Научная статья на тему 'Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов'

Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
267
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Н. И. Колесникова

Развитие научной речи российских магистрантов и аспирантов – одна из актуальных проблем методики. Выпускники вузов, самостоятельно проводя научное исследование, не могут оформить и изложить его результаты согласно общепринятым правилам. Курс «Научная речь» учитывает первоочередную потребность магистрантов и аспирантов – умение создавать научные тексты разных жанров. Важно уметь не только написать статью и диссертацию, но и выступить на научном семинаре, конференции, принять участие в обсуждении, дискуссии, аргументировано отстоять свою точку зрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of the academic writing skills of Russian post-graduate students — is one of the crucial methodical problems. High school graduates are not able to describe and represent the results of their scientific research in accordance with generally accepted rules. The Academic Writing course is intended to satisfy main practical needs of graduate students – to create scientific texts of different genres. But it involves teaching not only the academic writing skills, but also abilities to make a presentation at a workshop or a conference, to take part in a discussion: to argue, to persuade and to defend your position.

Текст научной работы на тему «Риторический аспект курса «Научная речь» для магистрантов и аспирантов»

УДК 82.085

Н.И. КОЛЕСНИКОВА

Новосибирский государственный технический университет

РИТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КУРСА «НАУЧНАЯ РЕЧЬ» ДЛЯ МАГИСТРАНТОВ И АСПИРАНТОВ

Развитие научной речи российских магистрантов и аспирантов - одна из актуальных проблем методики. Выпускники вузов, самостоятельно проводя научное исследование, не могут оформить и изложить его результаты согласно общепринятым правилам. Курс «Научная речь» учитывает первоочередную потребность магистрантов и аспирантов - умение создавать научные тексты разных жанров. Важно уметь не только написать статью и диссертацию, но и выступить на научном семинаре, конференции, принять участие в обсуждении, дискуссии, аргументировано отстоять свою точку зрения.

The development of the academic writing skills of Russian post-graduate students — is one of the crucial methodical problems. High school graduates are not able to describe and represent the results of their scientific research in accordance with generally accepted rules. The Academic Writing course is intended to satisfy main practical needs of graduate students - to create scientific texts of different genres. But it involves teaching not only the academic writing skills, but also abilities to make a presentation at a workshop or a conference, to take part in a discussion: to argue, to persuade and to defend your position.

Вопросы теории и методики развития научной речи российских магистрантов и аспирантов не имеют должного практического и теоретического решения в высшей школе.

Несмотря на пятилетний опыт написания рефератов, курсовых и дипломных работ с использованием речевых традиций и закономерностей научного стиля, самостоятельного овладения научной речью в студенческие годы не происходит. Эти навыки оказываются несформированными даже у выпускников филологических факультетов [3].

С проблемой написания реферата-обзора сталкиваются магистранты и аспиранты, не имевшие в учебных планах курса «Русский язык и культура речи». Названный курс по ряду причин (требования стандарта, элективность, 1-4 семестр по учебному плану, ограничение в часах и прочее) не может решить проблем аспирантов при описании результатов исследования, так как для большинства перво- и второкурсников перспектива защиты магистерской и кандидатской диссертации представляется очень отдаленной, а ряд сведений, согласно опросам

студентов, - неинтересными, лишенными мотивации, преждевременными.

Для аспирантов научная речь является средством овладения определенной информацией и средством реализации этой информации в форме конкретных видов деятельности: написание статей и диссертации, выступление на научных семинарах, конференциях, участие в обсуждениях, дискуссиях и тому подобное. Поэтому важно развивать не только правильную речь, но и умение пользоваться ею в условиях профессионального общения.

С целью развития речевой культуры и формирования стилистической компетенции магистрантов и аспирантов нами разработан курс «Научная речь», методическое построение которого учитывает первоочередные потребности этой категории учащихся - умение создавать научные тексты разных жанров: "...функциональные стили есть не что иное, как жанровые стили определенных сфер человеческой деятельности и общения", "стиль входит как элемент в жанровое единство высказывания" [1]. Проблематика курса частично отражена

_ 139

Санкт-Петербург. 2005

в авторском пособии по развитию навыков письменной речи [4].

Курс знакомит магистрантов и аспирантов с основными чертами научного стиля (четкость, краткость, точность, логичность, ясность), с функционально-смысловыми типами речи (текст-описание, текст-рассуждение, повествование, определение и др.), с подстилями и подъязыками, основными свойствами научного текста, текстовыми категориями, актуальным членением предложения, построением абзацев и сверхабзацев, типами связи предложений в абзаце, композиционно-смысловой структурой научного текста, наличием развернутых вариативных повторов, отличительными особенностями аннотации, резюме и реферата, видами и жанрами рефератов, прочими жанрами научной прозы, особенностями их языка и стиля.

Последнее особенно важно: учащийся должен четко представлять, какими именно языковыми средствами - лексическими и синтаксическими единицами он должен оперировать, какие общепринятые правила оформления и изложения материала использовать, чтобы из-под его пера вышел необходимый письменный текст. Поэтому особое внимание уделяется индивидуальным консультациям по редактированию научных текстов.

Поскольку в ряде ситуаций (доклад на конференции и тому подобное) письмо становится отправным пунктом для говорения, целесообразно воспитать у учащихся потребность в предварительном изложении устных выступлений на бумаге, а также сформировать четкое представление об отличиях письменного научного текста (статья, тезисы) от устного (доклад).

Для магистрантов и аспирантов огромное значение имеет формирование навыков публичного выступления, умения при изложении в докладе концепции решения какой-либо проблемы аргументированно отстоять свою точку зрения и заставить коллег - интеллектуальных единомышленников - согласиться с тем, что концепция заслуживает внимания [2].

Риторический аспект курса «Научная речь» знакомит со спецификой устных научных жанров, с общими требованиями к публичному выступлению, композиционными особенностями доклада (расположение главной информации, структурные элементы - начало, основная часть, завершение), а также с риторическими позициями выступающего, приемами поддержания внимания слушателей, речевыми клише для устной рецензии, искусством ведения научной дискуссии, типами вопросов и ответами на них и прочее.

Сформированные навыки и умения в области создания письменных и устных научных жанров, приемов практической риторики приносят ощутимую пользу учащимся при написании и защите диссертации и в их дальнейшей научно-профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Автор и герой. К философским основам гуманитарных наук. СПб: Азбука, 2000.

2. Зарецкая Е. Н. Риторика. М., 1999.

3. Кожина М.Н. Стилистика русского языка: Учеб. для студентов пед. ин-тов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1993.

4. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации. М.: Флинта: Наука, 2003.

140 _

ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.