Научная статья на тему 'Рицин как возможная модель для создания лекарственных средств нового поколения'

Рицин как возможная модель для создания лекарственных средств нового поколения Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
1109
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Сокурова А. М.

В статье рассмотрена возможность использования рицина как модели для создания лекарственных препаратов нового поколения: цитостатиков для терапии аутоиммунных и онкологических заболеваний, а также противовирусных вакцин. Сокурова А.М. Рицин как возможная модель для создания лекарственных средств нового поколения // Психофармакол. биол. наркол. 2007. Т. 7, № 1. С. 1482-1483.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ricin as a Possible Model to Create Drugs of New Generation

Sokurova A.M. Ricin as a possible model to create drugs of new generation // Psychopharmacol. Biol. Narcol. 2007 Vol. 7, N 1. P. 1482-1483.

Текст научной работы на тему «Рицин как возможная модель для создания лекарственных средств нового поколения»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

1482 -------------------

Резюме

В статье рассмотрена возможность использования рицина как модели для создания лекарственных препаратов нового поколения — цитостатиков для терапии аутоиммунных и онкологических заболеваний, а также противовирусных вакцин.

Сокурова А.М. Рицин как возможная модель для создания лекарственных средств нового поколения // Психофармакол. биол. наркол. — 2007. — Т. 7, № 1. — С. 1482-1483.

© А.М. СОКУРОВА; 2007

Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова МО РФ; акад. Лебедева ул., 6, Санкт-Петербург, 194044, Россия

РИЦИН КАК ВОЗМОЖНАЯ МОДЕЛЬ

ДЛЯ СОЗДАНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ

НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Изучение рицина (Н 60) проводилось в течение многих лет, начиная с конца XIX века. Во время первой мировой войны 1914—1918 гг. рицин привлекает внимание специалистов в области химического оружия из-за высокой токсичности и доступности. В годы второй мировой войны 1939—1945 гг. его рассматривали как уникальное отравляющее вещество, поскольку рицин обладает скрытым периодом токсического действия [1—3].

Молекула рицина с молекулярной массой 62 056 Да состоит из двух субъединиц: А (RTA) — каталитической (молекулярная масса 30 625 Да) и В(RTB) — лектиновой (молекулярная масса 31 431 Да), связанных дисульфидной связью. НТА — высокоспецифичная эндонуклеаза, модифицирующая 28 Б РНК 60 Б субъединицы рибосомы, влечет необратимую остановку синтеза белка и гибель клетки. НТВ — лектин, имеющий два центра связывания галактозы, связывается с рецепторами на поверхности клетки-мишени и обеспечивает эндоци-тоз токсина внутрь клетки [2, 4].

Показано, что каждая из субъединиц рицина, взятая в отдельности, может в условиях эксперимента образовать химическую связь с субъединицами молекул других токсинов или даже с искусственно полученными полипептидами, образуя гибридные молекулы токсинов, не встречающиеся в природе. Некоторые авторы публикаций полагают, что путем создания гибридных, или так называемых «химерных» молекул, открывается возможность конструирования токсиноподобных веществ с неограниченно широким спектром токсического действия [2, 5].

Особый интерес к рицину вызван возможностью создания на его основе цитостатиков для терапии аутоиммунных и онкологических заболеваний, а также противовирусных вакцин нового поколения. Глубокое понимание особенностей взаимодействия рицина с клеткой-мишенью позволяет повысить качество фармакологических препаратов на его основе и расширить область его применения [4].

Иммунотоксины — химерные белковые молекулы, состоящие из молекул, способных связываться с клеточной поверхностью (моноклональные антитела, факторы роста и др.), и субъединиц бактериальных или растительных токсинов. Внутрь клетки растительные токсины попадают путем клатринзависимого и клатриннезависимого

Психофармакология и биологическая наркология / том 7 / выпуск 1 / 2007

ISSN 16Q6—8181

эндоцитоза. Целый токсин не обладает достаточной избирательностью действия. При замене В-субъе-диницы рицина на молекулу, обладающую способностью связываться с поверхностью клетки и отличающуюся по своему внутриклеточному пути транспорта, есть возможность повысить специфичность токсического действия на клетку [5].

Исследователями в качестве вектора был выбран трансферрин. Его выбор обусловлен особенностями внутриклеточного транспорта комплекса рецептор— трансферрин—железо. К тому же на опухолевых клетках лимфоидной и нелимфоидной природы присутствует гораздо больше рецепторов к трансферрину, чем на нормальных, так как они отличаются активным злокачественным ростом.

Изучалось цитотоксическое действие коньюгатов трансферрин—каталитическая субъединица рицина на клетки перевиваемой глиобластомы крыс, индуцированной этилнитрозомочевиной, в культуре клеток Jarkat и Daudi и на рост опухоли в модели in vivo. В среднем продолжительность жизни крыс, которым была перевита глиома, обработанная иммунотоксином, была на 22 % больше, чем у крыс контрольной группы. Процент погибших клеток в опухоли составил приблизительно 95 %. Однако для эффективного лечения этого не достаточно. Так как улучшить доставку токсического агента к клеткам не представляется возможным, то для уничтожения 100 % клеток необходимо повысить активность иммунотоксина за счет совместного введения с потенцирующими веществами, такими как хлорид аммония, ионофор моненсин, брефелдин А [5].

Имеются данные, что в медицинском центре Техасского Университета (США) разрабатывается лекарство против смертельно ядовитого вещества рицина. Попытки создания противоядия путем удаления активного компонента токсина были успешны. Из

трех генетически модифицированных А-цепочек две при испытании на мышах дали положительный эффект. Подопытные животные выжили после введения им 1Q LD.

Благодаря особенностям строения и токсическим свойствам рицин является удобным объектом для изучения механизмов эндоцитоза, везикулярного транспорта, сортинга и трансмембранного переноса белков, а также моделью для создания цитостатиков для терапии аутоиммунных и онкологических заболеваний и противовирусных вакцин нового поколения [2, 4, 5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Александров В.Н., Емельянов В.И. Отравляющие вещества. — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Воениз-дат, 1990. — 271 с.

2. Антонов Н.С. Химическое оружие на рубеже двух столетий. — М.: Прогресс, 1994. — 173 с.

3. Кунцевич А.Д., Назаркин Ю.К. Химическое оружие под полный запрет. Серия публикаций «Международный мир и разоружение». — М.: Главная редакция изданий для зарубежных стран изд-ва «Наука», 1987. — 104 с.

4. Попова Е.Н. Взаимодействие рицина с клетками гибридом, секретирующих антитела против его каталитической субъединицы: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — М., 2004. — 24 с.

5. Тоневицкий А.Г., Демина И.А., Гапов И.И. и др. Цитотоксическая активность конъюгатов человеческого трансферрина и А-субъединиц растительных токсинов in vitro и in vivo // ДАН. — 2000. — Т. 374, № 4. — С. 557-560.

Sokurova A.M. Ricin as a possible model to create drugs of new generation // Psychopharmacol. Biol. Narcol. — 2007 — Vol. 7, N 1. — P. 1482-1483.

Military Medical Academy, Department of Pharmacology; 6 Lebedev acad. str., Saint-Petersburg, 194044, Russia.

электронная копия статьи — http://www.elibrary.ru, © Архив (стоимость коммерческого доступа в режиме full text — 55 руб./год)

Психофармакология и биологическая наркология I том 7 I выпуск 1 I 2QQ7

ISSN 16Q6—8181

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.