Научная статья на тему 'Родовое землевладение князей Ухтомских. Вотчинные комплексы сел Карповское и Ескино'

Родовое землевладение князей Ухтомских. Вотчинные комплексы сел Карповское и Ескино Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
501
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕОДАЛИЗМ / FEUDALISM / ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / LAND OWNERSHIP / КНЯЖЕСТВО / INDEPENDENT PRINCIPALITY / УДЕЛ / КНЯЗЬЯ / АКТЫ / DOCUMENTS / PRINCEDOM / KNIAZES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грязнов Анатолий Леонидович

Статья посвящена анализу актов XVI в., относящихся к родовому землевладению средней ветви князей Ухтомских. Большинство используемых источников вводится в научный оборот впервые. На основе локализации топонимов, упоминаемых в документах XV–XVIII вв., реконструируются границы двух вотчинных комплексов князей Ухтомских – сел Карповского и Ескина. В свою очередь это дает достоверный материал для сравнительного изучения родового землевладения других княжеских родов Северо-Восточной Руси и проверенную методику для проведения этого изучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The landed property of Ukhtomskie kniazes. Votchina complexes of Karpovskoe and Eskino villages

This article analyses documents of the XVI century relating to the landed property of the middle kin of Ukhtomskie Kniazes. Most of documents are put into circulation for the first time. On the basis of allocation of toponyms mentioned in documents of XV–XVIII centuries author reestablish borders of two votchina complexes privately owned by Ukhtomskie Kniazes – Karpovskoe and Eskino villages. It provides a reliable source and a proved method for the comparative study of landed property of other Kniazes families on the North-Eastern partof Rus’.

Текст научной работы на тему «Родовое землевладение князей Ухтомских. Вотчинные комплексы сел Карповское и Ескино»

А.Л. Грязнов

РОДОВОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ КНЯЗЕЙ УХТОМСКИХ. ВОТЧИННЫЕ КОМПЛЕКСЫ СЕЛ КАРПОВСКОЕ И ЕСКИНО

Статья посвящена анализу актов XVI в., относящихся к родовому землевладению средней ветви князей Ухтомских. Большинство используемых источников вводится в научный оборот впервые. На основе локализации топонимов, упоминаемых в документах XV-XVIII вв., реконструируются границы двух вотчинных комплексов князей Ухтомских - сел Карповского и Ескина. В свою очередь это дает достоверный материал для сравнительного изучения родового землевладения других княжеских родов Северо-Восточной Руси и проверенную методику для проведения этого изучения.

Ключевые слова: феодализм, землевладение, княжество, удел, князья, акты.

Родовое княжеское землевладение - одна из характерных черт российского феодализма. Именно поэтому изучение этого явления так важно для понимания многих социально-экономических процессов, происходивших в период его существования. Князья Ухтомские, как и большинство других представителей рода белозерских князей, сохраняли на протяжении XV и XVI вв. значительные земельные владения, образовавшиеся в конце XIV в. в результате дробления Белозерского княжества на уделы.

Впервые краткую характеристику землевладения князей Ухтомских дал С.В. Рождественский. Он определил, что их родовые вотчины располагались в Ухтомской волости Пошехонского уезда. В качестве примера поглощения княжеских вотчин Кирил-ло-Белозерским монастырем он привел сделки, связанные с при-

© Грязнов А.Л., 2012

обретением сел Карповское, Никитино, Семеновское и Ескино. От внимания С.В. Рождественского не ускользнули подозрительные обстоятельства перехода в монастырь с. Ескина, которое было заложено В.Ф. Рыбиным-Пронским и одновременно продано Г.И. Угримовым, но объяснения этому у исследователя не нашлось. Вместе с тем С.В. Рождественский отметил, что большинство сделок Ухтомских относится уже ко времени действия законодательства по ограничению монастырского землевладения. В общей сложности для характеристики землевладения Ухтомских им было использовано пять актов, опубликованных в «Актах юридических», и 15 неопубликованных из фонда ГКЭ1.

Значительное место землевладению князей Ухтомских уделил в своей монографии по истории Белозерского края А.И. Копанев. Используя наблюдения С.В. Рождественского и дополнив его данными еще семи актов, он нарисовал картину перехода в руки Кирилло-Белозерского монастыря сел Карповское, Семеновское и Никитино. В этих сделках исследователь увидел пример разоряющейся княжеской семьи, когда «не религиозные мотивы, а экономические обстоятельства принуждали князей к продаже или к передаче своих владений в монастырь»2. Поскольку составленные А.И. Копаневым карты по истории землевладения на Белоозере не включали в себя территорию Пошехонья, то его наблюдения относительно географии вотчин Ухтомских не были зафиксированы должным образом.

Характеризуя родовое землевладение Ухтомских, В.А. Кучкин ограничился локализацией вотчины с. Карповское и указание на принадлежность князьям Ухтомским сел Семеновское и Никити-но. Сделано это было на основе наблюдений А.И. Копанева и использовавшихся им источников. Кроме того В.А. Кучкин выявил пять актов Ухтомских, отложившихся в фонде ГКЭ, и, видимо, локализовал часть упоминавшихся в них топонимов. Это позволило ему дополнить выводы А.И. Копанева о расположении вотчин Ухтомских несколько туманным замечанием: «А далее к северу, к р. Ухтоме и по самой Ухтоме, лежали владения других князей Ухтомских»3. Судя по всему, имелись в виду села Борисоглебское и Васильевское с некоторыми тянувшими к ним деревнями. Каких-либо обобщений или предположений о родовом землевладении Ухтомских В.А. Кучкиным высказано не было.

Как видно, наши знания о родовом землевладении Ухтомских на данный момент крайне незначительны. Известны четыре владельческих центра (Семеновское, Карповское, Ескино и Никити-

но), а еще два в литературе не упоминаются, но зафиксированы во введенных в оборот источниках (Борисоглебское и Васильевское). Бесспорна приуроченность владений Ухтомских к пошехонской реке Ухтоме. Однако до сих пор не ясно, ограничивались ли родовые вотчины Ухтомских этими шестью комплексами, каковы границы собственно Ухтомы, какова эволюция родового землевладения Ухтомских, ограничивалась ли она только переходом княжеских вотчин в состав монастырских латифундий. Сравнительно незначителен введенный в оборот комплекс актов по землевладению Ухтомских в XVI в., из-за чего возникает вопрос: ограничивался ли он только двадцатью актами, выявленными С.В. Рождественским, А.И. Копаневым и В.А. Кучкиным?

Поиск актов XVI в., относящихся к родовому землевладению Ухтомских, привел к следующим результатам. К настоящему времени в различных изданиях опубликовано всего восемь актов. Двенадцать подлинников еще не изданных документов хранятся в фонде ГКЭ, 20 актов в виде списков содержатся в копийных книгах Кирилло-Белозерского и Корнильево-Комельского монастырей. Таким образом, количество выявленных актов на порядок превосходит количество ранее введенных в оборот. К сожалению, в монастырских архивах сохранились далеко не все акты, относившиеся к монастырским владениям. Незначительна среди документов доля светских актов, не относящихся напрямую к переходу вотчин к монастырям. Однако кроме текстов актов князей Ухтомских есть еще две категории актов, которые позволяют существенно дополнить картину землевладения этого рода. В первую очередь, это владельческая документация других землевладельцев, приобретавших родовые вотчины Ухтомских или проводивших межевание своих владений с бывшими княжескими вотчинами. Во-вторых, упоминания в текстах сохранившихся документов других актов, относящихся к землевладению Ухтомских. Причем в ряде случаев мы имеем дело не просто с упоминаниями, а с полноценным изложением текста акта. В общей сложности на долю этих двух категорий актов приходится более трети известных нам актов, так или иначе относящихся к родовому землевладению Ухтомских.

Каждый владельческий комплекс имеет свой специфический набор актов, по-разному раскрывающий проблемы, связанные с владельческой судьбой этих вотчин. Вместе с тем значительное количество выявленных актов по землевладению Ухтомских позволяет реконструировать каждый из владельческих центров

в отдельности. В первую очередь такая реконструкция возможна по владельческим комплексам, перешедшим в состав вотчины Ки-рилло-Белозерского монастыря в числе первых. Это вотчины сел Карповское и Ескино.

Самый древнейший из сохранившихся актов Ухтомских относится к комплексу с. Карповское. Это разъезжая на владения князей Ивана Волка Ухтомского и И.В. Согорского, которая относится к рубежу ХУ-ХУ1 вв.4 Собственно с переходом к Кириллову монастырю Карповского связаны купчая (между 1 сентября 1556 г, и 30 мая 1557 г.)5 и обводная (30 мая 1557 г.)6 грамоты (продавцом и обводчиком выступал внук Ивана Волка Даниил Данилович Ухтомский). Еще один акт - межевая 1566 г. между вотчинами Ки-рилло-Белозерского монастыря (с. Карповское) и княгини Ульяны Согорской (сц. Яковлевское) касается той же территории, что и разъезжая Ивана Волка и Ивана Согорского7.

Основной комплекс документов средней ветви Ухтомских относится к земельным операциям с вотчиной с. Ескина. Владелец села кн. Григорий Угримов-Ухтомский сначала заложил несколько деревень кн. В.Ф. Пронскому (1551 г.)8, а через несколько месяцев ему же заложил и остальную часть вотчины (село и деревни) (1551-1552 гг.)9. В 1553-1554 гг. Григорий Угримов «з боярского докладу» «за свои долг» «тои своеи вотчины ступился князю Ваське Пронскому»10. Через пять лет, в феврале 1559 г., уже Василий Пронский заложил Ескино в Кириллов монастырь, составив не только закладную11, но и очищальную грамоты12. Видимо, стремясь обезопасить новое приобретение от конфискации или выкупа, власти Кириллова монастыря решили заключить фиктивную сделку с номинальным владельцем вотчины Григорием Угримовым-Ухтомским. Поэтому в том же году Григорий вместе с сыновьями выступает в качестве продавца с. Ескина13 и указывает межи новой монастырской вотчины14. Отводная на с. Ескино, хоть и не очень большая по объему, дает нам дополнительные сведения по владельческой истории этой вотчины в первой половине XVI в. Оказывается, что западная и северная границы комплекса с. Ескина были зафиксированы в утраченных позднее документах. Григорий Угримов ссылается на духовную своего деда Ивана Волка (можно датировать промежутком между 1501 и 1506 гг.) и деловые грамоты, составленные Григорием вместе с братом Иваном при разделе вотчины на две части (с. Ескино и с. Новинки)15. Собственно эти документы (духовная и деловые) в равной степени относятся как к вотчине с. Ескина, так и с. Новинки. К Новинкам же относится

и данная племянников Григория Угримова на их половину земли Кузьмодемьянской (1570 г.)16, вошедшей в состав Ескинского комплекса (другая половина Кузьмодемьянской земли входила в состав вотчины с. Ескина по купчей 1559 г.). Информацию, изложенную в отводной на с. Ескино, значительно дополняет разъезжая на земли с. Ескина и Патробальской волости, составленная в 1563-1564 гг.17

Как уже отмечалось, значительная часть вотчин Ухтомских во второй половине XVI в. перешла в руки Кирилло-Белозерского и Корнильево-Комельского монастырей. Именно с этим связано существование такого сравнительно большого количества поземельных актов князей Ухтомских (сохранившихся как в подлинниках, так и в копиях). Используя это обстоятельство, можно в общих чертах представить расположение нескольких княжеских вотчин и соотнести их с представителями рода Ухтомских, известных по родословным росписям.

В результате нескольких сделок к концу XVI в. в руки Кирил-ло-Белозерского монастыря перешли села Семеновское, Ескино, Карповское, Борисоглебское и сц. Никитино, а Корнильево-Ко-мельского - с. Погорелое с деревнями и еще более десятка деревень, тянувших ранее к селам Семеновскому и Борисоглебскому.

Таким образом, за четыре десятилетия в руки двух монастырей попало семь вотчинных комплексов Ухтомских (не считая нескольких менее крупных вотчин). Пик земельных операций приходится на 1550-е - начало 1560-х гг. Несмотря на то что свои вотчины монастырям продавали не все представители рода Ухтомских (что видно при обращении к родословной), в руках Ухтомских осталось не более 1/3 территории Ухтомы, причем и эти земли, по всей видимости, подверглись конфискации во второй половине 60-х гг. В итоге к концу XVI в. на территории Ухтомы сформировалось две монастырских латифундии18 (см. карту 1).

Определив местоположение и границы монастырских вотчин, мы можем выяснить, где располагались княжеские вотчины, упоминаемые в актах, и локализовать владельческие центры этих вотчин. В результате появится возможность соотнести каждую вотчину с землевладением отдельной ветви Ухтомских. Например, выясняется, что расположенные на юге Ухтомы села Ескино и Карповское принадлежали представителям средней ветви Ухтомских. Именно эти села стали первыми объектами приобретательской деятельности братии Кирилло-Белозерского монастыря в этом регионе.

Основателем средней ветви Ухтомских был князь Иван Волк, у которого, по родословной, было четверо сыновей (Федор, Даниил, Иван Угрим и Семен). Трое из них имели сыновей, которые в середине XVI в. владели частями родовой вотчины. Два внука Ивана Волка продали свои вотчины Кирилло-Белозерскому монастырю. Село Ескино продал Григорий Иванович Угримов, а с. Карповское -Даниил Данилович. По актам, связанным с переходом этих сел в монастыри, попробуем реконструировать границы вотчин Григория Ивановича и Даниила Даниловича.

Комплекс с. Карповское

Село Карповское было самой восточной вотчиной средней ветви Ухтомских. Его за 350 руб. в 1556-1557 гг. продал князь Даниил Данилович Ухтомский с детьми Дмитрием, Даниилом и Иваном19. По купчей к селу тянуло 17 деревень. Из них на картах удается обнаружить восемь (Ефимовское, Трегубово, Нофринское, Ивандино, Сенино, Белое, Горилицы, Васьяново). Таким образом, локализуется ровно половина населенных пунктов, существовавших в XVI в. Это дает довольно точное представление о районе расположения вотчинного комплекса, но, тем не менее, его реальные границы, используя только купчую, определить невозможно. Детальное описание границ дается в обводной на эту вотчину, составленной 30 мая 1557 г. от имени Даниила Даниловича с сыновьями и при участии местных крестьян20. Границу вотчины князья начали проводить от реки Копши, доведя до речки Патры. Проданная Даниилом Даниловичем вотчина граничила с владениями П.А. Ухтомского (сц. Никитинское), Корнильево-Комельского монастыря (деревни Балакино (Болакина), Белавино (Белавина), Холм), В.Ф. Рыбина-Пронского (с. Ескино), И.И. Угримова-Ухтомского (с. Новинки). За рекой Па-трой располагалась вотчина братьев Игната и Федора «Ушаковых детей» Заболотских (с. Михайловское), а по реке Копше шла граница с вотчиной кн. З.И. Лыскова-Согорского (сц. Яковлевское). Из рассматриваемой обводной мы можем почерпнуть ряд важных сведений. Например, то, что на севере вотчина Даниила Даниловича граничила с владениями младшей ветви Ухтомских (Петра Александровича), а на западе - с вотчинами других представителей средней ветви. Если из составленной пятью годами ранее закладной (и последовавших затем отступной и купчей) мы знаем, что с. Ески-но принадлежало Григорию Ивановичу Угримову-Ухтомскому, то

в анализируемой обводной указывается, что центром вотчины его брата Ивана Ивановича Угримова-Ухтомского было с. Новинки, причем земли вотчин братьев Угримовых были смежными между собой. Другим важным моментом является то, что в княжеские владения уже раньше вклинилась вотчина Корнильево-Комель-ского монастыря. Кроме того, благодаря обводной выясняется, что граница Ухтомы с владениями князей Согорских в середине XVI в. проходила в районе верхнего течения Копши.

В первом приближении (учитывая сложившиеся к концу XVI в. границы монастырских владений) границу вотчины с. Карповского можно представить в таком виде (см. карту 2).

В межевой кроме самого села упоминается девять деревень, тянувших к Карповскому. Из них на карте локализуются пять21. На противоположной стороне межи называется десять населенных пунктов, из которых на карте обнаруживаем также только пять. Благодаря межевой локализуем «старую дорогу», дорогу из Семеновского в Ескино, и частично старую межу. Старое осечище, старая межа, старые ямы, старая изгорода встречаются на всем про-

тяжении межи (от Копши до Патры), что свидетельствует о том, что межа с. Карповскому проводилась и раньше. По всей видимости, межевание это относится ко времени выделения Карповского из состава вотчин Ивана Волка его второму сыну Даниилу в начале XVI в.22 Именно тогда должна была сложиться территория этой вотчины в том виде, в котором ее зафиксировала межевая 1557 г.

Имея очертания Карповской вотчины и опираясь на отмеченные на картах XVIII-XX вв. населенные пункты, можно попробовать восстановить местоположение упомянутых в межевой деревень, исчезнувших к концу XVIII в.

Взаимное расположение деревень по межевой 1557 г. было следующим:

Межевая на с. Карповское 1557 г.

с. Карповское соседи

Васьяново (Васьянова)* Никитинское (Никитино)*

Карповское*

Севастьяновское Грибова

Ивандино (Ивандина)* Балакино (Болакина)

Стригино

Нофринское*

Васнево

Трегубово Белавино (Белавина)*

Холм

Фендюково*

Новинки (Новинка)*

Перхино Москвичи

Катафьин Починок

Сметанино

* Уже локализованные деревни.

Четыре деревни карповской вотчины и пять соседских деревень упомянуты в обводной, но не зафиксированы на картах. Тем не менее определить их местоположение вполне возможно, используя данные, предоставляемые самой обводной. Нам известно местопо-

ложение с. Карповского и четырех деревень (Васьянова, Ивандина, Нофринского и Трегубова). Вполне точно мы можем представить и границу вотчины. В первую очередь стоить отметить, что деревни, местоположение которых нам известно, действительно располагались в непосредственной близости от границы вотчины. Как правило, на расстоянии около полукилометра, что и не удивительно при плотности населенных пунктов в этом регионе в середине XVI в. 3-4 на км2. Следовательно, Севастьяновское, Стригино, Васнево и Перхино также располагались в приграничной полосе. Причем местоположение каждой из этих деревень мы можем ограничить, исходя из порядка упоминания деревень в обводной, иначе говоря -их реального местоположения в 1559 г. Севастьяновское находилось между Карповским и Ивандиным, Стригино - между Иванди-ным и Нофринским, Васнево - между Нофринским и Трегубовым, а Перхино - на западной границе вотчины, недалеко от Ескина.

Более точное расположение Севастьяновского, Стригина, Вас-нева и Перхина можно отметить на карте, использовав Атлас Мен-де. Деревни, местоположение которых мы знаем по картам, характеризуются следующими признаками. К ним сходилось несколько дорог, идущих от соседних деревень. Даже если деревня располагалась недалеко от реки, на ее территории могли находиться пруды (от одного до четырех). Используя эти признаки, есть возможность точно локализовать первые три деревни, а Перхино скорее всего располагалась на дороге, шедшей от Нофринского к реке Патре.

Отметив на карте примерное расположение упомянутых в обводной населенных пунктов, можно уловить определенную закономерность при перечислении деревень с. Карповского в купчей на это село. Первой из них названа Ефимовская, затем починок Ильин, местоположение которого пока не определено, потом д. Перхино и еще восемь деревень, расположение которых удалось отметить на карте. Порядок их расположения (выстраиваются в линию, вытянутую с запада на восток) совпадает с порядком перечисления этих деревень в купчей на с. Карповское. По всей видимости, они перечислены в той же последовательности, что и в писцовых книгах, - повторяя путь писца от одной деревни до другой. Если это предположение верно, то становится возможным приблизительно определить местоположение деревень, названных в купчей, но не упомянутых в обводной. Предпочтение для места их локализации отдавалось районам, через которые в XVШ-XIX вв. проходили дороги. Кроме того, имеется две подсказки для локализации деревни Зеленое и починка Купенина. Починок Купенин был смежен с одноименной

деревней в вотчине князей Согорских23, которую удается локализовать благодаря Экономическим примечаниям. Деревня Зеленое скорее всего располагалась вблизи деревни Белое, поскольку два этих названия образуют этимологическую пару (Белое - Зеленое)24. Западнее Белого на картах обозначен пруд. Как правило, пруды располагались вблизи деревень, во всяком случае они были рядом с соседними деревнями. Вблизи пруда, между Белым и Горилицами, и могла находиться деревня Зеленое. Таким образом, удается, правда с разной степенью уверенности, локализовать все населенные пункты, тянувшие к с. Карповскому в середине XVI в.

Немаловажно, что кроме деревень карповской вотчины межевая дает возможность предположительной локализации и деревень, располагавшихся на противоположной стороне границы. В частности, это Грибова, Холм, Москвичи, Катафьин Починок и Сметанино.

Результат реконструкции вотчины села Карповского по данным купчей и обводной грамот представлен на карте 3.

Южная и восточная границы вотчины (точнее граница с Согор-зой) описаны в обводной сравнительно кратко. Поэтому возникает закономерный вопрос о том, насколько граница вотчины в середине XVI в. соответствовала реалиям XVIII в., зафиксированным в материалах Генерального межевания (которые и используются нами для установления точной границы вотчины в этом районе). Ответ на этот вопрос помогает дать межевая между владениями Кирилло-Белозерского монастыря (с. Карповское) и князей Со-горских (княгини Ульяны и ее сына Захарии)25. Межевая составлена 10 октября 1566 г. В ней, как и в обводной 1557 г., упомянуты деревня Васьяново, река Копша, Карповский колодец, река Патра. Но межевая 1566 г. дает дополнительные сведения. Граница начинается от дороги, которая идет от княжеской деревни Острюково (Остряково) к монастырской Васьяново. Другой участок границы шел между княжеской деревней Купенино и одноименной монастырской деревней (в 1557 г. починок Купенин). На картах ни Купенина, ни Острюкова (Острякова) не обозначено. Однако пустоши с такими названиями обнаруживаются в Экономических примечаниях. На правом берегу Копши, напротив деревни Васьяново (Васьянова) находились пустоши Вереинская и Острекова26. Очевидно, что пустошь Острекова XVIII в. тождественна названой в межевой деревне Острюково (Остряково). Через территорию этой пустоши проходила дорога, шедшая от Васьянова. На ней в соответствии с рельефом местности и можно локализовать деревню Острюково (Остряково).

С кирилловской вотчиной в конце XVIII в. граничила и пустошь Купенино27, которую вполне обоснованно можно отождествить с княжеской деревней Купенино. Поскольку на территории монастырской вотчины тоже была деревня Купенино, расположенная вблизи от княжеской, то очевидно, что на карте они тоже должны располагаться в непосредственной близости друг от друга, скорее всего их даже соединяла дорога (обозначена на Атласе Менде). Эта дорога была частью дороги из Белого в Яковлевское28, упомянутой в обводной 1557 г.

Судя по всему, граница карповской вотчины, описанная в обводной 1557 г. и межевой 1566 г., совпадает с границей этой вотчины, обозначенной на планах Генерального межевания. Окончательное подтверждение этого находим в самом раннем акте, относящемся к землевладению Ухтомских, - межевой кн. Ивана Волка Ухтомского и кн. Ивана Владимировича Согорского29. Грамота эта весьма примечательна.

Дата в документе отсутствует, что сближает его с актами XV в. Не указана причина составления разъезжей, не называются соседи князей, с которыми граничили их вотчины. Речь идет только об участке границы, общей для обеих вотчин. При указании межевых знаков не упоминаются «старые», т. е. нет следов предшествующего межевания, а значит, скорее всего именно это межевание было первым для вотчин князей Ухтомских и Согорских в этом районе. В качестве послухов указаны основатели нескольких ветвей разных фамилий белозерских князей. Это князь Василий Иванович Ухтомский - брат Ивана Волка и основатель старшей ветви Ухтомских, князь Константин Дмитриевич Угольский - основатель младшей ветви Шелешпальских, князь Ахметек Иванович Согор-ский - основатель линии князей Ахметековых-Согорских. Писал разъезжую князь Иван Дмитриевич Согорский - двоюродный брат Ивана Владимировича. Таким образом, и участники сделки, и свидетели, и даже писец грамоты - все представители рода белозерских князей. Причем послухи представляли все пошехонские ветви рода.

В целом граница вотчин, описанная в этой межевой, совпадает с границами, описанными в межевых 1557 и 1566 гг., что еще раз позволяет подчеркнуть преемственность границ вотчин XV, XVI, XVII и XVIII вв. В межевой конца XV в. упоминается брод на Коп-ше между Васьяновом и Острюковом (Остряковом), Карповский колодезь, путь от Яковлевского к Белому, овраг, «что косила Олен-ка Демехова», болотце и р. Патра. Все эти ориентиры названы и в межевой 1566 г., причем овраг, «что косила Оленка Демехова», теперь назван Оленинским ручьем.

Комплекс с. Ескино

Второй княжеской вотчиной, перешедшей в состав латифундии Кирилло-Белозерского монастыря, было с. Ескино. Оно принадлежало двоюродному брату Данилы Даниловича князю Григорию Ивановичу Угримову-Ухтомскому. Саму вотчину, состоящую из села и десяти деревень, Григорий в 1551 г. в два приема заложил В.Ф. Рыбину-Пронскому. По всей видимости, выкупить заклад у Григория Ивановича возможности не появилось, а Василию Пронскому самому через некоторое время понадобились деньги. Поэтому в феврале 1559 г. Василий Федорович заложил Ескино со всеми деревнями Кирилло-Белозерскому монастырю30, обязавшись освободить его до Вербного воскресенья (18 марта)31. Хотя первоначально у монастырских властей не было уверенности в необходимости окончательного приобретения этой вотчины или возможности закрепления ее за собой (в очищальной В.Ф. Пронский обязывался отдать деньги назад в монастырь, если «монастырю село не пона-добитца»32), в ближайшие несколько месяцев переход вотчины в состав монастырской латифундии был закреплен купчей и отводной уже от имени Григория Угримова33. Стоимость ескинского комплекса во всех трех случаях составила триста рублей (Григорий Ухтомский заложил село и деревни за 200 и 100 руб., Василий Пронский заложил все вместе за 300 руб., за эту же сумму вотчину якобы продал Григорий Ухтомский)34.

Из десятка деревень, тянувших к Ескину в середине XVI в., к концу XVIII в. сохранилось только три (Степачево (Степачиха), Дор Крюки и Фендюково)35, а в настоящее время существует только деревня Степачево (Степачиха). Однако установление границ этой вотчины не вызывает особых затруднений. Благодаря анализу обводной на Карповское уже удалось определить при-

близительное местоположение трех деревень ескинской вотчины (Москвичи, Катафьин Починок и Сметанино). Таким образом, в общей сложности мы имеем представление о местоположении села и шести деревень. Границы же вотчины устанавливаются по планам Генерального межевания. Так мы определяем северную, западную и южную границы. Место прохождения восточной границы уже было выяснено ранее - это западная граница вотчины с. Карповского.

Проверить, правильно ли нами определена граница вотчины, помогает обводная на с. Ескино, составленная Григорием Угри-мовым в 1559 г. Хотя по своему объему она значительно уступает обводной на с. Карповское, информации, извлекаемой из текста, вполне достаточно, чтобы уверенно реконструировать границу середины XVI в. и наметить местоположение еще не локализованных княжеских деревень.

Поскольку обводная составлялась в интересах монастыря, а село Карповское на тот момент уже принадлежало кирилловским старцам, то восточная граница ескинской вотчины не описывалась. Межа начиналась у Першина Починка, шла рекой Патрой к рубежу с Патробальской волостью и оврагу между княжеской деревней Окульцево (Окульцово) и патробальской деревней Власово. Затем граница шла между деревнями Красная Грива и Олюгина к Мостовому оврагу, «что у Опарина за полем», далее «прошед монастырь Пречистые» за осек у Дора Скоморохова, потом оврагом вниз к реке Шалге, а Шалгой вверх до оврага, «что меж селом Ескиным и Новинскою»36.

Из упомянутых в обводной топонимов на картах удается найти реки Патру и Шалгу, а также деревню Дор Скоморохов, которую можно считать тождественной позднейшей деревне Дор Крюки. К сожалению, упомянутые в обводной деревни, расположенные с внешней стороны межи, обнаружить не удается, неясным остается и расположение монастыря Пречистые. Собственно на картах XVIII-XIX вв. в районе с. Ескино кроме деревень Дорок и Сте-пачево (Степачиха) больше не показано ни одной деревни. Однако обращение к Экономическим примечаниям развеивает все сомнения по поводу преемственности границ XVI и XVIII вв. и позволяет реконструировать систему расселения середины XVI в. и в этом районе.

В конце XVIII в. вдоль западной границы бывшей кирилловской вотчины находилось несколько небольших пустошей разных владельцев, названия которых совпадают с топонимами, упомянутыми

в обводной. Причем расположены они были именно в том порядке, в каком названы в обводной. Самой южной из них, размещавшейся на обоих берегах реки Патры, была дача пустошей Ескиной и Власовой37. Поскольку в XVI в. с княжеской вотчиной граничила деревня Власово, то очевидно, что соотносимая с ней позднейшая пустошь Власова располагалась на правом берегу Патры, причем в Атласе Менде зафиксирован даже упомянутый в обводной овраг, по которому проходила межа. После установления местоположения деревни Власово становится возможным локализовать и княжескую деревню Окульцево (Окульцово). Она должна была располагаться в непосредственной близости от Власова. Именно в этом районе, недалеко от мыса, образуемого изгибом Патры, сходились дороги, шедшие от деревень Степачево (Степачиха) и Сметанино, что и делает эту местность наиболее предпочтительной для локализации деревни Окульцево (Окульцово).

Далее межа шла между деревнями Красная Грива и Олюгина. В XVIII в. именно пустошь Олюгина примыкала с северо-запада к пустоши Власовой38, значит, деревня Красная Грива была расположена где-то поблизости. Это дает возможность для ее локализации немного севернее Окульцева (Окульцова). Затем межа проходила через овраг Мостовой, «что у Опарина за полем» и шла через «монастырь Пречистые» до оврага у осека рядом с Дором Скомо-роховым. Пустошь Опарина располагалась севернее Олюгиной39, а в Атласе Менде даже отмечен ручей, протекавший по территории этой пустоши и впадавший в речку Шалгу40. Его можно соотнести с упомянутым в обводной Мостовым оврагом. Севернее Олюгина располагалась пустошь Пречистая41, которую без сомнения можно соотнести с монастырем Пречистые. Немного севернее Пречистой начинался овраг, который шел с юга на север и впадал в речку Шалгу недалеко от деревни Дор Крюки (в XVI в. Дор Скоморохов). По его левой стороне шла граница вотчины: «да от толе мокредми на овраг, что течет за осеком у Дору у Скоморохова, да тем врагом на низ до речки до Шалги»42.

Северная граница вотчины шла вверх по речке Шалге «до врага до Починошного до Межново, что меж селом Ескиным и Новинскою... землею»43. Крайняя восточная точка границы сходилась у верховьев Шалги с вотчиной села Карповского. Отдельно упоминается деревня Фендюково, образовывавшая своеобразный анклав и отделенная от основной территории вотчины землями села Новинки и деревни Трегубово: «А деревня Фендюкова того ж села Ескина, что вошла на землю брата моего во князь Иванову»44.

Проверка показывает, что граница Кирилловской вотчины XVIII в. полностью соответствует границе вотчины, зафиксированной в обводной 1559 г. (проведенной еще на рубеже XV и XVI вв. князем Иваном Волком). Кроме известных по картам деревень Фендюково, Дор Скоморохов и Степачево (Степачи-ха), благодаря обводным на Карповское и Ескино локализуются Москвичи, Катафьин Починок, Сметанино, Окульцево (Окуль-цово), Красная Грива. В общей сложности выяснено местоположение восьми поселений. Неизвестным остается только расположение двух деревень ескинской вотчины - Камешник и Починок Мифонов. Ключом для определения их местоположения может служить отступная Григория Угримова 1553/54 г. на часть вотчины, заложенной В.Ф. Пронскому за 200 руб. В состав этой части вотчины кроме села Ескина входили деревни Дор, Камешник и Починок Мифонов45. Деревня Дор - это Дор Скоморохов купчей и обводной 1559 г. Очевидно, что село и три деревни находились в непосредственной близости друг от друга. Следовательно, Камешник и Починок Мифонов также располагались в северной части вотчины. Именно здесь пролегало несколько дорог, ведущих за пределы вотчины. На них, по всей видимости, и размещались искомые деревни. Починок Мифонов, судя по всему, располагался ближе к Ескино, а Камешник - ближе к западной границе вотчины, южнее Дора Скоморохова.

Подтверждение правильности осуществленных локализаций можно найти в полюбовной межевой, составленной в 1563-1564 гг. властями Кириллова монастыря и крестьянами Патробальской волости. Оказывается, что, несмотря на существование обводной 1559 г., между крестьянами и монастырем возник спор, который был решен писцом Ю.Ф. Морозовым, а результаты суда были зафиксированы в межевой: «...и мы опосле суда с писцова приговору промеж собою полюбовно межи розошли, и грани пограни-ли, и ямы покопали...»46. Межевая отличается от обводной очень подробным перечислением межевых ориентиров, благодаря чему границу середины XVI в. можно уверенно соотнести с реалиями конца XVIII в.

Граница между вотчиной с. Ескина и Патробальской волостью по межевой 1563/64 гг.

р. Шалга

ручьем вверх

Сидоровская

Дор Бражников

дорога

ручей

дорога

дорога промеж Сидоровской и Камешником

дорога посреди болотца

дорога промеж Пречистое и Камешником

болото промеж Пречистое и Ескиным

дорога промеж Пречистое и Степачево

дорога

край болота

конец тресливлевого болотца

край болотца

дорога между Опариным и Степачевым

дорога

Олюгина

Сметанино

Власово

Грива

Еще одним отличием межевой 1563/64 гг. от обводной 1559 г. было то, что межа в ней ведется в обратном направлении - от речки Шалги к речке Патре.

Первым населенным пунктом, упомянутым в межевой, была патробальская деревня Сидоровская, располагавшаяся недалеко от р. Шалги. Ее можно соотнести с пустошью Сидоровской, граничившей с бывшей кирилловской вотчиной в районе д. Дор47. По межевой Сидоровская граничила с деревнями Дор и Камешник, от которых к

ней проходили дороги. Поэтому сама деревня Сидоровская локализуется на левом берегу Шалги, в том месте, где сходились дороги из Дора и Камешника. Трассы дорог также четко указывают на правильность локализации Камешника. Кроме дороги к д. Сидоровской от него шла еще и дорога к монастырю Пречистые. Затем в межевой упоминается болото, располагавшееся между монастырем и с. Ескино, а также дороги из Пречистое в Степачево (Степачиху) и из Опарина в Сте-пачево (Степачиху)48. Собственно эти дороги дают нам надежную локализацию Пречистой и Опарина. Также в межевой указывается, что смежными были земли деревень Олюгина и Сметанино и Власово с Красной Гривой. Значит, земли д. Красная Грива сходились не только с землями д. Олюгина (как об этом говорится в отводной на Ескино), но и д. Власово, что позволяет более точно определить местоположение Красной Гривы. Болото рядом с Причистым объясняет, почему в качестве смежных с Пречистым не называются Починок Мифонов и Катафьин Починок49 (см. карту 5).

Таким образом, удается не только проверить и доказать преемственность вотчинных границ XVI и XVIII вв., тем самым определив границы вотчины с. Ескина, но и выяснить местоположение всех деревень, составлявших в середине XVI в. этот вотчинный комплекс. В свою очередь, имея локализацию всех деревень, упоминаемых в источниках XVI в., можно заметить, что перечисление этих деревень в купчей на с. Ескино имеет ту же закономерность, что и перечисление деревень в купчей на с. Карповское, - деревни названы последовательно, как бы повторяя путь писца. Это в свою очередь доказывает правильность осуществленных локализаций, в том числе и установление местоположения деревень Камешник и Починок Мифонов. Еще одним результатом уверенной локализации топонимов, упомянутых во владельческой документации на с. Ескино, является установление восточной и западной границ вотчины князя Ивана Волка Ухтомского. Открытым пока остается вопрос о месте прохождения южной и большей части северной границ его вотчины.

Проведенная реконструкция вотчинных комплексов сел Карповское и Ескино показывает, насколько велик потенциал сохранившихся актовых источников по землевладению князей Ухтомских. Это дает основания полагать, что возможна сравнительно точная реконструкция всего родового землевладения князей Ухтомских. И речь в этом случае идет не только об определении общих границ Ухтомы, но и о реконструкции границ, состава и владельческой судьбы каждой из княжеских вотчин. В свою очередь это даст достоверный материал для сравнительного изучения родового землевладения других княжеских родов Северо-Восточной Руси и проверенную методику для проведения этого изучения. Одним из дополнительных результатов работы в этом направлении может стать достоверная реконструкция системы сельского расселения в середине - второй половине XVI в., а уже на ее основе - реконструкция системы сельского расселения рубежа XV-XVI вв.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родословная средней ветви князей Ухтомских конца XV - конца XVI вв.

Иван Ухтомский I

Иван Волк

Федор Волков

Петр

Михаил Волченков

Иван Яков Иван

Даниил Иван Семен

Угрим

Даниил Иван Григорий

Ус Угримов Угримов

I--1 I-г-1—I-1 I-г]-1

Дмитрий Даниил Иван Петр Иван Федор Василий Петр Иван Игнатий Угримов

Юрий Василий Даниил Иван

Примечания

1 Рождественский С.В. Служилое землевладение в Московском государстве XVI века. СПб., 1897. С. 155-157.

2 Копанев А.И. История землевладения Белозерского края XV-XVI вв. М.; Л., 1951. С. 165-167.

3 Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 312.

4 Российская национальная библиотека им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. Отдел рукописей (далее - ОР РНБ). Ф. 573 (Санкт-Петербургская духовная академия). СПБ ДА. AI/17. Л. 177-178 (далее AI/17).

5 РГАДА. Ф. 281 (Грамоты коллегии экономии) (далее - ГКЭ). № 9685.

6 Там же. № 9686.

7 Там же. № 9700.

8 Каталог древнерусских грамот, хранящихся в Отделе рукописей Государственной публичной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина. 2-е изд. Вып. 1-2. СПб., 1992 (далее - ОР ГПБ. Вып. 1-2). № 11.

9 Там же. № 10.

12

15

ОР РНБ. Основное собрание рукописной книги (ОСРК). Q.IV.113б. Л. 243246 (далее - Q.IV.113б).

Акты юридические, или Собрание форм старинного делопроизводства. СПб., 1838. № 241 (далее - АЮ. № 241). С. 263. Q.IV.113б. Л. 242-243.

13 ГКЭ. № 9689.

14 АЩ7. Л. 147-148; Q.IV.113б. Л. 239-240. АТ/17. Л. 148. В отводной говорится именно о деловых грамотах, а не об одной деловой.

АЩ7. Л. 342 об.-343.

Акты, относящиеся до гражданской расправы Древней России. Т. 1. Киев, 1860. № 77. С. 217-219.

В конце XVIII в. площадь владений на Ухтоме Корнильева монастыря в общей сложности составляла 11 952 десятины, а Кириллова монастыря - 5946 десятин. ГКЭ. № 9685. Там же. № 9686.

Хотя монастырские вотчины оказались более устойчивы в условиях кризиса конца XVI в. - начала XVII в., как видим, запустение затронуло и их. По переписной книге вотчин Кириллова монастыря 1601 г. в карповской вотчине было 11 жилых деревень и три полностью запустевшие (починок Купенин, Трегубово, Кузнецово). Еще четыре деревни середины XVI в. в 1601 г. не названы вовсе (их нет даже в числе пустошей, в которых «вытей никто не помнит потому, что запустели те пустоши с морового поветрия, а заросли лесом о самое дворовое место»). Это починок Ильин, Перхино, Васнево и починок Теренин (Вотчинные хозяйственные книги XVI в. Вытные книги, хлебные оброчники и переписная книга вотчин Кирилло-Белозерского монастыря. 1559-1601 гг. М.; Л., 1983. С. 409-412). Именно поэтому локализация запустевших деревень вызывает трудности. Нелегко будет их обнаружить и археологическими методами, поскольку существовали они на протяжении всего нескольких десятилетий XVI в. Например, четыре из этих населенных пунктов к моменту исчезновения были починками (Ильин, Купенин, Теренин, Перхино). Поскольку у Даниила Ивановича был единственный наследник Даниил (который и продал Карповское Кириллову монастырю), то эта вотчина не подверглась внутрисемейному разделу. Именно поэтому вотчина села Карповского по площади в два раза превышает размер вотчины с. Ескина, которое принадлежало двоюродному брату Д.Д. Ухтомского и было всего лишь половиной вотчины Ивана Угрима, вторую половину которой составлял комплекс с. Новинки. ГКЭ. № 9700.

Подобные примеры: Горка - Полянка.

ГКЭ. № 9700. В обводной на Карповское (1557 г.) владельцем соседней вотчины со стороны Согорзы назван кн. Захарий Иванович Лысков-Согорский.

27

28

29

30

31

32

33

34

36

37

Однако в межевой 1566 г. владельцем этой же вотчины называется княгиня

Ульяна Согорская. По всей видимости, Ульяна приобрела с. Яковлевское еще

до 1557 г., а ее сын Захарий владел этой вотчиной и в 1557, и в 1566 гг.

Экономические примечания Пошехонского уезда (РГАДА. Ф. 1355. Оп. 1.

Д. 2105) (далее - ЭП по Пошехонскому уезду). № 882. Л. 129.

Там же. № 888. Л. 130.

Там же. № 890. Л. 130.

А^17. Л. 177-178.

АЮ. № 241.

Q.IV.113б. Л. 242-243.

Q.IV.113б. Л. 242 об.

ГКЭ. № 9689; А^17. Л. 147-148; Q.IV.113б. Л. 239-240.

Фиктивной оказывается только сделка Кириллова монастыря с Григорием Ухтомским, все предшествующие операции, по всей видимости, совершались в реальности, иначе бы не было необходимости сначала закладывать вотчину в два приема, составлять на нее очищальную, затем закладывать ее в монастырь и снова составлять очищальную уже от имени В.Ф. Пронского (да еще с условием обратного выкупа).

План Генерального межевания Пошехонского уезда 1792 г. (РГАДА. Ф. 1356. Оп. 1. Д. 6665); Топографическая межевая карта Ярославской губернии. 18551857 гг. М. 1:42000 // РГАДА. Ф. 1357. Оп. 2. Д. 372. Л. 1 (далее - Атлас Менде. Лист ЫОБ-1).

А^17. Л. 147-148; Q.IV.113б. Л. 239-240. ЭП по Пошехонскому уезду. № 119. Л. 24 об.

38 Там же. № 248. Л. 44 об.

39 Там же. № 856. Л. 125.

40

41

42

43

44

45

46

47

Атлас Менде. Лист ЫОБ-1.

ЭП по Пошехонскому уезду. № 858. Л. 125.

А^17. Л. 147 об.

Там же.

Там же. Л. 148.

Q.IV.113б. Л. 243-246.

Акты, относящиеся до гражданской расправы. № 77. С. 218. ЭП по Пошехонскому уезду. № 864. Л. 125 (пустоши Сидоровская и Горская). Кирилловская д. Дор Бражников межевой 1563/64 г. тождественна ескинской деревне Дор Скоморохов 1559 г.

Трассы дорог проведены на основе карт XVШ-XIX вв. и скорректированы по современным картам.

Хотя эти деревни и были географически расположены недалеко от Пречистой, но в реальности земли починка Мифонова и Катафьина Починка не граничили с землями монастыря Пречистые.

35

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.