Научная статья на тему 'Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества'

Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
429
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИТУАЛ / ФУНКЦИИ РИТУАЛА / КОРПОРАТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ВУЗОВСКОЕ СООБЩЕСТВО / ВНУТРИОРГАНИЗАЦИОННАЯ КОММУНИКАЦИЯ. / RITUAL / RITUAL FUNCTIONS / CORPORATE IDENTITY / HIGHER EDUCATION INSTITUTION COMMUNITY / INTRAORGANIZATIONAL COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дагаева Е. А.

Представлен теоретический анализ проблемы влияния ритуалов на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества. Автором рассмотрено понятие ритуала, а также социологический, этологический и семиотический подходы к его изучению. Подробно проанализированы функции ритуалов в соответствии с классификациями, предложенными Э. Дюркгеймом и К.С. Сарингуляном. Предложено авторское определение корпоративной идентичности, а также рассмотрена ее структура. Проанализировано содержание и виды организационных ритуалов в контексте формирования отдельных компонентов корпоративной идентичности вузовского сообщества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RITUAL AS THE WAY OF DEVELOPMENT AND MAINTAINANCE OF CORPORATE IDENTITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMMUNITY

The article provides the theoretical analysis of the problem of influence of rituals on the formation of corporate identity of higher education institutions community. The author considers the concept of a ritual, and also sociological, ethological and semiotic approaches to its study. Functions of rituals according to classifications offered by E. Durkheim and K.S. Saringulyan are analyzed in detail. The author's definition of a corporate identity is offered, its structure is considered as well. The contents and types of organizational rituals in the context of formation of particular components of corporate identity of higher education institution community are analyzed.

Текст научной работы на тему «Ритуал как способ развития и поддержания корпоративной идентичности вузовского сообщества»

ФИЛОСОФИЯ. КУЛЬТУРОЛОГИЯ

УДК 159.9 (316.6)

РИТУАЛ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ВУЗОВСКОГО СООБЩЕСТВА

© 2009 г. Е.А. Дагаева

Таганрогский институт управления и экономики

dagaeva@vandex.ru

Пкстусила в редаоцию 20.04.2009

Представлен теоретический анализ проблемы влияния ритуалов на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества. Автором рассмотрено понятие ритуала, а также социологический, этологический и семиотический подходы к его изучению. Подробно проанализированы функции ритуалов в соответствии с классификациями, предложенными Э. Дюркгеймом и К.С. Сарингуляном. Предложено авторское определение корпоративной идентичности, а также рассмотрена ее структура. Проанализировано содержание и виды организационных ритуалов в контексте формирования отдельных компонентов корпоративной идентичности вузовского сообщества.

Ключевые слова: ритуал, функции ритуала, корпоративная идентичность, вузовское сообщество, внутриорганизационная коммуникация.

Системные изменения внешней среды, в которой вынуждены сегодня

функционировать российские вузы, выдвигают проблему интеграции вузовского сообщества на одно из первых мест. Формирование и поддержание корпоративной идентичности как осознания принадлежности к своей организации, вовлеченности в дела компании, приверженности становятся одной из приоритетных задач менеджмента вуза.

Признание данного факта обусловливает актуальность проблемы изучения механизмов развития и поддержания корпоративной идентичности. Особый исследовательский интерес представляют универсальные механизмы формирования данного образования, пронизывающие весь процесс

внутриорганизационной коммуникации, -

символы, как в их материальном, так и нематериальном выражении. И, в частности, такой их вид, как ритуалы.

Ритуал: понятие, сущность, подходы к изучению

Ритуал (от латинского гйш - «обряд», «служба») - явление, сформированное в недрах традиционной культуры, служившее средством объяснения устройства мира и воздействия на него. По справедливому замечанию Л.А. Карнацкой и В.Ф. Петренко, в основу ритуала

изначально был заложен ритм природы, а сам ритуал должен был приспособить ритм человеческой деятельности к ритму космоса. Упорядочивая окружающий мир, человек упорядочивал и собственное внутреннее пространство: с помощью ритуала он мог не только постигать мистический опыт, но и

ощущать себя уверенно, быть одним целым с природой [1].

Рассмотрение и понимание сущности ритуала является многоаспектным и зависит от методологической позиции исследователя. Так, в рамках социологического подхода акцентируется внимание на коммуникативной и социализирующей функции ритуала, его

непосредственной связи с жизнью

человеческого общества (Э. Дюркгейм, М. Вебер, М. Мосс).

Этологический подход отождествляет

ритуал и культуру, интерпретируя ритуал как праоснову языка и ценностных систем. Известный австралийский этолог К. Лоренц отмечал, что в процессе ритуализации возникают формы поведения, значимые для всего сообщества и потому обязательные для воспроизведения каждым его членом. По меткому выражению К. Лоренца, ритуалы - это своеобразная «смирительная рубашка», которую надевает на человека культура. По мнению исследователя, ритуалы способствуют

взаимопониманию членов коллектива, сдерживают потенциально опасные для него формы поведения, способствуют

возникновению традиционной системы ценностей и поддерживают сплоченность группы как в плане внутренней общности, так и в смысле отличия и изоляции от других подобных групп [2].

Семиотический подход трактует ритуал как текст и как явление, порожденное мыслью человека, здесь ритуал выступает как система выразительных средств (А. К. Байбурин, Ю.М. Лотман, В. Фукс, А. Рэдклиф-Браун). Так,

A.К. Байбурин интерпретирует ритуал как

символическую форму поведения, имеющую свою грамматику, синтаксис и лексику, то есть представляющую собой особый текст. Как отмечает А. К. Байбурин, «в ритуале

конструируется особого рода реальность -семиотический двойник того, что было «в первый раз» и что подтвердило свою высшую целесообразность уже самим фактом существования и продолжения жизни... Ритуал как бы высвечивает те стороны вещей, действий, явлений, которые в обыденной жизни затемнены, не видны, но на самом деле определяют их суть и назначение» [3, с. 16-17].

Близкой точки зрения придерживается

B.В. Емельянов. Автор рассматривает ритуал

как «символическую форму поведения живых организмов, связанную с их адаптацией к условиям окружающей среды, направляющую и упорядочивающую их жизненную активность, способствующую возникновению

коммуникативных и ценностных систем и служащую основным материалом для образования новых форм поведения, согласованных со своими образцами» [2, с. 26].

Опираясь на семиотический подход, который нам представляется наиболее плодотворным в контексте анализируемой проблемы, в качестве базового определения ритуала мы будем использовать определение, предложенное Е.В. Яговдик. «Ритуал - это

форма организации социального поведения, использующая символ для сохранения, повторения и трансляции ключевых ценностей общества и способная трансформироваться с целью создания оптимальных условий для существования и функционирования

социальных структур» [4, с. 11].

Функции ритуалов

При всем многообразии подходов к изучению ритуала, общим для них является признание его адаптационной и

коммуникативной сущности: благодаря

ритуалам человек оказывается «вписанным» в культуру своего сообщества, а также может быть встроенным в систему социальных отношений иной культуры. Ритуал, внося ясность и порядок, устраняет хаос, упорядочивает жизненное пространство человека, и это далеко не единственная его функция.

Одна из наиболее известных классификаций функций ритуалов была предложена Э. Дюркгеймом в его фундаментальном труде «Элементарные формы религиозной жизни» [5]. Выделенные им функции ритуала в своей совокупности обеспечивают такой

психологический настрой коллектива, результатом которого является осознание единства, причастности к нему.

Интегрирующая функция способствует периодическому обновлению и утверждению сообщества, укреплению его единства. Ритуал, посредством воздействия на эмоциональную сферу, способствует осознанию солидарности, взаимосвязанности, единства членов

коллектива.

Функция социализации индивида: с

помощью ритуалов осуществляется подготовка индивида к выполнению социальных ролей, формируются качества, без которых

существование в обществе становится невозможным.

Воспроизводящая функция направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива. По Э. Дюркгейму, любое социальное объединение требует постоянного подтверждения, поддержания и восстановления связи не только друг с другом, но и между предками и потомками, прошлым и настоящим. С помощью ритуала коллектив периодически обновляет свои переживания, свою веру и, в конечном итоге, - свою социальную сущность.

Психотерапевтическая функция ритуала способствует обретению психологического комфорта и приобретает особое значение в кризисных ситуациях. Когда существование сообщества оказывается под угрозой, осуществление ритуалов позволяет достичь чувства сопереживания, солидарности, что в определенной степени компенсирует негативные переживания.

Заслуживающей внимания можно также считать классификацию К. С. Сарингуляна, который предложил сгруппировать функции ритуала в соответствии с их направленностью.

К группе функций, выражающих дистанцирующую направленность культуры, он относит такие, как:

- поддержание определенной иерархии социальных статусов (стратификация);

- членение времени (хронометрия);

- подавление импульсивности поведения индивидов и канализирование их эмоций (деонтизация);

- сублимация психических напряжений (социальная психогигиена) и др.

Вторую группу составляют функции аппроксимирования, которые направлены на снятие различного рода дистанций, существующих в жизни социальных общностей и индивидов:

- закрепление за индивидом новых социальных ролей как средства включения его в группу или изменения его статуса в рамках последней (инициация);

- фиксацию и воспроизводство системы исторически выработанных культурных значений (сигнификация);

- интериоризацию социокультурных норм;

- утверждение групповой солидарности (психологическая интеграция);

- установление информативного и эмоционально-психологического контакта с историческим прошлым (мемориализация);

- социальное освоение пространственной среды и т.д. [6].

Таким образом, мы видим, что в рамках традиционного общества ритуал являлся уникальным по своей сути инструментом удовлетворения значимых потребностей коллектива. С помощью ритуала для того или иного сообщества становилось возможным решение жизненно важных задач по сохранению, контролю и воспроизводству своих основных знаковых, символических ценностей.

Что касается роли ритуалов в современном обществе, то, как справедливо отмечает Е.В. Яговдик, «в современной

культуре ритуал как форма духовнопрактической деятельности человека и способ трансляции социокультурного опыта приобретает новое значение, получает новые смыслы, облекается в новую форму, изменяясь и прогрессируя вместе с человеком, отвечая его насущным потребностям. В результате исполнения ритуала происходит обновление восприятия мира человеком, закрепление тех изменений, на которые ориентирован ритуал» [4, с. 11]. Разделяя точку зрения автора, мы полагаем,

что одна из наиболее важных функций, которую ритуал выполняет в контексте современной культуры, - это трансляция духовно-нравственных ценностей и смыслов, формирование жизненной картины мира человека в соответствии с традициями и культурой его сообщества.

Полифункциональность ритуала, его способность упорядочивать жизненное и

социальное пространство, транслировать

ценности группы ее новым членам, обеспечивать психологический комфорт, формировать сплоченность членов

определенного сообщества - все это

приобретает особое значение в контексте анализируемой нами проблемы.

Понятие корпоративной идентичности и ее структура

На сегодняшний день в отечественной науке не существует единого устоявшегося определения корпоративной идентичности, как, впрочем, и фундаментальных разработок в данной области. Можно говорить лишь об отдельных результатах концептуального и методологического плана, значимых для познания такого сложного многоаспектного феномена, как корпоративная идентичность.

А. Н. Крылов интерпретирует

корпоративную идентичность как

«отождествление сотрудниками или

отдельными организационными структурами себя как части организации, выражающееся в признании корпоративной философии, в воплощении организационных норм и правил поведения» [7, с. 55].

В рамках данной статьи под корпоративной идентичностью мы будем понимать результат когнитивно-эмоционального процесса

осознания себя представителем определенной организации, определенную степень

отождествления себя с ней.

Мы предлагаем выделять в структуре корпоративной идентичности следующие компоненты: когнитивный (знания об

организации, ее истории, ценностях, традициях, нормах; осознание себя ее членом на основе определенных дифференцирующих признаков); аффективный, отражающий отношение к собственной корпоративной общности, представленный позитивными или негативными аттитюдами, это переживание своего тождества с организацией, а также отделения от других. Следует также выделить конативный компонент как результат интериоризации ценностей, правил и норм поведения, принятых

в организации, в мотивационную структуру индивида и реализацию их на практике.

Индикаторами развитой корпоративной идентичности являются:

- осознание себя членом организации,

переживание тождества с ней, а также

обособления от конкурирующих организаций;

- высокая степень осведомленности об

истории, целях, ценностях организации;

- наличие позитивных аттитюдов по отношению к организации;

- высокая степень принятия ценностей

организации;

- личностная значимость целей организации;

- осознанное соблюдение норм, правил корпоративного поведения;

- приверженность организации.

благодаря системе внутрикорпоративных коммуникаций сотрудник компании видит не только фрагмент «корпоративного

пространства», но и всю картину в целом, благодаря чему он чувствует себя частью единого коллектива, сплоченного общими целями [12].

Посредством комплекса

вышеперечисленных каналов коммуникации формируется корпоративное поведение сотрудников, проявляющееся как на внешнем, так и на внутреннем уровне корпоративной среды.

Ритуал как способ формирования корпоративной идентичности вузовского сообщества

Таблица

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание и виды организационных ритуалов, направленных на формирование корпоративной идентичности вузовского сообщества

Компонент корпоративной идентичности Виды ритуалов, направленных на формирование компонента Функции ритуалов и их содержание

Когнитивный Проведение ежегодных студенческих и преподавательских конференций, проведение Дня открытых дверей Коммуникативная (передача информации как по горизонтали, так и по вертикали; формирование осведомленности и осознания себя членом коллектива)

Аффективный Празднование Дня рождения вуза, юбилеев, Дня выпускника, календарных празднеств (Новый год, Международный женский день и т.п.) Воспроизводящая (направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива) Ценностная (демонстрация наиболее ярких примеров выражения корпоративных ценностей) Интегрирующая (способствует периодическому обновлению и утверждению сообщества, укреплению его единства) Социально-психологическая (позволяет достичь чувства сопереживания, солидарности, взаимосвязанности, единства членов коллектива)

Конативный Посвящение в студенты, проведение организационных собраний, совещаний Адаптационная (способствует интериоризации групповых норм и ценностей, подготавливает к эффективному выполнению социальных ролей)

Что касается механизмов формирования корпоративной идентичности, то, по мнению отечественных и зарубежных исследователей, в их основе лежат коммуникативные процессы [8-11].

Так, Н.Ю. Пименова отмечает, что основными элементами организационной культуры, оказывающими непосредственное воздействие на формирование и развитие корпоративной идентичности, выступают корпоративные коммуникации, корпоративный дизайн и корпоративное поведение,

являющиеся, по сути, разновидностями коммуникации [11]. Как указывает А. Фисун,

Значение организационных ритуалов в

контексте формирования отдельных

компонентов корпоративной идентичности

вузовского сообщества и конкретные примеры отражены нами в таблице.

Как показано в таблице, на развитие и поддержание корпоративной идентичности

вузовского сообщества направлен целый ряд ритуалов, тесно взаимосвязанных между собой.

Коммуникативная функция

организационных ритуалов выражается в передаче информации об организации, ее истории, ценностях, традициях, нормах как в процессе субъект-субъектного взаимодействия,

так и от поколения к поколению в виде своеобразной квинтэссенции корпоративной культуры.

Интегративная функция направлена на снятие различного рода дистанций между «настоящим» и «прошлым» вуза, между

профессорско-преподавательским составом и студенчеством, на утверждение

психологического переживания групповой солидарности.

Адаптационная сводится к закреплению за индивидом новых ролей как средства включения его в группу или изменения его статуса; обеспечивает формирование у индивидов определенных личностных, деловых и гражданских качеств, соответствующих

установок.

Ценностная функция тесно связана с адаптационной: обе они способствуют

интериоризации внутрикорпоративных

ценностей и норм.

Социально-психологическая, обеспечивая канализирование напряжения, агрессии, позволяет достичь определенного уровня психологического комфорта, формирует особое ценностное отношение к вузу.

Таким образом, значимость ритуалов в контексте формирования и поддержания корпоративной идентичности вузовского

сообщества неоценима. Ритуалы как символы действия являются способом донесения до

профессорско-преподавательского состава,

сотрудников, студентов - одним словом, тех, кто входит в вузовское сообщество, системы ценностей и моделей поведения, отражающих корпоративную культуру вуза.

Именно ритуалы как устойчивая система ценностей, накопленных и воспроизводимых в коллективной памяти, дают вузовскому сообществу ощущение устойчивости, столь необходимое в непрерывно изменяющемся мире. Как справедливо отмечает Е. Вишленкова, «посредством ритуалов

сообщество вуза не только выражает себя и сохраняет своё корпоративное единство, но и утверждает среди современников высокую ценность образования и культуры [13, с. 88].

Ссисоо литературы

1. Карнацкая Л.А., Петренко В.Ф. Ритуал как укорененность бытия // Мир психологии. 2003. № 1. С. 10-17.

2. Емельянов В.В. Ритуал в Древней

Месопотамии. СПб.: Азбука-классика;

Петербургское востоковедение, 2003. 352 с.

3. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной

культуре. Структурно-семантический анализ

восточнославянских обрядов. СПб.: Наука, 1993. 253 с.

4. Яговдик Е.В. Трансформация ритуала в

культурно-эволюционном процессе (философско-культурологический анализ): Автореферат дис...

канд. филос. наук. Белгород, 2005. 19 с.

RITUAL AS THE WAY OF DEVELOPMENT AND MAINTAINANCE OF CORPORATE IDENTITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS COMMUNITY

E.A. Dagaeva

The article provides the theoretical analysis of the problem of influence of rituals on the formation of corporate identity of higher education institutions community. The author considers the concept of a ritual, and also sociological, ethological and semiotic approaches to its study. Functions of rituals according to classifications offered by E. Durkheim and K.S. Saringulyan are analyzed in detail. The author’s definition of a corporate identity is offered, its structure is considered as well. The contents and types of organizational rituals in the context of formation of particular components of corporate identity of higher education institution community are analyzed.

Keywords: ritual, ritual functions, corporate identity, higher education institution community, intraorganizational communications.

5. Durkheim E. The Elementary Forms of the Religions Life. Glencoe, 1954.

6. Сарингулян К.С. Культура и регуляция деятельности. Ереван, 1986. 258 с.

7. Крылов А.Н. Корпоративная идентичность для менеджеров и маркетологов: М.: Изд-во ИКАР, 2004. 226 с. Издание 2-е.

8. Роуден М. Корпоративная идентичность. М.: Добрая книга, 2007. 296 с.

9. Шарков Ф.И. Интегрированные PR-коммуникации М.: РИП-холдинг, 2004. 272 с.

10. Скворцова Т., Стернин И. О корпоративной идентичности // Управление компанией. 2007. № 2.

С. 64-67.

11. Пименова Н.Ю. Особенности формирования корпоративной идентичности в системе дистанционного обучения: опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса // Университетское управление. 2004. № 5-6 (33). С. 163-172.

12. Фисун А. Внутрикорпоративные

коммуникации: проблемы построения эффективной системы [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. fisun-alexey. livej ournal. com/5523.html (дата обращения: 11.10.2008).

13. Вишленкова Е. Символы Казанского университета // Высшее образование в России. 2004. № 10. C. 80-88.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.