Научная статья на тему 'РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРИОДА ЭНЕОЛИТА В УРОЧИЩЕ НИЖНЯЯ СООРУ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЛТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК А.С. ВАСЮТИНА'

РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРИОДА ЭНЕОЛИТА В УРОЧИЩЕ НИЖНЯЯ СООРУ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЛТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК А.С. ВАСЮТИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
89
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЛТАЙ / ЭНЕОЛИТ / АФАНАСЬЕВСКАЯ КУЛЬТУРА / РАСКОПКИ / КЕНОТАФ / ОГРАДА / CENTRAL ALTAI / ENEOLITHIC / AFANASYEVSKAYA CULTURE / EXCAVATIONS / CENOTAPH / ENCLOSURE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Серегин Н.Н., Васютин С.А.

Статья посвящена введению в научный оборот материалов объектов №50-51 комплекса Нижняя Соору в Центральном Алтае, раскопанных Алтайским отрядом Южносибирской археологической экспедиции Кемеровского государственного университета под руководством А.С. Васютина в 1981 г. Представлена подробная характеристика результатов исследований, включающая описание особенностей расположения этих сооружений, а также выявленных наземных и внутримогильных конструкций. Установлено, что конструктивные особенности раскопанных объектов позволяют уверенно связывать их с населением афанасьевской археологической культуры периода энеолита. Наиболее показательным признаком является кольцевая ограда из вертикально поставленных плит, являющаяся отличительной характеристикой традиций носителей обозначенной общности. Отличительной особенностью комплексов является отсутствие захоронений, что позволяет предварительно их интерпретировать, учитывая общее соблюдение норм погребальной обрядности, в качестве своего рода кенотафов. Полученные материалы демонстрируют перспективность дальнейших раскопок на могильнике Нижняя Соору, с учетом наличия на данном памятнике схожих неисследованных объектов, а также расположения рядом поселенческого комплекса афанасьевской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Серегин Н.Н., Васютин С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUAL OBJECTS OF THE ENEOLITHIC PERIOD IN THE NIZHNYAYA SOORU PLACE (CENTRAL ALTAI): BASED ON THE MATERIALS OF A.S. VASYUTIN'S EXCAVATIONS

The article is devoted to the publication of materials of objects №50-51 of the Nizhnyaya Sooru complex in Central Altai excavated by the Altai detachment of the South Siberian archaeological expedition of Kemerovo State University under the direction of A.S. Vasyutin in 1981. A detailed description of the research results is presented, including a description of the features of the location of these objects, as well as the identified ground and internal grave structures. It has been established that the design features of the excavated objects make it possible to connect them with the population of the Afanasyevskaya archaeological culture of the Eneolithic period. The most significant feature is the annular enclosure of vertically placed slabs, which is a distinctive characteristic of the traditions of that community. A distinctive feature of the complexes is the absence of burials, which allows them to be interpreted, observing the norms of funeral rituals, as a kind of cenotaphs. The obtained materials demonstrate the prospect of further excavations at the Nizhnyaya Sooru burial ground, taking into account the presence of similar unexplored objects on this site, as well as the location of the settlement complex of the Afanasyevskaya culture nearby.

Текст научной работы на тему «РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРИОДА ЭНЕОЛИТА В УРОЧИЩЕ НИЖНЯЯ СООРУ (ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЛТАЙ): ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК А.С. ВАСЮТИНА»

УДК 902.3(571.151)

Н.Н. Серегин1, С.А. Васютин2

1 Алтайский государственный университет, Барнаул, Россия;

2Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия

РИТУАЛЬНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПЕРИОДА ЭНЕОЛИТА В УРОЧИЩЕ НИЖНЯЯ СООРУ (Центральный Алтай): ПО МАТЕРИАЛАМ РАСКОПОК А.С. ВАСЮТИНА*

Статья посвящена введению в научный оборот материалов объектов №50-51 комплекса Нижняя Соору в Центральном Алтае, раскопанных Алтайским отрядом Южносибирской археологической экспедиции Кемеровского государственного университета под руководством А.С. Васютина в 1981 г. Представлена подробная характеристика результатов исследований, включающая описание особенностей расположения этих сооружений, а также выявленных наземных и внутримогильных конструкций. Установлено, что конструктивные особенности раскопанных объектов позволяют уверенно связывать их с населением афанасьевской археологической культуры периода энеолита. Наиболее показательным признаком является кольцевая ограда из вертикально поставленных плит, являющаяся отличительной характеристикой традиций носителей обозначенной общности. Отличительной особенностью комплексов является отсутствие захоронений, что позволяет предварительно их интерпретировать, учитывая общее соблюдение норм погребальной обрядности, в качестве своего рода кенотафов. Полученные материалы демонстрируют перспективность дальнейших раскопок на могильнике Нижняя Соору, с учетом наличия на данном памятнике схожих неисследованных объектов, а также расположения рядом поселенческого комплекса афанасьевской культуры.

Ключевые слова: Центральный Алтай, энеолит, афанасьевская культура, раскопки, кенотаф, ограда

DOI: 10.14258/tpai(2020)3(31).-08

Введение

В последние десятилетия интенсивность полевых работ в Центральном Алтае по ряду причин существенно снизилась. Данное обстоятельство, обусловленное рядом факторов, повышает актуальность обращения к материалам раскопок в этой части региона, осуществленных ранее, но до сих пор не введенных в научный оборот. Публикация и анализ таких данных позволяет обращаться к различным аспектам реконструкции историко-культурных процессов с учетом массива имеющихся сведений. Кроме того, появляются основания для определения направлений дальнейших исследований на конкретных памятниках.

Одним из таких комплексов, несомненно, перспективных для осуществления раскопок на современном уровне, является могильник Нижняя Соору (рис. 1). Первые научные работы на данном памятнике проведены участниками Алтайского отряда Южносибирской археологической экспедиции Кемеровского государственного университета под руководством А.С. Васютина [1981а] в полевом сезоне 1980 г. Уже на этапе визуальной фиксации сооружений памятника были отмечены некоторые их специфичные черты, определившие перспективность дальнейших изысканий в данной местности [Васютин, 1981б, с. 171]. В 1981 г. участниками экспедиции на обозначенном могильнике раскопана серия сооружений [Васютин, 1982; 1983, с. 192]. Прак-

* Работа выполнена при финансовой поддержке РНФ (проект №20-18-00179 «Миграции и процессы этнокультурного взаимодействия как факторы формирования полиэтничных социумов на территории Большого Алтая в древности и средневековье: междисциплинарный анализ археологических и антропологических материалов»).

тически все они представлены объектами раннего Средневековья - «поминальными» оградками и захоронением лошади, материалы которых частично опубликованы [Васютин, Елин, Илюшин, 1987, с. 107-109, рис. 1.-1, 2.-22-23; Илюшин, 1995, с. 122, рис. 1.-А, Б, 1-3; Васютин, 2009, с. 89-90, рис. 3-5]. Однако кроме этих известных комплексов изучены еще два своеобразных сооружения - кольцевые ограды №50-51 (рис. 2 и 3). Несмотря на своеобразие зафиксированных конструкций, эти объекты не были введены в научный оборот и остались за рамками внимания специалистов. Их публикации и интерпретации в контексте имеющихся материалов раскопок синхронных комплексов посвящена данная статья.

Рис. 1. Расположение археологического комплекса на карте-схеме (1) и место расположения могильника в урочище Нижняя Соору на снимке из космоса (2)

Характеристика материалов раскопок Погребально-поминальный комплекс Нижняя Соору расположен в одноименном урочище, на правом берегу р. Каракол, в 3 км к югу-юго-востоку от с. Кулада Онгудай-ского района Республики Алтай (рис. 1.-7). Площадка, на которой расположен памятник, представляет собой небольшую узкую долину, разрезаемую в центре высохшим руслом р. Нижняя Соору и окаймленную с юга и севера горными грядами (рис. 1.-2). Археологические объекты в данной местности располагаются несколькими группами-цепочками, ориентированными в широтном и меридиональном направлениях. Комплекс состоит из более 170 курганов различных размеров, около 20 подквадратных оградок, а также нескольких кольцевых оград и одиночных стел.

Объекты .№50-51 расположены в юго-восточной части комплекса Нижняя Соору. Сооружения были довольно сильно задернованы, однако до раскопок фиксировались характерные конструкции в виде кольцевых оград из вертикально поставленных плит с небольшим количеством камней во внутренней площади. К югу от обозначенных объектов выявлены еще два подобных сооружения (№53-54).

Ограда №50 (рис. 2-3), состоящая из одного ряда вертикально поставленных плит различных размеров, имела диаметр 3,26 м. В центре сооружения выявлена крупная каменная плита (0,84*1,3 м), один край которой сильно углублен, а рядом фиксировался развал камней меньших размеров. Под центральной плитой расчищена яма подпрямоугольной формы, ориентированная по линии Ю-С. Ее размеры: длина 1,56 м, ширина 1,04 м, глубина 0,82 м. В ходе раскопок каких-либо находок или до-

Ограда №51 (рис. 4-5), расположенная к северу от предыдущего объекта, была исследована отдельным раскопом для уточнения характера подобных сооружений. Диаметр кольца из вертикально поставленных плит состав -лял 7,8 м. После расчистки дернового слоя в центральной части конструкции зафиксировано скопление плит, обломочных пород и булыжников. В центре, как и на объекте №50, расчищена довольно крупная плита (0,84*0,48 м). Под каменной конструкцией находилась яма, размеры которой составляли 3*3,72 м, глубина - 0,84 м. Ее северная стенка была

полнительных конструкций не обнаружено.

Рис. 2. Объект №50 комплекса Нижняя Соору: 7 - до раскопок (снято с юго-запада); 2 - после удаления дерна и зачистки (снято с востока)

С

Условные обозначения:

ЕШЗдеРн

погребенная почва ||; I; I; 1| материк

заполнение ям | | плиты ограды

1 м

Рис. 3. Объект №50 комплекса Нижняя Соору. План и разрез

укреплена массивной вертикально поставленной плитой, южная и западная стенки выложены горизонтальной кладкой из булыжника и обломочных пород. В южной части ямы расчищена плита-ступенька размером 2,12*0,6 м. Разборка этой кладки показала, что стенки ямы были выложены на специальной приступке, чуть выше уровня дна. Каких-либо находок или других сооружений не обнаружено.

Основные аспекты интерпретации объектов Конструктивные особенности сооружений, зафиксированные в ходе раскопок объектов №50-51, позволяют уверенно связывать их с населением афанасьевской археологической культуры периода энеолита. Наиболее показательным признаком является кольцевая ограда из вертикально поставленных плит, являющаяся отличительной характеристикой традиций носителей обозначенной общности. При этом нередко внутренняя площадь ограды оставалась практически не заполненной камнями. Подобные конструкции выявлены на многих памятниках, раскопанных в разных частях Алтая [Посредников, Цыб, 1992, рис. 1.-5-9; Владимиров и др., 1999, рис. 2; Степанова, 2012, рис. 3.-10; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, рис. 14.-1; и мн. др.]. Кроме того, в объектах афанасьевской культуры довольно широкое распространение получила традиция возведения разного рода конструкций в центральной части курганов, а также использования массивных плит при оформлении могильных ям, в том числе в качестве перекрытия [Посредников, Цыб, 1992, рис. 1.-5-6; Ларин, 2005, рис. 49, 56, 68; Степанова, 2012, рис. 2.-1, 7.-1; и мн. др.].

Отличительной особенностью сооружения №51, не фиксирующейся в памятниках афанасьевской культуры Алтая, является наличие внутримогильных каменных конструкций. Одним из редких исключений в этом плане следует считать ограду №5 памятника Кара-Коба-1, интерпретируемую как ритуальный комплекс и, возможно, представляющую собой один из поздних афанасьевских объектов в рассматриваемом регионе [Степанова, 2013, с. 92, рис. 1.-4-5]. Кроме того, неординарными являются размеры ямы сооружения №51, превышающие параметры, характерные для

некрополей Алтая периода

*

энеолита .

Дополнительным фактором, косвенно подтверждающим правильность представленной культурно-хронологической интерпретации рассматриваемых объектов, является наличие в урочище Нижняя Соору поселения периода энеолита. Данный комплекс расположен в непосредственной близости от могильника, к западу от него. На основании небольших раскопочных работ, проведенных на объекте, установлено, что поселение относится к афанасьевской культуре и представляет собой редкий памятник, не содержащий находок более позднего времени [Ларин, Кун-гурова, Степанова, 1998; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, с. 15-16].

В ходе раскопок памятников афанасьевской культуры на Алтае выявлена серия объектов без захоронений. Возможности интерпретации таких комплексов представлены в ряде публикаций [Цыб, Владимиров, 1982; Шульга, 2006, с. 71; Тюрина, 2007; Вадецкая, Поляков, Степанова, 2014, с. 321; и др.]. Важно обратить внимание на то, что публикуемые ограды могильника Нижняя Соору демонстрируют, за редким исключением, практически полное соблюдение норм погребальной обрядности, харак-

Рис. 4. Объект №51 комплекса Нижняя Соору: 1 - до раскопок (снято с юго-запада); 2 - после удаления дерна и зачистки (снято с востока)

* Выражаем благодарность к.и.н. Н.Ф. Степановой за возможность ознакомиться с неопубликованными результатами анализа материалов раскопок погребальных комплексов афанасьевской культуры Алтая.

\ материковая супесь | верхний слой заполнения ямы нижний слой заполнения ямы вертикально поставленные плиты

Рис. 5. Объект №51 комплекса Нижняя Соору. План и разрез

терных для населения обозначенной общности. Не исключено, что в могильных ямах присутствовали и какие-то изделия из органики или элементы тризны, которые не сохранились. В связи с этим имеются веские основания для отнесения раскопанных объектов №50-51 к своего рода кенотафам.

В настоящее время датировка археологических комплексов афанасьевской культуры Алтая с учетом недавних результатов специальных исследований определяется рамками ХХХ1-ХХ1Х вв. до н.э. [Поляков, Святко, Степанова, 2019; РоНако^ Svyatko, Stepanova, 2019]. При отсутствии в раскопанных объектах памятника Нижняя Соору находок, а также каких-либо органических материалов для осуществления радиоуглеродного анализа время сооружения оград №50-51 представляется возможным определить в обозначенных хронологических границах.

Заключение

Публикуемые объекты комплекса Нижняя Соору расширяют представления об особенностях обрядовой практики населения Центрального Алтая эпохи энеолита. Анализ выявленных сооружений позволил отнести ограды №50-51 к афанасьевской археологической культуре и датировать в рамках XXXI-XXIX вв. до н.э. Имеются основания для определения этих объектов как своего рода кенотафов.

Следует обратить внимание на актуальность дальнейших полевых исследований на комплексе Нижняя Соору. Известно, что на данном памятнике имеется несколько схожих оград, раскопки которых могут предоставить материалы, важные для уточнения интерпретации изученных сооружений. Кроме того, весьма вероятным представляется выявление в составе некрополя «стандартных» погребений эпохи энеолита. Наконец, большое значение имеет корреляция этих данных с результатами исследований расположенного в непосредственной близости поселения афанасьевской культуры. Таким образом, исследования объектов урочища Нижняя Соору представляются одними из наиболее перспективных с точки зрения реконструкции этносоциальных процессов и системы жизнеобеспечения населения Центрального Алтая в период энеолита.

Библиографический список

Вадецкая Э.Б., Поляков А.В., Степанова Н.Ф. Свод памятников афанасьевской культуры. Барнаул : Азбука, 2014. 380 с.

Васютин А.С. Исследования древнетюркских оградок в Горном Алтае // Археологические открытия 1981 г. М. : Наука, 1983. С. 192.

Васютин А.С. Отчет о раскопках и разведке древнетюркских оградок в Горном Алтае в 1981 г. // Архив ИА РАН. Р-1. №8571. 1982. 105 л.

Васютин А.С. Отчет о результатах разведки археологических памятников в бассейне рек Ко-коря и Каракол Кош-Агачского и Онгудайского районов Горно-Алтайской автономной области в 1980 г. // Архив ИА РАН. Р-1. №8681. 1981а. 76 л.

Васютин А.С. Поиски ритуальных сооружений в Горном Алтае // Археологические открытия 1980 г. М. : Наука, 1981б. С. 171.

Васютин А.С. Тюркские оградки Кер-Кечу и Нижнего Сору Центрального Алтая // Теория и практика археологических исследований. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2009. №5. С. 87-94.

Васютин А.С., Елин В.Н., Илюшин А.М. Новые находки предметов вооружения в древнетюркских оградках Горного Алтая // Военное дело древнего населения Северной Азии. Новосибирск : Наука, 1987. С. 107-114.

Владимиров В.Н., Мамадаков Ю.Т., Цыб С.В., Степанова Н.Ф. Раскопки афанасьевского могильника Первый Межелик I в Онгудайском районе // Древности Алтая. Известия лаборатории археологии. №4. Горно-Алтайск: Изд-во ГАНИИИЯЛ, 1999. С. 31-41.

Илюшин А.М. Ритуальные захоронения коней в Горном Алтае (датировка и география) // Сохранение и изучение памятников археологии Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1995. Вып. V, ч. 1. С. 122-125.

Ларин О.В. Афанасьевская культура Горного Алтая: могильник Сальдяр-1. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2005. 208 с.

Ларин О.В., Кунгурова Н.Ю., Степанова Н.Ф. Поселение афанасьевской культуры Нижняя Сору // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 1998. Вып. IX. С. 67-73.

Поляков А.В., Святко С.В., Степанова Н.Ф. Проблема радиоуглеродной хронологии афанасьевской культуры и новые данные // Феномены культур раннего бронзового века степной и лесостепной полосы Евразии: пути культурного взаимодействия в V-III тыс. до н.э. Оренбург : ОГПУ, 2019. С. 181-187.

Посредников В.А., Цыб С.В. Афанасьевский могильник Нижний Тюмечин-I // Вопросы археологии Алтая и Западной Сибири эпохи металла. Барнаул : БГПИ, 1992. С. 4-10, 156-160.

Степанова Н.Ф. Могильники афанасьевской культуры окрестностей с. Ело в Горном Алтае (материалы к своду памятников) // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск : ГАГУ, 2012. №4 (16). С. 8-26.

Степанова Н.Ф. Керамика из афанасьевского ритуального комплекса Кара-Коба-1, ограда 5 (Горный Алтай) // Современные решения актуальных проблем евразийской археологии. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. С. 89-93.

Тюрина Е.А. Ритуальные сооружения афанасьевской культуры (к постановке проблемы) // Археология, этнология, палеоэкология Северной Евразии и сопредельных территорий. Новосибирск : НГПУ, 2007. С. 85-87.

Цыб С.В., Владимиров В.Н. Афанасьевское культовое место у с. Кара-Коба // Археология Северной Азии. Новосибирск : Наука, 1982. С. 55-62.

Шульга П.И. Погребения эпохи энеолита-бронзы в долине Сентелека // Погребальные и поселенческие комплексы эпохи бронзы Горного Алтая. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. С. 47-72.

Poliakov A.V., Svyatko S., Stepanova N.F. A review of the radiocarbon dates for the Afanasyevo Culture (Central Asia): Shifting towards the «shorter» chronology // Radiocarbon. 2019. Vol. 61, №1. P. 243-263.

Reference

Vadeckaja E.B., Polyakov A.V., Stepanova N.F. Svod pamyatnikov afanas'evskoj kul'tury [The Collection of Monuments of Afanasyevskaya Culture]. Barnaul : Azbuka, 2014. 380 p.

Vasyutin A.S. Issledovaniya drevnetyurkskih ogradok v Gornom Altae [Research into Ancient Turkic Fences in the Altai Mountains]. Arheologicheskie otkrytiya 1981 g. [Archaeological Discoveries of 1981]. M. : Nauka, 1983. 192 p.

Vasyutin A.S. Otchet o raskopkah i razvedke drevnetyurkskih ogradok v Gornom Altae v 1981 g. [Report on the Excavation and Exploration of Ancient Turkic Fences in the Altai Mountains in 1981]. Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS]. R-1. №8571. 1982. 105 l.

Vasyutin A.S. Otchet o rezul'tatah razvedki arheologicheskih pamyatnikov v bassejne rek Kokorya i Karakol Kosh-Agachskogo i Ongudajskogo rajonov Gorno-Altajskoj avtonomnoj oblasti v 1980 g. [The Report on the Results of Exploration of Archaeological Sites in the Basin of the Kokorya and Karakol Rivers of the Kosh-Agachsky and Ongudaysky Regions of the Gorno-Altai Autonomous Region in 1980.] Arhiv IA RAN [Archive of the IA RAS]. R-1. №8681. 1981a. 76 l.

Vasyutin A.S. Poiski ritual'nyh sooruzhenij v Gornom Altae [Search for Ritual Structures in the Altai Mountains]. Arheologicheskie otkrytiya 1980 g. [Archaeological Discoveries of 1980]. M. : Nauka, 1981b. 171 p.

Vasyutin A.S. Tyurkskie ogradki Ker-Kechu i Nizhnego Soru Central'nogo Altaya [Turkic Fences of Ker-Kechu and Lower Soru of Central Altai]. Teoriya i praktika arheologicheskih issledovanij [Theory and Practice of Archaeological Research]. 2009. №5. Pp. 87-94.

Vasyutin A.S., Elin V.N., Ilyushin A.M. Novye nahodki predmetov vooruzheniya v drevnetyurkskih ogradkah Gornogo Altaya [New Finds of Weapons in the Ancient Turkic Enclosures of the Altai Mountains]. Voennoe delo drevnego naseleniya Severnoj Azii [The Warfare of the Ancient Population of North Asia]. Novosibirsk : Nauka, 1987. Pp. 107-114.

Vladimirov V.N., Mamadakov Yu.T., Cyb S.V., Stepanova N.F. Raskopki afanas'evskogo mogil'nika Pervyj Mezhelik I v Ongudajskom rajone [Vladimirov V.N., Mamadakov Yu.T., Tsyb S.V., Stepanova N.F. Excavations of the Afanasyevsky Burial Ground First Mezhelik I in the Ongudaysky District]. Drevnosti Altaya. Izvestiya laboratorii arheologii. №4. [Antiquities of Altai. News of the Archaeology Laboratory]. Gorno-Altajsk : Izd-vo GANIIIYaL, 1999. Pp. 31-41.

Ilyushin A.M. Ritual'nye zahoroneniya konej v Gornom Altae (datirovka i geografiya) [Ritual Burial of Horses in the Altai Mountains (dating and geography)]. Sohranenie i izuchenie pamyatnikov arheologii Altajskogo kraya [Preservation and Study of Archaeological Sites of the Altai Territory]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 1995. Issue V, Part 1. Pp. 122-125.

Larin O.V. Afanas'evskaya kul'tura Gornogo Altaya: mogil'nik Sal'dyar-1 [Afanasyevskaya Culture of the Altai Mountains: the Saldar-1 Burial Ground]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2005. 208 p.

Larin O.V., Kungurova N.Yu., Stepanova N.F. Poselenie afanas'evskoj kul'tury Nizhnyaya Soru [The Settlement of the Afanasyevskaya Culture - Lower Soru]. Sohranenie i izuchenie kul'turnogo naslediya

Altajskogo kraya [Preservation and Study of the Cultural Heritage of the Altai Territory]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 1998. Issue IX. Pp. 67-73.

Polyakov A.V., Svyatko S.V., Stepanova N.F. Problema radiouglerodnoj hronologii afanas'evskoj kul'tury i novye dannye [The Problem of Radiocarbon Chronology ofAfanasyevskaya Culture and New Data]. Fenomeny kul'tur rannego bronzovogo veka stepnoj i lesostepnoj polosy Evrazii: puti kul'turnogo vzaimode-jstviya v V-III tys. do n.e. [Phenomena of Early Bronze Age Cultures of the Steppe and Forest-Steppe Stripes of Eurasia: Ways of Cultural Interaction in the 5th - 3rd Centuries BC]. Orenburg : OGPU, 2019. Pp. 181-187.

Posrednikov V.A., Cyb S.V. Afanas'evskij mogil'nik Nizhnij Tyumechin-I [Afanasyevsky Burial Ground Nizhny Tyumechin-I]. Voprosy arheologii Altaya i Zapadnoj Sibiri epohi metalla [Archaeology Issues of Altai and Western Siberia of the Metal Era]. Barnaul : BGPI, 1992. Pp. 4-10, 156-160.

Stepanova N.F. Mogil'niki afanas'evskoj kul'tury okrestnostej s. Elo v Gornom Altae (materialy k svodu pamyatnikov) [The Burial Grounds of the Afanasyevskaya Culture of the Surroundings of the Elo Village in the Altai Mountains (materials for the set of sites)]. Drevnosti Sibiri i Central'noj Azii [Antiquities of Siberia and Central Asia]. Gorno-Altajsk : GAGU, 2012. №4 (16). Pp. 8-26.

Stepanova N.F. Keramika iz afanas'evskogo ritual'nogo kompleksa Kara-Koba-1, ograda 5 (Gornyj Altaj) [Ceramics from the Afanasyevsky Ritual Complex Kara-Koba-1, Fence 5 (Altai Mountains)]. Sovre-mennye resheniya aktual'nyh problem evrazijskoj arheologii [Modern Solutions to Current Problems of Eurasian Archaeology]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2013. Pp. 89-93.

Tyurina E.A. Ritual'nye sooruzheniya afanas'evskoj kul'tury (k postanovke problemy) [Ritual Constructions of the Afanasyevskaya Culture (to the statement of the problem)].Arheologiya, etnologiya, pa-leoekologiya Severnoj Evrazii i sopredel'nyh territory [Archaeology, Ethnology, Paleoecology of Northern Eurasia and Adjacent Territories]. Novosibirsk : NGPU, 2007. Pp. 85-87.

Cyb S.V., Vladimirov V.N. Afanas'evskoe kul'tovoe mesto u s. Kara-Koba [Afanasyevsky Cult Place near the Kara Koba Village]. Arheologiya Severnoj Azii [Archaeology of North Asia]. Novosibirsk : Nauka, 1982. Pp. 55-62.

Shul'ga P.I. Pogrebeniya epohi eneolita-bronzy v doline Senteleka [Burials of the Eneolithic-Bronze Age in the Sentelek Valley]. Pogrebal'nye i poselencheskie kompleksy epohi bronzy Gornogo Altaya [Funeral and Settlement Complexes of the Bronze Age of the Altai Mountains]. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2006. Pp. 47-72.

Poliakov A.V., Svyatko S., Stepanova N.F. A Review of the Radiocarbon Dates for the Afanasyevskaya Culture (Central Asia): Shifting towards the "Shorter" Chronology]. Radiocarbon. 2019. Vol. 61, №1. Pp. 243-263.

N.N. Seregin, S.A. Vasyutin

Altai State University, Barnaul, Russia;

Kemerovo State University, Kemerovo, Russia

RITUAL OBJECTS OF THE ENEOLITHIC PERIOD IN THE NIZHNYAYA SOORU PLACE (CENTRAL ALTAI): BASED ON THE MATERIALS OF A.S. VASYUTIN'S EXCAVATIONS

The article is devoted to the publication of materials of objects №50-51 of the Nizhnyaya Sooru complex in Central Altai excavated by the Altai detachment of the South Siberian archaeological expedition of Kemerovo State University under the direction of A.S. Vasyutin in 1981. A detailed description of the research results is presented, including a description of the features of the location of these objects, as well as the identified ground and internal grave structures. It has been established that the design features of the excavated objects make it possible to connect them with the population of the Afanasyevskaya archaeological culture of the Eneolithic period. The most significant feature is the annular enclosure of vertically placed slabs, which is a distinctive characteristic of the traditions of that community. A distinctive feature of the complexes is the absence of burials, which allows them to be interpreted, observing the norms of funeral rituals, as a kind of cenotaphs. The obtained materials demonstrate the prospect of further excavations at the Nizhnyaya Sooru burial ground, taking into account the presence of similar unexplored objects on this site, as well as the location of the settlement complex of the Afanasyevskaya culture nearby.

Key words: Central Altai, Eneolithic, Afanasyevskaya culture, excavations, cenotaph, enclosure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.