Научная статья на тему 'Роберт Готтсданкер. Человек и исследователь'

Роберт Готтсданкер. Человек и исследователь Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
923
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОБЕРТ ГОТТСДАНКЕР / ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / КАЛИФОРНИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / ROBERT GOTTSDANKER / EXPERIMENTAL PSYCHOLOGY / UNIVERSITY OF CALIFORNIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каращук Л.Н., Варламов А.В.

В статье рассмотрена и проанализирована история деятельности выдающегося американского психолога экспериментатора Роберта Готтсданкера, обозначены важнейшие эксперименты и разработанные методики, отражено влияние на отечественную психологию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROBERT GOTTSDANKER. THE MAN AND THE RESEARCHER

The article describes and analyzes the history of the activities of the prominent American psychologist experimentalist Robert Gottsdanker. It marks the most important of his experiments and developed methods and reflects the impact on the Russian psychology.

Текст научной работы на тему «Роберт Готтсданкер. Человек и исследователь»

УДК 159.9.07

DOI: 10.23888/humJ20164104-107 © Каращук Л. Н., Варламов А.В., 2016

РОБЕРТ ГОТТСДАНКЕР. ЧЕЛОВЕК И ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

© Karaschuk L. N., Varlamov A.V., 2016

ROBERT GOTTSDANKER. THE MAN AND THE RESEARCHER

Аннотация. В статье рассмотрена и проанализирована история деятельности выдающегося американского психолога - экспериментатора Роберта Готтсданкера, обозначены важнейшие эксперименты и разработанные методики, отражено влияние на отечественную психологию.

Abstract. The article describes and analyzes the history of the activities of the prominent American psychologist - experimentalist Robert Gottsdanker. It marks the most important of his experiments and developed methods and reflects the impact on the Russian psychology.

Key words: Robert Gottsdanker,

Ключевые слова: Роберт Готтс- , , тт ■

^ experimental psychology, Univer-

данкер, экспериментальная пси- ..

^ ^ sity of California.

хология, Калифорнийский университет.

На кафедре общей психологии с курсом педагогики Рязанского государственного медицинского университета о трудах Роберта Готтсданкера знают не понаслышке. Его классификация гипотез - одна из теоретических основ экспериментальной психологической практики, а книга "Основы психологического эксперимента", к переводу которой на русский язык приложила руку сама профессор Ю.Б. Гиппенрейтер - незаменимая помощь для любого студента при изучении и понимании всей методологии.

Анализ литературы показывает, личности профессора за пределами его родного Калифорнийского университета вспоминают нечасто. Что действительно странно, ведь Роберт Готтсданкер был удивительным человеком с удивительной судьбой. Как ни странно, но его персону обошли вниманием даже российские интернет-любители, которые, как правило, скрупулезно на протяжении долгого времени собирают все известные науке и истории факты в различные информационные ресурсы.

Роберт Готтсданкер - заслуженный профессор Калифорнийского университета. В науке он в первую очередь известен как талантливый экспериментатор и исследователь, первооткрыватель принципиально новых методик исследования восприятия движения. В России он более известен как автор книги "Основы психологического эксперимента".[1]

Роберт Готтсданкер родился и вырос в Лос-Анджелесе. С ранних лет он проявлял интерес к науке. После школы обучался в Калифорнийском университете, Беркли, где получил степень бакалавра в 1938 году. После выпуска его пригласили продолжить образование и 3 года спустя он получил степень доктора философских наук. Он достаточно долго пробовал себя в качестве преподавателя на факультетах престижнейших университетов и колледжей США, но на последнее и самое знаковое для него место, корпус Санта-Барбара Калифорнийского университета, он попал лишь в 1949 году.

Профессор Готтсданкер по праву считается отцом-основателем местного психологического факультета. Первопроходцем его он и не стал, но именно Гот-тсданкер был избран председателем факультета в особо важные для университета 1954-1961 годы, когда корпус Санта-Барбары стал заниматься не только образованием студентов, но и запустил активную научно-исследовательскую деятельность, в том числе и психологическую. В частности, именно благодаря ему университет отпустил финансирование для создания собственной психологической

лаборатории, в которой в последствие будет сделано немало важных для науки теоретических и методологических открытий.

Так, в ранних работах ученого крайне интересовало восприятие человеком движения. Точнее, он экспериментально пытался выяснить, существуют ли в психике человека конкретные механизмы восприятия ускорения или мы просто делаем выводы на основе восприятия меняющейся скорости объекта.

Конкретных механизмов профессор не обнаружил, зато результаты его исследований, в которых, к слову, использовалась авторская методика "движущейся картинки", - своеобразной анимации, которую ученый собственноручно вырисовывал кадр за кадром подобно художникам-аниматорам еще до создания продвинутых компьютерных мониторов, - породили многолетние споры в научном сообществе касательно задержки восприятия, выявленной у испытуемых экспериментально. Так, "коллега по цеху", Дондерс, предположил, что измерение этой задержки вполне применимо в исследованиях психических процессов человека, таких как восприятие и ощущение, а так же при наблюдении рефлекторной деятельности.

К исследованиям этого явления Р. Готтсданкер приступил уже позднее, в 1986 году. В этот раз ему удалось измерить норму задержки восприятия (около 80 мс у здорового человека), а так же выявить наличие феномена "ожидания раздражителя". Он заключался в том, что неподготовленный человек реагирует на предоставленный раздражитель дольшеподготовленного, порядка 300 мс, однако, после первичного предъявления состояние готовности к повторной реакции, которое сокращает время ответа может длиться в зависимости от темпа предъявления до 400 секунд.

Методика, основанная на этих явлениях, пользуется популярностью и в наши дни. Особенно при измерении реакции. Так, студенты РязГМУ, проходя курс занятий по математике, в ходе которых они обучаются грамотному построению матриц коррелирования с помощью компьютерного оборудования, часто прохо-

дят подобный тест для получения групповых эмпирических данных для построения общегрупповой матрицы.

Роберт Готтсданкер был поистине удивительным человеком, которого смело можно назвать если не ключевой, то одной из важнейших фигур психологии ХХ столетия. Несмотря на лестные отзывы Юлии Борисовны Гиппенрейтер, трудившейся над адаптацией "Основ психологического эксперимента" на русский язык, несмотря на немалые заслуги Готтсданкера перед методологией психологии, да и перед наукой в целом, имя его за пределами родного университета несправедливо предано забвению. Но студенты Калифорнийского университета помнят замечательного профессора. Люди, знавшие его при жизни, вспоминают Роберта как бесконечно преданного науке, честного в работе исследователя, который ценил чистоту и аккуратность эксперимента. Для них он остается эрудированным человеком, в круг общения которого входили представители множества областей научного знания, не только психологического. [2]

В родном университете особой популярностью пользуется комната семинарских занятий, названная в его честь, а студенты и до сих пор занимаются по его авторскому курсу лекций. Готтсданкер стал для многих выпускников примером для подражания. Почему бы и нашим психологам не равняться на его целеустремленность и исследовательскую смекалку?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента / Р. Готтсданкер. - пер. Ю.Б. Гиппенрейтер. - Москва: Академия, 2005. 223 стр.

2. John W. Cotton Robert M. Gottsdanker, Psychology: Santa Barbara / John W. Cotton John M. Foley Jack W. Loomis // University of California: In Memoriam -1993. - 204pp.

3. Шустов Д.И. Психологическое исследование биографий и жизненного пути [Электронный ресурс] / Д.И. Шустов // Личность в меняющемся мире: здо-

ровье, адаптация, развитие: сетевой журн. 2014. № 2 (5). Режим доступа: http://humjoumaLrzgmu.ra/art&id=76 (дата обращения: 28.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.