ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ И МЕНЕДЖМЕНТ
(ECONOMIC SCIENCE & MANAGEMENT)
УДК 336.717
Айвазова М.А.
магистрант программы «Банки и управление активами»
Санкт-Петербургский государственный экономический университет
(г. Санкт-Петербург, Россия)
РОБОТИЗАЦИЯ БАНКОВСКИХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация: в данной статье рассматривается роботизация банковских процессов. Исследуются причины, подтверждающие необходимость и важность роботизации банковских процессов. Анализируются перспективы развития RPA, а также риски и ошибки при внедрении данной технологии.
Ключевые слова: роботизация бизнес-процессов банка, роботы, индустрия 4.0, RPA-решение, рутинные процессы, человеческий фактор, робот-оператор, чат-бот, сотрудники-роботизаторы.
Благодаря четвертой промышленной революции, которую принято называть индустрией 4.0, заметен значительный рост цифровых технологий, выступающих заменителями ручного труда. Отличительной особенностью данного явления считается быстрое внедрение инноваций и их повсеместное применение [2, с. 130].
Изучая роботизацию бизнес-процессов банка, необходимо заметить, что она является важным инновационным трендом, задающим направление развития бизнеса в будущем. Благодаря данной технологии все рутинные процессы в банковской сфере, требующие ручного труда, могут быть усовершенствованы, а ресурсы, затрачиваемые на них, значительно уменьшены [1, с. 212].
Банки заинтересованы во внедрении RPA-решений, то есть в автоматизации ряда операций с помощью робототехники. RPA (robotic process
automation) было создано для передачи монотонной и однообразной работы роботам. С их помощью сотрудники банка будут освобождены от выполнения наиболее энергозатратных действий, за них они будут выполнены роботами, которым не нужно отдыхать и которые могут работать круглосуточно.
Выделяют следующие причины, подтверждающие необходимость и важность роботизации банковских процессов:
1) Уменьшение рутинных банковских бизнес-процессов, находящихся в обязанностях сотрудников, препятствующих осуществлению более творческих и сложных задач, которые потенциально являются более прибыльными для организации. Благодаря использованию RPA-решений у сотрудников банка освобождается время на их выполнение.
2) Сокращение количества задач, требующих доработки. Роботы не допускают ошибок, качество их работы существенно выше и скорость - быстрее, чем у человека. Влияние человеческого фактора уменьшается, что оптимизирует бизнес-процессы, помогая банку сократить время на перепроверку работы линейного персонала и нахождение ошибок.
3) Повышение оперативности внедрения инноваций в различные бизнес-процессы и их вывода на рынок. Данные факторы делают возможным повышение способности банков получать ожидаемые результаты, то есть ускоряют разработку инновационных продуктов, повышают их качество и скорость предоставления в пользование [4].
Анализируя банковскую сферу, необходимо подчеркнуть, что на данный момент она считается одной из самых роботизируемых. Возможности использования RPA будут совершенствоваться, благодаря развитию данной технологии для оптимизации станут использоваться и сложные задачи. Предполагается, что улучшится процесс обработки запросов клиентов, процесс общения с клиентами посредством роботов-операторов и чат-ботов, при этом снизятся трудозатраты и риски бизнеса. Услуги по внедрению роботов постепенно будут становиться более доступными, быстрее окупаться
и интегрироваться c имеющейся инфраструктурой, обеспечат совместимость с программным обеспечением и приложениями.
Однако стоит принимать во внимание то, что при осуществлении внедрения RPA возможны риски и ошибки. К наиболее часто встречающимся будут относиться: желание автоматизировать все бизнес-процессы сразу, недостаточная подготовка технической базы и сотрудников-роботизаторов [3].
Таким образом, RPA является популярным направлением инвестирования для банков, так как благодаря данному внедрению происходит ускорение и удешевление процессов, увеличение эффективности и повышение удобства пользования. Кроме того, роботизация призвана улучшить клиентский сервис банка, который работает с огромными потоками данных и информации. Из-за человеческого фактора нередки ситуации, связанные с длительным исполнением запросов клиентов, а также переносы сроков на более поздние. Благодаря способности роботов безошибочно выполнять свои функции и работать круглосуточно, возможность возникновения данных ситуаций в банках будет стремиться к нулю.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Пискова Е. Р., Орлова И. А. Перспективы развития роботизации бизнес-процессов в банковском секторе // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике. 2019. Т. 22. № 2 (12). С. 212-216.
Шилова Е. В., Мороз А. К. Развитие банковской сферы в условиях промышленных революций // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 129-134. Роботы в банке: как RPA улучшает жизнь финансовых учреждений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.itweek.ru/idea/article/detail.php?ID=214750 (дата обращения: 15.12.20). RPA-революция: роботы берут банки. [Электронный ресурс]. URL: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=10920877 (дата обращения: 17.12.20)