Научная статья на тему 'Ритуальный клад сунских монет в Якутии'

Ритуальный клад сунских монет в Якутии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
532
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is about an ambiguous treasure of 147 China’s coins of X–XII centuries AC found on the valley of River Lena near to Yakutsk. Coins are addressed to 997 – 1101AC, epoch of the Dynasty Northern Sun. Author gives the complete definition of the coins based and discusses the rituality of the treasure characterized by the direction to the cardinal points, non-Yakutian numerical meanings related to China’s sacral symbolism. It also supposed the pre-Yakutian origin of the treasure.

Текст научной работы на тему «Ритуальный клад сунских монет в Якутии»

А.Д. Степанов

Северо-Восточный федеральный университет, Музей археологии и этнографии, Якутск E-mail: asten2000@mail.ru

РИТУАЛЬНЫЙ КЛАД СУНСКИХ МОНЕТ В ЯКУТИИ

Введение

В 1998, 2005 — 2006 гг., в Хангаласском районе был обнаружен клад состоящий из 147 китайских монет эпохи Северная Сун конца X — начала XII вв. Со слов автора находки местонахождение располагается в местности Булгуннях, в верховьях ручья Сытыган, по другой версии — за верховьями речки Куллаты, в районе проточного озера Багадал, через которое протекает речка Кумах-Юрях (назывались и другие координаты). В монографии Р.И. Бравиной и В.В. Попова (2008: 139) указывается местность на озере Багадал.

Нами в 2009 и 2010 гг. были предприняты попытки обследовать наиболее вероятные из указанных мест на предмет обнаружения следов земляных выработок, остатков каких-либо предметов, особенностей рельефа. В окрестностях озера Багадал форм рельефа как булгуннях (инъекционный бугор пучения) нами обнаружено не было, но местность весьма холмистая, высокие 20 — 25 м террасы р. Кумах-Юрях изрезаны оврагами, ложбинами временных стоков, распадками, оползнями (рис. 1). Таким образом, места, которое соответствовало бы описанию или перспективе существования ритуального комплекса не отмечено, хотя были найдены разные приметы в виде сухого трехрогого дерева, стоящего у дороги на ровном месте, или дерева с вырезанным на нем лицом в седловине у озера.

Осмотр местности Булгуннях так же не принес положительных результатов. Здесь довольно крупный инъекционный бугор пученья возвышается в озерной системе долины речки Тастаах, притока Сытыгана (рис. 2). Никаких следов раскопок на вершине бугра и его склонах не зафиксировано, основание холма было скрыто под водой.

Монеты, по рассказу, находились в четырех керамических сосудах по 36 штук и были зарыты на глубину 15-20 см в четырех местах по сторонам света вокруг холма с сухим деревом Ытык-Мас — священном дереве духов местности или шамана. Три монеты располагались возле самого дерева на глубине 6-7 см.

Все монеты относятся к эпохе правления династии Северная Сун (960 — 1127 гг.). Пожалуй, это самая многочисленная находка китайских монет в Якутии. Кроме того, китайские монеты X — XII вв. найдены здесь впервые. До этого находки китайских монет были известны из якутских погребений XVII — XVIII вв.: монеты династии Мин (периода Вань Ли, 1572 — 1620 гг. правления императора Шэнь Цзуна и периода Чунь Чжэнь, 1627 — 1644 гг. правления последнего императора династии Сы Цзуна) и монеты династии Цин (периода Шуньчжи, 1644 — 1661 гг. правления первого императора династии Ши Цзу и периода Канси, 1662 — 1722 гг. правления императора Шэнь Чжу) (Гоголев, 1990: 84). Самой ранней китайской монетой в Якутии пока является «у-шу», найденная в 3-м слое многослойной стоянки Улахан-Сегеленнях на р. Токко и относящаяся к последней серии выпуска этих монет VI в. (Алексеев, 1996: 16; Степанов, 2003: 226-227).

Описание монет

Среди найденных сунских монет с учетом стилей каллиграфии выделяются не менее 32 выпусков по периодам правлений императоров династии Чжао (Северная Сун). Остаются две монеты, определение которых затруднительно из-за плохой сохранности.

Рис. 1. Вид на озеро Багадал с северо-восточной стороны. Слева долина реч. Кумах-Юрях Fig. 1. View to the Lake Bagadal from North-East. The valley of River Kumakh-Yuryakh is on the left side

Монеты, выпущенные в период правления третьего императора Чжень Цзуна (997 — 1022 гг.):

9 монет с легендой «Сянь-пин юань-бао» (Начальная драгоценность [эры] Сянь-пин) являются самыми ранними опознанными монетами в этой коллекции. Выпущены в начале правления императора в период Сянь Пин 998 — 1003 гг. Надпись читается по кругу, по часовой стрелке, стиль письма кайшу. Диаметр монет колеблется с 24,4 до 24,9 мм (рис. 3 — 1).

3 монеты с легендой «Цзин-дэ юань-бао» выпущены в период Цзин Дэ 1003—1007 гг. Надпись по кругу, стиль кайшу. Диаметр монет 24,6—25,4 мм (рис. 3 — 2).

7 монет с легендой «Сян-фу юань-бао» периода Да Чжун Сян Фу 1008—1016 гг. Надпись по кругу, стиль кайшу. Диаметр монет 24,5—25,9 мм (рис. 3 — 3).

9 монет с легендой «Сян-фу тун-бао» (Ходячая драгоценность [эры] Сян-фу) периода Да Чжун Сян Фу 1008—1016 гг. Надпись по кругу, стиль кайшу. Диаметр монет 25—25,5 мм (рис. 3 — 4).

8 монет с легендой «Тянь-си тун-бао» периода Тянь Си 1017—1021 гг. Надпись по кругу, стиль кайшу. Диаметр монет 24,5 — 25,6 мм (рис. 3 — 5).

Монеты императора Жэнь Цзуна (1022 — 1063 гг.):

10 монет с легендой «Тянь-шэн юань-бао» периода Тянь Шэн 102 1032 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр монет 25-25,6 мм (рис. 3 — 6).

7 монет с такой же легендой, написанной стилем кайшу. Диаметр монет 24,5—25,4 мм (рис. 3—7).

Рис. 2. Местность Булгуннях, одна из называемых координат местонахождения клада. Вид на Булгуннях с юго-западной стороны Fig. 2. Locality Bullgunnyakh, the possible site of treasure. View from South-West

1 монета с легендой «Цзин-ю юань-бао» периода Цзин Ю 1034—1038 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр 25,2 мм (рис. 3 — 8).

1 монета с легендой «Цзин-ю тун-бао» периода Цзин Ю 1034—1038 гг. Надпись крестовидная, стиль кайшу. Диаметр 25,4 мм (рис. 3 — 9).

1 монета с легендой «Цзин-ю тун-бао», написанной крестовидно в стиле лишу. Диаметр монеты 24 мм (рис. 3 — 10).

5 монет с легендой «Хуан-сун тун-бао» периода Бао Юань 1038—1040 гг. Надпись крестовидная, стиль лишу. Диаметр 24 — 25,2 мм (рис. 3 — 11).

3 монеты с такой же легендой, написанной в стиле кайшу. Диаметр монет 25—25,9 мм (рис. 3 - 12).

1 монета с такой же легендой в стиле чжуаньшу. Диаметр 24,8 мм (рис. 3 — 13).

1 монета с легендой «Цзя-ю юань-бао» периода Цзя Ю 1056—1063 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр 23,5 мм (рис. 3 — 14).

2 монеты с легендой «Цзя-ю тун-бао» периода Цзя Ю. Надпись крестовидная, стиль чжуаньшу. Диаметр 25— 25,3 мм (рис. 3 — 15).

Монеты императора Ин Цзуна (1063 — 1067гг.):

1 монета с легендой «Чжи-пин юань-бао» периода Чжи Пин 1064 — 1067 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр 24,2 мм (рис. 3 — 16).

2 монеты с такой же легендой в стиле кайшу. Диаметр монет 23,7—24,4 мм (рис. 3 —

Pile. 3. Moneii»i uttiaci mi Ccucpua« Cvn (X-X1I it».) in Ueii t ¡»a.u.nrni Hkynni Fig. 3. Coins if the Dynasty Northern Sun (X-XII centuries AC) from the Central Yakutia

Монеты императора Шэнь Цзуна (1067— 1085 гг.):

6 монет с легендой «Си-нин юань-бао» периода Си Нин 1068—1077 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр монет 24,4 — 25,1 мм (рис. 3 — 18).

2 монеты с такой же легендой, написанной вариацией стиля чжуаньшу. Диаметр монет 24—25 мм (рис. 3 — 19).

2 монеты с такой же легендой, написанной вариацией стиля чжуаньшу (сяо-чжуань). Диаметр монет 24—24,2 мм (рис. 3 — 20).

5 монет с такой же легендой, написанной вариацией стиля чжуаньшу. Диаметр монет 23,7 - 24,2 мм (рис. 3 - 21).

10 монет с такой же легендой, написанной стилем кайшу. Диаметр монет 23,7-24,6 мм (рис. 3 — 22).

1 монета с такой же легендой, написанной стилем синшу. Диаметр монеты 23,5 мм (рис. 3 - 23).

10 монет с легендой «Юань-фэн тун-бао» периода Юань Фэн 1078-1085 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр монет 23,5 - 25 мм (рис. 3 - 24).

9 монет с такой же легендой, написанной стилем синшу. Диаметр монет 24-25 мм (рис. 3 - 25).

Монеты императора Чжэ Цзуна (1085—1100 гг.):

10 монет с легендой «Юань-ю тун-бао» периода Юань Ю 1086-1094 гг. Надпись по кругу, стиль чжуаньшу. Диаметр монет 23,8 - 24,5 мм (рис. 3 - 26).

9 монет с такой же легендой, написанной стилем синшу. Диаметр монет 24-25,3 мм (рис. 3 - 27).

3 монеты с легендой «Шао-шэн юань-бао» периода Шао Шэн 1094-1098 гг. Надпись по кругу, стиль синшу. Диаметр 23,9 - 24,7 мм (рис. 3 - 28).

3 монеты с такой же легендой, написанной стилем чжуаньшу. Диаметр монет 23,724,7 мм (рис. 3 - 29).

Монеты предпоследнего императора Хуй Цзуна (1100 — 1125 гг.):

2 монеты с легендой «Шэн-сун юань-бао» периода Цзянь Чжун Цзин Го 1101 г. Надпись по кругу, стиль синшу. Диаметр 24 мм (рис. 3 - 30).

1 монета с такой же легендой, написанной вариантом стиля синшу. Диаметр 25,1 мм (рис. 3 - 31).

1 монета с такой же легендой в стиле чжуаньшу. Диаметр монеты 24,2 мм (рис. 3 - 32).

Монеты с девизом «Шэн-сун» являются самыми поздними в этой коллекции, и клад, соответственно, датируется не ранее этого времени. Остаются еще две неопознанные монеты юань-бао (рис. 3 - 33, 34). Диаметр монет 24,6 мм. Одна из них возможно «Цзин-ю юань-бао», надпись по кругу (рис. 3 - 33).

Определение и идентификация монет проводились, главным образом, по книгам David Jen «Chinese Cash. Identification and Price Guide» и David Hartill «Cast Chinese Coins», а также по многочисленным Интернет-сайтам, из которых наиболее представительным, на мой взгляд, и содержащим обширную базу данных по монетам является сайт www.zeno.ru -Oriental Coins Database. Эти сайты, правда, в основном носят коммерческий характер, вроде объявлений купли-продажи и аукционов.

Как отмечал А.А. Быков, надписи на сунских монетах отличаются красотой и разнообразием почерков (Быков, 1969: 23). Для контроля определения стилей письма на монетах, пришлось изучить основные стили китайского письма. Как выяснилось, основные стили имеют различные вариации написания, относящиеся, видимо, к различным школам письма. К сожалению, самостоятельно разобраться в вариантах основных стилей китайской каллиграфии не удалось. И в том случае, когда монета была подписана каким-либо вариантом основного стиля, приходилось оставлять это без конкретного определения. Согласно китайским источникам, некоторые образцы надписей на монетах в ряде случаев собственноручно предписывались императорами (Быков, 1969: 23).

Многочисленные находки китайских монет происходят из бохайских и, особенно чжурчжэньских памятников Приморья и Приамурья (Шавкунов, 1960). По мнению А.А. Быкова, сунские монеты в свое время были общепризнанной валютой на всем Дальнем Востоке и имели весьма широкое распространение (Быков, 1969: 24). Из ближайших к Якутии территорий находки сунских монет отмечены в монгольских погребениях Восточного Забайкалья, в частности, в Ононском могильнике и Солонцовских погребениях (Ковычев, 1981).

Ритуальность клада

Рассматриваемый ритуальный клад был найден случайно и в настоящее время, к сожалению, находится у разных лиц. Сосуды, в которых находились монеты, описываются автором находки, как «круглодонные, с тремя ребристыми валиками» (посмотреть на эти сосуды так и не удалось, есть вероятность, что они утрачены).

Автор находки описывает достаточно сложное ситуационное расположение клада, при этом оперирует довольно интересными данными количества, размещения и глубины залегания находок. Эти данные заставляют прислушаться и выразить определенную степень доверия к информации. Выявленная ситуация при фиксации клада не имеет аналогов в литературе и в устных сказаниях, что фактически исключает возможность автора находок исказить или скорректировать с имеющимися данными информацию о находке. Общая периодизация найденных монет, охватывает практически весь период правления династии Северная Сун, что, видимо, может свидетельствовать о том, что клад действительно мог быть оставлен в XII в.

В якутских традициях характерно поклонение духам местности, духам перевалов — аартык иччитэ, духу хозяйки горных дорог — Буомча хотун, выражением которого является «сэти ыйаИын» — салама, представляющая собой свитую из конского волоса веревку, подвешенную на сухом ветвистом дереве Ытык-Мас. При каждом посещении этой местности на веревку подвешивались пучки конского волоса или цветные тряпочки — условное жертвоприношение. Тем самым приобреталось покровительство духов местности. В особых случаях вокруг дерева по сторонам света ставились сосуды с огнем, справлялся ритуал с прошением покровительства у духа хозяйки горных перевалов Буомча хотун.

Допуская достоверность описательной информации, ритуальность и жертвенность клада не вызывает сомнений. Но вряд ли это было посвящением духам местности. Необычность его заключается в приношении значительного количества монет. При этом с расположением сосудов с монетами по сторонам света устанавливается космологическая связь (связь между мирами посредством четырех великих дорог, связывающих три мира, или пространственно-временная связь, символизирующая непрерывность (вечность) жизненного цикла — круг вечного возрождения), что должно говорить о каком-то очень большом прошении или сильном заклинании. Расположение местонахождения в глухом урочище должно свидетельствовать о таинственности ритуала и сопровождаться сильным охранительным заклятием. Возможно, все это связано с погребальным обрядом, погребением очень знатного человека, например, главы рода, или шамана (шаманки).

Интересно, что в каждом из четырех сосудов находилось по 36 монет. Чем вызван такой числовой ряд, пока остается неизвестным. Число 36 не является сакральным в якутских числовых значениях. Возможно, это косвенно указывает на существующую связь древнего клада с топонимикой местности. Речка Куллаты еще в недавнем прошлом носила название Кулдаты, этимология которого, как отмечает М.С. Иванов — Багдарыын Сюлбэ, имеет монгольские корни (Багдарыын, 2004: 146). Название местности Багадал, по мнению М.С. Иванова, также монгольского или бурятского происхождения. Кроме того, число 36 встречается в китайской числовой символике, где, как четное число, оно связано с обозначением Земли и женского начала, передаваемое кратностью числа 6 — 6 х 6. Число 6

содержит код шести великих начал мира в китайской космологии — четыре стороны света, Небо (мужское начало) и Земля (женское начало) (Кравцова, 2004: 364).

Любопытно местоположение трех монет на вершине холма отдельно от остальных. В Китае в свое время, еще со времен Хань, было распространено мантическое гадание на трех монетах по небезызвестной «Книге перемен». Шестикратное бросание монет должно было составить определенные гектограммы, которые толковались в «Книге перемен» (Еремеев, 2005). Правда неизвестно, использовались ли указанные три монеты для гадания или же просто составляли сакральное число 3, символизирующее завершение трехкратного цикла жизни или смерти, или какого-либо другого акта.

Заключение

В целом, ритуальный обряд, описанный автором находки, совместно с числовой символикой, свидетельствует о неякутском и, скорее всего, учитывая датировку монет, доякутском характере жертвенного клада. Возможно, ритуальный обряд связан (учитывая этимологию названия речки Кулдаты или озера Багадал) с монгольскими корнями, подверженными сильным влияниям китайской религиозной культуры. Миграции подобных переплетений этнической, материальной и духовной культур могли исходить с территории древнего Китая в период военного противостояния киданьской империи Ляо, Сунского Китая и чжурчжэней в первой половине XII в., завершившееся падением Ляо (1125 г.) и образованием Южной Сун (1127 г.). В XIII в. миграции населения Центральной Азии, в том числе монголоязычного, продолжались в связи с тотальной монгольской экспансией, в результате которой пали многие царства на территории Китая, среди которых были и чжурчжэньское царство Цзинь (включавшей территорию Северной Сун) и Южносунский Китай. Все эти события на протяжении XII — XIII вв. могли способствовать появлению на Средней Лене мигрантов, являющихся, по сути, носителями китайской материальной (в виде монет) и духовной (в виде традиций и религиозных обрядов) культур. Но пока нет оснований сопоставлять эти находки с каким-либо конкретным этносом (хотя основным распространителем этих монет видятся монголоязычные племена, судя по нахождению этих монет в монгольских погребениях в Забайкалье), как неизвестно и время заложения клада, о чем приходится только предполагать, если подходить к этому строго.

Благодарности

Автор приносит благодарность за консультацию при написании ряда глав работы зам. директору по науке Мегино-Кангаласского краеведческого музея Эдуарду Константиновичу Жиркову.

Литература

Алексеев А.Н. Древняя Якутия: Железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: ИАЭТ СО РАН, 1996. 96 с.

Багдарыын Сюлбэ. Топонимика Якутии. Якутск: Изд-во Бичик, 2004. 190 с.

Бравина Р.И., Попов В.В. Погребально-поминальная обрядность якутов: Памятники и традиции (XV — XIX вв.). Новосибирск: «Наука», 2008. 296 с.

Быков А.А. Монеты Китая. М.: Советский художник, 1969. 80 с.

Гоголев А.И. Археологические памятники Якутии позднего средневековья XIV — XVIII вв. Иркутск: ИГУ, 1990. 190 с.

Еремеев В.Е. Символы и числа «Книги перемен». М.: Изд-во Ладомир, 2005. 600 с.

Ковычев Е.В. Монгольские погребения из Восточного Забайкалья // Новое в археологии Забайкалья. Новосибирск: Изд-во «Наука», 1981. С. 73 — 79.

Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб:Лань, ТРИАДА, 2004. 960 с.

Степанов А.Д. Эпоха раннего средневековья в Якутии (постановка проблемы) // Археология и социокультурная антропология Дальнего Востока и сопредельных территорий. Третья международная конференция «Россия и Китай на дальневосточных рубежах». Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2003. 225 - 230.

Шавкунов Э.В. Нумизматические находки на Дальнем Востоке в 1956-1958 гг. // Труды Дальневосточной археологической экспедиции. Т. I. Древние культуры Дальнего Востока. МИА, 1960. № 86. С. 238 - 243.

Hartill D. Cast Chinese Coins. Trafford Publishing, 2003. 473 p. (на англ. яз.)

Jen D. Chinese Cash. Identification and Price Guide. Krause Publications, 2000. 352 p. (на англ. яз.)

Summary

The article is about an ambiguous treasure of 147 China's coins of X—XII centuries AC found on the valley of River Lena near to Yakutsk. Coins are addressed to 997 — 1101AC, epoch of the Dynasty Northern Sun. Author gives the complete definition of the coins based and discusses the rituality of the treasure characterized by the direction to the cardinal points, non-Yakutian numerical meanings related to China's sacral symbolism. It also supposed the pre-Yakutian origin of the treasure.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.