Научная статья на тему 'Риторические вопросительные конструкции в белорусской художественной публицистике'

Риторические вопросительные конструкции в белорусской художественной публицистике Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПУБЛИЦИСТИКА / РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ / ВОПРОСНО-ОТВЕТНЫЙ ХОД / РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС / РЕЧЕВАЯ ЭКСПРЕССИЯ / ARTISTIC JOURNALISM / RHETORICAL INTERROGATIVE CONSTRUCTIONS / QUESTION-ANSWER / RHETORICAL QUESTION / SPEECH EXPRESSION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шандроха Нонна Эдмундовна

В статье рассматриваются функционирование риторических фигур диалогизма, в частности, риторических вопросительных конструкций в художественно-публицистическом тексте. Более детально представлен анализ риторической вопросно-ответной конструкции. Показано, как данное экспрессивное средство проявляется в индивидуально-художественном стиле писателя-публициста. Источником художественной публицистики является историческая по содержанию и высокохудожественная по форме книга-эссе «Зелёный листок на планете Земля» белорусского писателя-публициста Янки Сипакова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Риторические вопросительные конструкции в белорусской художественной публицистике»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В БЕЛОРУССКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПУБЛИЦИСТИКЕ Шандроха Н.Э. Email: Shandroha653@scientifictext.ru

Шандроха Нонна Эдмундовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра белорусской филологии, филологический факультет, Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, г. Гродно, Республика Беларусь

Аннотация: в статье рассматриваются функционирование риторических фигур диалогизма, в частности, риторических вопросительных конструкций в художественно-публицистическом тексте. Более детально представлен анализ риторической вопросно-ответной конструкции. Показано, как данное экспрессивное средство проявляется в индивидуально-художественном стиле писателя-публициста. Источником художественной публицистики является историческая по содержанию и высокохудожественная по форме книга-эссе «Зелёный листок на планете Земля» белорусского писателя-публициста Янки Сипакова. Ключевые слова: художественная публицистика, риторические вопросительные конструкции, вопросно-ответный ход, риторический вопрос, речевая экспрессия.

RHETORICAL QUESTIONS IN BELARUSIAN ART PUBLICISM

Shandroha N.E.

Shandroha Nonna Edmundovna - - PhD in Pedagogic Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF BELARUSIAN PHILOLOGY, PHILOLOGICAL FACULTY, YANKA KUPALA STATE UNIVERSITY OF GRODNO, GRODNO, REPUBLIK OF BELARUS

Abstract: the article deals with the functioning of rhetorical figures of dialogism, in particular, rhetorical interrogative constructions, in an artistic and journalistic text. The analysis of the rhetorical question-answer construct is presented in more detail. It is shown how this expressive means is manifested in the individual-artistic style of the writer-publicist. The source of artistic journalism is historical in content and highly artistic in form, the essay book Green Leaf on Planet Earth by Belarusian writer and journalist Yanka Sipakova.

Keywords: artistic journalism, rhetorical interrogative constructions, question-answer, rhetorical question, speech expression.

УДК 808.5

В конце XX - начале XXI ст. в белорусской художественной публицистике замечено авторское стремление убеждать читателя с помощью самого разнообразного арсенала приёмов и способов экспрессивной речи. К таким риторическим приёмам целесообразно отнести риторические фигуры диалогизации речи, которые употребляются для создания экспрессивного публицистического контекста. В риторике можно встретить разнообразные перечни фигур, автор статьи придерживается следующей классификации [1, с. 156]: 1) риторический вопрос; 2) риторическое обращение; 3) риторическое восклицание; 4) дубитация; 5) вопросно-ответный ход (комплекс). Перечисленные фигуры создают ситуацию условного диалога и выполняют эмоционально-коммуникативную функцию в публицистической речи. В данной статье акцентируется внимание на употреблении одной из риторических вопросительных конструкций - вопросно-ответного хода, суть которого заключается в авторской формулировке возможных вопросов и ответов. Вопросно-ответный ход делает

слушателей и читателей своими собеседниками, активизирует их внимание, вовлекает в поиски истины. Источником художественной публицистики является книга-эссе «Зелёный листок на планете Земля» белорусского писателя-публициста Янки Сипакова -самобытная энциклопедия современной жизни Беларуси.

Заметим, что именно жанровая форма эссе позволила белорусскому публицисту Я. Сипакову рассказать с позиций белорусской ментальности о месте Беларуси и белорусов в мире, о культуре и истории страны, красоте белорусской земли. Книга содержит около тридцати эссе, в названия которых в качестве ключевого слова входит местоимение «наш»: «Наша земля», «Наши люди» (не только белорусы, но и представители всех национальностей и народностей), «Наш язык», «Наши песни», «Наши замки», «Наши дома», ...наши вода, деньги, мифология, еда, леса, дороги, символы и т.д. Как показал детальный анализ художественно-публицистического текста, с целью усиления прагматической информации и экспрессивности, в каждой из эссеистических зарисовок содержится вопросно-ответный ход. Так, в эссе «Наша мифология» наблюдаем неразвёрнутый по форме и содержанию вопрос и достаточно подробный ответ: «А человек? Он всюду. Он само это дерево. Так как и дерево, и птицы, и пчёлы, и змеи, и цветы, и духи, и божества в наших мифах думают и рассуждают именно так, как бы думал и рассуждал сам человек» [2, с. 71]. Причём, как заметим, последнее предложение достаточно экспрессивно, содержит и другие риторические фигуры речи, которые только усиливают образность и экспрессию как рассматриваемой вопросительной конструкции, так и художественно-публицистического текста в целом. Это анафора (лексический повтор местоимения «он» в соседних предложениях), полисиндетон, т.е. частое употребление союза «и», а также риторическое кольцо: вопросно-ответный ход начался и закончился ключевым словом «человек», определяющим смысловое содержание данного фразового единства. В эссе «Наша еда» первая часть вопросно-ответного хода содержит два риторических вопроса и эмоциональный ответ-утверждение: «Беларусь без картофеля? Белорус без драников? Нет, это что-то не то!» [2, с. 83]. Риторические вопросы воспринимаются не как вопросы, на которые необходимо дать ответ, а как положительные утверждения. Общеизвестно, что риторический вопрос не требует ответа, поскольку писатель как мастер слова либо полагает, что ответ очевиден для его читательской аудитории, либо вовсе не стремится получить ответ и использует вопрос в качестве введения для ответа, который сам же и даст. Таким образом, значение сообщения не является основным значением, поэтому для его проявления требуются особые условия. Среди них определяющую роль играют интонация и контекст. В этих условиях нейтрализуется вопросительное значение и проявляется значение эмоционально выраженного сообщения. Встречаются в эссе и вопросительные конструкции философского смысла, содержащие достаточно веские аргументы в ответе: «А может, песня существовала и до человека? Были же и до его на земле песни - песни природы: пел ветер, пела река, пел дождь, пели солнечные лучи...» [2, с. 101]. Более того, в эссе «Наши дома» ответные конструкции содержат аргументы, с которыми внимательный читатель не может не согласиться и рассуждает дальше вместе с автором: «Кстати, а что самое главное в нашем доме? Может, окна, которые с течением времени мы сделали просторными и светлыми? Они же, когда мы и не выходим из дома, объединяют нас с улицей, с деревней. С солнцем, небом и травой. А может стол, на котором мы кушаем - он же как раз напротив печи: если сидеть спиной к огню, то хорошо припекает. А может, сама печь - мы же печь свою очень любим, дорожим ею и отдаём ей четвёртую часть даже самого тесного дома» [2, с. 168].

Риторический анализ публицистического текста показывает, что в некоторых описанных конструкциях вопросительное предложение тесно связано не только с ответным, но и с предыдущим дискурсом. Особенно это выразительно, когда публицист знакомит своего читателя с авторским замыслом написания: «Мы

предполагаем написать портрет Беларуси. Прежде всего - для самих себя. А также для тех, кто мало знает о нашей стране, и, возможно, даже не представляет, в каком месте планеты мы находимся, живём, работаем. Так где же мы живём, где находимся в мире, на дорогой нашей планете, которая носит такое красивое имя -Земля и небольшим космическим кораблём бродит в необъятных просторах космоса? Где искать тебя, Беларусь?» [2, с. 7-8]. И метафорически, как подвластно только мастеру слова, отвечает, что «Беларусь же - всего только листок на планете .Земля...» [2, с. 10].

В художественной публицистике Я. Сипакова нередко встречаются вопросительные конструкции с анафорическим местоимением «кто» («что»), при этом в ответе часто содержится эмоциональное утверждение: «Кстати, а чем прежде всего отличается человек от животного? Тем, что умеет смеяться» [2, с. 151], «Так над чем же, над кем прежде смеётся белорус? А над самим собой, над своими недостатками!» [2, с. 151].

Таким образом, вопросно-ответный ход и риторический вопрос в художественно -публицистическом тексте Янки Сипакова создают виртуальную картину задушевной и тёплой беседы автора с читателем. Названные экспрессивные фигуры речи усиливают воздействие на читателя-собеседника, предлагают читателю поразмыслить вместе с ним, задуматься над важными вопросами, несут большую смысловую и эмоциональную нагрузку.

Список литературы /References

1. Шандроха Н.Э. Рыторыка: тропы i фиуры маулення. Гродна: ГрДУ, 2009. 187 с.

2. Сгпакоу Я. Зялёны люток на планеце Зямля. Партрэт Беларуси эсэ. Мшск: Беларус.

Энцыкл. iмя П. Броуш, 2010. 368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.