УДК 39:62
Кагарманова Юлия Валитовна
аспирантка отдела этнологии Института истории, языка и литературы УНЦ РАН тел.: (903) 310-68-84
РОДИЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ ПЕРМСКИХ БАШКИР
Статья обобщает и классифицирует этнографические данные, относящиеся к родильным обрядам пермских башкир.
Ключевые слова: традиция, обычаи, родильные обряды, приметы, верования.
Kagarmanova Yulia Valitovna
Postgraduate Student of the Department of Ethnology of the Institute of History, Language and Literature, Ufa Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences
tel.: (903) 310-68-84
MATERNITY RITES OF PERMIAN BASHKIRS
The article summarizes and classifies ethnographic data relating to maternity rites of the Bashkirs of Permian territory.
Key words: tradition, maternity rites, signs, beliefs.
Известно, что одним из источников передачи духовно-нравственных ценностей жизни молодому поколению является семья. Издревле в памяти людей сохраняются сведения, передающиеся из поколения в поколение, содержащие знания и навыки поведения в той или иной ситуации. Преемственность эта основывается на традициях и обрядовых действиях.
Изучение данной проблемы представляется чрезвычайно важным для понимания вопросов башкирской культуры для воссоздания этнической истории башкирского народа. Ритуалы и церемонии пермских башкир связанные с рождением ребенка, вобрали в себя представления, религиозные требования и моральные нормы народа. На сегодняшний день при значительном изменении социальных условий они не вытеснены из народной жизни.
Основу обряда составляет утверждение святости жизни человека, культ ребенка. Все ритуалы, магические действия, направлены на то, чтобы оберечь новорожденного от дурного глаза, от влияния сверхъестественных сил - шайтана, от болезней и горестей, обеспечить ему долгую, радостную, счастливую жизнь. Комплекс родильных обрядовых действий мы можем разделить, на несколько этапов.
К первому этапу следует отнести дородовые обряды, связанные с зачатием и беременностью. Они включают в себя запреты, которые должны соблюдать беременные женщины, во благо себе и ребенку, способы определения пола будущего ребенка, действия по защите плода и женщины от вмешательства злых духов. Второй этап связан непосредственно с родами и послеродовым периодом. Последний третьей этап состоит из действий, проводимых по отношению к младенцу и матери после родов и имянаречения.
В период беременности (ауырлы булыу - беременность) (Мирасова А.Г. г.р. 1950, с. Барда Пермский край), по словам информатора, поведение женщины строго регулировалось моральными нормами народа, и различными приметами. Беременную женщину старались оградить от возможных недомоганий и осложнений, при помощи всяческих запретов. Большинство из них имеют рациональную основу, другие же лишь символическое значение.
Сегодня подтверждается влияние родителей на уровень развития плода в утробе матери. Оно определяется как наследственностью, так и особенностями эмоционального состояния матери во время беременности. Беспокойства, которые воздействуют на ее собственную нервную систему, не могут не коснуться и ребенка.
Следует отметить, что в современном техногенном обществе, казалось бы, освобожденном от предрассудков, верят в приметы во время беременности и родов. К примеру, беременным женщинам нельзя смотреть на уродливые и страшные предметы. Современная медицина объясняет эту примету так: беременная может испытать испуг или стресс, что приводит к неблагоприятным последствиям. Практически все народные приметы о беременности получили медицинское обоснование, а современные женщины следуют им исходя из практических советов врачей.
Рассмотрим основные приметы, связанные с беременностью.
В первую группу запретов можно отнести запреты, связанные с похоронами. Беременную женщину всячески старались оградить от сильным психических волнений возможных болезней и осложнений. Строго запрещалось смотреть на покойника, даже если он был близким человеком, информатор Баикова Г.И. вспоминает, что она находилась в положении, когда умер ее отец, родственники, не желая травмировать ее, всячески скрывали случившиеся (Баикова Г.И. г.р. 1945, с. Барда, Пермский
край). Сегодня известно, что при изменении эмоционального состояния матери можно отметить усиление или ослабления сердцебиения плода, т. е. развитие ребенка зависит от настроения матери во время беременности. Считалось, что все негативные мысли отражаются на ребенке, на его будущей судьбе.
Напротив, если женщина в положении будет часто смотреть на что-то красивое, и думать о хорошем, ребенок родится красивым, здоровым и гармоничным. Современные психологи объясняют это тем, что все, что беременной неприятно, приводит ее в состояние внутреннего дискомфорта, а это вредно для малыша, если женщина все же посмотрела на что-то не слишком приятное, народ придумал отличный рецепт для того, чтобы нейтрализовать негативные влияния: надо посмотреть на небо и сказать «Аллам хаклахын», информатор Галиева Л.К. (Галиева Л.К. г.р. 1945, с. Барда, Пермский край).
К следующей группе примет относятся поверья связанные с работой с нитками. Во многих семьях воспрещалось прядение, шитье. Считалось, что если несколько ниток переплетутся в одну, то при родах пуповина может перекрутиться вокруг шеи или ног плода, роды будут трудными, ребенок родится мертвым (Галиева Л.К. г.р. 1945, с. Барда Пермский край). Так же необходимо было остерегаться острых предметов, такие как: нож, ножницы, иголки. В случае если беременная уколется или поранит себя, она, естественно, испытает чувство испуга и страха, а это сказывается на состоянии плода. Беременной нельзя наступать на кривые вещи: хомут, дугу, коромысло, кочергу, косу. Ребенок может родиться горбуном. Нельзя смотреть в воду: ребенок будет косоглазым. Прежде всего, обычаи велят беременной соблюдать нравственную чистоту - жить праведно, ни в коем случае не ругаться «черным словом», не обижать скотину и домашних животных, не красть и т.д. Все ее неблаговидные поступки могли отразиться на судьбе и здоровье будущего младенца.
Беременность и роды считались у башкир своеобразной инициацией: женщина, давая жизнь новому созданию, переставала существовать как просто женщина и возрождалась уже как плодородная мать. Рождение ребенка в башкирском обществе воспринималось как богоугодное, радостное событие. Женщина-мать пользовалась в обществе особым уважением, у бездетной женщины напротив, авторитет среди окружающих пропадал [1, а 86, 189].
Момент родов до последнего хранился в тайне, считалось, что чем больше людей знает о родах, тем сложнее они будут проходить. Круг посвященных был очень узок - мать, повитуха, муж и свекровь. Женщины у пермских башкир часто рожали прямо в доме. Муж выпроваживал из дома всех посторонних, и для родильницы выбиралось самое удобное помещение. Роды помогала принимать бабушка-повитуха, кендек-эбей (пуповая бабушка) или кендек иней (пуповая мама), которая обычно на всю деревню была одна. Женщина, ставшая таковой, добровольно принимала на себя нигде не записанные, но прекрасно понимаемые и ею, и тем сообществом, где она практиковала, обязательства. Повитухи были сродни целительницам. Кроме принятия родов повитуха могла заговорить у ребенка грыжу, отвести сглаз.
Существовало множество обрядов, которые были направлены на сохранение жизни ребенка. Одним из таких обрядов являлся, например, обряд купли-продажи ребенка. Роды проходили в чужом доме, после чего женщина возвращалась домой. Хозяева дома, где она родила, приносили к ней ребенка и «продавали» его, подавая через окно. В Пермской области после такой купли-продажи они становились названными родителями [2, а 228, 189].
Другим способом сохранения жизни новорожденному выступало наречение имени, которое имело таинственное охранительное значение. Имена чаще образовывались на основе таких слов как «ульмяс» (не умерающий), «тере» (живой), «исян» (здоровый), они были как мужскими, так и женскими, например Исянбика, Исянбай, Ульмасбай, Ульмасбика, Исянгол, Терегол, Теребаш и др. [3, с. 13, 134].
Таким образом, следует отметить, что обряды и обычаи семейного цикла считаются весьма устойчивым элементом в духовной жизни народа. Обряды башкир Пермского края продолжают сохранять в своей массе традиционную основу. В последнее время в обществе заметно возрос интерес к традиционным народным обычаям и обрядам. На сегодняшний день складывается тенденция к широкому использованию накопившегося опыта и культурного наследия прошлого.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Бикбулатов Н.В., Фатыхова Ф.Ф. Семейный быт башкир 19-20вв. М., 1991.
2. Там же.
3. Кусимова Т.К. Башкорт исемдаре. Уфа, 1982
4. Мурзабулатов М.В. Брак и семья в Башкортостане. Уфа, 1999.