УДК 82.085
Р.А. ВАЛЕЕВА
Уфимский государственный авиационный технический университет
РИТОРИЧЕСКИЕ НАВЫКИ КАК ЭЛЕМЕНТ ПРОФЕССИОГРАММЫ СОВРЕМЕННОГО СПЕЦИАЛИСТА
Статья посвящена одной из насущных задач цикла гуманитарных дисциплин в техническом вузе - развитию коммуникативной компетенции. Социально-экономические реформы России выдвигают новые требования к уровню и качеству подготовки современного специалиста. Риторические навыки - один из необходимых элементов деятельности не только педагога, юриста, политика, но и инженера, экономиста, руководителя производства. Игнорирование этой истины в нашей стране привело к тому, что культура речевого общения и красноречия оказались надолго забытыми. Задача образовательной системы сегодня заключается в возрождении утраченных традиций в области деловой риторики и искусства публичного слова. Автор в статье рассказывает об опыте преподавания в Уфимском государственном авиационном техническом университете учебных курсов, посвященных развитию у студентов коммуникативных навыков.
The article is devoted to the problem of communicative competence. It describes some practical methods of rhetoric teaching in different institutions of higher technical learning. The author claims that social and economic reforms in Russia demand highly qualified specialists. Rhetorical skills are among the most necessary elements of training not only teachers, lawyers politicians, but also engineers, and economists. During the Soviet period Ше science of rhetoric has been ignored, and as a result it has been forgotten. And the author draws the conclusion that the main task of educational establishments is to restore rhetoric traditions.
Развитый в лингвистическом отношении индивид представляет собой цельную личность, жизнедеятельность которой направлена на саморазвитие и самовыражение. Это особенно актуально в условиях современной российской действительности, когда важнейшим способом выражения индивидуального начала становится публичное слово.
В условиях новой России (реформы экономики, бурное развитие предпринимательства, сплошная компьютеризация) любой продукт деятельности человека связан с использованием ресурсов языка. Это владение информацией, планирование, деловое и светское общение, работа с документами, реклама. Сегодня все больше говорят о новой профессиограмме - лингвистической и коммуникативной компетентности специалиста. Современный выпускник вуза любого профиля должен обладать такими коммуникативными навыками, как организация общения и связи между индивидами, координация приема и передачи информации, со-
гласование оценок и процессов внимания. Эффективное владение словом необходимо современному человеку и в случае выступления перед аудиторией.
В этом смысле дисциплина "Русский язык и культура речи" в образовательном стандарте технического вуза стала курсом, в полной мере отвечающим потребностям дня и восполняющим пробелы в знаниях, возникавшие раньше (да и теперь) у специалистов технического профиля.
Необходимо отметить, что в Уфимском государственном авиационном техническом университете курсы лингвокультурологиче-ского содержания, такие как "Русский язык", "Риторика", "Культура речи", преподавались задолго до введения их в образовательный стандарт в 2000 г. на элективной и факультативной основе. С 1996 г. по решению Ученого совета вуза и при поддержке ректората дисциплина "Культура речи" включалась в расписание постоянно на всех факультетах. В курсе ставились задачи раз_ 23
Санкт-Петербург. 2005
вития риторических и стилистических навыков, совершенствования навыков грамотного письма. С этой целью использовались как традиционные, так и новые формы работы.
Одной из новаторских учебных форм стало публичное выступление студента. Направленная на развитие риторических навыков и приобретение первоначального ораторского опыта, данная учебная форма самими студентами была встречена с интересом и осознанием ее практической значимости. Основными требованиями к публичному выступлению студента являются продуцирование текста без опоры на записи в рамках установленного регламента, соответствие нормам литературного языка, поддержание зрительского внимания (обратная связь).
В качестве другой специфической учебной формы с целью развития риторических навыков используется оппонирование. Оппонирование предполагает знание норм функциональной стилистики и владение стилистическими навыками, умение всесторонне и корректно анализировать прозвучавшее выступление студента с позиций его содержания и техники речи. Эта форма обучения дисциплинирует речевое поведение, а также развивает этический аспект культуры мышления и речи.
Публичное выступление и оппонирование как комплекс методов развития риторических навыков натолкнули на мысль о проведении студенческого конкурса ораторов. Конкурс ораторов изначально был задуман как дополнительная форма обучения навыкам публичного выступления. Конкурс стал своеобразной демонстрацией риторических навыков, приобретенных в процессе обучения в соответствии с программой курсов "Культура речи", "Русский язык и культура речи". В то же время конкурс является интересным зрелищным мероприятием. Его участники выступают перед большой (до двухсот человек) и почти незнакомой аудиторией. Выступления оцениваются жюри, победители награждаются, ведется видеозапись.
Развитие риторических навыков прежде всего способствует постижению механизма речи. Формирование лингвистической и коммуникативной компетенции в курсе
"Русский язык и культура речи" обеспечивает интеллектуальный рост студента, что является залогом успешной профессиональной подготовки специалиста. Гармоничное существование индивида в обществе невозможно без знаний в области культуры речи, они защищают личность в ряде проблемных ситуаций (информационная агрессия, в том числе речевая агрессия; трудная социальная адаптация и другое).
Общеизвестна роль активной речевой деятельности в развитии мышления, формировании научного мировоззрения. Знание грамматических категорий, которые изначально представляют собой универсальные логические категории (субъект, объект, действие, количество, отношение и так далее), и владение ими обеспечивают успешное изучение других научных дисциплин, определяют стиль научного, логического мышления.
Возрождение отечественной риторики, возвращение ее в программы университетов -весьма благотворный для России процесс. Однако в этой области существует ряд проблем. Прежде всего это недостаточный объем часов, составляющих этот курс. В нашем вузе он составляет 28 аудиторных часов. "Часовой" объем дисциплины "Русский язык и культура речи", думается, повсеместно определяется по остаточному принципу. Включение нового курса в цикл гуманитарных дисциплин встретило, наряду с осознанием его необходимости, сопротивление и протест. Несомненно, этот протест -свидетельство консервативности мышления у части преподавателей, научных работников, руководителей высшей школы.
Несмотря на то, что мы до сих пор ощущаем негативные последствия ущербного языкового образования в советский период, например, парламентское косноязычие, или повальная неспособность ориентироваться в море информационного потока, определенная часть технической интеллигенции относится к гуманитарным дисциплинам, в том числе к курсу "Русский язык и культура речи", как к чему-то избыточному. Решение такого рода проблем возможно только с помощью государственных структур - путем контроля сверху.
24 _
ISSN 0135-3500. Записки Горного института. Т.160. Часть 2