Научная статья на тему 'Родительское Просвещение в новых социально-образовательных условиях «Мы вместе всё преодолеем!»'

Родительское Просвещение в новых социально-образовательных условиях «Мы вместе всё преодолеем!» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
497
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / НАРУШЕНИЯ СЛУХА / СОТРУДНИЧЕСТВО / КОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / COOPERATION / INTERACTION / СЕНСОНЕВРАЛЬНАЯ ТУГОУХОСТЬ / HEARING IMPAIRMENT / SENSORINEURAL HEARING LOSS / COCHLEAR IMPLANTATION / REHABILITATIVE ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моисеева Раиса Ивановна

статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – признанию решающей роли тесного взаимодействия с родителями в достижении целей личностного, социального, познавательного развития ребёнка. В работе рассматриваются ключевые этапы моделирования технологий по сотрудничеству, позволяющие подключать родителей к участию в организации жизнедеятельности детей, вникать в суть воспитательно-образовательных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моисеева Раиса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the problem of current importance – the recognition of the crucial role of close interaction with parents in order to achieve personal, social, cognitive development of a child. The work also describes key stages of modelling technologies for cooperation enabling parents to participate in managing children’s lives and to go deeply into the essence of educational and pedagogical trends.

Текст научной работы на тему «Родительское Просвещение в новых социально-образовательных условиях «Мы вместе всё преодолеем!»»

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

УДК 37

DOI 10.21661/Г-463452

Р.И. Моисеева

РОДИТЕЛЬСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В НОВЫХ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ «МЫ ВМЕСТЕ ВСЁ ПРЕОДОЛЕЕМ!»

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме - признанию решающей роли тесного взаимодействия с родителями в достижении целей личностного, социального, познавательного развития ребёнка. В работе рассматриваются ключевые этапы моделирования технологий по сотрудничеству, позволяющие подключать родителей к участию в организации жизнедеятельности детей, вникать в суть воспитательно-образовательных направлений.

Ключевые слова: нарушения слуха, сенсоневральная тугоухость, кохлеар-ная имплантация, коррекционная помощь, сотрудничество, взаимодействие.

R.I. Moiseeva

PARENTAL EDUCATION UNDER MODERN SOCIAL AND ECONOMIC CONDITIONS "IF WE'RE TOGETHER, WE CAN OVERCOME ANYTHING!"

Abstract: the article is devoted to the problem of current importance - the recognition of the crucial role of close interaction with parents in order to achieve personal, social, cognitive development of a child. The work also describes key stages of modelling technologies for cooperation enabling parents to participate in managing children 's lives and to go deeply into the essence of educational and pedagogical trends.

Keywords: hearing impairment, sensorineural hearing loss, cochlear implantation, rehabilitative assistance, cooperation, interaction.

«Главный метод воспитания детей - личный пример родителей»

А.С. Макаренко 1

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Дети - самое дорогое, что у нас есть. Смешные и серьёзные, весёлые и озорные - они центр Вселенной, а главная наша задача - сделать детей счастливыми в настоящем и помочь состояться в будущем.

В своё время А.С. Макаренко указывал: «Семьи бывают хорошие, и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитает как следует, нельзя. Говорить, что семья может воспитать, как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание, и организующим началом должна быть школа, как представительница государственного воспитания» /соч. - т. IV - с. 504/.

Семья для ребёнка - это духовный центр, его ценности, устои, отношения, уклад. Родители являются первыми педагогами. Они закладывают основы физического, интеллектуального и нравственного развития личности, а мы - педагоги помогаем им посредством активных форм взаимодействия, сотрудничества.

При поступлении в первый класс, препятствием к обучению и воспитанию ребёнка с нарушениями слуха является первичное нарушение - сенсоневральная тугоухость (СНТ) разной степени или глухота. Вторично страдает речевое развитие, при отсутствии коррекционной работы положение усугубляется, поэтому ребёнку необходимо получать помощь специалиста, активную и действенную поддержку со стороны родителей.

ФГОС НОО ставят перед школой определённые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать информацию, обмениваться ею. Решение этих задач вызывает необходимость применения новых педагогических подходов и технологий - это неотъемлемый атрибут школьной жизни детей. На наш взгляд, одним из возможных путей оптимизации учебно-воспитательного процесса является подключение родителей к участию в организации жизнедеятельности детей. Это обусловлено несколькими причинами.

Во-первых, в силу своих психофизиологических особенностей младшие школьники с нарушениями слуха далеко не сразу обнаруживают способность быть абсолютно самостоятельными в процессе школьной жизнедеятельности.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

Во-вторых, сотрудничество, взаимодействие всех субъектов образовательного процесса, особенно важно в ситуации дефицита внутрисемейного общения - дети длительное время пребывают в условиях образовательной организации.

В-третьих, помощь со стороны семьи, совместная с ней работа обладают огромным развивающим и стимулирующим потенциалом для младших школьников с особенностями в развитии.

Для многих родителей, как показывает практика, не является возможным оказывать полноценную педагогическую и коррекционную помощь детям с особенностями в развитии в процессе обучения и воспитания. Они испытывают значительную нехватку знаний и компетенций в воспитании особенных детей. Решение данной проблемы нам видится в помощи родителям сформировать конструктивный взгляд на развитие педагогической рефлексии. Помочь стать единым целым, большим и сплочённым коллективом. Создать благоприятные условия для воспитания, сопровождения и коррекции нарушений в развитии детей с помощью родителей.

Цель родительского просвещения: организация условий для сплочения родительского сообщества, совместной деятельности по организации жизнедеятельности младших школьников, активному сотрудничеству - педагог - дети -родители.

В школу-интернат для обучающихся с нарушениями слуха, единственную в Томской области, поступают дети с разной степенью тугоухости, глухотой и кохлеарной имплантацией. Особенности развития детей заключаются в несфор-мированности языковых средств, отсутствии словарного запаса, снижении объёма запоминания материала, низкой концентрации внимания и др.

Основная задача родительского просвещения - активизировать психолого-педагогический, образовательный, воспитательный, социальный, коррекцион-ный вектор деятельности сотрудничества, характеризующий целенаправленный, общественно значимый аспект взаимодействия.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Образовательная задача заключается в организации и координировании учебно-образовательной деятельности младших школьников с нарушениями слуха, обеспечивании механизма общего развития, коррекции нарушений в развитии, с привлечением услуг и помощи родителей.

Развивающая задача включает создание оптимальных условий для социально-личностного, познавательного, художественно-театрального, эстетического развития, исследовательских умений при совместной деятельности: педагог-ребёнок-родитель в процессе внеурочной деятельности.

Воспитательная задача базируется на активизации позитивного «Я» образа, на аспектах формирования личной уверенности, коммуникабельности, «командного духа», умении истинно оценивать себя, свои возможности в содружестве и при активной поддержке родителей.

Коррекционная задача направлена на просвещение родителей в направлении сопровождения, на оказание детям регуляционной помощи при выполнении заданий в разных видах деятельности в процессе сотрудничества.

Необходимость и целесообразность сотрудничества и родительского участия в воспитании и образовании детей, в том числе их психолого-педагогического просвещения, заключается в обеспечении компетентности в вопросах психологии и педагогики, в том числе коррекционной педагогики и психологии.

Дети-инвалиды по слуху нуждаются в особой организации коррекционно-воспитательно-образовательной деятельности, формах, приёмах, методах, адекватным их возможностям с обязательным вовлечением родителей в образовательный процесс с целью формирования конструктивного взгляда родителей на развитие и воспитание. Моделирование технологий по сотрудничеству, творческий подход в использовании проектных, инновационных, технологий в собственной практике позволяет максимально продуктивно, с большей эффективностью использовать богатый инструментарий, представляемый современными педагогическими технологиями, с помощью которых родители вникают в суть воспитательно-образовательных направлений.

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

1. Развитие критического мышления (РКМ) через консультации, беседы, тренинги, круглые столы. РКМ сопровождается мотивационными приёмами, осмыслением и рефлексией собственной деятельности по воспитанию детей, формированием конструктивного взгляда родителей на решение семейных проблем.

2. Интегративный подход в обучении особенных детей с использованием принципа междисциплинарной взаимосвязи обеспечивает практическую направленность и индивидуализацию образования детей с нарушениями слуха, формирует и развивает познавательные интересы, творческие способности, регулятивные функции, навыки самообразования, педагогическую рефлексию родителей.

3. Погружение в деятельность посредством видеоматериалов_формирует серьёзное отношение у родителей к своим функциональным обязанностям, вырабатывает чувство уверенности - «Я могу с этим справиться!». Позволяет каждому родителю «шлифовать» свои знания, умения, навыки.

4. Здоровьесберегающие технологии (ЗСТ) формируют плодотворное видение родителей на решение проблем по охране и укреплению здоровья детей, родители понимают, что данные технологии снижают нервно-физическое напряжение, снимают психологическую нагрузку, что весьма важно для детей с нарушениями слуха.

5. Совместная проектная (инновационная) деятельность вовлекает родителей в образовательный процесс, стимулирует к взаимодействию с детьми, ориентирует на совместную деятельность - индивидуальную, парную, групповую. Что доказывают проекты: «Большая тайна маленького зёрнышка», «Добро живёт рядом» и др.

Практику просвещения родителей организуем через функционирование клуба по взаимодействию педагога, родителей и детей «Семейный мир», где посредством индивидуальных и тематических консультаций, конференций, тренингов, круглых столов, творческой деятельности, родительских собраний и других видов сотрудничества формируем идею о ребёнке как субъекте учебной деятельности.

Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс»

Функции клуба по взаимодействию с семьёй направляем на информационную, формирующую, охранно-оздоровительную, контролирующую и бытовую деятельность с нашей стороны, а также правильное понимание родителями непосредственных личных обязанностей по взаимодействию, формированию конструктивного взгляда на решение семейных проблем.

В качестве актуально-активно-деятельной формы выступают родительские собрания, организуемые каждую четверть, где мы представляем отчёт, решаем злободневные вопросы, разъясняем суть функционирования сотрудничества, инициативности и участия родителей в жизнедеятельности детей, их значимости для развития личности.

Собственными силами организовали театральный кружок «Театр - наша жизнь!», привлекаем родителей к участию в театральных постановках. Своё мастерство дети и родители показывают дошкольникам (при школе-интернате функционируют две группы для детей с нарушениями слуха дошкольного возраста), а также демонстрируют на школьной сцене.

Дети под руководством родителей активно участвуют в конкурсах, что даёт возможность продемонстрировать творческие способности, самореализоваться, ощутить дух соревнования, направить энергию детей в творческое русло. За активное участие в образовательной деятельности детей, родители награждены Благодарственными письмами от проекта Мега талант.

Все мероприятия, организованные с привлечением родителей, проводимые с использованием современных технологий, повышают мотивацию и интерес к сотрудничеству, взаимодействию, активизируют к активной помощи, включению в систему воспитания, что способствует высокому качеству образовательного процесса.

Только равноправное творческое взаимодействие образовательного учреждения с семьями, родителями, законными представителями является залогом полноценного развития ребёнка.

Таким образом, организация системы родительского просвещения соответствует уставу образовательной организации. Результаты по сотрудничеству и

Scientific Cooperation Center "Interactive plus"

просвещению родителей являются определяющими для выведения и формулирования конкретных критериев.

Список литературы

1. Королёва И.В. Помощь детям с нарушениями слуха: Руководство для родителей и специалистов. Серия: Специальная педагогика. - СПб.: Каро, 2016.

2. Королёва И.В. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов. Серия: Специальная педагогика / И.В. Королёва, П.А. Янн. - СПб.: Каро, 2013.

Моисеева Раиса Ивановна - учитель начальных классов, педагог-психолог ОГБОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями слуха», Россия, Томск.

Moiseeva Raisa Ivanovna - elementary school teacher, teacher-psychologist at the Boarding school for hearing-impaired students, Russia, Tomsk.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.