Научная статья на тему 'Ритуальный дискурс в пространстве дискурсивных практик (аргументативный аспект)'

Ритуальный дискурс в пространстве дискурсивных практик (аргументативный аспект) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
308
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСКУРС / РИТУАЛЬНОСТЬ / АРГУМЕНТАТИВНОСТЬ / МЕТОД ПРОЕКЦИИ / ИНТЕГРАТИВНОСТЬ / КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛИРОВАНИЕ / DISCOURSE / RITUALITY / ARGUMENTATIVENESS / PROJECTION METHOD / INTEGRITY / INTEGRATED APPROACH / MODELING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фанян Нелли Юрьевна, Овчарова Ксения Владимировна

Значимость предлагаемого исследования в теоретическом аспекте заключается в развитии научного потенциала существующих изысканий в интегративном пространстве анализа дискурса в целом, ритуального дискурса в частности; в практическом аспекте в актуализации задач, связанных с конструированием эффективной модели коммуникации в различных типах дискурса. В данном контексте ставится целевая задача обоснования необходимости и возможности моделирования ритуального дискурса в аргументативном аспекте, что обусловливает новизну исследования. Она базируется, прежде всего, на гипотезе об онтологической сущности ритуальности как категории, формирующей дискурсивное пространство, исходя из методологического принципа, толкующего аргументативность в качестве не только процессуального, но и онтологического феномена. При этом инструментом к решению задачи представляется применение метода проекции, объединяющего различные принципы когнитивный, психоаналитический, герменевтический, феноменологический, синергетический, семиотический, способствующие комплексному толкованию ритуального дискурса. Установлено, что категория аргументативности, имея собственно онтологическую заданность, наилучшим образом обосновывает постановку проблемы изучения сути ритуального дискурса, равно как и любого другого вида дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ritual discourse in space of the discursive practices (argumentative aspect)

The importance of the offered research in theoretical aspect is development of scientific potential of the existing researches in integrative space of the analysis of a discourse in general, a ritual discourse in particular; and in practical aspect, updating the tasks connected with designing an effective model of communication in various types of a discourse. In this context, the target task is set to justify need and a possibility of modeling of a ritual discourse in an argumentative aspect that causes novelty of a research. It is based, first of all, on a hypothesis of ontologic essence of rituality as the category forming discursive space proceeding from the methodological principle interpreting an argumentativeness as not only a procedural, but also ontologic phenomenon. At the same time the tool to the solution of a task is application of the method of a projection uniting various principles cognitive, psychoanalytic, hermeneutical, phenomenological, synergetic and semiotic, promoting complex interpretation of the ritual discourse. The authors arrive at a conclusion that the category of an argumentativeness, having actually ontologic target task, proves in the best way statement of a problem of studying an essence of the ritual discourse, as well as any other type of a discourse.

Текст научной работы на тему «Ритуальный дискурс в пространстве дискурсивных практик (аргументативный аспект)»

УДК 81'42:81'33:111 ББК 81.055:81.1 Ф 21

Фанян Н.Ю.

Доктор филологических наук, профессор кафедры французской филологии Кубанского государственного университета, e-mail: nellyfanian@mail.ru

Овчарова К.В.

Кандидат филологических наук, доцент кафедры прикладной лингвистики и новых информационных технологий Кубанского государственного университета, e-mail: ksenia_kuban@mail.ru

РИТУАЛЬНЫЙ ДИСКУРС В ПРОСТРАНСТВЕ ДИСКУРСИВНЫХ ПРАКТИК (АРГУМЕНТАТИВНЫЙ АСПЕКТ)

(Рецензирована)

Аннотация:

Значимость предлагаемого исследования в теоретическом аспекте заключается в развитии научного потенциала существующих изысканий в интегративном пространстве анализа дискурса в целом, ритуального дискурса в частности; в практическом аспекте - в актуализации задач, связанных с конструированием эффективной модели коммуникации в различных типах дискурса. В данном контексте ставится целевая задача обоснования необходимости и возможности моделирования ритуального дискурса в аргументативном аспекте, что обусловливает новизну исследования. Она базируется, прежде всего, на гипотезе об онтологической сущности ритуальности как категории, формирующей дискурсивное пространство, исходя из методологического принципа, толкующего аргументативность в качестве не только процессуального, но и онтологического феномена. При этом инструментом к решению задачи представляется применение метода проекции, объединяющего различные принципы - когнитивный, психоаналитический, герменевтический, феноменологический, синергетический, семиотический, способствующие комплексному толкованию ритуального дискурса. Установлено, что категория аргументативности, имея собственно онтологическую заданность, наилучшим образом обосновывает постановку проблемы изучения сути ритуального дискурса, равно как и любого другого вида дискурса. Ключевые слова:

Дискурс, ритуальность, аргументативность, метод проекции, интегратив-ность, комплексный подход, моделирование.

Fanian N.Yu.

Doctor of Philology, Professor of the French Philology Department, Kuban State University, e-mail: nellyfanian@mail.ru

Ovcharova K.V.

Candidate of Philology, Associate Professor of Department of Applied Linguistics and New Information Technologies, Kuban State University, e-mail: ksenia_ kuban@mail.ru

RITUAL DISCOURSE IN SPACE OF THE DISCURSIVE PRACTICES (ARGUMENTATIVE ASPECT)

Abstract:

The importance of the offered research in theoretical aspect is development of scientific potential of the existing researches in integrative space of the analysis of

a discourse in general, a ritual discourse in particular; and in practical aspect, updating the tasks connected with designing an effective model of communication in various types of a discourse. In this context, the target task is set to justify need and a possibility of modeling of a ritual discourse in an argumentative aspect that causes novelty of a research. It is based, first of all, on a hypothesis of ontologic essence of rituality as the category forming discursive space proceeding from the methodological principle interpreting an argumentativeness as not only a procedural, but also ontologic phenomenon. At the same time the tool to the solution of a task is application of the method of a projection uniting various principles - cognitive, psychoanalytic, hermeneutical, phenomenological, synergetic and semiotic, promoting complex interpretation of the ritual discourse. The authors arrive at a conclusion that the category of an argumentativeness, having actually ontologic target task, proves in the best way statement of a problem of studying an essence of the ritual discourse, as well as any other type of a discourse.

Keywords:

Discourse, rituality, argumentativeness, projection method, integrity, integrated approach, modeling.

Исходная методологическая позиция предпринятого нами исследования заключается в подтверждении положения, что новая постановка вопроса рождается на пересечении научных направлений. Научная новизна работы формируется на основе применения метода проекции лингвистических проблем на аргу-ментативную область. В частности, апробируется научное положение о категориях аргументативного поля (истина, эпистемический контекст, каузальность, модальность - см. научную работу Н.Ю. Фанян 2000 г. [1]) применительно к ритуальному дискурсу (РД), что позволяет представить его изучение в аргумента-тивном аспекте в качестве новой и оригинальной проблемы.

Понятийный и методологический аппарат исследования выстраивается сообразно постановке проблемы, заключающейся в проекции проблем аргументации на теорию дискурса в целом, на теорию РД в частности. Методологическими принципами изыскания являются следующие: знаковая природа информации; единство формы и содержания знака; дихотомия природных и культурных знаков; дихотомия «деятельность» / «речевая деятельность»; неразрывная связь (речевой) деятельности и мышления; связь теоретического и эмпирического

знаний в гуманитарной сфере; диалектическая взаимосвязь информации, познания и человеческой культуры; двоякое понимание аргументации - широкое (онтологическое) и узкое (процессуальное).

Научная проблема исследования основывается в целом на теоретических положениях следующих актуальных направлений: теория дискурса в различных измерениях (Н.Д. Арутюнова, В.Г. Борботь-ко, Т.А. ван Дейк, В.И. Карасик, Е.С. Кубрякова, А.В. Олянич и др.); теоретическое изучение ритуала в различных ипостасях (А.К. Бай-бурин, А.Н. Баранов, В.В. Богданов, А. Вежбицкая, М.Г. Извекова, Н.Б. Мечковская, В.Н. Топоров и др.); теория аргументации (А.А. Ивин, Л.Г. Васильев, В.З. Демьянков, Н.Ю. Фанян, Ch. Perelman, J.R. Searle и др.); исследование аргументативного аспекта в различных типах дискурса (Фа-нян 2017 [2] и др.).

В связи с этим формулируется гипотеза - ритуальность (как и ар-гументативность - Фанян 2000 [1]) представляет собой дискурсивно интегрированную сущность, выраженную двояко - онтологически и процессуально. Подобный ракурс исследования имеет двустороннюю перспективу - касательно развития теории дискурса в целом,

ритуального дискурса в аргумента-тивном аспекте в частности. Перекрестное решение проблем в области ритуального дискурса и аргументации способствует углублению междисциплинарной системы гуманитарного знания.

Вклад научных результатов в решение прикладных задач связан с реализацией актуальной в современном информационно-коммуникативном пространстве проблемы формирования и развития эффективной модели взаимодействия в различных разновидностях дискурса - личностно-ориентированной и институциональной. Практическое применение научных результатов видится в направлении интегра-тивного развития теоретических и практических курсов по лингвоар-гументологии, риторике, когнитивной лингвистике, семиотике, теории текста и дискурса, теории коммуникации, теории речевого воздействия.

Уровень фундаментальности изыскания обеспечивается комплексным подходом, который строится на возможности максимального охвата существующих в гуманитарном знании аспектов. Они выражены в следующих подходах: когнитивном (очерчивает и структурирует информационное пространство ритуального дискурса); психоаналитическом (позволяет бессознательному «объяснять» «необъяснимое» положение вещей); герменевтическом (позиционирует аргументацию как основной компонент процесса интерпретации, объяснения и понимания), феноменологическом (обосновывает событийный характер компонентов категориального поля аргументации с проекцией на ритуальный контекст); синергети-ческом (способствует актуализации дихотомии «хаос» / «порядок» с учетом факторов конвенциональ-ности / неконвенциональности); семиотическом (охватывает вербальную и невербальную формы ритуальной коммуникации). Нельзя не согласиться с исследователями,

придерживающимися модулярного подхода к изучению текста/дискурса, о том, что: «Для более полного представления схемы дискурса, несомненно, крайне необходимо объединение критериев, характерных для того или иного вида дискурса» [3: 191]. Комплексная актуализация перечисленных ранее аспектов, выраженных в соответствующих подходах, обеспечивается интегратив-ной сущностью базисных подходов/ аспектов - дискурсивного (обеспечивает материал исследования в различных формах и типах дискурса) и аргументативного (служит методологической базой исследования посредством актуализации категориального поля аргументации).

Глубина проработки основных аспектов задачи исследования (дискурсивного и аргументативного) обеспечивается комплексным использованием методов и методик: анализа и обобщения (теоретических положений и эмпирических данных); метода сплошной выборки (различных видов дискурсивных практик); контекстуального метода (конкретизация видов дискурсивных практик относительно категории ритуальности); интерпретатив-ного метода (толкование специфики реализации категории ритуальности в выбранном контексте); метода социально-культурного анализа (с целью ролевой - личностной и институциональной - актуализации участников ритуального дискурса, включая межкультурный и гендер-ный факторы); метода аргумента-тивного анализа (с использованием компонентов категориального поля аргументации - истины, эистеми-ческого контекста, каузальности, модальности); метода сравнения (форм познания и культур), основанного на методике анализа прагматических пресуппозиций и импликаций; методики анкетирования / опроса (с целью выявления, исходя из дихотомии конвенциональность / неконвенциональность, когнитивного диссонанса и составления

рекомендаций для его устранения); метода таксономии (для подтверждения специфики актуализации категории ритуальности в различных видах дискурса).

Результатом исследования является построение модели ритуального дискурса с референцией на аргументативный механизм, представленный категориальным полем аргументации. Проектируемая модель прогнозируется как эффективная универсальная модель кооперативного взаимодействия, интегрирующая различные разновидности дискурса. Анализ и синтез теоретических основ исследования различных типов текстов / дискурсов (политический, педагогический, масс-медийный, рекламный, компьютерный, медицинский, религиозный и др.), обобщение полученных результатов с проекцией категории ритуальности на категориальное поле аргументации, а также проведение социолингвистического эксперимента способствуют достижению цели научного исследования. Отправным пунктом в данном направлении полагается исследование дискурса чатов в Интернет-коммуникации, в котором интегрирован признак ритуальности, выраженный в характеристиках форм коммуникации - одновременно устной и письменной (включая интерактивность, линейность/нелинейность, близость/дистантность, ситуативную обусловленность, синхронность/ несинхронность, относительную персонифицированность) (Овчарова 2008 [4]).

В данном направлении актуально обращение к семиотическому подходу. Перспективно развитие проблемы (вербальная и невербальная репрезентация компонентов высказывания с выделением в структуре чатового диалога иконических, конвенциональных и индексальных знаков) с проекцией на другие виды дискурса. В частности, особо значимо изучение проблемы, исходя из дихотомии конвенциональность /

неконвенциональность в качестве базового фактора для исследования категории ритуальности.

Описание специфики функционирования языковой личности в электронном гипертексте обусловливает развитие проблемы предлагаемого исследования в когнитивном аспекте. В связи с безудержным возрастанием потенциала информационных технологий особую значимость приобретает прежде всего развитие положения, связанного с пространством Интернет-коммуникации - «степень информированности членов общества, т.е. умение планировать стратегию поиска и отбора информации, дальнейшее взаимодействие в сети, во многом зависят от того, насколько хорошо участники коммуникации осознают потенциал и специфику функционирования языковых средств в новой среде общения» [4: 9]. Когнитивный аспект, таким образом, сопрягается с синергетическим аспектом (подходом) в плане органичного рассредоточения элементов дискурса, что позволяет аргументативный анализ «моделирующей деятельности дискурсивной рефлексии» (Борботько 2011 [5]), включая интерпретирующий подход (Ивин 1997 [6]; Васильев 2014 [7]).

Результаты, полученные на основе анализа языка чатов в Интернет-коммуникации, указывают на наличие различных форм актуализации дискурса, что позволяет гипостазирование проблемы на исследование других типов (персонального и институционального) и видов (к примеру, политический, экономический, педагогический, медицинский, религиозный и др.) (Карасик 2004 [8]) дискурса с интегрированным признаком ритуальности (см. Овчарова 2016 [9]). Очевидно, что «умение планировать стратегию поиска и отбора информации» суть задачи, решаемые на основе дискурсивно интегрированной аргументативной компоненты (ср. «презентационный дискурс»

как «надстроечный» тип дискурса -Олянич 2007 [10], а также «концеп-тосфера научно-фантастического дискурса в ценностном образном и отношении» ([11: 72); семиотическая актуализация ритуала - Мечков-ская 2004 [12]; проблема «ментальных репрезентаций» - Кубрякова, Демьянков 2007 [13]); междисциплинарный подход к исследованию ритуала [14]. Ведь, к примеру, «переход - от ритуала к диалогу различных политических субъектов - еще далек от завершения» [15:

117]. В связи с этим построение ар-гументативной модели ритуального дискурса в качестве конкретной задачи исследования, предполагающее нахождение алгоритма аргу-ментативного механизма в единстве функционирования составляющих категориального поля аргументации (эпистемического контекста, каузальности, модальности), представляет собой не только актуальную, но и перспективную проблему в пространстве исследования различных дискурсивных практик.

Примечания:

1. Фанян Н.Ю. Аргументация как лингвопрагматическая структура: дис. ... д-ра филол. наук. Краснодар, 2000. 354 с.

2. Фанян Н.Ю. Аргументативная модель семантического анализа текста/ дискурса // Когнитивно-дискурсивные исследования в языке и речи: коллективная монография. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2017. С. 116-138.

3. Грушевская Т.М., Фанян Н.Ю. Модулярный подход к анализу текста/дискурса: вклад женевской лингвистической школы // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. 2012. Вып. (99). С. 190-194.

4. Овчарова К.В. Компьютерные чаты в Интернет-коммуникации: содержание и особенности функционирования: дис. ... канд. филол. наук. Краснодар, 2008. 240 с.

5. Борботько В.Г. Принципы формирования дискурса: от психолингвистики к лингвосинергетике. 4-е изд. М.: Либроком, 2011. 288 с.

6. Ивин А. А. Основы теории аргументации: учебник. М.: ВЛАДОС, 1997. 352 с.

7. Васильев Л.Г. Аргументация и ее понимание: логико-лингвистический подход: монография. Калуга: Калужский гос. ун-т, 2014. 330 с.

8. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004. 390 с.

9. Овчарова К.В. Ритуальность в дискурсе: многообразие проявлений // Особенности исследования и конструирования актуальных типов дискурса и их категорий: монография / под ред. И.П. Хутыз. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2016. С. 213-251.

10. Олянич А.В. Презентационная теория дискурса: монография. М.: Гнозис, 2007. 407 с.

11. Олянич А.В., Рыльщикова Л.М. Образные и ценностные характеристики концепта «Будущее (время)» глазами субъектов современного аграрного образования: результаты лингвосемиотического анкетирования // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Филология и искусствоведение. Майкоп, 2016. Вып. 1. С. 65-72.

12. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык. Природа. Культура: курс лекций. М.: Академия, 2004. 432 с.

13. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З. К проблеме ментальных репрезентаций // Вопросы когнитивной лингвистики. М.; Тамбов: Ин-т языкознания: Тамбовский гос. ун-т, 2007. № 4. С. 8-16.

14. Grimes R.R. Beginnings in Ritual Studies. US: Create Space Independent Publishing Platform, 2010. 286 p.

15. Баранов А.Н. Политический дискурс: прощание с ритуалом? // Человек. 1997. № 6. С. 108-117.

References:

1. Fanyan N.Yu. Argumentation as a linguopragmatic structure: Diss. for the Dr. of Philol. degree. Krasnodar, 2000. 354 pp.

2. Fanyan N.Yu. Argumentative model of semantic text / discourse analysis // Cognitive-discursive research in language and speech: a collective monograph. Krasnodar: KubSU Publishing house, 2017. P. 116-138.

3. Grushevskaya T.M., Fanyan N.Yu. A modular approach to text / discourse analysis: contribution of the Geneva linguistic school // Bulletin of the Ady-ghe State University. Ser. Philology and the Arts. 2012. Iss. (99). P. 190-194.

4. Ovcharova K.V. Computer chats in Internet communication: content and features of functioning: Diss. for the Cand. of Philol. degree. Krasnodar, 2008. 240 pp.

5. Borbotko V.G. Principles of discourse formation: from Psycholinguistics to Linguistic Synergy. 4th ed. M.: Librokom, 2011. 288 pp.

6. Ivin A.A. Fundamentals of the theory of argumentation: a textbook. M.: VLA-DOS, 1997. 352 pp.

7. Vasilyev L.G. Argumentation and its understanding: logical and linguistic approach: a monograph. Kaluga: Kaluga State University, 2014. 330 pp.

8. Karasik V.I. Language circle: personality, concepts, discourse. M.: Gnosis, 2004. 390 pp.

9. Ovcharova K.V. Rituality in discourse: a variety of manifestations // Features of the study and design of actual types of discourse and their categories: a monograph / ed. by I.P. Khutyz. Krasnodar: KubSU Publishing house, 2016. P. 213-251.

10. Olyanich A.V. Presentation theory of discourse: a monograph. M.: Gnosis, 2007. 407 pp.

11. Olyanich A.V., Rylshchikova L.M. Figurative and value characteristics of the concept of "future (time)" through the eyes of the subjects of modern agricultural education: results of lingvo-semiotic survey // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Philology and the Arts. Maikop, 2016. Iss. 1. P. 65-72.

12. Mechkovskaya N.B. Semiotics: language. Nature. Culture: a course of lectures. M.: Academia, 2004. 432 pp.

13. Kubryakova E.S., Demyankov V.Z. On the problem of mental representations // Problems of cognitive linguistics. M.; Tambov: Institute of Linguistics: Tambov State University, 2007. No. 4. P. 8-16.

14. Grimes R.R. Beginnings in Ritual Studies. US: Create Space Independent Publishing Platform, 2010. 286 pp.

15. Baranov A.N. Political discourse: farewell to the ritual? // Person. 1997. No. 6. P. 108-117.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.