Научная статья на тему 'Робототехника'

Робототехника Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1319
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБОТОТЕХНИКА / РОБОТЫ / СОРЕВНОВАНИЯ ПО РОБОТОТЕХНИКЕ / ВСЕМИРНАЯ РОБОТОТЕХНИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА / LEGO MINDSTORMS / АРДУИНО / ROBOTICS / ROBOTS / COMPETITIONS / WORLD ROBOTICS OLYMPIAD / ARDUINO

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Нигматуллин Вадим Ринатович, Фахретдинов Айрат Винерович, Байгильдин Салим Сагадатович, Ахмедьянов Газинур Галиянович

В статье идет речь о робототехнике, рассказывается о популярности роботов, что собой представляют роботы, какие есть роботы и в каких областях используются; также говорится о соревнованиях по робототехнике, какие категории стали классическими на соревнованиях и каких роботов делают в творческой категории; перечисляются некоторые из этих соревнований; раскрывается ответ, почему даже очень маленькие дети могут научиться строить роботов, с чего можно начать и продолжить заниматься в робототехнике, в самом конце подводится итог и приводятся плюсы занятий по робототехнике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Нигматуллин Вадим Ринатович, Фахретдинов Айрат Винерович, Байгильдин Салим Сагадатович, Ахмедьянов Газинур Галиянович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBOTICS

The article analyzes about robotics, about popularity of robots, what are robots, what kind of robots can be made, where they can be useful, also competitions in robotics, which categories are classic in competitions and which robots are made in open category, listing some competitions in robotics; the article answers on question how babies can learn building robots, how to start and continue to build robots with growth of experience; at the end of the article are given advantages of learning robotics.

Текст научной работы на тему «Робототехника»

В высоких зданиях приемные устройства наружного воздуха и устройства для удаления воздуха за пределы здания должны располагаться таким образом, чтобы свести до минимума влияние ветра и восходящих потоков воздуха.

В настоящее время существуют два пути решения проблемы избытков теплоты в кабельных помещениях. Первый: избавляться от избытков посредством их удаления в окружающую среду, и второй - использовать это тепло повторно.

При первом способе, существует множество ограничений и требований к температуре, качеству и расходу удаляемого воздуха, которые были приведены выше и которые не всегда представляется возможным осуществить.

При использовании тепла повторно с помощью процесса рекуперации становится меньше ограничений. А также появляется возможность экономии на отоплении помещений.

Рекуперация тепла - это процесс получения тепла от уже чего-то нагретого. В нашем случае рекуперация тепла означает процесс подогрева выходящим из помещения теплым воздухом холодного входящего воздуха, который входит в здание для его проветривания и вентиляции.

Один из вариантов работы рекуперативной установки заключается в том, что удаляемый из помещения воздух нагревает пластины теплообменника, передает свое тепло и выходит на улицу холодным. Поступающий свежий воздух отводит тепло от пластин теплообменника, нагревается и доставляется в помещения. КПД пластинчатого теплообменника составляет до 60%, в зависимости от установки. Ключевыми особенностями конструкции являются простота и низкая стоимость, при этом поток входящего и исходящего воздуха не смешивается, что обеспечивает 100% экологичность такой установки.

Основным преимуществом вытяжной вентиляции с рекуперацией тепла является энергосбережение. Если вы используете систему вентиляции без рекуперации тепла, то потребление электроэнергии на отопление составит от 6 до 10 кВт / час, в случае с теплообменником вы будете тратить в несколько раз меньше - всего 1-2 кВт / час, потому что поступающий свежий воздух уже нагрет и лишней теплоты не нужно. Экономия расходов на отопление здания составит впечатляющие 80%.

Список литературы / References

1. ГОСТ 30494-2011. «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях». М.: Стандартинформ, 2013.

2. ГОСТ Р ЕН 13779-2007. «Вентиляция в нежилых зданиях. Технические требования к системам вентиляции и кондиционирования». М.: Стандартинформ, 2008.

3. СП 60.13330.2016 «Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха». М.: Минстрой России, 2016.

4. «Пособие по обеспечению пожарной безопасности в проектах электропомещений и кабельных сооружений промышленных предприятий». А.Г. Смирнов, А.А. Шалыгин, Б.А. Цифринович. Москва, 1993.

РОБОТОТЕХНИКА Нигматуллин В.Р.1, Фахретдинов А.В.2, Байгильдин С.С.3, Ахмедьянов Г.Г.4 Email: Nigmatullin662@scientifictext.ru

'Нигматуллин Вадим Ринатович — учитель информатики;

2Фахретдинов Айрат Винерович — учитель информатики;

3Байгильдин Салим Сагадатович — учитель информатики;

4Ахмедьянов Газинур Галиянович — учитель информатики, Государственное бюджетное образовательное учреждение Республиканский инженерный лицей-интернат, г. Уфа

Аннотация: в статье идет речь о робототехнике, рассказывается о популярности роботов, что собой представляют роботы, какие есть роботы и в каких областях используются; также говорится о соревнованиях по робототехнике, какие категории стали классическими на соревнованиях и каких роботов делают в творческой категории; перечисляются некоторые из этих соревнований; раскрывается ответ, почему даже очень маленькие дети могут научиться строить роботов, с чего можно начать и продолжить заниматься в робототехнике, в самом конце подводится итог и приводятся плюсы занятий по робототехнике.

Ключевые слова: робототехника, роботы, соревнования по робототехнике, Всемирная робототехническая олимпиада, Lego MindStorms, Ардуино.

ROBOTICS

Nigmatullin V.R.1, Fahretdinov A.V.2, Baygildin S.S.3, Ahmedyanov G.G.4

'Nigmatullin Vadim Rinatovich — IT Teacher;

2Fahretdinov Ayrat Vinerovich — IT Teacher;

3Baygildin Salim Sagadatovich — IT Teacher;

4Ahmedyanov Gazinur Galiyanovich — IT Teacher, STATE BUDGETARY GENERAL EDUCATIONAL INSTITUTION REPUBLIC ENGINEERING LYCEUM, UFA

Abstract: the article analyzes about robotics, about popularity of robots, what are robots, what kind of robots can be made, where they can be useful, also competitions in robotics, which categories are classic in competitions and which robots are made in open category, listing some competitions in robotics; the article answers on question how babies can learn building robots, how to start and continue to build robots with growth of experience; at the end of the article are given advantages of learning robotics. Keywords: robotics, robots, competitions, World Robotics Olympiad, Lego MindStorms, Arduino.

УДК 004.8+37

Когда слышишь разговор о роботах сразу вспоминаются кадры из фильма «Терминатор», когда Т-800 преследует тебя, а спрятаться от него некуда. А приходилось ли вам в жизни встречаться с роботом? Я уверен, что вы постоянно сталкиваетесь, и даже пользуетесь ими. Бояться их не стоит, потому что таких роботов с мощным искусственным интеллектом можно увидеть только в фантастических фильмах. В реальности технологии пока не дошли до степени того, чтобы механизмы могли обучиться настолько что стали бы способными воспринимать себя отдельными организмами.

А как на самом деле выглядят современные роботы? Роботы - это автоматические устройства, предназначенные для разных механических операций, которые действуют по заранее заложенной программе [1]. Таким образом, даже если устройство совершенно не похоже на человека, его все равно можно назвать роботом, если он действует по некоторому алгоритму. Например, самые простые роботы можно встретить в быту: робот-пылесос, робот-газонокосильщик, чистильщик басейна, массажер или квадрокоптер, доставляющий почту [2, 3]. Более сложные, более умные роботы используются в ответственных, критических областях: медицине, космосе, системах безопасности, разведке, шпионаже, в производстве, при техногенных, чрезвычайных событиях и др. Область применения роботов широка, поэтому растет популярность самой робототехники.

Построение роботов может показаться очень сложным процессом, ведь там куча датчиков, проводов, различных деталей, а еще все это нужно оживить. Однако уже сейчас на кружках можно увидеть, как совсем маленькие дети осваивают сложные процессы роботостроения. Как вообще такое возможно? Ведь многие из них даже не умеют читать. Всего этого можно достичь благодаря огромному разнообразию роботов. Самые простые и распространенные роботы - это Lego MindStorms. Создание робота ничем не отличается от сборки конструктора Лего. По сути, это и есть конструктор Лего, только в него внедрили датчики, моторы и мозг для управления всеми элементами. Конечно, на первом этапе дети видят в роботе игрушку и с огромным желанием и интересом приступают к изучению, а осознание серьезности и важности приходит уже после. Обучение робота в Lego MindStroms происходит в визуальной среде. Здесь вы переносите блоки из одного окошка в другое, настраиваете блоки, и робот готов к работе. Кроме этого, визуальная среда помогает постичь азы программирования.

Следующий этап в развитии начинающего специалиста в области робототехники - это переход от Lego Mindstorms к роботам, построенным на базе Ардуино, либо другой платформе, схожей с логикой Ардуино. Это совершенно иной уровень, игрушки здесь заканчиваются. Ведь там придётся изучать такие серьезные области как микроэлектроника, физика, пайка и тестовое программирование.

Интерес к робототехнике подкрепляется также большим количеством соревнований. Соревнования - это всегда адреналин, азарт и куча положительных эмоций. Участвуя на соревнованиях, ученики получают огромный опыт, показывают себя, знакомятся с другими и могут

посетить разные города. Соревнования по робототехнике проводят в разных категориях. Классические можно выделить следующие: «Городки» - необходимо сбить построенные конструкции, очень похоже на игру Angry Birds, только там птички пытаются разрушить; «Сумо» -одна из самых интересных, особенно малышам нравятся, здесь нужно вытолкнуть противоположного робота из ринга; «Лабиринт» - категория с практической значимостью, роботу за короткое время необходимо найти выход из лабиринта; «Шорт-трек» - не менее популярная категория чем «Сумо», в ней необходимо очень быстро пройти заданную траекторию. Конечно, категорий для участия много, и всех их не перечесть. Кроме этого на каждых соревнованиях есть творческое направление, где можно дать полет фантазии. Например, можно встретить от радующих глаз танцующих роботов или собирающих кубик Рубика, до совершенно не игрушечных, решающих бытовые проблемы и автоматизирующих работу по дому роботов. Сейчас это направление модно называть «умный дом».

В каждом регионе есть свои соревнования по робототехнике. Возможно, вам знакомы такие соревнования, как Робопром или Профест. Если нет, то о Всероссийской (Всемирной) робототехнической олимпиаде (ВРО) [4] уж точно знаете. Эта самая значимая и популярная олимпиада. Она проводится в несколько этапов: от регионального до международного, поэтому ее знают по всему миру.

Таким образом, робототехника популярна, как в России, так и по всему миру, благодаря своей значимости. Роботы используются в разных областях, особенно в тех, где человеку сложно, или даже невозможно что-либо сделать. Кроме этого она прививает любовь к технике, инженерному делу и развивает техническое мышление. Робототехникой занимаются как малыши, так и серьезные взрослые дяди, ведь это не только полезно, но и весело!

Список литературы / References

1. Википедия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Робот/ (дата обращения: 01.04.2019)

2. Применение роботов в мире. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://robo-sapiens.ru/stati/primenenie-robotov-v-sovremennom-mire/ (дата обращения: 01.04.2019)

3. Японские роботы: достижения робототехники страны восходящего солнца. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://robo-sapiens.ru/stati/yaponskie-robotyi/ (дата обращения: 01.04.2019).

4. Всероссийская робототехническая олимпиада. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://robolymp.ru/ (дата обращения: 01.04.2019).

DATA MINING И МЕТОД НЕЙРОННЫХ СЕТЕЙ Тришечкин С.Н. Email: Trishechkin662@scientifictext.ru

Тришечкин Сергей Николаевич — студент, кафедра информационных технологий, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

Аннотация: рассматривается метод интеллектуального анализа данных для выполнения задачи аналитической обработки массивов данных и выявления нетривиальных, ранее неизвестных закономерностей, тенденций и свойств с целью обнаружения практически полезных знаний в базах данных. Одним из методов интеллектуального анализа данных является метод нейронных сетей, применяемый для обработки данных, прогнозирования и кластеризации. Нейронные сети позволяют решать различные неформализованные задачи обработки данных, прогнозирования и кластеризации неструктурированных данных без предварительного формулирования гипотез.

Ключевые слова: интеллектуальный анализ, Data Mining, нейронные сети, обнаружение знаний.

DATA MINING AND NEURAL NETWORK METHOD Trishechkin S.N.

Trishechkin Sergey Nikolaevich — Student, DEPARTMENT INFORMATION TECHNOLOGY, DON STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ROSTOV-ON-DON

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.