Научная статья на тему 'РОБОТОТЕХНИКА - ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО'

РОБОТОТЕХНИКА - ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
70
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Область наук
Ключевые слова
РОБОТ / LEGO / АНДРОИД / WEDO / КОНСТРУКТОР / РАЗЪЕМЫ / ROBOT / ANDROID / CONSTRUCTOR / CONNECTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Столповский Г.А., Столповский А.Г.

В статье рассматривается значимость робототехники в нашей жизни и уровень сложности конструирования роботов на основе конструктора LEGO. Представлены результаты анализа анкет учащихся 3 «А» класса Лицея №8 г. Оренбурга и различных информационных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTICS - THE BASIS FOR FUTURE TECHNOLOGIES

The article discusses the significance of robotics in our life and the level of complexity of designing robots based on the LEGO designer. The results of the analysis of the questionnaires of 3 "A" students of the Lyceum class No. 8 in the city of Orenburg and various information sources are presented.

Текст научной работы на тему «РОБОТОТЕХНИКА - ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО»

УДК 007.52:004.383

РОБОТОТЕХНИКА - ОСНОВА ТЕХНОЛОГИЙ БУДУЩЕГО

Столповский Г.А., канд. техн. наук, доцент кафедры строительных конструкций, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: stolpovskij@mail.ru

Столповский А.Г., ученик 3 «А» класса, лицей № 8, Оренбург e-mail: stolpovskij@mail.ru

В статье рассматривается значимость робототехники в нашей жизни и уровень сложности конструирования роботов на основе конструктора LEGO. Представлены результаты анализа анкет учащихся 3 «А» класса Лицея №8 г. Оренбурга и различных информационных источников.

Ключевые слова: робот, LEGO, андроид, WeDo, конструктор, разъемы.

Актуальность. Робототехника является одним из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта. На современном этапе в школе рассматриваются проблемы робототехники. Lego роботы встраиваются в учебный процесс. Проводятся соревнования по робототехнике, учащиеся участвуют в различных конкурсах в основе которых использование новых научно-технических идей, обмен технической информацией и инженерными знаниями.

В современном обществе идет внедрение роботов в нашу жизнь, очень многие процессы заменяются роботами. Сферы применения роботов различны: медицина, строительство, геодезия, метеорология и т.д. Очень многие процессы в жизни, человек уже и не мыслит без робототехнических устройств (мобильных роботов): робот для всевозможных детских и взрослых игрушек, робот - сиделка, робот - нянечка, робота - домработница и т.д.

Цель исследования: выяснить, для чего нужна робототехника в повседневной жизни, а также сложно или нет, создать робота на основе LEGO, заставить его двигаться и издавать звуки.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

1. Проанализировать литературу по теме.

2. Описать появление роботов и их типы.

3. Выяснить какие задачи могут выполнять работы на основе LEGO.

С самого моего раннего детства меня окружают роботы. Что такое робототехника?

Слышать о роботах мы слышали и даже видели в фильмах, но представить их в обычной жизни и по сей день сложно. Хотя по большому счету роботы окружают нас повсюду - это и кофемашины, и квадрокоптеры, и умная техника. В конце концов японцы изобрели роботов, которые способны помогать людям по хозяйству.

Интересно заглянуть в историю появления роботов и узнать, как появились в настоящее время роботы на основе LEGO. При этом, какой первый появился робот? Какие задачи могут выполнять роботы? Как сконструировать робота своими руками? Как заставить робота двигаться и издавать звуки? Что такое программирование?

В рамках данного исследования я постараюсь ответить на эти вопросы.

Краткая история робототехники.

Робот (чеш. robot, от robota - «подневольный труд»). Сегодня изобретение роботов стало очень близким для нас. Они окружают нас повсюду и выполняют заданные им команды [1].

Собирая материал по данной теме, изучив различную литературу, я узнал, что первыми роботами в истории считаются «водяные часы - клепсидры» - самые точные до XVII века,

84

которые изобрел древнегреческий ученый Ктесибий в 285 году до нашей эры рисунок 1 и автоматы Герона изобретенные Героном в Александрии в I веке нашей эры рисунок 2.

Рисунок 1 - Водяные часы Рисунок 2 - Автоматы Герона (I век н.э.)

В 1623 году Вильгельмом Шиккардом был изобретен механический калькулятор. Машина содержала суммирующее и множительное устройства, а также механизм для записи промежуточных результатов. Первый блок - шестиразрядная суммирующая машина -представлял собой соединение зубчатых передач. На каждой оси имелись шестерня с десятью зубцами и вспомогательное однозубое колесо - палец [2]. Палец служил для того, чтобы передавать единицу в следующий разряд (поворачивать шестерёнку на десятую часть полного оборота, после того как шестерёнка предыдущего разряда сделает такой оборот). При вычитании шестерёнки следовало вращать в обратную сторону. Контроль хода вычислений можно было вести при помощи специальных окошек, где появлялись цифры. Для перемножения использовалось устройство, чью главную часть составляли шесть осей с «навёрнутыми» на них таблицами умножения рисунок 3.

В 1673 году Лейбниц изобрёл конструкцию арифмометра, гораздо лучше паскалевской, - он умел выполнять умножение, деление, извлечение квадратных и кубических корней, а также возведение в степень. Предложенные Готфридом ступенчатый валик и подвижная каретка легли в основу всех последующих арифмометров вплоть до XX столетия. «Посредством машины Лейбница любой мальчик может производить труднейшие вычисления», - так говорили об этом изобретении рисунок 4.

Рисунок 3 - Механический калькулятор Рисунок 4 - Арифмометр

Текстильных дел мастер Базиль Бушон разработал элегантный способ управления ткацким станком [6]. Он впервые установил рулон бумаги с проделанными в нужных местах отверстиями в барабан, после чего станок смог воспроизводить заданный рисунок на ткани. Изобретение позволило создавать сложные плетения в автоматическом режиме рисунок 5.

Одна из первых механических вычислительных машин на территории России была создана не позднее 1770 года часовым мастером и механиком Евной Якобсоном. Она

предназначена для выполнения операций сложения, вычитания, умножения и деления. Машина хранится в коллекции научных инструментов музея им. Ломоносова в Санкт-Петербурге рисунок 6.

Рисунок 5 - Перфорированная лента для записи программы ткацкого станка

Рисунок 6 - Счётная машинка Якобсона

Развитие робототехники в настоящее время.

Говоря о XX и XXI веках можно сказать, что роботы уже успешно применялись в освоении космоса.

В настоящее время робототехника стремительно развивается. Появляются новые механизмы, которые не только выполняют определённые функции, но и выполняют и повторяют поставленные перед ними задачи. Постоянно появляется разновидности и различные типы роботов [1].

Андроид - человекоподобный робот рисунок 7.

Бытовой робот - робот для помощи человеку в повседневной жизни рисунок 8.

Персональный робот - тип роботов, которые в отличие от других будут компактны, недороги и просты в использовании рисунок 10.

Промышленный робот - устройство, которое применяется для перемещения объектов и для выполнения производственных процессов рисунок 9.

Социальный робот - робот способный общаться с людьми рисунок 11.

Для развития детей в 1998 году был разработан робот на основе конструктора LEGO рисунок 12.

Рисунок 7 - Андроид

Рисунок 8 - Бытовой робот

Рисунок 9 - Сварочный робот

Щ*

Рисунок 10 - Персональный робот

-Г&Ш *

Рисунок 11 - Социальный робот

Рисунок 12 - Робот LEGO

Робототехника на основе LEGO.

Более подробно рассмотрим конструирование робота на основе LEGO. Сердцем робота-конструктора является микрокомпьютер (микроконтроллер). Стандартные детали Lego (балки, шестерни, оси, колеса) мало изменяются с развитием конструктора, наибольшие изменения претерпевает именно микрокомпьютер и среда программирования

[3].

Конструктор Lego Mindstorms - это набор стандартных деталей Lego, микрокомпьютер и датчики, которые легко объединены в один целый механизм.

Такой конструктор позволяет собрать и запрограммировать при помощи компьютера множество базовых моделей по инструкции, а также придумывать свои.

Через коммутатор осуществляется управление датчиками и моторами при помощи программного обеспечения WeDo. Через разъемы коммутатора подается питание на моторы и осуществляется обмен данными между датчиками и компьютером [4].

Таким образом, робот выполняет задачи заданные на компьютере при помощи программы: движения, поворот, вращательные движения, и т.д.

Сегодня Lego является безусловным лидером образовательной робототехники. В процессе исследования мною были сконструированы несколько роботов на основе конструктора LEGO. Ход сборки и результаты работы представлены на рисунке 12 - рисунке 15.

Рисунок 12 - Начальный этап сборки Рисунок 13- Сборка ходовой части робота робота _

f*

Рисунок 14 - Проверка правильности Рисунок 15 - Программирование робота сборки робота

Полученные результаты:

Проанализировав литературу, связанную с робототехникой и сконструировав робота на основе конструктора LEGO было проведено анкетирование среди обучающихся 3, «А»

класса «Лицея №8» в г. Оренбурге. Результаты анкетирования сведены в таблицу 1. _Таблица 1 - Результаты анкетирования_

Вопрос ДА НЕТ

1. Считаете ли вы, что робототехника быстро развивается? 26 4

2. Нужны ли роботы человеку? 25 5

3. Есть ли у вас дома роботы? 15 15

4. Хотели бы вы приобрести себе робота, например, LEGO и обучить его командам? 30 0

Как видно из таблицы 1 в настоящее время 26 человек из 30 считают, что робототехника быстро развивается. Также для облегчения труда и для своего развития, 25 детей считают, что роботы нужны человеку и все хотели бы их приобрести. Таким образом, роботы детям интересны и познавательны.

Вывод.

Исследование показало, что робототехника стремительно развивается во всем мире и имеет огромный потенциал. Сконструированные роботы могут быть полезны не только в узконаправленных отраслях, но и облегчать жизнь людей в повседневной жизни. Более мелкие и простые роботы LEGO могут развивать моторику у детей, обучать их новому и развлекать их.

В ходе проведенного исследования работы мы убедились в том, что модели на основе LEGO являются управляемыми при помощи программы, которая делает из них не просто игрушку, а многофункционального робота.

Литература

1. Иванов, А.А. Основы робототехники - М.: Форум, 2012. - 203 с.

2. Юревич, Е.И. Основы робототехники - М.: БХВ-Петербург, 2010. - 368 с.

3. Овсяницкая, Л.Ю. Курс программирования робота Lego Mindstorms EV3 / Л.Ю. Овсяницкая, Д.Н. Овсяницкий, А.Д. Овсяницкий. - М.: Просвещение, 2016. - 296 с.

4. Костров, Б.В. Искусственный интеллект и робототехника / Б.В. Костров, В.Н. Ручкин, В.А. Фулин. - М.: Диалог-Мифи, 2008. - 224 с.

5. Макаров, И.М. Робототехника. История и перспективы / И.М. Макаров, Ю.И. Топчеев. - М.: Наука, МАИ, 2010 . - 349 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.