Научная статья на тему 'Риторика журналистского дискурса (муниципальная власть в образах и оценках местной прессы)'

Риторика журналистского дискурса (муниципальная власть в образах и оценках местной прессы) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
291
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТСКИЙ ДИСКУРС / РИТОРИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ / РЕЧЕВАЯ АГРЕССИЯ / РЕЧЕВОЕ МАНИПУЛИРОВАНИЕ / КОМПОЗИЦИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / journalistic discourse / rhetorical comment / speech aggression / linguistic manipulation / composition and reasoning

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Подосинникова Р. В.

В статье анализируются приемы речевого воздействия, применяемые в газетных публикациях для создания образа муниципальной власти. Рассматриваются и такие приемы, как речевая агрессия и речевое манипулирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RHETORIC OF JOURNALISTIC DISCOURSE (MUNICIPAL AUTHORITY IN THE LOCAL PRESS IMAGESAND EVALUATIONS)

The means of linguistic manipulation which were used to create municipal authority image are being analyzed in the article. It highlights such means as speech aggression and manipulation.

Текст научной работы на тему «Риторика журналистского дискурса (муниципальная власть в образах и оценках местной прессы)»

УДК 801.1

РИТОРИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО ДИСКУРСА (МУНИЦИПАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В ОБРАЗАХ И ОЦЕНКАХ МЕСТНОЙ ПРЕССЫ)

© 2009 Р. В. Подосинникова

канд. филолог. наук, доц. каф. культуры речи и методики преподавания русского языка e-mail: rus. sol@mail.ru

Курский государственный университет

В статье анализируются приемы речевого воздействия, применяемые в газетных публикациях для создания образа муниципальной власти. Рассматриваются и такие приемы, как речевая агрессия и речевое манипулирование.

Ключевые слова: журналистский дискурс, риторический комментарий, речевая агрессия, речевое манипулирование, композиция, аргументация.

Цель данной статьи - анализ приемов речевого воздействия, применяемых в журналистском дискурсе, газетных публикациях, для создания образа муниципальной власти в местной прессе.

Рассмотрим портрет представителя муниципальной власти, созданный в местной прессе с помощью трех частей риторики - композиции, аргументации и словесного выражения.

Поскольку в качестве анализируемого материала выступает риторическое произведение - газетная статья в целом со всем своим оформлением как плод совместного творчества автора статьи и газетчиков, на уровне композиции рассмотрим и чисто газетные способы организации текста - заголовок, надзаголовок, лид. Следует остановиться также на взаимодействии этих выделенных компонентов с фотографией.

Речь пойдет о риторических приемах, поскольку статья создана по законам журналистского творчества, в которых основной целью является влияние на массовое сознание, формирование общественного мнения. Журналист информирует аудиторию и заодно разоблачает систему ценностей враждующей социальной группы. В данном случае это власть имущие. Манера подачи информации зависит от конкретных целеустановок (намерений) автора, чем предопределяется выбор жанровой формы, формулировка тезисов - главного и второстепенных, подбор аргументов к ним, система образных средств и словесное воплощение.

Анализ газетного текста начинается с определения его места в гипертексте - в газетном номере, а именно с типологической характеристики издания и рубрики, в которой помещен текст. Газета «Регион 46» типологически представляет собой массовое издание - информационно-аналитический еженедельник. Главное место в нем занимают публикации расследовательского направления с отчетливой ориентацией на острые (на грани скандала) темы и разоблачения, повышающие тиражность и доходность издания. Коммерческая составляющая деятельности этого издания переплетается с определенной оппозиционностью. Отсюда разоблачительный пафос автора статьи Николая Нечипуренко.

Статья Николая Нечипуренко «Результаты экономической политики чиновника Зубарева. Какой вред наносит экономике Курской области 1-й заместитель губернатора? Друзья и враги председателя курского правительства! Когда Зубарева отправят в отставку?» опубликована в газете «Регион 46» № 07 (356) от 17 февраля

2009 г. Заголовочный комплекс привлекает и фокусирует внимание читателя на персонаже статьи.

Рубрика газеты «Регион 46», в которой помещена статья, называется «Расследование». Расследование - 1. Действие по глаголу расследовать. Тщательное расследование вопроса. 2. Следствие, дознание (официальное право). Вследствие жалоб на злоупотребления назначено расследование. Расследовать - Подвергнуть (подвергать) всестороннему рассмотрению, изучению расследуемый вопрос. ||

Произвести (производить) дознание, следствие (офиц. право). Расследовать преступление [Ушакова: 1996: Т. 3: 1258]. Существительное расследование по своему лексическому значению многозначное. В названии рубрики «Расследование» данное слово употреблено во втором своем значении.

Содержание названия рубрики настраивает читателя на то, что далее в предлагаемой статье будут представлены результаты произведенных дознаний, результаты следствия, тщательного изучения, рассмотрения предложенного вопроса.

Поскольку мы имеем дело с газетой, то следует сказать о жанре журналистского расследования.

Предметом журналистского расследования обычно становится наиболее «кричащее» негативное явление, не заметить которое невозможно (это в первую очередь различные преступления, «из ряда вон выходящие случаи», события, приковывающие внимание общества). Если такие негативные явления — результат определенных действий каких-то людей или их некомпетентности, халатности и т.п., то эти люди, как правило, принимают все необходимые меры для того, чтобы скрыть корни, причины происходящего.

В силу того что, как уже говорилось, журналистское расследование приближается по характеру к тому расследованию, которое ведут правоохранительные органы, журналисту, его осуществляющему, необходимо позаботиться о доказательности «улик», на которых он строит свое выступление. Известно, что наиболее ценными являются достоверные сведения, полученные из близких к предмету расследования кругов (от бывших жен, друзей, сотрудников).

Но, конечно, основной объем конкретных сведений, непосредственно связанных с предметом исследования, может быть получен в результате сложной и кропотливой работы с действующими источниками информации, включенными в изучаемую ситуацию.

В ходе расследования журналист прибегает к самым разным методам получения данных - наблюдениям, интервью, анализу документов и т.д. Вместо того чтобы заявить, что кто-то берет взятки, или является жертвой, или разбазаривает общественное добро, журналист должен построить солидную и основанную на фактах структуру, чтобы показать читателю весь процесс нарушений и указать на источник проблем.

Заголовок статьи в газете выполняет ряд функций, в том числе информационную и функцию воздействия. Газетный заголовок может функционировать автономно, так как в ряде случаев читатель не успевает, не хочет прочесть основной текст или бегло его просматривает. Применительно к информационной функции автономность заголовка проявляется в том, что он сам по себе несет важную информацию. Применительно же к воздействующей функции автономность заголовка состоит в том, что он является самостоятельным риторическим произведением, способным и без статьи осуществить определенное воздействие на адресата. Например, заголовок «Областные власти угнетают малый бизнес» не просто передает сообщение. Заголовок содержит явное осуждение областных властей.

Функционируя неавтономно (в составе текста), заголовок выполняет важную функцию выдвижения на передний план самого главного в содержании статьи, чем облегчает прочтение как в информационном плане (помогает быстро уяснить смысл текста), так и в плане воздействия (помогает адекватно воспринять прагматику текста). Заголовок, таким образом, становится ключом к тексту.

Надзаголовок называется «Результаты экономической политики чиновника Зубарева».

Фраза в заголовке «Какой вред наносит экономике Курской области 1-й заместитель губернатора?» нацеливает читателя на содержание статьи, предполагая предоставить достоверные доказательства вреда. Заключительная фраза заголовка представляет собой риторический вопрос «Когда Зубарева отправят в отставку?», который еще и выделен графически, то есть жирным шрифтом и более крупным кеглем. Эта фраза дает понять, что вред нанесен и вред огромен, после этого может быть только отставка. Заголовочный комплекс привлекает и фокусирует внимание читателя на персонаже статьи.

Обращает на себя внимание и манипуляция с именем политика, использованная в инвективной функции [Копнина 2002: 99], когда говорящий/пишущий «сознательно избегает называть объект нападок по имени и таким образом как бы лишает политика имени. Фамилия Зубарева в тексте статьи употребляется 45 раз без упоминания его имени или имени и отчества.

Употребление одной фамилии без имени и отчества - акт недостаточно вежливый по отношении к человеку, но оправданный, скажем, в тексте при повторном упоминании. Обращаем внимание на то, что остальные персонажи данной статьи употреблены с именами: Николай Грешилов, Александр Четвериков, Исса Тумгуев, Михаил Мирели. Автор статьи заведомо отказывает господину Зубареву в уважении, что, непременно, формирует у читателя определенную оценку по отношению к главному персонажу статьи. Прием этот носит название речевой агрессии.

Исследователи отмечают, что речевая агрессия в современной прессе формирует образы врага - «врага в виде власти, власть имущих». Отсюда возможны прямые призывы адресата к действиям или особая подача предмета речи, вызывающая или поддерживающая агрессивное состояние адресата. «Речевая агрессия на страницах газет - это прежде всего средство манипулирования коллективным сознанием» (см.: [Копнина 2007]).

Существуют различные классификации речевой агрессии. Если основываться на классификации А. К. Михальской, то мы имеем дело с открытыми (сильными) формами - эмоционально и экспрессивно выраженными прямыми порицаниями («беспардонное, завистливо-мстительное отношение к курским бизнесменам ... Зубарева», «Зубарев «кошмарит» курских бизнесменов» и др.). По отношению к участнику ситуации - с «переходной», так как объектом служит политика регионального правительства (см.: [Там же]).

Используя классификации А. Х. Басова и О. Н. Быкова (см.: [Там же]), можно сказать, что в анализируемой статье используется активная непрямая речевая агрессия

- распространение сплетен об А. С. Зубареве («по слухам, Зубарев пытался давить.», «по слухам, Зубарев лоббирует.»).

Так, не читая статьи, читатель получает необходимую установку: идет

расследование - результаты экономической политики Зубарева - вред экономике Курской области - в отставку Зубарева.

После заголовка самым мелким кеглем, который едва читается, дается лид. Наряду с заголовком, лид участвует в выдвижении значимых элементов текста. Лид -краткое содержание статьи, выделенное графически и обычно помещенное следом за

заголовком [Хазагеров 2001: 74]. Лид выполняет информационную и воздействующую функции. В данной статье лид дан очень мелким шрифтом (8-9), едва поддающимся прочтению, напротив, название статьи - 18-20 кеглем. Из лида в рассматриваемой статье следует, что автор берется проанализировать всего лишь некоторые аспекты деятельности (ср.: название рубрики «Расследование», надзаголовок - «Результаты экономической политики...»), что противоречит названиям рубрики и надзаголовка.

Проанализировать, анализировать - производить анализ чего-нибудь. Анализ

- разбор, исследование отдельных частей предмета для суждения о целом (ср.: расследование). Произвести анализ литературного произведения [Ушаков 2000: Т. 1: 37]. Из словарных статей следует, что проанализировать не означает расследовать.

Автор в статье дважды употребляет фразу проведенное журналистское расследование, настаивая таким образом на жанре публикации. Жанр диктует условие использовать достоверную информацию. Достоверный - Подлинный, несомненный, не вызывающий сомнений, надежный. Достоверные сообщения. || сущ. достоверность [Ушаков 2000: Т. 1: 783].

Дело в том, что речевое воздействие может носить характер как убеждения, когда читающий добровольно принимает доводы говорящего, так и манипулирования, когда воздействие является скрытой формой принуждения читателя. Манипулирование основывается на недоступности для адресата речи независимых источников информации и провоцирует ложные выводы из формально истинных посылок. Получатель сообщения не может оценить достоверность получаемой информации ввиду недоступности ее независимых источников.

Существует четыре принципа оценки достоверности сообщаемой информации:

1. Представление открытого перечня источников информации.

2. Указание на независимость источников друг от друга.

3. Указание на компетентность источника информации.

4. Указание на добросовестность источника [Хазагеров 2001: 95].

Таким образом, поскольку жанр заявлен как журналистское расследование, это

дает основание для формирования у читателей отношения к информации, высказанной в статье, как к достоверной.

Статья сопровождается 14 фотографиями. На фотографии, расположенной на первой полосе газеты, крупным планом дается изображение главного героя статьи А. С. Зубарева по грудь, не включая руки. Видны лишь большие пальцы рук, как при жесте, обозначающем, что у человека дела идут хорошо. Подписи под фотографии нет. Фотография помещена на фоне рисунка. На заднем плане, вверху от фигуры А. С. Зубарева, нарисованы два заключенных в камере у окна с решеткой. Наколки на теле одного из изображенных представляют собой компьютерные термины. Таким образом газетчики намекают на материал под названием «Ужесточат ли наказание за игры в Интернет-салонах», помещенный на странице 8 данного выпуска. Вторая фигура, видимо, поддерживает текстовую информацию статьи о Зубареве (название статьи дается разными шрифтами слева от рисунка, с особым выделением фамилии Зубарев).

Язык и стиль статьи в целом можно характеризовать как уместный, то есть адекватный теме, жанру и аудитории. Следует заметить, что иногда автор сбивается на ироничный тон, от которого давно устал читатель. В тексте статьи много метафор, характерных для газетных жанров: «инвестиционная привлекательность»,

«невменяемая политика», «выдавить налогоплательщика», «шлейф мошенничеств», «вал уголовных дел», «светит до 10 лет.», эпитетов: «беспардонное, завистливомстительное отношение», «слезные письма», «криминальные братья»,

фразеологических оборотов и устойчивых сочетаний: «водить дружбу», «подливать

масла в огонь», «бывший директор средней руки», «вывернуть наизнанку», «царский подарок», «стахановские темпы».

Автор использует следующие фигуры: многочисленные риторические вопросы по тексту, риторические восклицания (Вот такой у нас в Курской области премьер-министр! Тридцать пять тысяч шестьсот сорок восемь!), апострофы, обращения к своему противнику, отсутствующим (Вы с кем, Александр Николаевич...), этот прием призван вызвать негодование читателей; коммуникацию, фигура обращения к слушателям с приглашением к участию в обсуждении вопроса (Интересно, чем же так помог Зубарев криминальным братьям? Как мы предполагаем, именно Зубарев оказывал давление.) (см.: [Филиппов 2002]).

Рассмотрим систему аргументации в статье.

Итак, основной тезис, выдвигаемый автором в статье, - «неумение создать в регионе благоприятный инвестиционный климат доказывает недееспособность чиновника, отвечающего за экономическое развитие». Далее при помощи аргументов эта мысль в статье должна быть доказана. Доказывается она с помощью:

1) довода по существу. Автор воспроизводит на страницах статьи Указ Президента РФ об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ. Ключевые моменты в данном указе, касающиеся оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые читатель должен обратить внимание, выделяются графически, укрупняется шрифт, воспроизводится выделение основных моментов маркером, используются стрелки. Несомненно, данные приемы направлены на формирование у читателей отношения к поданной информации как достоверной.

На фоне текста Указа газетчики помещают фотографию с изображением Президента. Она оказывается под фотографией, изображающей Зубарева. Получается своеобразное противостояние не в пользу Зубарева. На фотографии Зубарев развернут направо, а Путин налево. И смотрят они в разные стороны;

2) приведения примера. В качестве примеров, доказывающих, дополнительный тезис о том, что Зубарев «кошмарит» курских бизнесменов, автор приводит известные для всех курян события относительно известных курских бизнесменов: руководителя корпорации «ГРИНН» Николая Грешилова и Александра Четверикова, возглавляющего ГК «Агрохолдинг». Эти бизнесмены хорошо известны в Курске и Курской области. Рядом с их отрицательными мнениями относительно экономической политики чиновника Зубарева изображены их фотографии (под фото имеются подписи).

В качестве примера приводится история с объектами бизнеса курского предпринимателя Вадима Полунина. Автор статьи ссылается в своих заключениях о давлении на бизнес предпринимателя со стороны Зубарева на его (Полунина) мнение.

Предыдущий фактический материал - Указ Президента - и последующие мнения Грешилова, Четверикова, Полунина создают риторический прием речевого манипулирования - смешение информации (фактов) и мнения как особый способ компоновки материала. Читатель, который приготовился узнать факты, с трудом может защититься от внушаемого вместе с фактами мнения об этих фактах. Как прагматически мотивированные отклонения от нормы в ее широком понимании приемы речевого манипулирования используются с целью навязывания адресату определенных оценок, точек зрения и в конечном счете побуждения его к каким-либо действиям;

3) аргумента к пользе, который призван стимулировать осознание слушателями своих интересов в обсуждаемом вопросе (см.: [Филиппов 2002: 34]). Автор статьи пытается показать читателям пользу от инвесторов: создают рабочие

места, построили сотни тысяч квадратных километров недвижимости, запустили на курской земле заводы, гипермаркеты, производят продукты питания, которые пользуются спросом по всей стране, создали успешные компании, приносящие пользу жителям Курской области, что, несомненно, усиливает логические аргументы речи.

Следующая часть статьи - повествование с элементами рассуждения, рассказывающее, как было заявлено в заглавии статьи, кто же друзья и враги председателя курского правительства. В своих утверждениях о том, что председатель курского правительства водит дружбу с мошенниками, автор статьи ссылается на следующие источники информации: МВД по ЦФО, Следственное управление УВД по Курской области, УФСБ по Курской области, Следственное управление УВД по г. Курску, арбитражные суды. У читателя нет оснований, чтобы не доверять перечисленным структурам. Это тоже формирует отношение к поданной в статье информации как к достоверной.

Именно этим мошенникам, по предположению автора статьи, с помощью Зубарева дарят в безвозмездное пользование 35648 гектаров лесных угодий Хомутовского района. Утверждение подтверждается копией документа -постановления Администрации Курской области «О предоставлении ООО “Энергохимзащита” в пользование территории.», с изображением герба Курской области за подписью губернатора А. Н. Михайлова, с печатью. Это тоже прием, направленный на формирование у читателей отношения к данной информации как достоверной.

Формирование у читателей отношения к поданной информации как достоверной может осуществляться и с помощью способов и средств психологической обработки читательской аудитории, манипулятивных риторических приемов и тактик.

Одни из риторических приемов речевого манипулирования - паралогические приемы, они представляют собой осознанные и целенаправленные отклонения от законов и правил формальной логики. Формальную логику определяют как науку о законах и формах правильного мышления. Качество манипулятивности приема задается намерением говорящего/пишущего: ввести адресата в заблуждение, создать видимость обоснованности, доказательности выдвигаемого тезиса и, следовательно, внедрить в его подсознание нужную информацию, побудив тем самым к совершению выгодных манипулятору действий (см.: [Копнина 2002: 66]).

В самом начале статьи используется также прием интимизации повествования (см.: [То же: 92, 99]), стилистический прием манипулятивного характера, - такого использования речевых средств, в результате которого создается эффект доверительного общения автора с аудиторией. Для этого используется местоимение мы с размытым содержанием, риторические вопросы: «В данной статье мы попытаемся проанализировать...», «по нашему мнению» (5 употреблений), «как мы предполагаем» (6 употреблений), «по нашим предположениям» (5 употреблений), «по нашей оценке» (3 употребления), «как мы считаем».

Разновидность этого приема - неопределенный референтный индекс (см.: [То же: 78]) - прослеживается в предложениях с конструкциями: «по разным

предположениям...», «как поговаривают.», «по слухам...» (3 употребления). Таким образом, оперирование неопределенными, нереферентными источниками информации создает фантомных членов социума, сторонников высказанной автором статьи точки зрения, что, несомненно, создает условия для формирования у читателей отношения к представленной информации как достоверной.

Далее, размышляя о благосостоянии жителей Курской области, автор устанавливает прямую зависимость уровня жизни курян от проводимой инвестиционной политики чиновника, отвечающего за экономику. Этот прием призван

создать чувство общности между изданием, автором и потенциальной аудиторией, благодаря которому авторские идеи легче достигнут ее сознания.

По тексту статьи следует отметить и еще один прием - приведение «страшных», но ни на чем не основанных цифр (см.: [Паршина 2007: 67]), который работает на формирование доверия читателей к поданной информации: «. жители Курска лишились почти миллиарда рублей в год налоговый платежей. . .» (то, что выделено, дано прописными буквами для привлечения внимания!); «...выклянчивая у них 50-100 тысяч...»; «.10 лет лишения свободы...»; «...безвозмездно дарят 35648 (тридцать пять тысяч шесть сот сорок восемь!) гектаров лесных угодий...» (то, что выделено, дано прописными буквами); «... взял в долг... 30 млн. рублей...»; «...зубаревского особняка стоимостью около 10 млн. рублей.»; «.кредит в 600 млн. рублей.».

Далее используется еще один прием, нарушающий постулат количества с целью манипуляции, - пресуппозиция - особая разновидность семантического следствия, которое не совпадает с обычным лексическим следствием. Пресуппозиция может быть выражена в форме риторического вопроса (см.: [Копнина 2002: 79]).

«Не получил ли он за это то, что в соответствии с Законом «О противодействии коррупции» называется «коррупционным доходом»? «Не Тумгоевы ли оплачивали возведение очередного зубаревского особняка стоимостью около 10 млн. рублей по адресу: Курчатовский район, п. Иванино, ул. Мичурина, д. 20?»; «За что же получили Тумгоевы царский подарок в декабре 2007-го? Не за попытку ли мошенническим путем завладеть телекомпанией «ТВ-6 Курск», нелестно отзывавшейся о Зубареве?» - все это вопросы-предположения, требующие

однозначного ответа. В вопросе содержится версия ответа, но вопросительная форма снимает модальность категоричности. Таким образом реализуется намерение направить мыслительные действия читателей по предложенной автором статьи версии.

Автор расследования рассказывает и еще об одном друге Зубарева, А. С. Самошине. Заявляя, что Зубарев лоббирует назначение Самошина на высокую должность в правительстве Курской области, автор статьи задается вопросами: кто такой Самошин и что его связывает с первым заместителем губернатора? Ответ на первый вопрос предваряется фразой журналистское расследование, проведенное еженедельником «Регион 46», установило... Далее утверждение дается со ссылкой на неопределенный источник информации по слухам... Ответ на второй содержит ссылку на предполагаемость сообщаемого - «мы предполагаем, что Зубарев и Самошин совместно участвовали в попытке мошенничества...». Текст подтверждается ксерокопией документа «Платежное поручение № 111» от 18.05.2007. Сумма, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество получателя, вид операции выделены в отдельные графические объекты, шрифт увеличен для того, чтобы читатель обратил внимание. Подпись под приведенной копией документа: «Платежное поручение на 30 млн. руб., перечисленных предполагаемому подельнику Зубарева Самошину». Умело сочетая утверждения с доказательствами, предположения и утверждения со ссылкой на неопределенный источник информации, коим являются слухи, используя графические приемы выделения ключевой информации, автор/авторский коллектив создают почву для формирования у читателей газеты отношения к этой информации как достоверной.

Автор называет еще предположительно близких Зубареву людей - братьев Мирели. Прием подачи материала повторяется: упоминается, что это журналистское расследование, что оно установило: Мирели - традиционно криминальные личности. Под текстом помещено фото Михаила Мирели. Далее идут утверждения автора без ссылок на источники информации, без маркеров, без доказательств.

Наконец, информация о достижениях «Евросервиса» подтверждается ксерокопиями документа о деятельности «Евросервиса» за 2007 год и первой страницы

газеты «Курская правда» со статьей «“Евросервис” показывает класс». И это тоже создает базу для формирования у читателей отношения к данной информации как достоверной.

И еще один паралогический риторический прием речевого манипулирования представлен в следующем фрагменте: «Результат работы зубаревских «инвесторов» в Курской области следующий: остановленный, разворованный, обанкроченный

Олымский сахарный завод, «кинутый» на 600 млн. рублей государственный банк, растворившиеся в «Евросервисе» многомиллионные областные субсидии... Именно в 2007 году, в разгул бурной «инвестиционной» деятельности «Евросервиса», чиновник Зубарев... застраивает свой дворец... и вселяется». В данных высказываниях использован манипулятивный прием «связывания» (см.: [Копнина 2002: 69]). В качестве связки между предложениями используется слово именно в значении союза. Высказывания сцеплены в такой последовательности, что адресат при их восприятии устанавливает подразумеваемые, причинно-следственные отношения, который в реальной действительности может не быть - это так называемая «подразумеваемая причинность».

Судя по заглавию статьи, речь пойдет о врагах Зубарева. Автор статьи называет «жителей Курской области, лишившихся сотен миллионов рублей налоговых поступлений...» «в результате прыткой деятельности» Зубарева. Под текстом фотография нескольких человек с плакатами: «У кого-то дворцы за 30 млн. руб., а нам нечем платить за квартиру!», «Власть! Мы голодаем, а вы повышаете цены! Где ваша совесть?». Под фотографией имеется подпись: «Вот так куряне оценивают деятельность Зубарева.». Представленная фотография с изображением реальных людей на ней, не довольных властью, не говорит сама по себе о результатах деятельности А. С. Зубарева. Но подпись под ней организует мысли читателя в нужном автору направлении.

Таким образом, проанализировав оформление статьи, композицию, аргументацию, приемы изложения материала, язык и стиль публикации методом риторического комментирования, мы пришли к выводу, что в статьях с ярко выраженной риторической прагматикой, т. е. таких, которые не только информируют, но и убеждают, представлено деловое красноречие. Прагматика статьи читается уже в названии рубрики, надзаголовке, заголовке, лиде. Название рубрики приковывает внимание читателей и формирует доверие к информации; кричащий заголовок, выделенный графически, содержащий основные мысли статьи (выводы), порождает у читателя вопросы, ответы на которые он ищет в тексте.

Итак, умелым расположением материала, сочетанием утверждений с приведением источников информации (ксерокопий документов, материалов газет, примеров реальных событий из региональной жизни, мнений известных для Курска лиц, указаний на известные события, материалов газет), с последующими доказательствами, предположений и утверждений со ссылкой на неопределенный источник информации, слухов, графических приемов выделения ключевой информации, визуальных средств, манипулятивных риторических приемов, речевой агрессии, способа намеренного речевого воздействия на прямого или косвенного адресата с целью его дискредитации (подрыва доверия, умаление авторитета, престижа), оскорбления (унижения чести и достоинства), различного рода уловок в журналистском дискурсе - в статье обманным путем осуществляется попытка убедить адресата встать на позиции отправителя автора, несмотря на несостоятельность фактического и логического обоснования вопроса, рисуется отрицательный образ председателя Курского правительства А. С. Зубарева, создаются благоприятные условия

для формирования у читателей отношения к поданной в статье информации как достоверной.

Библиографический список

Копнина Г. А. Речевое манипулирование : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2007. 176 с.

Паршина О. Н. Российская политическая речь : теория и практика / под ред.

О. Б. Сиротининой. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : Изд-во ЛКИ, 2007. 232 с.

Понятия чести, достоинства и деловой репутации : спорные тексты СМИ и проблемы их анализа и оценки юристами и лингвистами. Изд. 2-е, перераб. и доп. / под ред. А. К. Симонова и М. В. Горбаневского. М. : Медея, 2004. 328 с.

Толковый словарь русского языка : в 4 т. / под ред. проф. Д. Н. Ушакова. - М. :

ООО «Изд-во Астрель», ООО «Изд-во АСТ», 2000.

Филиппов А. В. Публичная речь в понятиях и упражнениях : справочник : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. В. Филиппов, Н. Н. Романова. М. : Изд-ий центр «Академия», 2002. 160 с.

Хазагеров Г. Г. Риторика для делового человека : учеб. пособие / Г. Г. Хазагеров, Е. Е. Корнилова. М. : Флинта : Московск. психол.-социальный ин-т, 2001. 136 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.