Научная статья на тему 'РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
152
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСТРУИРОВАНИЕ / КОНСТРУКТОРЫ MATATALAB / LEGO WEDO 2.0 / SPIKE / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ LEGO WEDO 2.0 / SCRATCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вуколова О. Ф., Питель С. Т., Титова А. Д.

Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольника. В статье рассмотрены ведущие и предпочитаемые дошкольниками виды деятельности, такие как конструирование и игра. Реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста рассмотрена с учетом возможностей конструкторов MatataLab, Lego WeDo 2.0, Spike.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Вуколова О. Ф., Питель С. Т., Титова А. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

неполные представления и понятия ребенка о названии страны, своем адресе; о достопримечательностях родного края, города; о флаге, гербе; природных богатствах Хакасии, ее природно-климатических зонах, ландшафтах; неготовность проявлять положительные эмоции по отношению к общественным событиям и явлениям и общественно полезному труду и др.

Формирующий этап исследования проводился с детьми старшего дошкольного возраста по образовательной программе, включившей обязательное проведение экскурсий по родному городу, к достопримечательным местам: музей истории г. Черногорска; мемориалу воинам, павшим во время Великой Отечественной Войны; памятнику Веры Арсеньевны Баландиной - основательницы города Черногорска; в процессе подготовительной работы с детьми проведены беседы по безопасному поведению на дороге, привлечены родители по желанию, а также заранее прописали маршрут и тему экскурсии с небольшим отдыхом и игровыми развлечениями.

В ходе формирующего этапа работы с детьми мы отметили, что экскурсии расширяют и закрепляют знания детей о родном городе, развивают чувство гордости за свою малую родину, бережное отношение к нему, эмоциональную отзывчивость на красоту родного края. Проведенная работа подтвердила гипотезу о том, что экскурсии по родному городу являются эффективным методом воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при условиях, если в эту работу вовлечены родители и есть взаимодействие с музеем, а также системная работа педагогов ДОУ. Список использованной литературы:

1. Алексеева, О. Задания для маленьких патриотов / Алексеева О., Петропавловская Л. // Ребенок в детском саду. - 2010. - № 2. - С. 39-42.

2. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алешина. - М.: ЦГЛ, 2005. - 256 с.

3. Мухлыгина, Т. С. Патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина / Т. С. Мухлыгина // Сборник научно-методических статей «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы». - Йошкар-Ола: Поволжский государственный технологический университет. - 2016. - С.36-41.

4. Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения: В 3 т. Т. 3 / Сост. О. С. Богданова, В. 3. Смоль, А. И. Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1981. - 640 с.

5. Султанбаева К.И. Музейная педагогика в дошкольном образовательном учреждении: учебное пособие. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВО «хакасский осударственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2021. -72с.

© Власова Е.Э., 2022

УДК 373.24

Вуколова О.Ф., Питель С.Т., Титова А.Д.,

преподаватели ГАПОУ МО «МПК» г. Мурманск, РФ

РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация

Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования гармоничной личности дошкольника. В статье рассмотрены ведущие и

предпочитаемые дошкольниками виды деятельности, такие как конструирование и игра. Реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста рассмотрена с учетом возможностей конструкторов MatataLab, Lego WeDo 2.0, Spike.

Ключевые слова

Дошкольное образование, конструирование, конструкторы MatataLab, Lego WeDo 2.0, Spike, программное обеспечение Lego WeDo 2.0, Scratch

В эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности, вызывая огромный интерес к современной технике, как у взрослых, так и у детей. Ребенок по своей природе - конструктор, изобретатель и исследователь. Эта особенность, заложенная природой, особенно быстро реализуется и совершенствуется в конструировании, как излюбленном детьми виде деятельности.

Как показывает практика дошкольного образования, детская игра и конструирование - это одни из ведущих и предпочитаемых дошкольниками видов деятельности. Однако, подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. В то же время даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ломая очередную игрушку, малыш пытается понять, как она устроена, почему крутятся колесики и мигают лампочки. Правильно организованное техническое творчество детей позволяет удовлетворить это любопытство и включить подрастающее поколение в полезную практическую деятельность.

Основой организации технического творчества является создание проблемной ситуации, формулировка задач конструкторского характера. Основными компонентами технического творчества являются: техническое мышление; пространственное воображение и представление; конструкторская смекалка; умение применять знания в конкретной проблемной ситуации.

Принцип интеграции областей развития способствует развитию личности и обеспечивает гармоничное вхождение ребенка в социум. На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом.

В настоящее время федеральные государственные требования к программам дошкольного образования подталкивают современных педагогов к созданию новой образовательной модели, включающей развивающие, игровые и информационно-коммуникативные технологии [4].

Если дети с дошкольного возраста будут уметь читать и писать программы, вне зависимости от языка программирования, то у некоторых из них появится интерес к программированию, инженерным наукам, чего так не хватает в современном обществе. При обучении работе с конструкторами видно готовый результат и это позволяет менять условия и исследовать процесс.

На сегодняшний день одними из самых распространённых конструкторов, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, являются конструкторы MatataLab, Lego, Spike.

Рассмотрим некоторые возможности работы с этими конструкторами как средство реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Возможности набора MatataLab позволяют создавать свои квесты и истории, соревноваться в умении программировать движение робота. Отличительной особенностью набора является отсутствие необходимости использовать компьютер или мобильное устройство для программирования. Программа

issn 2410-6070

международный научный журнал «инновационная наука»

№ 5-1 / 2022

составляется из блоков с символами на специальном поле, распознаётся с помощью камеры и передаётся на робота, который ее выполняет (Рис.1,2,3).

Рисунок 1 - Конструктор MatataLab

3

Рисунок 2 - Пример готовой программы

Рисунок 3 - Перемещение робота по игровому полю

Конструкторы Lego на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры Lego выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени (Рис. 3) [2]. Можно построить конструкцию пошагово, можно достроить, имея только инструкцию механизма (Рис. 7). Используя готовую конструкцию можно провести эксперименты, например, в конструкции «Робот-тягач» оценить влияние различных факторов на силу тяги трактора (Рис. 4-6)

Рисунок 4 - Конструктор Lego WeDo 2.0

Рисунок 5 - Робот-тягач

£2 ВВ :: fy CS) <3>

ешииы Щ я

с^э сёз iüi ^

Рисунок 6 - ПО Lego WeDo 2.0.

Рисунок 7 - Проект с открытым решением «Хищник и жертва»

Помимо стандартного программного обеспечения Lego WeDo 2.0 (Рис. 6) можно использовать программное обеспечение Scratch. Пример такой работы конструкция «Дельфин», ПО Scratch 3.0 (Рис. 8) [1].

Рисунок 8 - Конструкция Дельфин и ПО Scratch 3.0

С помощью данного обеспечения можно работать с конструктором Spike (Рис. 9), которое представляет собой идеальное сочетание ярких элементов Lego, простых в использовании электронных компонентов и интуитивно понятного языка программирования, созданного на базе Scratch. С помощью этого решения в рамках увлекательного игрового обучения можно развивать навыки критического мышления и решения задач одинаково успешно, невзирая на уровень подготовки и возраст.

Рисунок 9 - Конструктор Spike

Используя любой набор конструктора фирмы Lego можно создать проект «появления» конструкции или её функционального назначения, используя программное обеспечение для создания фильмов или комиксов, например, Story Visualizer, Movavi (Рис. 10). На основе проектов с открытым решением, можно создавать проблемные ситуации, адаптированные к конкретному региону или проблеме и находить решение. Например, создание социального видеоролика по теме: «Проблема загрязнения окружающей среды и сортировка отходов», помощь людям с ограниченными возможностями здоровья. Доброе чувство не возникнет само по себе. Его нужно воспитывать с раннего детства, взращивать, культивировать. И без помощи взрослых ребенок не сможет выделить из окружающей его жизни главное, расставить приоритеты, правильно настроить чувства.

Рисунок 10 - Видеоролики по социально-значимым проблемам

Образовательная робототехника, как новая педагогическая технология, направленная на приобщение к техническому творчеству, основана на навыках конструирования, моделирования и, соответственно, вполне может применяться в дошкольной сфере.

В результате внедрения робототехники как средства реализации самостоятельной творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста можно наблюдать повышение познавательного интереса дошкольников; а также рост профессиональной культуры педагогов, активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству; создание образа дошкольной образовательной организации как первой ступени в цепочке научно технического образования.

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности [3].

Важной особенностью детского технического творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату. То есть важна сама творческая деятельность и создание

чего-то нового. Вопрос ценности созданной ребёнком модели отступает на второй план. Дети испытывают большой душевный подъём, если взрослые отмечают оригинальность и самобытность творческой работы ребёнка. Техническое творчество неразрывно связано с игрой, и, порой, между процессом творчества и игрой нет границы. Творчество является обязательным элементом гармоничного развития личности ребёнка.

Список использованной литературы:

1. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов/Ишмакова М.С. - М.: ИПЦ «Маска», 2013, - 100 с.

2. Маркова, В.А. «LEGO в детском саду» (парциальная программа интеллектуального и творческого развития дошкольников на основе образовательных решений LEGOEDUCATION) / Маркова В.А, Житнякова Н.Ю. - М.: «ЭЛТИ-КУДИЦ», 2015, - 40 с.

3. Парамонова, JI.A. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - 192 с.

4. Титова, М.В. Образовательная робототехника в дошкольной среде: проблемы и перспективы, выпуск ноябрь 2014, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ, Пермь, 2014. [Электронный ресурс] / https://research-journal.org -Режим доступа: https://research-journal.org/pedagogy/obrazovatelnaya-robototexnika-v-doshkolnoj-srede-problemy-i-perspektivy/ свободный (Дата обращения 27.04.2022 г).

© Вуколова О.Ф., Питель С.Т., Титова А.Д., 2022

УДК 37.014.53

Мальков А. А.,

преподаватель кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, РФ Гладышева В. С., магистрант 1 курса ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»,

г. Краснодар, РФ

К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

В статье представлен анализ нормативно-правовой базы для разработки программ дополнительного образования (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «Об образовании в Российской Федерации»). Критерии программ дополнительного образования, выявленные учеными (условия, средства, методы и формы организации образовательного процесса.). Проанализированы документы, которые описывают основные критерии (целеполагание, креативность, подтвержденность, авторство, нормативность) при разработке программ дополнительного образования в РФ.

Ключевые слова

Дополнительное образование, личность, программы дополнительного образования, нормативно-

правовые акты дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.