вьетнаме, уменьшилось количество крупных политических убийств, несколько улучшилось положение негров в США. Уотергейтский скандал [5] не столько разочаровал американцев, сколько укрепил их веру в силу демократии. Энергетический кризис 1973-1974 годов миновал, а развитие международного терроризма воспринималось как общее стихийное бедствие. В связи с этим поводов для протеста стало несколько меньше. Новая формация тинэйджеров включала детей, которые относились к послевоенному "потерянному поколению" (lost generation) и «разбитое поколение» (beat generation) исповедовали рок-н-ролльную культуру. Рок-н-ролл стал "музыкой отцов". Поколение хиппи, основных приверженцев мерси-бита и прогрессив-рока, тоже повзрослело, а само движение сошло на нет. В результате названия наиболее интересных, прогрессивных рок-групп постепенно исчезли из хит-парадов. В месте с тем концертная деятельность коммерческих стадионных "звезд" в эти годы приобретает гигантские масштабы.
Связанный с использованием больших спортивных сооружений, так называемый "стадионный рок" (Stadium rock) приносит колоссальные прибыли как исполнителям, так и продюсерам. В таких условиях процветает эстетика театрализованного глэм - и глиттер-рока. Глэм или глиттер-рок - разновидность хард-рока с налетом эстрады, для которого характерны упрощенная мелодика композиций с акцентом на гитару и клавишные, четко выделенный рефрен, эффектные аранжировки и предельная экзальтация исполнения. Исполнители эпатировали публику макияжем, бижутерией и немыслимыми нарядами. В этом стиле работали Ти. Рекс, Слэйд, Кисс, Свит. Музыканты, относящиеся к этим направлениям, полностью потеряли связь с той средой, из которой они вышли. Успех и богатство изолировали их от обездоленных слоев молодёжи. Они стали недоступными кумирами, приезжающими на концерты в роскошных лимузинах под охраной полиции. Свою нишу в культуре 70-х занял и арт-рок, который, по словам В.Сырова, занимает промежуточное место между «внестелевыми формами раннего рока, связанного с архетипом песенного жанра, и стилевым мышлением европейской традиции» [6]. Исследователь обобщает методы стилевого моделирования в арт-роке так: «имитация, стилизация, «вариация на стиль; свободное воссоздание или фантазия на стиль»» [7].
В середине 70-х годов формируются два таких явления, как диско и музыка панков, совершенно разных по своему социальному содержанию и даже антагонистичных по отношению друг другу. Несмотря на явную несовместимость, их сближает то, что они появились как антиподы по отношению к рок-музыке. Поэтому эти виды можно было бы объединить общим термином: анти - рок. Если диско оттянуло на себя социально равнодушную, более или менее устроенную в жизни и энергетически вялую часть молодежи, то музыка панков, наоборот, объединила наиболее агрессивную, нонконформистскую и неустроенную ее часть. Исследователи выявляют две причины возникновения панк-культуры. Радикальная социально-экономическая политика Маргарет Тэтчер, пришедшей тогда к власти в Великобритании, и принятие некоторых новых законов, направленных на улучшение экономики страны, что вызывало отрицательные последствия: молодежь оказывается ущемленной в правах на работу, в результате чего процент молодых людей в армии безработных заметно возростает. Безработица стала массовым явлением среди молодежи, причем, как бедной, так и благоустроенной. Проблемой для тинэйджеров стало не столько отсутствие заработка, сколько вынужденное безделье после окончания школы, колледжа, университета. Второй сопутствующей причиной зарождения культуры панков было развитие индустрии дешевых электромузыкальных инструментов, любительских синтезаторов со встроенными секвенсорами, драм-машинами и др. В результате наличия свободного времени, а также легкого доступа к современным средствам извлечения звуков, стихийно образовалось большое число любительских ансамблей, ни на что не претендующих, кроме желания выразить свое недовольство происходящим. А не нравилось им все, что относилось к поколению их родителей. Музыка служила для панков не менее важным средством самовыражения, самоотделения от остального мира, чем одежда, прическа, жаргон и манера поведения. Термин «Punk-Rock» достаточно противоречив и даже бессмыслен, так как музыка истинных панков с самого начала представляла собой анти-рок.
Появившиеся позднее пост-панк и новая волна, которые использовали скорее внешне эстетические параметры, чем внутреннюю нигилистическую, дилетантскую и антикоммерческую ее сущность, были уже чем-то совсем другим. Вся эстетика панков, их нарочитая агрессивность, стремление к эпатажу любыми средствами, выражала главным образом идеологию аутсайдеров, т.е. бесталанных, обделенных судьбой неудачников, обозленных на преуспевающий мир. Культура эта зачастую формировалась отнюдь не аутсайдерами, а людьми талантливыми, преуспевающими и тонко чувствующими ситуацию.
Примером этого могут служить имена журналистов, диск-жокеев и продюсеров, переключившихся на новые формы активности в молодежной среде. Хотя первые проявления панк-музыки наблюдались в Англии в середине 70-х годов, идеологические ее источники можно найти гораздо раньше - в андеграунд-культуре США конца 60-х - начала 70-х, в деятельности таких музыкантов, как Лу Рид и Джон Кейл из группы «Velvet Underground», Игги Поп, Пэтти Смит, группы «Ramones» и «New York Dolls». Однако упадочная богемность андеграунда, пронизанная ложным мистицизмом, дадаизмом и маркузианством, реализовалась в среде неудавшихся художников, артистов, поэтов и музыкантов, несостоявшихся студентов творческих институтов. Элитарность и изысканность этого движения не позволила ему стать таким массовым и антипрофессиональным, как движение английских панков. Самая демократическая в мире страна- Америка -не приняла культуры панков ни в самом начале, ни позже, когда это стало модой. Предшественниками музыки панков были и гараж-бэнды 60-х годов в США, а также ансамбли, относящиеся к так называемому "паб-року" (риЬ-rock). Все эти уличные, дворовые или "забегаловочные" ансамбли - тоже пример определенной реакции на распространение стадионного рока. "Пивнушечный" паб-рок, особенно развитый в Англии в период 1972 - 1974 годов и представленный такими группами, как "Brinsley Schwarz", "Bees make Honey", "Ducks Deluxe", "Ace", "Kilburn", "Kokomo" или "Dr. Feelgood", естественно обратился к традициям: к ритм-энд-блюзу и рокабилли [8], к простой полуакустической музыке. Панки же начали использовать музыку юности своих родителей как объект пародии, насыщая ее негативистской эстетикой. Одним из первых, кто
способствовал формированию музыки панков в Англии, был Малколм Макларен, владелец магазина модной молодежной одежды в Лондоне. В 1974 году он решил попробовать себя в качестве менеджера группы "New York Dolls", для чего переехал на некоторое время в США. Ознакомившись с атмосферой богемных нью-йоркских клубов и уловив некоторые новые тенденции, он, по возвращении в Лондон, решил сделать свой магазин центром панк-моды и переименовав его из "Let it Rock" в "Sex", начал торговать одеждой, спроектированной согласно последним фасонам нью-йоркского андеграунда. Наряду с различными кожаными изделиями, куртками, жилетами, ремнями и бандажами, а также набором резиновых половых органов, в витринах появились рубашки или майки с лозунгами панков, одним из которых являлся "Blank Generation" (пустое поколение). Этот лозунг довольно точно отразил тогдашнее состояние умов молодежи, лишенной идеалов, со смутной шкалой ценностей и привычкой отрицания всего. Собрав вокруг себя определенный круг молодых людей, Макларен создает музыкальную группу, отвечающую истинному духу нигилизма и антиэстетики, присущему панкам. К концу 1975 года сложился состав, который получил название «Sex Pistols». В ноябре 1975 года начались выступления группы в колледжах Лондона, и сразу же возникли конфликты между возбужденной публикой и местными организаторами, пытавшимися прекратить концерт, представляющий собой некую импровизацию, преодоляющую границы между музыкантами и зрителями с непристойностями, сквернословием и другими формами намеренного эпатажа. Позиция группы была четко обозначена надписью на майке Джонни Роттена "I hate Pink Floyd" ("Я ненавижу "Пинк Флойд"). Характерно то, что объектом нападок была выбрана самая утонченная и уважаемая группа Лондонского андеграунда. В газете "New Musical Exрress" он заявил: "Мы - не музыка, мы - хаос". Примитив, нарочитый непрофессионализм музыкального сопровождения подчеркивал, что разницы между зрителями и артистами практически нет. Сам Макларен говорил, что "Sex Pistols" не стремится играть хорошо, «главное, чтобы любой парень из публики мог попробовать себя на сцене». Пародии на известные хиты, на популярные рок-группы, карикатуры на отдельных звезд, глумление над английской королевой в песне "God save the Quееn" ("Боже, храни Королеву"), издевка над хиппи и их устаревшими идеалами "мир и любовь" - вот что составляло творческий метод группы и перешло затем в панк-культуру. Такая эстетическая позиция явно привлекала определенную часть нигилистически настроенной молодежи, которая нуждалась в активном общении, особенно если при этом выходили наружу все накопившиеся и неосознанные проблемы, недовольство, злоба, зависть, чувство безнадежности. В декабре 1976 года группа "Sex Pistols" была показана по телевидению, вызвав резко отрицательную реакцию лондонских газет и всей общественности, но породив большое число подражателей в молодежной среде. Количество панк-групп в Англии стало заметно увеличиваться, в Лондоне был проведен фестиваль панк- музыки, открылся "Roxy Club" и образовалось несколько площадок для постоянных концертов, что способствовало приезду целого ряда американских единомышленников.
Наряду с "Sex Pistols" у истоков панк-музыки стояли певцы Ян Дьюри с "Blockheads" и Гэри Ньюмен с "Lazers" и "Tubeway Army", группы "Siouxsie and the Banshees", "Clash", "Damned", "Buzzcocks", "Boomtown Rats". Для первого периода расцвета музыки панков в Англии характерно отрицательное отношение к индустрии пластинок, к гласности, к популярности и богатству, прису-щим глэм-року, поп-музыке или диско. Но продержались на такой позиции группы недолго. Многие из них стали искать контакты с различными студиями звукозаписи, чтобы включиться в игру хит-парадов. Многие специалисты, ранее пропагандировавшие рок и поп, откликнулись на это. Лондонская газета "New Musical Exрress" в лице журналистов Ника Кента и Тони Гарсонса рекламировала новые панк-группы. Диск-жокей радиостудии "Radio One" Джон Пил начал транслировать их любительские записи, чем немало способствовал популяризации и налаживанию связей панк-групп с миром профессионального поп-бизнеса. Первые продюсеры стали добиваться от групп повышения качества исполнения и оркестровки. Это привело к профессионализации ряда панк-групп и рождению более профессиональной и коммерчески-ориентированной музыки, которую можно условно обозначить как "панк-рок" или, скорее, как "поп-панк". Образовалось большое количество независимых фирм, ориентированных на запись только такой музыки, что привело к появлению еще одного вида хит-парадов, составленных из синглов, сделанных на независимых фирмах. Интересно, что первый опыт выпуска сингла группы "Sex Pistols" в 1976 году фирмой "EMI" закончился неудачей. Персонал фирмы отказался печатать копии уже записанного сингла, а магазины, специализирующиеся на продаже рок-пластинок не захотели их реализовывать. Но не прошло и года, как сами продюсеры, почувствовав выгоду, стали искать новые панк-группы, слушать их любительские записи и, в конце концов, издавать их пластинки.
Можно сказать, что 70-е годы были насыщенны взлётами и падениями такого явления, как рок. Середина 70-х стала опорной точкой для появления новых видов рока, что несомненно привлекло интерес публики.
Сноски и примечания
1. Переверзев Л. О непрерывности музыки // 1. Pereverzev L. O nepreryvnosti muzyki // Rovestnik, 1976 № Ровестник, 1976 № 10. 10.
2. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к 3-й музыке. Автореферат докт. искусствоведения. М, 1998, с 12
3. Баббл-гам - детская жевательная резинка для надувания пузырей.
4. Сыров В.Н. Рок-музыка и проблемы культурно-стилевой интеграции//Искусство ХХ в. Уходящая эпоха? Нижний Новгород, 1997, т. II с. 109.
5. Уотергейтский скандал (англ. Watergate scandal) -политический скандал в США 1972 - 1974, закончившийся отставкой президента страны Ричарда Никсона.
6. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к 3-й музыке. Автореферат докт. искусствоведения. М, 1998, с 108
7. Сыров В. Стилевые метаморфозы рока или путь к 3-й музыке. Автореферат докт. искусствоведения. М, 1998, с. 110
8. Рокабилли - разновидность рок-н-ролла, испытавшая сильное влияние кантри и блюза имевшая особый экспрессивный акцент, ориентированная на белую публику.
2. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka ili put' k 3-j muzyke. Avtoreferat dokt. iskusstvovedenija. M, 1998, s 12
3. Babbl-gam - detskaja zhevatel'naja rezinka dlja naduvanija puzyrej.
4. Syrov V.N. Rok-muzyka i problemy kul'turno-stilevoj integracii//Iskusstvo HH v. Uhodjashhaja jepoha? Nizhnij Novgorod, 1997, t. II s. 109.
5. Uotergejtskij skandal (angl. Watergate scandal) -politicheskij skandal v SShA 1972 - 1974, zakonchivshijsja otstavkoj prezidenta strany Richarda Niksona.
6. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka ili put' k 3-j muzyke. Avtoreferat dokt. iskusstvovedenija. M, 1998, s 108
7. Syrov V. Stilevye metamorfozy roka ili put' k 3-j muzyke. Avtoreferat dokt. iskusstvovedenija. M, 1998, s. 110
8. Rokabilli - raznovidnost' rok-n-rolla, ispytavshaja sil'noe vlijanie kantri i bljuza imevshaja osobyj jekspressivnyj akcent, orientirovannaja na beluju publiku.