Научная статья на тему 'РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ТВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВЕРСКОГО КНЯЖЕСКОГО ДОМА КОНЦА XIII-XIV ВЕКОВ'

РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ТВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВЕРСКОГО КНЯЖЕСКОГО ДОМА КОНЦА XIII-XIV ВЕКОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВЕРЬ / ДРЕВНЕРУССКИЕ КНЯЗЬЯ / ЛЕТОПИСИ / ПОЧИТАНИЕ / МИХАИЛ ЯРОСЛАВИЧ / КСЕНИЯ ЮРЬЕВНА / КНЯЖЕСКАЯ ДИНАСТИЯ / ДРЕВНЕРУССКАЯ СВЯТОСТЬ / ДРЕВНЯЯ РУСЬ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рычков Александр Александрович

Почитание святых князей Тверской земли периода конца XIII-XIV веков происходит в сложной политической обстановке монголо-татарского ига и внутрисемейных княжеских междоусобиц. Жизнь внутри Тверского княжеского дома претерпевала значительные изменения: от начала Тверского независимого княжества и возрождения каменного строительства до мученической смерти князей от «поганых» в первые три декады XIV столетия и масштабного «мора» 1360-х годов к относительному благополучию и развитию монашества и искусства при святителе Арсении. Период между второй половиной XIII века и концом XIV века характеризуется весьма непростыми отношениями между княжескими домами Москвы и Твери, хотя и имеющими тесные родственные связи между собой, но при этом часто доходящими в общении друг с другом до состояния замирания всяческих отношений. Святые князья в Твери оказались связаны очень широкой родственной связью не только с близлежащими княжествами (Москвой и Ростовом), но и с языческим великим княжеством Литовским. В статье предпринята попытка проследить взаимосвязь между родственными связями Тверского княжеского дома конца XIII-XIV веков и формированием их церковного почитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TVER PRINCES FAMILY TIES IN THE CONTEXT OF CHURCH VENERATION OF THE TVER PRINCELY HOUSE MEMBERS IN THE LATE 13-14 CENTURIES

Veneration of the holy princes of the Tver land of the late 13th-14th centuries took place in a difficult political situation of the Mongol-Tatar yoke and intra-family princely strife. The life in the Tver princely house was undergoing significant changes - from the beginning of the independent Tver principality and the revival of construction of stone up to the princes’ martyrdom inflicted by the “filthy people” in the first three decades of the 14th century, as well as the large-scale “pestilence” of the 1360s, and further to the relative prosperity and development of monasticism and art under the holy bishop Arseny. The period between the second half of the 13th century and the end of the 14th century was characterized by very difficult relationship between the princely houses of Moscow and Tver. Having close family ties with each other, they often reduced their communication to the point of fading of all sorts of relations. In Tver, the holy princes turned out to be connected by a very wide kinship not only with the neighboring principalities (Moscow and Rostov), but also with the pagan Grand Duchy of Lithuania. An attempt in the article is made to trace the relationship between the family ties of the Tver princely house of the late 13th-14th centuries and the way their veneration by the Church was being formed.

Текст научной работы на тему «РОДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ТВЕРСКИХ КНЯЗЕЙ В КОНТЕКСТЕ ЦЕРКОВНОГО ПОЧИТАНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ТВЕРСКОГО КНЯЖЕСКОГО ДОМА КОНЦА XIII-XIV ВЕКОВ»

Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях

ПаХторюога: еп %ропю, еп лрооюлю, еп ег5ег Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии № 2 (22) 2023

ev "Проа^,

rrvTOApl

<2.

ПАААЮРШЛА ДРЕВНЯЯ РУСЬ Я>

личной

Священник Александр Рынков

Родственные связи Тверских князей в контексте церковного почитания представителей Тверского княжеского дома конца XIII-XIV веков

УДК 94(470)+271.2-36 DOI 10.47132/2618-9674_2023_2_43 EDN QBHUDM

Аннотация: Почитание святых князей Тверской земли периода конца XIII-XIV веков происходит в сложной политической обстановке монголо-татарского ига и внутрисемейных княжеских междоусобиц. Жизнь внутри Тверского княжеского дома претерпевала значительные изменения: от начала Тверского независимого княжества и возрождения каменного строительства до мученической смерти князей от «поганых» в первые три декады XIV столетия и масштабного «мора» 1360-х годов к относительному благополучию и развитию монашества и искусства при святителе Арсении. Период между второй половиной XIII века и концом XIV века характеризуется весьма непростыми отношениями между княжескими домами Москвы и Твери, хотя и имеющими тесные родственные связи между собой, но при этом часто доходящими в общении друг с другом до состояния замирания всяческих отношений. Святые князья в Твери оказались связаны очень широкой родственной связью не только с близлежащими княжествами (Москвой и Ростовом), но и с языческим великим княжеством Литовским. В статье предпринята попытка проследить взаимосвязь между родственными связями Тверского княжеского дома конца XIII-XIV веков и формированием их церковного почитания.

Ключевые слова: Тверь, древнерусские князья, летописи, почитание, Михаил Яросла-вич, Ксения Юрьевна, княжеская династия, древнерусская святость, Древняя Русь.

Об авторе: Священник Александр Александрович Рычков

Клирик Вознесенского собора г. Кашин Тверской епархии, студент заочного отделения магистратуры Санкт-Петербургской Духовной Академии. E-mail: sanru4@mail.ru

Для цитирования: Рычков А А., свящ. Родственные связи Тверских князей в контексте церковного почитания представителей Тверского княжеского дома конца XIII-XIV веков // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2023. № 2 (22). С. 43-49.

Статья поступила в редакцию 08.12.2022; одобрена после рецензирования 25.12.2022; принята к публикации 28.12.2022.

Статья написана по материалам выпускной квалификационной работы бакалавра.

Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas

nalaiopwoia: ev cpovw, ev ppoowpw, ev eidei

Scientific journal of Saint-Petersburg Theological Academy № 2 (22) 2023

ev "npoaoiy, ^ -

<2.

ÜAAAIOPQSIA

äpebhhh pyct

Priest Alexander Rychkov

Tver Princes Family Ties in the Context of Church Veneration of the Tver Princely House Members in the Late 13-14 Centuries

UDK 94(470)+271.2-36 DOI 10.47132/2618-9674_2023_2_43 EDN QBHUDM

Abstract: Veneration of the holy princes of the Tver land of the late 13th-14th centuries took place in a difficult political situation of the Mongol-Tatar yoke and intra-family princely strife. The life in the Tver princely house was undergoing significant changes — from the beginning of the independent Tver principality and the revival of construction of stone up to the princes' martyrdom inflicted by the "filthy people" in the first three decades of the 14th century, as well as the large-scale "pestilence" of the 1360s, and further to the relative prosperity and development of monasticism and art under the holy bishop Arseny. The period between the second half of the 13th century and the end of the 14th century was characterized by very difficult relationship between the princely houses of Moscow and Tver. Having close family ties with each other, they often reduced their communication to the point of fading of all sorts of relations. In Tver, the holy princes turned out to be connected by a very wide kinship not only with the neighboring principalities (Moscow and Rostov), but also with the pagan Grand Duchy of Lithuania. An attempt in the article is made to trace the relationship between the family ties of the Tver princely house of the late 13th-14th centuries and the way their veneration by the Church was being formed.

Keywords: Tver, Old Russian Princes, Chronicles, Veneration, Mikhail Yaroslavich, Xenia Yuryevna, Princely Dynasty, Holiness, Ancient Rus'.

About the author. Priest Alexander Rychkov

Cleric of the Ascension Cathedral in Kashin, Tver diocese, magister student in the St. Petersburg Theological Academy. E-mail: sanru4@mail.ru

For citation: Rychkov A., priest. Tver Princes Family Ties in the Context of Church Veneration of the Tver Princely House Members in the Late 13-14 Centuries. Paleorosia. Ancient Rus in time, in personalities, in ideas, 2023, No. 2 (22), p. 43-49.

The article was submitted 08.12.2022; approved after reviewing 25.12.2022; accepted for publication 28.12.2022.

The article is based on the materials of the bachelor's thesis.

Цель данного исследования — выявить и описать взаимосвязь почитаемых на территории Тверского княжества князей конца XIII-XIV вв., количество которых в данный период было довольно велико. Уже в XV веке мы не найдем ого святого князя, принадлежащего непосредственно к Тверскому княжескому дому. Из примерно 20 благоверных князей и княгинь, почитаемых в Тверской земле, половина относится к концу XIII-XIV вв. (все они — прямые родственники благоверного князя Михаила Ярославича), а оставшаяся половина жила в разные периоды — от XI в. до XV в. (от свв. Бориса и Глеба до благоверного бежецкого князя Димитрия Юрьевича Красного, согласно Тверскому Патерику архиеп. Димитрия (Самбикина)), но также вошла в Собор Тверских святых, как и собственно тверские князья.

Стоит также отметить, что на территории современной Тверской области располагалось три ветви-семейства святых князей — во Ржеве, Торжке и самой Твери. Однако лишь у тверских князей на протяжении более чем столетнего периода сохранялась преемственность основ благочестивой жизни от поколения к поколению. Феномен преемства святости целой династии правителей является чуть ли не единичным случаем, в церковно-исторической науке можно привести пример изучения подобной тематики лишь на древнесербском материале: примерно в это же время в XII-XIV вв. в Сербии существовала «святородная» династия сербских князей Неманичей, в монастыре в Дечанах была создана фреска «Лоза Неманичей» с изображением династии из одиннадцати святых князей1.

Почему именно в родословии князей Твери высокий христианский дух в семье в течение такого длительного периода приносил обильные плоды в виде десяти почитаемых князей? Постараемся проследить, что стало основанием для почитания представителей Тверского княжеского дома конца XIII-XIV вв.

Летописные источники говорят о великой княгине Ксении, которая оставила важный след в истории не только Тверского княжества, но и всей средневековой Руси, как о благонравной и добродетельной2. Великая княгиня Оксинья, как прозвали ее летописцы, находится у истоков образования некоторых традиций Тверского княжеского дома. К ней применялись эпитеты «премудрой», «блаженной», «преподобной»3. Часто ее характер летописцы ставили в пример молодым князьям и княгиням. Например, в Рогожском летописце говорится, что ее невестка, София (благоверная княгиня инокиня Анна Кашинская), восприняла от свекрови любовь, «печалование» и милостыню4.

В конце 1271 г. умер муж княгини Ксении тверской князь Ярослав Ярославич, и в этот же год родился Михаил Ярославич, в воспитании которого мать принимала большое участие. В Повести о Михаиле Тверском говорится, что он воспитывался «в страсе Господни», его мать обучала «святым книгам и всякой премудрости»5. В летописных источниках Ксения Юрьевна упоминается как «боголюбивая мать» князя6.

Великая княгиня учредила традицию захоронения Тверских князей в особом месте — в кафедральном Спасо-Преображенском соборе, где была погребена и сама

1 Копанева Д.Д., КостоусоваК.А, Черных Т. Г. Сербские святые князья в представлении современных сербов // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С. 176.

2 ПСРЛ. Т. 15. Рогожский летописец. Тверской сборник. М., 2000. С. 72.

3 Там же. С. 41.

4 Там же. С. 72.

5 Цит. по: Кучкин. В. А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 130.

6 Послание Константинопольского Патриарха Нифонта I (1310/11) великому князю Михаилу Ярославичу в связи с выдвижением его претендента на митрополичью кафедру. См.: Гадало-ваГ. С., Э. П. Р. Ксения Юрьевна // ПЭ.Т. 39. М., 2015. С. 194-196.

в 1312 г. Свидетельством о раннем почитании княгини является миниатюра из Хроники Георгия Амартола начала XIV века7, где Ксения Юрьевна изображена вместе со своим сыном. И в дальнейшем почитание благоверной княгини Ксении почти не отделимо от образа ее сына. Княгиня Ксения упоминается в Житии св. Михаила, где отмечается большой авторитет княгини, на который ориентировался даже митрополит, когда отговаривал от междоусобиц московского князя Юрия8. В Поучении митр. Петра молодому Тверскому князю Дмитрию Михайловичу говорится о важности назидания для молодого поколения того, «како было пьри великомъ князи и матери его»9. В этом тексте подчеркивается, что жизнь благоверных Михаила Яро-славича и Ксении Юрьевны нужно помнить, в деяния своих благочестивых предков следует вслушиваться. Этот текст очень важен для понимания того, что между младшим и старшим поколениями Тверских князей существовала преемственность традиций воспитания, что не всегда можно отметить в княжеских семьях и тем более подтвердить свидетельством столь разнородных источников, как летописи, епископские послания, агиографические и публицистические произведения.

В богослужебной традиции почитание благоверной княгини Ксении также практически неотделимо от образа ее сына. В Минее имя благоверной княгини Ксении упоминается в службе благоверному князю Михаилу (22 ноября / 5 декабря), написанной в период независимости Тверского княжества10, т.е. еще в XV в.11 Имя благоверной княгини можно встретить в первом каноне 8 гласа — в песни 3, тропарь 2: «От святую боку богомудрыя Ксении, блаженне, родился еси, с неюже тя блажим, страдальче прехвальне, спаси град твой и люди, поющия тя»12; и в песни 8, тропарь 3: «Ливан ли гору наречем тя, богомудрая Ксения, или Фисон реку, добрейши сапфира, камения честнаго, блаженнаго Михаила рождшую, имже просветися Российская страна, иже и молится за нас к Господу»13.

Почитание Ярослава Ярославича в Твери было не очень обширным, его почитали как отца князя-мученика Михаила Ярославича, что отразилось в Житии святого14. О князе хранилась добрая память у представителей Тверского княжеского дома. Уже через двадцать лет после кончины Ярослава Ярославича его дочь Софья Ярославна основала монастырь за рекой Тьмакой в честь небесного покровителя своего отца — Афанасия (крестильное имя Ярослава Ярославича), о чем свидетельствует Житие княжны Софьи Ярославны15. Также спустя некоторое время в летописных источниках упоминается существовавший в кремле Твери Афанасьевский храм16. В месяцеслове, входящем в Тверской Патерик, память благоверного князя Ярослава Ярославича стоит

7 См.: Там же. С. 194-196.

8 Убиение князя великого Михаила Ярославича Тферского в Орде от царя Озбяка / комм. Г. С. Гадаловой // Там же. С. 185.

9 Поучение Петра митрополита всея Руси кьнязю Дмитрею / комм. Г. С. Гадаловой // Гадало-ва Г. С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь, 2011. С. 187.

10 Там же. С. 119.

11 Спасский Ф.Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 144.

12 Минея ноябрь. В 2 ч. Ч. II. М., 2002. С. 214.

13 Там же. С. 219-220. В среде филологов существует мнение, что эти тексты имеют заимствования из службы равноапостольной княгини Ольги. См.: Гадалова Г. С., Э. П. Р. Ксения Юрьевна. С. 194-196.

14 Житие Михаила Ярославича Тверского / пер. и комм. С. А. Семячко // Повести и сказания Древней Руси. СПб., 2001. С. 253.

15 Гадалова Г. С. Небесные заступники Верхневолжья: история почитания святых и подвижников благочестия. Тверь, 2021. С. 24.

16 ПСРЛ. Т. 10. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М., 2000. С. 171.

Родственные связи Тверских князей в контексте церковного почитания представителей...

под 16/29 сентября. До революции в день кончины Ярослава Ярославича (и накануне этого дня) в кафедральном соборе Твери ежегодно служились панихиды по всем почитаемым здесь князьям17. Вероятно, благочестивая жизнь Ярослава Ярославича положительно повлияла не только на его детей (сына Михаила Ярославича и дочери Софьи Ярославны), но и на его племянника — благоверного Даниила Александровича Московского, который после смерти своего отца святого Александра Невского воспитывался тверским великим князем18.

Сын и внук благоверных Михаила Ярославича и Анны Дмитриевны Александр Михайлович (1300-1339)19 и Федор Александрович приняли мученическую кончину в Орде. В Повести об убиении великого князя Александра Михайловича, содержащейся в Никоновской летописи20, можно увидеть тему жертвы во имя ближних, своего народа. При этом Повесть имеет житийную стилистику. Такой же стиль характерен и для других летописных упоминаний о князе. В Предисловии летописца к Тверской летописи, описывающем княжения благоверных мужей Тверского княжеского дома, говорится и об Александре Михайловиче, что он горел духом Христовой Церкви, скончался, радуясь, свою жизнь положил за христиан «и въсприат мучениа добропо-бедный венец от рукы Вседрьжителя»21. Гибель в Орде св. Михаила Тверского, повесть об убиении которого была составлена вскоре после этого события и содержала достоверные сведения об обстоятельствах его смерти22, несомненно, повлияла на подвиг князя Александра Михайловича, который участвовал в проводах отца на смерть, будучи еще 18-летним юношей23 (примерно столько же было и его собственному сыну Феодору в момент казни).

Другим почитавшимся внуком благоверного князя Михаила Ярославича был Михаил Александрович Тверской и Микулинский (1333-1399)24, которого, как и Михаила Ярославича, воспитывала его мать, т.к. отец и старший брат погибли, когда княжичу было всего 6 лет. Несомненно, родители назвали сына именем, которое было особенно дорого для Тверского княжеского дома в связи с почитанием благоверного великого князя Михаила Ярославича. В «Предисловии летописца княжения Тфер-скаго», входящего в Тверской сборник и написанного в духе панегирика, говорится о том, что Михаил Александрович уже в детстве научился грамоте, добродетелям и страху Божию. Особо подчеркивается его «смь1сленность», нрав, уклонение от игр и бесчиния, любовь к иноческому житию и инокам, от которых он поучался, которых подолгу выслушивал, с которым сам многое обсуждал. Видимо, эти разговоры в юношестве в дальнейшем образуют благоприятную почву в душе князя, благодаря которой он, во дни своего княжения будет сугубо способствовать возрождению монашества и искусства на Тверской земле, им будет приглашен на Тверскую кафедру свт. Арсений, известный своей редакцией Печерского патерика, древнейшей дошедшей до нас. Имея мудрость («разумне старческыи»), он удивлял современников

17 См.: Тверской Патерик: Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. С. 185-187.

18 ПСРЛ. Т. 15. С. 474.

19 Назаренко А. В. Александр Михайлович // ПЭ. Т. 1. М., 2000. С. 530.

20 См.: ПСРЛ. Т. 10. С. 208-211.

21 ПСРЛ. Т. 15. С. 466.

22 КонявскаяЕ.Л. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л., 1987. С. 166. ПочекаевР.Ю. Суд над благоверным князем Михаилом Тверским в 1318 г.: процессуальные аспекты // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. Вып. № 2 (10). С. 92-93.

23 Житие Михаила Ярославича Тверского. С. 256.

24 КонявскаяЕ.Л. Михаил Александрович // ПЭ. Т. ХКУ. М., 2017. С. 697.

и был славен не только в ближайшем окружении, но и в «странах слышащен его див-ляхуся». Такие характеристики в данном тексте очень напоминают житийный стиль и свидетельствуют о почитании князя уже в XV в., когда был составлен первичный текст этого памятника.

Известно, что особую заботу об образовании сына проявляла его мать великая княгиня Анастасия Тверская (ок. 1300-1365)25, о которой в летописных источниках говорится как о «честной» матери, заботящейся о научении добродетелям и страху Божию своего сына Михаила26. Думается, можно это отнести и ко всем шестерым детям, оставленным на нее после героической смерти ее супруга и старшего сына в Орде в 1339 г.27 Действительно, в судьбе всех своих детей Анастасия приняла заботливое и деятельное участие, выгодно выдавая дочерей замуж за Московского и Литовского князей28, помогая сыновьям в управлении уделами. Как замечал А. Е. Пресняков, она оставалась после кончины супруга во главе меньших княжичей, видимо, в удельном Зубцове29, как и благоверная княгиня Анна Кашинская, имела особое попечение о младшем сыне младенце Василии Михайловиче, в наследство которому был определен Кашин30.

Из этих всех примеров почитания старших представителей Тверского княжеского дома (Ярослава Ярославича, Ксении Юрьевны, Михаила Ярославича) младшими (Димитрием и Александром Михайловичами, Феодором и Михаилом Александровичами и другими) можно сделать вывод, что жертвенный подвиг святого благоверного князя Михаила Ярославича, ставший ожидаемым (закономерным) результатом христианского духа в его семье (старшего поколения его семьи), послужил основанием их для почитания как святых, а также неким катализатором для подражательной жизни младшего поколения тверских князей. Эта преемственность во многом определила лицо Тверского княжеского дома в сложную эпоху русской истории XIV-XV вв.

Источники и литература

1. Житие княжны Софии Тверской / комм. Г. С. Гадаловой // Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 181-184.

2. Житие Михаила Ярославича Тверского / пер. и комм. С. А. Семячко // Повести и сказания Древней Руси. СПб.: ДИЛЯ, 2001. С. 251-263.

3. Минея ноябрь. В 2 ч. Ч. II. М.: Издательский совет Русской Православной Церкви, 2002. 576 с.

4. Поучение Петра митрополита всея Руси кьнязю Дмитрею / комм. Г. С. Гадаловой // Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 187.

5. ПСРЛ. Т. Х. Летописный сборник, именуемый Патриаршей или Никоновской летописью. М.: Языки русской культуры, 2000. 248 с.

6. ПСРЛ. Т. XV. Рогожский летописец. Тверской сборник. М.: Языки русской культуры, 2000. 432 с.

7. Тверской Патерик: Краткие сведения о тверских местно чтимых святых / сост. архиепископ Димитрий (Самбикин). Казань, 1908. 216 с., 16 с.

25 См.: Гадалова Г.С. Небесные заступники Верхневолжья... С. 172-177.

26 ПСРЛ. Т. 15. С. 467.

27 Там же. С. 51.

28 Там же. С. 57.

29 Цит. по: Гадалова Г. С. Небесные заступники Верхневолжья. С. 175.

30 См.: Кучкин В.А. Территория Тверского великого княжества в XIV в. // Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 167-189.

Родственные связи Тверских князей в контексте церковного почитания представителей.

8. Убиение князя великого Михаила Ярославича Тферского в Орде от царя Озбяка / комм. Г. С. Гадаловой // Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: Герменевтика, 2011. С. 185.

9. Гадалова Г. С. Благоверная великая княгиня Ксения Тверская. Тверь: Герменевтика, 2011. 224 с.

10. Гадалова Г. С., Э. П. Р. Ксения Юрьевна // Православная энциклопедия. В 67 т. Т. XXXIX. М., 2015. С. 194-196.

11. ГадаловаГ.С. Небесные заступники Верхневолжья: история почитания святых и подвижников благочестия. Тверь: СФК-офис, 2021. 388 с.

12. КонявскаяЕ.Л. Михаил Александрович // Православная энциклопедия. Т^иУ.М., 2017. С. 697-701.

13. Конявская Е. Л. Житие Михаила Ярославича Тверского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. Л.: Наука, 1987. С. 166-168.

14. КопаневаД.Д, КостоусоваК.А, ЧерныхТ.Г. Сербские святые князья в представлении современных сербов // Актуальные вопросы церковной науки. 2021. № 2. С. 176-180.

15. КучкинВ.А. Пространная редакция Повести о Михаиле Тверском // Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 116-163.

16. КучкинВ.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М.: Наука, 1984. 352 с.

17. НазаренкоА.В. Александр Михайлович // Православная энциклопедия. Т.1. М., 2000. С. 530.

18. ПочекаевР.Ю. Суд над благоверным князем Михаилом Тверским в 1318 г.: процессуальные аспекты // Палеоросия. Древняя Русь: во времени, в личностях, в идеях. 2018. №2 (10). С. 92-102.

19. СпасскийФ.Г. Русское литургическое творчество. М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2008. 507 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.