Научная статья на тему 'РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВО ОКАЗЫВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА'

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВО ОКАЗЫВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
930
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ / ДЕТСТВО / СЕМЬЯ / ОБРАЗ / ЧУВСТВО НЕПОЛНОЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ФАКТОРЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Слюсарева М.А., Прохненко А.В., Кравчук А.А.

В данной статье раскрывается актуальная проблема влияния детства на формирование жизненного стиля человека. Описаны основные факторы, влияющие на данный феномен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINALLY FROM CHILDHOOD: WHAT IMPACT DOES CHILDHOOD HAVE ON A PERSON'S FUTURE LIFE PATH

This article reveals the actual problem of the influence of childhood on the formation of a person's life style. The main factors influencing this phenomenon are described.

Текст научной работы на тему «РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВО ОКАЗЫВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА»

УДК 159.9.07

Слюсарева М.А.

студент Прохненко А.В. студент Кравчук А.А. студент

Кубанский государственный университет

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА: КАКОЕ ВЛИЯНИЕ ДЕТСТВО ОКАЗЫВАЕТ НА ДАЛЬНЕЙШИЙ ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация: В данной статье раскрывается актуальная проблема влияния детства на формирование жизненного стиля человека. Описаны основные факторы, влияющие на данный феномен.

Ключевые слова: жизненный путь, детство, семья, образ, чувство неполноценности, жизненные проблемы, факторы.

Slyusareva M.A.

student Prokhnenko A. V.

student Kravchuk A.A. student

Kuban state University

ORIGINALLY FROM CHILDHOOD: WHAT IMPACT DOES

CHILDHOOD HAVE ON A PERSON'S FUTURE LIFE PATH

Abstract: this article reveals the actual problem of the influence of childhood on the formation of a person's life style. The main factors influencing this phenomenon are described.

Keywords: life path, childhood, family, image, sense of inferiority, life problems, factors.

Современная психология проявляет особый интерес к таким понятиям как жизненный путь (С.Л. Рубинштейн, Н.А. Логинова, Б.Г. Апапьев), стратегии жизни (Т.Н. Березина, К.А. Абульханова) и др. Проблема исследования жизненного пути личности и тех факторов которые оказывают влияет на него занимает одно из центральных, ключевых мест в современной системе наук о человеке. В настоящее время социологически доказано: всё, что происходит с нами в течение взросления, в детстве и даже до рождения, воздействуют на наше будущее. Обстановка в семье,

социальная ситуация, место рождения и даже те нюансы, о которых мы почти не задумываемся, играют значимую роль в становлении нашей личности.

Образ детства является субъективным образованием. И чтобы лучше разобраться в этом вопросе мы берем во внимание фактологические и оценочные характеристики. К фактологическим характеристикам относятся биографические факты, а оценочная характеристика представляет собой суждение, отражающее ярко выраженную черту. Необходимо учитывать и субъективную оценку человекаом собственного детства, так как она основывается на эмоциональном отношении, восприятии, осмыслении человеком своего детства. Образ детства, складывающийся на основе биографических фактов и оценочных характеристик, подвержен их взаимной обусловленности. Так же сильное влияние уже во взрослом возрасте на процесс переживания определенных ситуаций из детства оказывают индивидуально-типологические особенности личности.

Детские воспоминания взрослых людей часто исследуются психологами для того, чтобы выявить истинную причину нынешних проблем. Это еще раз доказывает, что те события, которые произошли в нашем детстве оказывают влияет на наш жизненный путь. Важно отметить, что актуальная жизненная ситуация взрослого человека оказывает влияние на восприятие собственного детства.

Воспоминания, переживания событий детства являются содержательной составляющей образа детства, который можно отнести к подструктуре внутреннего мира человека. Образ детства можно рассматривать как связующее звено между прошлым опытом, актуальной жизненной ситуацией и будущими планами. Оценочные характеристики образа детства определяются личностными особенностями взрослого человека, которые непосредственно связаны с его отношением к собственной жизни.

Жизненный путь человека во многом зависит от его самооценки, которая формируется в детстве под воздействием социальных и биологических факторов. У детей с какой-либо врожденной физической неполноценностью может развиться чувство психологической неполноценности. С другой стороны, дети, родители которых чрезмерно их балуют, потворствуют им во всем, вырастают недостаточно уверенными в своих способностях, потому что за них всегда все делали другие. Их беспокоит глубоко укоренившееся чувство неполноценности, так как они убеждены, что сами не способны преодолевать жизненные препятствия. Наконец, родительское пренебрежение детьми, отвержение может стать причиной появления у них комплекса неполноценности по той причине, что отвергаемые дети в основном чувствуют себя нежеланными. Они идут по жизни без достаточной уверенности в своей способности быть полезными, любимыми и оцененными по достоинству другими людьми. Каждый из этих

трех видов страданий в детстве может сыграть решающую роль в возникновении неврозов в зрелые годы. Люди способны справляться с чувством неполноценности через компенсацию, но если этого не происходит, то появляется комплекс неполноценности.

Способы поведения и привычки, формирующиеся в 4-5 лет, определяют стиль жизни, который в последствии, как считал Адлер, изменить практически невозможно. Люди могут находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но всё это будет основываться на уже сформировавшейся в детстве структуре. От этого в будущем будет зависеть наше окружение, профессиональный выбор, формируется социальный интерес, представляющий собой чувство эмпатии ко всем людям, либо же эгоистический интерес, определяется степень активности решения жизненных проблем. По мнению Адлера, «каждый человек имеет определенный энергетический уровень, в границах которого он ведет наступление на свои жизненные проблемы». Данный уровень энергии или активности обычно устанавливается в детстве, и он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активности. Степень активности играет конструктивную или деструктивную роль только в сочетании с социальным интересом.

На развитие или подавление социального интереса наибольшее влияние оказывает мать, контакт с которой является первым в жизни ребенка, затем все остальные члены семьи способствуют его развитию. Нежность матери к мужу, к другим детям и людям в целом помогает ребенку усвоить, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Сформированные в детстве способности к творчеству также оказывают определенное влияние на дальнейший жизненный путь человека. Эта творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод ее достижения, способствует развитию социального интереса, а также влияет на фантазии, восприятие, сны, память. Она делает каждого человека самоопределяющимся индивидуумом. Так же влияние на формирование личного жизненного стиля оказывает порядок рождения ребенка в семье: единственный, старший, средний или младший ребенок. Важно, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни [2].

Подведя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что сформировавшиеся в детстве качества влияют на дальнейшую жизнь человека, его личный жизненный стиль. К этим качествам относятся: наличие или отсутствие комплекса неполноценности, стремление человека к превосходству, социальный интерес, проявление «творческого Я», порядок рождения в семье, выбор стиля жизни. Все эти факторы взаимосвязаны и проявляются во взрослой жизни.

Использованные источники:

1. Абульханова, К.А. Методологический принцип субъекта: исследование жизненного пути личности / К.А. Абульханова // Психологический журнал. - 2014. - № 2. - Т. 35. - С. 5-18.

2. Адлер, А. Комплекс неполноценности и комплекс превосходства / А. Адлер; пер. с англ. Е.О. Любченко // Психология мотивации и эмоций; под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и М.В. Фаликман. - М.: ЧеРо, 2002. - С. 306-308.

3. Адлер, А. Психотерапия в рамках индивидуальной психологии / А. Адлер // Техники консультирования и психотерапии / ред. и сост. У.С. Сахакиан. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО Пресс, 2000. - С. 56-104.

4. Соколова, Э.А. Психологические проблемы человека и социальной группы / Э.А. Соколова. - Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2012. - 232 с.

5. Адлер, А. Воспитание детей. Взаимодействие / А. Адлер; пер. с англ. А.А. Валеева и Р.А. Валеевой. - Ростов н /Д: Феникс, 2008. - 448 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.